Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ МИГРАНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТ / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ТРУДЯЩИЕСЯ МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПАТЕНТ / РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / MIGRANT / LABOR MIGRANT / ILLEGAL MIGRANT WORKERS / MIGRATION POLICY / PATENT / WORK PERMIT / LABOR CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеева Антонина Викторовна, Шереметьева Анна Константиновна

В статье рассмотрены понятие «трудовой мигрант», характерные особенности данной категории лиц, проблемные аспекты, связанные с их деятельностью на территории РФ и возможные пути их разрешения. Трудовые мигранты являются гражданами иностранных государств и лицами без гражданства, прибывающими на территорию другого государства с целью осуществления трудовой деятельности. В России количество мигрантов постоянно растёт, что не может позитивно сказаться на обстановке страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фадеева Антонина Викторовна, Шереметьева Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LABOR ACTIVITY IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION OF MIGRANTS

The article discusses the concept of"labor migrant", the characteristic features of this category of persons, problematic aspects associated with their activities on the territory of the Russian Federation and possible ways to resolve them. Labor migrants are citizens of foreign states and stateless persons arriving in the territory of another state for the purpose of carrying out labor activities. In Russia, the number of migrants is constantly growing, which cannot have a positive effect on the situation in the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ МИГРАНТОВ»

Трудовое право; право социального обеспечения

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_84

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ МИГРАНТОВ FEATURES OF LABOR ACTIVITY IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION OF MIGRANTS

ФАДЕЕВА Антонина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и предпринимательской деятельности, Тихоокеанский государственный университет.

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail:[email protected];

ШЕРЕМЕТЬЕВА Анна Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и предпринимательской деятельности, Тихоокеанский государственный университет.

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail:[email protected];

FADEEVA Antonina Viktorovna,

Candidate of law, associate professor of the department of civil law and entrepreneurship, Pacific State University.

136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia.

E-mail:[email protected];

SHEREMETYEVA Anna Konstantinovna,

Candidate of law, associate professor of the department of civil law and entrepreneurship, Pacific State University.

136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia.

E-mail:[email protected]

Краткая аннотация: В статье рассмотрены понятие «трудовой мигрант», характерные особенности данной категории лиц, проблемные аспекты, связанные с их деятельностью на территории РФ и возможные пути их разрешения. Трудовые мигранты являются гражданами иностранных государств и лицами без гражданства, прибывающими на территорию другого государства с целью осуществления трудовой деятельности. В России количество мигрантов постоянно растёт, что не может позитивно сказаться на обстановке страны в целом.

Abstract: The article discusses the concept of "labor migrant", the characteristic features of this category of persons, problematic aspects associated with their activities on the territory of the Russian Federation and possible ways to resolve them. Labor migrants are citizens of foreign states and stateless persons arriving in the territory of another state for the purpose of carrying out labor activities. In Russia, the number of migrants is constantly growing, which cannot have a positive effect on the situation in the country as a whole.

Ключевые слова: мигрант, трудовой мигрант, нелегальные трудящиеся мигранты, миграционная политика, патент, разрешение на работу, трудовой договор.

Keywords: migrant, labor migrant, illegal migrant workers, migration policy, patent, work permit, labor contract.

Для цитирования: Фадеева А.В., Шереметьева А.К. Особенности трудовой деятельности на территории РФ мигрантов //Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С. 84-88. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_84.

For citation: Fadeeva A.V., Sheremetyeva A.K. Features of labor activity in the territory of the Russian Federation of migrants // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp. 84-88. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_84.

Статья поступила в редакцию: 17.01.2022

Рабочая сила во все времена и во всех государствах является тем институтом, за счёт которого развивается экономическая, политическая и социальные сферы общества, причём в лице, как граждан данного государства, так и в лице подданных иностранных государств и лиц, не имеющих гражданства. В силу различного рода факторов, количество мигрантов с каждым годом постоянно увеличивается.

Поскольку на сегодняшний день не существует единой мировой законодательной базы, разрешающей вопрос о миграционном потоке, то каждое государство устанавливает свои нормативные правовые акты по данному вопросу, и в ряде случаев правовые нормы порождают соответствующие ограничения, работающие не в пользу иностранцев. Со временем, способов «проникнуть» на территорию другого государства остаётся всё меньше, а тем более легальных. Тогда мигранты начинают пользоваться пробелами в законодательства того государства, на территорию которого они попадают или желают попасть.

