Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СЕМЕЙСТВА АIRВUS А-320 ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ПОСТОРОННИМИ ПРЕДМЕТАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СЕМЕЙСТВА АIRВUS А-320 ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ПОСТОРОННИМИ ПРЕДМЕТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / СТАТИСТИКА / АНАЛИЗ / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ПТИЦА / АВИАКОМПАНИЯ / MAINTENANCE / ENGINEERING PERSONNEL / STATISTICS / ANALYSIS / AIRCRAFT / BIRD / AIRLINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбак Евгений Васильевич

Актуальность и цели. Актуальность статьи связана с регулярными случаями попадания птиц в воздушные судна. Цель статьи - показать, сколько требуется человеческих, временных и экономических ресурсов, чтобы вновь ввести воздушное судно в эксплуатацию. Материалы и методы. Рассматривается процесс технического обслуживания авиационного двигателя после столкновения воздушного судна с птицей. Весь процесс описывается в три этапа, включая описание примера, и строго регламентируется производителем воздушных судов компанией AIRBUS. Вся технология, материалы и специальное оборудование указаны в основных документах «Руководство по техническому обслуживанию (Aircraft Maintenance Manual)» и «Руководство по ремонту конструкции воздушного судна (Structural Repair Manual)». Результаты. Также описываются технологии предотвращения попаданий птиц в ВС, используемые в аэропортах на территории РФ. Представлен анализ статистики за 2018 и 2019 гг. Производится оценка степени ущерба. Вывод. Устранение последствий повреждения ВС посторонними предметами является долгосрочным и экономически невыгодным процессом. Актуальность сотрудничества орнитологических служб и аэропортов стоит на первом месте и напрямую влияет на безопасность полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE FEATURES AIRCRAFT OF THE AIRBUS A320 FAMILY IF DAMAGED BY FOREIGN OBJECTS

Background . The relevance of the article is associated with regular cases of birds getting into aircraft. The purpose of the article is to show how much human, time and economic resources are required to put the aircraft back into operation. Materials and methods . The process of maintenance of an aircraft engine after the collision of an aircraft with a bird is considered. The entire process is described in three steps, including a description of the example, and is strictly regulated by the aircraft manufacturer AIRBUS. All technology, materials and special equipment are listed in the main documents "Aircraft Maintenance Manual" and "Structural Repair Manual". Results . It also describes the technologies for preventing birds from entering the aircraft used at airports in the Russian Federation. The analysis of statistics for 2018 and 2019 is considered. The degree of damage is assessed. Conclusion . Elimination of the consequences of damage to the aircraft by foreign objects is a long-term and economically unprofitable process. The relevance of cooperation between ornithological services and airports is in the first place and directly affects flight safety.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СЕМЕЙСТВА АIRВUS А-320 ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ПОСТОРОННИМИ ПРЕДМЕТАМИ»

УДК 629.7.083 DOI 10.21685/2307-4205-2020-4-16

Е. В. Рыбак

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СЕМЕЙСТВА AIRBUS А-320 ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ПОСТОРОННИМИ ПРЕДМЕТАМИ

E. V. Rybak

MAINTENANCE FEATURES AIRCRAFT OF THE AIRBUS A320 FAMILY

IF DAMAGED BY FOREIGN OBJECTS

Аннотация. Актуальность и цели. Актуальность статьи связана с регулярными случаями попадания птиц в воздушные судна. Цель статьи - показать, сколько требуется человеческих, временных и экономических ресурсов, чтобы вновь ввести воздушное судно в эксплуатацию. Материалы и методы. Рассматривается процесс технического обслуживания авиационного двигателя после столкновения воздушного судна с птицей. Весь процесс описывается в три этапа, включая описание примера, и строго регламентируется производителем воздушных судов компанией AIRBUS. Вся технология, материалы и специальное оборудование указаны в основных документах «Руководство по техническому обслуживанию (Aircraft Maintenance Manual)» и «Руководство по ремонту конструкции воздушного судна (Structural Repair Manual)». Результаты. Также описываются технологии предотвращения попаданий птиц в ВС, используемые в аэропортах на территории РФ. Представлен анализ статистики за 2018 и 2019 гг. Производится оценка степени ущерба. Вывод. Устранение последствий повреждения ВС посторонними предметами является долгосрочным и экономически невыгодным процессом. Актуальность сотрудничества орнитологических служб и аэропортов стоит на первом месте и напрямую влияет на безопасность полетов.

