Научная статья на тему 'Особенности субъектов экономики при переходе к рынку в России'

Особенности субъектов экономики при переходе к рынку в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маринова Марина Александровна

The basic subjects of economy are described in this article, such as, the state, the enterprises (wage-earner, managers, heads), businessmen. The ways of their interaction in conditions of transitional Russian economy are analyzed. Their business interests are specificated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The feature of subjects of economics relations by the transition to the market economy in Russia

The basic subjects of economy are described in this article, such as, the state, the enterprises (wage-earner, managers, heads), businessmen. The ways of their interaction in conditions of transitional Russian economy are analyzed. Their business interests are specificated.

Текст научной работы на тему «Особенности субъектов экономики при переходе к рынку в России»

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ В РОССИИ

М.А. Маринова

Кафедра социологии

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая 6, 117298, Москва, Россия Е-шаИ: m_marinova@mail.ru

Значимость переходного периода в экономике несомненна, появление новых субъектов в экономике - одно из явлений, вызванных переходом к рынку. Новые субъекты экономики это, с одной стороны, результат рыночных отношений, с другой, они тесно связаны со старой системой экономики, которая функционировала в России более 70 лет. И проблема заключается в том, что часто ранее усвоенные образцы поведения не дают развиться новым принципам и отношениям, присущим рыночной системе. К тому же, рыночные принципы поведения иногда неправильно понимаются субъектами экономических отношений. Разнообразие форм поведения это, с одной стороны, плюрализация в экономических отношениях, с другой, сами особенности этого разнообразия связаны с неустоявшимися экономическими отношениями, новыми рыночными нормами поведения.

Таким образом, можно наблюдать перенос с Запада «формы» рынка без наполнения этой формы реальным содержанием. В силу этого, часто проявляется крайний эгоизм экономических интересов, который не дает развиться нормальным рыночным отношениям. Хотя в экономической теории существует взгляд на эгоизм экономических интересов как на необходимый двигатель всех экономических отношений (А.Смит), важно подчеркнуть, что этот эгоизм проявлялся в рамках заданных «правил игры» и, таким образом, эгоизм одних не препятствует действиям других субъектов рыночных отношений. Если таких условий не существует, мы имеем эгоистичную войну «всех против всех».

В период перестройки у людей появляется возможность реализовывать экономические действия в различных секторах экономики. Динамика распределения численности занятого населения России по секторам экономики позволяет увидеть тенденцию изменений отношений собственности в России во время рыночных преобразований.

Таблица 1[7,с.70.]

Динамика распределения численности занятого населения России по секторам _______________________экономики за 1992-1996 годы (%)._________________________________

Сектора экономики, различающиеся по форме собственности Годы

1992 1993 1994 1995 1996

Государственный (включая муниципальную собственность) 69 53 45 38 37

Частный сектор 18 28 33 36 38

Сектор смешанных форм собственности и собственности общественных организаций 13 19 22 26 25

Итого 100 100 100 100 100

Численность занятых (млн. человек) 72 71 69 67 66

Итак, новые социально-экономические условия, изменение ценностей, трансформация экономического сознания, появление новых экономических интересов - все это обусловило существенные изменения в поведении субъектов экономики, но главной их особенностью явился крайний эгоизм по отношению к другим субъектам.

Прежде всего, выделим следующие типы субъектов: 1) предприниматели; 2)

предприятия, здесь же охарактеризуем акционеров, руководителей и наемных работников; 3)государство.

Предпринимательство предполагает процесс реализации экономических действий с целью получения доходов. Предприниматели - особый класс в обществе, одной из главных функций которых является способность к инновации, они имеют свои специфические экономические интересы в обществе, связанные с выполнением предпринимательской функции. Потенциал предпринимательства в обществе зависит от степени открытости экономических ресурсов, от того, существует ли возможность проявлять предпринимательскую активность.

