УДК: 796.322
ТРЕНЕР
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА МУЖСКИХ ГАНДБОЛЬНЫХ КОМАНД ВЫСШЕЙ ЛИГИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Михалев Доцент О.С. Шалаев
Кандидат педагогических наук, профессор Н.П. Филатова Доктор биологических наук, доцент О.Н. Кудря Кандидат педагогических наук А.Ю. Асеева
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
THE FEATURES OF STRUCTURE OF TRAINING PROCESS OF MEN'S HANDBALL TEAMS OF PREMIER LEAGUE DURING SEASON V.I. Mikhalev, professor, Dr.Hab. O.S. Shalaev, associate professor N.P. Filatova, professor, Ph.D. O.N. Kudrya, associate professor, Dr.Biol.
A.Yu. Aseeva, Ph.D. Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk Key words: training process, season, microcycle, microblock, load orientation, skilled handball players. The Russian Handball Championship of the Premier League has a tour structure. The duration of the multi-tour system of competitions in the Premier League of the Russian Handball championship is about 8-9 months. It is difficult for athletes to obtain the state of complete readiness for competitions for the short period of preseason (2-2.5 months). In the long-term competitive period it is hard to maintain the acquired condition, so the problems of maintaining and improving all kinds of preparedness have to be inevitably solved in the course of training.
The problem of the study was the scientific substantiation of the microstructure of the training process of skilled handball players in the context of expanding competitive practice.
The purpose of the study was to specify the orientation of training loads and the order of using different types of microcycles in the competitive period of training in order to develop the microstructure and content of the training process for men's handball teams. Owing to using the proposed type of the microstructure of the training process in the competitive training period of men's handball team within the main pedagogical experiment we managed to avoid a significant reduction in the overall performance of the team players, the players' indicators of speed-strength abilities, general and special endurance were which stable throughout the season. At the end of the educational experiment a decline was marked in speed abilities, but the indicators of competitive activity of the team players have not changed significantly on the whole, which enabled the team to outstrip its nearest opponents in the league table based on the results of the championship.
Ключевые слова: тренировочный процесс, соревновательный период, микроцикл, микроблок, направленность нагрузки, квалифицированные гандболисты.
Введение. Чемпионат России высшей гандбольной лиги имеет ту-ровую организацию. Длительность многотуровой системы соревнований в высшей гандбольной лиге чемпионата России составляет примерно 8-9 месяцев [1]. В ходе кратковременного подготовительного периода (2-2,5 месяца) сложно сформировать состояние полной готовности спортсменов к соревнованиям [2, 7]. В длительном соревновательном периоде проблематично удержать приобретенное состояние, поэтому в тренировочном процессе неизбежно приходится решать задачи поддержания и совершенствования уровня всех видов подготовленности [4-6].
Проблемой исследования является научное обоснование микроструктуры тренировочного процесса квалифицированных гандболистов в условиях расширения соревновательной практики.
Цель исследования - уточнение направленности тренировочных нагрузок и последовательности использования микроциклов (МКЦ) различного типа в соревновательном периоде подготовки для разработки микроструктуры и содержания тренировочного процесса мужских гандбольных команд.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования были использованы: педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы медико-биологического контроля, методы математической статистики. Исследования проводились поэтапно в 2008-2012 гг. Предварительно выполнены педагогические наблюдения тренировочной и соревновательной деятельности гандболистов команд высшей лиги, в ходе которых изучались особенности тренировочного процесса гандболистов в соревновательном периоде подготовки команд «Скиф» (Омская область), ВолГУ «Каустик», МОУОР «Чеховские медведи», «Технолог-
Спартак». Кроме того, проводилось педагогическое тестирование физической подготовленности и работоспособности игроков команды «Скиф» (Омская область). Эффективность соревновательной деятельности рассчитывалась по данным экспертной оценки видеоматериалов игр в турах соревнований. Разрабатывалась экспериментальная структура тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки команды «Скиф» и проводилась проверка ее эффективности в сравнительном педагогическом эксперименте.
