Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / УБЕЖДЕНИЕ В БЛАГОСКЛОННОСТИ И ОСМЫСЛЕННОСТИ МИРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павленко Татьяна Андреевна, Кирсанова Вероника Геннадиевна

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы личности будущих педагогов. Цель исследования - определение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с различной структурой религиозности, а также взаимосвязи составляющих структуры индивидуальной религиозности с базовыми убеждениями. Исследование проведено в ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» с применением следующих методик: тест структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых, методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» (Б. С. Круглов), шкала базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман, адаптация О. Кравцовой). Выявлено, что наиболее сильные, значимые положительные связи компонентов индивидуальной религиозности обнаружены с терминальными ценностями - равенство, счастливая семья, с инструментальными ценностями - воспитанность, честность, терпимость. Чем больше выражены различные компоненты религиозности, тем в меньшей степени в качестве жизненной перспективы (терминальные ценности) выступают цели обеспечения себе материального достатка и реализации активной и деятельной жизни, тем в меньшей степени в качестве средств достижения этих целей и значимых личностных характеристик выступают смелость в отстаивании своих взглядов, мнений, а также чувство долга и умение держать слово. Такой компонент индивидуальной религиозности, как вера в творца и высшие силы, связан с формированием базового убеждения об осмысленности жизни. Базовое убеждение о благосклонности мира и убеждение в собственной ценности, способности управлять событиями проявляются тем сильнее, чем меньше человек религиозен. Особую значимость приобретает дальнейшее исследование ценностно-смысловой сферы будущих педагогов с различным отношением к религиозным конфессиям с целью определения степени влияния взглядов и верований педагогов на учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павленко Татьяна Андреевна, Кирсанова Вероника Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALISATIONS WITH VARIOUS STRUCTURES OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY

The relevance of the research is due to the necessity of studying the sphere of values and meanings of the personality of prospective teachers. The goal of this research is an identi cation of features of values and meaning-related system of students with various structures of religiosity as well as the correlation of the individual religiosity with basic beliefs. The research was carried out on the base of Moscow State Regional University with the use of the following methods: individual religiosity structure test by U.V. Shcherbatykh, method of “Determination of the formation of value orientations” by B. S. Kruglov, scale of basic beliefs (R. Yano -Bulman, O. Kravtsova’s adaptation). It was revealed that the most strong, signi cant and positive connection of the components of individual religiosity were discovered with the terminal values: equality, happy family; with instrumental values: politeness, honesty, tolerance. The more various components of religiousness are expressed, the fewer goals of providing oneself with material wealth and the realisation of active and concentrated life remain as life perspective (terminal values), the less courage in defending one’s views, opinions, as well as the sense of duty and ability to keep one’s word are seen as resources of achieving these goals. Such component of individual religiousness as faith in Creator and higher powers is connected with formation of basic opinion about the meaningfulness of life. The less religious a person is, the more basic belief he or she has about the world’s favour, about one’s own value, the ability to rule the events. Of particular importance is the further study of the values and meanings of future teachers with di erent attitudes towards religious confessions in order to determine the degree of in uence of the views and beliefs of teachers on students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Павленко Татьяна Андреевна, канд. психол. наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4 tatiana_pavlenco@mail.ru

2021. Вып. 62. С. 127-141

Б01: 10.15382Миг^202162.127-141

ОИСГО: 0000-0001-6313-5576

Кирсанова Вероника Геннадиевна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой методики воспитания и дополнительного образования

ГБОУ ВО МО АСОУ

(Академия социального управления), Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8 kirsanova.v@bk.ru ОИСГО: 0000-0001-5104-0641

Особенности ценностно-смысловой сферы студентов педагогических специальностей с различной структурой индивидуальной религиозности

Т. А. Павленко, В. Г. Кирсанова

Аннотация: Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы личности будущих педагогов. Цель исследования — определение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с различной структурой религиозности, а также взаимосвязи составляющих структуры индивидуальной религиозности с базовыми убеждениями. Исследование проведено в ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» с применением следующих методик: тест структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых, методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» (Б. С. Круглов), шкала базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман, адаптация О. Кравцовой). Выявлено, что наиболее сильные, значимые положительные связи компонентов индивидуальной религиозности обнаружены с терминальными ценностями — равенство, счастливая семья, с инструментальными ценностями — воспитанность, честность, терпимость. Чем больше выражены различные компоненты религиозности, тем в меньшей степени в качестве жизненной перспективы (терминальные ценности) выступают цели обеспечения себе материального достатка и реализации

© Павленко Т. А., Кирсанова В. Г., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 127—141.

