Научная статья на тему 'Особенности цифровой трансформации в системе ВПО '

Особенности цифровой трансформации в системе ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / образовательный процесс в системе ВПО / цифровизация / цифровое обучение / дистанционное обучение / digital transformation / educational process in the HPE system / digitalization / digital learning / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгений Сергеевич Караваев, Елена Викторовна Сухарева, Андрей Сергеевич Пряхин

В статье рассмотрены сущность цифровой трансформации образовательного процесса в системе ВПО, ее основные направления, задачи, актуальные проблемы, отмечены достоинства и недостатки развития цифровизации в системе ВПО. Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что причины цифровизации связаны с техническими условиями развития общества. Цель статьи — экстраполяция полученных результатов в процессе анализа причин возникновения цифрового пространства в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгений Сергеевич Караваев, Елена Викторовна Сухарева, Андрей Сергеевич Пряхин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of digital transformation in the HPE system

The article examines the essence of the digital transformation of the educational process in the HPE system, its main directions, tasks, current problems, and highlights the advantages and disadvantages of the development of digitalization in the HPE system. The relevance of the research problem is due to the fact that the causes of digitalization are related to the technical conditions of the development of society. The purpose of the article is to extrapolate the results obtained in the process of analyzing the causes of the digital space in the modern world.

Текст научной работы на тему «Особенности цифровой трансформации в системе ВПО »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 220-223. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):220-223.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-2/22-120

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-220-223 MOSURED: 77/27-004-2022-02-320

Особенности цифровой трансформации в системе ВПО

Евгений Сергеевич Караваев1, Елена Викторовна Сухарева2, Андрей Сергеевич Пряхин3

1 Волгодонской филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия, evgkavaev@yandex.ru

2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, ev.sukhareva@mail.ru

3 Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, Pryakhin1010@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены сущность цифровой трансформации образовательного процесса в системе ВПО, ее основные направления, задачи, актуальные проблемы, отмечены достоинства и недостатки развития циф-ровизации в системе ВПО. Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что причины цифровизации связаны с техническими условиями развития общества. Цель статьи — экстраполяция полученных результатов в процессе анализа причин возникновения цифрового пространства в современном мире.

Ключевые слова: цифровая трансформация, образовательный процесс в системе ВПО, цифровизация, цифровое обучение, дистанционное обучение

Для цитирования: Караваев Е.С., Сухарева Е.В., Пряхин А.С. Особенности цифровой трансформации в системе ВПО // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 220 — 223. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-220-223.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Features of digital transformation in the HPE system

Evgeniy S. Karavaev1, Elena V. Sukhareva2, Andrey S. Pryakhin3

1 Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia, evgkavaev@yandex.ru

2 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, ev.sukhareva@mail.ru

3 Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia, Pryakhin1010@yandex.ru

Abstract. The article examines the essence of the digital transformation of the educational process in the HPE system, its main directions, tasks, current problems, and highlights the advantages and disadvantages of the development of digitalization in the HPE system. The relevance of the research problem is due to the fact that the causes of digitalization are related to the technical conditions of the development of society. The purpose of the article is to extrapolate the results obtained in the process of analyzing the causes of the digital space in the modern world.

Keywords: digital transformation, educational process in the HPE system, digitalization, digital learning, distance learning

For citation: Karavaev E.S., Sukhareva E.V., Pryakhin A.S. Features of digital transformation in the HPE system // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):220—223. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-220-223.

Цифровая экономика относится к широкому кругу экономических видов деятельности, которые используют оцифрованную- информацию в качестве основных фак-

© Караваев Е.С., Сухарева Е.В., Пряхин А.С., 2022

торов ведения бизнеса. Цифровые каналы связи, омниканальность, искусственный интеллект, роботизация и другие новые цифровые технологии используются для сбора, хранения, а также анализа и обмена информацией в цифровом виде. Технологии цифровизации дают возможность

организации максимального персонализированного взаимодействия, которое предпочитает большинство клиентов.

Цифровизация — всеобщее распространение и внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества, такие как экономика, культура, образование и др. При этом развитие цифровизации в системе ВПО требуется в первую очередь, так как в зоне ее ответственности воспитание и обучение, приобретение навыков и компетенций, становление личности и формирование потенциала развития наиболее многочисленной группы потенциальных рабочих профессиональных кадров, молодых людей возрастом от 15 до 19 лет (так называемое поколение 7, живущее в виртуальном пространстве с самого рождения, ему неизвестна эпоха «до интернета»).

