Научная статья на тему 'Особенности целевых программ развития сферы физической культуры и спорта в Орловской области'

Особенности целевых программ развития сферы физической культуры и спорта в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТ / ДЕТИ / УПРАВЛЕНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / TARGETED DEVELOPMENT PROGRAMS / HEALTH / SPORTS / CHILDREN / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимов Денис Александрович, Караульная Наталья Александровна, Соломченко Марина Александровна

Приоритетные направления социальной политики Российской Федерации являются системой развития физической культуры и спорта, где важное место занимает использование целевых программ, разрабатываемых в последнее время. В данной статье рассматривается вопрос особенностей целевых программ развития сферы физической культуры и спорта в Орловской области. Рассмотрены данные по Центральному федеральному округу и Орловской области в частности, выделены особенности целевых программ, их задачи и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TARGETED PROGRAMS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE ORYOL REGION

The priority directions of the social policy of the Russian Federation are the system for the development of physical culture and sports, where the use of targeted programs that have been developed lately occupies an important place. This article addresses the issue of the features of targeted programs for the development of the sphere of physical culture and sports in the Oryol region. The data on the Central Federal District and the Oryol Region in particular are considered, the features of target programs, their tasks and development prospects are highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности целевых программ развития сферы физической культуры и спорта в Орловской области»

УДК 796.075

ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

FEATURES OF TARGETED PROGRAMS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE ORYOL REGION

Максимов Денис Александрович

аспирант

кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Maximov Denis Alexandrovich post-graduate student department «Theory and methods of physical education, sports training, health and adaptive physical culture»» Orel state University named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Караульная Наталья Александровна

магистрант

Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Karaulnaya Natalia Alexandrovna

master student

Orel State University after named i. S. Turgenev

Orel, Russia

Соломченко Марина Александровна

Заведующая кафедрой теории и методики избранного вида спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орeл, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna Head of the Department of theory and methods of the chosen sport

Orel State University named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Приоритетные направления социальной политики Российской Федерации являются системой развития физической культуры! и спорта, где важное место занимает использование целевых программ, разрабатываемых в последнее время. В данной статье рассматривается вопрос особенностей целевых программ развития сферы физической культуры и спорта в Орловской области. Рассмотрены данные по Центральному федеральному округу и Орловской области в частности, выделены особенности целевых программ, их задачи и перспективы развития.

Abstract. The priority directions of the social policy of the Russian Federation are the system for the development of physical culture and sports, where the use of targeted programs that have been developed lately occupies an important place. This

article addresses the issue of the features of targeted programs for the development of the sphere of physical culture and sports in the Oryol region. The data on the Central Federal District and the Oryol Region in particular are considered, the features of target programs, their tasks and development prospects are highlighted.

Ключевые слова: физическая культура, целевые программы развития, здоровье, спорт, дети, управление.

Keywords: physical education, targeted development programs, health, sports, children, management.

Здоровый образ жизни, систематические занятия спортом, а также повышение показателей здоровья российских граждан, пропагандируемые как одно из наиважнейших направлений социальной политики России, обязывает поддерживать показатели развития массового спорта в регионах на уровне, установленном в ключевых стратегических документах, определяющих долгосрочное социально-экономическое развитие страны. В них обозначены основные цели, задачи и индикаторы, которые по итогам исполнения ряда государственных программ должны сигнализировать о повышении качества жизни населения России и повышении эффективности функционирования экономической системы страны.

К сожалению, экономический кризис, поразивший Российскую Федерацию на фоне падения мировых цен на нефть и введения экономических санкций в 2015 г., отразился на развитии социальной сферы, что вынудило правительство снизить объемы государственной поддержки, в том числе направляемых на развитие физической культуры и спорта (ФКиС). Одни регионы проявление кризиса затронуло в меньшей степени, другие - в большей. Это определялось уровнем их изначального социально-экономического развития, поскольку слабые и дотационные регионы не в состоянии развивать массовый спорт без поддержки государства, а промышленно развитые и финансово обеспеченные гарантируют развитие массового спорта, рассчитывая в большей степени на собственные ресурсы.