активной и деятельной жизни, тем в меньшей степени в качестве средств достижения этих целей и значимых личностных характеристик выступают смелость в отстаивании своих взглядов, мнений, а также чувство долга и умение держать слово. Такой компонент индивидуальной религиозности, как вера в творца и высшие силы, связан с формированием базового убеждения об осмысленности жизни. Базовое убеждение о благосклонности мира и убеждение в собственной ценности, способности управлять событиями проявляются тем сильнее, чем меньше человек религиозен. Особую значимость приобретает дальнейшее исследование ценностно-смысловой сферы будущих педагогов с различным отношением к религиозным конфессиям с целью определения степени влияния взглядов и верований педагогов на учащихся.

Ключевые слова: структура индивидуальной религиозности, терминальные ценности, инструментальные ценности, студенты педагогических специальностей, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира.

Понятию «ценность», как составляющей психической жизни личности, придается неодинаковое значение в различных подходах. Ценность объекта определяется его желаемостью (X. Эренфельс), переживанием субъективного чувства ценности (А. Мейнонг), как говорит Н. О. Лосский, есть кто-нибудь, для кого ценность есть ценность1. В поведенческом подходе ценности исключаются из сферы научного исследования. Б. Скиннер2 определяет ценности как рудименты, надобность в которых пропадет. Э. Толмен3 говорит о ценности как о привлекательности целевого объекта.

Психоаналитическое направление уделяет особое внимание проблеме происхождения личностных ценностей. З. Фрейд писал: «суперэго ребенка в действительности конструируется <...> по модели суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению»4. Э. Фромм отмечал, что ценности определяют поступки человека, и выделял осознаваемые ценности и бессознательные, которые и являются двигателем поведения5.

Значимое место личностным ценностям отводится в гуманистическом подходе. К. Рождерс6 определяет «самость» в том числе через систему ценностей. По мнению А. Маслоу7, «выбранные ценности и есть ценности».

В отечественной психологии существует ряд концепций о механизмах становления и развития ценностно-смысловой сферы личности. В качестве ведущей личностной характеристики в отечественных подходах, как правило, выделяется направленность (С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.).

1 См.: Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

2 См.: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

3 См.: Понимание и ценности (норма и патология). Монография. Екатеринбург, 2018.

4 Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. Т. 2. Тбилиси, 1991. С. 22.

5 См.: Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 12.

6 Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.; Киев, 1997.

7 Маслоу А. Психология бытия. М.; Киев, 1997. С. 272.

М. Рокич8 определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения. Современные подходы к изучению ценностных ориентаций берут свое начало в мотивационной концепции ценностных ориен-таций М. Рокича и продолжаются в работах Ш. Шварца9 и др. В них рассматривается структура ценностей, а также их влияние на поведение как мотивацион-ной основы личности.

Наши исследования ценностно-смысловой сферы личности у будущих педагогов показали, что особенности системы ценностей у студентов педагогических специальностей значимо связаны с формированием перфектных установок, направленностью на совершенствование внешности10, степенью реализации антисоциальной креативности в поведении11, выбираемыми идеалами12 и др.

Если в отношении понятия «личностные ценности» среди исследователей можно наблюдать согласованность позиций, то в отношении понятия «личная религиозность» такого согласия нет. Ни в психологии, ни в социологии религии пока не выработался единый подход к определению этого феномена, в связи с чем в работах, посвященных данной тематике, часто применяются определения, концептуально близкие авторским программам исследований13.

Личную религиозность представляют также характеристикой индивидуальной религиозной идентичности, которая формируется и развивается в конфессиональных отношениях, порождающих определенный религиозный опыт, уникальный по двум причинам — индивидуальным особенностям самого человека и особенностям религиозных практик конфессий14. В связи с этим в работах, посвященных исследованию религиозной идентичности, рассматривается скорее конфессиональная принадлежность и связанные с ней опыт и система убеждений15.

8 См.: Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992.

9 См.: Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.

10 См.: Павленко Т. А. Физический перфекционизм. Особенности проявления у студенческой молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-6 апреля 2018 г. «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса». Известия Института педагогики и психологии образования МГПУ. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/ pavlenko-t-a-fizicheskiy-perfekcioniz/ (дата обращения: 28.06.2021).

11 См.: Егоров И. В., Наумова Д. В., Павленко Т. А., Рассказова И. Н. Система ценностей девушек-студенток педагогических вузов с разным уровнем антисоциальной креативности // Перспективы науки и образования. 2021. № 3. С. 375-389. doi: 10.32744/pse.2021.3.26.

12 См.: Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57-72.

13 См.: Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 44-61.

14 См.: Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234-243.

15 См.: Лазуткина М. А. Теоретический анализ структуры религиозной идентичности и способов ее измерения // Грамота. 2012. Вып. 67. № 12. Ч. I. C. 79-82.

Тем не менее необходимость исследования индивидуальной религиозности требует обобщенной концептуализации понятия. Так, в зарубежных исследованиях наиболее распространенным нам представляется понимание религиозности как системы убеждений и действий. С. Гледдинг, Е. Льюис и Л. Адкинс16 раскрывают феномен религиозности, используя понятие «убеждения», т. е. религиозность в представлении авторов являет собой совокупность индивидуальных религиозных убеждений о высших силах и степень личной вовлеченности, предполагающей не только наличие религиозных убеждений, но и религиозных практик, в которых они реализуются.

