Научная статья на тему 'Особенности топографического расположения ирменских могильников юга Западной Сибири'

Особенности топографического расположения ирменских могильников юга Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности топографического расположения ирменских могильников юга Западной Сибири»

Всего обнаружено 67 фрагментов керамики. Фрагменты сосуда с налепом по венчику орнаментированным отпечатками гребенчатого штампа и рядом жемчужин и угловых вдавлений под налепом - 17 экз. и 10 фрагментов днища и придонной части, являются по-видимому обломками одного сосуда (рис. 3 - 1). Два фрагмента керамики являются обломками венчика сосуда орнаментированного рядом жемчужин и двумя рядами угловых вдавлений (рис. 3 - 2). Также встречен крупный фрагмент стенки сосуда без орнамента. Один фрагмент венчика сосуда без орнамента и 36 экз. мелких фрагментов стенок сосудов без орнамента. Все фрагменты керамики имеют схожий состав формовочной массы, плотное тесто без видимых включений и добавок. Обжиг равномерный. Керамика равномерного кирпичного цвета.

Можно констатировать, что выявлен объект археологического наследия - «поселение Бирюзовая Катунь-11». Обнаруженная керамика имеет широкий круг аналогов в материалах поселенческих и погребальных комплексов скифского времени (V-III вв. до н.э.), Степного, Лесостепного и Горного Алтая. Хронология памятника не вызывает сомнения. Вопрос о культурной принадлежности памятника должен решаться после проведения дополнительных исследований.

Таким образом, осенью 2010 г. в результате археологического обследования на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» было выявлено два поселения «Бирюзовая Катунь-10» и «Бирюзовая Катунь-11». Вновь выявленные объекты археологического наследия находятся в непосредственной близости от земельных участков ООО «Алтай-Известь плюс», на которых планируется строительство гостиничного комплекса.

Библиографический список

Семибратов В.П., Кирюшин К.Ю., Матрёнин С.С. Бирюзовая Катунь-7 -новый памятник раннего железного века в Алтайском районе // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая: материалы региональной научно-практической конференции. Барнаул, 2009. Вып. XVII. С. 323-328.

Семибратов В.П., Кирюшин К.Ю., Демин М.А., Ситников С.М. Исследование поселения Бирюзовая Катунь-7 в 2010 г. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2010. Т. XVI. С. 294-296.

С.А. ковалевский

Кузбасский государственный технический университет, Кемерово

особенности топографического расположения ирменских могильников юга западной сибири

К настоящему времени могильники ирменской культурно-исторической общности исследованы на территории лесостепной зоны юга Западной Сибири. Наиболее полно они изучены в западной части Кузнец-

кой котловины и в Барнаульско-Бийском Приобье. В меньшей степени ирменские могильники исследованы на территориях Новосибирского и Томского Приобья, Барабинской лесостепи и лесостепного Прииртышья. Ирменские могильники представлены двумя типами - курганные и грунтовые. Курганные могильники являются основным типом и представлены на всех территориях распространения ирменской культурно-исторической общности. Грунтовые могильники известны, главным образом, на территории Барнаульско-Бийского Приобья. Есть и одно грунтовое ирменское погребение на территории Верхнего Прииртышья в г. Павлодар (Пересветов Г.Ю., 2000, с. 79-80). Вместе с тем, Я.В. Фролов ставит под сомнение грунтовый характер большинства некрополей Верхнего Приобья, предполагая, что насыпи над погребениями всё же существовали в древности (Фролов Я.В., 2001, с. 97).

Большая часть ирменских могильников (как и поселений) обнаружено в долине р. Обь и на её притоках первого и второго порядков, в числе которых достаточно полноводные реки Томь и Иртыш, сливающиеся с главной рекой в районе таёжного Среднего Приобья (Место впадения р. Томь в р. Обь является границей Верхнего и Среднего Приобья, а место впадения р. Иртыш в р. Обь - границей среднего и Нижнего Приобья.).

