ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201053 2020, № 08 (август) УДК 37.022
Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике
Вакулова Татьяна Владимировна1
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия [email protected]
Ковалёва Наталья Сергеевна2
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность исследования обосновывается необходимостью применения новых подходов в педагогических исследованиях. Цивилизационный подход, в отличие от формационного и других научных подходов, активно применяется не только в философско-исторических исследованиях, но и в педагогических. Теоретические основания данного подхода помогают глубже проникнуть в суть изучаемых педагогических проблем. Научная новизна исследования состоит в раскрытии основных положений цивилизационного подхода и применения их в педагогике. Это обусловлено кардинальными изменениями, происходившими в ХХ веке во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере образования и гуманитарных наук. Необходимость применения новых подходов в педагогических исследованиях продиктована также развитием самой педагогической науки и накоплением новых знаний, возросшим интересом общества к воспитанию и образованию молодого поколения. Поскольку цивилизационный подход включает в себя основополагающие характеристики культуры определенной цивилизации, особенности процесса воспитания и образования внутри самих цивилизаций, то использование подхода будет способствовать повышению качества образования, получению прочных знаний, развитию исследовательских компетенций обучающихся, формированию культурно-исторического пространства Российского государства. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определяется необходимость перехода от формационного к цивилизационному подходу, а также разработки и использования подхода в педагогике. Применение подхода научно-педагогическим сообществом показывает разнообразие развития педагогических систем и обществ в рамках мировых цивилизаций. Цель исследования связана с выделением основных характеристик цивилизационного подхода в методологии педагогических исследований и общих и различных характеристик понятия «цивилизация», с определением возможности использования цивилизационного подхода для более полного изучения педагогических проблем. Авторы раскрывают особенности интерпретации понятия «цивилизация», открывающие его смысл в использовании применительно к педагогике. В работе рассматриваются похожие и различные значения понятия «цивилизация» в педагогике и истории, а также уникальные особенности формирования российской цивилизации и воздействие этих особенностей на развитие педагогических изысканий. Подчеркивается, что в педагогике длительное время применялся исключительно формационный подход, но после распада мировой биполярной системы, в конце ХХ века, ученые стали применять и цивилизационный
Поступила в редакцию Received 07.06.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.07.20
Принята к публикации Accepted for publication 20.07.20 Опубликована Published 29.08.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Вакулова Татьяна Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры истории Института общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия
2 Ковалёва Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия
подход. Авторы обосновывают применение данного подхода в педагогике как высшей, так и средней школы не только созданием важнейших предпосылок для воспитания школьников и студентов, но и сохранением исторической и коллективной памяти в общественных системах. Считают, что использование цивилизационного подхода в педагогических исследованиях способствует изучению различных процессов с учетом специфики социальных и культурных оснований общества, в которых протекают педагогические процессы. Подход увеличивает потенциал научного исследования, поскольку изучаются особенности образования и воспитания, созданные внутри цивилизаций. Педагогические парадигмы и образовательные модели, которые встраивались в социокультурные основания цивилизаций, были непосредственно сплетены с воспроизводством определенного типа личности, этноса, находящегося в единстве с традициями общества и доминирующей в нем системой культурно-религиозных ценностей. Авторы считают, что применение цивилизационного подхода в педагогике, в процессе образования и воспитания, может быть действенным и существенным условием как для профессионального роста, так и для личностного формирования.
Ключевые слова: педагогика, история, цивилизация, цивилизационный подход, метод исследования, общество, педагогический процесс, исторический процесс, образование, воспитание.
Введение
Применение цивилизационного подхода в педагогике содействует рассмотрению педагогического процесса с учетом специфики уникальных социальных и культурных особенностей изучаемых обществ. На основе этого определяют постановку и решение новых современных общественных и педагогических проблем. Данный подход формирует необходимые условия для анализа современных педагогических феноменов в рамках социальных процессов с учетом их своеобразия и преемственности систем социального исследования.
Как известно, методология - это учение об организации деятельности людей. Научная исследовательская деятельность чаще всего направлена на получение нового результата, открытия, и сегодня становится очевидным, что традиционные научные установки нуждаются в обновлении. Укоренившиеся в сознании схемы и подходы познавательных средств не дают нам возможности полнее отвечать на современные вызовы в сфере педагогических исследований. Поэтому на смену формацион-ному подходу в науке приходят малоиспользуемые подходы, одним из которых является цивилизационный.
Применение цивилизационного подхода в современных научных исследованиях как высшей, так и средней школы создает предпосылки для воспитания современной молодежи, используя все образовательные ресурсы, сохраняя историческую память, помогает осознавать происходящие в мире межцивилизационные противоречия, оказывать сопротивление в информационных войнах, которые ведутся в духовной сфере. Методология данного подхода закладывает основы для победы в информационно-ментальных войнах, происходящих в умах молодых людей. Ментальным оружием является объективное знание истории, литературы, культуры, истории развития педагогики и т. д. Именно знание становится инструментом в современной межцивилизационной борьбе. Использование цивилизационного подхода в научных исследованиях, в процессе обучения и воспитания, может стать эффективным и важным условием как для профессионального, так и личностного роста студентов.
Актуальность данной темы усиливается в условиях значительных изменений в педагогическом образовании, поскольку и сама педагогическая система активно меняется, а общество нуждается в эффективном современном образовании. Исследователи выделяют понятие «информационные войны», которые разрушают социальные системы и выступают как эффективный инструмент разрушения традиционных основ развития цивилизаций, а значит, существует необходимость оказывать активное
сопротивление любым попыткам манипулирования общественным сознанием в таких цивилизационных системах. В этом смысле использование методологии цивили-зационного подхода в педагогических исследованиях позволяет сформировать защитное поле в создании системы активного сопротивления чудовищным попыткам искажения традиционных основ и культурных ценностей в обществах и манипулирования сознанием.
Формирующееся сознание нынешней молодежи в современных обществах не всегда готово к ментальным войнам, неспособно отвечать на серьезные вызовы, а угрозы, которые могут нести нынешние коммуникационные технологии молодому сознанию при их скрытом информационно-ментальном воздействии, велики и смертельно опасны для молодого поколения, особенно если использовать их в воспитательных, а затем и политических целях. Информационные войны XXI века приобретают все более скрытые и опасные формы, что оказывает существенное влияние на традиционные системы ценностей и даже психическое здоровье людей.
Осмысление всего этого комплекса проблем заставляет обратиться к поиску таких методологических подходов, на которых целесообразно выстраивать изучение исторических и педагогических процессов, дабы противостоять разрушительной силе информационных войн.
Обозначенные проблемы, на наш взгляд, возможно и необходимо изучать в методологических рамках цивилизационного подхода. Данный подход, как и другие научные подходы, используется в разных областях современного научного познания и выступает в качестве принципиальной установки исследователя, как основание, с позиций которого исследуются явления или процессы. Современная наука в своем взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека выполняет ряд социальных функций: 1) культурно-мировоззренческую; 2) функцию науки как непосредственной производительной силы; 3) функцию науки как социальной силы. Выделение этих функций науки связано с тем, что научные знания, методы и подходы все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества. Все эти функции реализуются при использовании циви-лизационного подхода в полной мере.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Продолжительное время в общественных науках, наряду с другими подходами, активно применялся формационный подход, который был основополагающим. После разрушения советской цивилизации и крушения биполярной международной системы в конце XX века исследователи обратились к использованию цивилизационного подхода.
Создателем данного подхода является славянофил Н. Я. Данилевский [1]. Его европейскими последователями были О. Шпенглер и А. Тойнби [2-4]. В след за Н. Данилевским в трудах П. Чаадаева, А. Хомякова, И. Киреевского, К. Леонтьева, Е. Трубецкого выделяется значение не экономического, а духовного фактора в развитии обществ. Исследователи считали, что значение народов, создающих цивилизации, определяется именно их духовной мощью, зависит от их нравственного влияния в мире [5]. А. Хомяков выделил основной критерий цивилизационной идентичности, заключающийся в религиозной принадлежности [6]. И. Киреевский писал о необходимости создания единого цивилизационного пространства [7], а К. Леонтьев обосновывал военные конфликты межцивилизационным противостоянием [8]. Е. Трубецкой полагал, что вся западноевропейская цивилизация возвысила себя над другими народами
[9], что приводило к войнам. Все идеи, которые легли в основу цивилизационного подхода, были сформулированы русскими мыслителями и впоследствии повлияли на необходимость применения данного подхода в педагогических исследованиях.
