Научная статья на тему 'Особенности ценностей студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода'

Особенности ценностей студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / MONOCITY / УСЛОВИЯ МОНОГОРОДА / THE CONDITIONS OF A MONOCITY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / INSTRUMENTAL AND PERSUASION VALUES / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТИП ПРОФЕССИИ / PROFESSION TYPE / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ / TRAINING IN A UNIVERSITY / ACADEMIC PROGRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин В. А., Огородникова Т. Г.

В статье дано расширенное понимание понятия «моногород» как города с наличием градообразующего предприятия (на примере Уральского вагонного завода) с позиции системно-ценностного подхода в психологии, города, где готовят специалистов в учебных заведениях, с учетом особенностей их структуры ценностей, принадлежности к типу профессии, для нужд этого города и предприятия. Представлены данные психолого-педагогического эмпирического исследования, проведенного со студентами, обучающимися разным типам профессий в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF STUDENTS VALUES IN THE CONDITIONS OF A MONOCITY

This article gives a broad meaning of the notion «monocity» as a city with a township-forming enterprise (the Uralvagonzavod) from the point of view of system-related approach in psychology. This is the city where the future specialists are trained according to the structure of values which are the characteristic feature s of professions developed and required in the city. Here the results of psychological empiric research are given. The students of different specializations in the conditions of a monocity were conducted.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностей студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.01; 159.9.07

В.А. Губин

д-р психол. наук, профессор, кафедра общей и прикладной психологии заслуженный деятель науки РФ, АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»

Т.Г. Огородникова

аспирант, кафедра общей и прикладной психологии, АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА

Аннотация. В статье дано расширенное понимание понятия «моногород» как города с наличием градо-

образующего предприятия (на примере Уральского вагонного завода) с позиции системно-ценностного подхода в психологии, города, где готовят специалистов в учебных заведениях, с учетом особенностей их структуры ценностей, принадлежности к типу профессии, для нужд этого города и предприятия. Представлены данные психолого-педагогического эмпирического исследования, проведенного со студентами, обучающимися разным типам профессий в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса.

Ключевые слова: моногород, условия моногорода, ценности, инструментальные и терминальные ценности, высшее образование, тип профессии, обучение в вузе, успеваемость.

V.A. Gubin, Pushkin Leningrad State University

T.G. Ogorodnikova, Pushkin Leningrad State University

CHARACTERISTIC FEATURES OF STUDENTS VALUES IN THE CONDITIONS OF A MONOCITY

Abstract. This article gives a broad meaning of the notion «monocity» as a city with a township-forming enterprise (the Uralvagonzavod) from the point of view of system-related approach in psychology. This is the city where the future specialists are trained according to the structure of values which are the characteristic feature s of professions developed and required in the city. Here the results of psychological empiric research are given. The students of different specializations in the conditions of a monocity were conducted.

Keywords: monocity, the conditions of a monocity, values, instrumental and persuasion values, higher education, profession type, training in a University, academic progress.

В настоящее время в образовании присутствует устойчивая тенденция, когда образование готовит специалистов, востребованность которых для экономики и народного хозяйства является очень низкой. Поэтому актуальным становится вопрос, связанный с изучением психологических особенностей студентов, в том числе структуры ценностей на этапе обучения в вузе как в условиях моногорода, так и города, не имеющего такого статуса, т.к. ценности играют важную роль в отношении к профессии, профессиональным достижениям, выбору дальнейшего жизненного пути.

Социальный заказ, формирующийся градообразующими предприятиями в условиях моногорода для процесса подготовки специалистов необходимо строить с учетом ценностей и потребностей как самой личности, так и хозяйственной системы в целом. От того, как происходит социальная адаптация студентов к новым рыночным условиям, насколько ее ценности согласуются с возможностями и реалиями социальной среды, зависит не только будущее человека, но и дальнейшее развитие системы образования и общества в целом.

Здесь мы уже имеем дело с вхождением человека в определенную среду, приспособлением к ней, освоением определенных социальных ролей. В этом контексте основная проблема нашего исследования заключается в изучении ценностей студентов в процессе обучения в вузе

в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса.

Вместе с тем одной из задач педагогической психологии является исследование формирования ценностей обучающихся, находящихся по сравнению с профессионалами в иной социальной ситуации развития.