Близким к вышеописанному подходу оказывается определение индивидуальной религиозности, предложенное И. С. Булановой: «религиозность является интегральным психологическим образованием, приверженностью религии, отраженной в сознании и поведении, и включающем в себя религиозную веру, религиозные отношения и религиозное поведение»17.

Индивидуальная религиозность и ценностно-смысловая сфера личности находятся в сложном взаимовлиянии. Религия может рассматриваться как фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций личности. В свою очередь ценности могут обусловливать степень личной религиозности и формы ее выражения. Проблема взаимодействия ценностей, смыслов и индивидуальной религиозности привлекает все большее внимание исследователей. Появилось значительное число работ, посвященных исследованию особенностей индивидуальной религиозности представителей разных конфессиональных групп в ее взаимосвязи с ценностно-смысловой сферой. Так, И. В. Афанасенко18 рассмотрела специфику индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у православных христиан и иудаистов. Н. В. Груздев, Д. Л. Спивак19 провели сравнение религиозно-психологических ориентаций американцев и россиян. И. В. Афанасенко, Д. Л. Спивак20 исследовали религиозно-психологические установки юношей и девушек — приверженцев ислама. Л. В. Густова21 рассмо-

16 См.: Артеменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии: в 6 т. Т. 3. Владимир, 2016. С. 36.

17 Буланова И. С. Религиозное обращение как повторная нарративизация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой: Сборник научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. В. Фолиева, ред.-сост. М., 2015. С. 107-120.

18 См.: Афанасенко И. В. Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов) // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. Вып. 1. С. 10-11.

19 См.: Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/РииЛа. 2004. Т. 4. С. 274-284.

20 См.: Афанасенко И. В., Спивак Д. Л. Религиозно психологические установки молодежи: гендерный аспект (на примере мусульман) // Психотехники и измененные состояния сознания: Сборник материалов Второй научной конференции (12-14 декабря 2013). СПб., 2015. С. 244-253.

21 См.: Густова Л. В. Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 62-67.

трела взаимосвязь уровня религиозности православных христиан разных возрастных групп и различных личностных свойств. Результаты исследований свидетельствуют о сложных взаимосвязях между религиозной идентичностью, уровнем религиозности и спецификой ценностно-смысловой сферы личности и дают основание считать, что религиозность, понимаемая как система убеждений и отношений, существенным образом влияет на поведение, в частности в ситуации морального выбора.

Дальнейшее исследование такого взаимовлияния имеет практическое значение в условиях усложнения структуры общественных отношений в связи с возрастающей представленностью религиозных организаций и объединений в жизни общества и государства в сфере образования, культуры, в повседневной жизни. Изучение взаимосвязи уровня религиозности и ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей позволит дополнить данные о связи религиозности и личных ценностей и расширить представления о ценностно-смысловой сфере будущих учителей. Результаты исследования могут найти применение в практике подготовки студентов педагогического профиля конфессиональных образовательных организаций.

Таким образом, целью данного исследования является изучение особенностей структуры индивидуальной религиозности и связанных с нею личностных ценностей и базовых убеждений у студентов педагогических специальностей.

Выборку составили молодые люди от 20 до 22 лет: 38 девушек и 22 юноши, всего испытуемых — 60. Все они являются студентами ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет».

В ходе исследования нами были использованы следующие методики.

• Тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых.

• Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций», автор Б. С. Круглов.

• Шкала базовых убеждений, автор Р. Янофф-Бульман, адаптация О. Кравцовой.

• Статистическая обработка данных осуществлялась при сравнении групп с использованием критерия Пирсона.

При анализе данных по методике определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых22 выявлялась выраженность ее показателей по шкалам. В методике Р. Янофф-Бульмана23 выделяются три категории базовых убеждений, по мнению автора составляющих ядро нашего субъективного мира:

1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла.

2. Убеждение, что мир полон смысла.

3. Убеждение в ценности собственного «Я».

22 См.: Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 120-122.

23 См.: Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113-136.

Интерпретация методики «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б. С. Круглова24 касалась двух категорий ценностей: терминальные ценности и инструментальные ценности.

Целью нашего исследования было определение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с различной структурой религиозности, а также взаимосвязи составляющих структуры индивидуальной религиозности с базовыми убеждениями.

Рассмотрим полученные в исследовании данные об особенностях ценностно-смысловой сферы в случае выраженности различных компонентов религиозности. Для обработки данных был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона. Результаты представлены в табл. 1. В таблице указаны значения только по тем ценностям, с которыми были выявлены значимые корреляции.