Первые теории предпринимательства выдвигали одной из важных характеристик предпринимателя наличие капитала. Однако впоследствии для предпринимателя стало важным также наличие организаторских способностей и нестандартное, творческое мышление, способность к инновационному поведению.

Экономические интересы предпринимателей направлены на достижение прибыли. Иногда дело ведется в ущерб большим доходам, но идет плавный экономический процесс без больших издержек. Интересы предпринимателя не всегда связаны с большими доходами. Предпринимательство - это скорее интерес к творчеству, по крайней мере, он часто выражен больше, чем экономический интерес. Й. Шумпетер одним из первых выделил неэкономические мотивы предпринимательства: 1) стремление иметь «свою империю» -быть полновластным хозяином в собственном предприятии, которое предприниматель сам конструирует и сам строит, и которое полностью отвечает его запросам, потребностям, ценностям; 2) воля к победе - возможность в рамках собственного «дела» доказать собственную состоятельность, проявить мужество, ум, стойкость в борьбе с конкурентами и другими факторами среды, реализовать себя как личность; 3) радость творчества -возможность заниматься любимым делом, полностью соответствующим индивидуальным интересам и установкам, возможность видеть конкретные результаты собственных усилий [18,с.193.].

«Более чем 70-летняя история советского государства включала этапы использования возможностей частного и кооперативного предпринимательства, а также государственного капитализма. В прямой форме - это новая экономическая политика (весна 1921-1928 гг.), в косвенной - дискуссии в периоды 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг., когда в стране широко обсуждали необходимость и характер предстоящих экономических реформ» [9,с.79.]. Но официально в СССР предпринимательства не было, тем не менее существовал теневой сектор экономики, который включал в себя активных субъектов экономических отношений, чью активность можно было направить в позитивное для экономики русло. Специалисты выделяют некоторые виды теневой деятельности, присущие экономике СССР -несанкционированная дополнительная трудовая деятельность, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке и др.[7,с.85-86.].

Тенденции к фрагментации экономики, отношение к ней не как к чему-то масштабному, появление в стране соответствующих условий для возможности реализовать себя, создать собственную организацию обусловило высвобождение творческой инициативы у способных к инновации граждан. «В течение 1992 г. в частную собственность перешло 46 тыс. предприятий различных отраслей. К началу 1993 г. в РФ было зарегистрировано 400 тыс. товариществ, 200 тыс. индивидуальных и частных предприятий, 150 тыс. кооперативов, почти 200 тыс. акционерных обществ, 12 тыс. ассоциаций, концернов и консорциумов» [20,с.13.].

Предприниматель в современной российской экономике фигура неоднозначная, поскольку формирование современного предпринимателя происходило под влиянием значительных социально-экономических процессов, а именно - перехода от одной системы экономических отношений (административно-командной) к другой (рыночной). Ситуация в экономике России при переходе к рынку обусловила множество вариантов предпринимательского поведения. Высокая степень неопределенности, характерная для российской экономики, вызвала большое число комбинаций для реализации экономического поведения. Если брать за основу модель предпринимательства Й. Шумперера, где

предприниматель это тот, кто осуществляет инновацию в целях извлечения прибыли, при этом неважно является он собственником ресурсов или нет, то предпринимателем можно назвать любого работника предприятия, который вводит нечто новое (новые разработки, новые технологии), в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, чем более система экономики открыта для нововведений, тем больше возможностей проявлять инициативу на рабочих местах - тем большее количество предпринимателей. Однако важно, чтобы при этом предприниматель получал прибыль от своего изобретения и существовали цивилизованные «правила игры», регламентирующие деятельность предпринимателя.

