З. В. Султанова
ТИПЫ РИСУНКОВ В ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКЕ «НАРИСУЙ СВОЮ ЖИЗНЬ»
Конструирование проективных методик является предметом дискуссий целого ряда отечественных и зарубежных исследователей (Л. Абт [3], А. Анастази [4], Л. Ф. Бурлачук [6], К. М. Гуревич [7], П. Клайн [9], Е. Т. Соколова [17], Л. К. Франк [20], А. Г. Шмелев [21] и др.). Современная отечественная психодиагностика изобилует переводными тестами. Быстрое пополнение репертуара методик за счет множества «готовых» зарубежных кажется многим психологам наиболее экономичным, кратчайшим путем к надежной и валидной психодиагностике [5]. Однако существует немало проблем в связи с адаптацией подобных методик. Требуются серьезные эмпирические исследования по проверке надежности и валидности в новых социокультурных условиях. Подобная работа соответствует по своему объему конструированию оригинальной методики. С этой точки зрения, не заимствование зарубежного, а разработка собственных психологических методик — наиболее верный путь к развитию отечественной психодиагностики.
Проанализировав мнения противоречивые, но не отрицающие ряд преимуществ проективного метода перед другими, мы предприняли попытку разработать рисуночную методику «Нарисуй свою жизнь» [19]. Методика явилась результатом интеграции проективного и биографического подходов.
Назначением данной методики в плане научного исследования является изучение субъективной представленности жизненного пути, который рассматривается не только с точки зрения событийной организации жизни, но и индивидуального преломления в сознании.
Назначение методики — введение испытуемого в ситуацию осмысления жизни, диагностика эмоционального состояния, а также личностных особенностей, включающих субъектную или объектную ориентированность. Е. Ю. Коржова определяет субъект-объектные ориентации как базовые жизненные ориентации, определяющие взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека. Они представляют собой интегративную характеристику активности человека в созидании собственного бытия, особенности его субъектной включенности в жизненные ситуации. При субъектной ориентации жизнедеятельность детерминируется преимущественно особенностями внутренней активности человека как ее субъекта, при объектной — преимущественно жизненными ситуациями как ее объектами [11].
Испытуемому данная методика позволяет создавать ситуации целостного осмысления своей жизни. Через осмысление предполагается увеличить вероятность достижения концептуальности в восприятии своей жизни и ее проживании для решения естественной задачи жизни человека — самореализации психического потенциала, предполагающей достижение тождественности самому себе [12]. Использование данной методики ведет также к оптимизация эмоционального состояния испытуемого.
Для применения рисуночной методики необходимо предоставить испытуемому чистый лист бумаги формата А4 и комплект цветных карандашей (мы использовали наборы
© З. В. Султанова, 2009
карандашей 12 цветов). Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Испытуемому дается инструкция: «Нарисуйте свою жизнь. Ограничений нет никаких. Рисовать можно все что угодно». Часто следуют вопросы от испытуемых следующего характера: «А как рисовать? То, что было или то, что будет? По частям или целиком? Жизнь в прошлом или в настоящем?» Ответ исследователя должен быть нейтральным, чтобы обеспечить свободу и самостоятельность в выборе образов. Например: «Главное — чтобы по окончании рисования, взглянув на рисунок, Вы сказали: «Да, это моя жизнь». Первые минуты испытуемые часто бывают в замешательстве, т. к. речь идет об абстрактном понятии. Необходимо некоторое время для обдумывания. Однако сбор эмпирического материала показал, что только единицы отказывались от тестирования. В среднем испытуемым достаточно 20 мин. для выполнения рисунка, после чего просят дать рисунку название.
По мнению многих зарубежных и отечественных «проективистов», при разработке методик приоритет должен оставаться за интеграцией качественной и количественной процедур (Л. Ф. Бурлачук, Л. К. Франк, Л. Э. Абт). Для реализации количественной процедуры нами предпринята попытка психометрического обоснования рисуночной методики. Обоснование включает в себя этапы стандартизации, содержащей формализацию процедуры тестирования и сбор нормативных показателей; валидизации (конструктная и текущая по методу контрастных групп); ретестовой надежности. Мы отдаем себе отчет в том, что это лишь начальный этап психометрического обоснования. Верификация применена к выде-ленныму на основе пилотажного опроса 41 показателю, отражающему наиболее значимые и часто встречающиеся образы и феномены в рисунках. Качественный анализ реализован в имплицитном анализе работ 617 респондентов, в результате которого нами были выявлены 14 типов рисунка, а также «смешанный». Выделенные типы были предложены в качестве дополнительных 15 показателей.