В советской науке цивилизационная проблематика также рассматривалась и применялась в трудах В. И. Вернадского, который рассматривал цивилизационные особенности российского государства, полагал, что именно государству принадлежит важнейшая роль в воспитании и в организации общественной жизни общества [10]. Гениальный советский ученый Л. Н. Гумилев также стоял на цивилизационных позициях, выделяя кочевые и земледельческие цивилизации. Особо изучал культурные различия этносов, роль пассионариев в развитии обществ и цивилизаций, их влияние на воспитание личности [11].
Современные исследователи А. Г. Дугин, Т. В. Вакулова, С. Г. Киселев, С. Г. Кара-Мурза, Б. С. Ерасов, Ю. В. Павленко и Ю. Н. Пахомов, Н. А. Нарочницкая, А. С. Пана-рин анализируют влияние цивилизационных особенностей на конструирование коллективной памяти, воспитание современного поколения, сохранение цивилизацион-ных ценностей. А. Г. Дугин предлагает концептуальные подходы к понятию «цивилизация», считает, что внутри они объединены общими духовными, ценностными, психологическими, воспитательными установками и историческим опытом [12]. В работах Т. В. Вакуловой формулируется определение понятия «цивилизационная идентичность» [13, 14], анализируется влияние социокультурного многообразия на процессы конструирования коллективной памяти, рассматриваются межцивилизацион-ные конфликты [15, 16]. В работе «Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России» С. Г. Киселев рассматривает историю как совокупность жизненных циклов локальных цивилизаций [17]. С. Г. Кара-Мурза основывается на анализе именно советской цивилизации, указывает на манипуляции сознанием в процессе воспитания и образования [18]. Б. С. Ерасов проводит сравнительное изучение цивилизаций, раскрывает основные принципы духовной деятельности, которые лежат в основе воспитательного и педагогического процессов современной российской цивилизации, определяет важность именно духовного компонента в процессе социальной регуляции [19, 20]. Ю. В. Павленко и Ю. Н. Пахомов проводят комплексное осмысление цивилизационной структуры мира [21]. Н. А. Нарочницкая, опираясь на редкие архивные документы и факты, пресекает попытки европейских политиков исказить смысл, достижения и наследие российской цивилизации [22]. А. С. Панарин анализирует процессы в развитии православной цивилизации и считает, что цивилизации -это многосоставные системы, в которых существуют разные религии и этносы, а значит, существуют и разные модели воспитания, присущие разным этносам [23].
Таким образом, разработки современных российских исследователей в изучении мировых цивилизаций могут быть использованы в педагогических исследованиях, поскольку они раскрывают механизмы в функционировании общественных систем, которые влияют на педагогический процесс.
Европейские исследователи также применяют цивилизационный подход для исследования внутренних процессов современных обществ. Ф. Фокуяма, С. Хантингтон считают, что внутри общественных систем возможны конфликты на основе цивилиза-ционных различий. Американский ученый Френсис Фукуяма полагает, что современная либеральная демократия наиболее приемлема для современных цивилизаций, при этом провозглашает современную организацию западного общества «концом истории» [24]. Другой американский исследователь Самюэль Хантингтон, являясь создателем теории столкновения цивилизаций, пишет о межцивилизационном противостоянии. На
наш взгляд, автор справедливо обосновывает идею многополярного мира, состоящего из восьми цивилизаций: западной, китайской, японской, индуистской, исламской, православной, латиноамериканской и африканской. Хантингтон анализирует особенности отношений России и Украины и считает, что конфликт между этими государствами маловероятен. Он предсказывает культурный разлом Украины на западную (униатскую) и восточную (православную) части [25], что мы сегодня и можем наблюдать. Для нашего исследования важно отметить тот факт, что воспитание на Украине, на ее западных и восточных территориях, действительно резко отличается.
Таким образом видно, что цивилизационные различия действительно оказывают влияние на педагогические процессы воспитания и образования. Отметим, что
A. С. Панарин отвергает теорию Хантингтона о противостоянии цивилизаций по вероисповедному или этническому признаку и указывает на их историческую связь, что и создает уникальный облик цивилизации, а взаимосвязи этносов в цивилизациях, где всегда существовали межэтнические конфликты, являются показателем кризиса, который переживают цивилизации.
В педагогических исследованиях советские авторы В. П. Бекетова, И. В. Блауберг,
B. В. Бибихин, В. Н. Бибихин и другие чаще рассматривали особенности советской педагогики и социалистической школы, проводили системные исследования, опираясь на общенаучные методы. Например, В. П. Бекетова рассматривает и анализирует общие и специфические черты социалистической школы, выделяет ее особенности [26]. И. В. Блауберг проводит анализ системных исследований в СССР, используя ситуационный анализ [27]. В. В. Бибихин, опираясь на теорию, анализирует практику организации педагогического образования [28], анализирует метод обучения, предлагаемый Я. А. Ко-менским, который считал, что детям нужно прививать чувство радости от процесса образования. Я. А. Коменский предусматривал систематическую учебную работу, направленную на познание мира, считал, что если содержание и методы обучения соответствуют возможностям обучающихся, то и вся учебная и воспитательная работа воспринимается с удовольствием. Отметим, что основоположник педагогической науки, великий мыслитель и гуманист Ян Амос Коменский создал идейное учение - пансофию, которое направлялось на уничтожение зла и установление добра на земле, что созвучно с идеями русских философов-цивилизационистов. Он выступал против междоусобных войн между народами, писал о приближении «тысячелетнего царства» истины, верил в распространение знаний как панацею от войн и усобиц [29].
В конце ХХ - начале ХХ1 века в педагогических исследованиях цивилизационный подход разрабатывался и активно применялся. Российский ученый Г. Б. Корнетов в своих трудах использует именно цивилизационный подход и определяет развитие истории педагогики как области научно-педагогического знания, являющейся важнейшим фактором объединения современного российского историко-педагогического сообщества [30]. Ученый, анализируя развитие педагогики, считает, что историческая логика изучения материала сопровождается акцентированием внимания на тех событиях и процессах, которые обладают значительным эвристическим потенциалом для понимания и развития современного педагогического знания, для решения актуальных проблем теории и практики образования [31]. Г. Б. Корнетов рассматривает процесс становления педагогических традиций западной цивилизации, анализирует педагогические взгляды представителей как античной, так и европейской философской мысли [32].
Применяя цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогиче-ского процесса, Г. Б. Корнетов приходит к выводу о том, что массовое демократическое
движение поставило вопрос о коренной реформе не только государственного порядка и общественных отношений, но и всех сфер жизни общества, в том и числе и образования [33]. Т. В. Вакулова также считает необходимым применение методологии цивилизацион-ного подхода в современных педагогических исследованиях как средней, так и высшей школы для формирования мировоззренческих позиций молодежи [34]. Н. Г. Вайнер устанавливает место цивилизационного подхода в современном отечественном педагогическом образовании [35]. Интересным представляется анализ мировоззренческих, концептуальных и коммуникативных аспектов переписки Н. И. Конрада и А. Д. Тойнби в работах автора [36]. Н. Г. Вайнер уделяет особое внимание применению цивилизационного подхода к изучению отечественной педагогической мысли, обозначает наиболее острые моменты борьбы мнений вокруг возможности существования и взаимодействия форма-ционного и цивилизационного подходов [37]. Исследования Н. Г. Вайнера связаны с интерпретацией основных результатов процесса становления и развития цивилизационного подхода в отечественной педагогике XX века, возможностью применения подхода в исследованиях педагогических явлений в свете процесса глобализации [38].