Анализ взаимосвязи составляющих компонентов индивидуальной религиозности с терминальными и инструментальными ценностями студентов педагогических специальностей показал, что чем больше человек осмысляет мир сквозь призму религии как философской концепции, тем более значимы для него ценности счастливой семьи (г =,272, р < 0,05), равенства (г = ,451, р < 0,01) — это группа терминальных ценностей, инструментальные ценности: чуткость (г=,284, р < 0,05), воспитанность (г = ,285, р < 0,05), честность (г = ,327, р < 0,01), самоконтроль (г = ,366, р < 0,01), терпимость (г = ,304, р < 0,01), твердая воля (г = ,322, р < 0,01). И тем менее значимы такие ценности, как материальная обеспеченность (г = -,390,р < 0,01), интересная работа (г = -,298,р < 0,05), активная жизнь (г = -,318,р < 0,01), смелость (г = -,326,р < 0,01).

Отношение к магии положительно коррелирует с ценностью общественное признание (г = ,253,р < 0,05).

Чем больше человек склонен искать в религии поддержку и утешение, тем более в его ценностно-смысловой сфере представлены ценности любви (г = ,288, р < 0,05), хороших друзей (г = ,269, р < 0,05), познания (г = ,292, р < 0,05), счастливой семьи (г = ,326, р < 0,01), равенства (г = ,329, р < 0,01), чуткости (г = ,396, р < 0,01), воспитанности (г = ,450, р < 0,01), самоконтроля (г = ,275, р < 0,05), терпимости (г = ,357, р < 0,01), твердой воли (г = ,227, р < 0,05). И тем менее представлены такие терминальные ценности, как материальная обеспеченность (г = -,417, р < 0,01), удовольствие (г = -,254, р < 0,05), общественное признание (г = -,286, р < 0,05), и инструментальная — смелость (г = -,276, р < 0,05).

С внешними признаками религиозности значимо связаны следующие ценности: счастливая семья (г = ,334, р < 0,01), творчество (г = ,394, р < 0,01), равенство (г = ,479, р < 0,01), честность (г = ,359, р < 0,01), самоконтроль (г = ,251, р < 0,01), терпимость (г = ,215, р < 0,01). Взаимосвязь проявления в поведении внешних признаков религиозности с ценностями материальная обеспеченность (г = -,261, р < 0,05), интересная работа (г = -,289, р < 0,05), смелость (г = -,239, р < 0,05) обнаружилась в отрицательной корреляции.

24 См.: Круглов Б. С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / И. В. Дубровина, ред. М., 1989. С. 12-14.

Таблица 1

Взаимосвязь компонентов религиозности и ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей

Ценности Компоненты индивидуальной религиозности

отношение к религии как философской концепции отношение к магии тенденция искать в религии поддержку и утешение внешние признаки религиозности интерес к «псевдонауке» тенденция верить в творца наличие религиозного самосознания отношение к религии как образцу моральных норм поведения

Материальная обеспеченность -,390" ,137 . 417** -,261* -,320** -,396" -,436** -,443**

Удовольствия -,205 ,100 -,254* -,191 -,089 -,303" -,174 -,361"

Интересная работа -,298* -,159 -,133 -,289* -,097 -,041 -,216* -,264*

Любовь ,090 -,014 ,288* ,177 ,025 ,284* ,212 ,159

Красота ,115 -,066 ,161 ,126 ,199 ,225* ,175 ,074

Хорошие друзья ,135 ,037 ,269* ,205 ,017 ,296* ,318" ,031

Познание -,012 ,196 ,292* ,107 ,169 ,206 ,149 -,095

Счастливая семья ,272* -,224* ,326** ,334** ,039 ,485** ,282* ,392**

Творчество ,097 ,189 ,073 ,394** ,189 ,262* ,363** ,080

Общественное признание -,207 ,253* -,286* -,192 -,159 -,206 -,201 -,329**

Активная жизнь -,318** ,188 -,088 -,077 -,106 -,178 -,209 -,398**

Равенство ,451** -,126 ,329** 479** ,217* ,615** ,571** ,562**

Чуткость ,284* -,164 ,396** ,169 ,201 ,343** ,282* ,324**

Ценности Компоненты индивидуальной религиозности

е « 1 § _ Н £ св о, 1 5 ш л Ё наличие религиозного самосознания 1 £ *

отношение к ре как философе концепции отношение к магии тенденция иа в религии подде и утешеню 5 о Я и Н" м с о в § э 1 £ а а интерес к «псевдонау тенденция вер в творца ё, О. « * 8 ® н Ь о 1 Ш В 2 « а 3 .5- — | « 1 5 * О св *

Воспитанность ,285* -,035 ,450** ,061 ,349** ,180 ,242* ,287*

Жизнерадостность -,123 ,015 ,026 ,088 -,042 ,220* ,048 ,018

Смелость -,326** Д91 -,276* -,239* -,143 -,393** -,355** -,485**

Исполнительность ,183 -,005 -,273* -,093 -,174 ,051 -,115 ,144

Нетерпимость к недостаткам ,120 -,029 ,061 ,179 ,039 ,233* ,271* ,276*

Широта взглядов -,041 -,071 ,073 ,081 -,022 ,304** ,128 ,107

Честность ,327** -,179 ,183 ,359** ,116 ,679** ,428** ,518**

Самоконтроль ,366** -,152 ,275* ,251* ,048 ,204 ,199 ,344**

Терпимость ,304** -,119 ,357** ,215* ,123 ,501** ,399** ,389**

Твердая воля ,322** -,036 ,227* ,122 -,070 ,132 ,130 ,250*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рационализм ,080 -,135 ,108 -,088 -,372** -,228* -,243* -,151

Ответственность ,049 -,138 ,052 ,023 -,456** ,016 -,114 ,013

* корреляция значима на уровне 0,05.

