Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ЖЕНЩИН В КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ЖЕНЩИН В КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ КИТАЙСКИХ ЖЕНЩИН / ЦЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршин Шамиль Фасхидинович, Шурухина Галина Анатольевна, Халикова Лилия Рашитовна

Для выявления особенностей ценностной сферы у женщин из китайских и российских семей проведено эмпирическое исследование терминальных ценностей. Цель эмпирического исследования: изучить кросс-культурные особенности терминальных ценностей у женщин в китайских и российских семьях. Для проведения исследования был использован опросник «Ценностных ориентаций» М. Рокича. В исследовании приняли участие 80 респондентов, из них 40 китайских и 40 российских женщин (замужем) в возрасте от 30-45 лет. Для статистической обработки первичных данных применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты исследования указывают на то, что у женщин в китайских семьях наиболее выражены такие терминальные ценности как: здоровье, духовное равновесие, мудрость и богатый жизненный опыт, счастливая семейная жизнь, китайские женщины активнее стремятся любить и быть любимыми, транслируют свою продуктивность и эффективность. Для женщин в российских семьях наиболее важными являются: самосовершенствование, богатство, дружба, насыщенная жизнь, известность и признание, гедонизм. Российские женщины активнее стремятся заниматься эффективной деятельностью и окружать себя счастливым обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батыршин Шамиль Фасхидинович, Шурухина Галина Анатольевна, Халикова Лилия Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TERMINAL VALUES IN WOMEN IN RUSSIAN AND CHINESE FAMILIES

To identify the features of the value sphere in women from Chinese and Russian families, an empirical study of terminal values was carried out. The purpose of the empirical study: to study the cross-cultural characteristics of terminal values among women in Chinese and Russian families. To conduct the study, the questionnaire "Value Orientations" by M. Rokeach was used. The study involved 80 respondents, including 40 Chinese and 40 Russian women (married) aged 30-45 years. For statistical processing of primary data, the nonparametric Mann-Whitney U-test was used. The results of the study indicate that women in Chinese families have the most pronounced terminal values such as health, spiritual balance, wisdom and rich life experience, a happy family life, Chinese women are more actively striving to love and be loved, broadcast their productivity and efficiency. For women in Russian families, the most important are: self-improvement, wealth, friendship, rich life, fame and recognition, hedonism. Russian women are more actively striving to engage in effective activities and surround themselves with a happy society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ЖЕНЩИН В КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ»

практические навыки в профессиональном совершенствовании, что способствует повышению уровня подготовки будущих специалистов.

Опыт работы кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования по организации научной деятельности предоставляет возможность обучающимся получить навыки научно-исследовательской работы, повысить уровень знаний в области начального, дошкольного и психолого-педагогического образования. Члены кружка могут углублять свои знания по избранной ими области педагогической науки, получить необходимые навыки работы, что имеет большое значение для их дальнейшей научной работы после окончания учебы в высшем учебном заведении.

Литература:

1. Бегидова, Т.П. Научно-исследовательская работа студентов в подготовке бакалавров / Т.П. Бегидова // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: материалы 12-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции неязыковых вузов на базе Воронежского государственного института физической культуры / под редакцией И.В. Смотровой, Л.В. Сложеницыной. - Воронеж, 2019. - С. 16-20

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 208 с.

3. Иващенко, В.А. Научно-исследовательская работа студентов в вузе как один из ведущих факторов подготовки бакалавров / В.А. Иващенко, Е.И. Куликова // Проблемы высшего образования / сборник научных трудов Тихоокеанского государственного университета. - Хабаровск, 2017. - № 2. - С. 110-112

4. Красовская, Н.Н. Научно-исследовательская работа студентов как важная составляющая подготовки квалифицированных специалистов / Н.Н. Красовская // Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения. сборник статей IV межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. -Издательство: Кировский государственный медицинский университет, 2017. - С. 61-65

5. Крылова, Н.Н. Организация направлений исследований в студенческом научном кружке / Н.Н. Крылова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.5 (25). - С. 53-56

6. Новик, И.Р. Об особенностях организации студенческих кружков в педагогическом вузе / И.Р. Новик, А.В. Козлов, А.Ю. Жадаев // Проблемы современного педагогического образования / сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. -№ 70-3. - С. 88-92

7. Основы научных исследований: учеб. пособие / [А.А. Бубенчиков и др.]; Минобрнауки России, ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2019. - 158 с.