Центральный федеральный округ (ЦФО) лидирует по объемам финансирования на развитие массового спорта и спортивной инфраструктуры, которые были выделены в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 20062020гг.» среди всех остальных федеральных округов. Однако регионы, входящие в состав ЦФО, значительно дифференцированы по уровню социально-экономического развития. Есть отдельные экономические зоны, такие как Москва, которые некорректно сравнивать по показателям финансирования социальной сферы, уровня жизни населения, инвестиционных вложений, развития спортивной инфраструктуры с остальными регионами ЦФО. С другой стороны, в состав входят и депрессивные регионы, например, Орловская область, где уровень жизни населения год от года падает, состояние производственной сферы ухудшается и наблюдается миграционный отток населения.

Большое внимание со стороны федеральных, региональных и местных органов власти уделяется развитию физической культуры и спорта среди различных возрастных и социальных групп населения посредством реализации

долгосрочных целевых программ развития, а также поддержки местных инициатив.

Массовая физическая культура и спорт в реализации целевых программ -это совокупность всех мероприятий, которые проводятся в регионе, направленных на занятие населения различными видами спортивной деятельности, такие как массовые забеги, велозаезды и так далее. В состав МФК также включается совокупность всех спортивных организаций (СДЮШОР, спортивные секции и кружки) и их участников (тренерский состав, несовершеннолетние спортсмены, дети и подростки, посещающие оздоровительные занятия, совершеннолетние спортсмены и любители). На данный момент актуальность развития МФК возрастает многократно по сравнению с прошлыми десятилетиями, поскольку, по данным Министерства здравоохранения Орловской области, регион вследствие ухудшения экологии занимает лидирующие позиции в части отрицательной динамики ухудшение здоровья, проживающего в нем населения, начиная от снижения общего состояния здоровья и заканчивая плохо поддающимися лечению заболеваниями, включая онкологические заболевания. Если с ухудшением экологии бороться достаточно сложно, то следует укреплять здоровье граждан другими всеми возможными методами. Таким образом, несомненно, МФК является наилучшим из возможных средств, с помощью которых этого можно достичь.

Здоровье граждан выступает важнейшим аспектом жизнеспособности страны, так как именно оно ключевым образом влияет на затраты, ресурсы и ВВП страны, за счет своей способности увеличивать работоспособность граждан. Именно поэтому так важно внедрять принципы и основы ведения здорового образа жизни и МФК в общество и, соответственно, тщательно контролировать процессы ее развития, для чего и создана классификация показателей, и предлагается к дополнению к применяемой системе оценки эффективности государственных программ по развитию МФК в субъектах Российской Федерации.

Целью развития МФК выступает укрепление здоровья, улучшения самочувствия и трудоспособности граждан [1].

- В рамках достижения поставленной цели в области развития МФК решается ряд задач:

- привлечение граждан к посещению спортивных мероприятий и формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- формирование общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни;

- увеличение общей продолжительности жизни населения.

Государственная поддержка развития МФК в Орловской области

осуществляется в рамках разработанной государственной программы «Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Орловской области». Данная программа предусмотрена к реализации на протяжении 2014-2021 годов. Ответственным исполнителем программы выступает Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Орловской области.

В рамках данной программы развитие МФК отражается в первой подпрограмме - развитием отрасли физической культуры и спорта, в том числе

развитие физической культуры, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва». Реализация этой подпрограммы предусматривает осуществление таких мероприятий, как: мероприятий по информационному обеспечению развития физической культуры и спорта; обеспечение дальнейшего развития материально-технической базы в сфере физической культуры и спорта Орловской области.

