ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ «МЕРТВОГО ДОМА» В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА И ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
И.С. Абрамовская, канд. филол. наук, доцент К.М. Егорова, студент
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (Россия, г. Великий Новгород)
Аннотация. В статье выясняется типология изображения ссыльнокаторжных в поэме Н.А. Некрасова «Несчастные» и повести Ф.М. Достоевского «Записки из мертвого дома». Исследуются аналогии и концептуальные различия между двумя произведениями, важные для понимания концепции Достоевского, для которого «каторжная» тема была личным переживанием.
Ключевые слова: Достоевский, Некрасов, Записки из мертвого дома, Несчастные, каторга.
В исследованиях «Записок из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского, возникших под впечатлением пережитых лет каторги в Омске, никак не отражается перекличка с поэмой Н.А. Некрасова «Несчастные», созданной отчасти в связи с судьбой Федора Михайловича, живо интересовавшей поэта в течение всей его жизни. Именно этому вопросу - каким образом внутренне связаны два названных текста, в чем писатели-современники совпадают, в чем расходятся в изображении судьбы ссыльнокаторжных, посвящается публикуемая статья.
Знакомство Некрасова и Достоевского состоялось в 1845 году [1, с. 497] в связи с чтением, а затем подготовкой к изданию в «Петербургском сборнике» первого романа Достоевского «Бедные люди». Однако дружеские отношения продлились недолго. Как отмечает в «Дневнике писателя» Достоевский, их «близость друг с другом продлилась не долее нескольких месяцев» [2, с. 408]. Способствовали разладу множество причин: суровая критика повести «Хозяйка» Белинским и его кружком; своеобразный характер Достоевского, как он сам отмечал, его «неограниченное самолюбие» и «честолюбие»; «недоразумения, внешние обстоятельства и добрые люди» [2, с. 408]. Основной конфликт разыгрался все-таки вокруг журнала. В письме брату от 26 ноября 1846 Ф.М. Достоевский сообщает: «Я имел неприятность окончательно поссориться с «Современником» в лице Некрасова. Он, досадуя на то, что я все-таки отдаю повести Краевскому <.. .> наделал мне много грубостей» [1, с. 66]. Постепенно холод в отношениях начал отходить на второй план и переписка приобрета-
ла сдержанный характер. Общение Некрасова со ссыльным Достоевским велось через М.М. Достоевского, брата писателя. Одной из первых книг, которую Федор Михайлович взял в руки после выхода из острога, ограничивавшего право на чтение, был сборник стихов Некрасова. В письме А.Г. Достоевской от 6 февраля 1875 года Ф.М. Достоевский указывает на то, что Некрасов принял его «чрезвычайно дружески и радушно» [1, с. 507], когда писатель пришел к нему по поводу сдачи цензору первого номера «Отечественных записок», содержащих первые пять глав «Подростка». Уже после смерти поэта Достоевский осознает, как много места Некрасов как поэт занимал в его жизни. Запись об этом также имеется в «Дневнике писателя».
Общеизвестный факт, что «Записки из Мертвого дома» были задуманы Ф.М. Достоевским после его заключения в Омском остроге, а первая публикация романа полностью была осуществлена в 1861-1862 гг. (журнал «Время»). Некрасов же издает поэму «Несчастные» в 1856 году. Это было первое произведение о политических ссыльных на каторге. Достоевский говорил, что приблизительно в 1863 году, когда он встретился с Некрасовым, тот, отдавая ему том своих стихов, указал на «Несчастных» и сказал: «Я тут об Вас думал, когда писал это» [3, с. 541].
Замысел поэмы «Нечастные» относится к 1855 году и связан с размышлениями автора над судьбами ссыльнокаторжных [3, с. 540]. Центральная тема произведения - судьба интеллигента на каторге. В поэме это образ лирического героя-повествователя и Крота, прототипом которого некоторые исследова-
тели считают В.Г. Белинского (К. Чуковский «Белинский в поэме "Несчастные"; П.Ф. Якубович в статье «Критико-биографический очерк Л. Меньшина» и тд.) [3, с. 540]. Но Крот - это обобщенный образ, который целиком не соотносится ни с кем. Его общение с заключенными облагородило их, дало новое понимание жизни. Существует мнение, что на замысел поэмы повлияла и ссылка Ф.М. Достоевского, который напомнил о себе после долгого молчания как раз в это время. Скорее всего, Некрасов знал в изложении или читал сам письмо писателя к брату Михаилу от 22 февраля 1854 года, где он сообщает подробности отправки по этапу [4, с. 404]. Видимо, отсюда у Некрасова появляется образ интеллигента, увозимого, как и Достоевский, ранним утром из Петербурга.