Однако учитывая систему расселения ирменского населения в лесостепной зоне юга Западной Сибири, связанную с ведением преимущественно пастушеского скотоводческого хозяйства, можно предположить, что «ирменцы» осваивая речные долины р. Оби и её притоков вряд ли проникали в таёжную зону Среднего Приобья, либо это проникновение не было значительным. Следовательно, долины таких крупных притоков р. Оби, как р. Томь и Иртыш (с притоками) были освоены ирменским населением в ходе пересечения междуречий, а не расселения по долине р. Оби. Значит «ирменцы» скорее всего не воспринимали реки Томь и, в особенности, Иртыш как притоки Оби, то есть как единую речную систему. Вероятно, для них это были различные, не связанные между собой речные системы. Это предположение позволяет нам говорить о трёх крупных речных системах, где расселилось ирменское население: это системы Верхней Оби, Томи и Иртыша.

Речная система Верхней Оби. «Ирменцы», как правило, сооружали могильники на возвышенности, неподалёку от водоёма (реки, озера), и зачастую рядом с местом впадения в этот водоём притока (Ближние Елбаны-Щ IX, Староалейка-П, Усть-Алеус-Щ Ордынское-1, Васьково-У Журавлёвой и др.). Большинство могильников располагалось в долине р. Оби. Так как Обь меняла своё течение некоторые из этих памятников в настоящее время находятся уже на некотором отдалении от Оби, на берегах проток-стариц.

Могильники возводились как на правом, так и на левом берегах р. Оби. Так на правобережье Оби расположены могильники Ближние Елбаны-^ (Грязнов М.П., 1956, с. 28-31), Ближние Елбаны-1Х (Абдул-

ганеев М.Т., Кирюшин Ю.Ф., Лузин С.Ю., Шамшин А.Б., 1996, с. 1120), Фирсово-XIV (Шамшин А.Б., 1993а, с. 120-123), МГК-1/5 (Кун-гуров А.Л., Папин Д.В., 2001, с. 56-68), Плотинная-I (Уманский А.П., 1972, с. 22-26), Плотинная-V (Бородаев В.Б., Рудометов П.Л., 1991, с. 30-35), Милованово-I (Сидоров Е.А., 1989, с. 35-41), Камень-I (Новиков А.В., 2001, с. 62-64), Дубровинский могильник (Матвеев А.В., Колесин А.Н., Соболев В.И., Зах В.А., 1977, с. 221).

На левобережье Оби находятся могильники Староалейка-П (Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., 1998, с. 105-110), Мельничихин Лог-I (Фролов Я.В., Папин Д.В., 1998, с. 102-105), Ильинка (Уманский А.П., Шамшин А.Б., 2006, с. 158-168), Телеутский Взвоз-I (Шамшин А.Б., 1993б, с. 19-20), Усть-Алеус-IV (Есин В.Я., 1972, с. 76), Ордынское-I (Матвеев А.В., 1993, с. 90-92), Чёрное Озеро-1в (Троицкая Т.Н., 1989, с. 47-54), Спирино-I (Петров А., 2001, с. 11-12), ЕК-П/5 (Матющенко В.И., 1974).

Могильники также известны и на притоках Оби первого порядка. Учитывая, что долина р. Обь простирается в верхнем течении преимущественно в меридиональном направлении, можно говорить о её южных, западных и восточных притоках.

Южные притоки. Как известно, ирменское население освоило долину р. Оби, начиная от её истоков - рек Бии и Катуни на юге и до долины р. Шегарки на севере. Соответственно наиболее южные ирмен-ские некрополи расположены на берегах Бии и Катуни. На р. Катунь находится могильник Суртайка-I (Членова Н.Л., 1970, с. 200), а на р. Бия могильник Солонцы-V (Абдулганеев М.Т., 2007, с. 266). Фактически к южным притокам Оби относится и р. Чарыш, в долине которого был исследован ещё один ирменский некрополь - Чесноково-I (Шуль-га П.И., Казаков А.А., Ведянин С.Д., Семибратов В.П., Ситников С.М., 1997, с. 124-128). Известны ирменские погребения и в долине одного из притоков р. Катунь второго порядка - р. Каменка, где располагается могильник Змеёвка (Грязнов М.П., 1956, с. 31). Обращает на себя внимание немногочисленность ирменских погребений в данном районе, что может свидетельствовать об эпизодическом его освоении, связанном, вероятно, с сезонными миграциями, постепенным переходом ирменско-го населения от стойлового к отгонному скотоводству.

