Научная статья на тему 'Особенности теоретических исследований в педагогике'

Особенности теоретических исследований в педагогике Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
373
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕОРИЯ / ПЕДАГОГИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИЕРАРХИЯ / ИНДУКЦИЯ / ДЕДУКЦИЯ / EDUCATION / SCIENCE / RESEARCH / THEORY / PEDAGOGY / CLASSIFICATION / HIERARCHY / INDUCTION / DEDUCTION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ишков А.Д.

Рассматривается возможность повышения качества теоретических исследований в педагогике на базе построения иерархических систем естественных классификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THEORETICAL RESEARCHES IN PEDAGOGY

Discusses the possibility of improving the quality of theoretical researches in pedagogy based on the creation of hierarchical systems of natural classifications.

Текст научной работы на тему «Особенности теоретических исследований в педагогике»

ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В

ПЕДАГОГИКЕ

FEATURES OF THEORETICAL RESEARCHES IN PEDAGOGY

А.Д. Ишков

A.D. Ishkov

ФГБОУ ВПО МГСУ

Рассматривается возможность повышения качества теоретических исследований в педагогике на базе построения иерархических систем естественных классификаций.

Discusses the possibility of improving the quality of theoretical researches in pedagogy based on the creation of hierarchical systems of natural classifications.

У людей, приходящих в педагогику или другие феноменталистские (описательные) науки из эссенциалистских (объяснительных) наук, часто возникает разочарование в низком методологическом уровне этих наук, не позволяющем получить количественной оценки явлений и процессов в изучаемой области. Однако это не повод для отношения к данным наукам как к ущербным, а всего лишь показатель того, что данная научная отрасль находится на начальном, эмпирическом этапе своего развития. Научная работа на этом этапе имеет свои особенности, знание которых позволяет проводить полноценные теоретические исследования и рамках описательных наук.

Гуманитарные и общественные науки оказались в разряде феноменталистских наук из-за сложности, изменчивости и малой предсказуемости изучаемых объектов. Поэтому они базируются на качественных теориях и выполняют в основном описательные функции, тогда как объяснительные науки построены главным образом на количественных средствах анализа [2].

Основным способом получения научного знания на эмпирическом этапе развития являются опытные исследования, которые постепенно обобщаются в закономерности, классификации, некоторые принципы. Последующее развитие понятийного аппарата науки, связанное с появлением типологий, моделей, целостных систем и пр. переводит науку на теоретический этап развития, когда полученные теоретические знания, кроме объяснения ранее открытых фактов и эмпирических закономерностей, позволяют предсказывать будущие события и факты.

Большинство эссенциалистских наук (математика, физика, ряд других естественных наук) обладают высоким гносеологическим и методологическим уровнем, поскольку опираются на теории, разработанные с помощью дедуктивного подхода. В этих науках теория представляет собой высшую форму организации научного знания, дающую целостное представление о существенных связях в объекте исследования.

6/2Q11 мвВЕСТНИК

В феноменталистских науках используется «слабая» версия научной теории, которой Новиков A.M. дает следующее определение: «теория - форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, т.е. всех явлений и процессов, описываемых данной теорией» [1].

По логической структуре научные теории можно разделить на три типа:

• описательные теории, широко распространенные в психологии и педагогике, представляют собой упорядочение, обобщение эмпирического материала и имеют, как правило, качественный характер, не позволяющий получить количественную оценку явления;

• математизированные теории, в которых с помощью математического аппарата создаются математические модели, отражающие существенные стороны реальных изучаемых объектов, что, с одной стороны, расширяет возможности интерпретаций, а, с другой стороны - усложняет содержательное объяснение полученных результатов;

• дедуктивные теории, в которых сначала формулируется основа (например, аксиомы в классической геометрии), а в теорию включаются лишь утверждения, логически выведенные из этой основы.

При этом теория любого типа включает в себя следующие обязательные компоненты:

• исходную эмпирическую основу теории, в которую входит множество зафиксированных фактов, которые нуждаются в теоретической интерпретации;

• исходную теоретическую основу теории - допущения, постулаты, аксиомы, общие законы, принципы;

• логику теории, определяющую допустимые в рамках теории правила логического вывода и доказательства;

• основное содержание теории - полученные теоремы, следствия, утверждения, условия, принципы и пр.