Результаты исследования. Структура тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки мужских гандбольных команд определяется, во-первых, закономерностями становления состояния спортивной формы и, во-вторых, календарем соревнований [9, 11-13]. Соревновательный период в целом имеет протяженность 28-29 недель, представлен предварительным и финальным этапами чемпионата России. Предварительный этап начинается в сентябре и заканчивается ориентировочно в середине декабря. Команды на данном этапе должны провести по два матча с соперниками и набрать максимальное количество очков для участия в финальном этапе. Финальный этап чемпионата России начинается приблизительно в первой декаде февраля и заканчивается в конце апреля. На каждом этапе - по 3-4 соревновательных тура. Тренировочный процесс возможен в основном в промежутках между турами, продолжительность которых существенно различается: от 10-14 до 21-53 дней.
За каждым туром следуют восстановительные 1-2 дня или полный МКЦ. Крайне сложно выделить типовые МКЦ, все они даже при условии отнесения к одной классификационной группе неидентичны. Между тем выделяются восстановительный, ординарный, контрольно-подготовительный, предсоревно-вательный МКЦ. Ударный МКЦ используется редко, в основном в промежутках между турами, превышающими 3 недели.
Тренировочный процесс на предварительном этапе чемпионата имеет выраженную направлен-
ность на поддержание уровня развития специальных физических качеств, позволяющих реализовывать соревновательные действия в режиме нагрузок смешанного характера [6, 10]. В меньшей степени нагрузки способствуют поддержанию и совершенствованию скоростных способностей. Суммарный объем анаэробных гликолитических нагрузок не превышал 10 %. Известно, что они являются значимым фактором в формировании специальной выносливости в современном гандболе [2]. Обращает на себя внимание ограниченный объем аэробной нагрузки даже в восстановительных МКЦ. Сходная картина наблюдается в промежутке между этапами и на финальном этапе чемпионата.
Сравнение показателей соревновательной деятельности команд, занимающих лидирующие и средние позиции в турнирной таблице чемпионата РФ, позволило заключить, что в начале предварительного этапа различий не обнаружено (табл. 1). Команда-аутсайдер имела достоверно более низкие показатели количества атак в разных видах нападения и коэффициента брака.
По окончании предварительного этапа чемпионата было выявлено, что во всех командах наблюдается сходная картина изменений изучаемых показателей соревновательной деятельности гандболистов. В частности, показатели, зафиксированные в начале предварительного этапа чемпионата, к его концу снижаются. В командах, находящихся в середине и в конце турнирной таблицы, это снижение статистически достоверно (р<0,05). В команде, возглавляющей турнирную таблицу, в течение предварительного и финального этапов изменения показателей не имеют статистической достоверности.
Исключение составляет показатель коэффициента брака игровых действий, который достоверно увеличивается, что свидетельствует о снижении эффективности соревновательной деятельности к концу чемпионата. Однако к концу соревновательного периода коэффициент брака игроков команды-лидера
Таблица 1. Показатели соревновательной деятельности игроков команд высшей лиги на предварительном и финальном этапах сезона 2009-2010 гг., Х±с
Название команды Количество атак по-зиц. нападением Количество атак стремит. нападением Количество игровых действий Количество перехватов мяча Коэффициент брака, %
МОУОР «Чеховские медведи» а 50±2 54±2 23±1 23±2 90 ± 15 95±16 68 1+ п+ 14±3 15±1
б 52±4 50±5 25±2 23±1 98±15 100±13 5±3 5±4 14±2 18±1*
«Скиф» а 52±3 49±3 13±2 10±1 98 ± 23 100±20 55 1+ 1+ 16±4 20±3
б 54±4 46±3*# 14±3 11±1# 102±15 120±16# 4±2 3±2 21±4 22±5
«Технолог-Спартак» а 48±3 40±3* 22 +|| +1 86 96 ± 19 100±26* 7±2 5±3 19±2 20±6
б 48±4 40±5*# 6±1 5±1# 99 ± 14 121±26*# 5±1 3±1# 18±3 25±4*
Примечание. а - показатели в начале/в конце предварительного этапа; б - показатели в начале/в конце финального этапа;
* - показатели в начале/в конце этапа достоверно различаются при р<0,05;
# - показатели в начале/в конце соревновательного периода достоверно различаются при р<0,05.
достоверно ниже, чем у игроков команды-аутсайдера (р<0,05).