При активном использовании цивилизационного подхода в работах ученых продолжается исследовательская деятельность на основе традиционного использования общенаучного системного подхода. Исследователи А. М. Новиков и Д. А. Новиков с традиционных позиций системного анализа излагают основы методологии научного исследования как учения об организации научной деятельности [39]. А. Б. Пономарев и Э. А. Пикулева рассматривают различные уровни научного познания, выделяют этапы проведения научно-исследовательских работ, описывают процесс выбора направления исследования и постановку научно-технической проблемы при анализе процессов [40]. Н. С. Ковалёва рассматривает диалектические аспекты и проблемы духовности в развитии современного человека [41]. А. Г. и Н. Ю. Крампит проводят анализ методологии научных исследований, описывают основы методологии, методики научных исследований и техники выполнения экспериментальных исследований. В их работах рассмотрены различные уровни научного познания [42], традиционно анализируются методологические и дидактические аспекты воспитания. Ученые акцентируют свое внимание на том, что развитие обществ имеет общие воспитательные цели. В их основе лежат базовые цивилизационно-культурные универсалии и ценности. Они, передаваясь из поколения в поколение, и воспитывают современную молодежь. Именно культурная традиция и традиции воспитания обусловливают сущностное единство воспитательного процесса.
Таким образом, современные исследовали рассматривают широкий круг исторических, педагогических, методологических и общенаучных проблем, отражающих многообразие подходов к теории и практике образования, которые формировались в истории человеческого общества, активно применяют основы цивилизационного и системного подходов для анализа происходящих в мире процессов, в том числе педагогических. При этом продолжаются дискуссии и споры вокруг идеи применения формационного и цивилизационного подходов в педагогических исследованиях. Мы считаем возможным синхронное применение данных подходов, тем более что современные процессы происходят в условиях глобализации и обладают важным потенциалом для понимания и развития современного педагогического знания, для решения актуальных проблем теории и практики образования.
Рассмотрим основные положения в работах основоположников цивилизацион-ного подхода, опираясь на методологическую базу исследования.
Методологическая база исследования
Цивилизационный подход в науке. Для раскрытия методологии цивилизационного подхода к изучению педагогических процессов и явлений вначале рассмотрим существующие подходы к определению содержания категории «цивилизация», поскольку это принципиально в данном исследовании.
Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный) постепенно входил в научный оборот и впервые был использован в XVIII веке французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Этот же термин относили к качествам «гражданина» как «городского жителя». К нам это значение дошло в слове «цивильный», т. е. образованный, воспитанный на определенных нормах культуры, традиций и законов. Значение слова «цивилизация» постепенно менялось и позже трактовалось уже как всеобщая человеческая общность. История происхождения слова (этимология слова) показывает, что смыслы его менялись, и сегодня они сильно разнятся. В XX веке понятие использовалось в науке, но не получило единого общепринятого толкования. Представитель французской исторической школы «Анналов» Ф. Бродель считал, что цивилизация - это совокупность экономик и обществ, которые продолжают жить во взаимодействии. При этом само существование общественно-экономической системы происходит в условиях «географического пространства» (т. е. территории) и в конечном счете заканчивается формированием единого «коллективного менталитета» на этой территории [43].
Н. Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» использует понятие «культурно-исторический тип» - «своеобразный план религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития общности людей и человечества в целом». Автор использует понятие «культурно-исторический тип» как синоним понятия «цивилизация». Основная идея Данилевского - критика идеи общечеловеческой цивилизации. В разнообразных цивилизациях Данилевский видел отдельные исторические организмы, характеризующиеся отдельным языком или группой языков, особым образом жизни, непохожими нравами. По мнению ученого, культурно-исторический тип - это высшая историческая единица, ее составляет «всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою», которому присущи свои «нравы, обычаи, одежда, образ жизни, общественные и частные увеселения». Н. Я. Данилевский выделял несколько культурно-исторических типов, или цивилизаций: 1) египетская, 2) китайская, 3) ассирийско-вавилонско-финикийская, халдейская, или древнесемитическая, 4) индийская, 5) иранская, 6) еврейская, 7) греческая, 8) римская, 9) ново-семитская, или аравийская, 10) германо-романская, или европейская [44]. Формирующимся культурно-историческим типом автор считал славянский культурно-исторический тип [45].
К. Н. Леонтьев был продолжателем идей Н. Я. Данилевского, но идеи Леонтьева развивались параллельно и независимо от концепции Данилевского.
По Леонтьеву, мир состоит из локальных цивилизаций, которые проходят три стадии развития: 1) первичная простота, 2) цветущая сложность, 3) смесительное упрощение (гниение). Данилевский также отождествлял цивилизации с живыми организмами, которые проходят три стадии в развитии и обречены на гибель. Он выделял стадию молодости, зрелости, старости. Леонтьев писал о трехсоставности цивилизации, а Данилевский выделял четыре «высших категории деления» цивилизации:
1) деятельность религиозная; 2) деятельность культурная (состоит из трех частей: эс-тетико-художественной, научной и технико-промышленной); 3) деятельность политическая; 4) деятельность экономическая. Первые три «разряда» (религия, культура и государство) у российских авторов совпадают.
Различия между мыслителями были по вопросу отношения к «славянской цивилизации». Леонтьев доказывал отсутствие «славянской цивилизации». Он полагал, что у славян нет формообразующей религии, которая объединяла бы весь духовный строй народов российского государства: часть из этносов православные, часть - католики, часть - мусульмане и т. д. Леонтьев полагал, что существует племенная общность «славянства», но нет общей национальной идеи «славизма», а значит, и «славянской цивилизации». При этом Леонтьев признавал возможность общеславянского объединения на основе византизма как культурного идеала, который базируется на монархизме, мистицизме, эстетизме, отвергал возможность объединения России и Запада (западной католической цивилизации), считал, что Запад ненавидит и боится Россию, Европу считал враждебной России, а Российскую империю называл наследницей Византийской империи, считал, что Византия передала России базовые, циви-лизационные коды культурной и общественной жизни.
Н. Я. Данилевский выступал против европоцентризма, писал о европейской цивилизации как об одной из множества других, утверждал, что каждая цивилизация -культура особенная и ценная, разнообразие цивилизаций в мире сравнивал с разнообразием в природе видов растений. Согласно Данилевскому, важным условием существования цивилизаций является экспансия. Цель экспансии - насильственная передача основ своей цивилизации покоренным народам. Положение о естественной экспансии цивилизаций является одним из основополагающих также в концепциях европейских мыслителей О. Шпенглера (1880-1936) и А. Тойнби (1889-1975). Данилевский уделял особое внимание вопросу о войнах между государствами, которые, в свою очередь, являются представителями и выразителями цивилизационных интересов. Творческое развитие этой идеи осуществил А. Тойнби, который рассматривал государства как «форпосты цивилизаций» [46].
О. Шпенглер изложил основы цивилизационного похода к изучению истории в работе «Закат Европы» ("Der Untergang des Abendlandes", дословно - «Закат западного мира»). По Шпенглеру, цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат, ее неизбежная судьба. Шпенглер считает, что каждая культура развивается, проходя определенные периоды: детство, юность, зрелость и старость. На завершающем этапе каждой цивилизации присуще стремление к экспансии, т. е. каждая цивилизация несет в себе «принцип экспансии». Именно в экспансии проявляется судьба западной цивилизации.
Развивая идеи Н. Данилевского, О. Шпенглер подчеркивает, что цивилизации проявляют себя в различных аспектах: культурном, политическом, экономическом, военном, дипломатическом и др. Экспансия цивилизации, по мнению Шпенглера, осуществляется проводимой государством политикой, которая ставит своей целью территориальные, сырьевые и финансовые завоевания. Шпенглер убежден, что конфликты - неотъемлемый элемент цивилизаций. История жизни цивилизаций сопровождается «бесконечной чередой войн», «для людей эпохи цивилизации нет более высокого смысла, чем участие в таких войнах» [47]. Таким образом, О. Шпенглер, вслед за Н. Данилевским, выделяет значение принципа экспансии, который сопровождает развитие государств как составных частей цивилизаций.
