Научная статья на тему 'МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА В УСЛОВИЯХ ПЕСЧАНО-ПЫЛЕВОЙ БУРИ'

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА В УСЛОВИЯХ ПЕСЧАНО-ПЫЛЕВОЙ БУРИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСПЕКЦИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ОСМОТР / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / АВИАКОМПАНИЯ / ПЕСЧАНО-ПЫЛЕВАЯ БУРЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / INSPECTION / CONTAMINATION INSPECTION / ENGINEERING AND TECHNICAL PERSONNEL OF THE AIRLINE / THE SAND-DUST STORM / OPERATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Рыбак Е.В.

Актуальность статьи связана с климатическими условиями на юге России в Ставрополье и Ростовской области. Из-за стихии были отменены и задержаны все рейсы 30 сентября 2020 года. Цель статьи показать сколько требуется человеческих, временных и экономических ресурсов, чтобы вновь ввести воздушное судно в эксплуатацию. Методика и процесс технического обслуживания строго регламентируется производителем воздушных судов компанией AIRBUS. Вся технология, материалы и специальное оборудование указаны в основных документах «Руководство по техническому обслуживанию (Aircraft Maintenance Manual)» и «Руководство по ремонту конструкции воздушного судна (Structural Repair Manual)». В статье рассматривается процесс и порядок технического обслуживания воздушного судна в условиях песчано-пылевой бури. Описан поэтапный осмотр всех элементов и систем самолета, а также произведена оценка ущерба и необходимые замены компонентов. Устранение последствий загрязнения песчано-пылевой бурей является долгосрочным и экономически невыгодным процессом. Актуальность сотрудничества метеорологических служб и аэропортов стоит на первом месте и напрямую влияет на безопасность полетов. Исходя из географии полетов, произведен анализ вероятности возникновения песчано-пылевых бурь в южных регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND PROCEDURES FOR AIRCRAFT MAINTENANCE IN A SAND AND DUST STORM

The relevance of the article is related to the climatic conditions in the South of Russia in Stavropol and Rostov region. Due to the elements, all flights were canceled and delayed on September 30, 2020. The purpose of the article is to show how much human, time and economic resources are required to re-enter the aircraft into operation. The procedure and maintenance process is strictly regulated by the aircraft manufacturer AIRBUS. All technology, materials, and special equipment are listed in the main documents "Aircraft Maintenance Manual" and "Aircraft structural Repair Manual". The article discusses the process and procedure for aircraft maintenance in a sand and dust storm. A step-by-step inspection of all elements and systems of the aircraft is described,as well as damage assessment and necessary component replacements. Eliminating the effects of sand and dust storm pollution is a long-term and economically unprofitable process. The relevance of cooperation between meteorological services and airports is in the first place and directly affects flight safety. The probability of occurrence of sand and dust storms is analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА В УСЛОВИЯХ ПЕСЧАНО-ПЫЛЕВОЙ БУРИ»

Методика и порядок технического обслуживания воздушного судна в условиях песчано-пылевой бури

Рыбак Евгений Васильевич

инженер, АО «Авиакомпания Россия», Evgeniirybak1989@gmail.com

Актуальность статьи связана с климатическими условиями на юге России в Ставрополье и Ростовской области. Из-за стихии были отменены и задержаны все рейсы 30 сентября 2020 года. Цель статьи показать сколько требуется человеческих, временных и экономических ресурсов, чтобы вновь ввести воздушное судно в эксплуатацию. Методика и процесс технического обслуживания строго регламентируется производителем воздушных судов компанией AIRBUS. Вся технология, материалы и специальное оборудование указаны в основных документах «Руководство по техническому обслуживанию (Aircraft Maintenance Manual)» и «Руководство по ремонту конструкции воздушного судна (Structural Repair Manual)». В статье рассматривается процесс и порядок технического обслуживания воздушного судна в условиях песчано-пылевой бури. Описан поэтапный осмотр всех элементов и систем самолета, а также произведена оценка ущерба и необходимые замены компонентов. Устранение последствий загрязнения песчано-пылевой бурей является долгосрочным и экономически невыгодным процессом. Актуальность сотрудничества метеорологических служб и аэропортов стоит на первом месте и напрямую влияет на безопасность полетов. Исходя из географии полетов, произведен анализ вероятности возникновения песчано-пылевых бурь в южных регионах России.