Показатель общего количества действий нарастает от начала к концу этапов чемпионата, что может быть расценено как увеличение активности игроков. Вместе с тем на фоне увеличения показателя коэффициента брака это может выглядеть отрицательно и свидетельствовать об увеличении неэффективных действий.
Во всех командах у игроков увеличивается количество ошибочных действий в защите, что приводит к увеличению коэффициента брака, как от начала к концу этапа, так и от начала к концу соревновательного периода. Последнее, вероятно, может быть взаимосвязано с накоплением утомления в течение соревновательного сезона.
Для выявления динамики показателей физической подготовленности квалифицированных гандболистов нами были проведены исследования на базе мужской гандбольной команды «Скиф» (Омская область). За основу были взяты тесты, предложенные «Союзом гандболистов России» для определения специальной физической подготовленности (табл. 2). В исследовании приняли участие 12 спортсменов, имеющих классификацию I разряд - мастер спорта. Исследование проведено в соревновательном периоде в сезоне 2009/2010 г.
На предварительном этапе чемпионата России от его начала к концу мы констатировали достоверное улучшение состояния скоростно-силовых способностей, общей выносливости, специальных скоростных качеств (см. табл. 1). Без изменения оставались показатели комплексного проявления скоростных способностей, не отмечено достоверных изменений показателей специальной выносливости.
После окончания предварительного этапа чемпионата в декабре и последующей подготовки к финальному этапу мы изучили протоколы результатов тестирования физической подготовленности игроков
команд, отобранных в финальную четверку. При этом статистическое сравнение данных тестирования показало ухудшение изучаемых показателей в феврале по сравнению с декабрем (см. табл. 2).
Вместе с тем выявлено, что в интервале февраль-июнь достоверно снижались показатели всех специальных физических качеств гандболистов, причем большинство показателей - до уровня, свойственного подготовительному периоду годичного цикла (см. табл. 2).
В предварительных исследованиях было установлено, что показатели общей физической работоспособности квалифицированных гандболистов и работоспособности в субмаксимальном режиме (по велоэрго-метрическому тесту PWC170) на предварительном этапе соревновательного периода достоверно возрастают, тогда как на финальном этапе не было выявлено достоверных приростов изучаемых показателей (табл. 3, рис. 1).
Динамика показателей относительной работоспособности спортсменов, полученная по данным медико-биологических обследований в течение годичного цикла подготовки, имеет нисходящий участок кривой с января по июнь. Данный факт является свидетельством того, что уже до начала финального этапа чемпионата у спортсменов проявились объективные признаки утомления, которое усугублялось к концу соревновательного периода [8].
Обобщение полученной информации показывает сочетанное изменение показателей соревновательной деятельности и состояния физической подготовленности квалифицированных гандболистов на фоне данных об особенностях тренировочного процесса. Нисходящая динамика показателей физических качеств позволяет предположить пути совершенствования тренировочного процесса в направлении непременного поддержания уровня их развития на всем протяжении соревновательного периода.
Показатели Окончание предварительного этапа (декабрь) Начало финального этапа (февраль) Окончание финального этапа (июнь)
Бег 30 м, с 4,25±0,07 4,21±0,05 4,32±0,05*
Бег 30 м с ведением мяча, с 4,31±0,07 4,30±0,06 4,34±0,06*
Тройной прыжок с места, см 814±13 817±10 798±11*
Челночный бег, с 24,5±0,8 24,0±0,8 25,08±0,8*
6-минутный бег, м 1503±42 1570±42 1476±39*
Комплексный тест, с 43,0±0,6 43,01±0,6 43,8±0,7*
Таблица 3. Показатели физической работоспособности гандболистов команды «Скиф» в соревновательном периоде, Х±а
Показатели Сезон 2009/2010 г.