Кроме того, экономика ориентирована на выполнение все более и более серьезных задач, для чего потребуются новые компетенции. 28 июля 2020 г. Правительством РФ утверждена программа «Цифровая экономика», в рамках реализации которой уже к 2024 г. потребуются 800 тыс. выпускников вузов и ввузов с профессиональными цифровыми компетенциями на мировом уровне и 40% населения РФ, обладающего цифровыми компетенциями. Таким образом, в ходе реализации программы «Цифровая экономика» за довольно небольшой период времени предполагаются ликвидация цифровой безграмотности, формирование технологического задела и начало опережающей подготовки кадров.

Сущность трансформации образовательного процесса в системе ВПО под воздействием цифровых технологий состоит в эффективном и гибком применении новейших технологий в 267 целях организации персонализированного и ориентированного на результат образовательного процесса [1]. Процесс цифровизации в системе ВПО на данном этапе предполагает выполнение ряда задач:

■ повысить навыки и умения преподавателей ВПО в части применения цифровых технологий;

■ развить необходимую материальную инфраструктуру;

■ развить и совершенствовать технологии дистанционного обучения;

■ внедрять цифровые программы в образовательный процесс.

Достоинства цифровой трансформации в системе ВПО состоят в активном внедрении информационных технологий в образовательный про-

цесс. Примером можно назвать применение различных электронных курсов, технологий дистанционного обучения. Образовательная среда в системе ВПО трансформируется в цифровую, учащиеся теперь имеют возможность экономить время, которое раньше затрачивалось на поиски необходимых учебников и других источников литературы (сейчас им доступны электронные источники информации), также им доступен электронный обмен информацией с преподавателем вместо поиска преподавателя для беседы.

Кроме того, для обучения чему-либо необходим доступ к знаниям, в идеале — ментор (англ. mentor — наставник) [2]. Задачи ментора — давать рабочие методики, контролировать обучение, работать над «слабыми местами», мотивировать. В современных условиях образовательные программы могут стать менторами, что позволит с помощью технологий искусственного интеллекта адаптироваться к уровню знаний определенного учащегося, чтобы прорабатывать конкретные слабые места. Все это делает гибче учебный процесс, а также позволяет заострить внимание на конкретных учащихся, самостоятельно формирующих запросы на получение знаний.

Дистанционное обучение при помощи телекоммуникационных средств способствует увеличению аудитории охвата, повышает возможности студентов с ограничениями в перемещении, предоставляет возможность выбора времени обучения [3]. Апробация дистанционного обучения, которая, возможно, и прошла вынужденно (в условиях пандемии COVID-19), все же помогла выявить проблемы.

В результате сбора мнений преподавателей и родителей учащихся ввузов г. Волгодонска выявлены следующие проблемы. Опрос проведен посредством социальных сетей в январе 2021 г., число респондентов составило 50 человек (40 человек — родители учащихся ввузов, 10 человек — преподаватели). 78% респондентов (39 человек) отнеслись к результативности и эффективности дистанционного профиля образования скептически, считая, что недостатков в нем больше, чем достоинств. Так, многие отметили невозможность такого вида получения образования в связи с материально-техническими проблемами (отсутствие технических средств, отсутствие скоростного интернета, отсутствие специального образовательного контента (электронные курсы, образовательные программы и пр.). Однако 22% отнеслись к электронным технологиям в образовании позитивно. Да, они также признали существующие материально-технические проблемы, но отметили, что данные проблемы име-

ли место быть в условиях пандемии, когда учащиеся не могли скооперироваться вместе, а вынуждены были обучаться поодиночке. В обычных условиях учащимся ввузов доступно объединение в команды и совместное изучение определенных электронных курсов с последующим обсуждением контента. Недостатки утраты личностного общения, лишение общения «глаза в глаза» отметили 90% респондентов. При этом 10% признали, что современные учащиеся по-другому воспринимают информацию. Например, им тяжелее дается классическое восприятие информации в виде лекций и семинаров, но намного легче и быстрее молодежь осваивает информацию частями (модулями) или по запросу. Такие навыки потребуются в дальнейшей проектной работе, когда приходится работать с людьми из разных городов, интегрируя «части» информации в одно целое.

