Научная статья на тему 'Мероприятия, направленные на предотвращение попадания птиц в воздушное судно'

Мероприятия, направленные на предотвращение попадания птиц в воздушное судно Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
383
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фурманова Е. А., Прейс А. А.

Предложена концепция мероприятий, направленных на предотвращение попадания птиц в воздушное судно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES TO PREVENT BIRD STRIKE THE AIRCRAFT

This paper presents the concept of activities aimed to prevent the ingress of birds in the aircraft.

Текст научной работы на тему «Мероприятия, направленные на предотвращение попадания птиц в воздушное судно»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 351.814.2;656.7.08

М. В. Тюпкин, П. А. Росинский

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ АППАРАТУРЫ СИСТЕМЫ ТСЛ8

Представлена аппаратура для проверки системы предотвращения столкновения воздушных судов в полете.

Система предупреждения столкновений воздушных судов в полете (ТСЛ8) используется для предотвращения столкновения воздушных судов и обеспечивает безопасность полетов.

Анализируя сигналы транспондеров, находящихся вблизи самолетов, система может определить степень опасности столкновения каждого из них и формирует визуальный и звуковой сигнал-рекомендацию, помогая экипажу в принятии мер, предотвращающих столкновение.

Спроектированная авторами контрольно-проверочная аппаратура (КПА) позволяет имитировать до пяти статических самолетов, находящихся в зеленой, желтой и красной зонах. Оператор КПА может запрограммировать скорость, высоту и удаление по каждо-

му самолету или воспользоваться одним из готовых тестовых сценариев, сохраненных в постоянном запоминающем устройстве.

Контрольно-проверочная аппаратура позволяет формировать запросные сигналы частотой 1 030 МГц бортовым системам ТСЛ8, ответные сигналы в режиме 8 частотой 1 090 Мгц. По реакции бортового оборудования на тестовый сигнал в сжатые сроки и без применения каких-либо специализированных устройств принимается решение о работоспособности ТСЛ8.

Авторами также был разработан алгоритм проверки системы предупреждения столкновений в воздухе и проведены расчеты некоторых функциональных элементов схемы.

M. V. Tyupkin, P. A. Rosinskiy Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

DESIGN AND DEVELOPMENT CONTROL SYSTEM TEST EQUIPMENT TCAS

In the present work was designed to test the hardware system to prevent collisions of aircraft in flight.

© TronKHH M. B., POCHHCKHH n. A., 2012

УДК 629.735.064

Е. А. Фурманова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

А. А. Прейс

Инженерно-авиационная служба войсковой части 69806-3, Россия, Канск

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОПАДАНИЯ ПТИЦ В ВОЗДУШНОЕ СУДНО

Предложена концепция мероприятий, направленных на предотвращение попадания птиц в воздушное судно.

Одной из основных причин простоев из-за неисправности парка воздушных судов (ВС) является отсутствие авиационных двигателей. Ежегодно из-за повреждений авиационных двигателей посторонними предметами от эксплуатации в среднем отстраняются 30...40 % от общего числа досрочно снимаемых двигателей, что приводит к длительному простою авиационной техники и, как следствие, к большим финансовым затратам на восстановительный ремонт, снижению прибыли авиакомпаний в гражданской авиа-

ции и снижению боеготовности государственной авиации.

Анализ показал, что основными причинами досрочного снятия двигателей с эксплуатации являются:

- нарушения (упущения) в аэродромно-техни-ческом обеспечении полетов (попадание бетонной крошки, частиц мастичной заливки, льда с поверхности взлетно-посадочной полосы в газовоздушный тракт двигателей);

Решетневскце чтения

- некачественно проведенный ремонт на авиаремонтном заводе;

- неправильная эксплуатация летным и инженерно-техническим составом;

- конструктивно-производственные недостатки;

- недостатки в орнитологическом обеспечении (попадание птиц).

За период с 2009 по 2011 гг. в государственной авиации было зафиксировано 571 авиационное событие (АС), из которых 37 АС (6,5 %) пришлось на попадание птиц в воздушное судно. Процент сам по себе не большой, если не учитывать, что попадание птиц в воздушное судно происходит на самых ответственных этапах полета (взлет, набор высоты, снижение, заход на посадку) на высотах до 300 м (см. таблицу).

Применяемые на сегодняшний день защитные устройства на самолетах и мероприятия, проводимые для снижения попадания посторонних предметов,

остаются малоэффективными. Аэродромы с искусственными покрытиями не обеспечивают необходимую чистоту взлетно-посадочных полос, магистральных рулежных дорожек, мест стоянок ВС, и не все аэродромы оснащены современными средствами для отпугивания птиц.

Одним из мероприятий по предотвращению попадания птиц в воздушное судно, которую предлагают авторы, является размещение на борту воздушного судна биоакустического программируемого устройства отпугивания птиц (см. рисунок). Принцип действия такого устройства заключается в воспроизведении тревожных криков птиц либо отпугивающих сигналов.

Данное устройство позволит избежать попадания птиц в воздушное судно не только в различном диапазоне высот и на различных этапах полета, но и на аэродромах, не оборудованных средствами для отпугивания птиц.

Распределение случаев столкновений ВС с птицами по высотам и этапам полета

Высота полета, м Количество столкновений, % Этап полета

0...100 19 Взлет

101...300 21 Посадка

301.500 8 Круг

Свыше 500 15 Зона

Не установлена 37 Маршрут

Принципиальная схема размещения биоакустического устройства отпугивания птиц на борту воздушного судна:

1 - акустический излучатель; 2 - электронная часть

E. А. Furmanova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

A. A. Preuss

Engineering Aviation Service military unit 69806-3, Russia, Kansk ACTIVITIES TO PREVENT BIRD STRIKE THE AIRCRAFT

This paper presents the concept of activities aimed to prevent the ingress of birds in the aircraft.

© Фурманова Е. А., Прейс А. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.