Научная статья на тему 'Особенности субъективности у девушек, осуществляющих и не осуществляющих автобиографическую практику'

Особенности субъективности у девушек, осуществляющих и не осуществляющих автобиографическую практику Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / АВТОБИОГРАФИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СТАТИСТИКА / ТЕСТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / THE SUBJECT / THE AUTOBIOGRAPHY / THE PERSON / STATISTICS / TESTS / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляхов Роман Петрович

В статье рассматривается взаимосвязь между свойствами и уровнем субъектности и характером автобиографической практики. Особое внимание уделяется жизнетворческому аспекту субъектности активному личностному отношению к жизни. Предлагается говорить об автобиографической практике как о сложном, интегрирующем различные стороны жизни рефлексивном опыте. Автобиографическая практика включает в себя все элементы самоописания, итогом которого является запечатление себя в текстовой форме. Представлены результаты пилотажного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUBJECTIVITY OF THE GIRLS WHO ARE CARRYING OUT AND NOT CARRYING OUT AUTOBIOGRAPHICAL PRACTICE

In paper the author considers interrelation between properties and level of subjectivity and character of autobiographical practice. The special attention is given to creative aspect of subjectivity to the active personal relation to life. The author offers to speak about autobiographical practice as about difficult reflective experience integrating various aspect of life. Autobiographical practice includes all elements of the self-description which result is regarded itself in the text form. Results of flight experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности субъективности у девушек, осуществляющих и не осуществляющих автобиографическую практику»

УДК 159.923+316.6

Р.П. Ляхов

аспирант кафедры общей психологии

и истории психологии

ФГБОУВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОСТИ У ДЕВУШЕК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ И НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АВТОБИОГРАФИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

В статье рассматривается взаимосвязь между свойствами и уровнем субъектности и характером автобиографической практики. Особое внимание уделяется жизнетворческому аспекту субъектности - активному личностному отношению к жизни. Предлагается говорить об автобиографической практике как о сложном, интегрирующем различные стороны жизни рефлексивном опыте. Автобиографическая практика включает в себя все элементы самоописания, итогом которого является запечатление себя в текстовой форме. Представлены результаты пилотажного эксперимента.

Ключевые слова: субъект, автобиография, личность, статистика, тесты, анкетирование.

Отечественное психологическое знание на современном этапе развития характеризуется приверженностью к субъектной парадигме исследования различных сторон жизнедеятельности человека. Крупнейшие исследователи, работающие в субъектной парадигме, - А.В. Брушлинский, К. А. Абульханова, В. А. Барабанщиков, А. Л. Журавлев, В.В. Знаков, В.П. Зинченко, А.К. Осницкий, Е.А. Сергиенко А.Н. Славская, В.И. Слободчиков и др. - так или иначе опираются на общие определения субъекта, данные С.Л. Рубинштейном: «Субъект - это сознательно действующее лицо, субъект как жизни вообще, так, в частности, и познания, осознания мира и самого себя как сознательного существа, осознающего мир» [8, с. 352]. Сложности современной жизни в полной мере способствуют принятию человеком ответственности и авторства в событиях жизни, а исследование психологии субъектности, бесспорно, актуально сегодня и в обозримом будущем.