Межгосударственная политика большинства стран основывается на заключаемых между государствами международных договорах, а также принятых конвенций, резолюций и иных международных источников права и направлена на оказание помощи и поддержки всем, кто её попросит, в особенности, если такая возможность имеется у государства, к которому за такой помощью обращаются.

На вопрос о распространённой особенности, которая как нельзя лучше смогла бы характеризовать обстановку в современном обществе всплывает «трудовая миграция».

Согласно положению статьи 2 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, трудовым мигрантом принято считать «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является».

Причинами, по которым трудовая миграция имеет широкое распространение, являются: сложная политическая обстановка в родной стране; плохая экономика, в том числе низкий уровень заработных плат, социальных выплат, высокая инфляция, высокая стоимость товаров и продуктов первой необходимости и т.п.; межнациональные конфликты, гонения; перенаселение государства и т.д. Фактически, если обобщить, чаще всего трудовыми мигрантами становятся люди, желающие покинуть страну своего постоянного проживания или сами граждане, в целях улучшения своего экономического и социального положения, а также положения членов своих семей, в другом государстве.

В стороне не осталась и Россия. Так, согласно информации, собранной из разных статистических баз данных, Российская Федерация занимает 4 (5) места в мире по количеству въезжающих на её территорию иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства. Наше государство считается благоприятным для проживания и деятельности среди иностранного населения благодаря большому количеству земель, возможности приобрести собственное жильё, хорошим и стабильным социальным выплатам и поддержке и иным причинам, так или иначе оказывающимися выгодным для въезжающих лиц.

Из официальных данных с сайтов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики следует, что за 2020 год поток мигрантов снизился с 11 до 6 миллионов, в сравнении с 2019 годом, то есть до возникновения и распространения коронавирусной инфекции (СОУЮ-19), при этом на сайте Росстата закреплены данные о 4 миллионах 120 тысячах и 743 человек, в качестве трудовых зарегистрировано менее половины. Сами данные не являются абсолютно точными в силу постоянного и неконтролируемого потока мигрантов, которые прибывают на территорию РФ как легально, так и с нарушением нашего национального законодательства. Цифры показателей их численности настолько высоки, что государственные органы не могут точно всех подсчитать и справиться со всем объёмом документации, которая сопровождает их появление и закрепление в стране. Несмотря на то, что показатели в общей статистике снизились, по факту они всё равно остались достаточно значительными.

В соответствии с федеральным законодательством, иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, федеральным законодательством или указами Президента РФ [114 фз].

Чтобы лучше контролировать поток мигрантов и обеспечить национальную безопасность страны, органы государственной власти внесли изменения в ряд НПА, в которых предусмотрен порядок въезда мигрантов на территорию России, основания и перечень необходимых для допуска документов.

Согласно анализу законодательства Российской Федерации, иностранные граждане могут прибыть в РФ в зависимости от целей приезда на основании: визы и разрешения на работу; безвизового режима и патента.

Если исходить их данных, которые были опубликованы на сайте Росстата, то согласно этим данным за 2020 год [статист, бюллетень]:

1. общее количество мигрантов составляет 4 120 743 человека;

2. предположительно трудоспособными, в том числе по возрасту, являлись 471 579 человек (преимущественно граждане стран СНГ - 419 817 человек), однако лиц, предположительно старше трудоспособного возраста насчитывалось 641 152 человек;

3. зарегистрировано патентов (на осуществление трудовой деятельности) - около 1,3 миллиона;

4. зафиксировано количество уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность в размере около 700 тысяч.

В соответствии с трудовым законодательством, документами, предъявляемыми иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу, являются:

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

• трудовая книжка либо сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;

• уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащее сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета;

• документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

• справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

• справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (в ряде случаев);

• договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Он должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

• разрешение на работу или патент, за исключением случаев заключения трудового договора с временно пребывающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;

• разрешение на временное проживание в РФ, за исключением случаев заключения трудового договора с временно пребывающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;

• вид на жительство, за исключением случаев при заключении трудового договора с постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства [тк рф].

Разрешение на работу является таким же документом, как и патент, и для их получения иностранцу необходимо подтвердить владение русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации с помощью соответствующих документов:

1) сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем для получения разрешения на работу или патента;

2) документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1.09.1991 года (чаще всего, трудовыми мигрантами являются граждане, проживающие на территориях стран бывшего СССР, СНГ, Таможенного Союза, то есть трудностей возникает не много);

3) документ об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 1.09.1991 года [115 фз].

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю как до, так и после заключения трудового договора. После осуществляется, если заключенный и оформленный в соответствии с законодательством РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 Трудового Кодекса РФ.

