Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ И ВЫВОЗОМ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ В ЕАЭС'

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ И ВЫВОЗОМ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБОРОТ ТОВАРОВ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гомон И.В., Макарова А.С., Акимова К.В.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с неустойчивым мировым политическим и экономическим положением усиливается необходимость использования наряду с таможенно-тарифными методами регулирования также запретов и ограничений в целях защиты внутреннего рынка. При этом роль системы запретов и ограничений неуклонно растет, что требует её постоянного совершенствования. В данной научной работе рассматриваются правовые основы и особенности таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров. Ключевое внимание отведено изучению достоинств и недостатков нового порядка проведения таможенного контроля в отношении продукции, перевозимой через таможенную границу Евразийского экономического союза на основании лицензий Министерства промышленности и торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гомон И.В., Макарова А.С., Акимова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL OVER THE IMPORT AND EXPORT OF LICENSED GOODS TO THE EAEU

The relevance of the research topic is due to the fact that due to the unstable global political and economic situation, the need to use bans and restrictions in order to protect the domestic market, along with customs and tariff methods of regulation, is increasing. At the same time, the role of the system of prohibitions and restrictions is steadily growing, which requires its constant improvement. This scientific work examines the legal basis and features of customs control over the import and export of licensed goods. The key attention is devoted to the study of the advantages and disadvantages of the new procedure for customs control in relation to products transported across the customs border of the Eurasian Economic Union on the basis of licenses of the Ministry of Industry and Trade.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ И ВЫВОЗОМ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ В ЕАЭС»

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ И ВЫВОЗОМ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ В ЕАЭС

И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент А.С. Макарова, студент К.В. Акимова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-161-164

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с неустойчивым мировым политическим и экономическим положением усиливается необходимость использования наряду с таможенно-тарифными методами регулирования также запретов и ограничений в целях защиты внутреннего рынка. При этом роль системы запретов и ограничений неуклонно растет, что требует её постоянного совершенствования. В данной научной работе рассматриваются правовые основы и особенности таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров. Ключевое внимание отведено изучению достоинств и недостатков нового порядка проведения таможенного контроля в отношении продукции, перевозимой через таможенную границу Евразийского экономического союза на основании лицензий Министерства промышленности и торговли.

Ключевые слова: лицензирование, таможенный контроль, оборот товаров, запреты и ограничения, таможенная служба.

На сегодняшний день с увеличением товарных потоков, без всяких сомнений, необходимо выстроить систему государственного регулирования таким образом, чтобы можно было обеспечить наиболее быстрое прохождение товаров через границу, причем, оно не должно являться обременительным.

По этой причине, стратегической задачей развития Федеральной таможенной службы является создание к 2030 году принципиально обновленной, наделенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и эффективной для государства. И одним

векторов развития является внедрение технологий, которые обеспечат автоматическое выполнение таможенных операций без участия сотрудников таможенных органов в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Иными словами, таможенные органы, в рамках возложенных на них функций, не должны затрачивать больших временных ресурсов на осуществление таможенных операций [2].

Кроме этого, важная задача в целях развития делового климата, совершенствования инфраструктуры для бизнеса, привлечения зарубежных инвестиций в государство заключается в улучшении позиции нашей страны в международном рейтинге Doing business (табл. 1).

Таблица 1. Россия в международном рейтинге "Doing ^ business" [7]

Показатель Российская Федерация Страны с наилучшими показателями Отставание (количество раз)

Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль (в часах) 66 12,7 5,2

Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль (долл. США) 580 150 3,87

Время на экспорт: оформление документов (часов) 26 2,3 11,3

Стоимость экспорта: оформление документов (долл. США) 80 33,4 2,4

Время на импорт: пограничный и таможенный контроль (в часах) 12 8,5 1,41

Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль (долл. США) 400 98,1 4,08

Время на импорт: оформление документов (часов) 43 3,4 12,65

Стоимость импорта: оформление документов (долл. США) 160 23,5 6,81

Анализ вышеуказанных показателей позволяет сделать вывод, что Российская Федерация существенно отстает по показателям времени осуществления необходимых действий для ввоза и вывоза товара, что вызывает трудности для участников внешнеэкономической деятельности

