Научная статья на тему 'Особенности течения климактерических психических расстройств непсихотическрго уровня'

Особенности течения климактерических психических расстройств непсихотическрго уровня Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности течения климактерических психических расстройств непсихотическрго уровня»

'З (8) декабрь 2004 г.

Тема номера: неврология и психиатрия

31

В отличие от группы контроля у пациентов с наркотической зависимостью достоверно чаще обнаруживались психические расстройства, позволявшие относить их в четвертую группу психического здоровья. Основанием для этого служило наличие нозологически оформленных психических и поведенческих расстройств. По структуре психической патологии пациенты данной группы распределялись следующим образом (табл. 3).

Как видно из представленных в таблице 3 данных, наиболее часто у обследованных пациентов четвертой группы здоровья обнаруживались органические психические расстройства (53,7%). Их возникновение было обусловлено, как правило, черепно-мозговыми травмами. Чаще других (24,1%) у пациентов выявлялось легкое когнитивное расстройство. У 18,5% обследованных, отнесенных к четвертой группе здоровья, были зарегистрированы психотические расстройства, обусловленные употреблением психоактивных веществ. Они возникали во время или непосредственно после употребления наркотического вещества и проявлялись в виде галлюцинаторно-параноидного синдрома с психомоторным возбуждением. В части случаев клиническая картина носила шизофреноподобный характер.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что у лиц, страдающих наркозависимостью, отмечается повышенный по сравнению со сверстниками уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (в том числе, донозологического уровня), что требует изменения тактики лечебных мероприятий.

Таблица 3

Распределение пациентов основной группы в зависимости от структуры психической патологии (четвертая группа здоровья)

Семиотика психических и поведенческих расстройств Частота встречаемости

Я0 Органические расстройства

деменция 1,9%

тревожное расстройство 5,6%

астенические расстройства 5,6%

легкое когнитивное расстройство 24,1%

расстройство личности 5,6%

посткоммоционный синдром 3,7%

Р2 Шизофрения

шизотипическое расстройство 3,7%

РЗ Аффективные расстройства

биполярное аффективное расстройство 1,9%

гипомания . 3,7%

циклотимия 3,7%

депрессивный эпизод 3,7%

Р4 Невротические и соматоформные расстройства

тревожно-фобические 3,7%

обсессивно-компульсивные 5,6%

диссоциативные (конверсионные) 1,9%

соматоформные 3,7%

Р5 Психотическое расстройство, 18,5%

вызванное употреблением психоактивных веществ

Особенности течения климактерических психических расстройств непсихотического уровня

О. О. ЧИСТЯКОВА, В. Д. МЕНДЕЛЕВИЧ.

Кафедра общей и медицинской психологии КГМУ, (зав. — д.м.н., проф. В. Д. Менделевич).

Женщины климактерического возраста составляют около 5% всей мировой популяции. Именно эта группа женщин испытывает различные проблемы, связанные с затрудненной адаптацией к возрастной перестройке организма, изменением социального статуса, нередко одиночеством, что сопровождается нарастанием психотравмирующих ситуаций.

Известно, что для физиологического течения климактерия характерно снижение эстрогенной насыщенности организма. При возрастном «выключении» яичников у 60-80% женщин в пери- и постменопаузе могут иметь место различные клинические проявления эстрогендефицитного состояния, или так называемые климактерические расстройства. Имеются данные, что низкий уровень эстрогена в климактерическом периоде способствует развитию психических нарушений. В отечественной и зарубежной медицинской литературе патологический климакс рассматривается как дезаптационный процесс организма женщины, который сопровождается вегетативно-сосудистыми проявлениями и наличием непсихотических психических расстройств.

Клиническая картина климактерического синдрома достаточно разнообразна, однако существует ряд проявлений, наиболее характерных для климакса, которые в основном распределяются следующим образом: психические нарушения — у 85%, вегетативно-сосудистые расстройства — у 65%, обменно-эндокринные — у 22% женщин. При этом психические нарушения, как правило, присутствуют в структуре климактерического синдрома, а в ряде случаев являются доминирующими.

В настоящее время продолжает интенсивно нарастать интерес к изучению фармакологической роли эпифиза и свойств его гормона мелатонина в регуляции физиологических и патологических состояний организма человека. По данным ряда авторов, по мере старения развивается функциональная симпатическая депривация эпифиза, снижается концентрация адренорецепторов, их чувствительность и сама стимуляция, также понижается секреция эпифизарного мелатонина. В связи с четким суточным ритмом секреции и зависимостью фотопериода, мелатонин считают координатором циркадного и суточного биоритмов. Он может быть использован в качестве седативного и гипногенного средства для коррекции нарушений сна, возникающих из-за срыва в

циркадной системе организма, борьбы с десинхронозом различного происхождения.