Динамика планируемых ресурсов показывает постепенное уменьшение финансирования, которое может быть вызвано разными причинами. Однако в кризисный 2014 год было предусмотрено наибольшее выделение средств из бюджета, после чего наблюдается существенный спад финансирования. Можно предположить, что причина кроется не только в экономических и политических тенденциях, но и в отсутствии ясного понимания полезности проведения мероприятия, вызванных отсутствием четкой системы оценки, показывающей эффективность таких расходов для бюджета и государства [5].

Для оценки эффективности реализации программы используется система целевых индикаторов, при этом они разрабатываются самостоятельно каждым субъектом РФ, реализующим программы, это достаточно неплохо для описания узконаправленных проектов, однако, совершенно неприменимо для сравнения эффективности развития МФК между отдельными территориями.

Ведущими экономистами в последнее время все больше внимания уделяется проблемам эффективности расходования бюджетных ресурсов, однако до сих пор нет единства в понимании эффективности использования бюджетных средств.

Также развитие МФК осуществляется в ряде ведомственных программ:

- развитие физической культуры и спорта в Орловской области;

- развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва;

- совершенствование системы управления в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта Орловской области.

В качестве одной из проблем оценки результатов реализации государственных программ является тот факт, что эффективность реализации программы определяется только путем оценки освоения выделенных средств, что не способствует повышению эффективности бюджетных расходов [4, с. 66].

Для оценки эффективности государственных программ применяются абсолютные и относительные показатели. Среди используемых показателей оценки присутствуют такие абсолютные показатели, как общая площадь введенных в эксплуатацию спортивных сооружений после реконструкции, ввод в эксплуатацию спортивных сооружений. Эти показатели могут применяться для определения целесообразности расходования бюджетных средств, но по ним не представляется возможным произвести оценку эффекта от проведения мероприятий.

Однако этих показателей явно недостаточно для всесторонней оценки развития МФК в регионе. В связи с чем в программах развития МФК представлены и относительные показатели, такие, как: удельный вес исполненных контрактов, степень реализации мероприятий, доля граждан, выполнивших нормы ГТО, в общей численности принявших участие в сдаче, техническая готовность спортивных сооружений и т.п. Стоит заметить, что эти показатели в большинстве своем подходят в основном для формальной отчетности

о реализации средств, но не говорят об эффективности и целесообразности реализации самих мероприятий. В некоторых программах предусмотрены и социальные показатели, однако в усеченном варианте, в частности оценке, подлежит лишь показатель увеличения числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом. На наш взгляд, для увеличения продуктивности программы и более четкого осознание ее результатов, стоит использовать такие показатели как среднее количество лет, которые люди не доживают до пенсии либо преждевременно уходят на пенсию, получая например, пенсию по инвалидности. Также предлагается использовать показатель показывающий, какое место спорт занимает в жизни человека. Применение таких показателей позволит оценить практические полезные результаты, которые приносит реализация программы. Для оценки эффективности применяется и группа экономических показателей, которые говорят о снижении потребляемой тепловой и электрической энергии действующими и будущими спортивными объектами. Эти показатели говорят об экономии государственных средств, но никак не о притоке дополнительных ресурсов в бюджеты разных уровней за счет проведения мероприятий МФК и введения в эксплуатацию новых спортивных объектов.

В связи с этим были разработана система показателей, позволяющие более эффективно оценить государственную политику в области физической культуры и спорта, представленные в таблице 1.

В таблице 1 представлены наиболее объективные, на наш взгляд, показатели эффективности функционирования массовой физической культуры в регионе. Стоит отметить, что именно эти показатели позволяют одновременно оценить и эффективность развития физической культуры в регионе, и сравнить степень развитости с прочими регионами.

Рассмотрим их более подробно. В первую очередь оценивается группа абсолютных показателей. Их достаточно просто рассчитать в связи с открытостью этих данных. Достаточно обратиться к официальным источникам, раскрывающим эту информацию, после чего занести цифры в сравнительные таблицы. Показатели наглядно демонстрируют, как обстоит ситуация в регионе, могут обратить внимание на отсутствие или недостаточное развитие тех или иных сторон физической культуры, а также позволяют сравнить степень развития с иными регионами Российской Федерации или с другими странами. В сущности, они являются ключевыми для расчета иных необходимых для оценки эффективности показателей.