** корреляция значима на уровне 0,01.

Интерес к псевдонауке положительно коррелирует с ценностями равенство (г = ,217, р < 0,05), воспитанность (г = ,349, р < 0,01) и отрицательно с — материального обеспечения (г = -,320, р < 0,01), рационализма (г = -,372, р < 0,01), ответственности (г = -,456, р < 0,01),

Вера в творца и высшие силы значимо связана с ценностями: любовь (г = ,284, р < 0,05), красота (г = ,225, р < 0,05), хорошие друзья (г = ,296, р < 0,05), счастливая семья (г = ,485, р < 0,01), равенство (г = ,615, р < 0,01), чуткость (г = ,343, р < 0,01), жизнерадостность (г = ,220, р < 0,05), честность (г = ,679, р < 0,01), нетерпимость к недостаткам (г = ,233, р < 0,05), терпимость (г = ,501, р < 0,01), широта взглядов (г = ,304, р < 0,01). И отрицательно коррелирует с ценностями материальной обеспеченности (г = -,396, р < 0,01), удовольствия (г = -,303, р < 0,01), рационализма (г = -,228, р < 0,01), смелости (г = -,393, р < 0,01).

Наличие религиозного самосознания положительно коррелирует с ценностями: хорошие друзья (г = ,318, р < 0,01), счастливая семья (г = ,282, р < 0,05), творчество (г = ,363, р < 0,01), равенство (г = ,571, р < 0,01), чуткость (г = ,282, р < 0,05), нетерпимость к недостаткам (г = ,271, р < 0,05), воспитанность (г = ,242, р < 0,05), честность (г = ,428, р < 0,01), терпимость (г = ,399, р < 0,01). И обратно коррелирует с ценностями материальной обеспеченности (г = -,436, р < 0,01), интересной работы (г = -,216,р < 0,05), смелости (г = -,355,р < 0,05), рационализма (г = -,243,р < 0,05).

Отношение к религии как образцу моральных норм поведения значимо связано с ценностями: счастливая семья (г = ,392, р < 0,01), равенство (г = ,562, р < 0,01), чуткость (г = ,324, р < 0,01), воспитанность (г = ,287, р < 0,05), нетерпимость к недостаткам (г = ,276,р < 0,05), честность (г = ,518,р < 0,01), самоконтроль (г = ,344, р < 0,01), терпимость (г = ,389, р < 0,01), твердая воля (г = ,250, р < 0,05). И обратно коррелирует с ценностями материальной обеспеченности (г = -,443, р < 0,01), интересной работы (г = -,264, р < 0,05), удовольствия (г = -,361, р < 0,01), общественного признания (г = -,329, р < 0,01), активной жизни (г = -,398,р < 0,01), смелости (г = -,485,р < 0,01).

Рассмотрим полученные в исследовании данные об особенностях базовых убеждений студентов и их связи с различными компонентами религиозности. Для обработки данных был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона. Результаты представлены в табл. 2.

Анализ взаимосвязи составляющих структуры индивидуальной религиозности с базовыми убеждениями у студентов показал, что есть прямая корреляция между такими составляющими религиозности, как отношение к религии как к философской концепции (г =,231, р < 0,05), вера в творца и высшие силы (г = ,346, р < 0,01), религиозное самосознание (г = ,329, р < 0,01), отношение к религии как образцу моральных норм поведения (г = ,296, р < 0,05) и с базисными убеждениями об осмысленности мира. А также обратная корреляция следующих составляющих религиозности: отношение к религии как к философской концепции (г = -,391, р < 0,01), поиск в религии поддержки и утешения (г = -,378, р < 0,01), внешние признаки религиозности (г = -,484, р < 0,01), вера в творца и высшие силы (г = -,354, р < 0,01), религиозное самосознание

Таблица 2

Взаимосвязь компонентов религиозности и базовых убеждений студентов педагогических специальностей

Базовые убеждения Компоненты индивидуальной религиозности

отношение к религии как философской концепции отношение к магии тенденция искать в религии поддержку и утешение внешние признаки религиозности интерес к «псевдонауке» тенденция верить в творца наличие религиозного самосознания отношение к религии как образцу моральных норм поведения

Убеждение

в благосклонности -,302* ,072 -,284* ,193 -,340** -,054 -,124 -,233*

мира

Убеждение

в осмысленности ,231* -,070 ,064 ,111 ,190 ,346** ,329** ,296*

мира

Убеждение

в ценности -391** ,022 -,378** - 484** -,209 -,354** -,546** -,468**

собственного «Я»

* корреляция значима на уровне 0,05. ** корреляция значима на уровне 0,01.

