Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ЗНАЧИМЫМ ЦЕННОСТЯМ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ЗНАЧИМЫМ ЦЕННОСТЯМ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / НАРРАТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ряжкин А.О.

Введение. Субъективное отношение личности к различным сторонам жизни человека является одним из ключевых компонентов его психической организации, выступая связующим звеном между объективными проявлениями психики и внутренней личностной позицией индивида. В основе субъективного отношения личности лежат те социальные условия и взаимоотношения с обществом, в которые вступает человек. Несмотря на это, личностная позиция по отношению к этим условиям индивидуальна и может не совпадать с объективно проявляемым поведением. Особое значение проблема приобретает при оценке собственных личностных качеств индивидом, где уровень субъективного отношения личности может варьироваться по отношению к различным объективно проявляемым характеристикам человека. Одной из таких характеристик является ценностная сфера личности. Проблема актуальна при исследовании студентов вуза, т.к. этап получения профессионального образования принципиально значим в становлении личности. В статье представлено исследование различий в уровне субъективного отношения личности студентов вуза к значимым ценностям.Материалы и методы. Цель исследования - выявление и изучение различий в субъективном отношении личности студентов вуза к значимым ценностям. Выборка: 59 студентов I курса в возрасте 17-21 лет - 24 юноши и 35 девушек. Для определения значимых ценностей была использована методика Ш. Шварца по изучению ценностей личности, для выявления уровня субъективного отношения личности к значимым ценностям, в соответствии с результатами методики Ш. Шварца были разработаны нарративные ситуации.Результаты исследования. Значимые ценности: «Гедонизм», «Доброта» и «Самостоятельность», что соответствует отношениям, в которые включены студенты вуза. При сравнении уровня субъективного отношения были найдены статистически значимые различия между всеми ценностями (p < 0,001).Обсуждение и заключения. Наибольший уровень субъективного отношения у ценности «Доброта», наименьший - у ценности «Гедонизм», что говорит о неоднородности субъективного отношения личности к ценностям у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONAL SUBJECTIVE ATTITUDE TO SIGNIFICANT VALUES OF UNIVERSITY STUDENTS

Introduction. The personal subjective attitude to different aspects of a human’s life is one of the key components of his mental organization, because it’s a link between the objective manifestations of the psyche and the individual’s internal personal position. The basis of personal subjective attitude is social conditions and relationships of the individuum with society. Despite this, the personal position in relation to these conditions is individual and may not coincide with objectively manifested behavior. The problem is more important when the individual rates his own personal qualities, where the level of personal subjective attitude can change to the different human characteristics, that he shows in behavior. The personal value sphere may be one of these characteristics. The problem is relevant in university student research, because the period of professional education is significant in personal development. The article presents the research of the differences in the personal subjective attitude level to significant values of university students.Materials and Methods. The purpose of the research is to find and study the differences in the personal subjective attitude to significant values of university students. The sample is 59 students of first course at the age of 17-21, 24 men and 35 women. To spot significant values we use a Schwarz's Method for studying personality values, and to identify the level of the personal subjective attitude to significant values, according to results of Schwarz’s Method, we constructed narrative situations.Results. For university students the significant values were: «Hedonism», «Benevolence» and «Self-Direction», which corresponds to relationships in which they are involved. The comparison of the personal subjective attitude level shows the statistically significant differences between all values (p < 0,001).Discussion and Conclusions. Value «Benevolence» shows highest personal subjective attitude level and «Hedonism» shows the lowest one. That shows heterogeneity in the personal subjective attitude level to significant values of university students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ЗНАЧИМЫМ ЦЕННОСТЯМ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Статья/Article

УДК 159.923.33

DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-10

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ЗНАЧИМЫМ ЦЕННОСТЯМ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

А. О. Ряжкин1

1ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Субъективное отношение личности к различным сторонам жизни человека является одним из ключевых компонентов его психической организации, выступая связующим звеном между объективными проявлениями психики и внутренней личностной позицией индивида. В основе субъективного отношения личности лежат те социальные условия и взаимоотношения с обществом, в которые вступает человек. Несмотря на это, личностная позиция по отношению к этим условиям индивидуальна и может не совпадать с объективно проявляемым поведением. Особое значение проблема приобретает при оценке собственных личностных качеств индивидом, где уровень субъективного отношения личности может варьироваться по отношению к различным объективно проявляемым характеристикам человека. Одной из таких характеристик является ценностная сфера личности. Проблема актуальна при исследовании студентов вуза, т.к. этап получения профессионального образования принципиально значим в становлении личности. В статье представлено исследование различий в уровне субъективного отношения личности студентов вуза к значимым ценностям.

Материалы и методы. Цель исследования - выявление и изучение различий в субъективном отношении личности студентов вуза к значимым ценностям. Выборка: 59 студентов I курса в возрасте 17-21 лет - 24 юноши и 35 девушек. Для определения значимых ценностей была использована методика Ш. Шварца по изучению ценностей личности, для выявления уровня субъективного отношения личности к значимым ценностям, в соответствии с результатами методики Ш. Шварца были разработаны нарративные ситуации.

Результаты исследования. Значимые ценности: «Гедонизм», «Доброта» и «Самостоятельность», что соответствует отношениям, в которые включены студенты вуза. При сравнении уровня субъективного отношения были найдены статистически значимые различия между всеми ценностями (p < 0,001).

Обсуждение и заключения. Наибольший уровень субъективного отношения у ценности «Доброта», наименьший - у ценности «Гедонизм», что говорит о неоднородности субъективного отношения личности к ценностям у студентов вуза.

Ключевые слова: личность, субъектность, субъективное отношение личности, ценности личности, обучение в вузе, нарратив.