По статистическим данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод, что за анализируемый период наблюдается неоднозначная динамика. Так, за прошедший 2020 год количество зарегистрированных заявлений уменьшилось на 32,66% по сравнению с 2019 годом, относительно 2018 года также произошло снижение на 28,91%. Количество оформленных лицензий уменьшилось по сравнению с 2019 годом на 30,51 пп., а в сравнении с аналогичным периодом 2018 года - на 29,93 пп. Подобную динамику можно объяснить общими посткризисными явлениями мировой экономики, вызванными пандемией вируса СОУГО-19.

Подписание Приказа ФТС России от 18.12.2019 №1907 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при

(ВЭД - далее), по этой причине видится необходимым оптимизировать контроль за лицензиями.

Для анализа лицензирования товаров при перемещении через таможенную границу представим количество выданных лицензий в 2018-2020 гг. в таблице 2.

экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» даст возможность поднять определенные показатели международной торговли товарами, для перемещения которых через таможенную границу Союза необходимо наличие лицензии Министерства промышленности и торговли РФ.

Суть данного приказа заключается в том, что значительно облегчается работа декларанта при осуществлении таможенных операций в области перемещения товаров с помощью применения программных ресурсов таможенных органов.

С практической стороны, сведения, поступающие в Единую автоматизированную систему таможенных органов, не требует от декларанта предоставления дополнительной документации в процессе декларирования — система межведомственного электронного взаимодействия даст возможность в процессе проведения тамо-

Таблица 2. Количество лицензий, выданных в 2018-2020 гг. в сфере внешней торговли

[7]_

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп прироста 2020 г. в % к:

2019 г. 2018 г.

Количество зарегистрированных заявлений 11 651 12 301 8 283 - 32,66 - 28,91

В том числе количество зарегистрированных заявлений, поданных в электронной форме 4 501 5 532 3 843 - 30,53 -14,62

Количество оформленных лицензий 10 795 10 885 7 564 - 30,51 - 29,93

женного контроля не запрашивать дополнительный пакет документов у декларанта, а запросить его из информационной базы данных Министерства промышленности и торговли [4 с. 17].

При этом нельзя не отметить достоинства и недостатки рассматриваемой системы. Прежде всего, абсолютное преимуществом системы заключается в ее автомати-зированности и прозрачности. Иными словами, декларант в ходе осуществления таможенных операций, может не затрачивать свои ресурсы на доведение информации о лицензии в таможенные органы. При этом таможенные органы не затрачивают дополнительные ресурсы на контроль документов, проводя его в самые кратчайшие сроки. Саму базу данных таможенной службы с содержащимися в ней лицензиями необходимо постоянно пополнять.

Более того, сведения, получаемые из лицензии и передаваемые по каналам в таможенные органы, дают возможность с легкостью сопоставить важные при лицензировании критерии продукции - его наименование, физические характеристики, свойства, а также ее количество [6, с. 485].

К тому же, очевидным достоинством является отсутствие коррупционных рисков, которые связаны с неправомерным использованием подложных документов.

Тем не менее, нужно отметить, что главный недостаток в использовании данной системы заключается в том, что время от времени могут возникать сбои, которые связаны с техническими неполадками сети Интернет. При этом, в соответствие со статьей 119 с Таможенного кодекса ЕАЭС, выпуск товаров должен производится в течение 4 часов с момента их регистрации, и у сотрудника в случае отсутствия связи с сервером может не оказаться возможности провести дополнительную проверку данного товара.

Разрешение данного вопроса представляется в формировании базы данных на базе кэш-подхода: сведения о выданных лицензиях синхронизируется с базами данных таможенных органов, а сама система при исполнении лицензии в автоматическом режиме удаляет ее из «оператив-

ной памяти», отправляя ее в архивы в целях возможного контроля после выпуска товаров. Причем обмен должен осуществляться каждые 4 часа для того, чтобы избежать и сократить риски.