Ключевые слова: инспекция, загрязнение, осмотр, инженерно-технический персонал, авиакомпания, песчано-пылевая буря, эксплуатация.

Введение

Данная процедура дает информацию о проверке воздушного судна (ВС) после полета в условиях песчано-пылевой бури или после загрязнения песчано-пылевой бурей, когда ВС находилось на земле. Пыльная буря -это сильный ветер, переносящий огромное количество песка и пыли, поднятых с незащищенной растительностью поверхности земли. К пыльным бурям - наиболее активной форме проявления ветровой эрозии - относят дефляционные процессы со скоростью ветра более 15 м/сек., продолжительностью не менее 12 часов и видимостью не более 500 метров. Пыльные бури возникают преимущественно в засушливых районах под влиянием ряда природных и антропогенных факторов, к которым относятся сильный ветер, иссушенность и распыленность верхнего слоя почвы, отсутствие или слабое развитие растительного покрова, наличие обширных открытых пространств. Обычно пыльные бури наблюдаются при относительной влажности воздуха ниже 50%. Опасность пыльных бурь для населения заключается в том, что из-за сильного загрязнения приземного слоя воздуха значительно ухудшаются условия жизни и производственной деятельности людей, возникают проблемы в функционировании машин и механизмов, что в совокупности может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Подобные инспекции связаны с уровнем сохранности самолета, необходимы для компонентов и систем, для которых не было предусмотрено никакой консервации (песок и пыль могут быть обнаружены за лючками, защитными крышками, заглушками). Частицы песка/пыли имеют различные размеры, могут наносить повреждение лакокрасочного покрытия (ЛКП), обшивки, проникать во все отверстия и вызывать эрозию. А также оставаться на всех открытых смазанных поверхностях и вызвать загрязнение фильтрующих элементов.

Порядок действий при техническом обслуживании ВС

Все необходимые проверки являются визуальными. Авиакомпании могут обратиться к осмотру с использованием процедур «неразрушающего контроля» при помощи эндоскопа и спецоборудования. При обнаружении повреждения конструкции самолета, авиакомпания обращается к «Руководству по ремонту конструкции воздушного судна (Structural Repair Manual)». В данном документе описаны все утвержденные лимиты повреждений и описаны процедуры по ремонту ВС, а также перечень материалов и инструментов, требуемых для устранения повреждений. Если обнаружены следы повреждения ЛКП следует также обратиться к «Руководству по ремонту конструкции ВС» (Structural Repair Manual). В нем прописаны процедуры ремонта/защиты ЛКП. Необходимо исследовать поверхности ВС, системы, конструкции ВС на предмет загрязнения, эрозии/истирания, вмятин, расслоения или других повреждений.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M

о

о сч о сч

о ш m

X

3

<

m О X X

Если загрязнение ВС песчано-пылевой бурей происходило в полете или во время взлета/посадки, необходимо у экипажа получить информацию об условиях полета. Также вся информация об отказах по фазам полета собирается системой «CENTRALIZED FAULT DISPLAY INTERFACE SYSTEM (Система сбора отказов в полете)» и отобразить ее можно на экране бортового компьютера в «Post Flight Report (отчет об отказах, содержит неисправности 1 и 2 класса по фазам полёта и информацию для поиска и устранения неисправностей)». Провести проверку всех событий, сообщенных экипажем и данными на «Post Flight Report».

Установить на основные и носовую опоры шасси специальные предохранительные пины (штыри) (рис.1) и втулки (рис.2), чтобы избежать при техническом обслуживании (ТО) самопроизвольного складывания опор шасси. Выполнить визуальный осмотр всех компонентов на предмет следов загрязнения, эрозии/истирания, вмятин, расслоения или других повреждений. В случае обнаружения дефектов рекомендуется обратиться к «Руководству по ремонту конструкции воздушного судна (Structural Repair Manual)» для устранения.

Рисунок 1 - Передняя опора шасси

жет стать причиной эрозии и истирания. Если на поверхности самолета есть слой сухого песка/пыли, требуется удалить пылесосом или воздушным компрессором. При отсутствии оборудования использовать щетку с мягкой щетиной или хлопковой тканью без ворса. При обнаружении влажного песка/пыли использовать оборудование с низким давлением для подачи воды для удаления влажных загрязнений, запрещено направлять струю в направлении датчиков. Также запрещено использовать распылительное оборудование с высоким давлением. Перед процедурой удаления обклеить полиэтиленовой пленкой приемники статического давления (рис. 3), приемники динамического давления и датчики «Угла атаки» (рис. 4), датчики обледенения, датчики температуры наружного воздуха.