Западные притоки. Известны ирменские могильники и на западных притоках Оби первого порядка, таких как реки Уень и Чаус. На р. Уень (в долине р. Обь) расположен могильник Красный Яр-1г, а на р. Чаус могильник Соколово-Колывань-1б (Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И., 1980, с. 55, 60; Молодин В.И., Бородовский А.П., Троицкая Т.Н., 1996, с. 67-68, 102). Были освоены ирменским населением и западные притоки второго порядка. Так на р. Порозиха (приток р. Ча-рыш) расположен могильник Лебяжье-I (Авраменко В.И., Кунгуро-ва Н.Ю., Пугачёв Д.А., 2002, с. 220). На р. Чик (приток р. Оёш) располо-

жены могильники Катково-Ш (раскопки В.А. Сумина, М.В. Титовой) и Крохалёвка-ХШ (Троицкая Т.Н., Софейков О.В., 1990, с. 63-72). На р. Мингер (приток р. Шегарка) расположен могильник Иштан (Матю-щенко В.И., 1984, с. 63-69).

Восточные притоки. Наиболее крупными восточными притоками первого порядка р. Оби в её верхнем течении являются реки Чумыш, Иня и Томь. На р. Чумыш известны немногочисленные ирменские погребения в таких разновременных могильниках как Новотроицкое-1 (Шульга П.И., Уманский А.П., Могильников В.А., 2009, с. 219, 236, 237, 239, 243), Кораблик-1 (Грушин С.П., Кокшенёв В.В., 2004, с. 35-48) и Кытманово (Уманский А.П., Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., 2007, с. 14; рис. 25, 26). Учитывая, что р. Чумыш берёт начало и преимущественно протекает по территории таёжного Присалаирья и Бийско-Чумышской возвышенности не благоприятных для ведения продуктивного скотоводческого хозяйства, а также единичность здесь ирменских погребений, можно высказать предположение, что ирменское населения Верхнего Приобья лишь эпизодически осваивало долину Чумыша.

Наиболее освоенным ирменским населением восточным притоком Оби является р. Иня. Вообще на современном этапе изучения такого явления древности как ирменская культурно-историческая общность, можно утверждать, что именно долина р. Иня являлась тем коридором, который связывал ирменское население Верхнего Приобья с одной стороны и Кузнецкой котловины, а также Верхнего и Среднего Притомья с другой, с последующим выходом в Мариинско-Ачинский лесостепной коридор. В пользу этого предположения свидетельствуют следующие факты: 1) преимущественно широтное расположение р. Иня, истоки которой находятся в восточной части Кузнецкой котловины, неподалёку от долины р. Томи; 2) равнинный характер реки, протекающий в лесостепной зоне и доступной почти на всём протяжении для хозяйственного освоения; 3) значительное количество ирменских памятников (преимущественно поселений, часть которых имеет долговременный характер), исследованных и разведанных в долине р. Иня.

Действительно, в долине р. Иня известно значительное количество ирменских поселений и немногочисленные некрополи. Это единичные погребения в могильнике Васьково^ (Бобров В.В., Чикишева Т. А., Михайлов Ю.И., 1993, с. 5) и достаточно крупный могильник Заречное-1 (Зах В.А., 1997, с. 8). Причинами этого могут быть: 1) недостаточная изученность погребально-поминальных памятников на данной территории; 2) распашка большинства курганных могильников в ХУШ-ХХ вв.; 3) наличие некого церемониального центра, предназначенного для совершения погребально-поминальных действий. Косвенно, наличие такого центра подтверждают раскопки значительного числа некрополей различных археологических культур близ оз. Танай.