Среди прочего, в части недостатков нужно отметить отсутствие возможности в автоматическом режиме контролировать лицензии, которые выдаются другими государственными ведомствами - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России - далее) в части продукции, относящейся к экспортному контролю, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации (ФСВТС России - далее) для продукции военного назначения и Министерством энергетики Российской Федерации на природный газ в сжиженном состоянии.

Представляется необходимым осуществлять подключение и синхронизацию данных систем по следующей схеме: в первую очередь, Министерство энергетики Российской Федерации, так как его базы данных меньшие по объему, чем других ведомств. В части базы данных ФСТЭК России, имеет большое значение на начальном этапе наладить взаимодействие с данной службой, а после постепенно внедрять базы данных, не относящиеся к критериям государственной тайны. При этом осуществление контроля базы данных ФСВТС России не следует осуществлять по причине стратегической важности вопросов национальной безопасности и обороны государства [5, с. 161].

При этом, другой значительный недостаток связан с ограниченностью данной системы по причине отсутствия в ней лицензий, которые были выданы Министерством промышленности и торговли до 1 мая 2020 года.

Однако, данная проблема будет разрешаться постепенно, с истечением сроков ранее выданных лицензий и выдачей новых разрешительных документов.

При этом, таможенная служба, невзирая на предоставляемые упрощения, не должны ослаблять свои функции по контролю за ввозимыми и вывозимыми товарами.

Стоит отметить, что в настоящее время ской деятельности. От того, насколько эф-вопрос продуктивности таможенных орга- фективно таможенная служба будет ре-нов как гаранта обеспечения безопасности шать стоящие перед ней задачи и макси-страны является одним из главных в про- мально полно их реализовывать зависит цессе построения государственной систе- будущее состояние нашей страны, ее суве-мы регулирования внешней экономиче- ренитет.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2021 г.).

2. Берлова Н.В. Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза / Берло-ва Н.В., Чедова Т.В. // Вестник евразийской науки - 2019. - С. 1-19.

3. Гайфутдинов В.А. Об автоматическом выпуске товаров, подпадающих под запреты и ограничения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенное академии - 2018. - №2 (66). - С. 28-31.

4. Гомон И.В. Оценка защиты таможенными органами объектов интеллектуальной собственности / И.В. Гомон, И.А. Аверин // В сборнике: современное социально-экономическое пространство: проблемы и перспективы. Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием. Под общ. редакцией Крутикова В.К. - 2018. - С. 14-19.

5. Гомон И.В. Анализ лицензирования товаров при перемещении через таможенную границу / И.В. Гомон, М.И. Филиппов, А.О. Мосеенкова // Форум молодых ученых. -2018. - №12-2 (28). - С. 160-165.

6. Гомон И.В. Анализ количества лицензий на экспорт и импорт товаров / И.В. Гомон, ЕЮ. Шуралева / Форум молодых ученых. - 2018. - №11-1 (27). - С. 483-487.

7. Министерство промышленности и торговли. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения 12.12.2021 г.)

8. Стратегия - 2030: от электронной таможни к интеллектуальной. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customsforum.ru/news/big/strategiya-2030-ot-elektronnoy-tamozhni-k-intellektualnoy-553679.html (дата обращения: 10.12.2021 г.).

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL OVER THE IMPORT AND EXPORT OF LICENSED GOODS TO THE EAEU

I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.S. Makarova, Student K.V. Akimova, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that due to the unstable global political and economic situation, the need to use bans and restrictions in order to protect the domestic market, along with customs and tariff methods of regulation, is increasing. At the same time, the role of the system of prohibitions and restrictions is steadily growing, which requires its constant improvement. This scientific work examines the legal basis andfeatures of customs control over the import and export of licensed goods. The key attention is devoted to the study of the advantages and disadvantages of the new procedure for customs control in relation to products transported across the customs border of the Eurasian Economic Union on the basis of licenses of the Ministry of Industry and Trade.

Keywords: licensing, customs control, turnover of goods, prohibitions and restrictions, customs service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.