Ключевые слова: техническое обслуживание, инженерно-технический персонал, статистика, анализ, воздушное судно, птица, авиакомпания.

Abstract. Background. The relevance of the article is associated with regular cases of birds getting into aircraft. The purpose of the article is to show how much human, time and economic resources are required to put the aircraft back into operation. Materials and methods. The process of maintenance of an aircraft engine after the collision of an aircraft with a bird is considered. The entire process is described in three steps, including a description of the example, and is strictly regulated by the aircraft manufacturer AIRBUS. All technology, materials and special equipment are listed in the main documents "Aircraft Maintenance Manual" and "Structural Repair Manual". Results. It also describes the technologies for preventing birds from entering the aircraft used at airports in the Russian Federation. The analysis of statistics for 2018 and 2019 is considered. The degree of damage is assessed. Conclusion. Elimination of the consequences of damage to the aircraft by foreign objects is a long-term and economically unprofitable process. The relevance of cooperation between ornithological services and airports is in the first place and directly affects flight safety.

Keywords: maintenance, engineering personnel, statistics, analysis, aircraft, bird, airline.

Статистика инцидентов и добровольных сообщений

Согласно данным официальной статистики Федерального агентства воздушного транспорта (рис. 1), за 2018 г. произошло 74 инцидента и 946 случаев добровольного сообщения о столкновении воздушных судов (ВС) с птицами. На рис. 2 показано, что за 2019 г. этот показатель составил 1306 случаев добровольного сообщения и 80 инцидентов. Для объективности данных статистика 2020 г. не была учтена, так как авиасообщение в период пандемии было сокращено [1, 2].

Приняв во внимание официальные данные Росавиации, видим, что количество инцидентов и добровольных сообщений растет.

© Рыбак Е. В., 2020

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Рис. 1. Количество сообщений о случаях столкновения воздушных судов с птицами в 2018 г.

Рис. 2. Количество сообщений о случаях столкновения воздушных судов с птицами в 2019 г.

Следовательно, растет нагрузка на инженерно-технический персонал (ИТП). Каждый случай требует особой проверки состояния воздушных судов, масштаба и оценки повреждений, объема работ, требуемого для устранения последствий столкновения. Некоторые повреждения носят сильный характер, и в таких случаях требуется запрос на порядок действий у производителя ВС компании AIRBUS1.

1 Одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960 - х годов путем слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолеты под маркой AIRBUS.

150 RELIABILITY AND QUALITY OF COMPLEX SYSTEMS

Чаще всего авиакомпании обходятся собственными ресурсами. Инженерно-технический персонал делает тщательный осмотр после каждого рейса, следуя строгому порядку и перечню работ, предписанных авиакомпанией и производителем [3] (рис. 3).

!

Рис. 3. Анализ данных о столкновениях воздушных судов с птицами (се виды сообщений) в 2018 г.

Исходя из статистики, представленной выше, видим, что наиболее подверженной столкновению с птицами частью ВС является двигатель. Поэтому далее будет разбираться допустимый случай столкновения ВС с птицей [4].

Пример. Экипаж с воздуха информирует о том, что при заходе на взлетно-посадочную полосу на высоте до 200 м в двигатель № 1 попала птица. Командир с воздуха передает в центр управления полетами авиакомпании об инциденте, далее информируется ИТП, служба безопасности аэропорта и авиакомпании, а также орнитологическая служба аэропорта. ИТП обязан действовать строго согласно документации производителя, в данном случае это «Руководство по техническому обслуживанию» (AMM1).

