Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / техническая подготовка / технико-тактические действия / соревновательная деятельность / football / technical training / technical and tactical actions / competitive activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суворов Владимир Вячеславович

Обоснована структура технической подготовки футболистов в каждой возрастной группе на основе учета динамики технико-тактических действий, применяемых футболистами во время игры в зависимости от возраста спортсменов. Установлено, что объемы тренировочного воздействия на футболистов по обучению отдельным элементам техники должны соответствовать удельному весу каждого применяемого игрового приема во время матча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN THE GAME OF FOOTBALL PLAYERS

The structure of technical training of football players in each age group is substantiated based on the dynamics of technical and tactical actions used by football players during the game, depending on the age of the athletes. It has been established that the volume of training impact on football players to teach individual elements of technique must correspond to the specific weight of each playing technique used during the match.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 796.332 Б01: 10.24412/2305-8404-2024-6-96-102

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В. Суворов

Обоснована структура технической подготовки футболистов в каждой возрастной группе на основе учета динамики технико-тактических действий, применяемых футболистами во время игры в зависимости от возраста спортсменов. Установлено, что объемы тренировочного воздействия на футболистов по обучению отдельным элементам техники должны соответствовать удельному весу каждого применяемого игрового приема во время матча.

Ключевые слова: футбол, техническая подготовка, технико-тактические действия, соревновательная деятельность.

PRIORITY TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN THE GAME OF FOOTBALL PLAYERS

Suvorov V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, vvsfoot@rambler.ru. Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

The structure of technical training of football players in each age group is substantiated based on the dynamics of technical and tactical actions used by football players during the game, depending on the age of the athletes. It has been established that the volume of training impact on football players to teach individual elements of technique must correspond to the specific weight of each playing technique used during the match.

Key words: football, technical training, technical and tactical actions, competitive activity.

Суворов Владимир Вячеславович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, wsfoot@rambler.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Многолетняя тренировочная программа футболистов включает все без исключения виды подготовки. Однако видимой формой мастерства выступает, без сомнения, техническая оснащенность игроков, которую они демонстрируют в игре. Поэтому особое внимание в тренировочном процессе должно быть уделено технической подготовке. Тогда возникает вопрос, на основании каких показателей выстраивать структуру данной тренировки? Ряд специалистов предполагают,

что данное направление должно базироваться на учете вклада каждого игрового приема в структуру соревновательной деятельности, вследствие чего данному направлению уделяется особое внимание [1, 6-9].

Основой исследования стали педагогические наблюдения с фиксацией выполняемых приемов каждым футболистом во время матча различной квалификации и возраста. Проводимые исследования в данном направлении обосновали необходимость учета соревновательной деятельности при построении тренировочного процесса [2-5, 7]. При достаточно полной разработанности данного вопроса остаются отдельные стороны, требующие дальнейшей проработки. Так, предпринятая попытка установ-

ления приоритетных технико-тактических действий в играх футболистов различного возраста дает тренеру инструментарий для акцентированного воздействия на техническую оснащенность спортсменов, что обеспечит рост эффективности тренировочного воздействия.

Цель исследования - обосновать структуру технической подготовки футболистов, учитывающую особенности соревновательной деятельности спортсменов различного возраста.

Задачи исследования:

1) определить вклад в структуру матча каждого игрового приема во время игры в зависимости от возраста спортсменов;

2) выявить приоритетные для каждого возраста технико-тактические действия, используемые футболистами в матче;

3) установить особенности динамики распределения игровых прие -мов в структуре освоения техники игры футболистами в зависимости от возраста.

Методика и организация исследования. Началом исследования процесса технической подготовки спортсменов, занимающихся футболом, являлись анализ и обобщение работ, связанных с соревновательной деятельностью и влиянием ее на подготовку футболистов. Из группы практических методов сбора информации было выбрано педагогическое наблюдение. Расшифровка 334 протоколов зарегистрированных игровых приемов, выполняемых футболистами во время матча, осуществлялась с помо -щью методов математической статистики, и при этом определялись средние арифметические значения и производные от них (стандартное отклонение и ошибка среднего), а также определялось установление удельного веса каждого элемента игры в структуре соревновательной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ и обобщение работ, проведенных исследователями в данном направлении, позволяет говорить о доказанности использования обратной связи в построении тренировочного процесса в виде результатов регистрации соревновательной деятельности. Поэтому предпринятая попытка регистрации технико-тактических действий футболистов разных возрастных групп позволила устано -вить технико-тактические действия, приоритетные для всех этапов многолетней тренировки.

Независимо от возраста спортсменов, участвующих в игре, можно представить усредненную структуру соревновательной деятельности и выделить технико-тактические действия, занимающие лидирующие позиции:

- передачи мяча вперед (18,1 %);

- ведение мяча (17,0 %);

- передачи мяча назад и поперек (12,8 %);

- отбор мяча (10,8 %);

- перехват мяча (9,6 %);

- обводка соперника (8,0 %);

- единоборства за мяч внизу (4,6 %).