Ценностные ориентации выступают центральным, системообразующим компонентом моти-вационной сферы человека. Система ценностных ориентаций находится в центре содержательного отношения «Я мир» и определяет потребностно-мотивационный вектор социального поведения человека. Ценностные ориентации рассматриваются многими отечественными психологами как один из важнейших факторов формирования личности (Л.И. Божович, Н.Р. Битянова, И.С. Кон, А.В. Мудрик) [2, 8]. Трансформации ценностных ориентаций молодежи в период социально-экономических изменений особое внимание уделяется в работах Н.А. Журавлевой, Л.А. Регуша, Д.И. Фельдштейна [4]. Множество работ современных авторов (Н.И. Вьюнова, Н.Ю. Зыкова, Н.А. Журавлева и др.) посвящено динамике ценностей студентов. В большинстве работ ценностные ориентации студентов и их динамика рассматриваются в ракурсе профессиональной подготовки, без учета специфики города, региона, в котором обучаются студенты.

Выделяя специфику функционирования сферы высшего образования, подчеркивая её социальную роль в развитии экономики и общества, мы обращаем внимание на то, что проблема образования для взрослых в специфических условиях моногородов требует особого внимания. На современном этапе, в условиях конкурентного рынка образовательных услуг и ускоряющейся глобализации миграционных процессов высококвалифицированных специалистов, невозможно воспитать квалифицированные профессиональные кадры в условиях моногорода без учета специфики формирования ценностей студентов.

Налицо противоречие между большим количеством работ по изучению ценностей студентов на этапе профессиональной подготовки и недостаточностью научных разработок, направленных на изучение ценностей студентов, обучающихся разным специальностям - с учетом специфики города, региона и социального заказа, который формируется градообразующим предприятием (на примере Уральского вагонного завода г. Нижний Тагил, Свердловской области).

Потребность практики, недостаточность разработки теории, выявленное противоречие определило проблему - выявление влияния условий моногорода (востребованность профессии, наличие социального заказа на профессиональные кадры от градообразующего предприятия г. Нижнего Тагила, перспектива трудоустройства, материальная обеспеченность и карьерный рост) на принадлежность к типу профессии, наличия сходства или различия в структуре общих (терминальных) и инструментальных ценностей, не представляющих собой непосредственное отношение субъекта труда к объекту профессиональной деятельности, его процессу или результату; успеваемость (успешность обучения), определяющих особенности структуры ценностей студентов, обучающихся разным типам профессий в вузах моногорода и города, не имеющего такого статуса, что и обусловило выбор темы, цели и задач настоящего психолого-педагогического исследования.

Актуальная научная задача исследования: выявление структуры ценностей у студентов вузов, обучающихся разным типам профессий в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса.

Данное исследование отличается от ранее приведенных тем, что исследование особенностей ценностей студентов, на этапе обучения в вузе, строилось с учетом специфики города, региона и социального заказа, который формируется градообразующим предприятием (на примере Уральского вагонного завода г. Нижний Тагил, Свердловской области).

В результате проведения психолого-педагогического исследования, нами была поставлена цель, определены объект и предмет, выдвинута гипотеза, рассмотрены задачи.

Цель исследования: теоретически и эмпирически обосновать влияние условий моного-

рода (востребованность профессии, наличие социального заказа на профессиональные кадры от градообразующего предприятия г. Нижнего Тагила, перспектива трудоустройства, материальная обеспеченность и карьерный рост) на принадлежность к типу профессии, особенности структуры ценностей (сходство и различие в структуре терминальных и инструментальных ценностей), успешность обучения, студентов вузов, обучающихся разным типам профессий в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса.

Объект исследования: обучающиеся в количестве 90 человек, а именно: студенты 1-й группы УРФУ - 30 человек (20-24 г., 3 курс, г. Нижний Тагил), студенты 2-й группы УПИ им. Ельцина - 30 человек (20-24 г., 3 курс, г. Екатеринбург) и студенты 3-й группы НТГСПА - 30 человек (20-24 г., 3 курс, г. Нижний Тагил).

Предмет исследования: принадлежность к типу профессии, структура ценностей студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса.