Для нас наибольший интерес представляет жизнетворческий аспект субъектности, то, что выше мы обозначили как активное, авторское отношение к бытию. Жизненный путь личности, по выражению К.А. Абульхановой, «это способ ее жизни, это то, что способна выстроить, создать из своей жизни (с ее необходимостью) сама личность» [1, с. 277]. Отсюда закономерно возросший интерес исследователей и практиков к текстовому выражению личности (к языковой личности, в том числе к различным формам автобиографического творчества). Такие исследователи, как В.В. Нуркова, Е.Ю. Коржова, А.Ф. Василюк и проч., убедительно доказали огромный исследовательский и терапевтический потенциал автобиографии [4 -5]. При этом под автобиографией возможно подразумевать не только «общепринятый канон» - письменный текст мемуарного характера, но и систему текстов традиционной и альтернативной формы: электронный текст, рисунки, фотографии, исповедь, путевые заметки, дневниковые записи, собственно автобиографии, сложные синтаксические фразы с употреблением личных местоимений, краткие или развернутые сюжетные рассказы о себе и т.д. В связи с изложенными аргументами мы считаем, что наиболее адекватным для обозначения предмета нашего исследования является понятие автобиографическая практика. Мы предлагаем говорить об автобиографической практике как о сложном, интегрирующем различные стороны жизни рефлексивном опыте. Автобиографическая практика включает в себя все элементы самоописания, итогом которого является запечатление себя в текстовой форме. Отметим, что понятие практики С.Л. Рубинштейн рассматривал как общепсихологический критерий субъекта познания [8]. Ученый, безусловно, имел в виду в первую очередь общественную практику, но и «экзистенциальная» практика (автобиографическая) основывается на тех же принципах - системность, повторяемость, познание и т.д. Проявляя субъектность в практике, человек способен преобразовывать бытие, быть ответчивым внешнему миру и самому себе, развивать свои лучшие качества.

Таким образом, цель исследования - выявление особенностей субъектности у девушек, осуществляющих и не осуществляющих автобиографическую практику. Объект исследования - субъектность как системное качество личности, понимаемое как проявление авторского отношения к жизненному пути как жизнетвочеству. Предмет исследования -автобиографическая практика как сложный, интегрирующий различные

стороны жизни рефлексивный опыт. Гипотеза: существует связь между уровнем и особенностями субъектности и характером автобиографической практики. Ожидаемые результаты: испытуемые, осуществляющие автобиографическую практику, рефлексивны, имеют высокий уровень интернальности, довольны собой, предпочитают преобразовательно-адаптивную жизненную позицию, широкий временной кругозор.

Методы исследования: В ходе пилотажного исследования применялись: 1) авторская анкета; 2) стандартные тестовые методики; 3) проективные методики. Расчет результатов проводился с помощью статистического анализа.

Описание и ход эксперимента

В качестве испытуемых выступили 28 студенток 1 - 3-го курсов НГПУ (возраст от 17 до 21 года), которым было предложено ответить на вопросы вводной анкеты, 8 тестовых методик и 2 проективных методик для выявления интересующих нас психологических параметров. Ниже мы подробнее остановимся на использованном инструментарии.

Основой для нашей вводной анкеты послужил текст анкеты «Ведете ли вы дневник?», предложенный учеными Института мировой литературы РАН для социологического опроса населения [2]. Мы переработали и дополнили ее содержание согласно логике исследования.

Вводная анкета

Инструкция. Перед вами анкета, направляющая наше исследование. Ответьте, пожалуйста, на ряд предложенных вопросов, следуя выделенным указаниям. Будьте искренними. Большое спасибо!

I

Если вы ответите «нет» на 1-й и 2-й вопросы, переходите к вопросам 7 и 8.

1. Ведете ли вы дневник? ДА НЕТ

2. Вели ли вы дневник в прошлом? ДА НЕТ

3. Если да, то скажите, когда возникла такая мысль (укажите примерный возраст)? Как вы думаете, почему?

4. В какой форме представлен ваш дневник, на бумажных листах или в электронном виде (свой блог или «Живой журнал» в Интернете)?

5. Перечитываете ли вы свои дневниковые записи? ДА НЕТ

6. Если да, то скажите, меняется ли ваше отношение к написанному или вы остаетесь с прежними мыслями и чувствами?

7. Вы никогда не вели дневника. И тем не менее, может быть, у вас были мысли или намерения это сделать? ДА НЕТ

8. Если да, то что вас удержало от этих мыслей или намерений?

II

Если вы ответили «нет» на 1-й вопрос, переходите к вопросам 6 и 7.

1. Пробовали ли вы сочинять свою автобиографию? ДА НЕТ

2. Если да, скажите, когда возникла такая мысль? Как вы думаете, почему?