В сумме данные технико-тактические действия занимают в структуре соревновательной деятельности 81 %. Однако есть ряд технико-тактических действий, которые в структуре игры занимают вторые позиции:

- передачи мяча в штрафную площадь соперника из-за ее пределов (3,2 %);

- игра головой (2,9 %);

- единоборства за мяч вверху (2,8 %);

- удары в ворота ногой (2,8 %).

Лидирующее место из группы приоритетных игровых приемов, используемых футболистами различного возраста, занимают короткие и средние передачи мяча вперед (18,1%) и контроль мяча с помощью ведения (17,0 %). Анализируя изменения данных элементов игры в структуре соревновательной деятельности, можно говорить о том, что данные показатели меняются в зависимости от возраста (рис. 1). Изменения в структуре соревновательной деятельности должны находить свое отражение и в тренировочном процессе, который должен корректироваться в зависимо -сти от получаемой информации.

25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 лет лет лет лет лет лет лет лет лет лет

передачи мяча вперёд — — ведение мяча

Рис. 1. Динамика удельного веса ведущих технико-тактических действий в структуре соревновательной деятельности

Суммарно все передачи за матч, в среднем, составляют 40,8 %, независимо от направления, дистанции и возраста.

Однако возраст футболистов, участвующих в игре, определяет объем используемых технико-тактических действий в структуре соревно -вательной деятельности и тем самым вносит изменения в рейтинг приори-

тетных игровых приемов. При абсолютном лидерстве передач мяча вперед в нескольких возрастных группах они занимают 2-е место в возрасте 8-9,

15-16 лет и 3-е место - в 16-17, 17-18 лет. Ведение мяча выходит на первое место в возрасте 8-9 и 15-16 лет, а в остальных возрастных группах стабильно занимает второе место. Основным конкурентом за лидерство в составе приоритетных игровых приемов, используемых футболистами в

16-17 и 17-18 лет, являются передачи мяча назад и поперек поля, занимающие в данном возрастном промежутке первое и третье места в 13-14 и 15-16 лет. Обводка соперника стабильно занимает 6-е место, кроме возрастных категорий 8-9 лет (4-е место) и 9-10, 11-12, 17-18 лет (5-е место). Отбор мяча при владении его соперников занимает наивысшие места в возрастах 13-14 и 16-17 лет (3-е место), а в 17-18 лет (4-е место). Перехват мяча в момент, когда соперник пытает передать мяч своему партнеру, выходит на третью позицию в возрастах 12-13 и 14-15 лет и на четвертую - в 9-10, 10-11 и 15-16 лет. Единоборства за мяч внизу занимают в группе приоритетных технико-тактических действий 7-е место.

Возрастные особенности применяемых игровых действий в матче футболистами дополняются игровыми приемами, не входящими в группу приоритетных для всех возрастов, но на каждом из этапов подготовки занимают свое место. Так, игра в возрасте 8-9 лет предполагает повышение объемов использования действий с мячом в виде передач мяча в штрафную площадь и нанесение ударов в створ ворот ногой. В группу важных действий с мячом в возрасте 12-13, 13-14 и 14-15 лет необходимо включить игру головой, передачи мяча в штрафную площадь и «на ход», единоборства за мяч вверху. Исключение составляет только то, что в возрасте 14-15 лет передачи мяча «на ход» уже не попадают в группу при -оритета. Группа приоритетных технико -тактических действий в возрастах 15-16, 16-17 и 17-18 лет дополняется единоборствами вверху, передачами головой и навесными, прострельными передачами в штрафную площадь соперника. Исключением является возраст 15-16 лет, где широко начинают использовать длинные передачи мяча.

При подборе средств тренировочного воздействия в обучении технике игры в футбол необходимо использовать и оценку эффективности выполняемых игровых приемов. Так, выявлена положительная динамика становления спортивного мастерства, характеризующаяся уменьшением процента брака используемых действий за матч с 39,5 % на этапе начального обучения до 26,1 % на этапе высшего спортивного мастерства. При этом не по всем техническим приемам данная тенденция прослеживается. Так, из группы ведущих технико-тактических действий качество применения обводки соперника и перехватов мяча не улучшается с возрастом (рис. 2).

Рис. 2. Динамика процента брака при выполнении технико-тактических действий во время матча в зависимости от возраста

Также не меняется процент брака к возрасту 17-18 лет при использовании передач мяча в штрафную площадь и «на ход» (58,6 и 40,1 % соответственно), ударов в створ ворот головой и ногой (70,0 и 56,5 % соответственно).

Эффективность применения технико-тактических действий имеет положительную динамику в соревновательной деятельности и достигает наивысших показателей в возрасте 17-18 лет в передачах мяча назад и поперек (92,8 %), а также в ведении мяча (96,8 %). Эффективность недостаточно освоенных элементов игры не превышает в ударах головой 30 %, а в ударах в ворота ногой - 43,5 %.