8. Соловьёва, Е.Н. Студенческий научный кружок как инструмент в реализации результатов научно-исследовательской деятельности / Е.Н. Соловьёва, И.С. Орлова, Я.В. Кузнецова, А.В. Тяпкин // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2019. - Т. 1. - № 2 (25). - С. 48-51

Психология

УДК 159.923

старший преподаватель, магистрант Батыршин Шамиль Фасхидинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент Шурухина Галина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Халикова Лилия Рашитовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ЖЕНЩИН В КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ

Аннотация. Для выявления особенностей ценностной сферы у женщин из китайских и российских семей проведено эмпирическое исследование терминальных ценностей. Цель эмпирического исследования: изучить кросс-культурные особенности терминальных ценностей у женщин в китайских и российских семьях. Для проведения исследования был использован опросник «Ценностных ориентацию» М. Рокича. В исследовании приняли участие 80 респондентов, из них 40 китайских и 40 российских женщин (замужем) в возрасте от 30-45 лет. Для статистической обработки первичных данных применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты исследования указывают на то, что у женщин в китайских семьях наиболее выражены такие терминальные ценности как: здоровье, духовное равновесие, мудрость и богатый жизненный опыт, счастливая семейная жизнь, китайские женщины активнее стремятся любить и быть любимыми, транслируют свою продуктивность и эффективность. Для женщин в российских семьях наиболее важными являются: самосовершенствование, богатство, дружба, насыщенная жизнь, известность и признание, гедонизм. Российские женщины активнее стремятся заниматься эффективной деятельностью и окружать себя счастливым обществом.

Ключевые слова: кросс-культурные ориентации, терминальные ценности, семья, ценности китайских женщин, ценности российских женщин, сравнительный анализ терминальных ценностей.

Annotation. To identify the features of the value sphere in women from Chinese and Russian families, an empirical study of terminal values was carried out. The purpose of the empirical study: to study the cross-cultural characteristics of terminal values among women in Chinese and Russian families. To conduct the study, the questionnaire "Value Orientations" by M. Rokeach was used. The study involved 80 respondents, including 40 Chinese and 40 Russian women (married) aged 30-45 years. For statistical processing of primary data, the nonparametric Mann-Whitney U-test was used. The results of the study indicate that women in Chinese families have the most pronounced terminal values such as health, spiritual balance, wisdom and rich life experience, a happy family life, Chinese women are more actively striving to love and be loved, broadcast their productivity and efficiency. For women in Russian families, the most important are: self-improvement, wealth, friendship, rich life, fame and recognition, hedonism. Russian women are more actively striving to engage in effective activities and surround themselves with a happy society.

Key words: cross-cultural orientations, terminal values, family, Chinese women's values, Russian women's values, comparative analysis of terminal values.

Введение. В условиях глобальных социальных изменений в современном мире наблюдается переоценка ценностей. На фоне экономического, военного, политического напряжения в мире наблюдается сближение Китая и Россия по различным

вопросам взаимодействия. Исследование кросс-культурных ценностей любой страны, обусловлено пониманием основных процессов, происходящих в любом обществе, тенденций и перспектив его развития. Основой каждого общества является семья. Насколько семья разделяет ценности страны проживания, настолько сильна и могущественна страна. Семья, будучи важнейшим социальным институтом, оказывает влияние на ход исторического развития общества, отвечает за воспроизводство населения, социализацию, формирование и передачу национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение. В период изменений центров концентрации управления миром и поворотом России на Восток отмечается значительный всплеск интереса к изучению Китая и, соответственно, китайской семейной проблематике, что во многом объясняется ускорением изменений института семьи и брака, снижением степени его стабильности, появлением многообразных форм организации семейной жизни.