Оба произведения, безусловно, в некотором роде автобиографичны. Но биографический материал соотнесен с совершенно различными обстоятельствами: для Достоевского пребывание на каторге стало источником текста, а Некрасов ввел факты своей биографии, точнее, «переживание» по поводу воспоминаний о детских и юношеских годах, проведенных с семьей, в воспоминания героя своей поэмы. Некрасов с самого детства находился в очень сложных условиях: его отец, зажиточный помещик, обладал деспотичным характером и угнетал не только крепостных, но и свою семью. Ф.М. Достоевский позднее писал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь» [1, с. 407]. Примечательно, что уважение и своеобразная любовь к поэту, несмотря на все перипетии, сохранились в сознании Достоевского навсегда: он выступил с речью на могиле Некрасова [5, с. 459], в которой выразил его значимость для литературы, ставя его в один ряд с Лермонтовым и Пушкиным. В начале поэмы Некрасов приводит следующие строчки «Где мать? Где сестры? Где жених?/ Где няня с песенкой и сказкой?/ Никто не сжалится над ней,/И только докучает лаской /Противный, старый чародей. / Но нет!.. она любить не станет,/ Скорей умрет... Уходит он/ И в гневе подданных тиранит» [3, с. 267]. Эта ситуация соотносится с жизнью матери Некрасова, Елены Закревской, которая вышла за-
муж без согласия своих родителей, но была глубоко несчастна в браке. Детство поэта характеризуется строчкой «Кругом проклятья, вопли, стон...» [3, с. 268]. Отсылку к собственной жизни писатель делает в ремарке: «И бледный мальчик, у стены / Прижавшись, слушает прилежно/И смотрит жадно (узнаю/ привычку детскую мою)...» [3, с. 268]. Как итог своих детских лет Некрасов выводит: «Нет, мой восход не лучезарен - / Ничем я в детстве не пленен/ И никому не благодарен» [3, с. 269]. Известный факт биографии поэта - его «бегство» из родительского дома в Петербург - имеет место и в поэме: «К столице юношу манит <...> И вот он в ней!» [3, с. 269] На этом сходство главного героя поэмы «Несчастные» и ее автора исчерпывается.
К вопросу об автобиографичности «Записок из Мертвого дома»: с 1847 г. Ф.М. Достоевский начал посещать собрания тайного общества М.В. Петрашевского, на одном из этих собраний Достоевский прочитал письмо Белинского к Гоголю [6, с. 8], признанное «опасным» из-за дерзких выражений против власти и православной церкви. Этот факт и послужил главным основанием для ареста писателя. 23 апреля, когда Достоевский вернулся домой от Н.П. Григорьева, его и многих петрашевцев во главе с самим Петрашев-ским арестовали по доносу графа Орлова Николаю I [7, с. 282]. Были взяты под арест и братья писателя А.М. Достоевский и М.М. Достоевский, которые были вскоре отпущены. 8 месяцев длилось заключение Ф.М. Достоевского. В это время, стараясь не пасть духом, он задумал три повести и два романа. Всё же ожидаемого освобождения не случилось, петрашевцев приговорили к смертной казни «через расстреляние», которая должна была состояться 22 декабря 1849 г. [6, с. 8 ]. Весь обряд подготовки к казни был совершен до мельчайших деталей, арестанты были уверены в неотвратимой гибели. В последний момент расстрел был отменен по «милости царя». В этот же день Достоевский писал своему брату Михаилу: «Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моем, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый!..» [1, с. 81] Этот эпизод из жизни писателя косвенно соотносится со всем его последующим творчеством (Князь
Мышкин и Ипполит в «Идиоте», Раскольников в «Преступлении и наказании» и др.). Окончательным вердиктом для Достоевского стали 4 года каторжных работ и впоследствии - служба в армии рядовым. Накануне Рождества Ф.М. Достоевский отправился на каторгу. Перед отправкой ему было разрешено свидание с братом, в ходе которого он, по воспоминаниям А. Милюкова, был спокоен и утешал Михаила. 23января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую каторжную тюрьму. Воспоминания об этих годах легли в основу романа «Записки из Мертвого дома». Хоть замысел этого произведения и появился уже на каторге, реальная работа над ним началась в 1860 году. Первые четыре главы были опубликованы в газете «Русский мир» [6, с. 80].