Заключение. В процессе исследования определен вклад в структуру игры каждого игрового приема, выполняемого футболистами разных возрастов. Это позволяет выявить приоритетные технико-тактические действия для каждого этапа подготовки, на которые тренер должен обратить внимание при компоновке средств тренировочного воздействия, чтобы сохранить удельный вес в соответствии со структурой игры.

Применение средств тренировочного воздействия в процессе подготовки футболистов с учетом структуры объемов используемых технико-тактических действий в игре позволяет повысить его эффективность.

Компоновка упражнений для совершенствования технического мас -терства должна соответствовать тем элементам техники игры, которые не имеют достоверных отличий по качественному росту от этапа начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства.

Список литературы

1. Голубев Д.В., Щедрина ЮА. Позиционные особенности движений футболистов // Вестник спортивной науки. 2021. № 2. C. 72-79.

2. Горлова Ю.И., Aлтунина О.Е., Барков ИА. Дифференцированный подход в системе тренировки футболистов 13-14 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4. С. 105-112.

3. Ермакова A.M., Золотарев A.^ Aктуальные вопросы методоло -гии разработки проблемы начального обучения технике игры в женском футболе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4(206). С. 134-139.

4. Зиберов P.A., Новокщенов И.Н. Программа обучения технико-тактическим действиям юных футболистов на основе оперативной инфор -мации // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2023. № 1(43). С. 187-193.

5. Орлов A3. Технологические карты упражнений системы функционально-технической подготовки футболистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 12. С. 118-124.

6. Ревякин A.^, Кулишенко И.В., Квашук П.В. Факторная структура технических действий игроков высокой квалификации, лимитирующих эффективность соревновательной деятельности в мини-футболе // Теория и практика физической культуры. 2022. № 7. С. 9-11.

7. Суслов С.И., Гонобоблев С.В., Кромшина A.E. Применение под -вижных игр в начальном обучении студентов мини-футболу // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 9. С. 91-97.

8. Шестаков М.М. Особенности влияния компонентов этапной нагрузки на показатели соревновательной деятельности квалифицированных футболистов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2023. № 2. С. 16-22.

9. Шестаков М.М. Показатели предыгрового состояния квалифицированных футболистов, влияющие на эффективность соревновательной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2023. № 1. С.106-112.

References

1. Golubev D.V., Shchedrina Yu.A. Pozicionnye osobennosti dvizhenij futbolistov [Positional features of football players' movements] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2021. No. 2. P. 72-79.

2. Gorlova Yu.I., Altunina O.E., Barkov I.A. Differencirovannyj podhod v sisteme trenirovki futbolistov 13-14 let [Differentiated approach in the system of training football players 13-14 years old] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya

kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 4. P. 105-112.

3. Ermakova A.M., Zolotarev A.P. Aktual'nye voprosy metodologii razrabotki prob-lemy nachal'nogo obucheniya tekhnike igry v zhenskom futbole [Topical issues of methodology for developing the problem of initial teaching of playing techniques in women's football] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2022. No. 4(206). P. 134-139.

4. Ziberov R.A., Novokshchenov I.N. Programma obucheniya tekhniko-takticheskim dejstviyam yunyh futbolistov na osnove operativnoj informacii [Training program for technical and tactical actions of young football players based on operational information] // Fizi-cheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2023. No. 1(43). P. 187-193.

5. Orlov A.V. Tekhnologicheskie karty uprazhnenij sistemy funkcional'no-tekhni-cheskoj podgotovki futbolistov [Technological maps of exercises of the system of functional-technical training of football players] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 12. P. 118-124.

6. Revyakin A.I., Kulishenko I.V., Kvashuk P.V. Faktornaya struktura tekhnicheskih dejstvij igrokov vysokoj kvalifikacii, limitiruyushchih effektivnost' sorevnovatel'noj deya-tel'nosti v mini-futbole [Factor structure of technical actions of highly qualified players, limiting the effectiveness of competitive activity in mini-football] // Teoriya i praktika fizi-cheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2022. No. 7. P. 9-11.

7. Suslov S.I., Gonoboblev S.V., Kromshina A.E. Primenenie podvizhnyh igr v na-chal'nom obuchenii studentov mini-futbolu [The use of outdoor games in the initial teaching of mini-football to students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizi-cheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 9. P. 91-97.

8. Shestakov M.M. Osobennosti vliyaniya komponentov etapnoj nagruzki na poka-zateli sorevnovatel'noj deyatel'nosti kvalificirovannyh futbolistov [Features of the influence of stage load components on the indicators of competitive activity of qualified football players] // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. 2023. No. 2. P. 16-22.

9. Shestakov M.M. Pokazateli predigrovogo sostoyaniya kvalificirovannyh futbolis-tov, vliyayushchie na effektivnost' sorevnovatel'noj deyatel'nosti [Indicators of the pre-game state of qualified football players influencing the effectiveness of competitive activity] // Fizi-cheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. 2023. No. 1. P. 106-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.