Научная статья на тему 'Особенности трансформации экономической активности в сфере малого предпринимательства в современных условиях'

Особенности трансформации экономической активности в сфере малого предпринимательства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУ-ДАРСТВА И БИЗНЕСА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваганова О.В., Кучерявенко С.А., Тарасова О.О., Переверзева Л.Е.

В статье проведен анализ развития малого и среднего бизнеса России в современных условиях; рассмотрены классификация предприятий, основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; представлены результаты проведенного SWOT-анализа малого предпринимательства России; определены основные препятствия развития предприятий и малого и среднего бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации экономической активности в сфере малого предпринимательства в современных условиях»

Ваганова О.В., канд. экон. наук, доц., Кучерявенко С.А., канд. экон. наук, доц., Тарасова О.О., магистрант, Переверзева Л.Е., аспирант Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ*

Kucheryavenko_s@bsu.edu.ru

В статье проведен анализ развития малого и среднего бизнеса России в современных условиях; рассмотрены классификация предприятий, основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; представлены результаты проведенного SWOT-анализа малого предпринимательства России; определены основные препятствия развития предприятий и малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: малый бизнес, предприятия малого и среднего бизнеса, взаимодействие государства и бизнеса, классификация предприятий малого бизнеса, государственная политика в сфере предпринимател ьства._

Введение. В настоящее время способность малых предприятий вносить свой вклад в развитие экономики страны не вызывает сомнений. Тем самым они подпитывают к себе большой интерес для глубокого научного изучения. Интересен весь их путь становления, от образования до полного эффективного функционирования, а также зарождения предпосылок для их преобразования в предприятия другого уровня.

Малое предпринимательство является основой развития экономики многих стран. Результаты проведенного анализа развития малого бизнеса в России свидетельствуют о том, что наша страна находится на одном из последних мест по ряду показателей развития малых предприятий [3]. Данный факт существенно снижает темпы перехода России к экономике, ориентированной на инновации. В этой связи актуальным вопросом является анализ сложившихся условий и препятствий развития предприятий малого бизнеса в России.

Методология. Научные результаты получены с помощью следующих методов: абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции - при идентификации проблемной области исследования, определении составляющих инвестиционной привлекательности предприятий малого бизнеса; монографический - при осуществлении анализа базовых экономических категорий и положений в сфере малого предпринимательства; экспертных оценок - при определении факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятий малого бизнеса; графический - для наглядного представления результатов исследования; экономико-статистический метод, экономический анализ - при проведении анализа развития малого бизнеса в современных условиях.

Основная часть. На сегодняшний день существует большая дифференциация определений малого предприятия, нет четких определений границ. Определения предприятий разнятся не только по странам, но в том числе и внутри страны по отраслям и территориям. Малое предприятие является субъектом малого предпринимательства, которое внесено в единый государственный реестр юридических лиц (потребительские кооперативы и коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям [4]. Данное определение прописано в основном законе, регулирующем деятельность малого и среднего бизнеса, Законе №209 - ФЗ от 24 июля 2007 г. Однако, под это же определение попадает и среднее предпринимательство, что является нововведением в российском законодательстве с принятием данного Закона. Примененные процедуры диагностики позволили конкретизировать определенные между ними «границы».

В мировой практике существует несколько подходов к определению малых и средних предприятий (МСП): количественный, качественный и комбинированные подходы к их классификации. В российском законодательстве установлены количественные показатели, основными из которых являются численность работников, вне зависимости от отраслевой принадлежности, размер выручки субъектов предпринимательской деятельности и ограничение внешних участников в доле уставного (складочного) ка-

питала и паевого фонда [4]. Классификация по этим параметрам представлена в таблице 1.

Из вышеперечисленных критериев следует подчеркнуть, что малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. К сожалению, закон типизирует субъекты МСП, не учитывая их организационно-правовую

форму. Это означает, что индивидуальный предприниматель не являясь юридическим лицом, в зависимости от масштабов своей деятельности (по численности наемных работников, выручке и т.д.) фактически может соответствовать количественным критериям как микро-, макро- или среднего предприятия.