Вообще следует сказать, что зачастую могильники сооружались не только на берегах крупных рек и их притоков, но и на берегах озёр или небольших рек, впадающих в эти озёра. В частности на берегах оз. Та-най изучено достаточно большое количество ирменских погребально-поминальных памятников. Это могильники Журавлёво-I, II, III, IV, Танай-П, VII (Бобров В.В., 1996, с. 64-81; Бобров В.В., Чикишева Т.А., Михайлов Ю.И., 1993; Бобров В.В., Мыльникова Л.Н., Мыльников В.П., 2004, с. 4-34), а также отдельные курганы в составе таких поликультурных могильников как Танай-I, XII, Журавлёво-V (Бобров В.В., Кулемзин А.М., Новгородченкова И.В., 1988, с. 217-218; Бобров В.В., Горяев В.С., 2000, с. 226-230). Неподалёку на р. Исток, впадающей в оз. Танай расположены ирменское поселение и могильник Исток (Бобров В.В., Фрибус А.В., Ма-рочкин А.Г., Соколов П.Г., Баштанник С.В., 2006, с. 274-279).

Роль Танайского АМР, выделенного В.В. Бобровым (1994, с. 1719) как сакрального и культового центра подчёркивает не только количество ирменских погребально-поминальных памятников, сконцентрированных на ограниченной территории. Важным показателем является также качественная характеристика обряда погребения и состава сопроводительного инвентаря, характерных, прежде всего для некрополей Журавлёво-IV и Танай-VII являющихся одними из самых грандиозных как в Кузнецком регионе, так и в ирменском мире в целом.

Приозёрное расположение могильников характерно также для обширных степных и лесостепных территорий и междуречий. Так на р. Кулунда, впадающей в Кулундинское озеро расположен могильник Баево II (Могильников В.А., Уманский А.П., Шемякина А.С., 1995, с. 66-74). Неподалёку от р. Каргат, впадающей в оз. Чаны расположен могильник Гандический совхоз (Молодин В.И., 1985, с. 117). Вероятно, освоение ирменским населением степных междуречий также следует связывать с процессом постепенного перехода от стойлового животноводства к отгонному.

В отдельных случаях озёра, на берегах которых располагались ир-менские некрополи, расположены рядом с рекой и, вероятно, являются старичными. следовательно, такие могильники также следует считать возведёнными на древних речных берегах. Так на берегу Титовского озера близ р. Иня был исследован Титовский могильник (Савинов Д.Г., Бобров В.В., 1978, с. 47-62; 1981, с. 122-135). На берегу оз. Воловье близ р. Обь был исследован могильник Камень-I (Новиков А.В., 2001, с. 62-64), а на берегу оз. Шибаево, были раскопаны курганы одного из самых крупных некрополей Барнаульско-Бийского Приобья могильника Камышенка-I (Членова Н.Л., 1974, с. 112-119).

Притоки р. Ини также были освоены ирменским населением. Наиболее изученным в археологическом отношении является долина р. Кась-мы, где полностью исследованы могильники Сапогово-I, Шабаново-I и

IV (Илюшин А.М., Ковалевский С.А., Сулейменов М.Г., 1996, с. 85-87; Илюшин А.М., Ковтун И.В., 1992, с. 11-17; Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 1998, с. 27-28).

Интересно, что курганный могильник Сапогово-1 является наиболее представительным (по сравнению с Шабаново-1 и IV) по числу погребённых, количеству и разнообразию сопроводительного инвентаря. Кроме того, данный некрополь был возведён неподалёку от устья р. Касьмы, рядом с долиной, богатой травостоем и наиболее выгодной с точки зрения ведения производящего скотоводческого хозяйства. другие притоки р. Ини также были освоены ирменским населением. На р. Тарсьма были исследованы могильники Пьяново и Тарасово, на р. Ка-мышлы могильник Иваново-Родионово (Мартынов А.И., 1964, с. 122133; 1966, с. 164-182).

