Научная статья на тему 'Культурно-исторические процессы на территории Кузнецкой котловины в эпоху поздней бронзы'

Культурно-исторические процессы на территории Кузнецкой котловины в эпоху поздней бронзы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ / КОРЧАЖКИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ИРМЕНСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЗНЕЦКАЯ КОТЛОВИНА / LATE BRONZE EPOCH / KORCHAZHKINSKAYA CULTURA / IRMENSKAYA CULTURA / KUZNETSK HOLLOW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалевский Сергей Алексеевич

Приведены результаты изучения проблем культурогенеза и межкультурного взаимодействия населения Кузнецкой котловины в эпоху поздней бронзы. Исходя из анализа всех известных на сегодняшний день материалов по теме исследования автор дает краткую характеристику археологических культур, бытовавших в эпоху поздней бронзы на территории Кузнецкой котловины (корчажкинской и ирменской), а также рассматривает вопросы происхождения, развития и исторических судеб их носителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ковалевский Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cultural-Historical Processes in the Kuznetsk Hollow at the Late Bronze Epoch

The article describes the results of exploring culture genesis and intercultural interaction of Kuznetsk hollow population at the Late Bronze epoch. Proceeding from the analysis of the known at present facts on the researched theme, the author gives short characteristics of archaeological cultures existed in the Kuznetsk hollow (korchazhkinskaya, irmenskaya) at the Late Bronze epoch and considers problems of origin, development and historical fates of their bearers.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические процессы на территории Кузнецкой котловины в эпоху поздней бронзы»

ББК 63.3(2)2-9

С.А. Ковалевский

Культурно-исторические процессы на территории Кузнецкой котловины в эпоху поздней бронзы*

Ключевые слова: эпоха поздней бронзы, корчаж-кинская культура, ирменская культура, Кузнецкая котловина.

Key words: Late Bronze epoch, Korchazhkinskaya cultura, Irmenskaya cultura, Kuznetsk hollow.

Кузнецкая котловина - межгорная впадина, расположенная в центральной и северо-западной частях Кемеровской области и частично в восточной части Новосибирской области РФ. Котловина имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с юго-востока на северо-запад. Ее длина составляет 400 км, а ширина колеблется в пределах 100-120 км. В естественно-историческом отношении этот регион расположен почти на границе Западной и Средней Сибири и представляет собой один из элементов, входящих в состав Кузнецко-Салаирской провинции Кузнецко-Алтайской области Алтайско-Саянской физико-географической страны. С северо-востока Кузнецкая котловина ограничена Кузнецким Алатау, с юго-запада - Салаирским кряжем, с юга - массивами Горной Шории, а на севере сливается с ЗападноСибирской равниной [1, с. 656; 2, с. 214].

Ландшафт Кузнецкой котловины являет собой резкую и густую систему долин, балок, увалов, насыщенных луговым травяным покровом, лесной и лесостепной растительностью. В целом она представляет собой волнистую эрозийную, слабо расчлененную равнину, состоящую из холмов, увалов и гряд. На большой площади их образование связано с деятельностью рек Томь, Иня и их притоков. Высоты водоразделов Кузнецкой котловины повышаются от 200-250 м на севере до 500-600 м на юге [2, с. 214; 3, с. 265-266].

В южной части преобладает холмисто-увалистый рельеф, а в северной - равнинный. Центральная и восточная части котловины наиболее приподняты и состоят из ряда невысоких гор и хребтов. Здесь имеются гряды останцевых возвышенностей: Тарадановский увал, Салтымаковский и Караканский хребты, Абинские и Койпотские горы. Кузнецкая котловина относится к типу лесостепных. Однако имеющиеся климатические особенности способствуют развитию лесостепных ландшафтов только в восточной части котловины. Территория западной части Кузнецкой котловины нахо-

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (проект №07-01-00527а «Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и сопредельных регионах в конце эпохи бронзы и проблема формирования протогородской цивилизации на юге Западной Сибири»).

дится в дождевой «тени», и здесь доминируют степные участки. Количество осадков в Кузнецкой котловине достаточно, но распределение их по территориям неравномерно, они увеличиваются как в южном, так и в восточном направлениях. В предгорной части котловины осадков выпадает в среднем за год около 800-1000 мм, а в котловине 300-450 мм. Меньше всего осадков выпадает в равнинной засушливой северо-западной части котловины (300 мм) [4, с. 9-14].