Рисунок 3 - Приемник статического давления

Рисунок 2 - Основная опора шасси

Если загрязнение произошло, когда самолет находился на земле с установленными заглушками, чехлами/устройствами, проводить проверку систем не требуется, если не обнаружено за ними следов песка/пыли. Запрещено протирать поверхность при удалении песка/пыли. Это может вызвать истирание или эрозию, а также использовать жидкость, которая при смешивании с песком/пылью образовывает пасту. Эта паста мо-

Рисунок 4 - Приемник динамического давления и датчик угла «Атаки»

Порядок осмотра ВС:

• Внутренняя инспекция: Производится осмотр кабины, пассажирского салона, туалетов и датчиков дыма, при необходимости датчики меняются. Осмотр и очистка кислородных масок в кабине пилотов.

Также необходима инспекция переднего технического отсека, удаление загрязнения с поверхностей оборудования, блоков и зоны системы вентиляции. Далее производится осмотр и очистка грузовых отсеков, в случае выхода из строя датчиков детектора дыма, следует их заменить.

• Инспекция фюзеляжа, крыла и стабилизатора: Производится осмотр ветрового стекла, пассажирских иллюминаторов, пассажирских дверей и аварийные выходы салона ВС. Инспектируется обшивка фюзеляжа,

крыло, предкрылки, закрылки, элероны, споилеры, разрядники статического давления, рельсы и механизмы выпуска/уборки механизации, сервоприводы, серво-контроллеры механизации системы управления полетом (рис.5), трубопроводы гидросистемы на наличие повреждении и загрязнении.

шлодшщ?

I шрщиишъг и »«иго

ПГЦДОл

{МВПИЧЛ

МЛПАНЛГОПШШ п с лит а уцэотима

(СТКМССМЧИ*

ПГНП МП '.р 'Ч Ь Г* I

• Инспекция пилонов и силовых установок (рис. 7): Осмотреть входной направляющий аппарат и реверс двигателей, на наличие повреждений и загрязнений. Открыть капоты двигателей и выполнить осмотр всех фильтрующих элементов и индикаторов засорения. Получить образцы масла и осмотреть на наличие посторонних примесей. Если самолет находился на земле и на двигателях были установлены заглушки, в инспекции нет необходимости, если не обнаружено за ними следов песка/пыли

Рисунок 5 - Механизация крыла

• Инспекция приемников статического и динамического давления: Осмотреть все приемники на наличие повреждений, загрязнений (засоров). При необходимости очистить.

• Инспекция основных и носовой опор шасси: Если в полете створки основных и носовой опор шасси были закрыты во время песчано-пылевой бури, то в инспекции нет необходимости. Если ВС находилось на земле с вы--, пущенными опорами, то следует осмотреть все поверх1/ ности шасси, удалить загрязнения с хромированной области амортизаторов и актюаторов. Выполнить полную процедуру смазки (рис. 6). 2)

3)

4)

Рисунок 6 - Основная опора шасси и расположение компонентов

Рисунок 7 - Пилон, двигатель и точки крепления двигателя к пилону

• Инспекция гидравлической и топливной систем: Выполнить осмотр фильтрующих элементов и индикаторов засорения, при необходимости заменить. Получить образец жидкости и убедиться в отсутствии загрязнения.

Выполнив инспекцию, авиакомпания принимает решение о дальнейшей эксплуатации воздушного судна.

Анализ возникновения песчано-пылевых бурь на территории РФ и их классификация

Пыльные бури можно условно разделить на четыре категории:

кратковременные пыльные бури с небольшим ухудшением видимости мост; их продолжительность составляет несколько минут;

краткосрочные с сильным ухудшением видимости; долговечность от нескольких минут до нескольких десятков минут; разные высоты;

длительные пульсирующие штормы с относительно небольшими нарушенная видимость; от нескольких часов до нескольких дней;

длительные сильные штормы с большим ухудшением видимости; имеют большую вертикальную мощность и значительную продолжительность - от 2-4 часов до нескольких дней

Эта классификация предназначена для воздушного транспорта, среднеазиатских пилотов, для которых внезапно возникшие пылевые бури представляют значительную опасность, нам это интересно, как некая градация пыльных бурь.