Таблица 1

Показатель Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Крупные предприятия

Размер выручки без учета НДС, млн. руб. 60 400 1 000 Свыше 1 000

Численность работников, чел До 15 От 16 до 100 От 101 до 250 Свыше 250

Доля внешнего участия в уставном (складочном) капитале и паевом фонде * Не более 25 % Не более 25 % Не более 25 % Не более 25 %

* для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юр.лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юр.лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %

Это объясняется тем, что индивидуальные распределяются по категориям имеющихся предприниматели из-за отсутствия исходных предприятий. Основные показатели деятельно-данных продолжают наблюдаться как самостоя- сти субъектов малого и среднего предпринима-тельная группа хозяйствующих субъектов и не тельства приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

по состоянию на 01.01.2013г.

Показатель Микро-предприятия Малые предприятия Средние предприятия Индивидуальные предприниматели Все категории МСП

Количество субъектов МСП, тыс. ед. 1760,0 243,0 13,8 2628,9 4645,7

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек, тыс. чел. 4248,9 6506,8 1719,5 5644,2 18119,4

Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей 8347,4 15116,3 4110,6 8707,4 36281,7

Источник: [5].

Применение графического приема эконо- ние общего числа хозяйствующих субъектов по

мического анализа по данным таблицы 2 позво- категориям бизнеса (рис.1.) ляет наглядно проиллюстрировать распределе-

0,3%

Рис. 1. Распределение общего числа хозяйствующих субъектов по категориям бизнеса на 01.01.2013 г.: верхний показатель - общее число, тыс. ед.; нижний показатель - доля, %

Малый бизнес в России сегодня находится в состоянии определенной и продолжительной динамической депрессии. Это обусловлено целым рядом причин и факторов, заметная часть которых связана с низким уровнем становления и развития отечественной экономики, со слабым внедрением новых промышленных технологий, с недостаточным формированием уровня производительности труда, с низким уровнем поддержки, большими процентными ставками при кредитовании, сложной системой учета и налогообложения и рядом других причин. Следует отметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 20 % ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70 % ВВП. Этот показатель свидетельствует о том, что хозяйственная эффективность отечественного малого бизнеса, его рыночная обустроенность в совокупности находятся в стадии своего первоначального и опытного формирования и развития

[7].

Трансформация экономической активности малого бизнеса в современных условиях возможна, только при полной ликвидации основных препятствий развития данного сегмента. Одним из важнейших препятствий роста малых предприятий является отечественная бюрократическая система, в основе которой лежит коррупция и административное давление. Хотелось бы обратиться к речи председателя Санкт - Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере предпринимательского рынка Алексея Третьякова, которая наглядно указывает на выделенный недостаток: «Банкиры просто боятся давать малому бизнесу кредиты, а малый бизнес в свою очередь, просто банально боится их брать, потому что все понимают, что малый бизнес находится в сфере чрезвычайно высокого административного риска. Каким бы вы ни были гениальным предпринимателем, какой бы вы бизнес-план ни написали, завтра какой-нибудь чиновник не захочет тебя здесь видеть - и все. Учитывая эти административные риски, банки готовы кредитовать предпринимателей, но именно из-за этого растет процент и именно из-за этого они требуют большие залоги» [1].

Действительно, предприятия малого бизнеса для большинства банков являются рискованным заемщиком, но только ли слабые стороны характерны для предприятий малого бизнеса. Результаты проведённого SWOT-анализ малого предпринимательства России можно представить в виде матрицы с четким определением сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз (табл. 3).

Положительным аспектом исследования в области налогообложения малого бизнеса яви-

лось наличие льгот по налогам для отдельных видов деятельности (инновационные технологии, наукоемкие виды экономической деятельности), однако следует отметить и имеющиеся несовершенство налоговой системы по отношению к малому бизнесу, а именно: неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов; постоянно изменяющееся налоговое законодательство; сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения; большие размеры взимаемых налогов; неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств; наличие иных платежей, взимаемых не налоговыми органами, что разрушает единую систему налогообложения [3].