Предприниматели в России неоднородная группа, среди них представители различных профессий, возрастных групп. Российские ученые выделяют IV вида предпринимательства в современной России: 1) новая волна, «энтузиасты»; 2) «предприниматели сверху»,

партийная элита; 3) теневое предпринимательство; 4) стихийное предпринимательство [19,с.196-197.]. При этом характер мотивов предпринимательской деятельности самый разнообразный. Для кого-то важно вывести из нищеты близких, обеспечить себя материально, для кого-то важен престиж, возможность дать детям элитное образование, кому-то нужны деньги для эмиграции или капитал для нового дела, а для некоторых зарабатывание денег - это «как спорт» [11,с.30.].

Необходимо заметить, что специфические условия, в которые были поставлены российские предприниматели, способствовали проявлению крайнего эгоизма в их экономических интересах и в результате вызвали к предпринимателям негативное отношение общества. Дело в том, что законодательная база, налоговая политика и другие меры государства ставили российских предпринимателей в такие условия, в которых выгодным становилось не производство, а различные спекулятивные операции, связанные, как правило, с торговлей. В результате, капиталы не вкладывались в производство, а перетекали в посреднические операции. «Отсутствие условий для достижения личной выгоды путем вложения капиталов в производство приводит к раздуванию сферы обращения» [15,с.45.]. Поэтому не случайно в представлениях многих людей

предпринимательство ассоциировалось с «рвачеством», с нечестным путем зарабатывания денег, к тому же известно что при отсутствии необходимой законодательной базы защиты прав собственности интересы частных собственников становятся краткосрочными и спекулятивными [10,с.77.]. В связи с этим интересно проследить отношение россиян к предпринимателям через призму их мнения о социальном происхождении предпринимателей.

Таблица 2 [2,с.66.]

Социальное происхождение российских предпринимателей в оценках ___________________общественного мнения, в %._________________________________

Группа Время проведения опроса

1992 г. декабрь 1993 г. июль

Из бывшей партийнокомсомольской номенклатуры 53,8 69,0

Из работников торговораспределительной сети 52,5 72,6

Из криминальных группировок 40,8 51,8

Из предприимчивых и инициативных рабочих и служащих. 27,5 46,8

Из руководителей госпредприятий, учреждений. 22,5 31,6

Сами же предприниматели считали, что «в России основные проблемы находятся за рамками бизнеса как такового. 90% опрошенных предпринимателей считают главным препятствием на пути развития их бизнеса налоговую политику государства, 81% -отсутствие нормального законодательства, 67% - крайне затруднительный доступ к

капиталу, 66% - нестабильность банковской системы, 55% - коррупцию во властных структурах» [16,с.29.]. Следовательно, необходимо было активное вмешательство

государства, с целью поддержки процесса предпринимательства в России. Ведь предпринимательство дает новые рабочие места, а это в интересах государства. Особенно государство должно поддерживать малый бизнес, так как малое предпринимательство имеет мало собственных средств для развития, а развитие его самого существенно обогатило бы экономику России.

Переходный процесс в экономике заставил субъектов приспосабливаться к новым условиям. Реформирование предприятия должно представлять не просто его адаптацию к новым условиям, но и целенаправленное изменение основ функционирования. Не всегда трансформационные процессы в полной мере затрагивают деятельность предприятия, поскольку «предприятия выступают как хранилища «производственной памяти», которая концентрируется в человеческих ресурсах, для которых эта память имеет форму знаний, навыков, правил поведения и т.п., и в материальных, где находит выражение в конструкциях, способах эксплуатации и других элементах технологии» [4,с.83-84.]. Изменения в поведении предприятий были обусловлены освобождением предприятий от административного контроля за ценами, производством, инвестициями и другими показателями.

Предприятия, которые в условиях централизованной экономики жили по соответствующим этим условиям законам, при переходе к рыночным отношениям вынуждены были ориентировать свои действия на законы рынка. Выражалось это в соотнесении экономической деятельности с законами конкуренции. Предприятия вынуждены были ориентироваться на выпуск конкурентоспособной продукции, соотносить свои затраты с прибылью, стремиться к большей эффективности, в их экономические интересы стало входить утверждение на рынке и большие объемы продаж собственной продукции. Введение в действие закона о банкротстве также отразилось на деятельности предприятий.