Гипотеза исследования: Структура ценностей студентов вузов, обучающихся разным типам профессии, в условиях моногорода (востребованность профессии, наличие социального заказа на профессиональные кадры от градообразующего предприятия г. Нижнего Тагила, перспектива трудоустройства, материальная обеспеченность и карьерный рост) и города, не имеющего такого статуса, закономерно соотносится с принадлежностью к типу профессии, наличию сходства или различия в структуре общих (терминальных) или инструментальных ценностей; успеваемостью (успешностью обучения).

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы ценностных ориентаций, студентов, обучающихся разным типам профессий в вузах моногорода и города, не имеющего такого статуса.

2. Выявить у студентов вузов моногорода и города, не имеющего такого статуса, сходство и отличие в структуре терминальных и инструментальных ценностей (самостоятельность, универсализм, безопасность, щедрость и др.), которые реализуются не только в рамках профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности человека (семейной, общественно-политической), принадлежность к определенному типу профессии.

В данной статье мы опираемся на определение, данное в докладе Минрегионразвития Российской Федерации «Моногорода: перспективы развития» на международной конференции «Зарубежный опыт реструктуризации моногородов» (Москва, февраль 2010 г.), где приводится следующее определение: «Моногород - это поселение (городской округ), организации и жители которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта, как правило, имеющего градообразующее предприятие, на котором занято не менее 25% населения этого населенного пункта». К таким моногородам относится и Нижний Тагил, где особенности обучения в вузе и подготовки специалистов, способных работать в областях, требующих высокого уровня знаний, повышающие экономическую и инвестиционную привлекательность города, имеют свою специфику [9].

Гипотеза, выдвинутая в работе, проверялась в эмпирическом исследовании, в котором были использованы специально подобранные методики:

- дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, предназначенный для выявления склонности, предрасположенности человека к определенным типам профессий. По результатам обследования выявилась ориентация студентов на пять типов профессий по классификации Е.А. Климова: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ [10, с. 27];

- методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности дала возможность провести исследование по изучению ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов (терминальные ценности) и индивидуальных приоритетов (инструментальные ценно-

сти) [4, с. 6-19].

Выявление склонности, предрасположенности человека к определенным типам профессий изучалось с помощью «Дифференциально-диагностического опросника» Е.А. Климова. На основе результатов по средним значениям было проведено ранжирование соответствия студентов, обучающихся в вузе в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса, выбранному типу профессии. Данные исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Средние значения представленности типов профессий (по Климову) у 3-х групп испытуемых (успешные и неуспешные по обучению студенты) УРФУ, УПИ им. Ельцина, НТГСПА

Типы профессий Название группы Человек-тех. Нижний Тагил Название группы. Человек-тех. Екатеринбург Название группы. Человек-чел. Нижний Тагил

Успешные студенты Неуспешные студенты Успешные студенты Неуспешные студенты Успешные студенты Неуспешные студенты

Человек-образ 3,6 2,8 6,9 6,5 5,8 4,85

Человек-природа 2,04 3,14 2,2 2,83 3,04 4,85

Человек- человек 3,9 4,8 3,38 3,58 4,7 4,71

Человек-техника 4,5 4,7 4,27 4,5 3,4 3,57

Человек-знак 5,6 4,2 3,11 2,33 2,56 2,14

Таблица 2 - Ранговые значения типов профессий по Климову успешных и неуспешных студентов

Успешные/№группы 1чел-тех 2чел-тех 3чел-чел

Человек-человек 3 3 2

Человек-техника 2 2 3

Человек-природа 5 5 4

Человек-знак 1 4 5

Человек-образ 4 1 1

Неуспешные/№группы 2чел-тех 3чел-тех 4чел-чел

Человек-человек 1 3 3

Человек-техника 2 2 4

Человек-природа 4 4 1,5

Человек-знак 3 5 5

Человек-образ 5 1 1,5

По результатам дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО) успешные по обучению студенты, обучающиеся по типу профессии человек-техника (г. Нижний Тагил), отдают предпочтение типу профессии человек-знак, затем на втором месте у них идет тип профессии человек-техника, а дальше следующая последовательность: человек-человек, человек-образ, человек-природа.

Неуспешные по обучению студенты этой группы первое и второе места типам профессии человек-человек, человек-техника. На третьем месте у них стоит тип профессии человек-знак, затем идет человек-природа и человек образ.