Научная теория (даже в феноменталистских науках) должна быть: 1) полной (охватывать все явления и процессы из своей предметной области) и 2) непротиворечивой (все структурные элементы теории, к которым относятся идеи, постулаты, принципы, модели, условия и пр., не должны логически противоречить друг другу). Эти два требования являются самыми важными показателями научности теории, выполнение которых в феноменталистских науках позволяет последним подняться в методологическом плане до уровня эссенциалистских наук.

Обеспечить выполнение требований полноты и непротиворечивости теории можно, в частности, за счет использования важнейшей формы систематизации знания -классификационного подхода, который широко используется во всех науках, а для феноменталистских наук является основным инструментом их перевода на теоретический этап развития. В философском энциклопедическом словаре классификация (от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) определяется как «многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом классификации является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия - видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные классификации дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития каких-либо отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований» [5]. Классификации обычно представляются в

виде иерархических деревьев или таблиц, которые в конечном итоге могут быть сведены к структуре древесного порядка. Яркими примерами научных классификаций являются периодическая система элементов Д.И. Менделеева и классификация растений К. Линнея.

Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов и определяет место объекта в системе, которое указывает на его свойства. Грамотно построенная классификация позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных фактов или закономерностей.

Построить классификацию можно индуктивно, дедуктивно или используя оба способа [6]. Индуктивный способ чаще используется при обработке фактического материала и оформлении его в виде схем и таблиц, а дедуктивный - при систематизации областей знания. Если при построении классификации используются оба способа, то в этом случае низшие классы, как правило, образуются индуктивно, а высшие - дедуктивно.

Выделение признаков определяющих класс при индуктивном построении классификации производится по следующим правилам:

• из различных возможных группировок сходных объектов выбирают ту, которая основана на наибольшем числе сходных признаков;

• из числа сходных признаков выделяют такой, который объяснял бы все остальные или служил их показателем;

• чтобы выделить специфический признак класса, сравнивают два крайних его представителя и берут такой признак (признаки), которого не будет у двух крайних представителей классов, соподчиненных данному.

При дедуктивном построении классификации используется операция деления объема наиболее общего понятия, поэтому правила образования классификации представляют собой правила деления, специфицированные применительно к классификации и сформулированные в виде требований непересекаемости, взаимоисключаемо-сти, соразмерности и непрерывности.

1. Требование непересекаемости обязывает проводить деление на каждой ступени только по единому общему основанию (признаку). Деление может производиться по основанию: а) наличие-отсутствие признака, или б) по степени проявления признака (в этом случае объем делимого понятия разбивается на основе степеней имеющегося признака на члены этого деления). Хотя деление одного понятия может быть различным в зависимости от избранного основания, при однократном делении нельзя наравне с видами, соответствующими данному основанию деления, включать в образовавшийся ряд объекты, не соответствующие этому основанию. При нарушении требования непересекаемости происходит перекрещивание объемов понятий членов деления. Эта ошибка, называемая «подмена основания», возникает, например, при делении транспорта на наземный, водный, воздушный, общего пользования и личного пользования, смешав два основания: вид среды, в которой осуществляются перевозки, и назначение транспорта.

Возможно многократное (по нескольким основаниям) деление одного класса на подклассы с образованием различных рядов, что позволяет (если получится ряды упорядочить) зафиксировать больше свойств и отношений объектов. Этот прием использован в таблице Менделеева, где деление элементов по атомному весу (ряды) и по валентности (группы) образует «решетку».

Основанием деления всегда является некоторый признак делимого понятия. Тогда как принципом упорядочения членов ряда может служить лишь признак, распростра-

6/2011 мвВЕСТНИК

няющийся на всю классификацию, например, логические свойства членов ряда (сходство содержания, степень абстрактности), общефизические, генетические, пространственные, хронологические свойства, признаки имен классов (алфавитный порядок).

Желательно иметь признак, который используется в качестве основания деления на всех ступенях, т.е. служит принципом упорядочения горизонтального ряда. В классификации с большим числом уровней надо стремиться хотя бы к тому, чтобы основания деления на каждой ступени были бы по возможности близкими по содержанию и объединялись, по крайней мере, в общие категории (предмет, процесс, атрибут и т.д.), как в библиотечных классификациях. Единый характер оснований деления обеспечивает систематичность классификации и облегчает операцию классифицирования.