Для цитирования: Ряжкин А.О. Особенности субъективного отношения личности к значимым ценностям у студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №3. С. 10.

FEATURES OF PERSONAL SUBJECTIVE ATTITUDE TO SIGNIFICANT VALUES OF UNIVERSITY STUDENTS

A. O. Ryazhkin1

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The personal subjective attitude to different aspects of a human's life is one of the key components of his mental organization, because it's a link between the objective manifestations of the psyche and the individual's internal personal position. The basis of personal subjective attitude is social conditions and relationships of the individuum with society. Despite this, the personal position in relation to these conditions is individual and may not coincide with objectively manifested behavior. The problem is more important when the individual rates his own personal qualities, where the level of personal subjective attitude can change to the different human characteristics, that he shows in behavior. The personal value sphere may be one of these characteristics. The problem is relevant in university student research, because the period of professional education is significant in personal development. The article presents the research of the differences in the personal subjective attitude level to significant values of university students. Materials and Methods. The purpose of the research is to find and study the differences in the personal subjective attitude to significant values of university students. The sample is 59 students of first course at the age of 17-21, 24 men and 35 women. To spot significant values we use a Schwarz's Method for studying personality values, and to identify the level of the personal subjective attitude to significant values, according to results of Schwarz's Method, we constructed narrative situations.

Results. For university students the significant values were: «Hedonism», «Benevolence» and «Self-Direction», which corresponds to relationships in which they are involved. The comparison of the personal subjective attitude level shows the statistically significant differences between all values (p < 0,001).

Discussion and Conclusions. Value «Benevolence» shows highest personal subjective attitude level and «Hedonism» shows the lowest one. That shows heterogeneity in the personal subjective attitude level to significant values of university students.

Keywords: personality, subjectivity, subjective attitude, personality values, university studying, narrative.

For citation: Ryazhkin A.O. Features of personal subjective attitude to significant values of university students // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 3. P. 10.

Введение

Изучение субъективного отношения личности к явлениям объективной реальности является одним из ключевых направлений исследований в психологии, т.к. в данном явлении выражаются особенности психической организации человека. Согласно Б.Ф. Ломову, «трудно даже на минуту представить себе человека ... без субъективности восприятия, без человеческих эмоций, переживаний, отношений - словом, без того, что принято называть "субъективным миром"» [15, с. 47].

Субъективное отношение личности к различным сферам жизни является одним из основных компонентов её направленности и выражается в таких формах, как: ценностные ориентации, привязанности, симпатии, антипатии, интересы и др. Формируясь на основе объективных общественных отношений, субъективное отношение выражает «не только и не столько объективную связь личности с её окружением, но прежде всего её субъективную позицию в этом окружении» [15, с. 780].

В.П. Позняков указывает на социальную природу отношений, в содержании которых неизбежно присутствует доля «субъективного, личностного, эмоционально-окрашенного» [18, с. 38], что определяет позицию субъекта, в которой заключается сущность психического [18]. Данная позиция, с одной стороны, обусловливает личностную оценку явлений объективного мира, с другой стороны, определяет способы взаимодействия с ним. В результате под отношением понимается осознаваемое психическое явление, предшествующее реальному поведению и выражающее готовность к этому поведению [19].

В.Н. Мясищев, понимая под субъективным отношением личности «сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь . с различными сторонами объективной действительности» [16, с. 48], указывает на его объективность, обнаруживающуюся в реакциях и действиях человека.

Б.Ф. Ломов, замечая, что субъективное отношение личности проявляется в любом её действии, наиболее полным объективным его выражением видит поступок как общественный акт, сознательную демонстрацию собственного отношения. Таким образом, субъективные отношения: «обеспечивают включение личности в жизнь общества, определяя способы её деятельности и взаимодействия с другими людьми» [15, с. 791].

Однако, несмотря на то, что характер субъективного отношения личности зависит от её позиции в системе общественных отношений, Б.Ф. Ломов замечает, что пространство субъективного отношения может не совпадать с пространством общественных отношений, в которые личность объективно включена [15]. Это подтверждается и другими авторами, указывающими на субъектность личности как способность формировать собственное, отчасти уникальное отношение к миру, при котором социотипичный и индивидуализированный компоненты «могут совпадать, могут иметь точки соприкосновения либо вообще быть противоположностью друг другу» [22, с. 96]. На основе этого можно заключить, что характеристики личности, объективно проявляемые в жизнедеятельности индивида, могут играть различную роль в её субъективном пространстве. В качестве меры может выступать субъективное отношение к данным характеристикам. Данное утверждение подтверждается работами О.С. Анисимова, согласно которому в субъективном пространстве человека выделяется не только «внешнее» как отношение к окружающей действительности, но и «внутреннее» как субъективное отношение к себе, самоотношение, занимающее господствующее положение при взаимодействии со средой [2]. В.П. Позняков также

замечает, что в качестве объекта отношений могут выступать как внешние условия жизнедеятельности, так и характеристики самого субъекта и его активности [19].

Одной из таких характеристик является ценностная сфера личности, обладающая сложной и неоднородной структурой, а также множеством разноплановых функций [23]. Выступая в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров [8], а также представляя из себя устойчивые внеситуативные мотивационные образования [14], ценности одной личности представляют из себя неоднородную, иерархически выстроенную систему, структурированную «вокруг определенных стержневых элементов, доминантных ценностей» [3, с. 45], что обуславливает их различную направляющую и побудительную силу. Выделение некоторых ценностей в качестве доминантных может определяться субъективным отношением к ним.