Имеющиеся природно-климатические особенности отдельных частей Кузнецкой котловины предопределили дифференциацию хозяйственно-культурных типов различных групп населения, проживавших здесь в различные исторические эпохи, а также направления их культурно-исторического развития и межкультурных коммуникаций. Эпоха поздней бронзы представлена на территории Кузнецкой котловины материалами корчажкинской и ирменской культур.

Корчажкинская культура. Памятники андроноидной корчажкинской культуры были выделены и изучены преимущественно сотрудниками Кузбасской археологической экспедиции под руководством В.В. Боброва в северо-восточном Присалаирье [5, с. 16-17, 28, 35]. В.А. Зах исследовал ряд андроноидных памятников в северном Присалаирье. В соответствии с периодизацией ирменской культуры, разработанной А.В. Матвеевым, он отнес эти памятники к переходному ордынскому этапу и раннему быстровскому этапу ирменской культуры [6, с. 57-66]. Разведка и изучение андроноидных корчажкин-ских памятников проводились также Ю.В. Шириным,

А.М. Илюшиным и другими исследователями.

К настоящему времени изучены поселения Танай-4, Танай-4а, Исток, Саратовка-6 и Заречное-3, содержавшие материалы корчажкинской культуры [5, с. 16; 7, с. 17-18; 8, с. 187-190; 9, с. 197-200; 10, с. 263268; 11, с. 241-244; 12, с. 274-279; 13, с. 196-198; 6, с. 63-66]. Исследованию подверглись и три могильника, содержащие корчажкинские погребения - Танай-1, Танай-12 и Заречное-1 [6, с. 62-63; 14, с. 75-78; 15, с. 226-230; 16, с. 189-193; 17, с. 229-233]. Картографирование корчажкинских памятников показало, что они локализуются на территории Кузнецкой котловины в предтаежных районах прилегающих к Салаиру, в основном, не распространяясь на лесостепную и степную ее части. Исключение составляют лишь отдельные находки корчажкинской керамики, встречающиеся в материалах памятников ирменской культуры на территории Кузнецкой котловины. Приуроченность

корчажкинских памятников к предтаежным территориям Присалаирья объясняется комплексностью хозяйственно-культурного типа корчажкинцев, сочетавшего производящие и присваивающие формы. По информации В.В. Боброва, хозяйство населения корчажкинской культуры Кузнецкой котловины носило ярко выраженный скотоводческий характер. Тем не менее среди занятий «корчажкинцев» исследователем отмечается роль охоты и рыболовства [5, с. 31].

Хозяйство населения корчажкинской культуры, сопредельного с Кузнецкой котловиной Верхнего Приобья, барнаульскими исследователями было охарактеризовано как многоотраслевое, где доминировали скотоводство и охота, а рыболовство имело вспомогательный характер. При этом исследователи, ссылаясь на мнение М.Ф. Косарева, отмечают рациональность многоотраслевого хозяйства, отличавшегося большими адаптивными возможностями, чем пастушеско-земледельческое. Такой тип хозяйства в условиях экологического кризиса мог легко трансформироваться [18, с. 90-100].

Для территории Верхнего Приобья барнаульские специалисты определили экологическую нишу существования корчажкинской культуры. Памятники этой культуры занимали преимущественно территории правобережья Оби, вдоль ленточных боров, по берегам небольших старичных озер, проток, а также в устьях небольших рек [19, с. 138-142; 20, с. 9; 21, с. 213-217]. В.А. Могильников отмечал приуроченность в Верхнем Приобье еловских и корчажкинских памятников к правобережью Оби, полагая, что экологическая обстановка Приобского бора была благоприятна для ведения их комплексного хозяйства [22, с. 151-154].

Действительно, правобережье Оби и Присалаирье видятся на современном этапе изучения как территория обитания и хозяйственного природопользования населения корчажкинской культуры. Эта территория соответствует понятию «контактная зона», выделенному Ю.В. Шириным для юга Западной Сибири. Контактной зоной исследователь считает особый историко-культурный район, куда он относит подтаежную лесостепную полосу Западно-Сибирской равнины, приобские ленточные боры, гидроморфные ландшафты Оби и Томи, а также предгорья и низкогорья Северного Алтая и Кузнецко-Салаирской горной области. По его мнению, контактная зона отличалась полиэтничностью населения. Сюда стремились таежные группы. Здесь оседали экономически ослабевшие обитатели степей [23, с. 78-81].