Компания AIRBUS регламентирует процедуру инспектирования ВС в три этапа:

1) провести тщательный первичный визуальный осмотр всех поверхностей воздушного судна, с использованием стремянок для недоступных мест;

2) необходимо очистить места непосредственного контакта с поверхностями ВС от остатков органической массы;

3) выполнить инспекцию обнаруженных зон столкновения.

На первом этапе мы обнаружили следы столкновения с птицей на входном направляющем аппарате двигателя № 1. Далее рекомендуется получить доклад от экипажа ВС о наличии постороннего запаха в системе кондиционирования, поведении двигателя после столкновения, реакции навигационной и радиосистем, конфигурацию шасси, контроля системы управления полетом (предкрылки, закрылки, элероны, спойлеры) и выяснить, в какой фазе полета произошел инцидент [5].

Также вся информация об отказах по фазам полета собирается системой CFDIS2, отобразить которую можно на экране бортового компьютера в Post Flight Report3(PFR). Провести проверку всех событий, сообщенных экипажем, и данных на PFR для наилучшей оценки масштаба повреждений.

На третьем этапе, исходя из этих критериев, принимается решение о дальнейших действиях, применяется процедура «Неразрушающего контроля» для осмотра ВС. С помощью спецоборудования и эндоскопа специалисты выполняют тщательную инспекцию труднодоступных мест на нали-

1 Aircraft Maintenance Manual - основной документ и руководство по техническому обслуживанию летательных аппаратов и авиационных двигателей компании AIRBUS.

2 CFDIS - Centralized Fault Display Interface System (Система сбора отказов в полете).

3 Post Flight Report - отчет об отказах, содержит неисправности 1 и 2 класса по фазам полета и информацию для поиска и устранения неисправностей.

чие скрытых повреждений, таких как трещины, царапины, вмятины, отсутствие компонентов, течь топлива, масла или гидрожидкости, а также остатков органической массы. При обнаружении повреждения двигателя ИТП обращается к «Руководству по ремонту конструкции ВС» (8ЯМ1). В данном документе описаны все утвержденные лимиты повреждений и процедуры по ремонту ВС, а также представлен перечень материалов и инструментов, требуемых для устранения повреждений. Если повреждения критичны, то ВС снимается с полетов до устранения неисправностей.

Если внутренние и внешние повреждения отсутствуют, то принимается решение о вводе ВС в дальнейшую эксплуатацию [6].

Технологии предотвращения попаданий птиц в ВС

В аэропортах РФ используются достаточно примитивные технологии:

- Зеркальный шар - это шар, покрытый маленькими кусочками зеркал, блики которых отпугивают птиц (рис. 4) [7].

Рис. 4. Зеркальный шар

- Лазерные пистолеты, предназначенные для отпугивания птиц в ночное время суток (рис. 5).

Рис. 5. Лазерные пистолеты

- Отстрел, выжигание травы и вырубка деревьев на территории аэропорта.

- «Чучело», установленные вдоль взлетно-посадочной полосы, имитируют присутствие людей (рис. 6) [8].

1 SRM - Structural Repair Manual - Руководство по ремонту конструкции ВС.

Рис. 6. «Чучело»

- Макеты хищных птиц (рис. 7) [9].

Рис. 7. Макет хищной птицы

Этим описанием хочу показать сколько человеческих, временных и экономических ресурсов в случае снятия ВС с эксплуатации задействуется для того, чтобы устранить последствия столкновения с птицами. Исходя из вышепредставленной статистики, можно понять, что тех мер, которые принимают орнитологические службы аэропортов РФ, недостаточно, так как ежегодно количество случаев растет. Технологии, которые используются сегодня, становятся не актуальными, а это напрямую влияет на безопасность полетов в целом.

Библиографический список

1. URL: https://favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-stolknoveniya-ptici-stat/ (дата обращения: 08.12.2020).

2. URL: https://otpugivateli.rU/equipment/visual-equipment/185-otpugivatel-zerkalnyj-shar (дата обращения: 08.12.2020).

3. URL: https://otpugivateli.ru/equipment/laser-equipment/93-lazernyj-otpugivatel-ptits-dissuader (дата обращения: 08.12.2020).

