Научная статья на тему 'Особенности ценообразования в сельском хозяйстве'

Особенности ценообразования в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
70
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торуткина В. В., Шакирова Г. Р.

Цена основной инструмент, формирующий структуру производства. Формирование цен на продукцию агропромышленного комплекса имеет свои особенности, обусловленные его спецификой. Экстраполяция является наиболее распространенным методом прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования в сельском хозяйстве»

Список литературы:

1. Асланян Г.С. Опыт Великобритании в области либерализации энергетического сектора / Г.С. Асланян, С.Д. Молодцова // Электрические станции. - 1999. - № 8. - С. 56.

2. Вигура А.Н. Конкурентное ценообразование в электроэнергетике США / А.Н. Вигура // Энергетик. - 2002. - № 3. - С. 26.

3. Государство и рынок: американская модель / Под ред. М.А. Портного и В.Б. Супряна. - М.: Анкил, 1999.

4. Любимова Н.Г. Итоги приватизации и реструктуризации в электроэнергетическом секторе Великобритании / Н.Г. Любимова // Электрические станции. - 1999. - № 8. - С. 56.

5. Любимова Н.Н. Мировая политика бизнеса в электроэнергетике: учеб. пособие. - М.: ГАУ, 1997.

6. Ризнер В. Тенденции развития энергетики в странах центральной и Восточной Европы с переходной экономикой / В. Ризнер // Промышленная энергетика. - 1998. - № 12. - С. 2.

7. Семенов В.А. Рынок электроэнергии в Калифорнии, США / В.А. Семенов // Промышленная энергетика. - 2005. - № 1. - С. 19.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

© Торуткина В.В.*, Шакирова Г.Р.*

Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола

Цена - основной инструмент, формирующий структуру производства. Формирование цен на продукцию агропромышленного комплекса имеет свои особенности, обусловленные его спецификой. Экстраполяция является наиболее распространенным методом прогнозирования.

Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию. Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а, значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и его финансово-экономическое состояние. Цена - основной инструмент, формирующий структуру производства, важнейший инструмент, регулирующий экономическую жизнь общества. Экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия независимо от формы собственности.

* Студент факультета Управления и права.

* Старший преподаватель кафедры Управления в АПК, заместитель декана факультета Управления и права.

Формирование цен на продукцию агропромышленного комплекса имеет свои особенности, обусловленные его спецификой. Производство в большей степени испытывает влияние природно-климатических условий. Наблюдаются различия в продуктивности и урожайности, а также в издержках производства, обусловленные, с одной стороны, природными, с другой - экономическими факторами. Кроме того, сезонность производства в АПК приводит к неравномерности поступления денежных средств от реализации продукции, а также потребности в них в течение года, что должно учитываться при ценообразовании. Оно нигде не играет такой роли как, на рынке сельскохозяйственной продукции. Именно в сельском хозяйстве изменение цен является столь значительным.

Актуальность ценообразования продукции сельского хозяйства заключается в том, что от него во многом зависит устойчивость воспроизводства в центральном звене агропромышленного комплекса, а значит, и удовлетворение потребностей населения в основных продуктах питания, уровень жизни на селе.

В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек. При снижении спроса и увеличении издержек цена снижается, при увеличении спроса и уменьшении предложения - увеличивается. Поэтому в современной экономике не может быть одной фиксированной цены. Вся система цен состоит из отдельных подсистем. Эти подсистемы находятся во взаимодействии и разного рода зависимостях:

- «принцип сообщающихся сосудов»;

- цены во всех подсистемах формируются на единых принципах и методиках, законах стоимости, и предельной полезности и т.д.

Подсистему цен характеризует три основных параметра:

1. уровень цен;

2. структура цен;

3. динамика цен.

В условиях рынка динамика цен формируется не прерывно, но государство способно с помощью экономических методов воздействовать на динамику цен.

В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:

- установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;

- установление цены по уровню плановой рентабельности продукции;

- установление цены, исходя из реальной стоимости продукции;

- установление цены на основе уровня средних цен.

По первому из перечисленных методов цена устанавливается на основе себестоимости продукции и стандартной наценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида товара и объема партии реализации.

Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих издержек и предполагаемой плановой прибы-

ли. Размер прибыли должен быть обоснованным и колеблется в незначительных пределах в зависимости от вида продукции.

При установлении цены на основе реальной ценности товара оценивается не реальные издержки производства и обращения, а реакция потенциальных покупателей на изменение цены (эластичность спроса). Большая часть сельскохозяйственной продукции обладает низкой эластичностью, что обуславливает необходимость государственного регулирования цен.

При установлении цен на основе средних текущих цен продавец товара так же не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цен конкурентов на аналогичную продукцию

Особенности ценообразования в сельском хозяйстве обусловлены двумя факторами:

1. низкой эластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию;

2. высокая затратность сельскохозяйственного производства с большой степенью дифференциации структуры и уровня затрат в зависимости от региона и вида выпускаемой продукции.

Эти факторы обуславливают необходимость государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Это призвано, с одной стороны, защитить население от необоснованного завышения уровня реализационных цен на продукты первой необходимости, а с другой, - поддержать те сельскохозяйственные предприятия, которые по природным условиям не могут рентабельно функционировать в условиях рыночных цен.

Неравновесная динамика цен для аграрных продуктов может быть обусловлена циклами или случайностями. Циклические колебания цен - это периодически повторяющееся движение цен с циклом более одного года. Такие колебания в аграрном секторе могут быть вызваны тремя причинами:

1. необходимостью единовременных крупных инвестиций;

2. колебаниями предложения, вызванными изменением цен;

3. колебаниями цен, обусловленными конъюнктурой.