Объясняя культурную близость населения южных и северо-восточных предгорий Салаира, проживавшего здесь в раннем железном веке и раннем средневековье, Ю.В. Ширин опирается на этнографические данные. Согласно этим данным в Новое время вокруг Салаирского кряжа традиционно проживали родственные этнические группы, для которых салаирская тайга была промысловой территорией. По его мнению, предгорья Салаира в эпоху железа представляли

собой единую историко-культурную область [24, с. 305-306; 25, с. 208]. Думается, что данная модель хозяйственного освоения Присалаирья возникла еще в эпоху бронзы, что и подтверждают материалы кор-чажкинской культуры.

Происхождение корчажкинского населения В.В. Бобров связывает с процессом взаимодействия ан-дроновцев с южносибирским населением, носителями гребенчато-ямочной керамики [5, с. 28, 35]. По мнению В.А Заха, материалы ордынского типа формируются в Приобье и Присалаирье на основе федоровских при непосредственном участии гребенчато-ямочных (большеларьякских) и крохалевских комплексов [6, с. 63]. Дискуссионным является вопрос о территории формирования корчажкинской культуры Кузнецкой котловины. Только предстоит выяснить, имеет ли корчажкинская культура Кузнецкой котловины автохтонное происхождение или она была привнесена сюда уже в готовом виде из Приобья.

По керамическим материалам поселенческих и погребально-поминальных комплексов северовосточного и северного Присалаирья можно, на предварительном уровне, выделить несколько культурных компонентов, принявших участие в корчажкинском культурогенезе. Наиболее представительным является собственно андроноидный корчажкинский компонент, восходящий к гребенчато-ямочному компоненту.

Достаточно выражен и андроновский компонент, представленный преимущественно так называемой ритуальной посудой. Такая посуда наиболее характерна для погребальных комплексов, но встречается и на поселениях. Для данной посуды характерно использование орнаментальных элементов и мотивов, восходящих к андроновской традиции.

Значимым является и ирменский компонент. В материалах ряда исследованных корчажкинских поселений присутствует ирменская керамика, зачастую содержащая в орнаментации отдельные корчажкинские признаки. При ближайшем рассмотрении такую керамику можно назвать «смешанной» ирменско-корчажкинской. Она встречается в тех районах, где ирменское население контактировало с еловским, сузгунским и корчажкин-ским населением. Нам представляется, что наличие в материалах корчажкинских памятников посуды, орнаментированной в ирменской манере, может свидетельствовать о периоде сосуществования корчажкинской и ирменской культур на территории северо-восточного и северного Присалаирья. В.В. Бобров и В.Н. Жаронкин, исследовавшие корчажкинское поселение Танай-4а, допускают сосуществование на определенном промежутке времени этих культур. Это подтверждается одновременным нахождением в некоторых ямах сооружения №30 поселения Танай-4а керамики (включая венчики) обеих культур [26, с. 238-239].

В меньшей степени ощущается влияние саргаринско-алексеевского и лугавского компо-

история

нентов, что объясняется удаленностью территорий распространения этих культурных образований. Немногочисленная посуда, вызывающая саргаринско-алексеевские ассоциации, представлена фрагментами сосудов с «воротничками». Наибольшее распространение «воротничковой» керамики связано с древностями саргаринско-алексеевской культуры, распространенной на территории степного Алтая и северо-восточного Казахстана. Проникновение степного населения ощущалось и в более позднее время, что подтверждается наличием немногочисленной посуды с валиками донгальского типа на ирменских поселениях Кузнецкой котловины [27, с. 234-239].

Впервые зафиксирован в корчажкинских материалах лугавский к°мпонент (по материалам поселения Саратовка-6).

Проникновение карасукского и лугавского импорта бронзовых предметов на территорию Кузнецкой котловины и Верхнего Приобья в эпоху поздней бронзы

- факт хорошо известный. Однако наличие лугавской керамики на корчажкинском поселении Присалаирья свидетельствует о пребывании здесь и самих носителей данной культурной традиции. Характер этого присутствия нуждается в объяснении и подтверждении дополнительными материалами.