Речная система Томи. Проживало ирменское население и на территории Притомья. Ирменские памятники сегодня известны от долины р. Кондома (левый приток р. Томь) на юге и до слияния р. Томь и р. Обь (район Нагорного Иштана) на севере. Однако ирменских памятников здесь известно значительно меньше, чем в долине р. Обь. Это можно объяснить как сравнительно поздним освоением Притомья ирменским населением, так и особенностями ландшафта (горно-таёжный либо таёжный рельеф большей части правобережья; наличие значительных лесных массивов в древности на левобережье), затрудняющими ведение скотоводческого хозяйства. Здесь открыты преимущественно ирмен-ские поселения и немногочисленные погребения. Последние обследованы пока лишь на территории Нижнего Притомья. Это такие некрополи, как Томское мусульманское кладбище и Коларовский грунтовый могильник (оба на правобережье Томи) (Ожередов Ю.И., Яковлев Я.А., 1993, с. 121-122, 146-147).

Речная система Иртыша. Ирменские памятники на территории Прииртышья известны сегодня от г. Павлодара на юге и до впадения р. Тара в р. Иртыш на севере (хотя ирменское влияние прослеживается и севернее, что проявляется в материалах городища Чудская Гора). Все известные ирменские могильники (Боровянка-ХУП, ХУШ, XXIII, XXVII, Сибирское-УТ, Калачёвка-П) расположены на левом берегу р. Иртыш (Полеводов А.В., Погодин Л.И., 2002; Погодин Л.И., Полеводов А.В., 2006, с. 117-133; Полеводов А.В., 2008, с. 69-77; Труфанов А.Я., 1991, с. 72-78). Из притоков Иртыша наиболее освоенной «ирменцами» являлась р. Омь, протекающая по территории Барабинской лесостепи. Именно здесь расположены ирменские могильники Абрамово-ГУ, Венгерово-! и самый крупный некрополь Барабинской лесостепи - Преображенка-III (Молодин В.И., 1985, с. 117-118; Молодин В.И., Чикишева Т.А., 1988, с. 125-201). Зафиксированы ирменские захоронения и в составе одного из самых крупных поликультурных погребально-поминальных

комплексов юга западной Сибири - Сопка-II, расположенного рядом с устьем р. Тартас, впадающей в р. Омь (Молодин В.И., 1985, с. 119). Учитывая преимущественно широтное расположение р. Омь и её притока р. Тартас, можно предполагать, что долина Оми являлась в древности путём передвижения ирменских (а ранее андроновских) скотоводов между территориями Верхнего Приобья и Прииртышья. Вероятно долина р. Омь к западу от Оби выполняла ту же коммуникативную функцию, что и долина р. Ини к востоку от Оби.

Как правило, могильники расположены на первой (реже второй) надпойменной террасе, либо находятся на останцах коренного берега или дюнных всхолмлениях в пойме реки. Лишь отдельные курганные могильники (Шабаново-IV, Ваганово-II) располагались на значительном удалении от водоёма, на высокой террасе (Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 1998, с. 27-28; Бобров В.В., Васютин А.С., Горяев В.С., Михайлов Ю.И., 1998, с. 178-181).

Таким образом, можно говорить как минимум о двух группах ир-менских некрополей. К первой, наиболее многочисленной группе относятся некрополи, возведённые неподалёку от крупного стационарного поселения. Так ирменские могильники EK-II/5, Фирсово-XIV, МГК-1/5, Милованово-I, Сапогово-I располагались неподалёку от ирменских поселений (Еловское поселение, Фирсово-XVIII, МГК-1/3, Милованово-III, Красная Горка-I). Этим, как правило, и объясняется расположение таких могильников в непосредственной близости от водоёмов. Вероятно, такие могильники функционировали достаточно долгое время и являлись местом погребения для жителей конкретного поселения или нескольких близлежащих поселений.