2. Требование взаимоисключаемости обязывает члены деления одного ряда взаимно исключать друг друга: ни один из них не должен входить в объем другого (их объемы не должны пересекаться, иметь общие элементы). Это требование тесно связано с требованием непересекаемости, так как если деление осуществляется не по одному основанию, то члены деления (видовые понятия) будут находиться в отношении частичного совпадения. Нарушению требования взаимоисключаемости («потеря основания деления») происходит, например, при делении философов на материалистов, идеалистов и метафизиков, так как метафизиками могут быть и материалисты, и идеалисты.

3. Требование соразмерности состоит в том, чтобы сумма объемов всех членов деления была в точности равна общему объему делимого родового понятия, то есть, чтобы деление было исчерпывающим. Нарушение этого требования ведет или к неполному (с остатком) делению (перечисляются не все виды родового понятия, например, когда все деревья делят на яблони, сосны и березы) или к избыточному делению (появляются лишние члены деления, например, когда товары делят на отечественные, импортные и повседневного спроса).

4. Требование непрерывности контролирует, чтобы подразделение на подклассы (образование вертикального ряда схемы) было строго последовательным, без скачков, то есть делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственно видовые понятия. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке «скачок в делении», когда, например, делят животных на травоядных, плотоядных и коров, то есть, скакнув от травоядных сразу к коровам (минуя парнокопытных).

Субботин А.Л. определяет классификацию как «общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию об ее объектах» [4]. Искусственные классификации, объекты которых группируются на основании произвольных легко различимых свойств (вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов: алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.), решают только первую задачу. Однако в процессе становления науки классификации постоянно совершенствуются, двигаясь от искусственных систем к системе естественной классификации. В естественных классификациях объекты объединяют в естественные группы, то есть группируют на основании комплекса свойств объектов, отражающих их природу. В естественной классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравне-

нию с любой другой группировкой этих объектов. Естественные классификации являются не только описательно-распознавательными, но и пояснительными, объясняющими причины общности свойств классификационных групп и характер отношений между группами. Наиболее ценными являются естественные классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому (например, периодическая система химических элементов).

Указанные особенности естественных классификаций позволяют философам [4] утверждать, что «по своему становлению, и по функции естественная классификация аналогична научной теории» и «дает возможность прогнозировать новые результаты».

Таким образом, на существующем эмпирическом этапе развития педагогической науки повысить методологический уровень и обеспечить необходимую строгость проводимых исследований можно путем разработки педагогических теорий на базе иерархических систем естественных классификаций, охватывающих ключевые понятия педагогики: технологии, методы, средства, формы обучения и пр. Причем все эти классификации должны быть построены с учетом требований непересекаемости, взаимоисключаемости, соразмерности и непрерывности. Поскольку имеющиеся в педагогике в настоящее время деления понятий: только в очень редких случаях и в частных разделах педагогики могут претендовать на звание естественных классификаций; изредка встречаются искусственные классификации, тогда как подавляющая часть делений относится к группировке объектов.

Литература

1. Новиков A.M. Методология образования. Издание второе. - М.: «Эгвес», 2006.

2. Новиков A.M., Новиков ДА. Методология научного исследования. - М.: Либроком,

2010.

3. Петров Ю. А, Захаров А. А. Практическая методология. - Озерск: ОТИ МИФИ, 2001.

4. Субботин А.Л. Классификация. - М.: ЦОП ИФ РАН, 2001.

5. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. A.A. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

6. Философская энциклопедия. В 5-ти тт. - М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

Literature:

1. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. Izdanie vtoroe. - M.: «Egves», 2006.

2. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. - M.: Librokom,

2010.

3. Petrov Yu. A, Zaharov A. A. Prakticheskaya metodologiya. - Ozersk: OTI MIFI, 2001.

4. Subbotin A.L. Klassifikaciya. - M.: COP IF RAN, 2001.

5. Filosofiya: Enciklopedicheskii slovar' / Pod red. A.A. Ivina. - M.: Gardariki, 2004.

6. Filosofskaya enciklopediya. V 5-ti tt. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1960-1970.

Ключевые слова: образование, наука, исследование, теория, педагогика, классификация, иерархия, индукция, дедукция.

Keywords: education, science, research, theory, pedagogy, classification, hierarchy, induction, deduction.

Почтовый адрес автора: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.

Телефон/факс автора: (499) 183-54-74. e-mail автора: ishkov@mgsu.ru.

Рецензент: Сергеева Т.А., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательского института развития профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.