Научная статья на тему 'Особенности трансфертного ценообразования в корпоративных структурах'

Особенности трансфертного ценообразования в корпоративных структурах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ясенев Василий Викторович

Многие менеджеры, пытаясь оптимизировать налогооблагаемую базу, забывают об остальных особенностях трансфертных цен. В статье рассмотрены особенности регулирования цен между взаимозависимыми лицами. На основе анализа федерального закона и понятий других авторов, предложено собственное понятие трансфертной цены. В статье отмечено, что одной из наиболее перспективных возможностей повышения конкурентоспособности предприятия является управление трансфертным ценообразованием. Рассмотрено понятие консолидированной группы налогоплательщиков и определены особенности такого вида объединений. В статье рассмотрены типы и формы налоговой консолидации в разных странах Европы. Выделены плюсы налоговой консолидации для государственного бюджета и интегрированных корпоративных структур в условиях федеративного государства (то есть применительно к Российской Федерации). Также в статье отмечена важность диалога между интегрированными корпоративными структурами и государством в сфере налогообложения, учитывая особенности трансфертного ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSFER PRICING IN CORPORATE STRUCTURES

Many managers try to optimize the tax base, forget about the other features of transfer pricing. The article describes the features of the regulation of prices between interdependent persons. Based on the analysis of the federal law and concepts of other authors proposed own concept transfer price. In the article noted that one of the most promising opportunities to enhance the company''s competitiveness is to manage transfer pricing. Analized the concept of a consolidated group of taxpayers and identified features of this kind of association. The article describes the types and forms of fiscal consolidation across Europe. Highlighted pluses of tax consolidation for the state budget and integrated corporate structures in a federal state (i.e. in relation to the Russian Federation). In the article also noted the importance of dialogue between the integrated corporate structures and the state in the field of taxation, given the characteristics of transfer pricing.

Текст научной работы на тему «Особенности трансфертного ценообразования в корпоративных структурах»

Вестник Университета № 14, 2014_

8. Шаламова Н.Г., Шевырёв А.В., Федотова М.А. Нелинейный стратегический менеджмент как ключевой инструмент управления в сильно неравновесных социально-экономических средах, http://www.ewrikasmc.ru

9. Шнейдер А., Кацман Я., Топчишвили Г. Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге. - М.: АСТ, 2002. - 240 с.

УДК 378

В.В. Ясенев ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В

КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ

Аннотация: многие менеджеры, пытаясь оптимизировать налогооблагаемую базу, забывают об остальных особенностях трансфертных цен. В статье рассмотрены особенности регулирования цен между взаимозависимыми лицами. На основе анализа федерального закона и понятий других авторов, предложено собственное понятие трансфертной цены. В статье отмечено, что одной из наиболее перспективных возможностей повышения конкурентоспособности предприятия является управление трансфертным ценообразованием. Рассмотрено понятие консолидированной группы налогоплательщиков и определены особенности такого вида объединений. В статье рассмотрены типы и формы налоговой консолидации в разных странах Европы. Выделены плюсы налоговой консолидации для государственного бюджета и интегрированных корпоративных структур в условиях федеративного государства (то есть применительно к Российской Федерации). Также в статье отмечена важность диалога между интегрированными корпоративными структурами и государством в сфере налогообложения, учитывая особенности трансфертного ценообразования.

Ключевые слова: корпоративная структура, трансфертное ценообразование, взаимозависимые лица. Vasily Yasenev FEATURES OF TRANSFER PRICING IN CORPORATE

STRUCTURES

Abstract: many managers try to optimize the tax base, forget about the other features of transfer pricing. The article describes the features of the regulation of prices between interdependent persons. Based on the analysis of the federal law and concepts of other authors proposed own concept transfer price. In the article noted that one of the most promising opportunities to enhance the company's competitiveness is to manage transfer pricing. Analized the concept of a consolidated group of taxpayers and identified features of this kind of association. The article describes the types and forms offiscal consolidation across Europe. Highlighted pluses of tax consolidation for the state budget and integrated corporate structures in a federal state (i.e. in relation to the Russian Federation). In the article also noted the importance of dialogue between the integrated corporate structures and the state in the field of taxation, given the characteristics of transfer pricing.