Ирменская культура. В отличие от корчажкинских, ирменские памятники известны на всей территории Кузнецкой котловины. К настоящему времени здесь было открыто достаточно большое количество ирмен-ских памятников (около 60 поселений и 17 могильников). Эти памятники неравнозначны в количественном и качественном отношениях. Известны как крупные стационарные поселения ирменской культуры (Красная Горка-1, Бурлаки-1 и др.), на которых исследователями зафиксированы западины от крупных жилищ и зольники, так и сезонные поселения, на которых известны только небольшие жилища, либо они вовсе не зафиксированы (Торопово-4, Саратовка-1 и др.). Также выделены как крупные ирменские могильники (Журавлево-4, Танай-7 и др.), так и сравнительно небольшие (Титов-ский, Журавлево-1, Шабаново-1 и др.). Кроме того, известны единичные впускные ирменские погребения в курганы андроновской, корчажкинской и ирменской культур (Васьково-5, Танай-1, 12, Журавлево-4).

Ирменские поселения «привязаны» к гидрографической системе Кузнецкой котловины, которая является составной частью Верхней Оби. На территории Кузнецкой котловины находятся истоки трех крупных правых притоков Оби -Чумыша, Ини и Томи. Ирменские памятники исследованы в долинах всех трех рек. Наибольшая их концентрация наблюдается в долинах Ини и Томи. Рассмотрение особенностей этих памятников позволяет выделить две территориальные группы - инскую и томскую.

Инская группа памятников. Иня является важной водной артерией Кузнецкой котловины. Она берет свое начало в центральной части Кузнецкой котловины, Тарадановского увала, и протекает преимущественно

в западной части. Главные ее притоки: реки Бачат, Ур, Касьма и Тарсьма берут свое начало в горах Салаир-ского кряжа. Иня имеет типичные черты старости: медленное течение и большую ширину долины. Кроме этих рек, на территории котловины имеется много мелких рек, ручьев и озер, но в гидросистеме этого региона они играют не такую большую роль. Долины всех рек широкие, изобилующие системами озер и заболоченными участками; как правило, богаты луговыми травами [4, с. 11].

В долине Ини и на ее левых притоках сосредоточено наибольшее количество ирменских памятников. Из притоков Ини наиболее исследована долина Касьмы, где открыто около десяти ирменских памятников. Единичны ирменские памятники на Большом Бачате, Уре, Тарсьме и Изылы. Самое значительное число ирмен-ских поселений (около 26) приурочено к долине самой Ини. Как отмечает В.А. Зах, ирменские поселения, так же, как и доандроновские, в основном приурочены к верхней части первой надпойменной террасы [6, с. 98]. Среди них выделяются как крупные стационарные поселки, так и сезонные стоянки. Несмотря на это, ис-следованность ирменских поселений нельзя признать достаточной. Как правило, они изучены разведками, сборами и небольшими раскопками. Среди них наиболее исследованными являются поселения Куделька-2, Иня-9 (Ясашный Луг), Линево-1 [6, с. 13-19, 66-67].

Концентрация ирменских поселений в долине Ини объясняется, на наш взгляд, тремя основными причинами. Во-первых, долина Ини хорошо исследована археологами. Здесь неоднократно проводили разведки и систематические исследования археологических памятников УЭ. Эрдниев, А.И. Мартынов, В.В. Бобров, Ю.И. Михайлов, В.А. Зах и другие исследователи. Во-вторых, долина Ини в древности представляла собой важную транспортную артерию, связывающую две части ирменского мира — Верхнее Приобье и Кузнецкую котловину. В-третьих, долина Ини с ее обширными луговыми террасами, используемыми до настоящего времени для покосов и выпасов скота, являлась удобной территорией для ведения скотоводческого хозяйства. Скотоводческая направленность хозяйства ирменцев Присалаирья достаточно аргументирована исследованиями В.А. Заха по материалам поселения Куделька-2 [6, с. 105]. По мнению В.В. Боброва, статистические данные о структуре стада ирменцев Кузнецкой котловины идентичны данным Верхнего Приобья, за исключением долевого веса мелкого рогатого скота. Само скотоводство характеризуется пастушеским типом, с преобладанием крупного рогатого скота в стаде и стойловым содержанием животных в зимний период. В.В. Бобров полагает, что у ирменцев сформировался оптимальный скотоводческий комплекс с заметной долей коневодства, способный легко трансформироваться в кочевые формы [5, с. 32].