Особенностью постсоветских предприятий стала относительно слабая ориентация на максимизацию прибыли. «С точки зрения руководителей предприятий, главными

хозяйственными целями последних являлись: увеличение выпуска продукции (средний рейтинг за 1994 г. - 51%), сохранение численности трудового коллектива (36%) и максимизация прибыли (31%) [1,с.24.]. Тем не менее, существовали тенденции и к сокращению масштабов производства, вплоть до полной его ликвидации.

Предприятие - сложная структура, для анализа его поведения необходимо разобрать поведение следующих входящих в него субъектов: 1) акционеров (инвесторов); 2) наемных работников; 3) администрации (менеджмента); 4) руководителей.

Процесс приватизации внес существенные изменения в структуру управления и владения предприятиями. На бывших советских предприятиях появляется новый тип собственников-акционеров. В результате, структура распределения собственности и связанных с ней прав управления приобрела довольно сложный характер.

Выделяют несколько типов собственников на предприятиях. Основные категории -инсайдеры и аутсайдеры. Инсайдеры - внутренние акционеры предприятия, которым может принадлежать доминирующее количество акций, то есть эти акции не выходят за пределы предприятия, а находятся у менеджеров и работников предприятия. Иногда пакет акций принадлежит аутсайдерам - внешним акционерам предприятия (инвестиционным компаниям, банкам, частным лицам, не работающим на предприятии). Интересы акционеров к предприятию связаны со стоимостью его акций, возможностями участия в управлении или с «ликвидационной» полезностью (выплаты в случае ликвидации предприятия). Особенности функционирования российского фондового рынка, а именно, слабая связь котировок акций с состоянием предприятия, приводили к тому, что значительные дивиденты по акциям было весьма редким явлением. Результатом этого явилась последующая незаинтересованность инвесторов в расширении производства.

Описанные категории собственников - новое явление в российской экономике. Экономические интересы у них часто не совпадали, поэтому важным моментом явилось выявление, понимание и согласование их экономических интересов. Так, в конце 1995 года

возник острый конфликт старых владельцев РАО «Норильский никель» с новым его акционером (получившим 38% акций РАО) «ОНЕКСИМ банком». Аналогичные конфликты были на Новолипецком металлургическом комбинате и других российских предприятиях.

На начальном этапе развития рыночных процессов в России доминировали инсайдеры-работники. Это было связано с неразвитой структурой аутсайдеров. Постепенно происходило перераспределение акций в пользу внешних акционеров. На этой почве возникли конфликты интересов, прежде всего, между менеджерами-инсайдерами и компаниями-аутсайдерами. «Базовым конфликтом в течение всех этих лет применительно к большинству АО был конфликт между старыми менеджерами, ожесточенно отстаивающими свои позиции, и потенциальными «захватчиками» контроля» [12,с.56.]. Наблюдались стремления бывших «красных директоров» сохранить свои позиции на предприятии любой ценой. Этот факт существенно тормозил рыночные изменения в российской экономике. Феномен «окапывания» бывших руководителей вызывал столкновение интересов менеджеров-инсайдеров и финансовых аутсайдеров. Методами реализации этих интересов были распределение пакета акций таким образом, чтобы владельцами предприятия были «свои люди» или «дружественные» предприятия, фиктивные банкротства с последующей скупкой предприятия по заниженным ценам. Компании-аутсайдеры пытались теми же не совсем честными методами установить свой контроль над предприятием и его финансовыми потоками.

Постепенно наметилась тенденция слияния менеджеров-инсайдеров с компаниями-аутсайдерами посредством процесса торга и согласования противоречивых экономических интересов. В результате, создавалась модель концентрированной собственности. В целом, на предприятиях с высококонцентрированной собственностью эффективность производства была выше. Работники-инсайдеры постепенно выпадали из процесса приватизации по причине слабой осведомленности и неумения участия в управлении собственностью.