сентябрь декабрь февраль июнь
PWC170, кгм/мин 1395±77 1774±62* 1643±56 1648±85х
PWC170/кг, кгм/мин/кг 17,1±0,7 21,0±0,6* 19,3±0,6 20,4±0,7 х
Wcуб, кгм/мин 1853±106 2136±60* 2078±58 1980±99х
Wсуб/кг, кгм/мин/кг 23,1±1,1 26,3±0,6* 24,2±0,6 24,3±0,5 х
Примечание. * - различия статистически достоверны при р<0,05 (сентябрь-декабрь); х - различия статистически недостоверны при р>0,05 (декабрь-июнь).
Таблица 2. Показатели физической подготовленности квалифицированных гандболистов в соревновательном периоде, Х±о
В тренировочном процессе в промежутках между турами чемпионата необходимо планировать кратковременные тренировочные воздействия, направленные как на поддержание, так и на совершенствование уровня функционирования отдельных процессов и значимых физических качеств, обеспечивающих соревновательную деятельность гандболистов [3, 7, 10].
Это соответствует концепции блоковой периодизации, представленной В. Б. Иссуриным [7], состоящей в том, что тренировочный процесс должен быть разделен на более короткие периоды (микроблоки) и обеспечивать более высокий темп развития способностей.
В проведенном нами исследовании при решении задачи разработки экспериментальной микроструктуры тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки мужской гандбольной команды предложен вариант распределения микроблоков как в ходе этапов, так и в промежутках между турами предварительного и финального этапов чемпионата России (табл. 4, 5). Также проведена экспериментальная проверка эффективности предложенной конструкции тренировочного процесса в подготовке команды «Скиф» (Омская область).
При разработке структуры тренировочного процесса мы исходили из понимания того, что интервал между соревновательными турами (две-четыре недели) не позволяет провести эффективную работу для достижения многих разрозненных целей. Поэтому было принято решение реализовать концентрированное воздействие высокоинтенсивными тренировочными нагрузками в нагрузочных и ударных микроблоках, каждый раз
подбирая их протяженность по времени в соответствии с величиной временного промежутка между турами.
Мы определили тренировочные приоритеты, исходя из задач соответствующего момента, сгруппировали последовательность микроблоков при следующих условиях реализации:
- высокая концентрация специализированных тренировочных нагрузок в рамках микроблоков;
- разделение микроблоков по тренировочной направленности;
- определение ключевых тренировок;
- определение места восстановительных «окон» и микроблоков.
При выстраивании последовательности микроблоков мы также принимали во внимание эффект, возникающий после тренировочных воздействий определенной направленности, возможную продолжительность остаточного эффекта использованного комплекса нагрузок [5, 6].
По данным жеребьевки на предварительном этапе был выделен 3-й тур, как наиболее значимый для команды «Скиф». Поэтому рассчитывали получить эффект наибольшего уровня развития значимых физических качеств гандболистов именно на этом этапе соревнований (табл. 4, 5).