Соответствие представленности на первых местах успешных и неуспешных студентов из группы человек-техника (г. Нижний Тагил) выбранного типа профессии, в отличие от студентов, обучающихся по типу профессии человек-человек, возможно, объяснить тем, что в услови-

ях моногорода, каким является г. Нижний Тагил, востребованность этого типа профессии очень высока. По данным центров трудоустройств имеются вакансии именно по типу профессии человек-техника. Промышленные предприятия заключают договора со студентами, обучающимися на факультетах УРФУ, обеспечивают трудоустройство, возможность высокой заработной платы и карьерного роста. Присутствуют целые семейные трудовые династии, что предполагает мотивационную заинтересованность данных студентов в получении высшего технического образования, направленность на ценности профессиональной деятельности и определенность в реализации и разрешении главных задач возраста: брак, рождение детей, выбор профессионального пути.

Наибольшее количество успешных и неуспешных студентов 2-й группы, обучающиеся по типу профессии человек-техника (г. Екатеринбург), отдают предпочтение типу профессии человек-художественный образ, т.е. не своему профилю. Предположительно, данный факт можно объяснить тем, что студенты этой группы, обучающиеся в городе, не имеющем статуса моногорода, имеют более расплывчатые представления о профессии и месте работы в отличие от студентов-техников моногорода, которые с детства знакомы со своей профессией и имеют более конкретное о ней представление. На второе место успешные и неуспешные по обучению студенты ставят тип профессии человек-техника, а на третьем человек-человек. Расхождение по типам профессии между успешными и неуспешными студентами отмечается по типу профессии человек-знак (5-е место - неуспешные и 4-е место - успешные).

В результате проведения дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО) успешные и неуспешные по обучению студенты, обучающиеся по профессии человек-человек (г. Нижний Тагил), показали следующие результаты. Исходя из средних значений, можно отметить, что успешные студенты этой группы на первое место ставят тип профессии человек-образ, на второе - человек-человек, на третье - человек-техника, на четвертое - человек-природа, а на пятое место - человек-знак.

Неуспешные студенты, обучающиеся по типу профессии человек-человек, отдают первые места двум типам профессии сразу - человек-образ и человек-природа, третье место занимает непосредственно тип профессии человек-человек, а затем идет тип профессии человек-техника и человек-знак.

Опираясь на исследования Е.П. Ильина, по данным результатам можно дать следующие объяснения. Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога (учителя, воспитателя детского сада и т.д.) разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. По данным многих опросов (по работе А.Э. Штейнмеца, 1998 г.) только от 30 до 40% студентов, поступивших в педагогические вузы, положительно относятся к профессии учителя. Около 40% поступают в вуз из-за интереса к тому или иному предмету («предметные мотивы»), не имея интереса к учительской деятельности. От 13 до 22% студентов не относятся позитивно ни к деятельности учителя, ни к профилирующему предмету. Мотивами поступления в вуз в данном случае являются либо стремление избежать службы в армии (у юношей), либо престижность высшего образования (у девушек). Часто мотивом поступления в педагогический вуз является его близость к месту проживания: педагогические вузы имеются во всех крупных городах России. К сожалению, эта тенденция сохраняется уже в течение многих десятилетий и резко контрастирует с мотивами поступления молодежи в другие вузы - технические и медицинские [5, с. 279]. В тоже же время, в условиях моногорода имеется небольшая востребованность в профессии педагога, наблюдается отсутствие карьерного роста, престижности профессии и материальной заинтересованности.

На основе результатов по средним значениям было проведено ранжирование ценностных ориентаций по методике Шварца, которое представлено в таблицах 3, 4, 5, 6.

Таблица 3 - Средние значения типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов у трех групп успешных по обучению студентов

Ценностные ориентаци Средние значения типов ценностных ориентаций

1-я группа 2-я группа 3-я группа

Конформизм 15,6087 14,33333 16

Традиции 14,17391 12,16667 14,52174

Щедрость 20,82609 20,44444 22

Универсализм 29,82609 28,88889 29,47826

Самостоятельность 20,69565 21,05556 23,3913

Стимуляция 9,086957 9,647059 11,13636

Гедонизм 11,21739 11,22222 11,47826

Достижения 16,86957 17,22222 18,30435

Власть 12,34783 12,16667 13

Безопасность 19,82609 20,55556 22,73913

Таблица 4 - Средние значения типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов у трех групп неуспешных по обучению студентов