А. Тойнби, считавший, что цивилизация - это «региональная, выделенная в пространстве и времени, самодостаточная и автономная, способная к саморазвитию над-этническая социокультурная непрерывная система», свои идеи изложил в книге «Постижение истории». Он связывает развитие цивилизаций с мировыми религиями: христианством, буддизмом, исламом, индуизмом - высшими ценностями цивилизаций. По мнению Тойнби, цивилизация - это вид общества, общность объединенных системой общественных отношений людей, являющихся, как правило, наследниками одной и той же культуры, живущих в единой социальной сфере. Ученый выделяет 21 цивилизацию [48]. Согласно Тойнби, цивилизации имеют свой центр (ядро или активное меньшинство) и периферию (пассивное большинство). «Растущая цивилизация являет собой единство и состоит из творческого меньшинства - центра или циви-лизационного ядра, за которым добровольно следует большинство». Для А. Тойнби основной вопрос - конфликт цивилизаций, который выражается в стремлении подчинить одни цивилизации другим. Захват может быть территориальным, а может быть и ментальным (культурно-символическим, духовно-нравственным). Войны, экспансия - форма взаимодействия между цивилизациями.
Используя цивилизационный подход, Тойнби рассматривает группы факторов, побуждающих цивилизацию к экспансии. Рассматривая эти факторы, автор использует дихотомию «Вызов - Ответ». Вызов активизирует рост, а ответ дает решение проблемы. Средства, которые использует общество для ответа на вызов окружающей среды, - это «мощные военные и социальные инструменты», причем «выбирается сила для борьбы с силой». В этом, по мнению Тойнби, заключается источник войн. Согласно Тойнби, к экспансии цивилизацию толкают два основных фактора: 1) успешное экономическое развитие и 2) демографический динамизм. Тойнби считает, что государства и этносы, против которых совершается агрессия, реагируют на сильный удар сильным ответом: «Стимул ударов очевиден: чем тяжелее удар, тем сильнее стимул». «Когда мы наблюдаем человека или общество в ситуации "Вызов - Ответ", - пишет Тойнби, - мы замечаем устойчивую тенденцию к перемещению из одного поля действия в другое» [49].
Таким образом, анализ показал, что работы основоположников цивилизацион-ного подхода имеют много общего. Все названные авторы рассматривают проблемы взаимодействия цивилизаций в историческом процессе, при этом исследователи выделяют особую роль культурной сферы общества, составляющей которой является воспитательный процесс, подразумевающий мирные формы диалога, взаимодействия и взаимовлияния цивилизаций.
Культура, присущая цивилизациям, включает в себя процесс образования и воспитания человека. В процессе образования человек осваивает цивилизационно-культур-ные ценности. Культурные достижения любой цивилизации представляют собой совокупность не только материальных, но и духовных ценностей, их освоение и применение способствуют сохранению цивилизационных кодов, традиций, образовательного и воспитательного опыта. В ходе развития цивилизаций формируется представление об основах внутренней культуры, что всегда связано с процессами обучения и воспитания молодого поколения средствами данной культуры. Иными словами, процесс образования и воспитания теснейшим образом связан с понятием «культура» и обозначает специфический способ преобразования и развития самой цивилизации. Процесс взаимодействия (как внутри, так и между цивилизациями) как освоение и создание человеком культурных ценностей в рамках образовательной системы является созидательным процессом и способствует сохранению мирного взаимодействия между общественными системами.
Общение педагога с представителями разных цивилизаций, культур, наций и народностей, их общение между собой может выступать как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном пространстве реализуется принцип диалога культур и цивилизаций. Данный принцип сегодня осуществляется в рамках российских учебных курсов, таких как «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки», «История цивилизаций».
Результаты исследования
Цивилизационный подход в педагогике. Развитие педагогической науки как отрасли знания, ее основные принципы, задачи и новые проблемы побуждают к осмыслению педагогического процесса именно с точки зрения цивилизационного подхода. Нужно отметить, что долгое время в педагогических исследованиях использовали формаци-онный подход. Но уже во второй половине ХХ века цивилизационный подход проникает в педагогические исследования как метод.
Использование цивилизационного подхода в педагогических исследованиях способствует изучению различных процессов с учетом специфики социальных и культурных оснований общества, в которых протекают педагогические процессы. Цивилизационный подход более универсален и увеличивает потенциал научного исследования.
Поскольку педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека, изучающая закономерности передачи культурного и социального опыта от поколения к поколению, то ее миссия состоит в следующем: сформировать у молодого поколения ответственное отношение к культурным традициям и ценностям, родному и иностранным языкам, разным мировым религиям, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей не только своей цивилизации, но и других. Культура, которая составляет основу любой цивилизации, выступает предпосылкой и результатом образования и воспитания человека. Духовная культура передается как в процессе воспитания от поколения к поколению, так и в процессе образования внутри цивилизации. Уровень культуры цивилизации и человека определяется отношением к цивилизационным ценностям: языку, традициям, религии.
Цивилизационный подход позволяет формулировать качественно существенные характеристики мирового образовательного и педагогического пространства. Многоаспектность педагогического процесса делает педагогические исследования междисциплинарными, заставляет обращаться к множеству областей научного знания с целью комплексного решения поставленных задач, опирается на результаты и методы, которые используются в таких науках, как философия, всеобщая история, политология, социология, культурология, этнография, история науки, и других направлениях научной мысли. Использование системы научных методов, их комплексное применение и интеграция позволяют подойти к решению появившихся проблем, обусловленных кризисом гуманитарных наук, наступившим в результате радикальных общественных перемен во всех областях гуманитарного знания в течение последней четверти ХХ века и начала ХХ! века.
Основаниями для использования методологии цивилизационного подхода в педагогических исследованиях стали важнейшие события и процессы начала ХХ1 века в экономической, общественно-политической, социально-культурной жизни современных обществ. Мировые кризисы, цветные революции и войны ХХ1 века привели к научным дискуссиям и спорам, к критике формационного подхода, который преобладал в науках. Сформировавшийся к этому времени цивилизационный подход стал активно применяться в педагогических науках, хотя не занял доминирующих пози-
ций. В условиях плюрализма мнений, использования различных подходов в исследованиях, разнообразия точек зрения и взглядов данный подход не получил монопольного права на обладание истиной, но при этом расширилось научно-теоретическое поле исследований.
Отличительной особенностью использования цивилизационного подхода в исторических и педагогических исследованиях является, на наш взгляд, неодинаковая трактовка самой категории «цивилизация» в двух случаях. Если в исторических изысканиях под «цивилизацией» понимается социокультурная система, которая развивается в при-родно-географических и климатических условиях, включая в себя политическую, социальную, экономическую, духовно-культурную подсистемы, то в педагогических - категория «цивилизация» рассматривается в качестве социокультурного процесса воспитания и образования человека, его широкой социализации [50]. Это процесс и уровень развития в системе «человек - индивид - личность», т. е. в его становлении и развитии. В традиции французских просветителей «цивилизованный», «цивильный» - это человек образованный, воспитанный в определенных нормах культуры, традиции, в рамках установленных норм права, это человек с определенным типом мировоззрения и наиболее широким типом цивилизационной идентичности [51].
Важно отметить, что цивилизационный подход к исследованию педагогического процесса может выполнять несколько функций, одна из которых - интегративная. Данная функция реализуется в двух аспектах: первый - в рамках таких педагогических дисциплин, как «История педагогики», «Общая педагогика» и др.; второй - в рамках социогуманитарных наук, формируя целостное восприятие мира, представление о культурных ценностях определенного общества. Данная функция также позволяет сохранять целостную педагогическую интерпретацию процессов и явлений с учетом изменяющихся социокультурных оснований.
