Научная статья на тему 'Особенности травм опорно-двигательного аппарата девушек-футболисток'

Особенности травм опорно-двигательного аппарата девушек-футболисток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности травм опорно-двигательного аппарата девушек-футболисток»

Наиболее успешные результаты отмечены при определении уровня проявления скоростно-силовой выносливости мышц верхнего брюшного пресса -25±4 раз, что соответствует норме. При том, что 1/3 юношей не выполнила норматив. Проявление гибкости (3,7±2 см) в 2, 7 раза ниже возрастной нормы. У 75,0% юношей глубина наклона вперёд, свидетельствует о тугоподвижности позвоночника и недостаточной эластичности мышц спины. Несоответствие ВПН на 13,5% (в 87,5% случаях) определено при выполнении тестового задания на определение уровня проявления скоростно-силовой выносливости мышц плечевого пояса (37±7 раз).

Функциональное состояние, определяемое по результатам Пробы Руфье свидетельствуют об очень низком уровне (15,1±2 балла) физической работоспособности. Гипоксическая устойчивость (проба Генчи и Штанге) организма юношей (28±10 с и 52±2 с, соответственно) относительно благополучна.

Таким образом, определено некоторое не соответствие нормативным требованиям показателей уровня проявления физических качеств и функционального состояния студентов, что является следствием недостаточно компетентной реализации школьной программы по физической культуре. Полученные данные позволят скорректировать содержание практических занятий по физической культуре в высшей школе.

Е.И. Спешилова, О.Б. Крысюк

ОСОБЕННОСТИ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ДЕВУШЕК-ФУТБОЛИСТОК

Институт здоровья и спортивной медицины ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург, Россия

Травмы опорно-двигательного аппарата и связанные с ними перерывы в тренировках оказывают отрицательное влияние на спортивную карьеру девушек-футболисток. Исследования особенностей этих травм у девушек 12 -14 лет, занимающихся футболом в течение 1,5 - 2 лет, показали, что в структуре травм превалируют легкие поверхностные повреждения. У девушек 14 - 16 лет, занимающихся и активно участвующих в соревнованиях в течение 3 - 4 лет, в структуре травм встречаются сочетанные повреждения, а также острые и хронические травмы коленного сустава, с которыми связаны наиболее длительные периоды нетрудоспособности. Нагрузки, которые испытывает коленный сустав, связаны с предельными сгибанием, разгибанием и ротацией при выполнении различных технических приемов (удары по мячу разными частями стопы, прыжки, подкаты). Травматизм повышают падения, удары соперников по ногам.

В основе разработанной методики реабилитации девушек футболисток после травм коленного сустава лежит ранняя осевая нагрузка сустава. Проведена сравнительная оценка сроков реабилитации и эффективности педагогических технологий реабилитационного периода у спортсменок группы наблюдения, в которой осевую нагрузку применяли с первого дня реабилитации, и группы сравнения, в которой использовали традиционную методику лечебной физкультуры без ранней осевой нагрузки. Установлено, что применение ранней осевой нагрузки коленного сустава позволяет предотвратить или уменьшить атрофию мышц поврежденной ноги, а также сократить период нетрудоспособности спортсменок. Выявлено, что данная методика реабилитации влияет и на психологическое состояние девушек, обеспечивая лучший эмоциональный фон у футболисток, чем стандартная методика лечебной физкультуры.

В.И. Телин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Санкт-Петербурский государственный горный университет, Россия

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем теории и практики физического воспитания является проблема научного подхода к методике проведения учебных занятий, спортивных тренировок и состязаний после перенесенных различных заболеваний и травм.

В последнее время этому вопросу уделяется большое внимание исследователей. В трудах различных специалистов, работающих как в области медицины, так и спорта (В. А. Долинина, З. С. Мироновой, С. С. Ткаченко и др.) отличаются большой значимостью комплексной реабилитации с использованием методов лечебной физической культуры, физиотерапии, трудовой терапии и некоторых разделов физической подготовки. Однако, единого подхода, как показал анализ изучений литературы, специальная направленная физическая подготовка для таких ослабленных лиц не имеет ещё достаточно полного научного обоснования.

Некоторую аналогию использования средств физической подготовки с целью восстановления функциональных возможностей организма и физической работоспособности представляет опыт реабилитации спортсменов. В рекомендациях В. М. Постниковой, Ю. И. Курпана и А. Г. Рубцовой подчеркнута эффективность раннего применения достаточно интенсивных физических упражнений по видам спорта.

Однако использование средств физической подготовки в полном объёме ограничивается в связи с отклонениями в состоянии здоровья, вызванными различными остаточными явлениями заболеваний, изменениями функционального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.