Научная статья на тему 'Анализ цен на говядину'

Анализ цен на говядину Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОВЯДИНА / ЦЕНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ / СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ / BEEF / PRODUCER PRICES / RETAIL PRICES / STRUCTURE OF THE RETAIL PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дусаева Евгения Муслимовна, Курманова Алия Хамитовна, Мушинская Галина Николаевна

Цена важнейший элемент рынка, влияющий и формирующий спрос и предложение говядины. Экономические переменные: доходы населения, величины затрат ресурсов производителей, объёмы предложения, цены, качество и наличие заменителей продукта, экспортные возможности, импорт и другие элементы хозяйственной системы под воздействием внутренних и внешних причин не только экономического характера определяют тенденции в рыночной конъюнктуре. Анализ динамики цен производителей на живой скот и розничных цен на говядину позволил выявить устойчивые тенденции повышения, которые, однако, не стимулировали рост производства. Из-за действия других неценовых факторов поголовье крупного рогатого скота сократилось, и объёмы выращивания скота в живом весе уменьшились, хотя наблюдается положительная тенденция роста продуктивности животных. Динамика розничных цен на говядину показывает многократное увеличение цен на говядину и бескостную говядину. Действие инфляционных процессов и позитивные сдвиги в росте среднедушевых доходов населения и расчёты покупательной способности по официально установленному прожиточному минимуму позволяют определить предел покупки говядины в потребительской корзине, который близок к уровню медицинских рекомендаций. В структуре розничных цен на говядину наибольший удельный вес занимает стоимость сырья это цена покупки у сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая не стимулирует рост производства, поэтому увеличение цен на живой скот является необходимым условием расширения рынка говядины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дусаева Евгения Муслимовна, Курманова Алия Хамитовна, Мушинская Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of prices for beef

Price is a crucial element of the market, influencing and shaping beef demand and offer. Economic variables are household income, manufacturers' resources costs, the volume of deals, prices, quality and availability of product substitutes, export opportunities, import and other elements of the economic system determine trends in market conditions under the influence of internal and external factors not only of economic nature. The analysis of the producer price dynamics of livestock and retail prices for beef has revealed steady upward trend, which, however, did not stimulate the growth of production. Due to the actions of other non-price factors, the number of cattle has decreased, and volume of livestock rearing in live weight decreased, although there is a positive trend in productivity growth of animals. Dynamics of retail prices for beef shows a multiple increase in price of beef and boneless beef. Action of inflation, positive development in growing per capita income and purchasing power calculations according to the officially established subsistence level let us determine the limit of beef purchases in the consumer basket, which is close to the level of medical recommendations. In the structure of retail prices for beef the cost of raw material has the largest specific weight, it is the purchase price from agricultural producers, which does not stimulate the growth of production, so the increase in live cattle prices is a necessary condition for the expansion of the beef market.

Текст научной работы на тему «Анализ цен на говядину»

92 Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве

Based on these data the efficiency of conversion of feed protein and energy in meat production of bulls of different genotypes was calculated. Conversion efficiency is primarily based on the use of crude protein and me-tabolizable energy by the body of the animal, which is manifested in the energy deposits in the form of protein and fat.

The received data attest that under favorable conditions of feeding and housing bulls of test groups had intense process of protein conversion and feed energy into nutrients in animal carcasses.

The results of the study let it possible to define a new type of the Kalmyk breed such as tall, less prone to fat deposition and which meets the modern demands of consumers to low-fat and more mature meat production. Key words: conversion of nutrients, fodder energy, bulls, a new type «Voznesenovsky», Kalmyk breed, meat productivity, protein.

УДК 637.5

Анализ цен на говядину

Е.М. Дусаева 1, А.Х. Курманова 2, Г.Н. Мушинская 1

1 ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства»

2 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

Аннотация. Цена - важнейший элемент рынка, влияющий и формирующий спрос и предложение говядины. Экономические переменные: доходы населения, величины затрат ресурсов производителей, объёмы предложения, цены, качество и наличие заменителей продукта, экспортные возможности, импорт и другие элементы хозяйственной системы под воздействием внутренних и внешних причин не только экономического характера определяют тенденции в рыночной конъюнктуре.