Классификацию, основанную на цвете и составе, перевозимых штормами пыли, предположил). Для геологов это до основания степень удобна и принимается главным образом в следующей экспозиции:

1. Черные бури, характерные для юга Европейской части РФ, благодаря выдуваемому чернозему. Распространены также в США и других странах.

2. Бурые или желтые бури, при них выдувается и переносится желто-коричневый суглинок и супеси; почти

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о сч о сч

о ш т

X

3

<

т О X X

все бури в Центральной части РФ, также в Центральной части Азии.

3. Красные бури; выдувают красные скалы того же состава, как в желтых бурях, но окрашенных оксидами железа.

4. Белые бури; проходят через обширные солончаки, цвет соли перенесенной пыли белого цвета; относительно редка

В России северная граница распространения пыльных бурь проходит через Саратов, Самару, Уфу, Оренбург и предгорья Алтая. Наибольшее распространение пыльные бури получили на Юге европейской части России, а также в районах Центрального и Приволжского округов. Сильные пыльные и песчаные бури на Северном Кавказе и на Нижнем Поволжье наблюдались более 10 раз. Повторяемость пыльных бурь постоянно возрастает вслед за ростом распаханности земель.

что на территории Юга европейской части России, пыльные бури возможны практически в течение всего года. Даже в таком относительно благополучном в этом отношении Краснодарском крае есть метеостанции (например, Белая Глина), в районе которых пыльные бури в среднем за год отмечаются в течение более 20 декад. По этому показателю наиболее сложная обстановка - в Республике Калмыкия, Ростовской и Волгоградской областях, Ставропольском крае, что вполне согласуется с распределением вероятности пыльных бурь, представленном на (рис. 10).

Рисунок 9 - Активизация пыльных бурь по южным субъектам РФ (%)

Рисунок 8 - Карта южной территории РФ с наибольшей вероятностью возникновения песчано-пылевой бури

На юге России наиболее частому и интенсивному воздействию пыльных бурь подвержены Ростовская и Волгоградская области, Ставропольский край, Республика Калмыкия (рис. 9).

На территории Ростовской области, особенно в ее восточной части, пыльные бури отмечаются часто. Они довольно продолжительны (до нескольких недель) и охватывают значительные территории. Самым опасным периодом считается конец марта - конец апреля. Число дней с пыльными бурями закономерно уменьшается при движении на запад: от 19 дней в год. Заветное до 8 дней в г. Ростове-на-Дону. Одними из сильнейших бурь, носивших катастрофический характер, наблюдались в Ростовской области. Особенно сильными и продолжительными были пыльные бури в периоды с января по февраль. Скорость ветра достигала около 45 м/с и более, а пыль поднималась до высоты 1300 м. С отдельных участков был унесен слой почвы толщиной до 10 см. Данные о распределении числа декад с пыльными бурями за год свидетельствуют о том,

Рисунок 10 - Распределение территории субъектов по степени вероятности возникновения пыльных бурь

Вывод

Исключить угрозу пыльных бурь и предотвратить ущерб от их воздействия практически невозможно. Од-

нако проведение комплекса предупредительных агролесомелиоративных мероприятий, направленных в основном на создание полезащитных лесных полос, позволяет в определенной мере уменьшить неблагоприятное воздействие этого стихийного явления на качество жизни людей.

В данной статье представлен анализ вероятности возникновения пыльных бурь на Юге РФ и пример технического обслуживания после загрязнения песчано-пы-левой бурей. Подобная процедура осмотра является достаточно объемной и вовлекает в процесс большие человеческие и финансовые ресурсы. В регионах юга России это явление встречается довольно часто. На основании этого анализа и географии полетов самолетов, рекомендуется уделять особое внимание метеоусловиям в южных регионах, чтобы минимизировать вероятность попадания ВС в песчано-пылевую бурю.

Литература

1. «Aircraft Maintenance Manual», компания AIRBUS, ревизия 33 от 01.08.2020

2. «Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации» (под общ. ред. Шойгу С.К.). - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2005. - С.270.

3. «Деградация земель юга европейской части России под воздействием пыльных бурь» 2010. Глушко А.Я., Разумов В.В., Рейхани М.Д.

4. Атмосфера. Справочник. - Л.: Гидрометеоиздат, 2007. - 236 с.

5. Вельтищев Н.Ф., Степаненко В.М. Мезометеоро-логические процессы: учеб. пособие. - М.: Географический факультет МГУ, 2007. - 254 с.