3. В какой форме записана ваша автобиография: небольшое сочинение или подробное повествование; на бумажных листах или в электронном виде (страничка в Интернете)?

4. Перечитываете ли вы свои записи? ДА НЕТ

5. Если да, то скажите, насколько часто вы это делаете? Меняется ли что-то в вас (к примеру, отношение к себе, своему окружению)?

6. Если нет, скажите, появлялось ли желание «собраться с мыслями» и понять себя?

7.Если да, насколько часто появляется такое желание? В какие периоды жизни?

III

1. Любите ли вы фотографироваться? ДА НЕТ

2. Нравится ли вам подписывать фотографии и раскладывать их в альбом? ДА НЕТ

3. Часто ли вы показываете свои фото друзьям и близким? ДА НЕТ

4. Любите ли вы рассматривать свои старые фотографии (детские, школьные)? ДА НЕТ

5. Если да, как часто вы это делаете? Какие чувства при этом возникают?

IV

1. Вы религиозный человек? ДА НЕТ

2. Если да: ходили ли вы на исповедь?

3. Если нет: когда у вас появляется желание выговориться, к кому вы обращаетесь? (нужное отметить).

Родственник близкий человек психолог случайный человек

4. Для всех: часто ли вас посещает желание поделиться своими переживаниями и мыслями с кем-нибудь? В какие моменты жизни?

Общий вопрос. Занимались ли вы последние 12 месяцев какой-нибудь формой творчества, связанного с письмом, для собственного удовольствия?

Из наиболее часто выделяемых исследователями критериев субъектности [7, с. 320] мы остановились на следующих: активность, саморазвитие, самосознание, источник познания и преобразования действительности, наличие личной истории и своего места в мире.

Для выявления этих параметров нами бы использованы следующие методики: «Личностный дифференциал», УСК, 16-факторный опросник Кеттела [3], ОСПЗС, ОЖО, «Психологическая автобиография»[4], «Метафора судьбы» [5], «Конструктивность мотивации [6]. Обработка полученных данных производилась с помощью [/-критерия Манна - Уитни и Я-критерия Крускала - Уоллиса, в статистической программе SPSS.

Интерпретация результатов В качестве критерия «наличие - отсутствие автобиографической практики», на данном этапе исследования мы остановились на ведении дневников. Анализируя ответы испытуемых на первую часть анкеты, мы посчитали обоснованным разделить их не на две экспериментальные группы, как планировалось ранее, а на три, с учетом приверженности к дневниковым записям: 1-я гр. - постоянное обращение к дневнику; 2-я гр. - временное (в трудный период жизни или периодическая запись своих мыслей/состояний и пр.); 3-я гр. - никогда не обращались к дневнику по убеждению или в силу других причин. Кроме этого, мы считаем, что подобное деление на группы позволяет более явно определить интересующие нас психологические параметры, т.к. приверженность к ведению дневника может свидетельствовать

о степени повторяемости автобиографической практики и соответственно актуализации различных личностных особенностей (или об уровне актуализации одних и тех же особенностей). Результаты статистического анализа представлены в таблицах 1 и 2. В силу небольшой выборки нам удалось выявить лишь некоторые существенные различия, а также характерные тенденции, которые, возможно, в последующем развитии эксперимента приобретут уровень значимых различий.

Из 28 опрошенных девушек 8 обозначили приверженность к постоянной автобиографической практике, 11 написали, что вели дневник, но сейчас перестали, 9 ответили отрицательно. Данное разделение позволило сформировать три экспериментальные группы: 1-я гр. - 8 чел.; 2-я гр. - 11 чел.; 3-я гр. - 9 чел. Результаты анализа представлены в следующих таблицах.