Особое значение проблема неоднородности субъективного отношения к собственным личностным качествам приобретает на этапе студенчества как начале жизненного пути личности, её самоопределения [12]. В процессе обучения в вузе происходит качественный скачок в формировании личности, определяющий развитие всех уровней психики, нравственных качеств, системы ценностных ориентаций и т.д. [4].

Материалы и методы

Вышесказанное привело к необходимости эмпирического исследования, цель которого заключалась в выявлении и изучении различий в субъективном отношении личности студентов вуза к значимым ценностям. Основной гипотезой исследования выступало предположение о том, что у студентов вуза существуют различия в субъективном отношении личности к значимым ценностям. Выборку составили 59 студентов Челябинского государственного университета, обучающиеся на I курсе, по направлениям «Психология» (28 человек) и «Информатика» (31 человек), из них 24 юноши и 35 девушек. Возраст испытуемых - 17-21 год. В качестве методов исследования использовались метод тестирования для выявления значимых ценностей студентов вуза, нарративный метод для определения субъективного отношения личности испытуемых к значимым ценностям и методы статистического анализа данных для обработки полученных результатов (описательные статистики, критерий U-Манна-Уитни, критерий T-Вилкоксона, критерий х2-Фридмана).

Для определения значимых ценностей была использована методика Ш. Шварца по изучению ценностей личности. Данная методика изучает ценностный профиль личности на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов (ур. 1) и на уровне индивидуальных приоритетов (ур. 2). Для изучения субъективного отношения личности студентов вуза к значимым ценностям были разработаны текстовые нарративы.

Метод нарративов был выбран для изучения субъективного отношения, т.к. в науке он рассматривается как форма дискурса между исследователем и респондентом, где испытуемый выражает в интерпретации повествования те способы взаимодействия, которые понимает как норму [5]. Согласно В.В. Знакову, «нарративное понимание событий человеческого бытия основано на какой-либо одной принятой субъектом версии происходящего. Оно целенаправленно, непротиворечиво, правдоподобно, диалогически направленно» [7, с. 23].

При разработке методики проведения нарративного исследования мы основывались на подходах, рассматривающих концептуальный нарратив, создаваемый учеными-

исследователями для описания объекта изучения и развития представлений о нем [24], и нарратив в виде кейс-метода, «который определяется как качественный метод исследования, позволяющий изучить явление глубоко, полно, детально, во всем многообразии его свойств» [21, с. 117]. Таким образом, формой проведения исследования являлось предъявление испытуемым проблемной ситуации и двух вариантов её решения. Первый вариант предполагал реализацию поведения, основанную на изучаемой ценности, и за выбор данного варианта ответа присваивался один балл. Второй вариант предполагал другую мотивацию, в основе которой могла лежать личная выгода, социальное одобрение и т.д., и за данный выбор испытуемый получал 0 баллов. Испытуемым также предлагалось аргументировать свой выбор для возможности более глубокого анализа ответов испытуемых. При конструировании нарративов мы учитывали возрастные особенности и особенности социальной ситуации выборки (студенты I курса в возрасте от 17 до 21 года). Ситуации, описанные в нарративе, не имели ярко выраженной гендерной направленности, в результате чего испытуемым было легко идентифицировать себя с героями, т.к. в подобных ситуациях выбора могли оказать как юноши, так и девушки. Предложенные нарративы были сконструированы в соответствии с выявленными значимыми ценностями. Полный текст разработанных нарративов представлен в Приложении.

Результаты исследования

Исследование проходило в несколько этапов. Поскольку выборка состояла из представителей двух различных направлений обучения, получающих, согласно классификации Е.А. Климова, профессии различного типа: тип «человек - человек» у направления «Психология» и тип «человек - знаковая система» у направления «Информатика» [9], на первом этапе, после сбора эмпирического материала, было решено отдельно рассмотреть ценностные профили студентов двух направлений и сравнить их между собой. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

6

ч*5' ч£' ч^'

У Л? Л? Л*

ч-0

с/

✓чу

с?- .¿г

* «у

о*

Психология ■ Информатика

Рисунок 1 - Результаты методики Ш. Шварца по изучению ценностей личности студентов направлений «Психология» и «Информатика»

3

2

1

0

6 -

■ Psychology ■ Informatics

Figure 1 - The results of Schwarz's Method for studying personality values of students in the areas of "Psychology" and "Informatics"

Как видно на рисунке 1, обе группы студентов имеют достаточно схожие ценностные профили. При сравнении данных выборок с помощью критерия U-Манна-Уитни также не было получено статистически значимых различий между ними, что говорит об относительном сходстве ценностной сферы студентов направлений «Психология» и «Информатика». Такие результаты объясняются тем, что все представленные студенты находятся на I курсе обучения и их ценностная сфера еще не включает в себя ценности той профессии, которую они приобретают в вузе. Согласно результатам исследования Е.В. Кряжевой и М.Ю. Виноградской, «на младших курсах жизненные ценности и ценностные ориентации связаны, прежде всего, с учебной деятельностью» [11, с. 333]. Анализ возможностей построения карьеры приобретает ценностную значимость к старшим курсам [11]. Также результаты исследования И.А. Кох и В.А. Орлова показывают, что «часть молодежи ориентируется прежде всего на получение высшего образования и только затем -на выбор трудовой сферы» [10, с. 156], в результате чего ценности студентов I курса еще не ориентированы на конкретную профессию, а в большой степени связаны в общем с ситуацией обучения в вузе.

На втором этапе исследования, объединив студентов направлений «Информатика» и «Психология» в одну выборку, мы выяснили наиболее значимые ценности у испытуемых.

При использовании методики Ш. Шварца по изучению ценностей личности были получены результаты, представленные в таблице 1.

