УДК 656.61-048.32
ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА МОРСКОЙ ТОРГОВЛИ
Примачева Н.Н., к.э.н., доцент ( ОНМА)
Розглядаються особливостг поточного формування параметргв ринку транспортних послуг. Увага звертаеться на систему структуризацИ торговельного судноплавства. Розкрито окрем1 закономгрностг розвитку спецгалгзованих судноплавних компангй за критергями стгйкого позицгювання в м1жнародних логгстичних системах.
Ключовi слова: эффективность, глобальный рынок, фрахтовый рынок, интеграционные процессы, грузооборот.
Постановка проблемы исследования.
Глобальная транспортная система морской торговли [1] включает ряд специализированных звеньев, среди которых выделяются судоходные компании, торговые порты, инвестиционный и сервисный комплексы, а также экологические ограничения устойчивого функционирования системы. При рациональном развитии структурных элементов достигается необходимая фрахтовая независимость внешней торговли и оптимизируется валютная составляющая ВВП. Отмечается тотальная взаимосвязь и взаимозависимость структурных подразделений морехозяйственного комплекса.
Исторически экономическая, социальная и экологическая деятельность человечества в системе ресурсов моря и мирового океана постоянно расширялась. Однако, с повышение роли морской торговли и появления глобальных тенденций [2] при сохранении принципов дифференциации на региональном и видовом секторах деятельности возникает необходимость уточнения содержательных аспектов рынка морской торговли.
Формирование и эффективность функционирования мирового фрахтового рынка свидетельствует о том, что в различные периоды мировых экономических отношений [3] перед транспортными компаниями и грузовладельцами возникали сложные задачи, решение которых предопределяло устойчивость мировой и национальной экономик. При этом значение и уровень воздействия одних проблем усиливалось, других - уменьшалось. При решении очередных задач возникали не менее сложные, новые. Естественно, каждый период формирования сбалансированности рынка транспортных услуг отличается специфическими путями и методами решения сформированных противоречий.
Анализ состояния проблемы. Изменчивость основных показателей состояния международной морской торговли
предопределяет необходимость контроля
ситуации с целью реакции на новые условия. Сложность реализации перспективных проектов развития обусловливает концентрацию внимания на характере изменения текущих характеристик [4, 5] глобальной морской индустрии. В тоже время основные характеристики экономического роста остаются важнейшим фактором и источником развития национальной
транспортной системы, нацеленной на обслуживание внешнеэкономической
деятельности. При нарушении
сбалансированности формируются
экономические, социальные потери и снижается общая безопасность участия в международном разделении труда [6 ].
Главным в этих условиях становится выделение наиболее актуальных проблем с целью раскрытия устойчиво присущих тенденций и закономерностей, которые проявляются четко. Выделение и познание внутреннего единства и влияния на параметры развития - основная задача разработки стратегии морской политики в целом и характера функционирования отдельных предприятий.
Докризисный экономический рост и характер антикризисных стратегий, которые демонстрирует Китай, подтверждает
неразрывность развития производственного потенциала флота и базовых портов и устойчивости позиционирования национального хозяйства в глобальной экономике. Несмотря на появление публикаций, посвященных
особенностям инвестиционной деятельности и интермодальных технологий развития водного транспорта [7, 8, 9], проблема дифференциации влияния судоходной индустрии отдельных стран на глобальные процессы не раскрыта.
Особое место в развитии морской индустрии занимает проблема занятости и формирования новых рабочих мест. Однако актуальной остается проблема
ресурсосбережения на принципах эффекта масштаба. Одновременно требуют уточнения
© Примачева Н.Н.
Вкиик економжи транспорту i промисловост № 35, 2011
параметры общей безопасности мореплавания и выбора стратегии экономического
позиционирования в международном разделении труда и эффективности его транспортного обслуживания.
Постановка задачи и цели исследования. Для обеспечения нормальных условий становления страны как морской державы важнейшим становится необходимость рассмотрения особенности текущего
формирования потенциала глобального рынка морской торговли. В связи с этим основной целью статьи является систематизация условий устойчивого функционирования основных сегментов морской индустрии.
Основной материал. Место морского транспорта в производственном комплексе страны зависит от государственной морской политики. В ряде морских государств торговое судоходство относится к базовым отраслям, обеспечивающим расширение экспортного потенциала. Эффективная работа морского транспорта повышает конкурентоспособность национального производства и формирует условия доступности к мировым ресурсам.