Ко второй группе относятся курганные могильники, сконцентрированные на территории определённого культового центра. В настоящее время такой центр выделен В.В. Бобровым в Танайском АМР (Бобров В.В., 1994, с. 17-19). Исследователь отмечает, что в расположенных на берегу оз. Танай поселениях (Танай-IV и ^а) следы проживания ирменского населения немногочисленны. следовательно, такие грандиозные сооружения не могли быть местом погребения только местного ирменского населения. Поэтому особенностью данной группы некрополей следует считать их значительную концентрацию на небольшой территории и удалённость от мест исходного проживания населения, которое эти могильники сооружало. Как правило, могильники обеих групп содержат «следы» различных поминальных и культовых действий, осуществляемых в разное время.

Можно обозначить и наличие немногочисленных ирменских могильников и погребений, сооружавшихся в достаточном удалении от крупных водных источников, на территориях древних междуречий и водоразделов. Это, впрочем, не исключает наличия рядом с такими

могильниками небольших водных источников. Такие могильники, как правило, содержат небольшое число погребённых. Следы культовых и поминальных действий здесь так же редки. Можно предполагать, что такие некрополи оставлены небольшими ирменскими коллективами, практиковавшими отгонное скотоводство и осваивавшими лесостепные пространства юга Западной Сибири.

Библиографический список

Авраменко В.И., Кунгурова Н.Ю., Пугачев Д.А. Могильник Лебяжье - новый памятник финальной бронзы Верхнего Приобья // Культурология и история древних и современных обществ Сибири и Дальнего Востока: (Материалы 42-й РАЭСК). Омск, 2002. С. 220-221.

Абдулганеев М.Т. Красногорский район в древности // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул, 2007. Вып. XVI. С. 237-297.

Абдулганеев М.Т., Кирюшин Ю.Ф., Лузин С.Ю., Шамшин А.Б. Могильники развитой и поздней бронзы на Ближних Елбанах // Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул, 1996. С. 11-20.

Бобров В.В. АМР и общие проблемы Западносибирской археологии (на примере Танайского археологического микрорайона) // Археологические микрорайоны Западной Сибири. Омск, 1994. С. 17-19.

Бобров В.В. Охранные раскопки могильника поздней бронзы Журавлё-во-1 // Археология, антропология, этнография Сибири. Барнаул, 1996. С. 64-81.

Бобров В.В., Горяев В.С. Танай-12 — новый памятник эпохи бронзы в Кузнецкой котловине // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2000. Том VI. С. 226-230.

Бобров В.В., Васютин А.С., Горяев В.С., Михайлов Ю.И. Новый ирмен-ский погребальный памятник в Кузнецкой котловине // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1998. Т. IV. С. 178-181.

Бобров В.В., Кулемзин А.М., Новгородченкова И.В. Работы Южносибирской экспедиции Кемеровского университета // АО 1986 года. М.: Наука, 1988. С. 217-219.

Бобров В.В., Мыльникова Л.Н., Мыльников В.П. К вопросу об ирменской культуре Кузнецкой котловины // Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. Барнаул, 2004. С. 4-34.

Бобров В.В., Фрибус А.В., Марочкин А.Г., Соколов П.Г., Баштанник С.В. Итоги полевых исследований памятника Исток (предварительное сообщение по материалам керамических комплексов) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2006. Т. XII, ч. I. С. 274-279.

Бобров В.В., Чикишева Т.А., Михайлов Ю.И. Могильник эпохи поздней бронзы Журавлёво-4. Новосибирск, 1993. 157 с.

Бородаев В.Б., Рудометов П.Л. Некоторые итоги обследования памятников обского правобережья в Каменском районе // Охрана и исследование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1991. С. 30-35.

Грушин С.П., Кокшенёв В.В. Захоронение с антропоморфной скульптурой в Среднем Причумышье // Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. Барнаул, 2004. С. 35-48.

Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ села Большая Речка // Материалы и исследования по археологии, №48. М.; Л., 1956. 160 с.

Есин В.Я. Разведочные работы на берегах Обского моря // Вопросы археологии Сибири. Новосибирск, 1972. Вып. 38. С. 72-78.

Зах В.А. Эпоха бронзы Присалаирья (по материалам Изылинского археологического микрорайона). Новосибирск, 1997. 132 с.