(г = -,546, р < 0,01), отношение к религии как образцу моральных норм поведения (г = -,468, р < 0,01) и с собственной ценностью, способностью управлять событиями. Обратная корреляция базисных убеждений о благосклонности мира обнаружена с отношением к религии как к философской концепции (г = -,302, р < 0,01), поиском в религии поддержки и утешения (г = -,284, р < 0,05), интересом к «псевдонауке» (г = -,340, р < 0,01), отношением к религии как образцу моральных норм поведения (г = -,233,р < 0,05).

Таким образом, наиболее сильные значимые положительные связи компонентов индивидуальной религиозности обнаружены с терминальными ценностями — равенством, счастливой семьей, с инструментальными ценностями — воспитанностью, честностью, терпимостью.

Наиболее сильные значимые отрицательные связи компонентов индивидуальной религиозности обнаружены с терминальными ценностями — материальной обеспеченностью, активной жизнью и с инструментальными ценностями — смелостью, ответственностью.

Базовое убеждение о благосклонности мира имеет сильную значимую отрицательную связь с отношением к религии как к философской концепции, интересом к «псевдонауке». Базовое убеждение об осмысленности жизни значимо положительно связано с таким компонентом религиозности, как вера в творца и высшие силы.

Базовое убеждение о собственной ценности, способности управлять событиями имеет наиболее сильную значимую отрицательную связь с религиозным самосознанием, отношением к религии как образцу моральных норм поведения, а также как к философской концепции и внешними признаками религиозности.

Чем более человек религиозен, тем в большей степени целями, связанными с жизненной перспективой, являются идеи равенства в социальных отношениях, братства, равных возможностей для всех людей и идея важности создания семьи, построения счастливых семейных отношений. В качестве средств достижения этих целей, а также в качестве значимых личностных характеристик выступают воспитанность как проявление вежливости, хороших манер, что связано с представлениями о социальном взаимодействии и отношением к окружающим; честность как проявление правдивости и искренности в отношениях; терпимость к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки и заблуждения. И тем менее в качестве жизненной перспективы выступают цели обеспечения себе материального достатка и реализации активной и деятельной жизни, а в качестве средств достижения этих целей и значимых личностных характеристик выступают смелость в отстаивании своих взглядов, мнений, а также чувство долга и умение держать слово. Возможно, это связано с представлением о том, что не все зависит от воли человека, есть высшая сила, управляющая этим миром и самим человеком, а человек ограничен в своем видении происходящих с ним и другими событий, он может влиять только на ситуации «здесь и теперь». Чем больше выражена религиозность человека, тем сильнее выражены убеждения в осмысленности мира и жизни человека, и менее выражена уверенность человека в своей ценности как отдельного индивидуума, поскольку управлять событиями жизни может только высшая божественная сила. Чем более человек уверен в благосклонности мира, тем меньше у него выражена религиозность, тем меньше ему нужна опора и поддержка высших сил в сложных жизненных ситуациях.

Список литературы

Артеменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии: в 6 т. Т. 3. Владимир, 2016.

Афанасенко И. В. Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов) // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. Вып. 1. С. 10-11.

Афанасенко И. В., Спивак Д. Л. Религиозно психологические установки молодежи: тендерный аспект (на примере мусульман) // Психотехники и измененные состояния сознания: сб. материалов Второй научной конференции (12-14 декабря 2013). СПб., 2015. С. 244-253.

Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234-243. Буланова И. С. Религиозное обращение как повторная нарративизация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой: сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. В. Фолиева, ред.-сост. М., 2015. С. 107-120.

Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/Puncta. 2004. Т. 4. С. 274—284.

Густова Л. В. Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 62-67.

Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57-72.

Егоров И. В., Наумова Д. В., Павленко Т. А., Рассказова И. Н. Система ценностей девушек-студенток педагогических вузов с разным уровнем антисоциальной креативности // Перспективы науки и образования. 2021. № 3. С. 375-389. doi: 10.32744/ pse.2021.3.26.

Круглов Б. С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / И. В. Дубровина, ред. М., 1989. С. 12-14.

Лазуткина М. А. Теоретический анализ структуры религиозной идентичности и способов ее измерения // Грамота. 2012. Вып. 67. № 12. Ч. I. C. 79-82.

Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992.

Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Маслоу А. Психология бытия. М.; Киев, 1997.

Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 120122.

Павленко Т. А. Физический перфекционизм. Особенности проявления у студенческой молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-6 апреля 2018 г. «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса». Известия Института педагогики и психологии образования МГПУ. URL: http://ippo.selfip. com:85/izvestia/pavlenko-t-a-fizicheskiy-perfekcioniz/ (дата обращения: 28.06.2021).