Согласно полученным данным, в качестве наиболее значимых испытуемые выбрали ценности «Доброта», «Самостоятельность» и «Гедонизм». Немаловажным является то, что данные ценности показали наибольшие значения как на уровне нормативных идеалов (убеждения оказывают влияние на личность в целом, но не всегда проявляются в поведении), так и на уровне поведения (индивидуальные приоритеты личности проявляются при её взаимодействии с малыми группами) [8].

Таблица 1 - Результаты изучения ценностной сферы студентов вуза по методике Ш. Шварца по изучению ценностей личности

Ценность Уровень нормативных идеалов Уровень индивидуальных приоритетов

1. Конформность 4,32 1,91

2. Традиции 3,4 1,18

3. Доброта 4,93 2,51

4. Универсализм 4,36 2,34

5. Самостоятельность 4,97 2,79

6. Стимуляция 4,23 2,07

7. Гедонизм 4,9 2,67

8. Достижения 4,67 2,17

9. Власть 3,41 1,38

10. Безопасность 4,55 1,98

Table 1 - The results of the study of the university students value sphere using Schwarz's Method for studying personality values

Value The level of normative ideals The level of individual priorities

1. Conformity 4,32 1,91

2. Tradition 3,4 1,18

3. Benevolence 4,93 2,51

4. Universalism 4,36 2,34

5. Self-Direction 4,97 2,79

6. Stimulation 4,23 2,07

7. Hedonism 4,9 2,67

8. Achievement 4,67 2,17

9. Power 3,41 1,38

10. Security 4,55 1,98

Полученные результаты объясняются той социальной ситуацией, в которой находятся студенты. Ценность «Доброта» интерпретируется как стремление к сохранению благополучия близких людей, с которыми индивид находится в ежедневном общении. В основе данной ценности лежит потребность в аффилиации и позитивном взаимодействии в группе [8]. Находясь в студенческой среде, испытуемые активно вступают в межличностные и межгрупповые взаимоотношения формального и неформального характера, что, согласно С.Д. Резнику и М.Д. Черниковской, приводит к формированию культуры студенчества, одной из важнейший сторон которой является система взаимоподдержки и взаимопомощи, связанная как с поверхностной ежедневной поддержкой, так и со значительными проявлениями помощи другому [20]. Все это ведет к повышению значимости ценности «Доброта» у студентов.

Высокие показатели ценности «Самостоятельность», производной от потребности в независимости мышления и способов действия [8], также связаны с особенностями обучения в вузе. Э.Ф. Зеер, рассматривая профессиональное образование в качестве одной из стадий профессионального становления, замечает, что личность на данном этапе приобретает новую социальную роль, связанную с большей социальной независимостью [6]. Действительно, студенты, поступая в высшее образовательное учреждение, получают большую автономность в учебной деятельности, а также и в других сферах своей жизни, чем

на предыдущих возрастных этапах. Данные особенности ведут к повышению ценности самостоятельности как одного из ведущих ориентиров активности личности.

Что касается ценности «Гедонизм», в её основе лежит стремление к удовольствию и наслаждению жизнью [8]. Испытуемые находятся на возрастном этапе «Юность», который рассматривается не только как начало взрослой самостоятельной жизни, но и как приносящий новые широкие возможности [13]. По словам И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого, одним из возможных вариантов обучения в вузе, связанным с отсутствием мотивации к обучению, является в первую очередь не получение новых знаний, а стремление к общению с новыми приятелями, развлечениям на том уровне, какой может себе позволить студент. «Основным содержанием жизни становятся вечеринки и свидания, выпивка» и т.д. [13, с. 345]. Появление данной ценности в списке значимых демонстрирует направленность студентов на поиск удовольствий и развлечений в своей жизни. Таким образом, можно заключить, что выделенные ценности непосредственно связаны с теми общественными взаимоотношениями, в которые включены студенты вуза.

На следующем этапе, после выявления значимых ценностей, нами были разработаны текстовые нарративы для изучения особенностей субъективного отношения личности студентов к данным ценностям. Всего было разработано 9 нарративов, по 3 на каждую выделенную ценность. Таким образом, максимальным возможным значением было 3 балла, а минимальным - 0 баллов.

После представления полученных результатов как показателей трех зависимых выборок было проведено статистическое сравнение уровня субъективного отношения личности студентов к значимым ценностям. Были получены статистически достоверные различия (х2 = 39,224; p < 0,001), что говорит о различном субъективном отношении к данным ценностям. Дополнительно, для возможности сравнения уровня выраженности между каждой из переменных, было также проведено попарное сравнение между показателями субъективного отношения к ценностям: «Доброта» и «Самостоятельность» (T = - 2,38; p = 0,017), «Доброта» и «Гедонизм» (T = - 5,04; p < 0,001), «Самостоятельность» и «Гедонизм» (T = - 4,08; p < 0,001). Во всех случаях были получены статистически достоверные различия. Результаты сравнения говорят о различной роли данных ценностей в субъективном пространстве личности студентов вуза. Средние значения субъективного отношения личности студентов к значимым ценностям представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты изучения уровня субъективного отношения личности студентов к значимым ценностям

Ценность Уровень субъективного отношения личности

1. Доброта 2,3

2. Самостоятельность 1,89

3. Гедонизм 1,24

Table 2 - The results of the study of the student's personal subjective attitude level to significant values

Value Personal subjective attitude level

1. Benevolence 2,3

2. Self-Direction 1,89

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Hedonism 1,24

По результатам сравнения уровня субъективного отношения личности студентов к значимым ценностям можно заключить следующее. Высший уровень демонстрирует ценность «Доброта». Испытуемые выбрали ответ, предполагающий реализацию данной ценности, в среднем более чем в двух предложенных нарративных ситуациях из трех возможных. Это связано с новой обстановкой обучения в вузе, в которой оказались испытуемые, вхождением в студенческую среду, предполагающую неформальное межличностное взаимодействие и установление приятельских отношений. Согласно исследованию М.А. Нышпора, важной частью студенческих групп как корпоративных общностей является наличие устойчивого дружеского взаимодействия, особенно в начале обучения в вузе [17].