Изложение основного материала статьи. Ценность, в словаре С.И. Ожегова, определяется как значение, важность чего-либо, и это отражает существенное, что рассматривается в любом из научных направлений [5]. Проблема ценностей рассматривалась в психологии в разных концепциях. В.Н. Мясищев в теории отношений, говоря о происхождении ценностей, говорил о первичном осознании человеком ценности чего-либо в процессе отношений с ним, а затем уже переходит это в категорию ценностного отношения [4]. С.Л. Рубинштейн ценность изучал с точки зрения меры, которой определяются мотивы и их внутриличностное сопоставление, а направленность и поведение личности отражает «продукт» процесса соподчинения значимых мотивов личности и полагал, что ценностные ориентации не только определяют активность личности в мире, но и отражают сущность человека в специфике активности [6]. Система ценностей человека является «основой» его отношения к окружающей действительности. Семейные ценности - это набор идей о семье, культивируемых в обществе, влияющих на выбор семейных целей, способов организации жизни и взаимодействия [7, 10].

Формирование семейных культурных ценностей происходит повсеместно в социуме, в семье, в образовательных учреждениях, поскольку семья, школы, вузы общественные организации являются основными институтами социализации. Условия передачи ценностей в семейном воспитании прямые и опосредованные, от родителей к детям, благодаря личному примеру родителей, близких родственников, друзей, учителей и т.д. [3]. На современном этапе развития общества семья является важнейшей ценностью государства, которое заинтересованно в сохранении государства, культуры, самобытности и своего населения [1]. В семье, в процессе её жизнедеятельности, индивид может удовлетворять духовные и материальные потребности. Семейными ценностями могут быть разные критерии: дети, любовь, забота, материальное благополучие и др. [8]. Однако, проблема ценностных ориентаций в китайских семьях не изучена полностью. Несмотря на то, что на территории России существует более 190 национальностей и у каждого народа свои ценности, в Китае же их меньше, 56 национальностей, поэтому китайцы в своей массе тоже не однородны, что вызывает определенные различия и трудности, если учесть, что семейные ценности разнятся как с национальной, современной, так и с религиозной позиции, общечеловеческие ценности занимают особое место у каждой народности, у каждой конфессии.

В российских современных городских семьях реже прослеживается сохранение традиционных устоев семейной жизни. Роли мужа и жены стираются, уважение к старшим поколениям изменяется, разводы - частое явление. В деревнях сохраняются ценностные ориентиры, в городах институт семьи находится на грани полного уничтожения. В семьях, где традиции поддерживаются, чаще всего основой становится вероисповедание, которое не позволяет нарушить установленные религией нормы.

Менталитет китайского народа отличается преемственностью в традиционной культуре и переплетением со своеобразными концепциями современного общества. Представитель китайской народности издревле стремится к единению знания, чувства и мысли, а общество обеспечивает ему развитие [9]. Китай долгое время являлся закрытой страной, которая не испытывала влияния извне (этим можно объяснить те конфуцианские нормы, которые оставались неизменными на протяжении стольких веков). Россия на длительные периоды попеременно оказывалась под влиянием Европы, Азии, что, естественно, сказывалось на семейных отношениях (в период монголо-татарского нашествия в русской семье особо остро проявились элементы диктаторства; в середине XVIII века с началом европеизации положение женщин начало меняться (право на образование) [3].

В развитии китайского института семьи за последние десятилетия наметились следующие тенденции: 1) уменьшение среднего размера семьи; 2) «вестернизация»; 3)изменение внутрисемейных отношений и положения детей в семье; 4) трансформация семейной морали; 5) нуклеаризация и др. [7], что вызывает необходимость проведения исследований в области сравнения ценностных ориентаций женщин в китайских и русских семьях. Изменились личностные характеристики китайских женщин (жен, матерей), наряду с традиционными появились ценности, навязываемые западными странами, которые нивелируют традиционные ценности, в том числе и семейные.

Цель исследования: изучить кросс-культурные особенности терминальных ценностей у женщин в китайских и российских семьях. Терминальные ценности отражают приоритетность личностных жизненных целей. Через познание социального мира, а семья - первый социальный мир для личности, происходит формирование ценностей. Однако, опыт, приобретенный личностью в процессе социализации, осознается и рефлексируется не полностью, что может указывать на осознанность или малоосознанность терминальных личностных ценностей [2].

Для проведения исследования был использован опросник «Ценностных ориентаций» М. Рокича (табл. 1). В исследовании приняли участие 80 респондентов, из них 40 китайских и 40 российских женщин (замужем) в возрасте от 3045 лет.