Таблица 1

Значимые статистические различия между выделенными группами по использованным методикам (Н-критерий Крускала - Уоллиса)

2-я

1-я гр. гр. 3-я гр. Статистика

Н- Уровень

Наименование шкал Средний ранг критерий значимости

Р<0,05

Интеллект (Кеттел) 15,38 18,32 9,06 6,717 0,35

Подчиненность -

доминантность

(Кеттел) 18,06 10,14 16,67 5,422 0,66

Экстернально-

объектная стратегия

(КМ) 14,44 10,77 19,11 5,192 0,75

Общий показатель

субъект-объектных

ориентаций (ОЖО) 15,75 10,55 18,22 4,685 0,96

Трансситуационная

подвижность (ОЖО) 17,50 10,41 16,83 4,737 0,94

Трансситуационное

творчество (ОЖО) 14,13 10,86 19,28 5,358 0,69

Антиципация (ПА) 12,50 17,59 12,50 6,903 0,32

Соматический тип

стратегии - ПТА

(ОСПЗС) 11,38 18,64 12,22 5,138 0,77

Отношение к

людям - ПУА

(ОСПЗС) 8,50 15,64 18,44 6,798 0,33

Далее рассмотрим особенности каждой группы в отдельности.

1-я экспериментальная группа Высокие показатели по «стратегическим» параметрам - субъектные ориентации, трансситуационные подвижность и творчество - говорят о достаточной вовлеченности в жизнь, интерес к своему «Я», к развитию и жизнетворчеству, способности принять ответственность за успехи и неудачи.

Таблица 2

Значимые статистические различия между выделенными группами по использованным методикам (П-критерий Манна - Уитни)

1-я 3-я Статистика Уровень

Наименование шкал гр. 2-я гр. гр. и- значимости

Средний ранг критерий P<0,05

Интеллект (Кеттел) 13,64 6,67 15 0,07

Подчиненность -

Доминантность

(Кеттел) 13,25 7,64 18 0,28

Экстернально-

объектная

стратегия (КМ) 7,73 13,89 19 0,20

Интернально-

объектная стратегия

(КМ) 6,69 11,06 17,5 0,73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трансситуационная

подвижность (ОЖО) 12,69 8,05 22,5 0,67

Общий показатель

субъект-объектных

ориентаций (ОЖО) 7,86 13,72 20,5 0,26

Трансситуационное

творчество (ОЖО) 7,82 13,78 2 0,22

Антиципация (ПА) 12,14 8,50 31,5 0,50

Соматический

уровень - ПТА

(ОСПЗС) 7,19 12,05 21,5 0,49

Отношение к людям -

ПУА (ОСПЗС) 5,44 12,17 7,5 0,05

Преобладание доминантности и экстернально-объектной мотивации свидетельствуют о стремлении к соперничеству, приверженности одной идее, цели и т. д. (которую стараются привить и окружающим), для этого стараются получить статус в среде общения. С генеральной линией в общении связана и ситуативная ригидность мышления - переспорить, доказать, утвердиться. Поведенческие стратегии характеризуются дезадаптивностью или смешанностью (в трудной ситуации на телесном уровне) - низкая двигательная активность, злоупотребление удовольствиями (сном, едой, сексом и т.д.), соматизация стресса; в ситуации успеха преобладает дезадаптивное или смешанное отношение к людям - замкнутость, эгоцентризм, слабый стимул к дальнейшей деятельности, отрицательная идентификация с другими (возможно, приверженность к кумирам и полное копирование, растворение в объекте идентификации). В успехе и неудаче испытуемые данной группы чаще предпочитают «уход», глубокое переживание ситуации. Слабую антиципацию мы связываем не только с тревожностью за будущее, но и с желанием получить многое «здесь-и-сейчас».

3-я экспериментальная группа Теоретически мы предполагали испытуемых 3-й группы как антиподов 1-й группы, но наличные данные говорят о схожести представительниц двух групп практически по всем параметрам. Однако различия, которые удалось выявить, свидетельствуют, скорее, о формальной схожести.