Гораздо в меньшей степени известны в долине Ини погребально-поминальные комплексы ирменцев. Часть их расположена на возвышенных надпойменных террасах левых притоков Ини - Камышлы, Тарсьмы, Касьмы. Наибольшая концентрация погребально-поминальных комплексов эпохи развитой и поздней бронзы на территории Кузнецкой котловины наблюдается в долине оз. Танай, где был выделен Танайский АМР [28, с. 17-19]. Памятники Танайского АМР были исследованы сотрудниками Кузбасской археологической экспедиции под руководством В.В. Боброва. Здесь изучено, в разной степени, шесть ирменских курганных могильников, не считая впускных ирменских погребений в курганы других эпох. Наиболее крупными среди исследованных могильников являются Журавлево-4 и Танай-7 [29-30]. Все остальные раскопанные могильники были небольшими. Из них опубликованы только материалы могильника Журавлево-1 [31, с. 64-81]. Вместе с тем в Танайском АМР, насыщенном погребальнопоминальными комплексами ирменского времени, известно лишь одно крупное ирменское поселение на р. Исток [12, с. 274-279]. Другие же крупные поселенческие комплексы, исследованные здесь (Танай-4, Танай-4а), содержат лишь немногочисленные следы присутствия ирменского населения [26, с. 237-240].

Инская группа ирменских памятников расположена в районах, прилегающих к северо-восточному и северному Присалаирью. В территориальном и культурно-историческом отношении она тяготеет к Верхнему Приобью, с которым связана долина Ини. Многочисленность памятников инской группы, наличие мощных долговременных поселений, больших некрополей говорит о том, что эта территория, наряду с Верхним Приобьем, была одним из основных центров ирменского мира. Исследованные на данной территории памятники андроновской и корчажкин-ской культур позволяют актуализировать вопрос о территории формирования ирменской культуры.

Все исследователи, касавшиеся вопроса происхождения ирменских памятников Кузнецкой котловины, отмечали прямое участие в этом процессе андроновского компонента. Признавалось также влияние карасукской культуры Минусинской котловины [32-34]. Позднее

В.В. Бобровым было доказано, что кроме андроновского компонента, на ирменский культурогенез Кузнецко-Салаирской горной области повлияли андроноидный корчажкинский и лугавский компоненты [5, с. 35-36; 29, с. 91-92]. Степень влияния и конкретное наполнение этих компонентов (по материалам погребально-поминальных памятников Кузнецкой котловины) были конкретизированы автором данной работы [35, с. 75-82].

Томская группа памятников. Часть ирменских поселений Кузнецкой котловины была открыта и изучена в долине Томи и на ее притоках. Достаточно долго единственным ирменским объектом, исследованным на этой территории, было городище Люскус, раскопанное в

1970-е гг. Кузбасским отрядом Южно-Сибирской археологической экспедиции под руководством В.В. Боброва [36, с. 47-59]. Лишь начиная с 1990-х гг. в результате планомерных разведок и раскопок археологических памятников юга Кузнецкой котловины экспедицией историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость» под руководством Ю.В. Ширина был выявлен целый ряд ирменских поселений [37, с. 170-184]. Ирменские поселения среднего Притомья были зафиксированы только в его левобережной остепненной части (исключением пока остается только городище Люскус), преимущественно в долинах небольших притоков.

По наблюдению Ю.В. Ширина, ирменские поселения, исследованные в южной части Кузнецкой котловины, тяготеют к наиболее остепненным ландшафтам. Исследователь фактически выделил два типа ирменских поселений. Поселения первого типа располагались преимущественно в широких долинах притоков второго и третьего порядков, где поселенческие площадки находились на прислоненных террасах с южной экспозицией вблизи крупных родников. Для таких поселений характерны долговременные постройки с очагами, немного заглубленные в землю, а также мощные зольники. Поселения второго типа представляют собой временные стоянки с единичными находками, которые располагались на открытых площадках - как на притоках, так и в поймах крупных рек [37, с. 174].