Необходимо заметить, что к началу реформ советские люди не имели определенного понятия о рыночной структуре. У большинства из них не было потребности иметь частную собственность. Важной для большинства людей являлись гарантированная занятость, пусть даже с минимальной оплатой труда, и социальные гарантии, возможность получить государственную квартиру, путевки, места в детских учреждениях, бесплатное медицинское обслуживание и т.д. В то же время люди стали понимать, что психология «начальству виднее» не проходит, что нужно учиться отстаивать свои экономические интересы. Однако в силу социально-правовой незащищенности способов отстаивать свои интересы у них было не так много. Этим фактором, в частности, объясняется «поразительно высокий порог «терпимости» к практике невыплат заработной платы». «Низкая правовая защищенность, слабость и несостоятельность профсоюзов, напряженная ситуация на локальных рынках труда - все это приводит к минимуму возможности противодействия со стороны работников» [3,с.76.].

В дореформенный период в отношении работника к предприятию доминировала «философия заводского патриотизма». Такое отношение позволяло соотносить свои личные интересы с интересами предприятия, как правило, в пользу последнего. Однако десять лет реформ существенно изменили ситуацию. Задержки заработной платы, несправедливость в ее установлении, махинации в вопросах собственности, принудительная отправка в неоплачиваемые отпуска, увольнения - все эти факторы изменили отношение наемных работников к предприятию. В результате, постепенно управляемость трудовым коллективом наталкивалась на существенные трудности. Однако именно в интересах рядовых работников было успешное функционирование предприятия, поскольку их доход зависел в большей степени от выпускаемой продукции.

Администрация (менеджеры) предприятия имела свои специфические интересы на предприятии. По мнению многих экономистов, позиция менеджмента в современных условиях влияет на перспективы развития предприятия. Менеджер стоит как бы на стыке интересов руководителей и наемных рабочих, при этом имеет и свои экономические интересы. «В силу промежуточного положения администрации ее отношение к

предприятию двойственно: члены администрации ощущают себя в какой-то степени руководителями предприятия и проводят линию директора, в то же время они подвергаются

диктату с его стороны так же, как и рядовые работники» [5,с.71.]. Также у менеджера часто есть возможность использовать предприятие как «трамплин» для последующей предпринимательской деятельности. Если только это стремление определяет деятельность менеджера на предприятии, то дальнейшее успешное развитие такого предприятия сомнительно.

Что касается руководителей предприятия, то и их экономические интересы часто не связывались с эффективной работой предприятия. После вступления в силу в 1987 году закона «О государственном предприятии» руководители получили возможность самостоятельно решать вопросы формирования плана производства, выбора поставщиков и потребителей, распоряжения фондом заработной платы. Нужно отметить, что часто все эти вопросы решались, исходя из краткосрочных интересов самого предприятия. Следствием таких решений стал «разрыв хозяйственных связей», «вымывание дешевого ассортимента продукции», «ухудшение качества продукции», «необоснованный рост заработной платы». «Все это свидетельствовало о нарастающем смещении мотивации руководителей предприятий в сторону критериев краткосрочной выгоды» [4,с.83-84.].

Многие руководители рассматривали предприятие преимущественно с точки зрения быстрого личного обогащения. Если для достижения этой цели потребуется ликвидация предприятия - это будет сделано. «Срывание большого куша» оказывается более предпочтительным, чем постепенное «деланье бизнеса» [17,с.19.].

Подводя итог, рассмотрим табл. 3, отражающую динамику видения работниками ФУКО (функционально-управленческой конфигурации) предприятия и, соответственно, динамику их экономических интересов в начале и в конце «перестроечного» десятилетия 90-х годов.

Таблица 3 [5,с.72.]