Отличий патента от разрешения немного. Патент является документом, подтверждающим право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности [115 фз], а разрешение на работу - документ, подтверждающий данное право на основании визы.

Государственная пошлина за получение патента или разрешения на работу оплачивается в размере 3 500 рублей [нк].

Разрешение на работу выдается миграционной службой, по срок действия трудового договора, но не более чем на 1 год. Исключение могут составлять разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов, срок действия которых достигает трёх лет.

В то же время патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев, при этом срок его действия может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Таким образом, срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа и в данном случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется, а в иных случаях срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа [115 фз]. Так, при детальном изучении статистики, видна закономерность, что лишь небольшой процент от трудоспособного населения, прибывшего на основании разрешения на работу или патента, заключает трудовой договор с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и работает официально. Почему? Дело в выгоде.

С теоретической точки зрения, трудовые мигранты необходимы и выгодны нашему государству, а в иных случаях выгодны работодателям по ряду причин.

Во-первых, они рассматриваются в роли «борцов» с безработицей и (или) недостатком кадров в сфере оказания услуг. В РФ данная сфера обширна, а данные субъекты вполне могут закрыть многие пробелы, которые нельзя прикрыть гражданами РФ.

Во-вторых, трудовые мигранты, в основном, являются низкоквалифицированными работниками в трудовой сфере деятельности. Многие работодатели пользуются этим, поскольку трудовые мигранты предстают перед ними в роли дешёвой рабочей силы, которую можно и за меньшую плату заставить работать, и работать на порядок больше, чем граждан РФ, поскольку местное население на таких условиях, маловероятно, станет работать. Так как уже было выяснено, что лишь немногие мигранты находятся на территории РФ легально, то они не станут спорить с недобросовестным работодателем об условиях труда, либо жаловаться куда-либо. Поскольку иностранцам в таких случаях платят зарплату в «конвертах», то работодатели и здесь экономят, то есть не выплачивают НДФЛ, страховые взносы. Недобросовестный работодатель, как правило, в таких случаях, получает значительную сумму денежных средств, а убытки несёт государство.

Если говорить о минусах привлечения трудовых мигрантов, то здесь мнения учёных и политиков расходятся.

В любом случае, на первый план выступает нехватка рабочих мест, в том числе для граждан РФ, либо не предоставление этих мест вообще, поскольку трудовые мигранты в большинстве случаев соглашаются на любую работу, на любой объём и, как правило, за небольшую оплату. Так для граждан РФ возникает проблема в поиске работы, которую они могут себе позволить в зависимости от образования, способностей, здоровья и возраста.

Другим минусом можно назвать осложнение социально-экономической политики, при котором приоритет иногда отдаётся иностранцам, а не местному населению. Никто не выступает против иностранцев. Это всего лишь констатирование факта в совокупности с мнением автора. Отсюда вытекает следующий минус - это возникновение конфликтов между гражданами РФ с иностранными гражданами в силу предыдущих минусов. Если оглянуться на историю, что в мире, как и в нашей стране, возникали если не бунты, то забастовки и митинги касаемо въезда мигрантов на территорию РФ. Как бы СМИ не афишировали, что вся финансовая и социальная поддержка уходит на местное население, это только ухудшает и без того сложную обстановку.

Помимо конфликтов, возникающих на основе финансовой составляющей, возникает межнациональная нетерпимость, и даже ненависть. Происходит столкновение разных культур и, в зависимости от региона и национальности противоборствующих сторон, происходит столкновение разных моральных и этических норм. То, что считается нормой на территории РФ, не считается таковой на территории иностранного государства, коими гражданами или «выходцами» являются данные участники конфликта, и наоборот. Граждане РФ начинают составлять негативное мнение обо всех иностранцах в целом, создавать ассоциации с данной нацией (народом), как несоблюдающей и не уважающей моральные нормы, традиции и общепринятое поведение того государства, на территории которого они в данный момент проживают.

Окончательным этапом для нарушения национальной безопасности РФ является ухудшение криминогенной обстановки в стране. Согласно данным Правового портала статистики при Генеральной прокуратуре РФ, за период с января по декабрь 2020 года, на территории РФ было совершено 34 400 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а за период с января по октябрь 2021 года было совершено 30 833 преступлений различной степени тяжести. Если к этому числу прибавить количество совершённых административных правонарушений, то цифры могут показаться пугающими. И это при условии, что также существуют латентные правонарушения и преступления, то есть те деяния, которые не могут быть обнаружены вследствие скрытия с места совершения противоправного деяния виновного лица, а также вследствие несообщения о совершён-

ном деянии свидетелем или потерпевшим из-за страха за своё здоровье, жизнь, жизнь членов своей семьи.