Далее в ходе исследования нами была разработана экспериментальная микроструктура тренировочного процесса в соревновательном периоде (см. табл. 4, 5). Промежуток между 1-м и 2-м, 2-м и 3-м турами составлял 21-25 дней. Мы построили схему процесса в соответствии со следующей стратегией:
Таблица 4. Структура тренировочного процесса квалифицированных гандболистов на предварительном этапе чемпионата РФ
Месяц Микроблоки Количество дней Направленность нагрузок
Сентябрь Нагрузочный 3 (1) Аэр.-анаэр. выносливость
Предсоревновательный 3; 3 Анаэр.-алакт. скоростная
Соревновательный тур
Восстановительный 3 Аэр., аэр.-анаэр. (до 140 уд/мин)
Нагрузочный 3;3 (1) Аэр.-силовая Аэр.-анаэр. скор.-силовая
Нагрузочный 4(1) Аэр.-анаэр. выносливость
Ударный 4(1) Анаэр. гликол. скор.-силовая
Октябрь Предсоревновательный 4 Анаэр.-алакт. скор.+координация
Соревновательный тур
Восстановительный 3 Аэр., аэр.-анаэр. (до 140 уд/мин)
Нагрузочный 3;3(1) Аэр.-силовая Аэр.-анаэр. выносливость
Нагрузочный 3(1) Аэр.-анаэр. скор.-силовая
Ударный 3;3 (1) Анаэр. гликол. скор.-силовая Аэр.-анаэр. координация
Ноябрь Предсоревновательный 3(1) Анаэр.-алакт. скор.+координация
Соревновательный тур
Восстановительный 4(1) Аэр., аэр.-анаэр. (до 140 уд/мин)
Нагрузочный 3;3(1) Аэр.-анаэр. выносливость Аэр.-анаэр. скор.-силовая
Поддерживающий 4(1) Аэр.-анаэр. техн.-тактическая
Декабрь Предсоревновательный 4;3(1) Анаэр.-алакт. скор.+координация
Соревновательный тур
реализация - восстановление - преобразование - накопление - реализация.
Один пик подготовленности должен был приходиться на второй тур соревнований, а второй, наиболее значимый, - на третий. Четвертый тур рассматривался нами как завершающий на большом этапе подготовки, в котором следовало использовать остаточные эффекты развития значимых физических качеств и плавно снижать физическую нагрузку, предполагая последующий рост интенсивности тренировочных воздействий в длительном промежутке перед финальным этапом чемпионата (см. табл. 4).
В промежутке между двумя этапами чемпионата, который имел протяженность 53 дня и представлял собой мезоцикл, мы реализовали схему заключительного этапа подготовки по В. Б. Иссурину [7] (см. табл. 5). На финальном этапе после февральского тура до последующего тура имелось не более 10 дней. В связи с этим было решено вслед за восстановительным использовать нагрузочный микроблок со свойствами поддерживающего и предсоревновательный микроблок. После шестого тура чемпионата согласно календарю
соревнований планировался длительный перерыв в 45 дней, в ходе которого также была реализована схема заключительного этапа подготовки.
После шестого тура чемпионата по календарю соревнований был длительный перерыв в 45 дней, в ходе которого также была реализована схема заключительного этапа подготовки и «сужения» (табл. 5).
Для проверки эффективности предложенной микроструктуры тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки мужской гандбольной команды был проведен сравнительный педагогический эксперимент. В его начале и в конце было проведено статистическое сравнение результатов педагогического тестирования игроков команд, составлявших КГ («Технолог-Спартак», г. Белгород) и ЭГ («Скиф», Омская область) (табл. 6).
Сравнение показателей физической подготовленности гандболистов двух команд примерно одинаковой квалификации и подготовленности после эксперимента показало преимущество игроков команды «Скиф» в показателях быстроты, общей и специальной выносливости. Использование экспериментального ва-
Таблица 5. Структура тренировочного процесса квалифицированных гандболистов на финальном этапе чемпионата РФ
Месяцы Микроциклы Количество дней Направленность нагрузки
Восстановительный 4 (1) Аэробная
Декабрь Нагрузочный 3;3 (1) Аэр.- силовая Аэр.-анаэр. вынос. (до 150 уд/мин)