Таблица 1

Средние показатели терминальных ценностный у женщин в китайских (N=40) и российских (N=40) семьях

№ Показатели Средние значения ^критерий Манна-Уитни Уровень значимости (Й

Китайские Ж Российские Ж

1 Самосовершенствование 6,50 10,35 99,00 0,007

2 Увлекательная деятельность 7,00 9,95 135,50 0,084

3 Богатство 4,40 7,95 95,00 0,005

4 Любовь 10,60 8,05 138,50 0,099

5 Дружба 6,75 10,10 121,50 0,035

6 Насыщенная жизнь 4,35 9,65 80,50 0,001

7 Здоровье 8,55 3,65 74,00 0,000

8 Известность и признание 7,05 11,85 88,50 0,003

9 Независимость 9,30 10,20 176,50 0,535

10 Счастливое общество 9,35 11,70 130,00 0,060

11 Духовное равновесие 12,90 7,95 87,50 0,002

12 Гедонизм 9,85 15,30 63,00 0,000

13 Образование и познание 9,25 8,60 181,50 0,624

14 Мудрость и богатый жизненный опыт 11,25 7,10 105,00 0,010

15 Искусство и творческая жизнь 12,55 11,95 184,00 0,674

16 Счастливая семейная жизнь 16,90 5,20 12,00 0,000

17 Красота и внешняя привлекательность 11,90 11,25 181,50 0,624

18 Продуктивность и эффективность 12,55 10,00 130,50 0,061

Примечание: статистически значимые различия на уровне не ниже р<0,05, выделены жирным шрифтом

Выявлены статистически значимые различия по показателям: самосовершенствование (р=0,007), богатство (р=0,005), дружба (р=0,035), насыщенная жизнь (р=0,001), здоровье (р=0,000), известность и признание (р=0,003), духовное равновесие (р=0,002), гедонизм (р=0,000), мудрость и богатый жизненный опыт (р=0,010), счастливая семейная жизнь (р=0,000). Соответственно, различия проявляются в следующем:

- по шкале самосовершенствование (китайские 6,50, российские 10,3 при р=0,007), наибольшая выраженность показателей у российских женщин. Российские женщины стремятся самосовершенствоваться как в личностном развитии, получая второе высшее образование, а также в роли заботливой матери и жены, хорошей хозяйки. Все это возможно связано с тем, что уже с раннего детства российские девочки получают в своей семье установки на обязательное замужество и рождение детей, благополучие семьи. В Китае наряду с традиционными стереотипами в большей части превалируют современные установки на материальное благополучие с акцентом на личностное развитие;

- статистические значимые значения получены по шкале богатство (4,40; 7,95 при р=0,005). Материальные ценности в приоритете у женщин во многих стран мира в том числе в Китае и России. Но у российских женщин имеет место большая выраженность, что возможно связано с напряжением в мировой экономике, с нестабильностью как в отдельной взятой стране, так и во всем мире;

- значимые различия получены по шкале дружба (6,75; 10,10 при р=0,035). Наиболее выражены показатели у российских женщин. Возможно есть взаимосвязь со счастливым обществом, где российские женщины, живя в современном обществе и отрываясь от семьи в школьных и студенческих годах, находят поддержку и понимание среди друзей. В Китае превалирует конфуцианский уклад, послушание родителям;

- статистические значимые значения получены по шкале насыщенная жизнь (4,35; 9,65 при р=0,001). Для российских женщин в современном мире есть стремление к развитию и насыщенности жизни, это проявляется в получении второго образования как личностного развития, занятии спортом и участии в различных мероприятиях, путешествии, открытии своего любимого дела, основываясь на хобби. Отхождением от монотонной жизни создается позитив и заряд для себя и семьи, своего супруга, приобщения его к насыщенной, незабываемой и яркой жизни. Китайские женщины, в большинстве, не могут уделить столь много времени для насыщенной жизни, так как они, как и мужчины заняты на рабочем месте, а бывает и так, что работают на более тяжёлом производстве, так как в Китае нет ограничений на работу для полов как в России;