Динамика видения предприятия в начале и конце 90-х годов.______________________

Субъекты ФУКО Видение предприятия в дореформенный период Видение предприятия после реформы

Генеральный директор Сокращение масштабов производства (облегчение плановых заданий) Сокращение масштабов вплоть до ликвидации предприятия

Работники Постоянное место работы, основной источник средств к существованию и самореализации Временное «пристанище»

Члены администрации Место работы, обеспечивающее карьерный рост, основной источник средств к существованию Основной источник средств к существованию, трамплин для продолжения карьеры или перехода к предпринимательской деятельности

Внешние акционеры Отсутствуют Источник доходов в случае ликвидации предприятия или продажи акций

Представители вышестоящей организации Товаропроизводитель, субъект выполнения плановых заданий Отсутствуют

Государство также можно рассматривать в качестве субъекта экономики, который имеет свои интересы и функции. Особенностью этого субъекта является то, что он должен выступать выразителем общественных интересов, в его силах и компетенции «создавать ситуацию» в экономике и активно влиять на нее, поскольку при реализации даже самых либеральных рыночных программ государственное регулирование не может быть исключено полностью. «Одна из наиболее важных функций государства - выразителя общественных интересов - состоит в обеспечении соответствующих условий нормальной жизнедеятельности как граждан и их коллективов, так и общественно полезных хозяйственных организаций» [4,с.93.].

В переходный период в России государство заняло не достаточно активную позицию в отношении регулирования поведения субъектов экономики. В то время как роль государства в трансформационный период огромна. Рынок, «пущенный на самотек», не подходит ни для

одного общества, а тем более для общества с переходной экономикой. Переходный процесс сам по себе несет в себе огромное количество неопределенности, большую неустойчивость в социально-экономических отношениях. «Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы степень произвола в отношениях между директорами и собственниками предприятий, с одной стороны, и членами трудового коллектива и деловыми партнерами, с другой, не превосходила некую допустимую границу, за которой простирается благодатная почва для развязывания социально-экономического противостояния «всех против всех» [4,с.93.].

В функции государства входит забота об экономической образованности своих граждан, поскольку она является необходимой предпосылкой эффективного развития рыночной экономики. Люди должны разбираться в рыночной ситуации, понимать и иметь возможность реализовывать свои интересы. «Образованность всегда создает противовес власти, выравнивает возможности субъектов рынка в ходе конкуренции и способствует разумному разрешению возникающих конфликтов» [8,с.53.].

С отказом от прежних, переход к новым отношениям может привести к определенному ценностному вакууму, который тут же заполняется не самими лучшими установками. Система, где «только глупый платит налоги, контракты не выполняются, а платежи не осуществляются, едва ли может быть названа рыночной экономикой» [6,с.2.]. Российское государство позволило сложиться такой ситуации. Не случайно по данным ВЦИОМа (июль 1999) от 40 до 86% населения России были недовольны экономической политикой государства и считают, что «государство не только «сдало» экономику криминалу, но и de facto перестало выполнять свои функции по обеспечению социальной безопасности общества» [14,с.67.]. Государство должно проводить активную политику по созданию цивилизованного рынка, и законодательная база при этом должна быть соответствующей.

Формирование новой системы собственности, поддержка малого предпринимательства, формирование элементов рыночной инфраструктуры, в состав которой входят и многие государственные ведомства, осуществляющие политику государственного регулирования, поддержание порядка в экономике - все это входит в задачи государства. В переходный период перед государством стоит сложная задача обеспечения согласования разнообразных экономических интересов субъектов экономики. Важно обеспечить такую политику государства, при которой экономические интересы отдельных субъектов экономики не препятствовали бы реализации общенациональных экономических интересов.