Нагрузочный 4 (1) Аэр.-анаэр. скор.-силовая
Соревновательный 2 (Контроль)
Восстановительный 2 Аэробная
Январь Нагрузочный 3 (1) Аэр.-анаэр. вынос. (до 150 уд/мин)
Ударный 4 (1) Анаэр. гликол. скор.-силовая
Нагрузочный 4 (1) Аэр.-анаэр. вынос. (до 160 уд/мин)
Предсоревновательный 3;3 (1) Анаэр-алакт. скор.+координация
Соревновательный тур
Восстановительный 2 Аэробная
Февраль Поддерживающий 3 (1) Аэр.-анаэр. техн.-тактическая
Предсоревновательный 3 (1) Аэр.-анаэр.+координация Анэр.-алакт. скоростная
Соревновательный тур
Восстановительный 3 Аэробная
Нагрузочный 3;3 (1) Аэр.-силовая Аэр.-анаэр. вынос. (до 150 уд/мин)
Март Нагрузочный 3;3 (1) Аэр.-анаэр. вынос. (до 160 уд/мин) Аэр.-анаэр. скор.-силовая
Нагрузочный 4 (1) Аэр.-анаэр.+координация
Ударный 4 (1) Анаэр. гликол. скор.-силовая
Предсоревновательный 4 Анаэр.-алакт. скоростная
Соревновательный (контроль) 2
Восстановительный 2 Аэробная
Апрель Нагрузочный 3;3 (1) Аэр.-анаэр. вынос. (до 150 уд/мин) Аэр.-анаэр.+координация
Предсоревновательный 4 (1) Анаэр.-алакт. скор.+координация
Соревновательный тур
Восстановительный 4 (1) Аэробная
Май Поддерживающий 3;3 (1) Аэр.-анаэр. вынос. (до 150 уд/мин) Аэр.-анаэр.+координация
Предсоревновательный 3 Анаэр.-алакт. скоростная
Соревновательный тур
Таблица 6. Сравнение показателей специальной физической подготовленности и соревновательной деятельности испытуемых КГ и ЭГ после основного педагогического эксперимента, Х±о
Показатели КГ (n=15) ЭГ (n=12) Достоверность различий, р
Бег 30 м без мяча, с 4,38±0,03 4,32±0,03 <0,05
Бег 30 м с ведением мяча, с 4,43±0,08 4,35±0,05 <0,05
Тройной прыжок с места, см 819±20 820±15 >0,05
Челночный бег, с 24,7 ±0,7 24,7±0,8 >0,05
6-минутный бег, м 1531±38 1577±31 <0,05
Комплексный тест, с 43,3±0,71 42,8±0,65 <0,05
Коэффициент брака, % 14±3 13±2 >0,05
Общее количество действий за игру 84±36 80±28 <0,05
Количество атак стремительным нападением 15±3 18±4 <0,05
Количество атак позиционным нападением 62±2 60±4 >0,05
рианта построения тренировочного процесса в соревновательном периоде позволило избежать у игроков команды достоверного снижения общей работоспособности.
По окончании педагогического эксперимента достоверно различалось количество действий, выполняемых игроками сравниваемых команд в среднем за игру. В конце матчей на фоне утомления игроки сохраняли способность трезво оценивать ситуацию, создавали и использовали голевые ситуации для взятия ворот соперника.
Сравниваемые команды КГ и ЭГ после педагогического эксперимента выполняли в игре разное количество атак стремительным нападением. Причем игроки команды «Скиф» в среднем за игру выполняли атак данного вида достоверно больше (табл. 6). Также было забито достоверно большее количество мячей в атаках стремительным нападением. Сравниваемые команды не различались по количеству атак с быстрого центра и количеству атак позиционным нападением. Выявлено достоверное различие количества голов, забитых в позиционном нападении; в ходе педагогического эксперимента испытуемые ЭГ реализовали большее количество атак позиционным нападением, чем игроки КГ.
Общее количество действий за игру, выполняемых игроками КГ и ЭГ, достоверно различалось по F-критерию Фишера. В ЭГ стандартное отклонение данного показателя было меньшим, чем в КГ (см. табл. 6), это говорит о том, что показатель в ЭГ распределен более тесно, значит ЭГ и КГ по показателю количества действий за игру относятся к разным генеральным совокупностям.
В ходе педагогического эксперимента не выявлено достоверных различий в показателях коэффициента брака КГ и ЭГ.
В целом интеграция уровня физической подготовленности и результатов соревновательной деятельности позволила команде «Скиф» занять более высокое место в турнирной таблице чемпионата России высшей гандбольной лиги.