Предпосылками для колебаний предложения, вызванных изменением

цен, являются:

- нарушения равновесия, вызванные внешним воздействием;

- ожидания цен производителей, которые ориентируются на противоположные цены;

- существующие различия между кратко-, средне- и долгосрочной реакцией предложения.

Известно, что аграрный сектор по сравнению с другими секторами экономики в меньшей степени подвержен конъюнктурным воздействиям. Это связано с относительно низкой эластичностью спроса по доходам на продукты питания. Поэтому спрос на аграрные продукты падает в меньшей степени, чем на другую продукцию.

В настоящее время существуют различные способы прогнозирования будущих цен. Одним из таких методов является метод экстраполяции. В

качестве примера прогнозирования будущих цен были взяты помесячные данные динамики индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции за 2010 год по Республике Марий Эл. Динамика цен на сельскохозяйственную продукцию исследовалась с помощью пакета программ Microsoft Excel, который позволяет строить прогнозные значения на основании имеющихся условий функционирования рынка.

Прогнозное значение цены на сельскохозяйственную продукцию исследовалось с помощью метода экстраполяции, по средством графического построения соответствующего ряда и определением линейного тренда.

Экстраполяция - это продолжение в будущее прошлых тенденций развития объекта прогнозирования. Экстраполяция является наиболее распространенным методом прогнозирования. Она предполагает инерционность процессов и сохранение основных факторов и тенденций прошлого развития на период прогноза или возможности обосновать и учесть направления их изменения в рассматриваемой перспективе. Использование метода экстраполяции предполагает выполнения следующих этапов:

1 этап - подготовка исходных данных о развитии объекта в прошлом. Имеющиеся данные проверяются на полноту и сопоставимость.

2 этап - фильтрация исходного временного ряда. Для фильтрации временного ряда используют процедуру сглаживания и выравнивания.

3 этап - анализ объекта прогнозирования и выбор аппроксимирующей функции.

4 этап - оценка математической модели прогнозирования.

5 этап - выбор математической модели прогнозирования.

Метод экстраполяции тренда создан на основании статического наблюдения динамики конкретного показателя, выявления тенденций развития и сохранения данной тенденции для последующих периодов. Иначе можно сказать, что методы экстраполяции трендов позволяют тенденции прошлого развития исследуемого объекта переносится в будущий период.

Данный метод экстраполяции тренда используется в основном для краткосрочного прогнозирования, сроком до года, в случае, когда количество изменений равно минимальному значению. Метод реализуется для каждого определенного объекта в отдельности и поэтапно на каждый последующий момент текущего времени. В случае, когда необходимо составить прогноз для продукции или услуги, основанный на экстраполяции, задача прогнозирования предполагает анализ спроса и анализ продаж данного товара.

Проанализируем динамику цен на отдельные продовольственные товары по Республике Марий Эл методом экстраполяции.

Построим график по данным потребительских цен на свинину по месяцам, затем добавляем полиноминальный тренд со степенью аппроксимации полинома - 4. Копируя уравнение тренда и подставляя в уравнение значения временного лага вместоX = 0,014х4 - 0,337х3 + 2,903х2 - 10,04х + 186,4 получаем прогнозное значение потребительской цены на свинину в октябре 2010 г.

Таблица 1

Средние потребительские цены на отдельные потребительские товары по республике Марий Эл, руб. за кг

Показатели Месяцы

01,10 02,10 03,10 04,10 05,10 06,10 07,10 08,10 09,10

Говядина 166,48 167,75 167,75 167,75 166,4 168,12 169,85 165,98 168,9

Куры 95,35 96,36 93,78 93,28 93,48 93,15 95,3 96,6 96,27

Свинина 178,85 175,46 175,78 172,98 175,45 177,1 177,55 176,12 179

Маргарин 66,89 66,91 66,87 67,1 64,7 64,7 65,2 65,5 65,23

Сметана 75,81 75,1 75,26 76,19 75,1 74,23 74,62 78,79 83,86

Вермишель 30,85 30,89 30,35 31,04 30,48 30,71 31,24 32,3 33,45

Яблоки 55,18 54,26 53,57 52,13 52,32 52,91 52,48 56,63 59,92

Если сохранятся прошлые тенденции развития рынка свинины, то средняя цена на свинину в октябре 2010 года составит 179,30 рублей за кг. С учетом развития прошлых факторов развития рынка свинины, данное прогнозное значение входит в диапазон цен на данную продукцию.

Таблица 2

Расчет прогнозного значения цены на свинину на октябрь 2010 года методом экстраполяции

Месяц Цена Лаг Прогноз

01.10. 178,85 1 178,94

02.10. 175,46 2 175,46

03.10. 175,78 3 174,44

04.10. 172,98 4 174,7

05.10. 175,45 5 175,4

06.10. 177,1 6 176,02

07.10. 177,55 7 176,39

08.10. 176,12 8 176,67

09.10. 179 9 177,36

10.10. 10 179,3

Главной особенностью метода экстраполяции является открытость. Анализ ретроспективной информации позволяет выявить особенности и причины, которые привели систему в текущее состояние. Учитывая требование законодательства, о необходимости построения нескольких вариантов прогнозов, данные методы прогнозирования могут рассматриваться в качестве одного из инструментов построения прогноза инерционного развития субъекта.

Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной организационной структурой, без учета влияния внешних факторов.

Список литературы:

1. Экономика отраслей АПК / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, P.A. Смыков и др. - М.: «Колос», 2003. - 326 с.

2. www.uamconsult.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.