Анализ динамики цен производителей на живой скот и розничных цен на говядину позволил выявить устойчивые тенденции повышения, которые, однако, не стимулировали рост производства. Из-за действия других неценовых факторов поголовье крупного рогатого скота сократилось, и объёмы выращивания скота в живом весе уменьшились, хотя наблюдается положительная тенденция роста продуктивности животных. Динамика розничных цен на говядину показывает многократное увеличение цен на говядину и бескостную говядину. Действие инфляционных процессов и позитивные сдвиги в росте среднедушевых доходов населения и расчёты покупательной способности по официально установленному прожиточному минимуму позволяют определить предел покупки говядины в потребительской корзине, который близок к уровню медицинских рекомендаций.

В структуре розничных цен на говядину наибольший удельный вес занимает стоимость сырья -это цена покупки у сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая не стимулирует рост производства, поэтому увеличение цен на живой скот является необходимым условием расширения рынка говядины.

Ключевые слова: говядина, цены производителей, розничные цены, структура розничной цены.

Цена - важнейший элемент рынка, осуществляющий информационное воздействие на всех субъектов, пожелавших быть потребителями, посредниками и производителями. С оценки абсолютной и анализа относительной величины цен на товары и услуги начинается динамичный процесс действий субъектов для удовлетворения потребностей и принятия решений по реализации экономических интересов индивидуумов или группы людей. Спрос и связь между ценой и объёмом покупок определяют различные комбинации общественных отношений, обусловленных взаимодействием разнонаправленных факторов, экономические переменные, такие как: доходы населения, величины затрат ресурсов производителей, объёмы предложения, цены, качество и наличие заменителей товара, экспортные возможности, импорт и другие элементы хозяйственной системы, на которых влияют внутренние и внешние причины, в том числе и политического характера, такие как: экономические санкции, обострение отношений из-за конфликтов, техногенные и экологические проблемы [1].

Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве 93

Отдельной составляющей влияния на рыночные отношения является психологическое восприятие потребителем информации о продукте и его полезности или вредности для здоровья и, конечно же, обычаи, традиции местности и культуры потребления. Обычно принято рассматривать рынок по следующему сценарию: сначала продавцы товара устанавливают цены, а покупатели реагируют на это. В сельском хозяйстве происходит наоборот: объём товара на рынке определяет цену. Нельзя исключать, что в реальности могут быть неформальные, иррациональные соглашения продавцов или группы людей, имеющих рыночную власть.

А.В. Чаянов выделял пять факторов, определяющих хлебные цены в России: количество денежной массы в обращении, валютный курс рубля, соотношение цен мирового рынка и экспортных цен, объём экспорта зерна, размер урожая. На 65-81 % рыночная конъюнктура находится под их влиянием [2]. Эти факторы актуальны и в современной экономике. Наблюдается действие закономерностей: при более или менее обычных и устойчивых условиях производства обильный урожай зерна, фруктов понижает, а резкий неурожай повышает цены на эти товары. Повышение цен, с одной стороны, сокращает объёмы сбыта, с другой, стимулирует производителя к увеличению объёмов производства [3, 4].

Степень чувствительности предложения на цены или эластичность предложения зависит от продолжительности времени, так как для расширения производства хозяйствующему субъекту необходим определённый период времени для того, чтобы успеть по выгодным ценам приобрести и распределить имеющиеся ресурсы в организации для производства продукта, на который выросла цена. В мгновенный период времени предложение будет абсолютно неэластичным: каков бы ни был скачок цен, увеличить предложение невозможно. Если цены упали, то реакция субъекта будет зависеть от качества продукта. Товар, который можно сохранить (например, зерно), можно отложить и не продавать до повышения цен. В краткосрочном периоде предложение может быть увеличено в рамках одного производственного цикла за счёт применения интенсивных технологий и увеличения переменных издержек производства, которые окупятся повышением цен. В долгосрочном периоде производитель успевает в ответ на рост цен расширить производство, и теоретические выводы о возвращении цены вследствие расширения предложения к равновесному уровню в экономической реальности не подтверждаются. Массовое расширение производства в отрасли приводит к повышению спроса на ресурсы, цены на них растут и, соответственно, повышается себестоимость продукции сельского хозяйства. Из истории аграрного развития: паритет цен - соотношение цен, показывающее, сколько несельскохозяйственных товаров и услуг может приобрести производитель за единицу своего продукта, - складывается не в его пользу, со временем наблюдаются устойчивые тенденции к понижению. Особенно чувствительным к межотраслевому и внутриотраслевому диспаритету цен является скотоводство. Объёмы предложения говядины имеют устойчивую понижательную тенденцию из-за длительности во времени производственного цикла и постоянного давления на отрасль вышеизложенных факторов [4, 5].