Основанием для дифференциации первых двух типов послужила целостность рисунка.
Цельный рисунок характеризуется наличием одного-единственного образа в рисунке. Это может быть как абстрактный, так и реально существующий образ, включая автопортрет, животное, цветок (не соцветие), дерево, дорогу. Мы и рассматриваем их как компоненты цельного типа, и выделяем в отдельные типы с целью детального анализа.
Дискретный рисунок характеризуется наличием нескольких изолированных (не подчиненных друг другу) иллюстраций в рисунке, обозначающих жизненные этапы, или жизненные события, часто носящие формальный характер: роддом, детсад, школа, ВУЗ, работа, — в основном, перечисленные в хронологической последовательности.
В остальных случаях основанием для дифференциации явилась специфика образа. Здесь выделяем следующие типы:
• Пейзаж характеризуется наличием в рисунке фрагмента природы при отсутствии людей («лесной», «морской», «горный», «закат (восход) солнца»).
• Лодка в море — лодка статичная или динамичная — в водоеме. Иногда лодка, управляемая человеком. Чаще рисуется море.
• Дом на природе характеризуется изображением дома на лоне природы, при отсутствии людей.
• Фото семьи характеризуется изображением семьи: родительской или предполагаемой будущей — супружеской.
• Человек деятельный — человек, совершающий какое-либо действие: катящий ком в гору, идущий по канату, поднимающийся по лестнице, поднимающий тяжести,
едущий на велосипеде. То есть, помимо человека, в рисунке присутствуют другие (внешние) объекты, на которые направлена его деятельность.
• Автопортрет характеризуется наличием в рисунке только изображения человека. Детальный анализ каждого из этих рисунков и результатов других методик, выполненных респондентами показал, что рисующий изображает себя.
• Животное: на рисунке присутствует один одушевленный образ — животное. Чаще млекопитающее, реже — птицы, рыбы.
• Цветок: изображается один цветок или соцветие.
• Дерево: в рисунке изображено только одно дерево, могут присутствовать в качестве аксессуаров элементы природы: трава, солнце, облака.
• Дорога: изображается одна или множество дорог. Если множество — то, как правило, одной из них отдается предпочтение: выделяется цветом, размерами, более тщательной прорисованностью.
• Абстрактно-символический: образ, отвлеченный от реальности, либо символ, а также реально существующий объект, который может быть представлен в виде совокупности отвлеченных форм, линий, геометрических фигур.
• Абстрактно-экспрессивный характеризуется наличием цветовых разводов и пятен при отсутствии структурированных образов. Главенствующее значение в рисунке имеет цвет. Основой для названия стало направление в живописи «абстрактный экспрессионизм», или «ташизм», представители которого использовали случайные мазки, линии, пятна, где невозможно отличить фон от фигуры. Нанося их путем разливания и разбрызгивания, по их представлению, они выражали свой внутренний мир.
• Смешанный: рисунок, включающий объекты из двух или более вышеперечисленных типов.
С целью исследования конструктной валидности, а также для выявления связи некоторых особенностей личности с типами рисунка, нами были использованы методики:
• Фрайбургский личностный опросник [13];
• копинг-тест Р. Лазаруса [1];
• опросник самоотношения В. В. Столина [18];
• опросник жизненных ориентаций Е. Ю. Коржовой [10];
• методика оценки способности к прогнозированию Л. А. Регуш [15];
• методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности [8];
• рисуночный тест «Дом, Дерево, Человек» [16];
• Торонтская алекситимическая шкала [14].
Были обследованы работы 50 респондентов по всем вспомогательным методикам. По методикам: Опросник жизненных ориентаций и Психологическая автобиография проанализированы работы 211 чел. Выборку составили студенты РГПУ им. А. И. Герцена, в возрасте 17-19 лет. Выявлены значимые корреляционные связи с рядом показателей вспомогательных методик.
1. Для респондентов, изображающих цельные рисунки, характерна копинг-стратегия «планирование решения проблемы» (0,36)*, что означает увеличение вероятности произвольных, проблемно-сфокусированных усилий по изменению ситуации, включающих аналитический подход к решению проблемы. Подтверждением служат исследования
* В скобках приведены результаты корреляционного анализа при уровне статистической значимости p < 0,05.