Keywords: corporate structure, transfer pricing, interdependent persons.

Основываясь на федеральном законе № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для

© Ясенев В.В., 2014

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции

целей налогообложения" можно определить следующие особенности трансфертного ценообразования в корпоративных структурах:

- Лица, совершающие экономическую деятельность и влияющие на финансовые результаты в целях налогообложения признаются взаимозависимыми, независимо от того осуществляется принятие решений одним лицом самостоятельно или группой взаимозависимых лиц.

- Взаимозависимыми могут быть признаны лица независимо от юридического статуса (юридическое или физическое), если только результаты финансовой деятельности не обусловлены преимущественным положением на рынке или если Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют прямое и (или) косвенное влияние на организации.

- Лица могут быть признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми, несмотря на общие положения, или быть признаны таковыми по решению суда, обладая явными признаками взаимозависимости.

- Взаимозависимость лиц определяется методами, используемыми при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках.

- Взаимозависимость также определяется контролем сделок и ценообразования налоговыми органами.

В условиях глобализации экономики, конкурентоспособность различных организаций зависит от множества факторов [9]. Одной из наиболее перспективных возможностей повышения конкурентоспособности является управление трансфертным ценообразованием. Проанализируем подходы к понятию трансфертной цены с целью выведения собственного понятия:

1. Трансфертная цена - цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах.

2. Трансфертная цена - оптовая цена, обслуживающая оборот товаров и услуг внутри данного предприятия или фирмы; по этой цене осуществляются расчеты за сырье, материалы, полуфабрикаты и услуги.

3. Трансфертная цена - цена, взимаемая одним отделом комплексной организации сделок между отделами этой организации; также называется трансфертными расходами (transfer costs). Трансфертная цена возникает, когда каждое подразделение управляется центром, несущим ответственность за получение доходов (profit center), т.е. за доход на инвестированный капитал (return on invested capital), и должно, следовательно, так строить отношения с другими подразделениями той же организации на условно-рыночной основе. (Финансово-инвестиционный толковый словарь. 2002.)

4. Трансфертная цена - внутренняя цена, на основе которой осуществляются расчеты за факторы производства и продукты между отдельными подразделениями интегрированной по вертикали компании. Трансфертная цена может базироваться на текущих рыночных ценах (коммерческое ценообразование (arm's-length pricing)) или регулироваться внутрифирменным соглашением. С одной стороны, такой способ ценообразования предоставляет компании свободу действий при определении цены на свою продукцию. С другой стороны, он опасен тем, что компания может манипулировать ценами в борьбе с конкурентами. Транснациональные компании могут использовать трансфертные цены таким образом, чтобы большая часть прибыли компании приходилась на отделение, расположенное в стране с низкими налогами. (Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика. — М.: Флинта, Нау^. О.В. Сиполс. 2010.).

5. Трансфертная цена — термин налогового законодательства ряда государств и международного налогового планирования, означающий цену, используемую в сделках между взаимозависимыми лицами или при поставках товаров, услуг или интеллектуальной собственности между подразделениями (филиалами) какой-либо компании (предприятия, организации). Применение трансфертных цен в целях минимизации налоговых обязательств получило название трансфертного ценообразования. Налоговые власти вправе производить перерасчет сумм налогов или применять условные методы исчисления налога при установлении

197

Вестник Университета № 14, 2014_

факта существенного отклонения таких цен от уровня рыночных цен, в соответствии с установленными в законодательстве мерами против ухода от налогов и при соблюдении соответствующих процедур [13].

6. Трансфертная цена - внутренняя цена корпорации, по которой одно подразделение передает другому продукцию и услуги [12].