Находясь в остроге, Достоевский записывал особенности речи каторжников: меткие словечки, народные выражения, пословицы, поговорки. О том, что каторга послужит стимулом для создания характеров многих персонажей в последующих произведениях, писатель излагает в том же письме к брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров!.. сколько историй бродяг и разбойников <...> На целые томы достанет» [1, с. 92 ]. Достоевский предполагал написать «Записки из мертвого дома» на шести-семи печатных листах. Писал о том, что в них личность его исчезнет, это будут записки неизвестного, но за интерес он ручается [6, с. 80].
Всего в этот период в Омском остроге находилось 162 человека. В «Записках.» указано, что каторжников было «человек двести пятьдесят» [8, с. 258]. Политических преступников было 6 человек: Богуславский Иосиф (в «записках» Достоевский обозначает его как «Б-кого»); Дуров Сергей Федорович; Корчиньски Людвиг (К-чинский); Токаржев-ский Шимон; Мусялович Иван; сам Ф.М. Достоевский.
Писатель во время заключения учил черкеса, которого прислали на каторгу за разбой, русскому языку. «Какою же благодарностью он окружил меня!» [1, с. 92] - отмечал впоследствии он. Повествователь «Записок» Горянчиков учил Алая читать по Евангелию. Когда Достоевский покидал каторгу, один каторжанин расплакался, расставаясь с ним. В тексте романа - это образ Сушилова.
Существует также сходство в подробностях быта каторжников. Достоевский пишет: «Я пил чай и ел иногда кусок говядины, и это меня спасало» [1, с. 90]. Подобным образом питался и Горянчиков. Чай, который он пил, служил поводом для придирок и ссор, был своеобразным индикатором «богатства», ведь его не все могли себе позволить. Опять же прослеживается пренебрежение и злость к дворянам со стороны каторжан. «Это не за чай, - отвечал поляк. - Они злятся на вас за то, что вы дворянин и на них не похожи» [9, с. 54]. В «Записках...» Горянчикову готовил говядину Осип, один из четырех назначенных поваров.
В уже упомянутом письме к брату от 30 января - 22 февраля 1854 г. имеется образ плац-майора Кривцова. «Каналья каких мало, мелкий варвар, сутяга, пьяница... делал ужаснейшие несправедливости» [1, с.88]. Очевидна аналогия с плац-майором из романа Достоевского в эпизоде о несправедливом наказании некоего Ж-кого. Даже комендант, узнав об этом, «очень вознегодовал на майора и внушил ему, чтоб на будущее время изволил держать руки покороче» [9, с. 380]. О пристрастии плац-майора к алкоголю говорит заключительная часть восьмой главы, где, изрядно выпивший, он позвал к себе Ж-кого и признался в том, что раскаивается. Старик тогда подумал о том, что «было же и в этом пьяном человеке человеческое чувство» [9, с. 388]. В письме плац-майор попал под суд. Аналогичная ситуация описана в романе.
Достоевский первый раз надел кандалы в Рождество. В тексте Некрасова главный герой попал на каторгу зимой, «Безлюдье, степь. Кругом всё бело.../ Когда преступная нога,/ звуча цепями, попирала/ недружелюбные снега» [3, с. 277]. Горянчиков тоже «поступил в острог зимою, в декабре месяце» [9, с. 18]. Схоже и преступление, по которому главные герои «Несчастных» и «Записок.. » попали на каторгу: из ревности убили своих жён. Возможно, именно поэма Некрасова подсказала Достоевскому выбор героя, что позволило осуществить задуманное - отстраниться от собственной личности, описать пережитое с точки зрения уголовного преступника, а не политического заключенного, каким был сам Достоевский.