Илюшин А.М., Ковтун И.В. Аварийные раскопки ирменских курганов у с. Шабаново // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. Барнаул, 1992. С. 11-17.

Илюшин А.М., Ковалевский С.А. Курганный могильник Шабаново-4 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово; Гурьевск, 1998. С. 15-53.

Илюшин А.М., Ковалевский С.А., Сулейменов М.Г. Аварийные раскопки курганов близ села Сапогово // Труды ККАЭЭ. Кемерово, 1996. Т. 1. 206 с.

Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б. Погребения ирменской культуры из могильника Староалейка-2 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1998. Вып. IX. С. 105-110.

Кунгуров А.Л., Папин Д.В. Могильник-5 археологического комплекса Малый Гоньбинский Кордон-I // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул, 2001. С. 56-68.

Мартынов А.И. Новый район карасукской культуры // Советская археология. 1964. №2. С. 122-133.

Мартынов А.И. Карасукская эпоха в Обь-Чулымском междуречье // Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966. С.164-182.

Матвеев А.В. Ирменская культура в лесостепном Приобье. Новосибирск, 1993. 182 с.

Матвеев А.В., Колесин А.Н., Соболев В.И., Зах В.А. Работы Новосибирской экспедиции // Археологические открытия 1976 года. М., 1977. С. 221-222.

Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Еловско-ирменская культура // Из истории Сибири. Томск, 1974. Вып. 12. 196 с.

Матющенко В.И. Могильник эпохи поздней бронзы у деревни Иштан на Оби // Археология и этнография Южной Сибири. Барнаул, 1984. С. 63-69.

Могильников В.А., Уманский А.П., Шемякина А.С. Баевские курганы // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. V, ч. II. Барнаул, 1995. С. 66-74.

Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. Новосибирск, 1985. 200 с.

Молодин В.И., Чикишева Т.А. Курганный могильник Преображенка-3 -памятник культур эпохи бронзы Барабинской лесостепи // Палеоантропология и археология Западной и Южной Сибири. Новосибирск, 1988. С. 125-201.

Молодин В.И., Бородовский А.П., Троицкая Т.Н. Археологические памятники Колыванского района Новосибирской области. Новосибирск, 1996. 191 с.

Новиков А.В. Исследования на могильнике ирменской культуры Ка-мень-1 // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории: материалы XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск, 2001. С. 62-64.

Петров А. Материалы ирменской культуры из раскопок курганного могильника Спирино-1 // Дорогами тысячелетий. Новосибирск, 2001. С. 11-12.

Ожередов Ю.И., Яковлев Я.А. Археологическая карта Томской области. Томск, 1993. Т. 2. 208 с.

Пересветов Г.Ю. Ирменское погребение из Павлодара // Вопросы истории, археологии и этнографии Павлодарского Прииртышья. Павлодар, 2000. С. 79-80.

Погодин Л.И., Полеводов А.В. Комплекс финальной бронзы могильника Боровянка-XV[I в Среднем Прииртышье // Алтай в системе металлургических провинций бронзового века. Барнаул, 2006. С. 117-133.

Полеводов А.В. К характеристике погребального обряда населения лесостепного Прииртышья в эпоху поздней бронзы - канун раннего железного века (по материалам курганного могильника Боровянка-XXV[I) // Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и сопредельных регионах в конце эпохи бронзы. Барнаул, 2008. С. 69-77.

Полеводов А.В., Погодин Л.И. Комплекс эпохи поздней бронзы некрополя Боровянка-XV[I // Новое в археологии Среднего Прииртышья. Омск, 2002. С. 40-48.

Савинов Д.Г., Бобров В.В. Титовский могильник (к вопросу о памятниках эпохи поздней бронзы на юге Западной Сибири) // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 47-62.

Савинов Д.Г., Бобров В.В. Титовский могильник эпохи поздней бронзы на реке Ине // Проблемы Западносибирской археологии. Эпоха камня и бронзы. Новосибирск, 1981. С.122-135.

Сидоров Е.А. Курганный могильник Милованово-1 // Памятники Новосибирской области. Новосибирск, 1989. С. 35-41.