Ценностные ориентаци Средние значения типов ценностных ориентаций

1-я группа 2-я группа 3-я группа

Конформизм 14,25 12,36591 16

Традиции 13,125 12,3151 14,52174

Щедрость 22,5 18,57646 22

Универсализм 29 23,92171 29,47826

Самостоятельность 18,875 19,50105 23,3913

Стимуляция 8 10,35951 11,13636

Гедонизм 11,75 12,65815 11,47826

Достижения 14,5 16,65983 18,30435

Власть 11 12,79224 13

Безопасность 21,5 21,22664 22,73913

Таблица 5 - Ранговые значения типов ценностных ориентаций

на уровне нормативных идеалов трех групп успешных по обучению студентов

Ценностные ориен тации Средние значения типов ценностных ориентаций

1-я группа 2-я группа 3-я группа По всей выборке в цело

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конформизм 6 6 6 6

Традиции 7 7,5 7 7,5

Щедрость 2 4 4 3,5

Универсализм 1 1 1 1

Самостоятельность 3 2 2 2

Стимуляция 10 10 10 10

Гедонизм 9 9 9 9

Достижения 5 5 5 5

Власть 8 7,5 8 7,5

Безопасность 4 3 3 3,5

Таблица 6 - Ранговые значения типов ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов у трех групп успешных по обучению студентов

Ценностные орие^ тации Средние значения типов ценностных ориентаций

2-я группа 3-я группа 4-я группа По всей выборке в целс

Конформизм 6 8 7 7

Традиции 9 9 10 9,5

Щедрость 5 5 3 6

Универсализм 1 1 1 1

Самостоятельност 3 3 2 2

Стимуляция 8 7 6 7

Гедонизм 7 6 8 7

Достижения 4 4 4 4

Власть 10 10 9 9,5

Безопасность 2 2 5 3

Анализ средних и ранговых значений типов ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов показал сходство представленности ценностных ориентаций на уровне терминальных ценностей (табл. 3, 4, 5, 6). Сходство у всех трех групп успешных и неуспешных по обучению студентов отмечается по таким ценностным ориентациям, как самостоятельность, универсализм, безопасность, щедрость, которые реализуются не только в рамках профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности человека (семейной, общественно-политической). Похожий характер данных ценностей может быть связан с общими возрастными особенностями студентов, обучением в высшей школе. Скорее всего, эти жизненные ценности проявляются во вне профессиональной деятельности и выступают для субъекта труда в студенческом возрасте в качестве решения таких задач развития, как социализация и построение идентичности (поиск, освоение и реализация новых социальных ролей, в частности, связанных с профессией, познание себя), самоопределение (профессиональное и личностное), формирование жизненной перспективы, самоотношение.

При оценке значимости уровня признака группы успешных по обучению студентов, по методике Ценностные ориентации (Ш. Шварца), был использован критерий Манна-Уитни (табл. 7). Успешные студенты вузов моногорода в структуре инструментальных ценностей (на уровне поступков) имеют отличие от студентов города, не имеющего такого статуса (достижения, власть, гедонизм и др.).

Таблица 7 - Оценка достоверности отличий успешных по обучению студентов 3-х групп,

по методике Ценностные ориентации (Ш. Шварца)

№ группы Безопасность Щедрость

(инструментальные ценности) (инструментальные ценности)

Группы 2,3 иэмп =118,5 иэмп =131,5

и-крит.2,3 132 132

р<0,05 р<0,05

По методике «Ценностные ориентации» (инструментальные ценности) анализ оценки достоверности отличий успешных по обучению студентов 2-й и 3-й групп показал, что успешные по обучению студенты 2-й и 3-й групп значимо различаются по шкалам безопасность (и=118,5 р<0,05) и щедрость (и=131,5р<0,05). Студенты 3-й группы (человек-человек, г. Нижний Тагил) в большей степени стремятся в своей жизни к сохранению позитивного взаимодействия, благополучия людей, с которыми они находятся в контакте (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь). Для представителей профессии типа человек-человек объектом профессиональной направленности выступает другой человек,

их характеризует обратная связь и диалог с другими. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, которые характеризуют умонастроение и поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества [7, с. 183-188].