- по шкале здоровье (8,55; 3,65 при р=0,000) наибольшая выраженность показателей у китайских женщин. Уделение внимания здоровью со стороны китайских женщин является приоритетным. Возможно, это обусловлено тем, что Китай является большой фабрикой, в каждом районе промышленные заводы, что безусловно приводит к загрязнению окружающей среды и к различным заболеваниям. Даже в самом маленьком городе много разнообразных массажных и спа-салонов, оздоровительных саун, центров иглоукалывания и т.д. Однако, традиционная медицина и методы оздоровления и лечения превалируют над «западной» медициной: различные чаи и травы, правильное питание;

- статистические значимые значения получены по шкале известность и признание (7,05; 11,85 при р=0,003). Для

современных российских женщин в современных реалиях жизни существует возможность реализации в разных направлениях и в разных качествах. Вероятнее всего, это влияние западной концепции и вытеснение традиционного ценностного уклада жизни на второй план, а также превалирование в обществе инфантилов и перекладывание на женщину ответственность, а также влияние внешней среды и информации, которая подталкивает ее делать карьеру и быть успешной, известной в ущерб своей природной программе. Для китайских женщин первостепенное значение - это рождение ребенка, а уж затем карьера, признание;

- статистические значимые значения получены по шкале духовное равновесие (12,90; 7,95 при р=0,002). Наиболее выражены показатели у китайских женщин. Возможно, это связано с тем, что в Китае женщина реализует себя в карьере, занимает главенствующую роль во всем, на работе так и в семье духовное равновесие играет существенную роль для китайских женщин; так как постоянные порывы двигаться вперед, с амбициозностью действий, и направления энергии в русло внешнего развития, приводит к дискомфорту. Для российских женщин семья, муж, дети являются тем духовным стержнем, который является для неё основой для равновесия, реализации её развития взаимоотношений и поддержки супруга и заботе о детях, где она реализуется как хозяйка, женщина и мать;

- по шкале гедонизм наиболее выражены у российских женщин (9,85; 15,30 при р=0,000). Российские женщины могут получать удовольствие как от материальных ценностей, так и от духовных, довольствоваться малым. Для китайских женщин в эпоху капитализма гедонизм основан на получении только материальных благ;

- статистические значимые значения получены по шкале мудрость и богатый жизненный опыт (11,25; 7,10 при р=0,010). Китайские женщины, в большей мере, стараются использовать не только свой опыт, но и опыт своих родителей, прародителей, друзей. Сильное влияние оказывает конфуцианство, где изложена мудрость и правила поведения каждой общественной единицы, которой следуют китайские женщины. Однако, в повседневной жизни китайская женщина в семье занимает главенствующую роль, которая несет бремя ответственности за всё, возможно на этом сказывается постоянная конкурентная борьба вне дома и приоритет материальных ценностей над духовными. Российская женщина понимает, что она вышла замуж и соответственно всю ответственность за семью несет супруг при содействии и мудром совете жены;

- по шкале счастливая семейная жизнь наибольшая выраженность показателей у китайских женщин (16,90; 5,20 при р=0,000). Для китайских женщин, с развитием экономического потенциала Китая, счастливая семейная жизнь основывается на многих факторах. На факторе малочисленности женского пола по сравнению с мужским (в семье главенствующую роль играет супруга), фактора материальных требований к будущему супругу возможность обеспечивать семью (наличие машины, квартиры и хорошей работы), поэтому женщина может выбирать среди большинства кандидатур с наибольшим материальным достатком и подчинением себе. Для российских женщин при выборе пары важно духовное составляющее любовь, чувства, хотя не отрицается важность материальных ценностей;

- по шкале увлекательная деятельность выявлена тенденция к статистически значимым различиям (7; 9,95 при р=0,084). Для китайских женщин увлекательная деятельность разнообразие жизни, встречи с друзьями. Для российских женщин, в большей степени, предпочтения отдаются многосторонним действиям к развитию семейных вопросов, тем самым привнося в семью яркость, увлекательность, интерес, помогает российским женщинам чаще привлекать супруга к разному виду интересной деятельности, как участника, так и соучастника процесса;

- по шкале любовь выявлена тенденция к статистически значимым различиям (10,60; 8,05 при р=0,099). Для китайских женщин любовь проявляется в ежедневном контроле супруга, проявлении ревности, общении с родней и конечно материальный аспект. Любовь для российских женщин - это, в первую очередь, уважение к себе и окружающим, забота, чувство опоры, чувства комфортности и безопасности, материальное благополучие;