некоторых зарубежных ученых, где показано, что разрешение проблем (копинг-поведение) растет с интернальным локусом контроля и снижением общего уровня невротической симптоматики [2]. Выявленные значимые положительные корреляции почти по всем показателям ОЖО, в том числе, по итоговому, где наблюдается наибольшая значимая связь (0,36), указывают на субъектную ориентацию данных респондентов. Среди них чаще встречаются «преобразователи» (0,15) и почти не встречаются «потребители» (-0,18). В большей степени им свойственна трансситуационная изменчивость (0,26), внутренний локус контроля (0,18), трансситуационное освоение внутреннего мира, (0,24) трансситуационная подвижность (0,27), трансситуационное творчество (0,33). Данные «Психологической автобиографии» дают основание утверждать, что для данного типа в большей степени значимы события типа «личностно-психологический» (0,28) и вида «Я» (0,23). По методике ценностных ориентаций Шварца выявлена значимая корреляция с «креативностью» (0,39). Т. е. для респондентов большую значимость имеют такие свойства личности как изобретательность, уникальность, неповторимость.
2. Дискретный рисунок. Выявлены отрицательные корреляции почти со всеми «творческими» показателями ОЖО (кроме транситуационного локуса контроля и трансситуационного освоения мира), в т. ч. по итоговому показателю (-0,20). Для данного типа более вероятны трансситуационная стабильность (-0,25), трансситуационная инертность (-0,23), трансситуационное приспособление (-0,23). Перечисленные корреляционные связи свидетельствуют о значительной степени вероятности объектной ориентации респондентов.
Для них в меньшей степени значимы события «личностно-психологические» (-0,19), в большей — «биологические» (0,25), события вида «брак» (0,20), «дети» (0,18).
Установлена значимая корреляционная связь с ценностью «здоровье» (0,40), т. е. для респондентов большую значимость имеет отсутствие физических и душевных недугов. Из рассмотренных ценностей по методике Шварца наименее значима успешность (достижения цели) (-0,54).
3. Пейзаж. Лицам, изображающим данный тип, в меньшей степени свойственны самоуверенность и самопринятие. Возрастает вероятность типа «гармонизатор» по ОЖО.
4. Лодка в море. Выявлены отрицательные корреляции с итоговым показателем ОЖО (-0,17) и трансситуационным освоеним мира (-0,18), что свидетельствует об объектной ориентации и трансситуационном освоении внешнего мира.
Установлена положительная связь со средним временем ретроспекции событий (0,18), т. е. респондентам свойственна удаленность событий в прошлое. Значимы события типа «биологический» (0,18), вида «здоровье» (0,20).
(Для респондентов, изображающих целенаправленно движущиеся лодки, характерен более высокий итоговый балл по ОЖО, чем для лодок статичных).
5. Дом на природе. Выявлены отрицательные корреляции почти по всем «творческим» показателям ОЖО (кроме трансситуационного локуса контроля и трансситуационного освоения мира), в том числе итоговому (-0,21), что свидетельствует об объектной ориентации. Наблюдается схожая ситуация с типом «дискретный».
Респондентам, рисующим дом на природе, свойственно уменьшение количества прошедших (-0,20) и будущих событий (-0,16), что действует в ущерб «богатству психологического времени».
6. Фото семьи. Респондентам свойственно трансситуационное освоение внутреннего мира (0,14). Значимы события типа «личностно-психологический» (0,20), «изменения социальной среды» (-0,16), вида «здоровье» (0,20), «природа» (0,26).
7. Человек деятельный. Значимых корреляций практически не выявлено. Вероятность трансситуационной изменчивости (0,14). Это означает тенденцию познания нового в окружающем мире (новых людей, новые книги, новые фильмы), совершенствования своего внутреннего мира, а также стремление уделять достаточно внимания внешним средовым факторам своей жизни.
8. Автопортрет. Респондентам, изображающим данный тип, не свойственна невротичность (-0,31). Более свойственен маскулинизм (0,37, Фрайбургский опросник). Они не склонны к поиску социальной поддержки (-0,39, Копинг-тест). Выявлена отрицательная связь с «Ожиданием положительного отношения других» (-0,35, Опросник самоотношения). Значимы корреляции практически со всеми «творческими» показателям Опросника жизненных ориентаций. Им свойственна: трансситуационная изменчивость (0,19), трансситуационная подвижность (0,20), трансситуационное творчество (0,20), что свидетельствует о субъектной ориентации (0,24). Незначимы события типа «изменения социальной среды» (-0,19).