Заключение. Использование предложенного варианта микроструктуры тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки мужской гандбольной команды в рамках основного педагогического эксперимента позволило избежать достоверного снижения общей работоспособности у игроков команды,
стабильными в ходе соревновательного периода оставались показатели скоростно-силовых способностей, общей и специальной выносливости игроков, в конце педагогического эксперимента отмечалось снижение показателей скоростных способностей, однако показатели соревновательной деятельности игроков команды в целом изменились недостоверно, что позволило команде по итогам чемпионата опередить ближайших соперников по турнирной таблице из КГ.
Литература
1. Алешин, И.Н. Модель годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации: автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.Н. Алешин. - Челябинск, 2004. - 23 с.
2. Асеева, А.Ю. Оптимизация тренировочного процесса в предсезонной подготовке мужских гандбольных команд / А.Ю. Асеева // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. - СПб., 2011. - № 10. - С. 28-31.
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Сов. спорт, 2013. - 330 с.
4. Евтушенко, А.Н. Оптимизация планирования тренировочных нагрузок высококвалифицированных гандболистов в заключительном периоде подготовки к основным соревнованиям: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Евтушенко. - М., 1980.
- 26 с.
5. Елевич, С.Н. Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных гандболистов в процессе многолетней спортивной подготовки: автореф. дис. . докт. пед. наук / С.Н. Елевич. - СПб., 2009. - 46 с.
6. Игнатьева, В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (теория, методика и организация): дис. ... докт. пед. наук в виде науч. докл / В.Я. Игнатьева. - М., 1995. - 87 с.
7. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В.Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010.
- 288 с.
8. Кудря, О.Н. Показатели вариабельности сердечного ритма в динамике годичного цикла и эффективность соревновательной деятельности гандболистов / О.Н. Кудря, Н.П. Филатова, А.Ю. Асеева, О.С. Шалаев // Теория и практика физ. культуры, 2012. - № 3. - С. 55-59.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2008. - 544 с.
10. Петров, А.С. Тренировочные нагрузки гандболистов в структуре малых и средних циклов в группах спортивного совершенствования: автореф. дис. .канд. пед. наук / А.С. Петров. - М., 1991. - 24 с.
11. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практическое приложение: учебник тренера высш. квалификации / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
12. Суслов, Ф.П. О структуре «периодизации» годичного цикла подготовки и спортивной формы в современном спорте / Ф. П. Суслов // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 4. - С. 11-15.
References
1. Aleshin, I.N. The model of annual training cycle for skilled handball players: abstract of Ph.D. thesis / I.N. Aleshin. - Chelyabinsk, 2004
- 23 P. (In Russian)
2. Aseeva, A.Yu. Optimization of the pre-season training of men's handball teams / A.Yu. Aseeva // Uch. zapiski un-ta im. P.F.
Lesgafta: scient. theor. journal. - St. Petersburg, 2011. - № 10. - P. 28-31. (In Russian)
3. Verkhoshansky, Yu.V. The fundamentals of special physical training of athletes. - Moscow: Sovetsky sport, 2013. - 330 P. (In Russian)
4. Evtushenko, A.N. Optimization of planning of training loads for elite handball players in the final period of training for major competitions: abstract of Ph.D. thesis / E.N. Evtushenko. - Moscow, 1980. - 26 P. (In Russian)
5. Elevich, S.N. Controlling the state of readiness for competitions of elite handball players in during long-term training: abstract of doctoral thesis (Hab.) / S.N. Elevich. - St. Petersburg, 2009. - 46 P. (In Russian)
6. Ignat'eva, V.Yu. Long-term training of handball players (theory, methodology and organization): doctoral thesis (Hab.) in the form of report. - Moscow, 1995. - 87 P. (In Russian)
7. Issurin, V.B. Block periodization of sports training: monograph. -Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 288 P. (In Russian)
8. Kudrya, O.N. Indicators of heart rate variability in the dynamics of the annual cycle and the efficiency of competitive activity of
handball players / O.N. Kudrya, N.P. Filatova, A.Yu. Aseeva, O.S. Shalaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2012. - № 3. - P. 55-59. (In Russian)
9. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture. -Moscow: Sovetsky sport, 2008. - 544 P. (In Russian)
10. Petrov, A.S. Handball training loads in the structure of small and medium cycles in groups of sports skill perfection: abstract of Ph.D. thesis / A.S. Petrov. - Moscow, 1991. - 24 P. (In Russian)
11. Platonov, V.N. The system of training athletes in Olympic sport: the general theory and its practical application: textbook for elite coach. - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 820 P. (In Russian)
12. Suslov, F.P. The structure of "periodization" of the annual training cycle and shape in modern sport / F.P. Suslov // Teoriya ipraktika fizicheskoy kultury. - 2010. - № 4. - P. 11-15. (In Russian)