Показатель субъективного отношения к ценности «Самостоятельность» представлен средним значением. На наш взгляд, такой результат связан с тем, что студенты, представленные в выборке, на данный момент не до конца адаптированы к ситуации обучения в вузе и не всегда готовы проявлять самостоятельное поведение, хотя и получили большую автономию по сравнению с обучением в школе. Согласно П.И. Александровичу, процесс психологической адаптации студентов к новым видам деятельности, требующим навыков самостоятельной работы высокого уровня, как правило завершается по окончании второго курса [1].

Что касается субъективного отношения к ценности «Гедонизм», испытуемые выбрали ответ, соответствующий ей, в среднем менее чем в половине случаев. Полученный результат демонстрирует, что студенты осознают недопустимость того, чтобы отводить слишком большую долю своего времени поиску удовольствий и развлечений. Респонденты готовы реализовывать соответствующее поведение чуть больше, чем в одном случае из трех. Мы предполагаем, что ценность «Гедонизм» была названа в качестве значимой в связи со сформированным стереотипным образом студента у испытуемых, в том числе предполагающим развлечения и поиск удовольствий. В то же время результаты исследования субъективного отношения личности студентов показывают их неготовность жертвовать результативностью учебы ради развлечений.

Обсуждение и заключения

Таким образом, результаты исследования демонстрируют неоднородность уровня субъективного отношения к значимым ценностям у студентов вуза, что подтверждает выдвинутую гипотезу о наличии статистически достоверных различий в данных показателях. На наш взгляд, полученные различия связаны с той деятельностью, которой заняты испытуемые, т.к., согласно Б.Ф. Ломову, именно участие в жизни различных групп через включение в совместную деятельность определяет субъективное отношение личности [15]. Проведенное исследование расширяет представления о субъективном отношении личности в психологических науках и может служить основой для дальнейшего изучения данной проблемы. Представленные результаты способствуют пониманию роли субъективного отношения личности в построении системы ценностей студентов вуза и могут быть использованы в работе профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений для повышения продуктивности взаимодействия со студентами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Изучение субъективного отношения личности к значимым ценностям методом нарративов

(Ряжкин А.О.)

Инструкция

Вам предлагается ряд ситуаций. Пожалуйста, прочитайте каждую из них и ответьте на вопрос, выбрав один из двух вариантов ответов. Кратко объясните, почему вы выбрали этот вариант. При ответе постарайтесь максимально идентифицировать себя с героем ситуации. Отвечайте не торопясь и помните, что у методики нет правильных или неправильных ответов.

№1

Марина учится в вузе на втором курсе. Девушка старается хорошо учиться, не прогуливает пары и почти всегда готовит домашнее задание. Конечно, ей не всегда хочется это делать, но так ее воспитали, она очень ответственный и обязательный человек. Нельзя сказать, что Марина - книжный червь, который только и делает, что учится. Она ходит в ночные клубы, на концерты и общается с друзьями, просто, может быть, не так часто, как это делают ее близкие подруги, которые также учатся в разных вузах, но не придают такого большого значения учебе. Близится конец семестра, и один преподаватель решил провести итоговую контрольную по своему предмету. Данная контрольная очень важна, т.к. по ее итогу будет решаться, получит ли студент оценку «автоматом» или же будет сдавать экзамен в устной форме. Марина слышала от студентов старших курсов, что сдать этот экзамен устно очень тяжело, поэтому она решила очень хорошо подготовиться к контрольной, повторить материал, хотя она и так много чего выучила по этому предмету за семестр. Контрольная была назначена на субботу.

В четверг Марине позвонила Алена, ее лучшая подруга, и позвала в пятницу на концерт их любимой группы. Марина начала отказываться, на что Алена принялась ее уговаривать со словами: «Живем один раз, потом будешь жалеть, жизнь пройдет мимо тебя!» и т.д. Как бы Вы поступили на месте Марины?

А. Осталась(-лся) бы дома. На концерт, наверно, можно будет сходить и в следующий раз, а материал все-таки лучше повторить.

Б. Сходила(-л) бы на концерт. Когда еще представится возможность хорошо провести время? А контрольную как-нибудь и так получится сдать.

№2

Дима только поступил в вуз. Сам он живет в небольшом городе Н. недалеко от Челябинска, на междугороднем автобусе можно доехать минут за 40. Там он живет с родителями и младшим братом. Также в Н. у него есть компания друзей, с которыми он весело проводит время, однако никто из них не собирается перебираться в Челябинск, они пошли учиться в местные филиалы вузов. Но Дмитрий поступил, и теперь должен решиться вопрос о том, где он будет жить: ездить из дома на учебу в принципе недалеко, и при таком варианте ему не надо будет переживать из-за бытовых вещей (еда, стирка и т.д.), но также можно снять квартиру в Челябинске, так будет ближе добираться до университета. Мама Димы вначале настаивала на первом варианте, т.к. здесь Дима будет под присмотром, добавляя к этому то, что здесь у него все друзья, а там еще непонятно, с кем он свяжется. Но Димин отец поговорил с мамой, сказав, что он сам должен выбрать, где ему жить, без давления со стороны родителей. Диме же папа сказал, что он его поддержит при любом решении, тем более что если Дима решит жить в Челябинске и снимать квартиру, то это не сильно отразится на их бюджете. Но парень должен понимать, что в этом случае ему придется самому себя обслуживать: готовить, убирать в доме, стирать свою одежду и т.д., поэтому отец советует хорошо подумать, прежде чем что-то решить. Как бы поступили Вы на месте Дмитрия?