Понимание и ценности (норма и патология). Монография. Екатеринбург, 2018.

Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.; Киев, 1997.

Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. Т. 2. Тбилиси, 1991.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.

Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 44-61.

Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113-136.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 62. P. 127-141 DOI: 10.15382/sturIV202162.127-141

Tatiana Pavlenko, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, 4 Vtoroi Sel'skokhoziaistvennyi proezd, Moscow, 129226, Russian Federation tatiana_pavlenco@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6313-5576

Veronika Kirsanova,

Candidate of Sciences in Psychology,

Associate Professor,

Head of the Department of Methods of Upbringing and Further Education,

Academy of Social Management,

8 Vtoroi Starovatutinsky proezd, Moscow,

129281, Russian Federation E-mail: kirsanova.v@bk.ru ORCID: 0000-0001-5104-0641

Features of the Value-Semantic Sphere of Students of Pedagogical Specialisations with Various Structures of Individual Religiosity

Abstract: The relevance of the research is due to the necessity of studying the sphere of values and meanings of the personality of prospective teachers. The goal of this research is an identification of features of values and meaning-related system of students with various structures of religiosity as well as the correlation of the individual religiosity with basic beliefs. The research was carried out on the base of Moscow State Regional University with the use of the following methods: individual religiosity structure test by U.V. Shcherbatykh, method of "Determination of the formation of value orientations" by B. S. Kruglov, scale of basic beliefs (R. Yanoff-Bulman, O. Kravtsova's adaptation). It was revealed that the most strong, significant and positive connection of the components of individual religiosity were discovered with the terminal values: equality, happy family; with instrumental values: politeness, honesty, tolerance. The more various components of religiousness are expressed, the fewer goals of providing oneself with material wealth and the realisation of active and concentrated life remain as life perspective (terminal values), the less courage in defending one's views, opinions, as well as the sense of duty and ability to keep one's word are seen as resources of achieving these goals. Such component of individual religiousness as faith in Creator and higher powers is connected with formation of basic opinion about the meaningfulness of life. The less religious a person is, the more basic belief he or she has about the world's favour, about one's own value, the ability to rule the events. Of particular importance is

T. Pavlenko, V. Kirsanova

the further study of the values and meanings of future teachers with different attitudes towards religious confessions in order to determine the degree of influence of the views and beliefs of teachers on students.

Keywords: structure of individual religiosity, terminal values, instrumental values, students of pedagogical specialisations, student youth, basic personal beliefs, belief in the benevolence and meaningfulness of the world.

References

Afanasenko I. V. (2014) "Spetsifika individual'noi religioznosti i vyrazhennosti samoaktualizatsii u predstavitelei razlichnykh konfessii (na primere pravoslavnykh khristian i iudaistov)" ["The specifics of individual religiosity and the severity of self-actualization in representatives of various confessions (on the example of Orthodox Christians and Judaists)"]. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik, 2014, vol. 1, pp. 10—11 (in Russian).

Afanasenko I. V., Spivak D. L. (2015) "Religiozno psikhologicheskie ustanovki molodezhi: gendernyi aspekt (na primere musul'man)" ["Religious and psychological attitudes of youth: gender aspect (on the example ofMuslims)"] in Psikhotekhniki i izmenennye sostoianiia soznaniia. Sbornik materialov Vtoroi nauchnoi konferentsii (12—14 dekabria 2013) [Psychotechnics and altered states of consciousness. Collection of materials of the Second Scientific Conference (December 12-14, 2013)]. St. Petersburg, pp. 244-253 (in Russian).

Artemenko O. M. (2016) Religioznaia identichnost' lichnosti kak psikhologicheskii fenomen. Akademicheskoe issledovanie i kontseptualizatsiia religii v XXI veke: traditsii i novye vyzovy: sb. materialov Tretego kongr. ros. issledovatelei religii. V61. [Religious identity of a person as a psychological phenomenon. Academic research and conceptualization of religion in the XIX century: traditions and new challenges: collection of materials of the Third congr. Russian researchers of religion. In 6 voles]. Vladimir, vol. 3 (in Russian).

Balich N. L. (2015) "Religioznaia identichnost' v kul'ture sovremennogo obshchestva" ["Religious identity in the culture of modern society"]. Sotsiologicheskiialmanakh, 2015, vol. 6, pp. 234243 (in Russian).

Bulanova I. S. (2015) "Religioznoe obrashchenie kak povtornaia narrativizatsiia zhizni" ["Religious conversion as a repeated narrativization of life"] in Antonov K. M., Malevich T. V., Folieva T. V. (eds.) Psikhologiia religii: mezhdu teoriei i empirikoi: Sbornik nauchnykh statei [Psychology of religion: between theory and empiricism: A collection of scientific articles]. Moscow, pp. 107-120 (in Russian).