Приуроченность ирменских поселений к левобережью Томи, вероятно, связана с тем, что эта территория находилась на границе природных зон и была удобна для ведения комплексного хозяйства, сочетающего производящие и присваивающие формы. Долины рек и остепненные территории Томь-Кондомских предгорий были удобны для ведения производящего хозяйства. Речная сеть была богата рыбой. Неподалеку находились горнотаежные массивы Кузнецкого Алатау и Горной Шории, удобные для ведения присваивающих форм хозяйства. Выгодное географическое расположение ирменских поселений давало возможность для ведения торгово-обменных операций с населением горнотаежных районов Горной Шории, Кузнецкого Алатау и более удаленных территорий. Так, археологически фиксируются связи ирменцев Притомья (пос. Аба-1, Красулино-5, Прорва-2) с населением лугавской культуры Минусинской котловины.

Периферийное положение ирменских поселений среднего Притомья на восточных и юго-восточных рубежах ирменского мира, с одной стороны изолированных горнотаежными массивами, а с другой находящихся в зоне контакта культур эпохи поздней бронзы Западной и Средней Сибири, позволяет актуализировать вопрос их хронологии и определенной культурнотерриториальной специфики. Не случайно именно на этой территории к настоящему времени выявлено уже достаточно представительное число памятников переходного времени от бронзы к железу и раннего

железного века [37, с 174-184; 38, с. 3-24; 39, с. 5-40]. И вместе с тем на территории центральной и западной части Кузнецкой котловины, несмотря на многолетние работы археологов, памятники этих исторических периодов единичны [12, с. 274-279;40, с. 94-95; 41, с. 6-14]. По мнению Ю.В. Ширина, исследованные на юге Кузнецкой котловины позднеирменские памятники позволяют проследить постепенное оседание степного населения в предгорной зоне с переходом от специализированного скотоводства степного типа к комплексному, сезонно и ландшафтно обусловленному типу хозяйства с увеличением доли присваивающей экономики [37, с. 184].

Территория среднего Притомья, вероятно, не была территорией, где шло формирование ирменской культуры. В пользу этого предположения говорит отсутствие здесь андроновских и андроноидных памятников. Это позволяет предполагать, что ирменское население освоило Томь-Кондомские предгорья на финальной стадии эпохи поздней бронзы. Одной из причин этого, возможно, стал экологический кризис, заставивший ирменское население искать сначала альтернативные ресурсы для существования, а впоследствии и переориентировать свой хозяйственно-культурный тип, что привело к формированию памятников позднеирменского типа. Интересно, что похожие процессы шли и на территории Верхнего Приобья, где в финале эпохи поздней бронзы наблюдается оседание потомков ирменского и смешанного ирменско-корчажкинского населения в северных предгорьях Алтая, в междуречье Бии и Катуни. Следовательно, можно предположить, что ирменские поселения Томь-Кондомских предгорий должны занимать более позднюю хронологическую позицию по отношению к ирменским памятникам Кузнецкой котловины.

Существенным фактором, повлиявшим на процесс трансформации хозяйственной деятельности ирмен-ского населения в Притомье, Ю.В. Ширин считает

лугавский компонент, выявляемый в составе ирмен-ских комплексов [37, с. 184]. Фактически исследователь признает роль лугавского населения в процессе формирования на территории Притомья культурного образования переходного времени от бронзы к железу, получившего название позднеирменской культуры. Своеобразие памятников переходного времени от бронзы к железу на территории Притомья очевидно. Так, Д.В. Папин высказал идею о том, что на начальном этапе переходного периода от эпохи бронзы к раннему железному веку можно говорить о существовании на юге Западной Сибири культурного образования, в котором выделяются три региональных варианта (барабинский, верхнеобский и среднетомский), соотносимые с позднеирменскими памятниками Барабы и средней Томи, завьяловскими и раннебольшереченски-ми памятниками Верхней Оби [42, с. 20]. В этом случае можно говорить о формировании культуры переходного времени от бронзы к железу на территории Притомья, выделяя в качестве компонентов, принявших участие в культурогенезе, ирменский, лугавский и, частично, северный (атлымский).