А. Остался(-лась) бы с родителями. Ездить на учебу недалеко, деньги на съемную квартиру будут сэкономлены, да и с родителями жить проще: домашняя еда, чистая одежда, не надо платить за квартиру и т.д.

Б. Перебирался(-лась) бы в Челябинск. Дима уже не маленький, и ему нужно привыкать жить самостоятельно, без родительской опеки. Мама со временем поймет, а с домашними делами как-нибудь разберемся.

№3

Артем и Паша учатся в одной группе и заканчивают первый курс университета. Они лучшие друзья, общаются и проводят вместе время как в университете, так и вне его. Полгода назад всему их потоку сообщили отличную новость: Министерство образования выделило для их вуза несколько туристических путевок для студентов. Это были оплаченные туры в разные страны Европы (Италия, Греция, Франция и т. д.). В тур входит перелет, проживание в отеле, питание, несколько экскурсий. Условия получения были следующими: желающим необходимо было подать документы на получение визы, и, т.к. количество путевок ограничено, среди тех студентов, которым визу одобрят, будет проведен конкурс, и победители летом поедут в тур. Друзья очень захотели поехать, сразу подали документы и принялись ждать ответа. Вот пришел ответ, но, к сожалению, визу дали только Павлу. Артем, конечно, расстроился, но все равно был рад за своего друга. Однако Паше необходимо было еще пройти конкурс, т.к. заявок было достаточно много. Конкурс проводился в профкоме факультета. Однажды староста группы попросила Артема зайти в профком, занести кое-какие документы. Когда Артем зашел туда, его ожидал приятный сюрприз: оказывается, сотрудником профсоюза была давняя подруга мамы Артема. Хоть они давно и не виделись, она сразу его узнала, спросила, как дела, и предложила чаю. Артем согласился, и за чаем у них начался дружеский разговор, в ходе которого он узнал, что именно его давняя знакомая ответственна за конкурс. Артем подумал, что мог бы попросить её помочь Паше выиграть в конкурсе. Как бы Вы поступили на месте Артема?

А. Попросил(-ла) бы свою знакомую. Паша - друг Артема, а друзья должны помогать друг другу в любых ситуациях, тем более приз значительный. Паша наверняка сделал бы то же самое.

Б. Не стал(-ла) бы просить. Да, Паша друг, но это будет несправедливо по отношению к другим.

№4

Александр учится на 4-м курсе института. Учеба дается ему легко, поэтому учится без особого напряжения. Большой активности в общественной жизни группы и факультета не проявляет. Его больше интересует личная жизнь и отношения с любимой девушкой. Сегодня вечером Александр должен знакомить девушку со своими родителями. Родители Александра ждут молодых людей на ужин к 18 часам. Но неожиданно в 17.15 позвонил староста группы и попросил Александра быть в институте к 18 часам для участия в одном мероприятии, сказав при этом, что тем самым Александр очень выручит группу и факультет. Как бы Вы поступили, будь в подобной ситуации на месте Александра?

А. Пропустил(-а) бы мероприятие. Планы Александра важнее, и он не может подвести близких людей.

Б. Отменил(-а) бы встречу с родителями и пошел(-шла) бы на мероприятие. Если ему позвонили, значит что-то важное, и неудобно было бы подвести группу.

№5

Сегодня 1 сентября, и Михаил приехал на учебу из своего родного города. Он только поступил на первый курс и заехал в общежитие. У себя дома Миша хорошо учился и окончил школу с высокими баллами по ЕГЭ и без троек в аттестате. По своей натуре Михаил - общительный парень, из-за чего в общежитии и в университете он сразу обзавелся массой знакомств и новыми друзьями. В результате Михаила часто зовут на различные вечеринки и тусовки. Все это не могло не сказаться

на учебе. Сессию парень сдал гораздо хуже, чем мог. Если Михаил хочет поправить свое положение по учебе, ему необходимо перестать развлекаться с друзьями и начинать больше уделять времени обучению. Как бы поступили Вы на месте Михаила?

А. Перестал(-а) развлекаться с друзьями и начал(-а) заниматься учебой. Нужно быстро пересдать образовавшиеся долги и начинать хорошо учиться, уделяя гораздо меньше времени развлечениям.

Б. Оставил(-а) все как есть. Пока есть возможность, надо развлекаться.

№6

Влад только окончил первый курс. Все зачеты и экзамены сданы, сессия закрыта. Вместе со своим другом Влад собирается поехать попутешествовать по стране, посетить несколько городов и вернуться домой к середине августа. Его родители дали согласие, и Влад уже в предвкушении отличного лета. Но на следующий день после экзамена Владу позвонила староста их группы и сказала следующее: «В университете планируется создание волонтерских отрядов из студентов первых курсов, которые будут помогать в летний период в различных общественных мероприятиях города. Работа ожидается нелегкая, но очень важная. Набранные отряды будут участвовать в организации мероприятий для пожилых людей, детей-сирот и других групп населения». Время этого занятия - как раз вторая половина июля и первая неделя августа, всего три недели. Как бы поступили Вы на месте Влада?

А. Согласился(-лась) бы на работу. Пусть не получится масштабное путешествие, можно будет что-то придумать в оставшееся время в августе, зато поучаствуете в важной и нужной работе.