Характеризуя цивилизационные факторы, оказывающие влияние на воспитание человека в рамках определенных цивилизаций, выделяют культурно-религиозный и политический. Именно эти факторы оказывают влияние на педагогический процесс, хотя и роль экономического, социального и других факторов нельзя не учитывать. Данный подход выделяет специфические особенности моделей воспитания и образования в разных цивилизациях. Например, в христианско-европейской и исламско-восточной цивилизациях воспитательный процесс имеет принципиальные особенности, такие же особенности выделяют в рамках иранской, еврейской, китайской и индийской цивилизаций, хотя все они могут характеризоваться и общими проявлениями.
К всеобщим характеристикам педагогических исследований относят саму природу Человека вне зависимости от географического, климатического и других факторов, антропологические характеристики Человека при этом не меняются. В целом развитие цивилизованных обществ повторялось и имело общие воспитательные цели, в основе которых лежали различные, но базовые культурные универсалии: язык, искусство, ценности, традиции, и посредством передачи от одного поколения к другому продуцировались в мировоззрения, убеждения и общественные нормы. Именно традиционность культуры и обусловливала сущностное единство воспитательного процесса [52].
Выстраивая модель педагогических основ цивилизаций, выделяют следующие каркасные элементы: воспитательные парадигмы, созданные внутри цивилизаций в ходе эволюции исторического развития народов, педагогические парадигмы и, соответственно, образовательные модели. Все эти элементы встраивались в социокультурные основания цивилизационных моделей, были непосредственно сплетены с воспроизводством определенного типа личности, этноса, находящегося в органичном
единстве с цивилизационными традициями общества и доминирующей в нем системой культурно-религиозных ценностей. Вспомним утверждения основоположников цивилизационной теории о том, что именно религия является главной составляющей любой цивилизации: «Выньте Христианство из истории Европы и Буддизм из Азии, и вы уже ничего не поймете ни в Европе, ни в Азии» [53]. В мировых цивилизациях воплощается и длительный педагогический поиск, который накапливается в исто-рико-педагогической, коллективной памяти народов в качестве знаний и превращается в элемент некого цивилизационного кода. А в сформированной системе накопленных педагогических знаний создаются образовательные и воспитательные системы современных цивилизаций.
Важно при этом отметить, что процесс накопления историко-педагогической памяти не является эволюционным, поскольку педагогические теории не ограничиваются рамками собственных цивилизационных моделей, они взаимодействуют с другими и заимствуют у них некоторые элементы. Педагогический процесс осуществляется в определенных хронологических и географических рамках, он зависит от множества происходящих внутри цивилизации процессов: развития, реформирования, кризисов и т. д., а также от результатов межцивилизационного взаимодействия. Такие процессы особенно проявляются в локальных цивилизациях, где осуществляется реальная воспитательная деятельность либо в соответствии, либо в противоречии с цивилизаци-онным кодом, ментальностью и коллективной памятью. Такой историко-педагогиче-ский процесс осуществляется в конкретной исторической обстановке. Примером может служить эпоха Петра Великого, когда в рамках российской (православно-славянской) цивилизации происходили революционные реформы во всех сферах жизни общества, в том числе и в системе образования. Эти кардинальные изменения были связаны с влиянием западной цивилизации (католической) на российскую и сопровождались изменением культурных традиций и устоев российского общества.
Применяя основы цивилизационного подхода к педагогическим исследованиям, можно выделить особенности цивилизаций, в которых формировалась педагогическая система. Например, для европейской цивилизации характерна рациональная логика педагогического обучения, а для восточной конфуцианской цивилизации основа методологии - это образование и воспитание человека. Для славянской цивилизации характерно понятие «воспитание миром», так как на процесс воспитания человека сильно влияло общественное мнение.
Используя цивилизационный подход, выделяют особенности российской цивилизации в связи с географическими условиями. В отличие от других локальных цивилизаций, она не является только восточной или западной. Ее уникальность в том, что благодаря географическим, климатическим, социокультурным и геополитическим факторам она являет миру модель мировой цивилизации, где в границах одной цивилизации взаимодействуют «культурные коды» нескольких: славянской, западной, исламской, дальневосточной. Это, с одной стороны, ставит сложнейшую задачу взаимодействия и синтеза различных субкультур, а с другой - поднимает вопрос о сохранении и воспроизводстве российской цивилизации, сохранении православия как социокультурного ядра. Эти различия важно учитывать в образовательном и воспитательном процессах.
Таким образом, можно выделить факторы, повлиявшие на развитие системы педагогики российской цивилизации. Во-первых, географический фактор - «срединное» евразийское положение России как пограничной зоны между западом и востоком. Именно этот фактор влиял на выбор пути, на формирование своеобразной педагогической системы. Такие цивилизации впитывают особенные коды, владеют опы-
том мирного взаимодействия, культурного обмена и синтеза культур. Поэтому второй особенностью педагогического процесса становится уникально высокая способность к восприятию, впитыванию и усвоению, творческому восприятию различных культур, способность и потребность делиться своим накопленным опытом.
Российская педагогика является открытым типом, выступая «мостом» между западной и восточной культурами, взаимодействует с педагогическими системами соседних цивилизаций. Это взаимодействие не всегда находит положительную поддержку среди самих педагогов, которые по-разному воспринимают проникновение иных культурных особенностей в традиционно российские. Хотя, с одной стороны, это предоставляет новые возможности для межкультурного диалога и взаимообогащения разных педагогических культур, восприятия и трансляции идей и технологий, а с другой - формирует основу для многообразия в усвоении педагогических теорий. Всё это приводит к периодическим утратам и потерям в отечественной педагогике ее традиционных черт, некоторому растворению в инородных средах.
Взаимодействие российской и зарубежной педагогики приводило к изменениям и было связано с религиозными, политическими, социальными и другими факторами.
В истории российской педагогики известны примеры подобных межцивилиза-ционных педагогических взаимодействий. Самому болезненному западному влиянию российская система образования и педагогическая система подвергались в петровский период (начало XVIII века), а затем в эпоху Екатерины Великой (вторая половина XVIII века). Изменения происходили в 1920-е годы, когда формировалась советская цивилизация и, соответственно, советская педагогика, и в период с 1989 года по начало XXI века, когда ломалась и перестраивалась советская модель педагогики, распространялись либеральные идеи. Можно отметить, что максимальная закрытость системы образования была в период с XIV по первую половину XVII века, потом в николаевскую эпоху 1830-1850-х годов и в советский период XX века.
Во-вторых, социокультурный фактор. На систему педагогического образования и систему образования в целом решающее воздействие оказали в XVШ-XIX веках нормы православия как основной религии, которая выстраивала в российском мировоззрении и менталитете идеи коллективного движения к счастливому будущему, социальной справедливости, а не к поощрению частной инициативы, достижения индивидуального личного успеха, а в XX веке - авторитарный тип государственной власти. Важно, что в православии акцент делался на духовно-нравственной составляющей педагогического процесса и педагогических технологий.
Применение цивилизационного подхода к педагогическим исследованиям будет способствовать диалогическим формам обучения, поскольку именно диалог является формой субъект-субъектного познания мира, а в условиях цивилизационного разнообразия в мире диалог, а не конфликт имеет решающее значение на этапе понимания сущности происходящих в мире процессов.
В результате диалога формируются правила общения и формы поведения человека в обществе, определяется стиль поведения, который в перспективе может проявляться как в межличностных, так и в межцивилизационных отношениях. Поэтому существует зависимость уровня развития обществ от уровня и качества педагогического образования и культуры населения. Духовное в человеке формируется именно благодаря педагогическому образованию и включению человека в культуру его социализации.
Преимущества применения цивилизационного подхода в педагогических исследованиях заключаются в том, что рассматривать педагогический процесс можно в разных аспектах: во-первых, в рамках данной культурологической парадигмы педагогической системы, во-вторых, через формирование поликультурного образования в
рамках исследуемой системы, в-третьих, в особых условиях культурно-исторического (цивилизационного) типа образовательной системы, в-четвертых, как единую культурную систему в рамках одной или нескольких стран с общей цивилизационной идентичностью, в-пятых, как способ развития самой культуры, в том числе педагогической. Данный подход поможет не только увидеть, но и спрогнозировать образ культурного и образованного человека конкретной цивилизации, раскрыть специфику образовательной среды человека.