Культурно-территориальное своеобразие ирмен-ских памятников среднего Притомья действительно должно определяться влиянием лугавского компонента. Однако степень его еще предстоит выяснить. Смешанные ирменско-лугавские памятники известны на территории, примыкающей к среднему Прито-мью Мариинско-Ачинской лесостепи (поселения Шестаково-1а, Малый Берчикуль, Тамбарское водохранилище, Темра, Усть-Парная, могильник Устинки-но). Но характер присутствия лугавского компонента на ирменских поселениях среднего Притомья пока не ясен. Только предстоит определить, проживали ли здесь какие-то группы лугавского населения либо лугавские инкорпоранты попадали сюда в результате производственных и брачных контактов.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия (БСЭ). - 3-е изд. -М., 1955. - Т. 30.

2. Мытарев, А.А. От Абы до Яи. Географический словарь Кузбасса / А.А. Мытарев. - Кемерово, 1970.

3. Краткая географическая энциклопедия (КГЭ). - М., 1961. - Т. 2.

4. Атлас Кемеровской области. - Кемерово ; Новосибирск, 1996.

5. Бобров, В.В. Кузнецко-Салаирская горная область в эпоху бронзы : автореф. дис. ... докт. ист. наук / В.В. Бобров.

- Новосибирск, 1992.

6. Зах, В.А. Эпоха бронзы Присалаирья (по материалам Изылинского археологического микрорайона) / В.А. Зах. -Новосибирск, 1997.

7. Бобров, В.В. Культурная принадлежность поселения Танай-4 / В.В. Бобров, Л.Ю. Касастикова // Археологические исследования в Сибири. - Барнаул, 1989.

8. Бобров, В.В. Новые материалы из раскопок поселения Танай-4а / В.В. Бобров, В.Н. Жаронкин // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1998. - Т. IV

9. Бобров, В.В. Исследование поселения Танай-4 / В.В. Бобров, О.В. Умеренкова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.

- Новосибирск, 1998. - Том IV.

10. Бобров, В.В. Новые источники постандроновского времени из Кузнецкой котловины (по результатам раскопок поселения Танай-4 в 1999 г.) / В.В. Бобров, О.В. Умеренкова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1999. - Т. V.

11. Бобров, В.В. Результаты полевых исследований поселения Танай-4 в 2000 г. / В.В. Бобров, О.В. Умеренкова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2000. - Т. VI.

12. Бобров, В.В. Итоги полевых исследований памятника Исток (предварительное сообщение по материалам керамических комплексов) / В.В. Бобров, А.В. Фрибус, А.Г Марочкин, П.Г Соколов, С.В. Баштанник // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2006. - Т. XII. Ч. I.

13. Илюшин, А.М. Поселение Саратовка-6 - новый памятник эпохи поздней бронзы в Кузнецкой котловине / А.М. Илюшин, С.А. Ковалевский, В.А. Борисов // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2001. - Вып. 12.

14. Бобров, В.В. Танай-[ - могильник корчажкинской культуры / В.В. Бобров // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. - Барнаул, 1995.

15. Бобров, В.В. Танай-12 - новый памятник эпохи бронзы в Кузнецкой котловине / В.В. Бобров, В.С. Горяев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2000. - Т. VI.

16. Бобров, В.В. Итоги полевых исследований памятника Танай-12 / В.В. Бобров, В.С. Горяев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2004. - Т. X.

17. Бобров, В.В. Планиграфические особенности памятника Танай-12 / В.В. Бобров, В.С. Горяев, О.В. Умеренкова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2002. - Т. VIII.

18. Шамшин, А.Б. Хозяйство населения Барнаульско-Бийского Приобья в эпоху поздней бронзы и в переходное время от бронзы к железу / А.Б. Шамшин, А.В. Г альченко // Источники по истории Республики Алтай. - Горно-Алтайск, 1997.

19. Кирюшин, Ю.Ф. Хозяйственно-культурные типы поздней бронзы лесостепного Алтая / Ю.Ф. Кирюшин, А.В. Гальченко, В.С. Удодов, А.Б. Шамшин // Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири. - Барнаул, 1988.

20. Кирюшин, Ю.Ф. Вклад М.П. Грязнова в изучение древней истории Алтая / Ю.Ф. Кирюшин // Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. - Омск, 1992. - Ч. 1.