Одна из главных тем, касающихся положения интеллигентов на каторге, - отношение каторжного народа к ним. В цитируемом письме подчеркивается: «Это народ грубый, раздраженный, озлобленный. Ненависть к дворянам превосходит у них все пределы, и поэтому нас, дворян, встретили они враждебно и с злобною радостию о нашем горе» [1, с. 89]. В «Записках...» говорится о том, что каторжане негативно настроены по отношению к ним, несмотря на то, что все в остроге равны и лишены своих прежних полномочий. Ни о каком товариществе не могло даже идти речи. Во второй главе, «Первые впечатления», Горянчиков говорит: «Они с любовью смотрели на наши страдания...» [9, с. 43] У Некрасова к Кроту в остроге относились так же: «и было нам сначала любо смотреть, как губы он кусал, когда с ним обходились грубо» [3, с. 278]. «Нам» -уголовным преступникам, а «он» - попал на каторгу за «баловство». Здесь очевидная отсылка к Ф.М. Достоевскому, который тоже «баловался», почитывая «опасных» авторов. Подсознательное стремление унизить интеллигента - общая черта заключенных Омского острога, каторжных в поэме Некрасова и повести Достоевского.
То, что Достоевский был знаком с текстом произведения Некрасова, можно проследить в его аллюзиях к поэме: писатель называет ссыльнокаторжных - «несчастными». Причем это слово принципиально берется в кавычки, как будто писатель подчеркивает, что это «чужое слово», не указывая источник. Например: «Высший класс нашего общества не имеет понятия, как заботятся о «несчастных» купцы.» [9, с. 31].
Важно отметить концептуальные отличия повести Ф.М. Достоевского и поэмы Н.А. Некрасова. В повести дается развернутая характеристика пространства «особенного уголка», «мертвого дома»: «Острог наш стоял на краю крепости, у самого крепостного вала ... большой двор, шагов в двести длины и шагов в полтораста ширины, весь обнесенный кругом, в виде неправильного шестиугольника, высоким тыном, то есть забором из высоких столбов (паль), врытых стойком глубоко в землю, крепко прислоненных друг к другу ребрами, скрепленных поперечными планками и сверху заостренных: вот наружная ограда. В одной из сторон ограды
вделаны крепкие ворота, всегда запертые.» [9, с. 14] Выход из острога охранялся часовыми. Мотив несвободы и заключения подчеркивается контрастом мира «здесь» и «там», «по сю сторону ограды» и по «ту» сторону: «За этим воротами был светлый, вольный мир, жили люди, как и все. Но по сю сторону ограды о том мире представляли себе как о какой-то несбыточной сказке» [9, с. 14]. Острог у Достоевского - несомненно, мертвое пространство. Оно угнетает, ограничивает, мучит каторжников. Наказания, которые терпят люди там - невероятно тяжелые: и телесные, и моральные. Они несправедливы, и Достоевский постоянно подчеркивает это, говоря, что они вредно влияют на душу преступника, заставляя его своей единообразной жестокостью даже сомневаться в собственной вине [10, с. 85]. Тема меры наказания за преступления становится одной из самых животрепещущих в творчестве Достоевского. Совершенно другой взгляд у Некрасова: для его героя каторга - долгожданная. Его настолько мучит сознание собственной вины, что наказание для него - спасение. «Скорее в душную тюрьму!/ Оттуда сердцу моему/ Единый в жизни луч отрады/ Мерцает.» [3, с. 277]. Пространство в «Несчастных» дано не столь развернуто, что объясняется главным образом «знакомством» автора с каторгой не на собственном опыте, как в случае с Ф.М. Достоевским.