С 2011 г. нагрузка на малый бизнес по социальным налогам выросла более чем в два раза, вместе с тем, после вступления в силу с 2013 г. изменений в Налоговый кодекс РФ и в Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402 -ФЗ «О бухгалтерском учете» нагрузка на малые предприятия значительно возросла. К примеру, если ежегодный суммарный взнос «за себя» до 2013 г. для индивидуального предпринимателя составлял 17 207 руб., то с 01.01.2013 г. он составил 35 664 руб.[2]. В связи с чем, наблюдается резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса (табл. 4). Так, по итогам сплошного федерального статистического наблюдения за 2010 год численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей составила всего 1914,3 тыс. человек, в конце 2012г. - первой половине 2013 г. прошло массовое закрытие ИП, связанное с увеличением ставки страхового взноса в ПФР. Однако, проведенный мониторинг малого бизнеса позволяет сделать вывод о том, что процессы ликвидации и регистрации в этом сегменте всегда были очень активными (в предыдущие годы регистрировалось ежегодно 700-900 тыс. ИП и около 400-600 тыс. официально прекращало деятельность), но средний ежегодный прирост был около 200-300 тыс. ИП, аналогичный показатель в 2013 г., впервые дал отрицательную динамику в 106 349 ИП.

Проведенный мониторинг малого бизнеса России позволил выявить, что основным видом экономической деятельности ИП продолжает оставаться оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (1 422,5 тыс.человек), следующую позицию занимает транспорт и связь (285,8 тыс. человек) и с наименьшей численностью фактически действующих ИП на 01.01.2013 г. является добыча полезных ископаемых (0,2 тыс. человек) [6].

Таблица 3

SWOT-анализ малого предпринимательства России_

Сильные стороны Слабые стороны

- Небольшие первоначальные финансовые вложения; - упрощенная система регистрации, налогообложения, управления, быстрое принятие решений; - создание рабочих мест; - создание новых видов продукции; - наличие квалифицированной рабочей силы - быстрая адаптация и оперативность реагирования на изменения конъюнктуры рынка; - ориентация на местный рынок и индивидуальное потребление; - активизация инновационной деятельности; -обеспечение насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса; -Недостаточная осведомленность предпринимателей с действующим законодательством, основами бизнеса и налогообложения, отсутствие управленческого опыта; - низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей; - ограниченность или полное отсутствие материально-финансовых ресурсов; - низкая оплата труда, способствует миграционным процессам квалифицированных кадров; - медленное внедрение на предприятиях систем управления качеством; - низкий уровень социальной ответственности; - слабое звено госзаказов и кооперационных связей с крупными предприятиями; - несовершенство инфраструктуры логистики; - бюрократия и коррупция.

Внешние возможности Внешние угрозы

- Мощный научно - образовательный и исследовательский потенциал; - создание благоприятных условий для развития малого бизнеса; - проведение мероприятий различного уровня (местного, регионального, федерального) с привлечением субъектов малого предпринимательства в развитии экономики и продвижения своей деятельности; - наличие активного потенциала общественных организаций, занимающихся помощью и защитой предпринимательства; - снижение социальной напряженности в стране; - оживление привлечения инвестиций в активно развивающиеся регионы; - принятие прогрессивных изменений в законодательство РФ в сферах предпринимательской деятельности, землепользования и градостроительства; - разработка и внедрение стратегии развития на национальном, региональном и местном уровнях; - возможные положительные изменения в законодательстве (сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, сокращение количества необходимых разрешений для начала бизнеса, оптимизация количества контролирующих органов); - регулярное информирование населения по вопросам состояния и развития предпринимательской деятельности, регуляторной политики и т.д.; - наличие развитой финансово - банковой инфраструктуры и небанковских финансово - кредитных учреждений; - наличие значительного количества научных, образовательных учреждений и возможность переквалификации работников; - разветвленная инфраструктура поддержки предпринимательства. - Сложная система получения кредитов в целях развития бизнеса, неразвитость системы микрокредитования небанковскими финансовыми учреждениями; - высокая степень инфляционных рисков кредитования; - нестабильность системы поддержки малого предпринимательства и большое давление налоговой нагрузки; -недостаточный уровень конкурентоспособности малых предприятий; - административные препятствия; - отсутствие усовершенствованного нормативно -правового обеспечения; - отсутствие отлаженной, постоянной системы государственной финансово - кредитной поддержки; - конкуренция крупных корпораций; - низкая покупательная способность населения; - дороговизна рынка энергоносителей; - несовершенство действующего механизма организационной и финансовой поддержки реализации привлекательных инвестиционных и инновационных проектов; - дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие мотивации к инвестиционной и инновационной деятельности; - неразвитая инфраструктура поддержки предпринимательства (бизнес - инкубаторов; технопарков; лизинговых компаний); - неразвитость конкурентной среды и наличие недобросовестной конкуренции.