21. Шамшин, А.Б. Взаимодействие носителей культур эпохи поздней бронзы в Алтайском Приобье (по материалам поселения Фирсово-ХУШ) / А.Б. Шамшин, О.А. Цивцина // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории.

- Томск, 2001.

22. Могильников, В.А. Эпоха поздней бронзы Верхнего Приобья и проблема происхождения большереченской культуры / В.А. Могильников // Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири. - Барнаул, 1988.

23. Ширин, Ю.В. Контактная зона в маргинальном районе: особый путь развития или историческая судьба? / Ю.В. Ширин // Социальная организация и социогенез первобытных обществ: теория, методология, интерпретация. Кемерово, 1997.

24. Ширин, Ю.В. Томь-Кондомские предгорья в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. / Ю.В. Ширин // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. - Томск, 2001.

25. Ширин, Ю.В. Новое в археологии Ельцовского района / Ю.В. Ширин // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 2005. - Вып. XIV

26. Бобров, В.В. О новом типе сооружений ирменской культуры (по материалам полевых исследований поселения Танай-4а) / В.В. Бобров, В.Н. Жаронкин // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2000. - Т. VI.

27. Ковалевский, С.А. Валиковая керамика из комплекса поселений Торопово-4 / С.А. Ковалевский // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2006. - Вып. XV.

28. Бобров, В.В. АМР и общие проблемы западносибирской археологии (на примере Танайского археологического микрорайона) / В.В. Бобров // Археологические микрорайоны Западной Сибири. - Омск, 1994.

29. Бобров, В. В. Могильник эпохи поздней бронзы Журавлево-4 / В.В. Бобров, Т.А. Чикишева, Ю.И. Михайлов.

- Новосибирск, 1993.

30. Бобров, В.В. К вопросу об ирменской культуре Кузнецкой котловины / В.В. Бобров, Л.Н. Мыльникова, В.П. Мыльников // Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. - Барнаул, 2004.

31. Бобров, В.В. Охранные раскопки могильника поздней бронзы Журавлево-1 / В.В. Бобров // Археология, антропология, этнография Сибири. - Барнаул, 1996.

32. Мартынов, А.И. Новый район карасукской культуры / А.И. Мартынов // Советская археология. - 1964. - № 2.

33. Савинов, Д.Г. Титовский могильник (к вопросу о памятниках эпохи поздней бронзы на юге Западной Сибири) / Д.Г. Савинов, В.В. Бобров // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. - Новосибирск, 1978.

34. Савинов, Д.Г. Титовский могильник эпохи поздней бронзы на реке Ине / Д.Г. Савинов, В.В. Бобров // Проблемы западносибирской археологии. Эпоха камня и бронзы. -Новосибирск, 1981.

35. Ковалевский, С.А. Погребально-поминальные памятники ирменской культуры на территории Кузнецкой котловины / С.А. Ковалевский. - 2-е изд., доп. и испр. -Кемерово, 2006.

36. Бобров, В.В. Поселение на р. Люскус (предварительное сообщение) / В.В. Бобров // Археология Южной Сибири. - Кемерово, 1979.

37. Ширин, Ю.В. Типы поселений эпохи поздней бронзы и «переходного периода» на юге Кузнецкой котловины / Ю.В. Ширин // Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. - Барнаул, 2004.

38. Окунева, И.В. Поселения эпохи раннего железа в Томь-Кондомском предгорном районе / И.В. Окунева, Ю.В. Ширин // Кузнецкая старина. -Новокузнецк, 1999.

- Вып. 4.

39. Ширин, Ю.В. Погребальные памятники эпохи раннего железа на юге Кузнецкой котловины / Ю.В. Ширин // Кузнецкая старина. - Новокузнецк, 2004. - Вып. 6.

40. Зах, В.А. Линево-1 — памятник переходного времени от бронзы к железу / В.А. Зах // Скифская эпоха Алтая. -Барнаул, 1986.

41. Ковалевский, С.А. Материалы переходного времени и раннего железного века из комплекса поселений Торопово-4 / С.А. Ковалевский, А.М. Илюшин // Кузнецкая старина. -Новокузнецк, 2006. - Вып. 8.

42. Папин, Д.В. Культура населения лесостепного Алтайского Приобья в переходное время от эпохи бронзы к раннему железному веку : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Д.В. Папин. - Барнаул, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.