ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 1-3(76)
УДК 159.922
Е.С. Мальцев
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ РИСКОВ У ПОДРОСТКОВ
В статье рассматриваются особенности суицидальных рисков среди подростков. Анализируются изменения представлений о смерти в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются причины суицидального поведения у подростков.
Ключевые слова: Суицид, суицидальные риски, подростковый возраст, суицидальные попытки, причины суицида подростков, суицидальное поведение подростков.
Понятие «суицидальные риски» включает в себя: суицид, суицидальное поведение, суицидальные тенденции, суицидальные попытки, суицидальные покушения, суицидальные проявления. Суицид - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни) [3; 4]. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от травмирующей человека ситуации.
Анализ суицидальных проявлений подростков показал, что суицидальное поведение в этом возрасте, хотя и имеет много общего с аналогичным поведением у взрослых, все же несет в себе возрастное своеобразие. Это обусловлено спецификой психологических и физиологических механизмов подросткового возраста.
Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста [1]. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
Причины суицида очень сложны и многочисленны. Несмотря на то, что подростки обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как публичное унижение, проблемы в учебе, предательство, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод для совершения суицида, чем его причина.
Э. Шнейдман выделяет такие общие черты, свойственные всем суицидентам подросткового возраста [6]:
1. Общая цель всех суицидентов - поиск решения стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания.
2. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания.
3. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии подросток испытывает состояние безнадежности, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии.
© Мальцев Е.С., 2018.
Научный руководитель: Абросимова Екатерина Анатольевна - кандидат психологических наук, Челябинский государственный университет, Россия.
Вестник магистратуры. 2018. № 1-3(76)
ISSN 2223-4047
4. Общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любви и ненависти.
5. Общим действием при суициде является бегство (агрессия). Смыслом самоубийства является избегание чего-то.
6. Общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни.
И.В. Конончук выделяет три основные функции суицида в подростковом возрасте [5]:
1. Обращение, своего рода «крик о помощи»;
2. Уход от разрешения проблем, «выключение из невыносимо тяжелой жизненной ситуации»;
3. Отреагирование, как способ снятия эмоционального напряжения.
В отечественной литературе можно встретить описание различных причин суицидов подростков: одиночество; конфликт в личной жизни; неразделенные чувства; воздействие искусства; разрушение этнических традиций; нестандартная ориентация и др. [4; 5].
С.В. Бородиным и А.С. Михлиным была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие [2] :
1) Состояние здоровья (соматичекие заболевания, психические заболевания);
2) Лично-семейные (болезнь, смерть близких, семейные конфликты, развод родителей, половая несостоятельность, одиночество, неудачная любовь, оскорбление, унижение со стороны окружающих и
др.);
3) Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора);
4) Конфликты, связанные с работой или учебой.
5) Материально-бытовые трудности.
Таким образом, в ходе рассмотрения психологических особенностей суицидальных рисков у подростков было выявлено, что суицидальное поведение в этом возрастном периоде имеет своеобразие, обусловленное спецификой психологических и физиологических механизмов. В настоящее время в научной психологической литературе выделяются общие черты, свойственные всем суицидентам подросткового возраста, основные функции суицида в подростковом возрасте, основные причины повышения суицидальных рисков и предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов подростков.
Библиографический список
1 .Амбрумова, А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом - М., 1978. - С. 132-137.
2. Бородин, С.В. Мотивы и причины самоубийств // Актуальные проблемы суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. - М., 1978, Т. 82. - С. 28-43.
3.Ефремов, В. Основы суицидологии - М.: Баном-Пресс, 2014. - 480 с.
4. Казанская, В. Г. Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь - М.: Национальный книжный центр, 2015.-224 с.
5. Конончук, Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. - 1989. - №5. - С. 23-27.
6.Шнейдман, Э. Душа самоубийцы - М.: Смысл, 2012. - 315 с.
МАЛЬЦЕВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.