Б. Отказался(-лась) бы и поехал(-а) в путешествие. Ну и что, что просят в университете? Я имею право отдохнуть на каникулах.

№7

Роман учится на третьем курсе и после учебы работает администратором в кафе. График на работе позволяет совмещать ее с учебой: смены в основном вечерние, график плавающий, частенько приходится работать в выходные дни. Но Рома учится и работает с удовольствием, сил и времени ему хватает совмещать два занятия. Кроме того, родители его живут в другом городе (3 часа на автобусе), поэтому живет он на съемной квартире, и те деньги, которые он зарабатывает в кафе, совсем не лишние. На этих выходных в субботу у Роминой мамы день рождения, и так совпало, что на работе и учебе тоже выходные. Поэтому парень планировал сразу после пятничной смены уехать к родителям на все выходные. Однако в четверг к Роману подошел его начальник и сказал, что в субботу планируется большой банкет, поэтому очень желательно, чтобы был весь персонал. Если же будут не все сотрудники, то те, кто будут работать, весь вечер будут «в мыле», им придется очень быстро обслуживать гостей, и вечер для них будет тяжелым. До этого Рома отработал 5 дней без выходных. Как бы Вы поступили на месте Романа?

А. Отказался(-лась). Нужно поехать к маме на день рождения, а на работе справятся и без Романа.

Б. Согласился(-лась). На работе помощь Романа очень важна. К родителям можно съездить в свои следующие выходные.

№8

Вика - студентка третьего курса юридического факультета. В ее семье все работают в области юриспруденции: отец в прокуратуре, мама - нотариус, старший брат Костя вообще закончил юридический с красным дипломом и сейчас начинает карьеру успешного адвоката. Викин брат действительно отлично разбирается в юриспруденции и обладает большими знаниями в этой области. Они с Викой очень хорошо общаются, хоть и стали реже проводить время вместе из-за того, что Костя очень занят на работе. Т.к. вся семья занимается юридической деятельностью, у девушки по большому счету не было особо выбора, куда пойти учиться. Не то чтобы ей совсем не нравилась

профессия юриста, но у нее нет такого желания, какое она видела в глазах у брата, когда учился он. Учеба дается ей сложнее. На третьем курсе ей надо было подготовить курсовую работу. Требования были выше, чем раньше, к тому же Вике достался строгий научный руководитель. В общем, девушка поняла, что сделать эту курсовую она если и сможет, то ей будет очень тяжело. Можно было бы попросить брата ей помочь, она знала, что он ей точно не откажет. Если бы Вы были на месте Виктории, как бы Вы поступили?

А. Выполнил(а) работу сам(а). У всех в ее семье свои обязанности, и все стараются с ними справляться. Девушка тоже должна учиться сама справляться со своими задачами.

Б. Попросил(а) брата помочь. Для него это не будет большой сложностью, он наверняка сможет найти время для этого в своем графике, а Виктория сдаст курсовую.

№9

Ваня только что сдал свою первую сессию. Это было тяжелее, чем он ожидал, но он справился, пусть и не получил те оценки, на которые рассчитывал изначально. Год назад, когда решался вопрос, куда он будет поступать: в какой университет и на какое направление, родители предложили Ивану свою помощь: у отца друг детства - декан в одном престижном университете, однако направление обучения было Ване совсем неинтересно, и он решил отказаться. Ваня сам выбрал, где он будет учиться и какое высшее образование он получит. Родители с пониманием отнеслись к его выбору, хотя и не разделяли предпочтений своего сына. Предложенная ими специальность была престижней, да и учиться было бы легче. Иван все же самостоятельно поступил в тот университет и на тот факультет, на который он хотел. Вот прошло первое полугодие, и Ваня ощутил все последствия своего выбора. Предметы были интересные, но сложные, а экзамены давались с большим трудом. Узнав об этом, родители начали опять уговаривать Ивана подумать о смене места учебы: перевестись не составило бы труда, тем более что некоторые предметы были такими же и их можно было перезачесть, а с остальными бы Ване все равно было бы легче справиться. И в дальнейшей учебе связи отца облегчили бы Ване весь этот период жизни. Как поступили бы Вы на месте Ивана?

А. Перевелся(-лась). Ничего, что направление учебы он выбрал не сам, а то, что всю учебу ему будут помогать, - это же только легче. Ване там будет лучше.

Б. Остался(-лась) здесь. Ничего страшного, что ему сейчас тяжело учиться, он сам выбрал эту профессию, сам и должен справляться с последствиями. Зато родители, да и он сам, будут относиться к нему как к взрослому, самостоятельному человеку.

Список использованных источников

1. Александрович П.И. Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Труды БГТУ. 2015. №5. С. 80-84.

2. Анисимов О.С. Субъективное пространство и субъективное отношение в самоорганизации человека // Мир психологии. 2019. №1. С. 49-60.

3. Белоусова Н.С., Юдина Н.А. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. 88 с.

4. Бражникова А.Н. Нравственность профессионала: постановка проблемы и возможность исследования // Личность профессионала в современном мире / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 81-94.

5. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42.

6. Зеер Э.Ф. Теоретические основы профессионального становления личности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2007. С. 553-559.

7. Знаков В.В. Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека // Вопросы психологии. 2014. №4. С. 16-29.

8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004. 70 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ИЦ «Академия», 2004. 304 с.

10. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. №22(2). С. 143-170. DOI: 10.17853/1994-56392020-2-143-170.

11. Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. С. 332-334.

12. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. №2. С. 12-23. DOI: 10.17759/chp.2018140202.

13. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.

14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.

15. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. 1174 с.

16. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1995. С. 48-53.

17. Нышпора М.А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия (на примере студенческой дружбы): автореф дис. ... канд. соц. наук: 22.00.01. Саратов, 2017. 18 с.