6. Кононова Н.К. Классификация циркуляционных механизмов Северного полушария по Б.Л. Дзердзеев-скому / Н.К. Кононова; отв. ред. А.Б. Шмакин. - М.: Воен-техиниздат, 2009. - 372 с.

7. Панов В.Д., Лурье П.М., Ларионов Ю.А. Климат Ростовской области: вчера, сегодня, завтра. - Ростов-на-Дону, 2006. - 470 с.

8. Полякова Л.С., Кашарин Д.В. Метеорология и климатология: учеб. пособие. - Новочеркасск: НГМА, 2004. - 107 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Попруженко С.Г. Материалы к изучению пыльного тумана и песчаных бурь (вьюги), господствующих на юго-западе в апреле и мае 1892 г. // Труды метеорологической сети юго-запада России. - 1892. - Вып. IV. -270 с.

10. Потапова О.Н. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам/ под ред. - М.: Знание, 1986. - Вып. 3. - Ч. 1. - 374 с.

11. Сергин С.Я. Природоохранные системы и сооружения. Курс лекций. - Туапсе: Электронная библиотека Филиала РГГМУ, 2007. - 42 с.

12. Тверской П.И. Курс метеорологии. - Л., Гидрометеоиздат, 2004. - 56 с.

Methods and procedures for aircraft maintenance in a sand and dust storm

Rybak E.V.

JSC «Rossiya-Airlines»

The relevance of the article is related to the climatic conditions in the South of Russia in Stavropol and Rostov region. Due to the elements, all flights were canceled and delayed on September 30, 2020. The purpose of the article is to show how much human, time and economic resources are required to re-enter the aircraft into operation. The procedure and maintenance process is strictly regulated by the aircraft manufacturer AIRBUS. All technology, materials, and special equipment are listed in the main documents "Aircraft Maintenance Manual" and "Aircraft structural Repair Manual". The article discusses the process and procedure for aircraft maintenance in a sand and dust storm. A step-by-step inspection of all elements and systems of the aircraft is described,as well as damage assessment and necessary component replacements. Eliminating the effects of sand and dust storm pollution is a long-term and economically unprofitable process. The relevance of cooperation between meteorological services and airports is in the first place and directly affects flight safety. The probability of occurrence of sand and dust storms is analyzed.

Keywords: inspection, contamination inspection, engineering and technical personnel of the airline, the sand-dust storm, operation.

References

1. "Aircraft Maintenance Manual", company AIRBUS, revision 33

dated 01.08.2020

2. "Atlas of natural and man-made hazards and risks of emergency

situations in the Russian Federation" (under the general editorship of Shoigu S.K.). - M .: CPC "Design. Information. Cartography ", 2005. - P.270.

3. "Land degradation in the south of the European part of Russia

under the influence of dust storms" 2010. Glushko A.Ya., Razumov V.V., Reikhani M.D.

4. Atmosphere. Directory. - L .: Gidrometeoizdat, 2007 .-- 236 p.

5. Veltischev N.F., Stepanenko V.M. Mesometeorological processes: textbook. allowance. - M .: Faculty of Geography, Moscow State University, 2007 .-- 254 p.

6. Kononova N.K. Classification of the circulation mechanisms of

the Northern Hemisphere according to B.L. Dzerdzeevsky / N.K. Kononov; otv. ed. A.B. Shmakin. - M .: Voentekhinizdat, 2009 .-- 372 p.

7. Panov V.D., Lurie P.M., Larionov Yu.A. The climate of the Rostov

region: yesterday, today, tomorrow. - Rostov-on-Don, 2006 .-470 p.

8. Polyakova L.S., Kasharin D.V. Meteorology and climatology: textbook. allowance. - Novocherkassk: NGMA, 2004 .-- 107 p.

9. Popruzhenko S.G. Materials for the study of dust fog and sandstorms (blizzards) prevailing in the southwest in April and May 1892 // Proceedings of the meteorological network of the southwest of Russia. - 1892. - Issue. IV. - 270 p.

10. Potapova ON Manual for hydrometeorological stations and posts / ed. - M .: Knowledge, 1986. - Issue. 3. - Part 1. - 374 p.

11. Sergin S.Ya. Environmental systems and structures. Lecture course. - Tuapse: Electronic Library of the Branch of the RSHU, 2007. - 42 p.

12. Tverskoy P.I. Meteorology course. - L., Gidrometeoizdat, 2004 .-- 56 p.

X X О го А С.

X

го m

о

to о to о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.