Закономерно, что изменение выработки мелатонина в организме у женщин в климактерический период находит отражение, прежде всего, в эмоциональной сфере. Все вышеупомянутые данные позволяют предположить, что мелатонин может быть использован в качестве лечебного средства при неврологических и психических нарушениях.

Для обоснования вышеизложенного нами было обследовано 120 женщин в перименопаузальном периоде, обратившихся за медицинской помощью в отделение неврозов Республиканской клинической психиатрической больницы М3 РТ и гинекологическое отделение Республиканской клинической больницы № 3 за период 2003-2004 гг. В результате исследования установлена частота и структура климактерических психических расстройств непсихотического уровня пациенток, выявлена их зависимость от гормонального профиля женщин, разработана тактика лечения подобных расстройств.

Все диагностируемые у пациенток расстройства разделились на следующие основные психопатологические синдромы: астено-депрессивный (29,1%), тревожно-депрессивный (28,33%), сенесто-ипохондрический (23,44%), тревожный (10%) и истерический (9,1%). В структуре астено-депрессив-ного синдрома встречались пониженный фон настроения, выраженная плаксивость, двигательная заторможенность, эмоциональная лабильность, прерывистый и неглубокий сон, повышенная утомляемость, частые «приливы», в основном в ночное время, сопровождавшиеся гипергидрозом, уреже-нием пульса, покраснением кожи. Ведущими в состоянии больных с тревожно-депрессивным синдромом являлись чувство тревоги, страха за свою жизнь, трудность засыпания, сон с кошмарными сновидениями, фон настроения у больных также был значительно понижен.

Сенесто-ипохондрический синдром проявлялся многочисленными соматическими жалобами, носившими сенес-топатический оттенок, выраженной ипохондричностью с демонстративностью, навязчивыми страхами за свое здоровье и жизнь, усиливавшимися в момент вегетативных кризов и в ночное время, неустойчивым фоном настроения. Тревожный синдром был представлен ярко выраженной тревогой, акатизией, прерывистым сном с тяжелым засыпанием, гиперестезией к резким запахам, громким звукам, яр-

Тема номера: неврология и психиатрия ‘з w декабрь 200л г.

ким краскам. Истерический синдром проявлялся подчеркнутой демонстративностью, выраженной эмоциональной лабильностью, раздражительностью, психотравмирующими обстоятельствами для таких пациенток становились сами проявления старения.

В зависимости от степени тяжести климактерического синдрома пациентки распределились по 3 основным группам: с легкой формой климактерического синдрома — с индексом Куппермана не более 25 баллов; со среднетяжелым климаксом — индекс Куппермана 25-44 балла, тяжелым проявлением климактерического синдрома — индекс Куппермана свыше 44 баллов. По результатам лабораторных обследований у всех женщин с непсихотическими психическими расстройствами определялись более высокие показатели ФСГ: 29,84+2,3 мЕд/л иЛГ — 17,6±2,53 мЕд/л, и низкие (по сравнению с возрастными нормами и контрольной группой) показатели уровня мелатонина-сульфата в моче — 12,7±3,92 нг/мл.

При обследовании выяснилось, что до лечения тревога, измеряемая по шкале Спилбергера, находилась в пределах 43±8 баллов, а депрессия по шкале Бека составила 29,5±5 баллов. Характерным оказалось и то, что чем тяжелее были психические расстройства, тем выше оказывались показатели ФСГ, ЛГ, и тем ниже уровень мелатонина-сульфата в моче. По полученным данным СМОЛ у пациенток с астено-депрессивным синдромом более всего повышалась шкала депрессии (81Т), ипохондричности (72Т), тревожности (67Т). При тревожно-депрессивном синдроме наибольший подъем был отмечен по шкале тревожности (79Т) и депрессии (77Т). При сенесто-ипохондрическом синдроме максимальный подъем был по шкале ипохондричности (80Т), депрессии (74Т). При тревожном синдроме выявлен подъем по шкале тревожности (80Т), депрессии (74Т), ипохондричности (71Т). Истерический синдром характеризовался повышением шкал истеричности (88Т) и ипохондричности (77Т).

Всем обследуемым пациенткам проводилась психофармакологическая коррекция психопатологических и вегетативных расстройств. В течение 2 месяцев 30 женщинам назначалась антидепрессивная терапия (амитриптилином), 30 пациенток получали транквилизатор диазепам, 30 женщин получали комбинированную терапию синтетитическим аналогом гормона шишковидной железы Мелаксеном и амитриптилином, 30 женщинам назначался изолированно Мелаксен. Контрольной группой служили 30 здоровых женщин в перимено-паузальном периоде с вегетативными проявлениями климакса, без признаков непсихотических психических расстройств.