В теории динамики цен выделяется два аспекта: первый из них связан с анализом переходных процессов в ценообразовании, второй - с изучением направленности ценовых сдвигов на протяжении длительных периодов времени. В этом случае дискретность ценообразования не имеет значения, и цена может восприниматься как непрерывная во времени функция, для которой характерно наличие колебательных (волнообразных) тенденций [6].

По данным Росстата, индексы цен в 1995 г. по всем видам продукции животноводства были выше, чем на продукцию растениеводства, но в 1996 г. наблюдается обратная тенденция. Такие же тенденции наблюдаются в 1999-2000 гг. и последующие годы. Индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию и индексы потребительских цен на продовольственные товары имеют значительный разрыв в 1992 и 1998 гг. в сторону увеличения последних. Наблюдается некоторое превышение индексов цен производителей в 1999 и 2000 гг. Индексы потребительских цен в Оренбургской области в неблагоприятные по климатическим условиям годы были выше, чем в среднем по стране. Динамика помесячных индексов цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию в 1999 г. по сравнению с 1998 г. характеризуется значительным повышением в первой и последней четверти года и несколько меньшим ростом цен в 2000 г. по сравнению с 1999 г., но тенденция в первом и четвёртом кварталах года сохраняется [7].

Для эффективного развития всех отраслей аграрного сектора необходимо обеспечение паритетного межотраслевого обмена. В идеальном сценарии для устойчивого развития регулирование паритета цен позволило бы аграрному сектору укрепить материально-техническую базу, применять интенсивные

94 Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве

технологии и увеличить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, повышать качество продукции, но за годы реформ становление регуляторов (налоги, кредит, различные формы прямых и косвенных поддержек) оставляют желать лучшего. Так, введение сельскохозяйственного налога уменьшило желающих строить экономические отношения с субъектами из-за не возмещения налога на добавленную стоимость.

Проблемы регулирования цен в аграрном секторе связаны не только с непаритетом в межотраслевом обмене, но и осложнены нарушением ценовых пропорций внутри сельского хозяйства, а также в сферах переработки и торговли сельскохозяйственным сырьём. Ценовые отношения на зерно и продукцию животноводства влияют на формирование кормовой базы, переход с концентратного типа содержания животных на другие типы требует определённых усилий (затрат) по замене зерновых кормов на другие высокобелковые корма.

Динамика потребления мяса в России отличается от трендов остальных значимых рынков. В 1990-х годах снижение произошло из-за падения доходов населения. Прогнозы зарубежных экспертов (Минсельхоз США, ФАО-ОЭСР, ФАПРИ) о росте потребления говядины в России к 2020 году идут в разрез с отечественными, которые (в том числе Национальный союз свиноводов) считают, что из-за высоких цен на корм качественная говядина станет продуктом для ограниченного круга людей, а говядина, полученная от молочного скота, из-за невысоких потребительских характеристик и затрат времени на приготовление блюд не будет пользоваться спросом. Большинство сценариев потребления мяса базируются на оценке роста доходов населения, но вероятность точного прогноза низка, так как существует предел потребления того или другого вида мяса из-за действия неценовых факторов и предпочтений потребителей. В США и Бразилии доминирует птица, в ЕС - свинина. Российский рынок выбирает между этими двумя видами мяса. Рынки ведущих экспортеров - ЕС, США и Бразилии - близки к насыщению [8]. Однако к 2020 году прогнозный рост реального ВВП на душу населения вполне может привести к увеличению потребления мяса. В ЕС потребление мяса за последние годы относительно стабильно, однако есть небольшое снижение потребления говядины из-за высоких цен, вызванных уменьшением предложения на рынке (с 2008 года поголовье крупного рогатого скота снижалось в среднем на 1,1 % в год). Структура потребления основных его видов - бройлера, свинины и говядины зависит от потребительских привычек, а в среднесрочной перспективе - от соотношения цен. Поэтому исследование динамики цен производителей на живой скот и розничных цен на говядину является актуальным.

Средние цены на живой скот представлены на рисунке 1.

Годы

Источник: ФСГС РФ Рис. 1 - Средние цены производителей на крупный рогатый скот в живом весе (в среднем за год; рублей за килограмм) [9]

Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве 95

За весь исследуемый период наблюдается повышательная тенденция цен, для производителей вырисовывается оптимистичная картина для их стимулирования. Темпы роста абсолютных и относительных величин цен на крупный рогатый скот в живом весе, полученных производителями, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Абсолютные и относительные показатели по ценам производителей на крупный рогатый скот в живом весе

Показатели В среднем за:

2000-2003 гг. 2004-2007 гг. 2008-2011 гг. 2012-2015 гг.