Исследование экономической природы развития малого бизнеса в России позволило выявить приоритетное направление его развития, а именно формирование эффективной системы

поддержки малого и среднего бизнеса. При реализации государственной политики нормативно-правовыми актами предусматриваются:

1. Специальные налоговые режимы, упро- отдельным налогам и сборам для малых пред-щенные правила ведения налогового учета, приятий. упрощенные формы налоговых деклараций по

Таблица 4

Данные Федеральной налоговой службы по регистрации и официальному прекращению

деятельности ИП за 2012-2013гг

ИП В течение 2013 В течение 2012

Прекратило деятельность 965 089 (из них 557 704 до 01 мая 2013) 735 028 (из них 277 565 в течение октября-декабря 2012)

Зарегистрировалось в качестве ИП 472 087 578 436

Данный пункт закона предполагает составление бухгалтерской отчетности и ведение бухгалтерского учета, которое основано на единых методологических основах и правилах, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету, Плане счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовых рекомендациях.

2. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

Речь идет о специальных налоговых режимах, упрощенных правилах ведения налогового учета. Законодательством предусмотрены следующие специальные режимы налогообложения:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого

налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности;

- упрощенная система налогообложения на основании патента;

- специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений. Однако налоговым законодательством регулируется налогообложение субъектов, которые напрямую могут и не относиться к субъектам малого предпринимательства, но экономически имеют схожие показатели.

3. Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Порядок заполнения статистической отчетности субъектами малого предпринимательства регулируется постановлением Росстата от 12 января 2007 г. №4 «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения №ПМ «Сведения об основных показателях деятельно-

сти малого предприятия». Данную форму предоставляют коммерческие организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии с законодательством, и не представляют физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

4. Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.

5. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии законодательством утвержден перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, заказы на которые размещаются у субъектов малого предпринимательства.

6. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

То есть предусматривается, что в некоторых сферах деятельности часть контрольных функций передается негосударственным органам контроля.

7. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

8. Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Рис.2).

9. Иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона № 209 ФЗ

[4].

Следует отметить, что отдельные направления поддержки относятся только к субъектам малого предпринимательства, а другие как малого, так и среднего. В соответствии с Законом № 209 -ФЗ, поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предприниматель-

ства, если они являются: кредитными организациями; страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов); инвестиционными фондами; негосударственными пенсионными фондами; профессиональными

участниками рынка ценных бумаг; ломбардами; участниками соглашений о разделе продукции; предпринимателями в сфере игорного бизнеса; нерезидентами РФ.

«Инфраструктура» поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных или иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-

технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподрядничества, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации

Рис. 2. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства (ст.17 Закона №209 -ФЗ), если они осуществляют: производство и реализацию подакцизных товаров; добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Данные ограничения оставляют указанные организации за чертой, лишая их права относится к субъектам малого или среднего бизнеса, а также получения льгот, субсидий или помощи, не смотря на то, что по формальным признакам они относятся к таковым. Аналогичные позиции уже имеются в российском законодательстве, лишающие право применять упрощенную систему налогообложения (п.3 ст.346.12 НК РФ). Экономической причиной неполучения поддержки со стороны государства является то, что данные сферы деятельности на рынке считаются сверхдоходными и не нуждаются либо нуждаются в существенно меньшей степени в финансовой поддержке.