9.Животное. Тем, кто рисует животное, свойственна раздражительность (0,34, Фрайбургский опросник), тактика бегства-избегания проблемы (0,29, Копинг-тест). Возрастает вероятность типа «преобразователь» (0,19) по ОЖО. Примечательно, что выявлена корреляционная связь с наличием зарубок на поверхности ствола в тесте «Дом, Дерево, Человек» (0,35), что свидетельствует о психотравмированности. Значима ценность: самостоятельность (0,49) (Ценностные ориентации).
10. Цветок. По выявленным коэффициентам можно судить о некоторых тенденциях, свойственных данному типу. Так, например, им в меньшей степени свойственна депрессивность (-0,18), агрессивность (-0,11), самопоследовательность (-0,18), в большей степени — фемининность (-0,10, шкала «маскулинизм-феминизм»), невротичность (0,11) аутосимпатия (0,11). При изображении одиночного цветка характерен более высокий итоговый показатель по ОЖО, чем при рисовании соцветий.
11. Дерево. Увеличивается вероятность типа «гармонизатор» (0,14) (ОЖО). Респондентам свойственно называть грустные события (0,17); значимы события вида «родительская семья» (0,26).
12. Дорога. Респондентам, вероятно, не присущи: раздражительность (-0,42), реактивная агрессивность (-0,35, Фрайбургский опросник), конфронтационный копинг (-0,28), т. е. агрессивные усилия по изменению ситуации, тактика «бегства-избегания» проблемы (-0,33, Коппинг-тест). Увеличивается вероятность типа «преобразователь» (0,17), «пользователь» (0,16). Свойственен трансситуационный внутренний локус контроля 0,15. Характерно упоминание большого количества прошедших событий (0,20), что свидетельствует о большей их реализованности и, возможно, большей потенциальности будущих событий. Значимы события вида «материальное положение» (0,28). Важны ценности «мир во всем мире» (0,54) и «уважение родителей и старших» (0,63).
13. Абстрактно-символический. Данному типу свойственны высокий итоговый показатель (0,34), трансситуационная изменчивость (0,35), трансситуационная подвижность (0,28), трансситуационное творчество (0,34) по ОЖО. Характеризуется увеличением вероятности типа «преобразователь» (0,31), уменьшением «смешанного» типа (-0,28) по ОЖО. Все эти связи свидетельствуют о субъектной ориентации (0,34). Значимы события типа «личностнопсихологический» (0,31) и вида «Я» (0,34, «Психологическая автобиография»).
14. Абстрактно-экспрессивный. Респондентам не свойственны: спонтанная агрессивность (-0,35, Фрайбургский опросник), конфронтационный копинг (-0,31), т. е. агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагающие определенную степень враждебности и готовности к риску (Копинг-тест).
Также значимо связан со всеми «творческими» показателями ОЖО (кроме трансситуационного локуса контроля), которые указывают на субъектную направленность (0,22). Респондентам свойственно предвосхищать грустные события (0,17). Значимые ценности — отсутствие войн и конфликтов (0,68).
15. Мы посчитали необходимым проанализировать рисунки смешанного типа. Выявлена положительная значимая корреляция с типом «смешанный» (0,17) по ОЖО. Мала вероятность типа «преобразователь» (-0, 16) , высокого итогового показателя (-0, 18) , что свидетельствует о малой вероятности субъектной ориентации и трансситуационного творчества (-0,14) по ОЖО.
Для респондентов мала вероятность избегания крайностей (сдержанности) в чувствах и действиях (-0,82) и важно наслаждение жизнью (едой, сексом, развлечениями и др.) (0,41, Ценностные ориентации), а также события вида «здоровье» (0,19, Психологическая автобиография).
Выявленные корреляционные связи позволяют наметить цель для интерпретации материала, связанного с типами рисунков. В результате возможно выявление различных аспектов восприятия собственной жизни их авторами.
Из вспомогательных методик более всего корреляционных связей выявлено с показателями Опросника жизненных ориентаций и «Психологической автобиографией». Полагаем, что в большей степени из всего многообразия исследованных феноменов наши рисуночные методики, помимо переживания наиболее значимых сфер жизни, могут диагностировать субъектные свойства — особенности субъект-объектных ориентаций.
В связи с этим, мы предприняли попытку рассмотреть типы рисунка в контексте субъект-объектных ориентаций. С этой целью расположили соответствующие каждому из типов средние значения итогового показателя (ОЖО) в порядке убывания (табл. 1).
Напомним, что значение итогового показателя при интерпретации данных меньше 5 стеновых баллов соответствует объектной ориентации, больше 6 баллов — субъектной. Интервал 5-6 баллов характеризует смешение ориентаций (Коржова Е. Ю., 2002).