Ценностная ориентация на безопасность в наибольшей степени отмечается успешными студентами 2-й группой (человек-техника, г. Екатеринбург). Возможно, предпочтение ценности «безопасность» у этих испытуемых связана с необходимостью искать свой путь в приложении сил, места работы, т.е. с ситуацией неопределенности, которая связана с их профессией по поводу трудоустройства и является общей ценностью, которая может реализовываться как в рамках профессии, так и в других сферах жизнедеятельности. Потребность в безопасности и защите - основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Потребность в безопасности и защите значительно влияет и на выбор профессии (Maslow, 1987). Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение - все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

При оценке значимости уровня признака группы неуспешных по обучению студентов, по методике Ценностные ориентации (Ш. Шварца), был использован критерий Манна-Уитни (табл. 8).

Таблица 8 - Оценка значимости уровня признака у группы неуспешных по обучению студентов, по методике Ценностные ориентации (Ш. Шварца).

Достижения (ЦО) Власть (ЦО) Гедонизм (ЦО) Самостоятельность (ЦО)

Группы 1,2 иэмп.=21,5

Группы 2,3 иэмп.=12,5 иэмп.=14 иэмп.=11

и-крит. 1,2 22 (р<0,05)

и-крит. 2,3 14 (р<0,05) 14 (р<0,05) 14 (р<0,05)

Анализ оценки достоверности отличий неуспешных по обучению студентов 1-й, 2-й и 3-й групп, по методике «Ценностные ориентации» (на уровне нормативных идеалов), показал, что неуспешные по обучению студенты 1-й и 2-й групп имеют различия (на уровне нормативных идеалов) по шкале достижение (иэмп. =21,5 р<0,05). Студенты 2-й группы (человек-техника, г. Екатеринбург) в большей степени стремятся в своей жизни к личному успеху, через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам, в сравнении со студентами 1-й группы (человек-техника, г. Нижний Тагил). Предположительно, предпочтение шкалы достижения у представителей 2-й группы связано с тем, что возможности самореализации у данных студентов в огромном мегаполисе, обладающем многопрофильностью, значительно больше, тогда как у студентов-техников из моногорода Нижний Тагил данные возможности ограничены. Чаще такие студенты имеют договор с предприятиями на период обучения и обязаны отработать на данном месте несколько лет. Поэтому их представления о дальнейшей профессиональной деятельности более четкие.

У неуспешных по обучению студентов 1-й и 2-й групп имеются значимые различия по следующим шкалам: власть (иэмп.=12,5 р<0,05), гедонизм (иэмп.=14 р<0,05), самостоятельность (иэмп.=11 р<0,05). Студенты 2-й группы (человек-техника, г. Екатеринбург) в большей степени стремятся в своей жизни к достижению социального статуса или престижа, контролю или доминированию над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего имиджа, общественное признание). Возможно, предпочтение власти у неус-

пешных студентов данной группы связано с частичной принадлежностью их к типу профессии человек-человек, в которой это стремление выражено в большей степени. Отсутствие же полного ценностно-мотивационного соответствия профессии у студентов может приводить, по мнению, М.И. Алексеевой, к нарушению формирования творчески активной и социально зрелой личности. В результате возникает неудовлетворенность и ценность гедонизма (получение удовольствия от жизни) становится значимой для данных студентов (человек-техника, г. Екатеринбург), но, к сожалению, не в области профессиональной деятельности.

Предпочтение ценности «самостоятельность» у неуспешных студентов 2-й группы, в сравнении с неуспешными студентами 3-й группы, скорее всего, связано с необходимостью искать свой путь приложения сил, место работы, т.е. связано с ситуацией неопределенности, которая возникает по поводу трудоустройства в связи с многопрофильностью города, в котором они живут.

Таким образом, в результате проведения психолого-педагогического эмпирического исследования были рассмотрены теоретические аспекты проблемы особенностей ценностей студентов на этапе их обучения в вузе в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса. В процессе обучения и подготовки специалистов для обеспечения моногорода профессиональными кадрами, необходимо учитывать ценности и потребности как самой личности, так и хозяйственной системы, в целом. При формировании государственного заказа на определенные специальности в вузе моногорода, особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе и формирование соответствия выбранной специальности, т.к. ценности играют важную роль в отношении к профессии, профессиональным достижениям и выбору дальнейшего жизненного пути.