Относительно устойчивый рост морской торговли и достаточно стабильная эффективность транспортного бизнеса предопределяет стремление к
совершенствованию технологических процессов доставки грузов и к перераспределению грузопотоков по альтернативным путям. В условиях опережающего экономического роста в странах ЮВА, несмотря на приоритетность традиционного морского маршрута, возникают альтернативные мультимодальные направления и формируются международные транспортные коридоры. При этом необходимо различать европейские транспортные коридоры, в основе которых лежали задачи транспортно-экономических связей Западной и Восточной Европы, и коридоры, учитывающие глобальные международные отношения. К последним относятся оси Север - Юг и Восток - Запад. При реализации этого проекта время транзита Западная - Европа - Индия сократится с 37 суток до 15. Однако важнейшим препятствием становится ограниченность инвестиций в странах маршрута и ограниченность внимания со стороны других инвесторов переключать денежные потоки в сторону конкурирующих операторов. Поэтому большинство проектов международных транспортных коридоров остается нереализованными.
При этом необходимо учитывать, что, несмотря на общесистемную значимость
морского транспорта для функционирования глобальной и национальной экономик, постоянно ужесточаются условия коммерческой
эксплуатации судов. Достаточно вспомнить решение 57 сессии комитета по защите морской среды, где принято положение об ограничении выбросов в атмосферу с судов. Меры оказываются настолько жесткими, что свобода торгового судоходства становится
проблематичной для многих государств. Это решение принято без исследований реального уровня опасности выбросов из судов в атмосферу.
Усложнение циклических процессов, несмотря на антикризисные факторы управления производственной деятельностью, обусловлены процессами экспорта капитала. После укрепления европейской, японской и китайской валют издержки производства оказались
приближенными к уровню США. При этом произошло кардинальное изменение курсов валют, что обусловило возрастание экспорта капитала в США. Повышение обменного курса евро снизило затраты на строительство и на совместные капиталовложения. Следствием такого характера глобальных экономических процессов явилось повышение роли морского транспорта и изменение структуры и направлений грузопотоков.
Как видно из рис. 1, страны ОСЭР характеризуются медленным ростом
промышленного производства, однако благодаря высокой добавленной стоимость продукции, наряду с высокими темпами развития государств, образующих объединение BRICS, и определяющих темпы мирового ВВП, формируются высокие темпы роста глобальной торговли. В соответствии с этим образуются объемы морской торговли и потребности в соответствующем технико-экономическом
уровне флота и торговых портов.
Одним из следствий трансформации стоимостных параметров на ресурсы, труд и колебания валютных курсов является концентрация судостроения в странах Азии. В докризисном периоде японские, корейские и китайские судоверфи обеспечивали 32, 35 и 20 % соответственно от мирового объема заказов на строительство новых судов. На остальные верфи мира приходилось менее 10% объема мирового судостроения. На оставшихся европейских судостроительных заводах численность работающих уменьшилась с 400 до 85 тысяч человек. При этом ЕС использовал принцип прямых дотаций на строительство судов.
Вкник економжи транспорту i промисловост № 35, 2011
'930 '99' '992 '993 '934 "991 '93« '93? "398 '939 2qc0 2сс 2)02 2003 2с04 2cos 2006200? x« 20q9 20'0
к-'/*>Ю зааккгг м«
'/«по GOP « к • 0€С0 irc«.arai Prooucacn Г«х
—•— уйпс nepcfarios« тхл
Источник: UNCTAD secretariat.
Рисунок 1 - Темпы экономического роста и объема внешней торговли
Следует различать два направления развития и функциональной деятельности торгового флота. Первое формирует факторы роста капиталоемкости и текущих затрат. Это реализация требований безопасности с установкой новейшего оборудования, гарантирующего надежность мореплавания, недопущение загрязнения моря и воздуха. При этом предусмотрен жесткий контроль со стороны классификационных обществ. Второе связано с минимизацией негативных финансовых последствий на основе адекватного роста производительности судов, что и сдерживает темпы роста затрат, а следовательно, и тарифных ставок.
При выборе стратегии развития национального морского транспортного комплекса необходимо учитывать, что экономический рост в отдельных регионах происходит в системе взаимосвязи с глобальной тенденцией. Поэтому внимание необходимо концентрировать на различных исторических процессах - уровне инвестиционных приоритетов, характере
образования человеческого капитала и его экспорта, темпах реализации
инновационных процессов в отраслях и в системе торгового флота.
Выводы. Эффективное участие в международном разделении труда в эпоху глобализации и конкурентных технологий зависит от двух основных обстоятельств. Во-первых, от качества и ценовой привлекательности продукции, и, во-вторых, от экономичности и надежности доставки ее. Последнее и предопределяет постоянное совершенствование транспортных средств и оптимизацию маршрутов. Поэтому Россия, несмотря на сохранение роли в поставках
нефтепродуктов на европейский рынок традиционными маршрутами реализует альтернативные проекты с участием трубопроводного и морского транспорта.