Egorov I. V. (2018) "Idealy kak dinamicheskaia osnova attitiudov i ikh sviaz' lichnostnymi kharak-teristikami studencheskoi molodezhi" ["Ideals as a dynamic basis of attitudes and their connection with personal characteristics of student youth"]. VestnikPSTGU. Ser. IV. Pedagogika. Psikhologiia, 2018, vol. 50, pp. 57-72 (in Russian).

Egorov I. V., Naumova D. V., Pavlenko T. A., Rasskazova I. N. (2021) "Sistema tsennostei de-vushek-studentok pedagogicheskikh vuzov s raznym urovnem antisotsial'noi kreativnosti" [" The system of values of female students of pedagogical universities with different levels of anti-social creativity"]. Perspektivy naukiiobrazovaniia, 2021, vol. 3, pp. 375-389. doi:10.32744/ pse.2021.3.26 (in Russian).

Freid Z. (1991) Ia i ONO: trudy raznykh let, v 2-kh t. [I and IT: Works of different years, in 2 vols.]. Tbilisi, vol. 2 (in Russian).

Fromm E. (1993) Psikhoanaliz i etika [Psychoanalysis and ethics]. Moscow (in Russian).

Fromm E. (1994) Anatomiia chelovecheskoi destruktivnosti [Anatomy of human destructiveness]. Moscow (in Russian).

Gruzdev N. V., Spivak D. L. (2004) "Religiozno-psikhologicheskie orientatsii sovremennykh rossiian i amerikantsev: novye dannye" ["Religious and psychological orientations of modern Russians and Americans: new data"]. Tochki/Puncta, 2004, vol. 4, pp. 274—284 (in Russian).

Gustova L. V. (2012) "Issledovanie vzaimosviazi individual'nogo urovnia religioznosti i lichnost-nykh kachestv" ["Investigation of the relationship between the individual level of religiosity and personal qualities"]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekra-sova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika, 2012, vol. 18, no. 3, pp. 62-67 (in Russian).

Janoff-Bulman R. (1989) "Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct". Social Cognition, 1989, vol. 7, no. 2, pp. 113-136.

Kruglov B. S. (1989) "Sotsial'naia napravlennost' lichnosti" ["Social orientation ofthe individual"] in Dubrovina I. V. (ed.) Formirovanie lichnosti starsheklassnika [Formation of the personality of a high school student]. Moscow, pp. 12-14 (in Russian).

Lazutkina M. A. (2012) "Teoreticheskii analiz struktury religioznoi identichnosti i sposobov ee izmereniia" ["Theoretical analysis of the structure of religious identity and methods of its measurement"]. Gramota, 2012, vol. 67, no. 12, part I, pp. 79-82 (in Russian).

Leont'ev D. A. (1992) Metodika izucheniia tsennostnykh orientatsii [Methods of studying value orientations]. Moscow (in Russian).

Losskii N. O. (1994) Bog i mirovoe zlo [God and the world evil]. Moscow (in Russian).

Maslou A. (1997) Psikhologiia bytiia [Psychology of Being]. Moscow; Kiev (in Russian).

Miagkov I. F., Shcherbatykh Iu. V., Kravtsova M. S. (1996) "Psikhologicheskii analiz urovnia individual'noi religioznosti" ["Psychological analysis of the level of individual religiosity"]. Psikhologicheskii zhurnal, 1996, vol. 17, no. 6, pp. 120-122 (in Russian).

Pavlenko T. A. (2018) "Fizicheskii perfektsionizm. Osobennosti proiavleniia u studencheskoi molodezhi" ["Physical perfectionism. Features ofmanifestation in student youth"] in Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 5—6 aprelia 2018 «Rebenok v sovremennom obrazovatel'nomprostranstve megapolisa». Izvestiia institutapedagogiki ipsikhologii obrazovaniia MGPU [Materials of the All-Russian scientific and practical conference on April 5-6, 2018 "A child in the modern educational space of a megapolis". Proceedings of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow State Pedagogical University], available at: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/pavlenko-t-a-fizicheskiy-perfekcioniz/ (28.06.2021) (in Russian).

Ponimanie i tsennosti (norma i patologiia). Monografiia. [Understanding and values (norm and pathology). Monograph] Ekaterinburg, 2018.

Rodzhers K. (1997) Klientotsentrirovannaia terapiia [Client-centered therapy]. Moscow; Kiev (in Russian).

Shorokhova V. A. (2014) "Religioznaia identichnost' v zarubezhnykh psikhologicheskikh issle-dovaniiakh: teoreticheskie modeli i sposoby izucheniia" ["Religious identity in foreign psychological research: theoretical models and methods of studying"]. Sotsial'naia psikhologiia i obshchestvo, 2014, vol. 5, no. 4, pp. 44-61 (in Russian).

Shvarts Sh., Butenko T. P., Sedova D. S., Lipatova A. S. (2012) "Utochnennaia teoriia bazovykh individual'nykh tsennostei: primenenie v Rossii" ["Refined theory of basic individual values: application in Russia"]. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2012, vol. 9, no. 1, pp. 43-70 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.