Кроме перечисленных достоинств, отметим, что дистанционные технологии позволяют локализировать процесс обучения. Например, при дистанционной подаче знаний учащийся может повторно прослушать непонятный момент, тогда как в очной форме вся группа потратит время на объяснение какого-либо вопроса. Кроме этого, благодаря цифровым технологиям легче оставаться в контакте с преподавателем. Группы учащихся для обучения могут включать учащихся из разных городов, в этом случае были бы экономически затруднены обмен мнениями и общение с преподавателем в очной форме. Новые возможности очевидны и при получении новых знаний, так, можно слушать дистанционные материалы других ввузов или даже вузов, в том числе зарубежных.

Тем не менее 76% респондентов поддержали необходимость смешанного формата обучения, т.е. такого, где дистанционные формы сочетаются с очным общением. Дистанционно лучше осваивать базовые материалы, а тот материал, который требует неоднозначной оценки, дискуссии, применения различных концепций, лучше усваивать в реальном общении. 70% респондентов (35 человек из 50) назвали дистанционные технологии «суррогатным» обучением, но уточнили при этом, что мнение относится к чисто дистанционному формату.

Мы согласны с мнением большинства респондентов, что смешанные формы обучения наиболее эффективны в настоящий момент для системы ВПО. Кроме очевидных достоинств в плане экономии ресурсов и расширения географии обучения отметим возможности онлайн-платформ к

аккумулированию огромного количества данных о пользователях.

Так, развитие цифровизации сопровождается experience-API (сбор данных о широком спектре опыта, которым обладает учащийся), который может быть использован для мониторинга активности учащегося ввуза в соцсетях и на сайтах. Системы, подобные Google Analytics, способны анализировать поведение пользователя в ходе образовательного процесса [4]. Например, в процессе онлайн-обучения возможно автоматическое исследование паттернов учащегося, что включает анализ ответов на такие вопросы, как: какое время в секундах тратит студент на выполнение того или иного задания; как и с кем студент общается на форуме, в соцсетях; и др. В дальнейшем применение искусственного интеллекта позволит конкретизировать учебный процесс исходя из возможностей, склонностей и целей учащегося. Аналитика на уровне вопросов в общих отчетах позволит отследить использование учащимися онлайн-материалов. В дальнейшем это способствует наиболее точному составлению стратегических планов образовательного контента ввуза, что повысит его эффективность.

Итак, одной из ключевых проблем подготовки кадров к цифровой экономике является неполнота современной материально-технической базы, используемой в учебном процессе. Однако движение к глобальным цифровым решениям в системе высшего профессионального образования предлагает массу позитивных перспектив.

Список источников

1. Абрамова О.М., Соловьева ОА. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. № 9.

2. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании / / Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1.

3. Клименко ОА. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2012.

4. Педагогические идеи: современные технологии для современного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2020.

5. Тулькибаева Н.Н., Медведев И.Ф. Руководство самообразованием студентов: монография. СПб.: Астерион, 2012.

References

1. Abramova O.M., Solovieva OA. The use of social networks in the educational process / / Young scientist. 2016. No. 9.

2. Gordeeva E.V., Muradyan Sh.G., Zhazhoyan A.S. Digitalization in education / / Economics and business: theory and practice. 2021. No. 4-1.

3. Klimenko OA. Social networks as a means of teaching and interaction of participants in the

educational process / / Theory and practice of education in the modern world: materials of the Intern. scientific conf. SPb., 2012.

4. Pedagogical ideas: modern technologies for modern education: materials of Vseros. scientific-practical. conf. Irkutsk, 2020.

5. Tulkibaeva N.N., Medvedev IF. Guide to self-education of students: monograph. St. Petersburg: Asterion, 2012.

Информация об авторах

Е.С. Караваев — подполковник полиции, старший преподаватель Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России;

Е.В. Сухарева — начальник кафедры Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук;

А.С. Пряхин — старший преподаватель кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.S. Karavaev — Police Lieutenant Colonel, Senior Lecturer of the Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

E.V. Sukhareva — Head of the Department of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences;

A.S. Pryakhin — Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.04.2022; одобрена после рецензирования 19.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 19.04.2022; approved after reviewing 19.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.