В «стратегическом» плане мы видим все ту же заинтересованность жизнью, стремление к новому, к общению, движению (показатель жизнетворчества у этой группы самый высокий), внимание к субъективным переживаниям и развитию; желание соперничества, независимость, стремление диктовать моду, утверждаться, подчиненность интеллекта (самый низкий показатель) «генеральной» направленности. При этом есть небольшое, но важное, на наш взгляд, различие в стратегии мотивации. Испытуемые третьей группы частично показали предпочтение интернально-объектной стратегии (см. табл.), она характеризуется как стремление к согласию и сотрудничеству, гармонизации отношения и достижения. Сопоставив эту особенность с высоким показателем социальной адаптивности поведения в ситуациях, приносящих удовлетворение (табл. 1, 2), мы можем говорить о наличии высокого социального интеллекта. В крайних проявлениях это образ «дельца», «тусовщика», режиссера отношений чужих и собственных. В отличие от представительниц 1-й группы, данные испытуемые для достижения цели больше способны на уступчивость и согласие в нужный момент или к манипуляции. Неудачи, несмотря на предпочтение смешанного и дезадаптивного поведения, переживаются ими сравнительно легче. Слабая антиципация может быть связана с «открытостью опыту настоящего», т.е. стремлением жить здесь и сейчас.

2-я экспериментальная группа Отличие от 1-й и 3-й групп по трем «стратегическим» показателям говорит о более осторожном отношении к жизни - созерцательность, «объектность». Меньше круг значимых переживаний, нежелание изменений, слабая вовлеченность в жизнетворчество. Как следствие этого - сильное неприятие экстернально-объектной мотивации: отсутствуют дух соперничества, желание самоутвердиться во внешнем, «идейность», доминирование. Склонность к подчиненности и социально-адаптивное поведение, приверженность к абстракциям и сильная антиципация могут означать установку на планомерное, спокойное развитие, мечтательность, философствование. Соматическую адаптивность можно связать с высокой саморегуляцией переживаний. Характеристика испытуемых этой группы очень схожа с выделяемым Е.Ю. Коржовой типом жизненной ориентации «гармонизатор», при этом

достижение согласия с внешним миром происходит за счет самих гармонизаторов.

В целом всем трем группам в разной степени присущи выделенные нами критерии субъектности, о чем свидетельствует и данные проективной методики «Метафора судьбы». На данном этапе исследования нам не удалось выявить характерных различий в рисунках по обозначенным группам, однако отметим, что большинство участниц тестирования метафорически изобразили рост, изменения, движение времени (растительная тематика, изображение явлений природы и т.п.); характерными для рисунков были также «космические мотивы», что свидетельствует о стремлении осознать связь с миром и свое место в нем. Жизнетворчество осуществляется у девушек 1-й и 3-й групп преимущественно во внешнем плане, у девушек 2-й группы - во внутреннем. Ожидаемые результаты и полученные совпали лишь частично: девушки, постоянно обращающиеся к своим дневникам, рефлексивны, предпочитают преобразовательно-адаптивную жизненную стратегию, при этом не следуют ей на практике, поэтому высока вероятность внутреннего конфликта (недовольство собой), временной кругозор узок, интересы сконцентрированы в настоящем.

Обобщая наличные данные, мы можем говорить о том, что наша рабочая гипотеза подтвердилась - существует связь между уровнем и особенностями субъектности и характером автобиографической практики. Однако во многом осталась неясной внутренняя связь между ведением дневника и проявлениями субъектности - стимулирует ли их автобиографическая практика или является формой адаптации к внешним и внутренним изменениям в жизни человека.

Таким образом, мы видим сложность и неоднозначность изучаемой проблемы. Результаты пилотажного эксперимента дают нам основание для включения в исследование дополнительных методик.

Список литературы

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001.

2. Автобиографическая практика в России и во Франции / Инстиут мировой литературы имени А. М. Горького РАН; под ред. К. Вьолле, Е. Гречановой. М.: ИМЛИ, 2006.

3. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2008.

4. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А И. Герцена: СОЮЗ, 2002.

5. Нуркова В. В. Свершенное продолжается. Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000.

6. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.

7. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002.

8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. (Серия «Мастера психологии»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.