Цены производителей, руб./кг Темп роста: текущий базисный 20,5 35,2 55,2 78,2 Х 1,7 1,6 1,4 Х 1,7 2,7 3,8

Примечание: Рассчитано авторами на основе данных ФСГС РФ

Расчёты показывают, что с 2000 годов за средний четырёхлетний период текущие индексы превышают цены предыдущих периодов более чем в 1,7, 1,6, 1,4 раза, а в отношении базисного периода наблюдается устойчивая тенденция повышения до 3,8 раза. При таких темпах роста цен на говядину производители должны были бы заниматься увеличением объёмов производства, однако статистические данные о поголовье крупного рогатого скота и объёмах выращивания скота в живом весе свидетельствуют об устойчивой тенденции сокращения численности скота до 2005 года, затем наблюдается некоторая стабилизация до 2008 г., в последующие годы дальнейшее уменьшение поголовья и объёмов производства говядины (рис. 2) [10].

180,0

100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

147,3

148,0 152'9

151,1

119,7

27,5 27,4 26,8 25 1 23 2 21^6 21,Ь 21,5 21,0 20,7 20,0 20,1 19,9 19,6 19,3 19,0 -^73—3,4 -j?4 3*1 j*U jfl 3+1 3fl 2+Э $9 2f9 2f9 2»9

2000 20012002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 20092010 2011 2012 2013 2014 2015

Годы

♦ Поголовье крупного рогатого скота, млн гол.

И Производство говядины в живом весе, млн т

Произведено мяса крупного рогатого скота в расчёте на одну голову, кг

Источник: ФСГС РФ

Рис. 2 - Динамика поголовья и продуктивности крупного рогатого скота, производства говядины в живом весе в хозяйствах всех категорий

Анализ динамики производства мяса крупного рогатого скота в живом весе в расчёте на 1 голову показывает, что при общем сокращении поголовья и объёмов производства наблюдается положительная тенденция роста продуктивности. Динамика розничных цен на говядину представлена на рисунке 3 [11].

96 Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве

500,0 450,0 400,0 350,0 300,0 250,0 200,0 150,0

0,0

446,4

358,0 ЪИЗГ

317,0 351,5

254,0 „„ „ >

192,0 7 3

158,8 179,5 255,2

109,4 125,7^--- 18° 1 246,2

69 1 С7 1 Ю8,4 — и т***^ ^--156,4 219,7 183 3

^^ 126,4 135,3

46,1 -¡2 1 е2,У 108,6 65,2 ' 72,6

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

■—Говядина бескостная

Годы

• Говядина (кроме бескостного мяса)

Источник: по данным ФСГС РФ Рис. 3 - Средние розничные цены на говядину (рублей за килограмм)

За исследуемый период наблюдается многократное увеличение цен на говядину и бескостную говядину. За эти годы действие инфляционных процессов и позитивные сдвиги в росте среднедушевых доходов населения Российской Федерации позволяют сделать расчёты покупательной способности по официально установленному прожиточному минимуму при условии, что потребитель отдаёт весь свой минимальный доход на покупку говядины (рис. 4) [12]. Данное предположение позволяет определить предел покупки говядины в потребительской корзине. Положительным моментом является то, что данный предел оказался близко или на уровне медицинских рекомендаций [13].

35,0

Источник: по данным ФСГС РФ Рис. 4 - Расчёт покупательной способности потребителей говядины на прожиточный минимум, кг

Структура розничной цены представлена в таблице 2.

Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве 97

Таблица 2. Структура розничной цены на говядину на конец года, %

Наименование статей затрат Говядина(кроме бескостного мяса) Говядина бескостная

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Сырьё без

возвратных отходов 59,22 61,39 61,90 56,47 55,15 54,20

Расходы на

производство и

коммерческие 8,65 7,75 7,87 9,50 10,61 10,03

Прибыль, убыток (-) 5,13 4,85 4,65 4,89 4,98 5,98

Налог на добавленную

стоимость 6,31 5,43 5,90 6,44 6,34 7,50

Другие виды налогов 0,03 0,03 0,16 0,02 0,04 0,00

Плата за доставку продукции

перерабатывающим

предприятием 0,03 0,01 0,03 0,02 0,10 0,10

Оборот сферы

обращения 20,63 20,54 19,49 22,66 22,78 22,19

Розничная цена товара 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Исследование структуры розничных цен за последние три года показывает, что при её формировании наибольший удельный вес занимает стоимость сырья на говядину и бескостную говядину - от 59,22 до 61,90 % и от 56,47 до 54,20 % соответственно. Данный удельный вес характеризует величину цены покупки у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Расходы на переработку, включая коммерческие расходы, составляют от 7,8 до 10,6 %, затраты торговой сферы - от 19 до 22 %, налоги и сборы - до 7,5 %, прибыль - до 5,9 %. Насколько справедлива сложившая её структура розничной цены говядины судить сложно из-за того, что каждая сфера (производство, переработка и торговля) должна иметь выгоду (прибыль) для осуществления воспроизводства, в том числе и расширенного.