Заключение
Анализ особенностей цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике показал, что в современных образовательных системах существует запрос на применение цивилизационного подхода, поскольку современные общества неоднородны по своему составу и включают в себя разные культурные группы населения. Так как особенностью российской цивилизации является ее межцивилизационное пространство, которое включает в себя модели разных культурно-исторических типов, то уже сегодня разработка образовательного стандарта в России определяется культурной спецификой региона страны. Для разных школ разрабатываются различные региональные компоненты, которые включают, например, такие дисциплины, как «История Крыма и Севастополя» «История и культура Санкт-Петербурга», «История и культура народов Кавказа» и др. Таким образом, именно система образования выполняет одну из функций передачи культурно-цивилизационных ценностей внутри системы.
На наш взгляд, использование методологии цивилизационного подхода в педагогике обусловлено теми положениями, которые были заложены в трудах классиков цивилизационной теории, и делает понимание культурных, экономических, политических факторов исторического процесса более полным и обоснованным. Наряду с этим можно отметить, что особое значение для изучения педагогических явлений и процессов имеют положения цивилизационной теории, разработанные российскими исследователями еще в XIX - начале ХХ века.
На применение методологии цивилизационного подхода в российской истории повлияли общественные дискуссии славянофилов и западников, которые рассматривали судьбу мира через призму отношений восточной и западной цивилизаций. Идеи, которые сформировали теоретическую базу цивилизационного подхода, были заложены в трудах русских философов, считавших, что значение народов определяется именно их духовной мощью, которая формируется в процессе педагогического воспитания и зависит от их нравственного влияния в мире. Именно российские мыслители сформулировали основной критерий цивилизационной идентичности, заключающийся в религиозной принадлежности и культурных особенностях. Также глубокое развитие данная теория получила в трудах европейских исследователей ХХ-XXI веков. Мыслители утверждали, что политические, экономические и природные факторы подчинены духовному началу, хотя существует и обратное воздействие.
При использовании цивилизационного подхода в педагогике можно поставить ряд методологических задач: 1) выделение главных цивилизационно-культурных оснований, которые влияют на процесс историко-педагогического развития, и соотнесение их с существующими реалиями; 2) определение, каким образом в воспитательной деятельности общества осуществятся внутренние механизмы существования и развития самой цивилизации, а также в какой степени педагогические и образовательные теории ограничиваются внутренними процессами; 3) рассмотрение особых сторон исследуемых педагогических процессов - отношение к системе образования в обществе и государстве в разные периоды его существования, оценка образования. На
подготовленной, таким образом, исследовательской основе открывается возможность создания модели развития историко-педагогического процесса. Такой процесс представляется нам как развитие нескольких педагогических систем в рамках цивилизаций, сохраняющих свои культурные основания, цели и задачи, свои цивилизацион-ные коды, при условии сложного, иногда конфликтного взаимодействия между разными цивилизациями (например, в условиях информационных, ментальных войн).
В межцивилизационном взаимодействии важным является понимание смысла и значения распространения образовательного процесса в мировом геополитическом пространстве, поскольку мир становится глобальным. Важно также учитывать противоречия с ментальными основаниями (мировоззрением, цивилизационным кодом, сложившимися традициями) цивилизаций. Происходит принятие или непринятие определенных концепций, соответствующих как цивилизационному ядру, так и его внутренней среде (периферии). При этом идеи, идущие из ядра педагогической культуры определенной цивилизации, и идеи, приходящие от других педагогических систем и культур, либо воспринимаются и реализуются, либо от них сознательно отказываются. Поэтому усиление цивилизационного взаимодействия, появление научно-технических новшеств, увеличение и усложнение структуры и объема педагогических знаний не только приводит к активному взаимодействию культур, но и обостряет необходимость сохранения каждой педагогической культурой своей идентичности и самобытности. Важно, что межцивилизационный диалог, взаимодействия различных педагогических культур формируют объективную базу для альтернативного или вариативного развития и создают условия для модернизации систем образования, часто в «ответ» на «вызов» другой цивилизации. Внутренний же фактор развития педагогических систем - это, безусловно, появление новых поколений, которые не только создают новые ценности, мировоззренческие установки, типы поведения, но и сохраняют традиционные, характерные для определенного типа цивилизации.
Ссылки на источники
1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - М.: Эксмо, 2003. - 640 с.
2. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. / пер. с нем. И. М. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - Т. 1. - 528 с.
3. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. / [пер. с нем. И. М. Маханькова]. - М.: Айрис-пресс, 2004. - Т. 2. - 624 с.
4. Тойнби А. Дж. Постижение истории: сб. / пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 640 с.
5. Чаадаев П. Я. Сочинения. Философские письма. - М.: Правда, 1989. - С. 30.
6. Хомяков А. С. Собрание сочинений. - Париж: YMCA-Press, 1989. - 714 с.
7. Киреевский И. В. Избранные статьи. - М.: Современник, 1984. - 383 с.
8. Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. / подгот. текста и коммент. В. А. Котельникова и О. Л. Фетисенко. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 688 с.
9. Трубецкой Е. Н. Избранное. - М.: Канон, 1995. - 480 с.
10. Вернадский В. И. Публицистические статьи. - М.: Наука, 1995. - 313 с.
11. Гумилев Л. Н. Автонекролог // Лев Гумилев: Судьба и идеи. - М.: Айрис-пресс, 2003. - С. 17-36.
12. Dugin A. International Politics and the Eurasianist Vision, Facsimile Publisher, 2013. - Р. 347.
13. Вакулова Т. В. Цив^зацшна щентичшсть // Т. Вакулова. Полтолопя: навчальний енциклопедичний словник -довщник для студенев ВНЗ I-IV рiвнiв акредитацвп / За наук. ред. д-ра полп" н. Н. М. Хоми [В. М. Денисенко, О. М. Сорба, Л.Я. Угрин та ш.]. - Львiв: «Новий Свгг - 2000», 2014. - 779 с.
14. Vakulova T. The republic of Crimea: history and return to Russia // Russia and the United States in the evolving world order: [monograph]: [на англ. яз.] / [Anatoly Torkunov, Norma C. Noonan, Tatiana Shakleina and others]; ed. by Anatoly Torkunov, Norma C. Noonan, Tatiana Shakleina; Moscow State Institute of International Relations (University). - Moscow: MGIMO University, 2018. - P. 179-224.
15. Вакулова Т. В. Социокультурное многообразие в мире и политика конструирования коллективной памяти // Материалы VII Всероссийского конгресса политологов, Москва, 19-21 ноября 2015 г. / под общ. ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. - 1403 с.
16. Вакулова Т. В. Крымская война: цивилизационный конфликт // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2016. - Т. 21. - № 6. - С. 38-46.
17. Киселев С. Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. - М.: Издательство «Известия», 2002. - 368 с.
18. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. - 832 с.
19. Сравнительное изучение цивилизаций: [хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов] / [сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов]. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 556 с.
20. Ерасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М.: Наука, 2002. - 524 с.
21. Цивилизационная структура современного мира: в 3 т. / под ред. Ю. Н. Пахомова и Ю. В. Павленко. - Киев: Наукова думка. Т. 2: Макрохристианский мир в эпоху глобализации, 2007. - 691 с.
22. Нарочницкая Н. А. Россия и мировой восточный вопрос // Международная жизнь. - 1999. - № 4. - С. 14-24.
23. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.
24. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / [пер. с англ. М. Б. Левина]. - М.: АСТ: ЛЮКС, 2004. - 349 с.
25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1. - С. 35-40.
26. Бекетова В. П. Общие и специфические черты социалистической школы (по страницам журнала «Сравнительная педагогика». ГДР) // Советская педагогика. - 1983. - № 8. - С. 125-127.