- по шкале счастливое общество выявлена тенденция к статистически значимым различиям (9,35; 11,70 при р=0,060). Российские женщины активнее социально, пытаются осчастливить свое окружение, чтобы чувствовать себя более комфортно, защищенно и иметь возможность морально отдыхнуть;

- по шкале продуктивность и эффективность выявлена тенденция к статистически значимым различиям (12,55; 10,00 при р=0,061). Для китайских женщин быть продуктивной и эффективной имеет большое значение. Это проявляется во всем в работе, в отдыхе, в отношениях. Вероятнее всего это связано с тем, что конкуренция внутри Китая очень высокая, что вызывает определенную реакцию у китайских женщин быть более эффективными и востребованными обществом. Для российских женщин данная тенденция и поведение так же свойственна, но она занижена, возможно это обусловлено тем, что проявление себя в семье является более важным для эффективности и продуктивности роста женщины.

Выводы. Итак, у женщин в китайских семьях наиболее выражены такие терминальные ценности как: любовь, здоровье, духовное равновесие, мудрость и богатый жизненный опыт, счастливая семейная жизнь, продуктивность и эффективность. Для женщин в китайских семьях наиболее значимо любить и быть любимой, здоровье во всем его проявлении, находиться в духовном равновесии, опираться на мудрость и богатый жизненный опыт, проживать счастливую семейную жизнь, быть продуктивной и эффективной во всех сферах жизни, в том числе и семье.

Для женщин в российских семьях наиболее важными, по сравнение с женщинами из китайских семей, являются: самосовершенствование, увлекательная деятельность, богатство, дружба, насыщенная жизнь, известность и признание, счастливое общество, гедонизм. Российские женщины активнее стремятся самосовершенствоваться как в личностном развитии, так и в роли заботливой матери и жены, хорошей хозяйки, стремятся к материальной обеспеченности, чтобы обезопасить себя от финансовых проблем, стремятся поддерживать отношения с друзьями, ведут насыщенную жизнь, стремятся к известности и признанию, предпочитают счастливое общество, хотят испытывать удовольствие во всех сферах жизни, в том числе и в семье.

Литература:

1. Галина, Ф.Ф. Сохранение традиционных семейных ценностей в условиях современных реалий / Ф.Ф. Галина, Е.С. Баранова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции - Уфа: Бист ОУП ВО «АТиСО», 2020. - С. 70-73

2. Карпушина, Л.В. Психология ценностей российской молодежи / Л.В. Карпушина, А.В. Капцов. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 252 с.

3. Кузьменко, Е.Б. Особенности взаимоотношений в китайской семье / Е.Б. Кузьменко, И.А. Скворцова, Н.С. Терешкова // Молодой ученый. - 2015. - № 19 (99). - С. 99-102

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - Москва: МОДЭК, 2011. - 400 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Л. Скворцова. - Москва: Мир и Образования, 2009. - С. 710.

6. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 288 с.

7. Синютин, А.А. Трансформация семейных ценностей в обществе риска / А.А. Синютин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2018. - №4. - С. 61-67

8. Тамилина, О.В. Отношение молодежи к семье как к ценности в современном обществе (на примере молодежи г.Ельца) / О.В. Тамилина, И.А. Зайцева // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат-лам I межд.студ. науч.-практ. конф. - Москва: Международный Центр Науки и Образования, 2017. - №2 (2). -С. 158-162

9. Шляхов, А.Л. Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы / А.Л. Шляхов - Москва, 2015. - 290 с.

10. Adler, J.N. Cross-Cultural Interaction: What We Know and What We Need to Know. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior / J.N. Adler, A. Zeynep. - Montreal, Quebec: McGill University. - 2008. - 307 с.

