зо
Тема номера: неврология и психиатрия
'3 (8) декабрь 2004 г.
Распространенность психических и поведенческих расстройств среди наркозависимых
Р. Г. САДЫ КОВА, Казанский государственный медицинский
Известно, что наркозависимость часто сопровождается коморбидными расстройствами, которые существенно влияют на адаптацию пациентов к социуму, на их криминальную активность, а также на качество жизни пациентов. Основной целью настоящего изучения являлась оценка частоты встречаемости психической и поведенческой патологии среди наркозависимых, сравнение уровня их психического здоровья с группой контроля.
Для достижения поставленной цели было проведено комплексное клиническое исследование 214 наркозависимых лиц мужского пола с подтвержденным диагнозом «героиновая наркомания». Контрольную группу составили 50 человек, у которых при клинико-психопатологическом и психологическом обследовании, а также на основании объективных данных, признаков наркозависимости не обнаруживалось. Возраст обследованных находился в пределах от 17 до 27 лет. Подавляющее большинство из них являлись учащимися школ, техникумов или высших учебных заведений (77,1%).
У всех пациентов обнаруживались признаки второй стадии наркомании, включавшие развернутый синдром зависимости (психической и физической), периодически возникавшее состояние отмены. Стаж употребления наркотических веществ составил в среднем 5+1,2 года.
Состояние психического здоровья наркозависимых оценивалось клинически с учетом диагностических указаний МКБ-Х. При диагностике психических и поведенческих отклонений использовался термин «расстройство», под которым подразумевалась «клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личному функционированию».
Весь исследуемый контингент был разделен на четыре группы здоровья в зависимости от клинико-психопатологических особенностей и выраженности проявления психических расстройств. К первой группе были отнесены обследованные, у которых в психическом (без учета зависимости от психоактивного вещества) здоровье на момент обследования не обнаруживалось никаких отклонений от нормы.
Во вторую группу вошли пациенты, у которых распознавались донозологические психические и поведенческие расстройства (не связанные с зависимостью от психоактивного вещества). Они были представлены нестойкими и непродолжительными по времени моносимптомами или синдромами длительностью менее 6 месяцев или длительнее, но легкой степени тяжести. Причем, выявленные нарушения не вызывали у пациентов выраженных изменений в социальном статусе, поведении, работе (учебе). К ним были отнесены донозологические тревожно-депрессивные, обсессивно-ком-пульсивные расстройства, не обусловленные механизмами, формировавшими наркозависимость. Помимо них к данной группе относились и поведенческие паттерны (девиации), не достигавшие клинического уровня — акцентуации характера, непатологический гемблинг, сверхценные психологические увлечения, сексуальные девиации (не перверсии), нарушения пищевого поведения, Интернет-зависимость и другие.
Третью группу составили больные с клинически выраженными психопатологическими симптомами и. синдромами вне рамок определенных нозологических форм. В данную группу включались пациенты с расстройствами клинического уровня, классифицируемые в МКБ-10 в рубриках Р5 и Р6. В четвертую группу психического здоровья включались наркозависимые с нозологическими формами психических и поведенческих нарушений (коморбидными заболеваниями). У пациентов обнаруживались эндогенные заболевания (биполярное аффективное расстройство, шизофрения, ши-зотипическое расстройство), эпилепсия, невротические расстройства, последствия органических заболеваний головного мозга различного генеза и психотические расстройства, связанные с употреблением наркотического вещества.
Как показали результаты клинико-психопатологического обследования, распределение пациентов в зависимости от
университет.
показателей их группы психического здоровья отличались по большинству показателей от контроля (табл. 1).
Распределение обследованных по группам психического здоровья
Таблица 1
Группа здоровья Пациенты Здоровые
1 18 (8,4%)* 39 (78%)
II 32 (15%) 6 (12%)
III 110 (51,4%)* 5 (10%)
IV 54 (25,2%)* -
* — достоверность р<0,01.