Следующей группой показателей выступают относительные показатели. На них стоит обратить внимание, потому что наиболее наглядно определяется близость к каким-либо целям в долгосрочном развитии спорта и физической активности населения. По ним можно определить настоящий вес оцениваемого признака среди всей испытуемой группы, или, в нашем случае, всего населения.

Соответственно это следствие можно использовать и в обратную сторону: чем лучше ощущает себя население в плане здоровья и самочувствия, тем выше развитость физической культуры и спорта.

Таблица 1

Система наиболее объективных показателей развитости МФК в регионе

Группа показателей Показатели

Абсолютные количество людей, профессионально занимающихся спортом; количество людей, имеющих спортивные разряды; количество несовершеннолетних, занимающихся спортом (профессиональным, любительским); количество людей, посещающих спортивные мероприятия (забеги, велогонки, и т.д.); число спортивных сооружений региона: число спортивных залов *число плоскостных спорт. сооружений число стадионов число плавательных бассейнов;

Относительные -удельный вес населения, сх стематически занимающегося физической культурой и спортом; удельный вес инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; удельный вес несовершеннолетних, систематически занимающихся физической культурой и спортом

Социальные среднегодовое количество больных; число инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем среднее количество лет, которые люди не доживают до пенсии или преждевременно уходят на пенсию по инвалидности; процент увеличения производительности труда у лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом; какое место спорт занимает в жизни человека (результаты соц. исследований)

Экономические созданная дополнительная потребительская стоимость в сфере услуг физкультуры и спорта; эффект от удлинения периода практической трудовой деятельности человека

Математические - сравнительный показатель, рассчитывающийся по формуле уравнения множественной регрессии

Экономические показатели - заслуживают отдельного внимания, поскольку будут интересны частным инвесторам и предпринимателям, реализующим социальные или коммерческие программы, которые непосредственно участвуют в развитии спорта в регионе и подталкивают население к занятиям физической культурой. Также эти показатели заинтересуют государство, которое не откажется от возврата в бюджет средств, возникающих за счет окупаемости спортивных проектов. Группа экономических показателей демонстрирует степень участия спорта в развитии ВВП страны, в котором также заинтересовано государство, поскольку это обозначает и укрепления позиций страны на мировой арене.

Последними представлены математические показатели. Они достаточно сложны в расчетах и позволяют объективно и неоспоримо сравнить регионы между собой. Рассмотрим порядок их расчета. В РФ в период с 2012 до 2018

года в среднем каждый год подготавливалось 205285 спортсменов массовых разрядов, 5532 мастеров спорта, 463 мастеров спорта международного класса. То есть 1 из 6,36 занимающихся физической культурой и спортом впервые выполняет нормативы массовых разрядов, 1 из 3167 - нормативы мастеров спорта и 1 из 27417,7 - мастеров спорта международного класса.

Эти соотношения могут рассматриваться как нормативные, так как они обуславливают и наиболее полно отражают практику физкультурно-спортивной работы в РФ. Поскольку целью государства является удовлетворение общественных потребностей, то необходимо обеспечивать механизм обратной связи.

В настоящее время подходы к общественным опросам достаточно формальные, несмотря на высказываемые мнения, решения принимаются по иным основаниям:

- обеспечение взаимодействия всех уровней власти, оказание необходимой методологической помощи нижестоящим бюджетам для выстраивания единой логически обоснованной бюджетной системы, позволяющей достичь конечных результатов, направленных на повышение качества жизни проживающего в стране населения;

- проведение аудита эффективности расходов, который играет роль не последующего контроля, наказывающего за допущенные нарушения, а роль предварительного контроля, позволяющего не допустить возможные нарушения бюджетного законодательства.