Глобальный рынок морской торговли характеризуется постоянным, а в отдельные периоды и резким ростом дедвейта флота и его провозной способности. Этот процесс реализуется как в форме пополнения состава судов традиционными судовладельцами, так и вследствие появления новых инвесторов. При последующем увеличении спроса (величины грузопотоков) и полном использовании провозной способности расширяется состав конкурентов на важнейших маршрутах международных перевозок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Review of maritime Transport, 2010 Report by the UNCTAD secretariat //United Nations New York and Geneva: 2010 - 184 p.
2. Николаева Л. Л. Принципы устойчивого развития судоходных компаний в глобальном рынке морской торговли: монография / Л. Л. Николаева. -Одесса: Фенкс, 2007. - 323 с.
3. Кругман П. Р. Международная экономика / П. Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. С англ.. В. Кузина и др. - СПб.: Питер, 2003. - 832 с.
4. Пугель Т. А. Международная экономика: учебн. / Т. А. Пугель, П. Х. Линдерт; пер. с англ. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 800 с.
5. Сакс Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный поход / Дж. Д. Сакс, Б. Ф. Ларрен; пер. с англ. О. В. Буклемитева и др. - М.: Дело, 1996. - 847 с.
6. Примачев Н. Т. Методы измерения эффективности морского транспортного
Вкиик економжи транспорту i промисловост № 35, 2011
комплекса/ Н. Т. Примачев. - Одесса: ИПРЭЭИ. 2009. - 257 с.
7. Боняр С. М. Судоходство река-море: проблемы развития судовладельческих компаний/ С. М. Боняр. - Одесса: ИПРЭЭИ. 2009. - 288 с.
8. Жихарева В. В. Теория и практика инвестиционной деятельности судоходных
копаний: монография/В. В. Жихарева - Одесса; Феникс. 2010. 415 с.
9. Василенко С.Д.. Чечггко Ю.Т. 1ст^я Укра!ни: контекст свггово! морсько! политики ХХ столитя. - Одеса: Друк, 2007.-352 с.
Аннотация. Рассматриваются особенности текущего формирования параметров рынка транспортных услуг. Внимание обращается на систему структуризации торгового судоходства. Раскрыты отдельные закономерности развития специализированных судоходных компаний за критериями стойкого позиционирования в международных логистических системах.
Ключевые слова: эффективность, глобальный рынок, фрахтовый рынок, интеграционные процессы, грузооборот.
Summary. The features of the current forming of parameters of market of transport services are examined. Attention applies on the system of structure of point-of-sale navigation. Separate conformities to law of development of the specialized navigable companies are exposed after the criteria of the proof keeping in the international logistic systems.
Keywords, efficiency, global market, chartered market, integration processes, turnover of goods.
Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Винников В.В. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Боровик Ю.Т.
УДК 656.2.001.73(87)
РЕФОРМУВАННЯ ЗАЛ1ЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ ЯК ЗАС1Б
РОЗВИТКУ КОНКУРЕНЦП
Слтченко О.Л., застнач. ДонецькоИзалiзницi з екон.пит, здобувач (УкрДАЗТ)
У сmаmmi розглянуто заходи та етапи проведення реформування та реструктуризацИ залiзничного транспорту таких крат як Великобритатя, Швецiя, США та Канада. Обрано найбшьш прийнятний варiанm реформування украгнських залгзниць та видшено загальнi аспекты здшснення цього процесу.
Ключовi слова: реформування, реструктуризация, зал1зничний транспорт.
Постановка проблеми. Стршка змша свггово! економiки стимулюе уряди рiзних кра!н до пошуку нових структурних форм функцюнування залiзничного транспорту. яш дозволять залiзницям зберегти свою конкурентоспроможтсть. Функцюнування залiзничного транспорту в умовах ринково! економiки вимагае здшснення переходу вщ монопольного становища державних затзниць до роботи засновано! на конкурентнш боротьбг Цей перехщ передбачае проведення реформування галузi з !! адаптащею до функцюнування в ринкових умовах. а саме реструктуризащею.
Складт процеси реформування та реструктуризацп вже проведет в багатьох розвинутих кра!нах та приносять сво! результати.
яш виражаються у збшьшент обсяпв роботи, активному розвитку високошвидшсного руху.
Украша тшьки починае впровадження нових принцитв функцюнування i е тонерами у проведент реформування, тому для не! надзвичайно важливо вивчати, аналiзувати, адаптувати та використовувати досвщ шших кра!н. Аналiз свггового досвщу е необхщним та актуальним.
AHmi3 остантх до^джень i публтацш. У впчизнянш лiтературi iснуе чимало фундаментальних праць, присвячених дослвдженню светового досвiду реформування залiзничного транспорту, таких авторш як Ткаченко С., Сисоева Е., Дацковська Д., Александрова В. та багато iнших,
© Сл^енко О.Л.
Вкиик економiки транспорту i промисловостi № 35, 2011