13. Werner, G. Handbook - Training. Trainieren - Spielen - Gewinnen / G. Werner. - Mayer& Mayer: Verlab, 2002. - 286 P.
Информация для связи с автором: finina@yandex.ru
Поступила в редакцию 26.05.2014 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ СИСТЕМЫ БЛИЦ-ОБУЧЕНИЯ Аспирант Р.Т. Азманов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
Ключевые слова: универсальное учебное действие, методика, урок физической культуры.
Введение. Изучая образовательный стандарт нового поколения, мы заострили своё внимание на проблеме формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий, а конкретно - на формировании у школьников 5-6-х классов навыков самоконтроля [1].
Цель исследования - разработка методики блиц-обучения на уроках физической культуры для формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий.
В основу анализа формирования регулятивных универсальных учебных действий положена разработка ученых в области системно-деятельного подхода [2].
Методика и организация исследования. На основе разработанной и проверенной методики контрольных точек вышеуказанных авторов была создана и апробирована методика блиц-обучения, в которую входит освоение универсальных учебных действий через механизм контрольных точек и фаз движения средствами взаимоконтроля и самоконтроля.
Алгоритм методики: демонстрация привычного способа действия; сравнение привычного способа действия с эталоном; нахождение в фазе движения контрольной точки, обеспечивающей её эффективное выполнение; отработка найденного элемента с помощью выполнения подводящих упражнений; выполнение двигательного действия в полную силу; рефлексивный анализ изменений способа действия; визуализация собственного движения в полной координации; совершенствование двигательного действия с последующим формированием навыка.
В ходе исследования из числа учащихся 5-6-х классов были сформированы контрольная (КГ - 117 человек) и экспериментальная (ЭГ - 110 человек) группы. На этапе входного контроля у всех участников исследования оценивалась сформированность регулятивных универ-
сальных учебных действий, лишь 9 % учеников справились с заданием. Учитель оценивал привычные способы выполнения прыжка в длину с разбега способом согнув ноги, технику скольжения на слайдборде и т.д. Каждому учащемуся выставлялись баллы за технику выполненного элемента.
Затем учащиеся КГ занимались по традиционной системе обучения, а в ЭГ в ходе учебного процесса осваивали и совершенствовали технику выполнения упражнений посредством овладения методикой блиц-обучения средствами самоконтроля и контроля. В текущем контроле уже сами учащиеся оценивали себя в соответствии с алгоритмом контрольных точек и фаз движения.
По результатам итогового контроля учитель вновь оценивал технику выполнения двигательного действия в балльной системе и уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий (РУУД).
Результаты исследования. Уровень сформированности РУУД в контрольной группе остался практически без изменений (11%), у учащихся ЭГ значительно изменился и составил 93 %. Наряду с этим уровень освоения техники двигательных действий повысился в КГ на 26 %, в ЭГ - на 78 %.
Вывод. Результаты исследования показали, что апробированная методика блиц-обучения является эффективным средством формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся школы в рамках стандарта второго поколения в области физической культуры. Литература
1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. -М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
2. Тихонов, А.М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография / А.М. Тихонов; Пермь.гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007. - 364 с.
Информация для связи с автором: tap29@mail.ru
Поступила в редакцию 13.10.2014 г.