Однако для сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличение цены на живой скот был бы определённым стимулом, не позволяющим уйти им из этого рынка. Современные безотходные технологии переработки живого скота позволяют при инновационных и экологических затратах создавать большую добавленную стоимость не только в пищевой, но и в фармацевтической, медицинской и других сферах деятельности. Торговая сфера за счёт увеличения оборотов, разных форм торговли и маркетинга может также иметь достаточно высокие прибыли.

Литература

1. Дусаева Е.М. Цены на продукцию аграрного сектора // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2004. № 1(1). С. 55-58.

2. Цены и ценообразование: учеб. для вузов / под ред. В.Е. Есипова. 3-е изд. СПб: Питер, 2000.

464 с.

3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: избр. соч. М.: Экономика, 1993. Ч. 2. Гл. УШ. Наст. изд. гл. 6.

4. Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ. Изд. второе, стер. М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «CataИaxy», 1992. 704 с.

5. Серова Е.В. Аграрная экономика: учебник для студентов экон. вузов, фак. и спец. М.: ГУ ВШЭ. 1999. 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Балацкий Е.В. Осциллирующие траектории в моделях динамики цен // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика, 1995. № 1. С. 26-50.

7. Дусаева Е.М. Управление конкурентоспособностью продукции аграрного сектора. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. 320 с.

98 Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве

8. Потребление мяса: расстановка сил. [Электронный ресурс]. URL: http://www. agroinvestor.ru/markets/article/12133 -potreblenie-myasa-rasstanovka-sil/ (дата обращения: 22.08.2016).

9. Средние цены и индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями. [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 22.03.2016).

10. Поголовье скота и птицы. [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 29.08.2016).

11. Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 22.08.2016).

12. Структура розничных цен на отдельные виды товаров (на конец года, в процентах к розничной цене). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-stp-cen.htm (дата обращения: 03.08.2016).

13. Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.08.2016).

Дусаева Евгения Муслимовна, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник группы экономического анализа и прогнозирования ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства», 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, сот.:8-961-932-65-61, e-mail: gachok_muslim@mail.ru

Курманова Алия Хамитовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», 460018, г. Оренбург, просп. Победы, д. 13, сот.:8-905-816-83-00, e-mail: aleka_k@mail.ru

Мушинская Галина Николаевна, научный сотрудник группы экономического анализа и прогнозирования ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства», 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, сот.:8-912-353-25-49, e-mail: galinamush@yandex.ru

UDC 637.5

Dusaeva Eugeniya Muslimovna 1, Kurmanova Alia Khamitovna 2, Mushinskaya Galina Nikolaevna 1

1FSBSI «All-Russian Research Institute of Beef Cattle Breeding», e-mail: gachok_muslim@mail.ru

2 FSBEIHE «Orenburg State University», e-mail: aleka_k@mail.ru Analysis of prices for beef

Summary. Price is a crucial element of the market, influencing and shaping beef demand and offer. Economic variables are household income, manufacturers' resources costs, the volume of deals, prices, quality and availability of product substitutes, export opportunities, import and other elements of the economic system determine trends in market conditions under the influence of internal and external factors not only of economic nature. The analysis of the producer price dynamics of livestock and retail prices for beef has revealed steady upward trend, which, however, did not stimulate the growth of production. Due to the actions of other non-price factors, the number of cattle has decreased, and volume of livestock rearing in live weight decreased, although there is a positive trend in productivity growth of animals. Dynamics of retail prices for beef shows a multiple increase in price of beef and boneless beef. Action of inflation, positive development in growing per capita income and purchasing power calculations according to the officially established subsistence level let us determine the limit of beef purchases in the consumer basket, which is close to the level of medical recommendations.

In the structure of retail prices for beef the cost of raw material has the largest specific weight, it is the purchase price from agricultural producers, which does not stimulate the growth of production, so the increase in live cattle prices is a necessary condition for the expansion of the beef market. Key words: beef, producer prices, retail prices, structure of the retail price.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.