7. Трансфертная цена - разновидность оптовой цены предприятия. Применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы. Трансфертная цена получает все большее распространение при расчетах за поставку товаров и услуг в рамках международных фирм, компаний и транснациональных корпораций (в т.ч. между их филиалами и подразделениями, расположенными в разных странах), холдингов. Трансфертная цена назначаются головной компанией на узлы, детали, комплектующие изделия, полуфабрикаты или готовые технически сложные изделия, поставляемые филиалам, дочерним компаниям либо получаемые от них. Эти цены обычно не подлежат разглашению. Кроме того, трансфертные цены используются для управленческих платежей и финансовых операций, напр. при определении процента по внутрифирменным займам, а также часто применяются для манипулирования прибылью и перевода ее в страну с более мягким налоговым законодательством.

8. Трансфертная цена - цена на детали, комплектующие изделия или готовую продукцию, поставляемую или получаемую головной компанией от своих филиалов, дочерних компаний. (Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.)

9. Трансфертное ценообразование (англ. Funds Transfer Pricing, FTP) — реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов.

10. Трансфертная цена — цена, устанавливаемая при сделках между аффилированными структурами (например, в рамках ТНК) с целью оптимизации финансовых потоков.

На основе проанализированных особенностей федерального закона и подходов некоторых источников к определению трансфертного ценообразования и взаимозависимых лиц выводим собственное понятие трансфертной цены:

Трансфертная цена - цена, определенная внутри группы компаний (холдинга, ТНК и других), в сделках между взаимозависимыми лицами, и подлежащая налоговому контролю в случае, если данная цена отлична от аналогичной в сделке, совершенной лицами, не признанными взаимозависимыми.

Рассмотрим понятие консолидированной группы налогоплательщиков и определим особенности такого вида объединений. Для обеспечения экономически обоснованного режима налогообложения операций, совершаемых в рамках некоторых групп компаний, в мировой практике налогообложения сформировался своеобразный режим налогообложения таких групп - режим консолидированного налогообложения.

Одной из первых стран, установивших такой режим налогообложения для компаний, стала Германия, где определенные правила налогообложения группы компаний «Organchaft» были установлены с 1920 г.

Сейчас режим консолидированного налогообложения введен более чем в половине стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (включая Данию, Италию и другие). В общем виде режим консолидированного налогообложения состоит в том, что налоговые обязательства группы компаний устанавливаются с учетом экономического результата или налоговых обязательств других участников и всей группы компаний в общем. На основе зарубежного опыта можно заключить, что на сегодня сформировалось два типа консолидированного налогообложения.

Первый основан на концепции консолидированного налогоплательщика (fiscal unity), при котором все члены группы рассматриваются для целей налогообложения как отдельные подразделения единого налогоплательщика, исчисление налогов происходит на основе консолидированного учета, а составление налоговой декларации и уплата налога производится

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции

головной компанией группы. Этот тип налоговой консолидации применяется в Австрии, Австралии, Дании, Испании, США, Франции, Японии, Мексике.

Тем временем в других странах действующие правила налогообложения групп компаний следующие: при формальном отсутствии концепции единого налогоплательщика, фактически обеспечивают консолидацию налоговых обязательств группы компаний. Режим консолидированного налогообложения второго типа имеет место быть в самых разных формах, например:

1) Консолидация налоговых обязательств путем передачи финансового результата (прибыли или убытка) до налогообложения от дочерних компаний группы к головной (материнской) компании, и затем - исчисление общего налогового обязательства группы. Данный режим действует в Германии (правила Organschaft), Италии, Швеции, Дании.

2) Зачет убытков одного члена группы в счет прибыли другого. При этой системе консолидируются финансовые результаты группы компаний, но консолидация ограничена правилами о перенесении убытков от одной организации к другой. Данная форма консолидации используется в Норвегии, Республике Кипр, Великобритании, Мальте.

3) Консолидация налоговых обязательств на уровне головной компании. В данном случае объединению подлежат налоговые обязательства, исчисленные каждой компанией отдельно и затем агрегированные на уровне головной компании. Эта система действует в Португалии и Люксембурге.