18. Позняков В.П. Психологические отношения человека: история развития и современное состояние исследований // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. №3. С. 24-47.

19. Позняков В.П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. №2. С. 6-30.

20. Резник С.Д., Черниковская М.В. Становление культуры студенчества в образовательной среде высшего учебного заведения // Экономикс. 2013. №3. С. 62-67.

21. Салиева, Л.К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник МГУ. серия 21. Управление (государство и общество). 2012. №3. С. 116-128.

22. Шамионов Р.М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2011. №1. С.94-99.

23. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

24. Somers M.R. The narrative constitution of identity: A relational and network approach // Theor Soc. 1994. Vol. 23. Pp. 605-649. D01:10.1007/BF00992905.

References

1. Aleksandrovich P.I. Psychological adaptation of students to study in a higher educational institution. Trudy BGTU, 2015, no. 5, pp. 80-84. (In Russ.)

2. Anisimov O.S. Subjective space and subjective attitude in human self-organization. Mir psihologii, 2019, no. 1, pp. 49-60. (In Russ.)

3. Belousova N.S., YUdina N.A. The ratio of value orientations and the subjective quality of life of young people: a monograph. Yekaterinburg, Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2017. 88 p. (In Russ.)

4. Brazhnikova A.N. Morality of a Professional: Statement of the Problem and Possibility of Research. Lichnost'professionala v sovremennom mire /pod red. L.G. Dikoj, A.L. ZHuravleva. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2013. Pp. 81-94. (In Russ.)

5. Brokmejer J., Harre R. Narrative: problems and promises of one alternative paradigm. Voprosy filosofii, 2000, no. 3, pp. 29-42. (In Russ.)

6. Zeer E.F. Theoretical foundations of the professional development of the personality. Psihologicheskie osnovy professional'noj deyatel'nosti: hrestomatiya / sost. V.A. Bodrov. Moscow, PER SE Publ., 2007. Pp. 553-559. (In Russ.)

7. Znakov V.V. Theoretical Foundations of the Psychology of Understanding the Multidimensional Human World. Voprosy psihologii, 2014, no. 4, pp. 16-29. (In Russ.)

8. Karandashev V.N. Schwartz's Methodology for Studying Personal Values: Concept and Methodological Guide. St. Petersburg, Rech' Publ., 2004. 70 p. (In Russ.)

9. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow, IC «Akademiya» Publ., 2004. 304 p. (In Russ.)

10. Koh I.A., Orlov V.A. Values and professional self-determination of student youth. Obrazovanie i nauka, 2020, no. 22(2), pp. 143-170, doi: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170. (In Russ.)

11. Kryazheva E.V., Vinogradskaya M.YU. Analysis of the dynamics of life values and value orientations of university students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 68-3, pp. 332-334. (In Russ.)

12. Kulagina I.YU., Apasova E.V. Personality development during university education (comparative study). Kul'turno-istoricheskaya psihologiya, 2018, no. 2, pp. 12-23, doi: 10.17759/chp.2018140202. (In Russ.)

13. Kulagina, I.YU., Kolyuckij, V.N. Developmental psychology: The full life cycle of human development: a textbook for students of higher educational institutions. Moscow, TC «Sfera» Publ., 2001. 464 p. (In Russ.)

14. Leont'ev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaning reality. Moscow, Smysl Publ., 2007. 511 p. (In Russ.)

15. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology. Moscow, Direkt-Media Publ., 2008. 1174 p. (In Russ.)

16. Myasishchev V.N. The concept of personality in aspects of norm and pathology. Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy / pod red. A.A. Bodaleva. Moscow, Institut prakticheskoj psihologii Publ., 1995. Pp. 48-53. (In Russ.)

17. Nyshpora M.A. Theoretical and methodological conceptualization of friendship as a complex of forms of social interaction (on the example of student friendship): abstract of the dissertation of the candidate of sociological sciences: 22.00.01. Saratov, 2017. 18 p. (In Russ.)

18. Poznyakov V.P. Psychological relations of a person: the history of development and the current state of research. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya, 2016, №3, pp. 24-47. (In Russ.)

19. Poznyakov V.P. Psychological relations of a person: the current state of research and prospects for the development of the concept. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya, 2017, no. 2, pp. 6-30. (In Russ.)

20. Reznik S.D., CHernikovskaya M.V. Formation of student culture in the educational environment of a higher educational institution. Ekonomiks, 2013, no. 3, pp. 62-67. (In Russ.)

21. Salieva L.K. Narrative analysis. History and modernity. Spheres of application. Vestnik MGU. seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo), 2012, no. 3, pp. 116-128. (In Russ.)

22. SHamionov R.M. Personality as a subject of relations and relationships. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, 2011, no. 1, pp. 94-99. (In Russ.)

23. YAnickij M.S. Personal value orientations as a dynamic system. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2000. 204 p. (In Russ.)

24. Somers M.R. The narrative constitution of identity: A relational and network approach. Theor Soc, 1994, vol. 23, pp. 605-649, doi:10.1007/BF00992905.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Ряжкин А.О., 2022

Информация об авторах Ряжкин Александр Олегович - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, Челябинский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8309-8047, ResearcherID:

https://publons.com/researcher/AAE-5965-2022/, e-mail: aoryazhkin@gmail.com.

Information about the authors Ryazhkin Alexander O. - Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Chair of Psychology, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8309-8047, ResearcherID: https://publons.com/researcher/AAE-5965-2022/, e-mail: aoryazhkin@gmail .com.

Поступила в редакцию: 10.03.2022 Принята к публикации: 24.08.2022 Опубликована: 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.