В 2014 г. в России планируется оказать поддержку МСП по следующим направлениям: субсидии на поддержку МСП - 20,1 млрд. руб., софинансирование объектов капитального строительства - 1,4 млрд. руб. Уровни софинансиро-вания расходных обязательств субъектов Российской Федерации рассчитываются с учетом уровня бюджетной обеспеченности, установленного Минфином России, лимит федеральной субсидии для каждого региона определен в зависимости от доли субъектов МСП, действующих в субъекте Российской Федерации от общего количества субъектов МСП. В таблице 5 приведены предварительные лимиты финансирования субъектов ЦФО в 2014 г., где запланирован наибольший объем финансирования в 9 736,5 млн.руб.

Основными направлениями государственной поддержки в 2014 г. определены на рис. 3. Гарантии начинающим предпринимателям выдаются, если предпринимательская деятельность ведется менее 1 года либо ИП прошли обяза-

тельное обучение, либо относящиеся к безра- мальный размер гранта составит 300 тыс. руб-ботным, молодежи, бывшим военным. Макси- лей.

Таблица 5

Предварительные лимиты финансир рования субъектов Ц ФО в 2014 г.

№ Наименование субъекта Российской Федерации Общее количество ИП, микро, малых и средних предприятий, ед. Предварительный лимит субъектов Российской Федерации в 2014 году, руб. (1 направление) Предварительный лимит субъектов Российской Федерации в 2014 году, руб. (2 направление)

1 Белгородская область 67 516 219 143 360 17 342 461

2 Брянская область 41 985 136 274 868 10 784 454

3 Владимирская область 56 769 184 260 759 14 581 938

4 Воронежская область 74 473 241 724 383 19 129 467

5 Ивановская область 42 359 137 488 797 10 880 521

6 Калужская область 41 288 134 012 546 10 605 420

7 Костромская область 24 755 80 349 752 6 358 680

8 Курская область 38 895 126 245 349 9 990 743

9 Липецкая область 40 634 131 889 794 10 437 430

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Московская область 262 762 852 872 617 67 494 218

11 Орловская область 26 520 86 078 588 6 812 045

12 Рязанская область 41 386 134 330 634 10 630 592

13 Смоленская область 37 014 120 140 001 9 507 581

14 Тамбовская область 31 446 102 067 393 8 077 360

15 Тверская область 48 906 158 739 042 12 562 213

16 Тульская область 59 178 192 079 889 15 200 725

17 Ярославская область 57 458 186 497 115 14 758 918

18 г.Москва 449 430 1 458 759 411 115 442 592

Источник:[5].

ФИНАНСЫ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ЭКСПОРТ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

гранты начинающим (приоритет - безработные, уволенные, в запасе) субсидии государственным микрофинансовым организациям и гарантийным фондам

субсидирование % ставок по кредитам субсидирование покупки нового оборудования лизинг оборудования энергоэффективность

У

центры кластерного развития региональные центры инжиниринга центры прототипирования

региональные центры поддержки экспорта

Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) Центры

субсидии социально-ориентированным субъектам МСП субсидии Центрам дневного времяпрепровождения детей, Дошкольным образовательным центрам

молодежное предпринимательство, в т.ч. центры молодежного инновационного творчества народные художественные промыслы

( СПЕЦИАЛЬНАЯ ИН \ * бизнес-инкубаторы, промышленные парки (в том числе частные) и I ФРАСТРУКТУРА " технопарки

Рис. 3. Основные направления государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса

РФ в 2014 г.

Большое внимание уделяется обеспечению доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов на сумму менее 1 млн. рублей. При этом процентная ставка составляет не более 10 %, на срок не менее 3 лет (до 2014 г. - до 1 года).