4. URL: https://63.ru/text/world/2019/08/15/66199315/ (дата обращения : 08.12.2020).

5. URL: https ://um-teh.ru/catalog/dom_i_sad/otpugivateli/otpugivateli_ptits/dinamicheskiy-otpugivatel-ptits-kruk/ (дата обращения: 08.12.2020).

6. Грабовский, В. И. Орнитологическая защита предприятия / В. И. Грабовский, А. Л. Мосешвили // Пищевая промышленность. - 2010. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ornitologicheskaya-zaschita-predpriyatiya (дата обращения: 08.12.2020).

7. Мацюра, А. В. Обзор акустических средств для отпугивания птиц / А. В. Мацюра, Р. В. Яковлев, П. Н. Уланов // Acta Biologica Sibirica. - 2016. - № 4. - URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/obzor-akusticheskih-sredstv-dlya-otpugivaniya-ptits (дата обращения: 08.12.2020).

8. Ильичев, В. Д. Экология и управление поведением птиц / В. Д. Ильичев. - Москва : Знание, 1988. - 63 с.

9. Звонов, Б. М. Методические рекомендации по применению акустического отпугивания птиц в рыбоводческих хозяйствах Астраханской области / Б. М. Звонов, Г. А. Кривоносов. - Астрахань, 1979. - С. 24-30.

References

1. Available at: https://favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-stolknoveniya-ptici-stat/ (accessed 08.12.2020).

2. Available at: https://otpugivateli.ru/equipment/visual-equipment/185-otpugivatel-zerkalnyj-shar (accessed 08.12.2020). [In Russian]

3. Available at: https://otpugivateli.ru/equipment/laser-equipment/93-lazernyj-otpugivatel-ptits-dissuader (accessed 08.12.2020). [In Russian]

4. Available at: https://63.ru/text/world/2019/08/15/66199315/ (accessed 08.12.2020).

5. Available at: https://um-teh.ru/catalog/dom_i_sad/otpugivateli/otpugivateli_ptits/dinamicheskiy-otpugivatel-ptits-kruk/ (accessed 08.12.2020). [In Russian]

6. Grabovskiy V. I., Moseshvili A. L. Pishchevayapromyshlennost' [Food processing industry]. 2010, no. 5. Available at: https ://cyberleninka.ru/article/n/ornitologicheskaya-zaschita-predpriyatiya (accessed 08.12.2020). [In Russian]

7. Matsyura A. V., Yakovlev R. V., Ulanov P. N. Acta Biologica Sibirica. 2016, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-akusticheskih-sredstv-dlya-otpugivaniya-ptits (accessed 08.12.2020).

8. Il'ichev V. D. Ekologiya i upravlenie povedeniem ptits [Ecology and management of bird behavior]. Moscow: Znanie, 1988, 63 p. [In Russian]

9. Zvonov B. M., Krivonosov G. A. Metodicheskie rekomendatsii po primeneniyu akusticheskogo otpugivaniya ptits v rybovodcheskikh khozyaystvakh Astrakhanskoy oblasti [Methodological recommendations for the use of acoustic bird repelling in fish farms of the Astrakhan region]. Astrakhan, 1979, pp. 24-30. [In Russian]

Рыбак Евгений Васильевич

авиатехник,

АО «Авиакомпания Россия»

(Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 18/4)

E-mail: Evgeniirybak1989@gmail.com

Rybak Evgenii Vasilevich

aircraft technician,

JSC «Rossiya-Airlines»

(18/4 Pilotov street, Saint Petersburg, Russia)

Образец цитирования:

Рыбак, Е. В. Особенности технического обслуживания воздушных судов семейства AIRBUS А-320 при повреждении посторонними предметами / Е. В. Рыбак // Надежность и качество сложных систем. - 2020. -№ 4 (32). - С. 149-154. - DOI 10.21685/2307-4205-2020-4-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.