Отношение каторжников к труду - отдельное основание для сравнения поэмы и романа. У Некрасова его можно проследить в песнях преступников. Для них их работа -то, что пойдет на благо всей стране. Несколько переоценивая ее значимость, каторжники работают добросовестно и из последних сил: «Трудись, покамест служат руки,/ Не сетуй, не ленись, не трусь,/ Спасибо скажут наши внуки,/Когда разбогатеет Русь» [3, с. 284]. Достоевский дает описание иное: «тягость и каторжность этой работы не столько в трудности и беспрерывности ее, сколько в том, что она - принужденная, обязательная, из-под палки» [9, с. 34]. И хотя в работе есть цель и смысл - арестанты делают кирпичи, таскают и копают землю, что-то строят, что-то штукатурят, их отношение к труду безынициативное, хотя некоторые каторжане и стремились выполнить поручение качественнее, но это были сиюминутные по-
рывы, направленные исключительно на себя, в отличие от «высоких» целей каторжников поэмы Некрасова.
В «Несчастных» развернуто дана жизнь главного героя до каторги, подробно расписаны мотивы преступления и оно само. О Го-рянчикове мы не знаем ничего, кроме причины, по которой он оказался в остроге. Можно догадываться по косвенным намекам о его чувствах. Вероятно, он раскаивался. Такой вывод позволяет сделать его общение с дочкой хозяйки квартиры, на которой жил герой после выхода из острога, Катенькой: поскольку, узнав ее имя, он стал любить ее сильнее, а в Катеринин день ходил служить по ком-то панихиду. Может, этим кем-то и была его жена. Выход из каторги в «Записках.» хоть и рассматривается как воскресение из «мертвых», но для главного героя не является таковым. Александр Петрович после освобождения «осел» в небольшом городке К., он сторонился людей, был дружен
тихо и незаметно, и так же умер, ни разу не позвав к себе лекаря. В поэме Некрасова выход из каторги был символом освобождения, обновления, готовности к будущей жизни. Арестанты, не сговариваясь, пошли к могиле Крота. Каждый из них был благодарен этому человеку, изменившему их понимание мира, говорили о нем, что «он умилил, обезоружил,/ он нам ту бездну обнаружил,/ Куда стремглав летели мы!» [3, с. 279] Постояли, помолчали, разошлись, «и жизнь пошла чредой обычной» [3, с. 289], чего не скажешь о судьбе Горянчикова.
Проблема диалога между писателями-современниками, о которой, собственно, идет речь в настоящей статье, весьма продуктивна. Сопоставление разных текстов на одну тему позволяет «выйти» на уровень понимания мировоззренческих установок Некрасова и Достоевского, духовно близких друг другу, но разошедшихся из-за различия в социально-политических предпочтениях.
только со своей маленькой ученицей. Жил
Библиографический список
1. Достоевский Ф.М.. Полное собрание сочинений в 15 томах. Том 15. Письма 1834-1881. СПб., 1996.
2. Дневник писателя / Федор Достоевский. СПб. 2016.
3. Некрасов Н.А.. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. Том 4. Поэмы 1855-1877. Л., 1982.
4. Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Стихотворения и поэмы 1843-1860. М., 1967.
5. Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах. Том 8. Письма. Материалы для биографии 1840-1877. М.,1967.
6. Достоевский. Энциклопедия / [Сост. Н. Н. Наседкин]. М., 2008.
7. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. и послесл. В.М. Толмачева. М., 1995.
8. Достоевский и мировая культура / Альманах. №14. М., 2001.
9. Достоевский, Федор. Записки из Мертвого дома. СПб., 2016.
10. Достоевский и мировая культура / Альманах. №12. М., 1999.
- 0UMOMoeua -
ASPECTS OF THE TREATMENT OF «DEAD HOUSE» IN THE POEM WRITTEN BY
NEKRASOV AND DOSTOEVSKY'S NOVEL
I.S. Abramovskaya, candidate of philological sciences, associate professor K.M. Egorova, student
Novgorod state university named after Yaroslav the Wise (Russia, Veliky Novgorod)
Abstract. The article presents the typology of images of exiled convicts in «The Unhappy Ones» poem written by Nekrasov and in Dostoevsky's novel «The House of the Dead» and studies analogies and conceptual differences between the two works, the concepts of Dostoevsky which are important for understanding. The theme of «hard labor» was a personal experience for Dostoevsky. Keywords: Dostoevsky, Nekrasov, The House of the Dead, The Unhappy Ones, hard labor.