27. Блауберг И. В. Из истории системных исследований в СССР: попытка ситуационного анализа // Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С. 86-89.
28. Бибихин В. В. Комментарий к «Всеобщему совету об исправлении дел человеческих» // Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 532-560.
29. Бибихин В. Н. Комментарий к «Великой дидактике» // Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 495-539.
30. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход как метод историко-педагогического исследования аксиологических проблем образования // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). - М., 1995. - С. 68-83.
31. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2015. - 260 с.
32. Корнетов Г. Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: учеб. пособие. - М.: АСОУ, 2007. -119 с. - URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kornetov_reformatory.pdf.
33. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. - М.: ИТПИМИО, 1994. - 265 с.
34. Вакулова Т. В. Методическое обеспечение: применение цивилизационного подхода в образовательных программах высшей и средней школы // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы конф. - Ярославль: ЯрГУ, 2018. - 600 с.
35. Вайнер Н. Г. Становление и развитие цивилизационного подхода в истории отечественной педагогики XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет». - Владимир, 2008. - 18 с. - URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2008/Vajner_N_G_2008.pdf.
36. Вайнер Н. Г. Диалог цивилизаций в переписке А. Тойнби и Н. И. Конрада // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Акмеология образования. - 2005. - № 2. - С. 164-166.
37. Вайнер Н. Г. Становление цивилизационного подхода в истории отечественной педагогики ХХв. [Текст] // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Акмеология образования. -2006. - № 3. - С. 52-54.
38. Вайнер Н. Г. Интерпретация основных результатов исследования процесса становления и развития цивилизационного подхода в истории отечественной педагогики X X в. // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. - Владимир: ВГПУ, 2007. - С. 98-101.
39. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. - М.: Либроком, 2010. - 280 с.
40. Методология научных исследований: учеб. пособие / А. Б. Пономарев, Э. А. Пикулева. - Пермь: Изд. Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 186 с.
41. Ковалёва Н. С. Диалектические аспекты и проблемы духовности человека // Матерiали науково-практичноУ конференци «Парадигма творення в сучаснш науцк на шляху до штегрованого св^огляду». - Острог: Видав-ництво Нацюнального ушверситету «Острозька академiя», 2010. - Випуск 2. - 644 с.
42. Крампит А. Г., Крампит Н. Ю. Методология научных исследований. - Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2008. - 164 с.
43. Вакулова Т. В. Указ. соч. - С. 739.
44. Данилевский Н. Я. Указ. соч. - С. 96.
45. Там же. - С. 95-96.
46. Тойнби А. Дж. Указ. соч. - С. 167.
47. Шпенглер О. Указ. соч. - С. 42-46.
48. Тойнби А. Дж. Указ. соч. - С. 82-85.
49. Там же. - С. 132.
50. Вайнер Н. Г. Указ. соч. - С. 12.
51. Вакулова Т. В. Указ. соч. - С. 737.
52. Ковалёва Н. С. Указ. соч. - С. 234-238.
53. Хомяков А. С. Указ. соч. - С. 6.
Tatiana V. Vakulova,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor, History Chair, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University, Russian Federation [email protected]. Natalia S. Kovaleva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogical Education Chair, Institute of the Humanities and
Pedagogy, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation
Specific features of the civilizational approach in pedagogical research
Abstract. The relevance of the research is justified by the need to apply new approaches to pedagogical research. The civilizational approach, in contrast to the formational and other scientific approaches, is actively used not only in philosophical and historical research, but also in pedagogical. The theoretical foundations of this approach help come to the heart of the studied pedagogical problems. The scientific novelty of the research lies in the disclosure of the main provisions of the civilizational approach and their application to pedagogy. This is due to the cardinal changes that took place in the twentieth century in all spheres of society, including education and the humanities. The need to apply new approaches in pedagogical research is also dictated by the development of pedagogical science and the accumulation of new knowledge, the increased interest of society in the upbringing and education of the younger generation. Since the civilizational approach includes the fundamental characteristics of the culture of a particular civilization, the specific features of upbringing and education process within the civilizations, the use of the approach will contribute to improving the quality of education, obtaining profound knowledge, developing research competences in students, and forming the cultural and historical environment of the Russian state. The theoretical significance of the study: it determines the need for a transition from a formational to a civilizational approach, as well as the development and use of an approach in pedagogy. The use of the approach by the scientific and pedagogical community shows the diversity of pedagogical systems and societies development within the framework of world civilizations. The purpose of the study is to highlight the main characteristics of the civilizational approach in the methodology of pedagogical research as well as common and different characteristics of "civilization" concept, and to determine the possibility of using the civilizational approach for a more profound study of pedagogical problems. The authors speak about some peculiarities of "civilization" concept interpretation, revealing its meaning in case of applying to pedagogy. The paper examines similar and different meanings of the "civilization" concept in pedagogy and history, as well as the unique features of the Russian civilization formation and the impact of these features on the development of pedagogical research. It is emphasized that they used an exclusively formational approach in pedagogy for a long time, but after the collapse of the world bipolar system at the end of the 20th century, scientists began to apply a civilizational approach. The authors justify the use of this approach in pedagogy of both higher and secondary schools not only by creating the most important prerequisites for the education of schoolchildren and students, but also by preserving historical and collective memory in social systems. It is believed that the use of the civilizational approach in pedagogical research contributes to the study of various processes, taking into account the specifics of the social and cultural foundations of society in which pedagogical processes take place. The approach increases the potential of scientific research, as it examines the specific features of education and upbringing created within civilizations. Pedagogical paradigms and educational models that were embedded in the socio-cultural foundations of civilizations were directly connected with the reproduction of a certain type of a person, an ethnos that was in unity with the traditions of society and the dominant system of cultural and religious values in it. The authors believe that the application of the civilizational approach to pedagogy, in the process of education and upbringing, can be an effective and essential condition for both professional and personal growth. Key words: pedagogy, history, civilization, civilizational approach, research method, society, pedagogical process, historical process, education, upbringing.
References
1. Danilevskij, N. Ya. (2003). Rossiya i Evropa: vzglyad na kul'turny'e i politicheskie otnosheniya Slavyanskogo mira k Germano-Romanskomu, E ksmo, Moscow, 640 p. (in Russian).
2. Shpengler, O. (2004). Zakat Evropy': v 2 t., Ajris-press, Moscow, t. 1, 528 p. (in Russian).
3. Shpengler, O. (2004). Zakat Evropy': v 2 t., Moscow Ajris-press, t. 2, 624 p. (in Russian).
4. Tojnbi, A. Dzh. (2006). Postizhenie istorii: sb., Ajris-press, Moscow, 640 p. (in Russian).
5. Chaadaev, P. Ya. (1989). Sochineniya. Filosofskie pis'ma, Pravda, Moscow, p. 30 (in Russian).
6. Xomyakov, A. S. (1989). Sobranie sochinenij, YMCA-Press, Parizh, 714 p. (in Russian).
7. Kireevskij, I. V. (1984). Izbranny'e stat'i, Sovremennik, Moscow, 383 p. (in Russian).
8. Leontev, K. N. (2001). Polnoe sobranie sochinenij: v 121., Vladimir Dal , St. Petersburg, 688 p. (in Russian).
9. Trubeczkoj, E. N. (1995). Izbrannoe, Kanon, Moscow, 480 p. (in Russian).
10. Vernadskij, V. I. (1995). Publicisticheskie stat'i, Nauka, Moscow, 313 p. (in Russian).
11. Gumilyov, L. N. (2003). "Avtonekrolog", Lev Gumilyov: Sud'ba i idei, Ajris-press, Moscow, pp. 17-36 (in Russian).
12. Dugin, A. (2013). International Politics and the Eurasianist Vision, Facsimile Publisher, p. 347 (in English).
13. Vakulova, T. V. (2014). "Civilizaczijna identichnist ", in T. Vakulova. Politologiya: navchal'nij enciklopedichnij slovnik -dovidnik dlya studentiv VNZI-IVrivniv akreditaczvii, "Novij Svit - 2000", L'viv, 779 p. (in Ukrainian).