Изучив законодательную базу Российской Федерации и проанализировав статистику, можно сделать вывод о том, что трудовая миграция является сложным механизмом, который выражается в согласовании спроса и предложения рабочей силы, взаимоотношении интересов разных культур.

Поскольку в XXI веке важной стала именно экономическая составляющая, то с теоретической точки зрения постоянный поток мигрантов выгоден всем сторонам-участникам при их взаимодействии. Однако, не смотря на теоретический позитивный уклон, на практике государства не оказывают соответствующей помощи и поддержки другому государству (за некоторыми исключениями), могут вовсе усугубить ситуацию в различных сферах другого государства, непрекращающийся поток иностранцев, а также пробелы в законодательстве, принимающем мигрантов, послабления со стороны контролирующих органов и нехватка кадров в данных органах могут привести к достижению Россией «точки невозврата».

Часто деятельность трудовых мигрантов характеризуется нестабильностью в силу того, что многие устраиваются не официально, либо постоянно подменяют друг друга. Поскольку у них отсутствуют или ограниченны доходы, социальные гарантии, то их экономическая составляющая и социальный статус урезаются, а из-за нехватки рабочих мест для местного населения, то ничего не проходит незаметно. В конечном итоге могут вспыхнуть забастовки, столкновения на улицах с ОВД, завязаться конфликт с местным населением, что приведёт к материальным затратам и человеческим жертвам. При таком раскладе становится всё сложнее добиться того оптимального состояния, при котором государство сможет стабильно функционировать. Если же государство в лице его органов не сможет урегулировать вопросы касаемо государственного контроля, ограничения потока иностранцев, ужесточения мер воздействия и наказания за совершение ими противоправных деяний, то существуют риски: нарушения территориальной целостности государства; упада экономики; усугубления криминогенной обстановки, как в ряде субъектов, так и в стране в целом; открытого и ожесточённого противостояния местного населения с мигрантами. Для того чтобы соответствующие нормы законодательства подействовали, а эффективность деятельности государственных органов в данной сфере возросла, то для этого необходимо принять новые и (или) ужесточить старые нормы законодательства, увеличить кадровый состав данных органов, усилить контроль со стороны органов государственной власти за трудовыми мигрантами и не только.

Чтобы урегулировать положение дел в стране также необходимо большое количество ресурсов и времени, а данных составляющих скоро не хватит, что, в конце концов, может привести к своеобразному коллапсу с негативными последствиями для всех.

Библиография:

1. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Принята резолюцией 45/158 Генеральной

Ассамблеи от 18 декабря 1990 года // http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2561306/

2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общерос-

сийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант-Плюс».

3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // СПС «Кон-

сультант-Плюс».

4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС «Консультант-Плюс».

5. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (по-

следняя редакция) // СПС «Консультант-Плюс».

6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-

ции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021) // СПС «Консультант-Плюс».

7. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 N335 (ред. от 11.09.2021) "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и

условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" //

СПС «Консультант-Плюс».

8. Численность и миграция населения Российской Федерации за 2020 год - статистический бюллетень - //

https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283.

References:

1. The International Convention on the Protection of the Rights of All Migrant Workers and Members of Their Families, adopted by General Assembly resolution 45/158 of 18 December 1990 // http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2561306/

2. "Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // SPS "Consultant-Plus".

3. "Labor Code of the Russian Federation" of 30.12.2001 N 197-FZ (ed. of 22.11.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 30.11.2021) // SPS "Consultant-Plus".

4. "The Tax Code of the Russian Federation (Part Two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (as amended on 29.11.2021) // SPS "Consultant-Plus".

5. Federal Law "On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation" dated 15.08.1996 N114-FZ (latest edition) // SPS "Consultant-Plus".

6. Federal Law No. 115-FZ of 25.07.2002 (as amended on 02.07.2021) "On the Legal Status of foreign citizens in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 31.10.2021) // SPS "Consultant-Plus".

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 09.06.2003 N 335 (ed. of 11.09.2021) "On approval of the Regulations on the establishment of the visa form, the procedure and conditions for its registration and issuance, extension of its validity, restoration in case of loss, as well as the procedure for visa cancellation" // SPS "Consultant-Plus".

8. The number and migration of the population of the Russian Federation for 2020 - statistical bulletin - // https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.