Лабораторно, после лечения, уровень ФСГ более всего понизился после лечения антидепрессантами с Мелаксеном (23,29+2,94 мЕд/л). ЛГ после лечения понизился достоверно также больше всего в группе леченых Мелаксеном + амитриптилином — 14,67+1,85 мЕд/л (р<0,05). В процессе лечения наблюдалось достоверное улучшение клинической картины заболевания — фон настроения стал выравниваться, уменьшилась' либо прошла плаксивость, ипоходричность и тревога, улучшилось качество сна, повысился аппетит, купировалась фобическая симптоматика и вегетативные расстройства. Пациентки начали строить реальные планы на будущее, стремились быстрее вернуться к семье и работе, работоспособность их повысилась. Причем небезынтересен тот факт, что наилучшую и самую быструю редукцию психических проявлений и вегетативных расстройств показали 30 пациенток, которые получали комбинированную терапию амит-риптилин + Мелаксен.

Данные тестов Спилбергера и Бека после лечения также подтверждали выявленную закономерность — уровень тревоги и депрессии уменьшился во всех обследуемых группах, причем после лечения амитриптилин + Мелаксен показатели были наименьшими (тревога на 22+1 балл, депрессия на 17±0,5 балла). По проведенному после лечения методу СМОЛ также видно улучшение клинической картины болезни, наиболее выраженное после лечения Мелаксеном + амитриптилином.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что тяжесть климактерических психических расстройств коррелирует с гормональным профилем пациенток, — чем тяжелее протекают психические климактерические расстройства, тем ниже уровень мелатонина и выше уровень ФСГ, ЛГ. При применении синтетического аналога мелатонина в лечении психических расстройств в климаксе наблюдается полная редукция либо положительная динамика психопатологических проявлений болезни. Причем, по нашим данным, лучшие результаты были достигнуты в комбинации мелатонина с антидепрессантами, чем при изолированном назначении антидепрессантов и транквилизаторов. Результаты исследования показали: мелатонин оказывает на пациенток противотревожное и антидепрессивное действие. Полученные данные могут служить основанием для разработки новых диагностических критериев патологии климакса, а также позволят детальнее разработать дифференцированные клинико-психопатологические показания для включения мелатонина в схему лечения климактерических психических расстройств.

Психические расстройства у мужчин призывного возраста

М. В. Кормачев), г. Казань.

В. И. КРАСИЛЬНИКОВ, Республиканская клиническая больница (главный врач

в России нервно-психическая заболеваемость призывников выросла на 1,7%. В основном она обусловлена ростом распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании — в 4,5 раза, психопатии — в 3,2 раза. При этом надо принимать во

Закономерная необходимость совершенствования системы профилактики болезней в условиях реформирования вооруженных сил определяется возрастанием приоритета здоровья военнослужащих как важнейшего фактора боеспособности армии и флота. А проводимая реформа вооруженных сил предполагает существенное повышение требований к «человеческому фактору» — важнейшему элементу военного потенциала государства. Комплектование вооруженных сил здоровым и гармонично развитым пополнением требует постоянного повышения качества психопрофилактической работы среди молодежи, готовящейся к военной службе. Для этого необходимо совершенствование критериев оценки нёрвно-психичес-ких отклонений, методов выявления пограничной патологии, улучшение диспансерного наблюдения и проведение корректирующих мероприятий. Анализ психической заболеваемости позволяет утверждать, что увеличение ее происходит за счет так называемых пограничных состояний.

За последние десятилетия снизилось качество здоровья призывного контингента по психическим стандартам. По данным социологических исследований у 60% военнослужащих, проходящих службу по призыву, нарушена психическая адаптация к условиям части, у 40% призывников отмечается низкая нервно-психическая устойчивость. Кроме того, в современной медицине нет общепринятого метода определения и классификации экстремальных состояний. За 4 года (1994-1997)

внимание и современные направления развития мировои психиатрической науки и все возрастающий ее интерес к проблеме пограничных состояний у призывников, составивших до 80% от всех нервно-психических расстройств. Возможно, именно поэтому система психотерапевтического воздействия, имеющая многовековую традицию, в настоящее время переживает своеобразное возрождение, поскольку возможности ее в сохранении и укреплении здоровья призывного контингента несомненны.

Актуальность проблемы выявления предвестников шизофрении у призывников определяется необходимостью ранней диагностики заболевания, выяснения ее патогенеза и поиска предикторов течения с учетом клинического патоморфоза. Большинство исследований на эту тему посвящено изучению своеобразия клинических проявлений и типологии, более характерных для юношеского возраста синдромов и их прогностической значимости. Таким образом, сохранение психического здоровья призывников является одной из важнейших задач психогигиены, значение которой возрастает в связи с заметным увеличением в последние годы доли нервно-пси-хических нарушений в общей структуре заболеваемости. Од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.