Ожидаемым результатом целевых программ развития физической культуры и спорта являются два фактора:

- увеличение жителей городов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- увеличение обеспеченности города спортивными сооружениями.

Таким образом, можно отметить, что разработанная система показателей

является объективной для определения эффективности развития и функционирования массовой физической культуры и спорта. При этом она многофункциональна, поскольку показывает заинтересованность разных структур и сторон, участвующих в развитии спорта в регионе. Одними из наиболее важных результатов ее внедрения будет выступать возможность использования данных показателей для оценки степени развития спорта в регионах, а так же для сравнения регионов между собой по степени эффективности функционирования массовой культуры и спорта.

Поэтому вполне очевидно, что развитие целевых программ физической культурой и спортом на современном этапе модернизации Российской Федерации должно обладать такими основополагающими признаками, как системность, комплексность и целостность.

Литература

1. Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие физической культуры/ спорта"": Постановление правительства Орловской области от 31 октября 2016 года N 427 [Электронный ресурс], иhttp://docs.cntd.ru/document/

441797436 (дата обращения 29.03.2019).

2. Благовисная Е. С. Повышение эффективности уроков физической культуры и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации посредством фитнес-технологий // Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования в Образовательных организациях Орловской области». Орел. 2016. С. 64-65.

3. Бабичева И. В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. №18. С. 65-69. URL https://moluch.ru/archive/77/13337/(дата обращения: 31.03.2019).

4. Старостенко А. М., Старостенко К. В. Управление физической культурой и спортом в Орловской области: состояние и пути совершенствования [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-v-orlovskoy-oblasti-sostoyanie-i-puti-sovershenstvovaniya (дата обращения 01.04.2019).

5. Юрьева И. А. Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся [электронный ресурс]: проектная работа по дисциплине «Физкультура». URL: http://gigabaza.ru/ doc/100508.html (дата обращения 01.04.2019).

References

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Orlovskoj oblasti "Razvitie fizicheskoj kul'tury sporta"": Postanovlenie pravitel'stva Orlovskoj oblasti ot 31 oktyabrya 2016 goda N 427 [On approval of the state program of the Oryol region ""Development of physical culture of sports"": Decree of the Government of the Oryol region of October 31, 2016 N 427]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/441797436 (accessed29.03.2019).

2. Blagovisnaya Е. S. [Improving the efficiency of physical education lessons and extracurricular activities in General education through fitness technologies] // Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy realizacii FGOS obshchego obrazovaniya v Obrazovatel'nyh organizaciyah Orlovskoj oblasti» [Materials of the regional scientific and practical conference "Actual problems of implementation of the GEF of General education in Educational institutions of the Orel region""]. Orel, 2016, pp. 64-65. (In Russ.).

4. Babicheva I V. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tekhnologii na zanyatiyah po fizicheskomu vospitaniyu [Physical well-being technologies in the classroom for physical education]. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2014, no. 18, pp 65-69. Available: https://moluch.ru/archive/77/13337/ (accessed: 31.03.2019).

5. Starostenko A. M., Starostenko K. V. Upravlenie fizicheskoj kul'turoj i sportom v Orlovskoj oblasti: sostoyanie i puti sovershenstvovaniya [Management of physical culture and sports in the Oryol region: state and ways of improvement]. Available at: https://cyberleninka. ru/article//upravlenie-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-v- orlo vskoy-oblasti-sostoyanie-i-puti-sovershenstvovaniya (accessed 01.04.2019).

6. Yur'eva I A. Innovacionnye tekhnologii fizkul'turno-ozdorovitel'noj napravlennosti v fizicheskom vospitanii uchashchihsya. Proektnaya rabota po discipline «<Fizkul'tura»> [Innovative technologies of physical culture and health improving orientation in physical education of pupils. Project work on the discipline "Physical culture"]. URL: http://gigabaza.ru/ doc/100508.html (accessed 01.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.