Период трансформации - сложный период в жизни общества. Происходящее отмирание старых и становление новых структур очень «болезненно». Появление новых экономических интересов не всеми осознается и понимается. Между тем проблема их согласования - важнейшая задача, решающие действия при осуществлении которой - за государством. Необходимо, чтобы в обществе было понимание важности новых процессов, у людей должно появляться стремление активно участвовать в новом для них рыночном процессе. Понятно, что все это осуществимо, если государственный аппарат не будет чинить явных и скрытых препятствий процессу развития новых структур. Только в таком случае будет происходить становление позитивно направленных экономических интересов, которые не будут противоречить общенациональным экономическим интересам.

Итак, после всеобщего диктата практически во всех сферах деятельности свобода вызвала у людей ощущение вседозволенности. Люди стали во многом ориентироваться только на свой личный эгоистический интерес. «... Новые формы теневой экономики, такие, как «нецелевое» расходование бюджетных средств, их прямое разворовывание, которые расцвели в период рыночных реформ, явились реакцией общества на десятилетия зажима инициативы, командования сверху, мелочной опеки вышестоящих инстанций по отношению к работникам и трудовым коллективам, десятилетия зажима всех и всего» [13,с.16.]. Наметилась интересная тенденция, связанная с двусмысленным пониманием самостоятельности и свободы. С одной стороны, налицо стремление к независимости и самостоятельности, с другой - нежелание брать на себя ответственность и риск, слабое развитие установок на инициативу и предприимчивость.

В переходный период важно не дать частному интересу развиться в сугубо эгоистический экономический интерес, не принимающий во внимание как экономические интересы других участников рынка, так и экономические интересы общества в целом. Стимулирующая роль

частных экономических интересов состояла в преодолении отчуждения работников от средств производства. Однако людям нужно прививать понимание, что в цивилизованном рыночном обществе успешная реализация личных экономических интересов невозможна без ориентации на экономические интересы других субъектов экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аукуционек С.П. Эмпирика перехода к рынку.- М., 1998.

2. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002 гг.- М., 2003.

3. Капелюшников P. Задержки зарплаты и экономическое поведение: микроэкономический подход// Вопросы экономики. 2000. №9.

4. Клейнер Г. Современная экономики России как «экономика физических лиц»// Вопросы экономики. 1996. №4.

5. Клейнер Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя// Вопросы экономики. 2000. №5.

6. Колодко Г. Уроки 10-ти лет постсоциалистической трансформации// Вопросы экономики. 1999. №9.

7. Косалс Л. Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку России.- М., 1998.

8. Мау В. Российские экономические реформы глазами западных критиков// Вопросы экономики. 1999. №12.

9. Орлов А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до1992г)// Вопросы экономики. 1999. №12.

10. Перевалов Ю., Гиманди И., Добродей В. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий// Вопросы экономики. 1999. №6.

11. Радаев В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности// Вопросы экономики. 1994. №7.

12. Радыгин А. Перераспределение прав собственности в пост приватизационной России// Вопросы экономики. 1999. №6.

13. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России.- М., 1998.

14. Рывкина Р., Колесникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России// Вопросы экономики. 2000. №2.

15. Свиридов О. Ю. Экономические интересы и формы их реализации в условиях перехода к рыночной экономике. Диссертация к.э.н., Ростов на Дону, 1995.

16. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства//Вопросы экономики 1999. №2.

17. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы?// Вопросы экономики. 1999. №7.

18. Шумпетер Й. Теория экономического развития.- М., 1982.

19. Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов.- М., 1997.

20. Экономика и жизнь. 1993. №4.

THE FEATURES OF SUBJECTS OF ECONOMICS RELATIONS BY THE TRANSITION TO THE MARKET ECONOMY IN RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.A. Marinova

The Department of Sociology

Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia E-mail: m_marinova@mail.ru

The basic subjects of economy are described in this article, such as, the state, the enterprises (wage-earner, managers, heads), businessmen. The ways of their interaction in conditions of transitional Russian economy are analyzed. Their business interests are specificated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.