Из таблицы мы видим, что субъектная ориентация более всего присуща респондентам, изображающим типы: «цельный», «абстрактно-символичный», «автопортрет», абстрактно-экспрессивный», «животное», «дорога». Объектная ориентированность, более свойственна индивидам рисующим типы «дискретный», «лодка в море». Респондентам же, изображающим типы рисунков «фото семьи», «пейзаж», «дерево», «человек деятельный», «цветок», «дом на природе», более свойственно смешение субъект-объектных ориентаций.
Рассмотренная дифференциация типов рисунка может явиться отправным пунктом для дальнейших исследований.
Таким образом, в ходе конструирования методики «Нарисуй свою жизнь» нами выделены типы рисунка, к которым, так же как и к более частным показателям применено психометрическое обоснование. Количественный анализ типов позволил наметить основание для интерпретации. В результате исследования конструктной валидности выявлена приоритетная, по сравнению с другими личностными особенностями, выявляемыми использованными нами стандартизированными методиками, связь типов рисунка с субъект-объектной направленностью испытуемых. Наиболее субъектно ориентированы респонденты, создающие «цельные» рисунки. Авторы дискретных — объектно-ориентированы, остальных типов, кроме «лодки в море», — занимают промежуточное положение между полюсами субъект — объект. В дальнейшем необходим более детальный анализ типов, поскольку каждый из них заслуживает пристального внимания.
Таблица 1
Перечень типов рисунка в порядке убывания среднего значения итогового показателя ОЖО
Тип рисунка Средний балл итогового показателя ОЖО (в стенах) Ошибка среднего
Цельный 7,52 0,6
Абстрактно-символический 7,25 0,9
Автопортрет 7,24 0,3
Абстрактно-экспрессивный 7,14 0,7
Животное 7,00 0,9
Дорога 6,71 0,4
Фото семьи 6,50 0,9
Пейзаж 6,21 0,2
Дерево 6,20 0,2
Человек деятельный 5,70 1,3
Цветок 5,56 1,0
Смешанный 5,30 0,4
Дом на природе 5,02 0,8
Дискретный 4,82 0,9
Лодка в море 4,45 0,4
Впоследствии мы планируем представить работу, где будут проанализированы основные образы в рисунках с точки зрения их символики. Выявленная повторяемость некоторых образов натолкнула нас на мысль о влиянии архетипов, которые могут быть представлены символами. Предполагаем, что обращение к символике может содействовать интерпретации рисунков.
Говоря о диагностической ценности типов рисунков собственной жизни, подчеркнем, что выявляемые закономерности и явления — не более чем потенциальные тенденции. Поэтому не правомерен прямой перенос данных на характеристику личности без учета итогов других процедур: опроса, проведения стандартизированных методик и т. д.
Литература
1. Lazarus R. S. Stress, appraisal and coping // Lazarus R. S., Folkman S. New York; Springer, 1984. 132 с.
2. Shek D. T. Reliance on self or seeking help from others: gender differences in the locus of coping in cines working parents // Journal of Psychol. New York, 1992. Vol. 126(6). P. 671-678.
3. АбтЛ. Э. Теория проективной психологии // Проективная психология. М., 2000. С. 30-54.
4. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2001. 688 с.
5. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. М., 2001. 383 с.
6. БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика. СПб., 2002. 352 с.
7. Гуревич К. М. Надежность психологических тестов // Психологическая диагностика: ее проблемы и методы / под ред К. М. Гуревича. М., 1975. С. 162-176.
8. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.
9. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 277 с.
10. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002. 334 с.
11. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций человека. СПб., 2006. 384 с.
12. Панферов В. Н. Практическая психология — профессия XXI века. СПб., 1999. 39 с.
13. Практикум по общей, экспеприментальной и прикладной психлогии / под ред. А.А. Крылова, С. А. Мани-чева. СПб., 2000. 284.
14. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2001. 672 с.
15. РегушЛ. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003. 352 с.
16. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001. 416 с.
17. Соколова Е. Т. Из истории проективного метода // Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб., 2000. С. 51-70.
18. СтолинВ.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. ... докт. психол. наук. М., 1985. 530 с.
19. Султанова З. В. Проективный подход в биографическом исследовании личности.: дис....канд. психол.
наук. СПб., 2007. 203 с.
20. Франк Л. К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология. М., 2000. С. 68-83.
21. Шмелев А. Г. Прогноз и распознавание образов // Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 95-103.