Полученные данные с высоким уровнем достоверности продемонстрировали, что экспериментальная группа отличалась по показателям психического здоровья от контрольной группы. Лишь во второй группе здоровья, включавшей донозологические психические расстройства и девиации поведения неклинического (психологического) уровня, достоверных различий обнаружено не было. Оказалось, что у наркозависимых в отличие от их здоровых сверстников происходит явное смещение спектра психических феноменов в сторону психопатологии. У подавляющего большинства (76,6%) больных наркоманией диагностировались психические и поведенческие расстройства клинического уровня, тогда как 90% здоровых не были отнесены к данной группе. В связи с этим можно утверждать, что употребление наркотических веществ в рамках наркомании как заболевания сочетается с глубокими и выраженными психическими и поведенческими расстройствами, способными нарушать адаптацию человека и приводить к дезорганизации его поведения. По структуре психической патологии пациенты распределялись следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Распределение пациентов основной группы в зависимости от структуры психической патологии (третья группа здоровья)
Семиотика психических и поведенческих расстройств Частота встречаемости
Р6 Личностные расстройства
параноидное 1,8%
шизоидное 2,7%
диссоциальное 36,4%
эмоционально неустойчивое 17,3%
истерическое 3,6%
ананкастное 3,6%
тревожное 5,5%
зависимое 13,6%
Р63 Расстройства привычек и влечений
патологическая склонность к азартным играм 17,3%
патологическое воровство (клептомания) 2,7%
трихотилломания 1,8%
Р5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
расстройства приема пищи 0,9%
расстройства сна неорганической природы 3,6%
половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием 10,9%
Как видно из представленных в таблице 2 данных, доминирующее положение среди психических и поведенческих расстройств из третьей группы психического здоровья у наркозависимых занимали личностные расстройства. По результатам настоящего исследования у 39,3% наркозависимых обнаруживалась данная поведенческая патология. Следует отметить, что в данную группу не включались поведенческие расстройства доклинического уровня — явные акцентуации и девиации поведения психологического уровня. Кроме того, у 21,8% обследованных данной группы отмечалось сочетание расстройств зрелой личности с расстройствами привычек и влечений.
Наиболее часто у обследованных выявлялось диссоциаль-ное, эмоционально неустойчивое и зависимое личностное расстройство. В 17,3% случаев в третьей группе здоровья личностные расстройства сочетались с патологическим гемблиншм.
'З (8) декабрь 2004 г.
Тема номера: неврология и психиатрия
31
В отличие от группы контроля у пациентов с наркотической зависимостью достоверно чаще обнаруживались психические расстройства, позволявшие относить их в четвертую группу психического здоровья. Основанием для этого служило наличие нозологически оформленных психических и поведенческих расстройств. По структуре психической патологии пациенты данной группы распределялись следующим образом (табл. 3).
Как видно из представленных в таблице 3 данных, наиболее часто у обследованных пациентов четвертой группы здоровья обнаруживались органические психические расстройства (53,7%). Их возникновение было обусловлено, как правило, черепно-мозговыми травмами. Чаще других (24,1%) у пациентов выявлялось легкое когнитивное расстройство. У 18,5% обследованных, отнесенных к четвертой группе здоровья, были зарегистрированы психотические расстройства, обусловленные употреблением психоактивных веществ. Они возникали во время или непосредственно после употребления наркотического вещества и проявлялись в виде галлюцинаторно-параноидного синдрома с психомоторным возбуждением. В части случаев клиническая картина носила шизофреноподобный характер.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что у лиц, страдающих наркозависимостью, отмечается повышенный по сравнению со сверстниками уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (в том числе, донозологического уровня), что требует изменения тактики лечебных мероприятий.
Таблица 3
Распределение пациентов основной группы в зависимости от структуры психической патологии (четвертая группа здоровья)
Семиотика психических и поведенческих расстройств Частота встречаемости
Я0 Органические расстройства
деменция 1,9%
тревожное расстройство 5,6%
астенические расстройства 5,6%
легкое когнитивное расстройство 24,1%
расстройство личности 5,6%
посткоммоционный синдром 3,7%
Р2 Шизофрения
шизотипическое расстройство 3,7%
РЗ Аффективные расстройства
биполярное аффективное расстройство 1,9%
гипомания . 3,7%
циклотимия 3,7%
депрессивный эпизод 3,7%
Р4 Невротические и соматоформные расстройства
тревожно-фобические 3,7%
обсессивно-компульсивные 5,6%
диссоциативные (конверсионные) 1,9%
соматоформные 3,7%
Р5 Психотическое расстройство, 18,5%
вызванное употреблением психоактивных веществ
Особенности течения климактерических психических расстройств непсихотического уровня
О. О. ЧИСТЯКОВА, В. Д. МЕНДЕЛЕВИЧ.