Гипотеза, выдвинутая в работе подтвердилась. Структура ценностей студентов вузов, обучающихся разным типам профессии, в условиях моногорода (востребованность профессии, наличие социального заказа на профессиональные кадры от градообразующего предприятия г. Нижнего Тагила, перспектива трудоустройства, материальная обеспеченность и карьерный рост) закономерно соотносится с принадлежностью к типу профессии, направленностью на общие (терминальные) или инструментальные ценности; успеваемостью (успешностью обучения) в условиях моногорода и города, не имеющего такого статуса.

Студенты вузов моногорода и города, не имеющего такого статуса, имеют сходство в структуре терминальных ценностей (самостоятельность, универсализм, безопасность, щедрость и др.), которые реализуются не только в рамках профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности человека (семейной, общественно-политической). Студенты вузов моногорода имеют отличие в структуре терминальных и инструментальных ценностей от студентов города, не имеющего такого статуса (достижения, власть, гедонизм и др.).

Студенты технического вуза моногорода по структуре ценностно-мотивационной сферы соответствуют выбранному типу профессии в отличие от студентов педагогического вуза моногорода, а студенты технического вуза города, не имеющего статуса моногорода, по структуре ценностей лишь частично соответствуют выбранному типу профессии.

Весьма важным видится дальнейшее практическое исследование данной темы, т.к. подготовка специалистов для обеспечения моногорода профессиональными кадрами играет важнейшую роль выхода моногорода из кризиса и дальнейшего его экономического развития за счет профессиональной адаптации. Таким образом, рассматривая важность подготовки специалистов для обеспечения моногорода профессиональными кадрами, особое значение мы придаем процессу ценностного самоопределения в вузе, формированию системы ценностей, соответствующей выбранному типу профессии, направленности на ценности профессиональной и личной самореализации.

Список литературы:

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 5. - С. 63-70.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. -257 с.

4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Ин-т психологии РАН, 2006. - 44 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 512 с.

6. Карандашев В.Н. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности / В.Н. Карандашев, С.В. Дмитрук. - Екатеринбург, 2002. - 24 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004. - 304 с.

8. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1971. -173 с.

9. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Е.Г. Анимица (рук. авт. кл.), В.С. Бочко, Э.В. Пешина, П.Е. Анимица; под науч. ред. А.И. Татар-кина, М.В. Федорова; Урал. гос. экон. ун-т, Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. - 81 с.

10. Прокофьева В.А. Основы профориентации: часть I. - Екатеринбург, 2006. - 138 с.

11. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра психол. наук. - Казань,1999.

12. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. - Калуга, 1998.

List of references:

1. Alekseeva V.G. System of Values as a Factor of Life and Development of Personality // Psychological Journal. - 1984. - V. 5, № 5. - P. 63-70.

2. Bozhovich L.I. Problems of Personality Formation. - M.: Institute of Practical Psychology; Voronezh: MODEK, 1995. - 352 p.

3. Vilyunas V.K. Psychological mechanisms of personal motivation. - M., 1990. - 257 p.

4. Zhuravleva N.A. Dynamics of personal system of values in the Russian society. - M.: Publishing House of Psychology of RAS, 2006. 44 p.

5. Ilin E.P. Motivation and motives. - S. Peterburg: PITER, 2011. - 512 p.

6. Karandashov V.N. The Shwartz method in learning the personal system of values / V.N. Karandashov, S.V. Dmitruk. - Ekaterinburg, 2002. - 24 p.

7. Klimov E.A. The psychology of professional self-identification: textbook for students - M.: Publishing Centre Academy, 2004. - 304 p.

8. Kon I.S. Exploring «Self». - M., 1971. - 173 p.

9. Conceptual approach in the strategy of monocity / E.G. Animitsa, V.S. Bochko, E.V. Peshina, P.E. Animitsa; under the supervision A.I. Ttarkina, M.V. Fedorova; Ural National Economic University. - Ekaterinburg, 2010. - 81 p.

10. Prokofieva V.A. The basics of professional orientation: part I. - Ekaterinburg, 2006. - 138 p.

11. Rogov M.G. Personal values and motives in the system of professional education. - Kazan, 1999.

12. Shteinmez A.E. Psychological preparation to teacher's activity. - Kaluga, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.