Троицкая Т.Н. Чёрное Озеро-1 — комплекс археологических памятников // Памятники Новосибирской области. Новосибирск, 1989. С. 47-54.

Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск, 1980. 184 с.

Троицкая Т.Н., Софейков О.В. Памятник Крохалевка-13 — как исторический источник эпохи развитой и поздней бронзы // Проблемы археологии и этнографии Южной Сибири. Барнаул, 1990. С. 63-72.

Труфанов А.Я. Ирменский курган могильника Калачёвка-П // Древние погребения Обь-Иртышского междуречья. Омск, 1991. С. 72-78.

Уманский А.П. Могильник карасукского времени у ст. Плотинная по аварийным раскопкам 1968 года // Археология и краеведение Алтая. Барнаул, 1972. С. 22-26.

Уманский А.П., Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П. Погребальный обряд населения андроновской культуры Причумышья (по материалам могильника Кыт-маново). Барнаул, 2007. 132 с.

Уманский А.П., Шамшин А.Б. Комплекс бронзовых украшений ирменской культуры из с. Ильинка Шелаболихинского района // Алтай в системе металлургических провинций бронзового века. Барнаул, 2006. С. 158-168.

Фролов Я.В. Особенности погребальной обрядности большереченской культуры (топография и планиграфия могильников, погребальные сооружения) // Гуманитарные исследования на пороге нового тысячелетия. Барнаул, 2001. С. 96-99.

Фролов Я.В., Папин Д.В. Коллективное погребение ирменской культуры в Барнаульском Приобье // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1998. Вып. IX. С. 102-105.

Членова Н.Л. Раскопки на Северном Алтае // Археологические открытия 1969 г М., 1970. С. 200.

Членова Н.Л. Раскопки могильника Камышенка на Северном Алтае в 1970 г. // Из истории Сибири: материалы по археологии Западной Сибири. Томск, 1974. Вып. 15. С.112-119.

Шамшин А.Б. Памятники бронзового века Фирсовского археологического микрорайона (лесостепное Алтайское Приобье) // Культурно-генетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993а. С. 120-123.

Шамшин А.Б. Новые археологические находки из Павловского района // Города и села Алтайского края: историческое наследие (Павловский район). Павловск, 1993б. С. 19-21.

Шульга П.И., Казаков А.А., Ведянин С.Д., Семибратов В.П., Ситников С.М. Аварийные работы на реке Чарыш // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1997. Вып. VIII. С. 124-128.

Шульга П.И., Уманский А.П., Могильников В.А. Новотроицкий некрополь. Барнаул, 2009. 329 с.

Н.Ю. Кунгурова

НПЦ «Наследие», Барнаул

К КАРТЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ КУРГАНОВ В СЕВЕРНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ АЛТАЯ

Постановка вопроса В 1930-е - 1940-е гг. в северных предгорьях Алтая были обнаружены крупные курганные могильники, группы курганов с земляной и каменно-земляной насыпью. Информация о них сохранилась в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки (БКМ) и в Национальном музее им. А.В. Анохина Республики Алтай (ГАРКМ). Схемы и краткие сведения о месте обнаружения могильников в Красногорском, Бийском, смоленском районах составлены А.П. Марковым, Сергеевым, Б.Х. Кадико-вым. В Заринском районе курганы были выявлены и документированы В.В. Кокшенёвым. Могильники расположены на полях, распахиваемых в течение многих лет, вследствие чего уничтожались курганные насыпи. Курганы располагались плотно в отношении друг друга и мешали проводить программу освоения целинных земель. В 1950-е гг. применялась техника глубинной вспашки, приведшая к разрушению многих древних объектов на полях. Памятники археологии, поставленные на учёт как вновь выявленные объекты Алтайского края, а также как федеральные объекты, на основании архивных записей и схем, в настоящее время оказались не опознаваемы. В 2008-2012 гг. в ходе целенаправленных поисков курганных могильников была найдена лишь часть объектов, но сопоставить их с картами и схемами, и данной объектам нумерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.