УДК: 796.332
РО! 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СОСТАВЕ КОМАНДЫ
В.В. Суворов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: [email protected].
Аннотация
Актуальность. Построение тренировочного процесса на основе особенностей соревновательной деятельности позволяет повысить эффективность технико-тактической подготовленности. Представление о том, что футболисты различных игровых амплуа должны тренироваться с акцентом на свою игровую специфику, не вызывает сомнения. Однако сегодня недостаточно материала для реализации дифференцированного подхода к построению тренировки.
Цель исследования - обосновать дифференцированный подход к содержанию тренировочного процесса на основе учёта особенностей структуры технико-тактических действий футболистов 17-18 лет в связи с их амплуа в команде.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью, методы математической статистики.
Результаты исследования. В процессе исследования установлены ведущие технико-тактические действия для каждого игрового амплуа. В игре защитников превалируют: передачи мяча вперёд на короткие, средние и длинные расстояния, перехваты мяча и единоборства за мяч вверху по сравнению с полузащитниками. В соответствии с этим в тренировочном процессе необходимо подобрать
атакующих взаимодействий ключевыми игровыми приёмами выступали короткие, средние и длинные передачи мяча вперёд. При отработке защитных действий акцент необходимо делать на перехват мяча и единоборство за мяч вверху. В игре полузащитников превалируют: передачи мяча на «ход», «прострелы», ведение мяча, обводка соперника и удары по воротам ногой по сравнению с защитниками. Поэтому в содержании игровых упражнений полузащитник должен выступать в роли организатора атаки и футболиста, делающего ключевую передачу для завершающего удара по воротам соперника. В игре нападающих превалируют: удары по воротам ногой и головой, обводка соперника и единоборства за мяч внизу по сравнению с защитниками. В игровых упражнениях задача нападающих будет сводиться к овладению мяча в жестком противодействии со стороны обороняющихся, созданию численного превосходства на отдельном участке поля с помощью обводки соперника и нанесению завершающего удара по воротам противника.
Заключение. Установленные в исследовании особенности состава технико-тактических действий, преимущественно применяемых футболистами конкретных игровых амплуа позволяют моделировать в тренировке такие упражнения, которые обеспечат повышение объёма и качества
такие задания, чтобы при отработке командных именно этих приемов игры, тем самым обеспе-
чив дифференцированный подход к содержанию технико-тактической подготовки футболистов 17-18 лет.
Ключевые слова: футбол, технико-тактические действия, технико-тактическая подготовка, амплуа
Для цитирования: Суворов В.В. Дифференцирование содержания технико-тактической подготовки футболистов 17-18 лет на основе учета их функциональных обязанностей в составе команды // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.
For citation: Suvorov V. Differentiation of the content of technical and tactical training of football players 17-18 years old based on taking into account their functional duties in the team. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).
Актуальность. Разработка тренировочной программы для спортсмена в любом виде спорта - сложный и трудоёмкий процесс. Однако у тренера в футболе возникает вопрос - каким образом структурировать содержание технико-тактической подготовки каждого в отдельности игрока, чтобы потом это обеспечивало победу в матче всей команды [1, c. 17; 6, с. 142]. Только в этом случае технико-тактическая подготовка каждого футболиста будет обеспечивать эффективный тренировочный процесс всей команды [9, с. 17]. Первопричиной этого выступает сама игра, которая предполагает, что игроки во время матча выполняют различные функциональные обязанности, обусловленные игровым амплуа, позволяющие команде одержать победу в матче [3, c. 27; 4, с. 12].
Следовательно, построение тренировочного процесса в части технико-тактической подготовки необходимо осуществлять на основе дифференцированного подхода, учитывающего специфику соревновательной деятельности футболистов, определяемую игровым амплуа в команде [7, с. 98; 8, с. 90; 2, с. 3]. Для этого необходимо установить количественные показатели используемых технико-тактических действий в матче игроками защиты, полузащиты и нападения [10, с. 85; 5, с. 88].
Выявление особенностей структуры технико-тактических действий футболистов 17-18 лет позволит дифференцировать подготовку в соответствии с их функциональными обязанностями, выполняемыми в команде во время матча. Вместе с тем, разработанность данного направления совершенствования тренировочного процесса оставляет желать лучшего, что замедляет процесс повышения эффективности как индивидуальной, так и общекомандной технико-тактической подготовленности футболистов.
Цель исследования - обосновать дифференцированный подход к содержанию тренировочного процесса на основе учёта особенностей структуры технико-тактических действий футболистов 17-18 лет в связи с их амплуа в команде.
Методы исследования: анализ научно-методи ческой литературы, педагогические наблюдения за со-
ревновательной деятельностью, методы математической статистики.
Результаты исследования. Анализ 110 индивидуальных протоколов соревновательной деятельности футболистов 17-18 лет различных амплуа позволил установить, что в среднем за матч футболист выполняет 67,0 ± 1,68 технико-тактических действий (рисунок 1). Четыре игровых приёма по количеству занимают лидирующее место, что в сумме составляет 64,2% от общего количества всех выполненных действий.