Психология

УДК 159.96

студент Института психологии Васильева Эдилия Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Института психологии Степанова Аграфена Прокопьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Находкин Василий Васильевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье определен взаимосвязь между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами у студентов. Для определения оценки уровня ситуативной и личностной тревожности применяли методику диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, а также Гиссенский опросник Е.Брюхлера и Дж. Снера для регистрации отдельных жалоб, относящихся к сферам: общее самочувствие, вегетативные расстройства, нарушения функций внутренних органов.В результате исследования получили следующие данные:высокий уровень личностной тревожности наблюдается у студентов I курса, выражены сердечные, истощение и ревматические психосоматические симптомы. У студентов с высоким показателем личностной тревожности имеется умеренная связь между истощением и ревматическими психосоматическими симптомами.

Ключевые слова: тревога, тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, психосоматика, психосоматические расстройства.

Annotation. This article defines the relationship between personal anxiety and psychosomatic disorders in students. To determine the level of situational and personal anxiety, the method of diagnosing anxiety of C.D. Spielberger, Yu.L. Khanin, as well as the Giessen questionnaire of E. Bruchler and J. Sner were used to register individual complaints related to the areas: general well-being, autonomic disorders, disorders of internal organ functions. As a result of the study, the following data were obtained: a high level of personal anxiety is observed in first-year students, cardiac, exhaustion and rheumatic psychosomatic symptoms.

Key words: anxiety, personal anxiety, situational anxiety, psychosomatics, psychosomatic disorders.

Введение. В современном мире наблюдается увеличение роста угрозы соматического, а также психологического благополучия личности. В связи с этим личность сталкивается с различными рода стрессовыми ситуациями: информационная перегрузка, страх за свое здоровье и состояние близких, неопределенность в будущем и прочее. Концентрация своего внимания на отрицательных эмоциях, переживаниях способствует развитию тревоги. Тревога -физиологическая реакция организма на стрессовые воздействия. Тревога характеризуется комбинацией различных эмоций, которые влияют на физическое, психическое и социальное компоненты личности [9, С. 358]. Постоянное пребывание в состоянии повышенной тревоги содействует развитию тревожности [6].

Проблемой тревожности занимались следующие исследователи Р. Мэй, 1950; Ч.Д. Спилбергер, 1966; Ю.Л. Ханина, 1976; Л.И. Божович, 1968 и др. Итак, тревожность - особое эмоциональное состояние, которое сопровождается повышенной эмоциональной напряженностью, вызванным чувством страха, опасения, а также беспокойства [8].

Существует следующие виды тревожности: личностная и ситуативная тревожность. Личностная тревожность -свойство личности, вызванное склонностью личности к постоянному переживанию чувства беспокойства, беспричинного страха, а также чувства волнения. Однако, ситуативная тревожность - состояние, которое возникает как реакция на определенную ситуацию, сопровождаемая чувством эмоционального и физического дискомфорта [3]. Было доказано, что состояние повышенной тревожности ухудшает познавательную активность, снижает работоспособность, тем самым негативно влияет на адаптационные процессы [2, С. 45].

Тревожность является одним из факторов развития психосоматических расстройств. Под психосоматическим расстройством понимают расстройство функции различных органов и систем, возникающих под воздействием психотравмирующего фактора [10].

Различные авторы в своих трудах отразили взаимосвязь психосоматических расстройств с наличием тревожности (З.Фрейд, 1895; Р.Мэй, 1979; Ш.Хэйман, 1973 и другие).

По мнению представителей кортико-висцеральной теории К.М. Быкова и И.Т. Курцина (1960), психосоматические расстройства возникают вследствие первичного нарушения корковых механизмов управления внутренними (висцеральными) органами, в результате перенапряженного возбуждения или торможения в головном мозге [4, С. 12].Согласно кортико-висцеральной теории, гипотиреоз является результатом нарушения взаимодействия между корой больших полушарий головного мозга и щитовидной железой, вследствие хронической тревожности (смерть близкого человека, развод, особенности трудовой деятельности, насилие и пр.).Также гипертоническая болезнь формируется в результате длительного или сильно перенесенного тревожного состояния. При наличии тревожных состояний повышается в организме выработка адреналина и норадреналина, что приводит к повышению давления крови в артерии сосудов и сердца, в свою очередь, это приводит к преждевременному износу этих органов, а также нарушения работы почек или головного мозга.

Как отмечает Франц Александер - один из основателей психосоматики, автор «теории психосоматической специфичности», психические расстройства формируются при взаимодействии трех факторов - психологических,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.