Обеспечение доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам осуществляется путем предоставления поручительств по обязательствам от региональных гарантийных фондов. Поручительство предоставляется на срок более 1 года, на сумму более 1 млн. рублей, но не более 70 % от кредита. Также денежные средства планируется направить в 2014 г. на обновление и расширение парка производственного оборудования. В рамках данного направления предусматривается:

- субсидирование процентных ставок по кредитам - до 10 млн.рублей;

- субсидирование приобретения нового оборудования - до 10 млн.рублей;

- субсидирование лизинговых договоров -до 10 млн.рублей.

В 2014 г. под эти программы субсидирования попадают юридические и физические лица без ограничения среднесписочной численности работников, когда до 2014 г. численность не должна была превышать 30 человек.

Финансовые ресурсы, направляемые в 2014 г. на развитие МСП, подразумевают и развитие инновационной инфраструктуры, в рамках которой создаются и развиваются центры кластерного развития (с 2010 г. создано 17 центров в 16 субъектах России), региональные центры инжиниринга по внедрению высокоэффективных технологий и знаний (с 2013 г. создается 21 центр в 14 субъектах РФ), центры прототипиро-вания, оказывающие услуги по разработке опытных образцов новейших изделий и продуктов (с 2013 г. создано 6 центров в 5 субъектах РФ).

Содействие развитию субъектов МСП производится и для субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Создаются центры поддержки экспорта, которые осуществляют маркетинговые исследования, организуют выставки, сопровождают экспортные контракты, организуют встречи. Также ЕВРО ИНФО корреспондентские центры, которые способствуют выходу компаний на рынок ЕС, помогают в поиске потенциальных деловых технологических, научных партнеров, распространяют данные о российских компаниях.

Необходимо отметить поддержку социальных инициатив предпринимателей. Для этого выделяются из средств бюджета субсидии соци-

альным предпринимателям, обеспечивающим занятость инвалидов, выпускников детских домов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы (их процент должен составлять 50 % от занятых). Максимальный размер субсидии составляет 600 тыс. рублей. В рамках данного направления создаются центры инноваций социальной сферы, оказывающие помощь в бизнес-планировании, проводящие обучение и аттестацию социальных предпринимателей и другое.

Немаловажную роль сегодня для развития МСП и экономики в целом играют бизнес - инкубаторы, технопарки, промпарки, которые обеспечивают доступ субъектов МСП к оборудованным офисным и производственным помещениям.

Выводы. В ходе проведения исследования были выявлены возможности и препятствия развития малого бизнеса, определены инфраструктура и основные направления государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса РФ в 2014г. Проведенный мониторинг малого бизнеса России позволил выявить, что основным видом экономической деятельности индивидуальных предпринимателей продолжает оставаться оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

В заключение можно констатировать, что государственная поддержка, оказываемая предприятиям малого бизнеса является значительной, но общая проблема заключается в том, что российская система поддержки малого предприятия направлена на сохранение статус-кво предприятия, а не на его рост. Все программы поддержки бизнеса в основном заточены под малый формат, как только предприятие перерастет его, то сразу лишается почти всех налоговых льгот и преференций. Таким образом, необходимы значительные изменения в данном подходе, именно это позволит создать оптимальные условия для трансформации экономической активности в сфере малого предпринимательства России.

* Статья выполнена в рамках государственного задания НИУ "БелГУ", код проекта 315 "Методология и инструментарий интенсификации интеграционного взаимодействия субъектов инновационной составляющей экономики".

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государство делает деньги дороже// Сравни. ru URL: http://www.sravni.ru/novost/2010

/4/ 8gosudarstvo-delaet-dengi-doroj е/.

2. Литау Е.Я. Малые и средние предприятия: критерии разграничения // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №34. С.55-54.

3. Любушин Н.П., Ионова Е.С. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях // Экономический анализ: теория и практи-ка.2013.№32. С.2-13.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Феде-

ральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ.

5. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Рос-стат. - M., 2013.

6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства министерства экономического развития РФ. URL: http://smb.gov.ru

7. Чапек ВН., Атаев М.К., Елоев ЮТ. Экономика малого предпринимательства: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009.186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.