14. Vakulova, T. (2018). "The republic of Crimea: history and return to Russia", in Russia and the United States in the evolving world order: [monograph]: [na angl. yaz.], MGIMO University, Moscow, pp. 179-224 (in English).
15. Vakulova, T. V. (2015). "Sociokulturnoe mnogoobrazie v mire i politika konstruirovaniya kollektivnoj pamyati", Materialy' VII Vserossijskogo kongressa politologov, Moskva, 19-21 noyabrya 2015 g., Izdatelstvo "Aspekt Press", Moscow, 1403 p. (in Russian).
16. Vakulova, T. V. (2016). "Krymskaya vojna: civilizacionny j konflikt", Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodny'e otnosheniya, t. 21, № 6, pp. 38-46 (in Russian).
17. Kiselyov, S. G. (2002). Osnovnoj instinkt civilizacij i geopoliticheskie vy'zovy' Rossii, Izdatelstvo "Izvestiya", Moscow, 368 p. (in Russian).
18. Kara-Murza, S. G. (2002). Manipulyaciya soznaniem, Izd-vo E ksmo-Press, Moscow, 832 p. (in Russian).
19. Erasov, B. S. (ed.) (2001). Sravnitel'noe izuchenie civilizacij: [xrestomatiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov], Aspekt Press, Moscow, 556 p. (in Russian).
20. Erasov, B. S. (2002). Civilizacii: universalii i samoby'tnost', Nauka, Moscow, 524 p. (in Russian).
21. Paxomova, Yu. N. & Pavlenko, Yu. V. (eds.) (2007). Civilizacionnaya struktura sovremennogo mira: v 3 t., Naukova dumka, Kiev. T. 2: Makroxristianskij mir v epoxu globalizacii, 691 p. (in Russian).
22. Narochniczkaya, N. A. (1999). "Rossiya i mirovoj vostochnyj vopros", Mezhdunarodnayazhizn', № 4, pp. 14-24.
23. Panarin, A. S. (2002). Pravoslavnaya civilizaciya v global'nom mire, Algoritm, Moscow, 496 p. (in Russian).
24. Fukuyama, F. (2004). Konecz istorii i poslednij chelovek, AST: LYuKS, Moscow, 349 p. (in Russian).
25. Xantington, S. (1994). "Stolknovenie civilizacij?", Polis, № 1, pp. 35-40 (in Russian).
26. Beketova, V. P. (1983). "Obshhie i specificheskie cherty' socialisticheskoj shkoly' (po straniczam zhurnala "Sravni-tel naya pedagogika". GDR)", Sovetskaya pedagogika, № 8, pp. 125-127 (in Russian).
27. Blauberg, I. V. (1991). "Iz istorii sistemnyx issledovanij v SSSR: popytka situacionnogo analiza", Voprosy' filosofii, № 8, pp. 86-89 (in Russian).
28. Bibixin, V. V. (1982). "Kommentarij k "Vseobshhemu sovetu ob ispravlenii del chelovecheskix", in Komenskij, Ya. A. Izbr. ped. soch.: v 2 t., Pedagogika, Moscow, t. 2, pp. 532-560 (in Russian).
29. Bibixin, V. N. (1982). "Kommentarij k "Velikoj didaktike", in Komenskij, Ya. A. Izbr. ped. soch.: v 2 t., Pedagogika, Moscow, t. 1, pp. 495-539 (in Russian).
30. Kornetov, G. B. (1995). Civilizacionny'j podxod kak metod istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya aksiologiche-skixproblem obrazovaniya, Obrazovanie: idealy' i cennosti (istoriko-teoreticheskij aspekt), Moscow, pp. 68-83 (in Russian).
31. Kornetov, G. B. (ed.) (2015). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III ty'syacheletiya: pedagogicheskie napravleniya v teorii i praktike obrazovaniya: materialy' Odinnadczatoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 19 noyabrya 2015 g., ASOU, Moscow, 260 p. (in Russian).
32. Kornetov, G. B. (2007). Reformatory' obrazovaniya v istorii zapadnoj pedagogiki: ucheb. posobie, ASOU, Moscow, 119 p. Available at: http:,www.bim-bad.ru/docs/kornetov_reformatory.pdf (in Russian).
33. Kornetov, G. B. (1994). Civilizacionnyjpodxod k izucheniyu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo processa, Rop. akad. obrazovaniya, In-t teoret. pedagogiki i mezhdunar. issled. v obrazovanii, ITPIMIO, Moscow, 265 p. (in Russian).
34. Vakulova, T. V. (2018). "Metodicheskoe obespechenie: primenenie civilizacionnogo podxoda v obrazovatelnyx programmax vy sshej i srednej shkoly ", Aktual'ny'e problemy'sovershenstvovaniya vy'sshego obrazovaniya: materialy' konf., YarGU, Yaroslavl , 600 p. (in Russian).
35. Vajner, N. G. (2008). Stanovlenie i razvitie civilizacionnogo podxoda v istorii otechestvennoj pedagogiki XX veka: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, GOU VPO "Vladimirskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet", Vladimir, 18 p. Available at: http:,irbis.gnpbu.ru/Aref_2008/Vajner_N_G_2008.pdf (in Russian).
36. Vajner, N. G. (2005). "Dialog civilizacij v perepiske A. Tojnbi i N. I. Konrada", Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Akmeologiya obrazovaniya, № 2, pp. 164-166 (in Russian).
37. Vajner, N. G. (2006). "Stanovlenie civilizacionnogo podxoda v istorii otechestvennoj pedagogiki XX v.", Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Akmeologiya obrazovaniya, № 3, pp. 52-54 (in Russian).
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Vajner, N. G. (2007). "Interpretaciya osnovnyx rezultatov issledovaniya processa stanovleniya i razvitiya civili-
zacionnogo podxoda v istorii otechestvennoj pedagogiki X X v.", Sbornik trudov molody'x ucheny'x Vladimirskogo
gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, VGPU, Vladimir, pp. 98-101 (in Russian).
Novikov, A. M. & Novikov, D. A. (2010). Metodologiya nauchnogo issledovaniya, Librokom, Moscow, 280 p. (in
Russian).
Ponomarev, A. B. & Pikuleva, E\ A. (2014). Metodologiya nauchny'x issledovanij: ucheb. posobie, Izd. Perm. nacz. issled. politexn. un-ta, Perm, 186 p. (in Russian).
Kovalyova, N. S. (2010). "Dialekticheskie aspekty' i problemy' duxovnosti cheloveka", Materiali naukovo-praktich-noikonferenczii "Paradigma tvorennya vsuchasnij nauczi: na shlyaxu do integrovanogo svitoglyadu", Vidavnicztvo Naczionalnogo universitetu "Ostrozka akademiya", Ostrog, vipusk 2, 644 p. (in Ukrainian). Krampit, A. G. & Krampit, N. Yu. (2008). Metodologiya nauchny'x issledovanij, Izd-vo Tom. politexn. un-ta, Tomsk, 164 p. (in Russian).
Vakulova, T. V. (2018). Op. cit., p. 739. Danilevskij, N. Ya. (2003). Op. cit., p. 96. Ibid., pp. 95-96.
Tojnbi, A. Dzh. (2006). Op. cit., p. 167. Shpengler, O. (2004). Op. cit., pp. 42-46. Tojnbi, A. Dzh. (2006). Op. cit., pp. 82-85. Ibid., p. 132.
Vajner, N. G. (2008). Op. cit., p. 12. Vakulova, T. V. (2018). Op. cit., p. 737. Kovalyova, N. S. (2010). Op. cit., pp. 234-238. Xomyakov, A. S. (1989). Op. cit., p. 6.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Вакулова Т. В., Ковалёва Н. С. Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - С. 1-19. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201053.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11053
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Вакулова Т. В., Ковалёва Н. С., 2020
9772304120203