ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
Ли Пэйфэн, магистрант
Московский государственный педагогический университет (МГПУ) (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10570
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные методы ценообразования, их достоинства и недостатки, связь ценообразования с затратами, конкуренцией и иными факторами. Автором описываются затратные и конкурентные методы, а также методы спроса. Рассматривается влияние стратегического и тактического факторов, под влиянием которых формируется цена. Представлено понятие конкуренции и её влияние на образование цен.
Ключевые слова: ценообразующие факторы, издержки обращения, предельные затраты, норма прибыли, рыночная конкуренция.
Ключевые задачи процесса ценообразования - это обеспечение выживаемости предприятия; увеличение прибыли; захват лидерских позиций на рынке.
В реальной жизни бизнесмены пользуются тремя ключевыми подходами к образованию цены конкретного товара организации: затратные методы, методы спроса или ценностные (конкурентные) методы [1].
Суть затратного метода заключается в том, что цена товара ставится в прямую зависимость от издержек производства. При таком ценообразовании используется следующая система: товар - технология -расходы - цена - ценность - потребитель.
Необходимо уточнить, что затратный метод ценообразования способен помочь достаточно точно рассчитать расходы на производство того или иного товара либо услуги и их соотношение с потенциальной суммой прибыли [2].
В свою очередь, если бизнесмен пользуется этим методом, в установленную таким образом цену входят все расходы на производство и продажу товара либо услуги.
К числу достоинств данного метода можно отнести низкую трудоёмкость и возможность заранее определить самый минимальный предел цены. Ниже этого предела опускать цену нельзя, в противном случае же, предприятие понесёт убытки [3]. Слабые стороны данного метода
ценообразования заключаются в сложном подходе для расчёта себестоимости в случае определения косвенных или накладных расходов.
Метод стандартных издержек работает в том случае, если в организации присутствует развитая нормативная база. К преимуществам использования данного метода можно отнести возможность реального контроля не только расходной составляющей, но и прибыли. Слабая же сторона метода стандартных издержек заключается в не очень простом процессе разработки норм расходования всех видов ресурсов [4].
Метод предельных затрат используют в ситуации выхода на новые рынки либо наращивания производственных мощностей. Предельные затраты представляют собой количество расходов, которые связаны с созданием дополнительных единиц тех или иных товаров либо услуг. Сумма предельных затрат в разных ситуациях превышает средние затраты по рынку, либо отстаёт от них. Это напрямую связано с размером дополнительного производства и со степенью спроса на конкретный товар либо услугу.
Метод целевой прибыли базируется на подборе цен с целью получить требуемую величину получаемой прибыли и рассчитать безубыточный объем реализации товара либо услуги. Этот метод образования цен нуждается в сравнении различных ва-
риантов цены, а также в рассмотрении влияния той или иной цены на конкретный объем продаж. Данный метод можно смело причислить к активным методам ценообразования. Метод подразумевает регулярное отслеживание колебания цен на товар либо услугу, а также их себестоимость. Для этих целей необходимо использовать специальный график безубыточности [5].
Среди слабых сторон этого метода необходимо упомянуть факт, что возможность реализации находится в зависимости от эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по цене - это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на товар.
Конкурентные методы образования цены базируются на величине спроса на товар или услугу.
Из этого следует, что конкурентным методом ценообразования, в том числе, так называемый метод потребительской оценки [6].
Данный метод основан на сопоставлении цены того или иного товара либо услуги с ценой товара либо услуги прямого либо косвенного конкурента. Этот способ ценообразования базируется на предпочтениях потребителя.
При использовании этого метода формирования цены, необходимо учитывать, что цена на товар либо услугу фирмы может равняться, превышать или либо быть ниже цены на товар либо услугу конкурентов. Представители большого бизнеса формируют приблизительно равные по отношению друг к другу цены. Малые организации постоянно используют небольшие скидки и акции, при этом, экономя на косвенных затратах.
При этом, ключевая черта рыночного формирования цен заключается в том факте, что действительный процесс установления цен на том или ином уровне происходит не в сфере создания товара либо услуги, а в сфере его рекламы и продажи на рынке.
Необходимо уточнить, что существующая практика формирования цен устроена таким образом, что в большинстве существующих ситуаций расходы на создание
товаров либо услуг считаются социально значимыми ещё за большой период до их появления на рынке и их признания потребителями [7].
В этом процессе, механизм формирования цен в ситуации рыночной экономики способен проявится через цены и через их колебания. В свою очередь, на колебания цен влияет два очень важных фактора -стратегический и тактический [8].
Что касается стратегического фактора, то его ключевая суть заключается в том, что цены формируется на базе стоимости товаров.
Помимо этого, для данного фактора должны соответствовать наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже, чем у конкурентов.
Тактический подход выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Использование данного фактора создаёт лучшие условия для тех организаций, которые в совершенстве и оперативно способны воспользоваться конъюнктурой.
Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке предприятия, имеющие возможность использовать оба вида факторов.
Необходимо отметить, что неотъемлемым элементом рыночной экономики является конкуренция. Она является мощным двигателем рыночной экономики [9]. С помощью конкуренции происходит проверка любого товара или услуги на его соответствие или не соответствие требованиям потребителя.
Основы успеха в конкуренции определяются состоянием производства. Практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Без такой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке [10].
Существуют различные методы ценообразования, часть из которых мы рассмотрели в данной статье. Какой метод использовать, зависит от величины бизнеса, этапа жизненного цикла товара и коли-
чества конкурентов. В любом случае, ре- ного бизнеса либо иным лицом, имеющим шение о выборе метода целиком и полно- право назначать цену. стью остаётся за собственником конкрет-
Библиографический список
1. Горина Г. A., Ахмадеев P. Г. Горизонтальный налоговый мониторинг - международный опыт // Финансы и кредит. 2014. № 3 (614). C. 26-31.
2. Быканова O. A., Ахмадеев P. Г. Диверсификация портфельных инвестиций суверенных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. T. 5. № 4 (17). C. 59-63.
3. Крэм, T. Классная цена. О секретах умного ценообразования. - M.: Олимп-Бизнес, 2015. - 540 с.
4. Вальтух, К. К. Общий уровень цен. Теория. Статистические исследования. - M.: Янус-К, 2016. - 220 с.
5. Косов M. E. Сходство и различия в административных реформах запада и России // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 11. C. 94-98.
6. Ахмадеев P. Г. Налоговый обмен информацией в рамках деофшоризации экономики // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-7. C. 11-15.
7. Понкратов B. B. Базовые критерии дифференциации ставки НДПИ по природному газу // Финансы. 2006. № 2. C. 36-38.
8. Чувакова, C. Г. Управление ассортиментом магазина. - M..: Дашков и Ко, 2017. -260 с.
9. Баздникин, A. C. Цены и ценообразование. - M.: Юрайт, 2016. - 332 с.
10. Шуляк, П. H. Ценообразование. - M.: Дашков и Ко, 2016. - 196 с.
FEATURES OF PRICING IN A COMPETITIVE MARKET
Li Peifeng, graduate student
Moscow state pedagogical university (MGPU)
(Russia, Moscow)
Abstract. This article discusses various pricing methods, their advantages and disadvantages, the relationship of pricing with costs, competition and other factors. The author describes costly and competitive methods, as well as methods of demand. The influence of strategic and tactical factors, under the influence of which the price is formed, is considered. The concept of competition and its influence on price formation is presented.
Keywords: pricing factors, distribution costs, marginal costs, rate of return, market competition.