4) Режим налоговой прозрачности (Tax transparency).Данная специфическая форма консолидации широкого распространения не имеет. Применяется в Италии наряду с другими режимами консолидированного налогообложения. Однако, данный вид режима консолидированного налогообложения вызывает значительный интерес с точки зрения исследования практики налогообложения за рубежом. Режим консолидированного налогообложения, таким образом, представляет специфический режим налогообложения групп взаимозависимых компаний. Вместе с тем он является эффективным инструментом налогового контроля за деятельностью этих организаций и несет в себе ряд преимуществ не только для групп налогоплательщиков, но и для государства, в котором группа компаний ведет финансовую деятельность [11].Для налогоплательщиков консолидация повышает эффективность за счет сокращения транзакционных издержек и упрощает ведение предпринимательской деятельности. Плюсы налоговой консолидации для государственного бюджета состоят в следующем.

Консолидация налоговых обязательств интегрированных корпоративных структур влияет на процесс унификации налоговой системы, а также упрощению налогового контроля за взаимосвязанными группами компаний за счет создания условий ведения предпринимательской деятельности, при которых очень сложные консолидированные структуры перестают быть необходимыми. Помимо этого, исчезает необходимость осуществления дорогостоящего, сложного, и, зачастую, неэффективного контроля за применением трансфертных цен между взаимозависимыми лицами. Все это существенно упрощает осуществление налогового контроля за деятельностью группы компаний (при условии наличия организационной базы для осуществления специализированного контроля).Еще один плюс заключается в том, что в условиях федеративного государства (то есть применительно к Российской Федерации) консолидированное налогообложение может быть инструментом разрешения проблем распределения налоговых поступлений между региональными бюджетами и минимизации эффекта налоговой конкуренции регионов за счет льготных ставок по налогу на прибыль.

Можно отметить, что данный режим стимулирует развитие интегрированных корпоративных структур, что в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности взаимосвязанных производителей как на международном рынке, так и на внутреннем и, как следствие - росту общего объема налоговых поступлений в государственный бюджет [6].В заключение особо отметим, что налоговое регулирование влияет не только на привлечение иностранного капитала, но и на сохранение отечественного капитала внутри страны. Поэтому текущим интегрированным структурам и государству необходимо вести прямой диалог по всем вопросам налогообложения, учитывая множество вышеописанных особенностей трансфертного ценообразования.

Вестник Университета № 14, 2014_

Библиографический список

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

2. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. Учебное пособие / Г.Л. Азоев. - М.: ГАУ, 1995. - 75 с.

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 142 с.

4. Азоев Г.Л.. Конкурентные преимущества фирмы/ Г.Л. Азоев, А. П. Челенков. - М.: НОВОСТИ, 2000. - 256 с.

5. Грязнова А.Г. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. - 2002.)

6. Короткин Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление / Ю.Г. Короткин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 2. - С. 17-21.

7. Иконникова О.А. Материалы Международного Научно-практического симпозиума по актуальным проблемам налоговой политики. - 2008.

8. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева// Маркетинг в России и за рубежом. -2001. - № 6. - С. 19-24.

9. Липсиц И.В. Управление ценообразованием в фирме: мировой опыт и Российская практика.

10. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова // Маркетинг. - 1996. - № 3. - С. 33 - 39.

11. Панфилова Е.Е. Конкурентоспособность промышленной организации в условиях глобализации экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления) -М.: ГУУ № 11 2012 год, 265 с., раздел III «Повышение конкурентоспособности промышленных организаций» с. 204-210.

12. Панфилова Е.Е. Некоторые вопросы оценки эффективности производственных процессов в интегрированных организациях // Научный журнал «European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук)», сент. № 8(35),том 2, 2013, с.447-454, МИИ Наука, Москва.-578 с., раздел «Социально-экономический меридиан» / Social power.

13. Энас В.В. Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник. — М.: - 2006.

14. Юристъ А. В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. -2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.