Кафедра общей и медицинской психологии КГМУ, (зав. — д.м.н., проф. В. Д. Менделевич).
Женщины климактерического возраста составляют около 5% всей мировой популяции. Именно эта группа женщин испытывает различные проблемы, связанные с затрудненной адаптацией к возрастной перестройке организма, изменением социального статуса, нередко одиночеством, что сопровождается нарастанием психотравмирующих ситуаций.
Известно, что для физиологического течения климактерия характерно снижение эстрогенной насыщенности организма. При возрастном «выключении» яичников у 60-80% женщин в пери- и постменопаузе могут иметь место различные клинические проявления эстрогендефицитного состояния, или так называемые климактерические расстройства. Имеются данные, что низкий уровень эстрогена в климактерическом периоде способствует развитию психических нарушений. В отечественной и зарубежной медицинской литературе патологический климакс рассматривается как дезаптационный процесс организма женщины, который сопровождается вегетативно-сосудистыми проявлениями и наличием непсихотических психических расстройств.
Клиническая картина климактерического синдрома достаточно разнообразна, однако существует ряд проявлений, наиболее характерных для климакса, которые в основном распределяются следующим образом: психические нарушения — у 85%, вегетативно-сосудистые расстройства — у 65%, обменно-эндокринные — у 22% женщин. При этом психические нарушения, как правило, присутствуют в структуре климактерического синдрома, а в ряде случаев являются доминирующими.
В настоящее время продолжает интенсивно нарастать интерес к изучению фармакологической роли эпифиза и свойств его гормона мелатонина в регуляции физиологических и патологических состояний организма человека. По данным ряда авторов, по мере старения развивается функциональная симпатическая депривация эпифиза, снижается концентрация адренорецепторов, их чувствительность и сама стимуляция, также понижается секреция эпифизарного мелатонина. В связи с четким суточным ритмом секреции и зависимостью фотопериода, мелатонин считают координатором циркадного и суточного биоритмов. Он может быть использован в качестве седативного и гипногенного средства для коррекции нарушений сна, возникающих из-за срыва в
циркадной системе организма, борьбы с десинхронозом различного происхождения.
Закономерно, что изменение выработки мелатонина в организме у женщин в климактерический период находит отражение, прежде всего, в эмоциональной сфере. Все вышеупомянутые данные позволяют предположить, что мелатонин может быть использован в качестве лечебного средства при неврологических и психических нарушениях.
Для обоснования вышеизложенного нами было обследовано 120 женщин в перименопаузальном периоде, обратившихся за медицинской помощью в отделение неврозов Республиканской клинической психиатрической больницы М3 РТ и гинекологическое отделение Республиканской клинической больницы № 3 за период 2003-2004 гг. В результате исследования установлена частота и структура климактерических психических расстройств непсихотического уровня пациенток, выявлена их зависимость от гормонального профиля женщин, разработана тактика лечения подобных расстройств.
Все диагностируемые у пациенток расстройства разделились на следующие основные психопатологические синдромы: астено-депрессивный (29,1%), тревожно-депрессивный (28,33%), сенесто-ипохондрический (23,44%), тревожный (10%) и истерический (9,1%). В структуре астено-депрессив-ного синдрома встречались пониженный фон настроения, выраженная плаксивость, двигательная заторможенность, эмоциональная лабильность, прерывистый и неглубокий сон, повышенная утомляемость, частые «приливы», в основном в ночное время, сопровождавшиеся гипергидрозом, уреже-нием пульса, покраснением кожи. Ведущими в состоянии больных с тревожно-депрессивным синдромом являлись чувство тревоги, страха за свою жизнь, трудность засыпания, сон с кошмарными сновидениями, фон настроения у больных также был значительно понижен.
Сенесто-ипохондрический синдром проявлялся многочисленными соматическими жалобами, носившими сенес-топатический оттенок, выраженной ипохондричностью с демонстративностью, навязчивыми страхами за свое здоровье и жизнь, усиливавшимися в момент вегетативных кризов и в ночное время, неустойчивым фоном настроения. Тревожный синдром был представлен ярко выраженной тревогой, акатизией, прерывистым сном с тяжелым засыпанием, гиперестезией к резким запахам, громким звукам, яр-