Однако в зависимости от игрового амплуа, игровой ситуации на поле и установки тренера футболисту необходимо использовать те или иные технико-тактические действия для решения задач во время матча. Очевидно, что учитывая количество выполняемых во время игры тех или иных приёмов необходимо дифференцировать игроков команды на группы и на этой основе предложить в процессе технико-тактической подготовки такие упражнения, которые обеспечат должный эффект тренировочного воздействия для футболистов конкретных игровых амплуа.
Анализируя достоверность различий по критерию Стьюдента между защитниками и полузащитниками, можно выделить технико-тактические действия, превалирующие у футболистов данных амплуа (рисунок 2).
Защитник чаще, чем полузащитник использует передачи мяча вперед (1=5,75; Р<0,001), длинные передачи мяча (1=2,79; Р<0,01), перехват мяча во время передачи мяча между игроками соперника 0=3,52; Р<0,001), единоборства с соперником за мяч вверху (1=3,51; Р<0,001), передачи мяча головой без противодействия соперника (1=2,78; Р<0,01).
Из этого следует, что в тренировочном процессе необходимо подобрать такие задания, чтобы при отработке командных атакующих взаимодействий ключевыми игровыми приёмами выступали короткие, средние и длинные передачи мяча вперёд, а также передачи мяча головой. При отработке защитных действий акцент необходимо делать на перехват мяча и единоборство за мяч вверху.
Полузащитники чаще, чем защитник в игре использует передачи мяча на свободное место (1=7,34; Р<0,001), передачи мяча в штрафную площадь соперника (1=5,01; Р<0,001), обводку соперника (1=6,30; Р<0,001) и удары по воротам ногой (1=5,20; Р<0,001).
Следовательно, для них подбор средств тренировки должен быть сконцентрирован на превалировании объёма использования при командных атакующих взаимодействиях передач мяча «на ход», передач мяча партнёру, находящемуся в штрафной площади соперника. Необходимо также отрабатывать преодоление сопротивление противника с помощью обводки. При моделировании комбинаций необходимо обращать внимание на включение полузащитников в завершающую стадию атаки с нанесением удара в створ ворот.
Анализируя достоверность различия между количеством применения технико-тактических действий защитником и нападающим обнаруживаются игровые
Рисунок 1.
Структура технико-тактических действий, выполняемые футболистом 17-18 лет в матче
Рисунок 2.
Количество технико-тактические действий, выполняемых в матче футболистом 17-18 лет в связи с игровым амплуа
приёмы, превалирующие у каждого из этих амплуа относительно друг друга (рисунок 3).
Нападающий чаще, чем защитник выполняет удары в ворота ногой и головой (соответственно t=6,20; P<0,001 и t=2,87; P<0,01), единоборства с соперником за мяч внизу 0=4,22; P<0,001), обводку соперника при индивидуальном преодолении оборонительных порядков защищающихся 0=6,55; P<0,001).
Следовательно, при моделировании игровых упражнений в тренировке необходимо предусмотреть, чтобы нападающий чаще участвовал в финальной стадии комбинации для нанесения ударов в ворота соперника. В игровых упражнениях необходимо акцентировать внимание на отработку единоборств с соперником при его численном превосходстве на отдельных участках поля. Особое место в тренировочных упражнениях должны занимать действия, связанные с
совершенствованием обманных движений для повышения эффективности индивидуального преодоления обороны соперника.
Защитник по отношению к нападающему чаще использует передачи мяча партнеру на короткие и средние расстояния назад и вперед 0=3,08; P<0,01 и t=7,83; P<0,001 соответственно). Длинные передачи мяча превалируют в игре защитников перед нападающим 0=5,39; P<0,001). Превалирование оборонительных задач в игре защитника проявляется в достоверно большем применении отборов мяча 0=3,75; P<0,001), перехватов мяча при передаче его между игроками соперника 0=4,78; P<0,001). В игре защитника увеличен и объём передач мяча головой без противоборства со стороны соперника 0=4,85; P<0,001).
Отсюда следует, что при моделировании игровых упражнений в связках с нападающим необходимо
Рисунок 3.
Количество технико-тактические действий, выполняемых в матче футболистом 17-18 лет в связи с игровым амплуа
Рисунок 4.
Количество технико-тактические действий, выполняемых в матче футболистом 17-18 лет в зависимости от игрового амплуа
предусмотреть, чтобы игрок защиты в роли начинающего осуществлял данные комбинации с помощью передач мяча как в различных направлениях, так и всего спектра выполняемых передач по расстоянию. При этом, они должны создавать условия для противоборства нападающим, тем самым отрабатывая отборы и перехваты мяча.
Сравнивая игру нападающего и полузащитника, можно выделить приёмы, преобладающие в игре у каждого из этих амплуа относительно друг друга (рисунок 4).
Нападающий по отношению к полузащитнику чаще выполняют единоборства с соперником за мяч как внизу, так и вверху 0=4,42; P<0,001 и t=3,04; P<0,01 соответственно), а также больше завершают атаки своей команды ударами головой по воротам соперника 0=2,39; P<0,05). По всем другим технико-тактическим действиям полузащитник в количественном компоненте превосходит нападающего. Исключение составляют обводка соперника и удары по воротам ногой, где отсутствуют достоверные различия даже по первому порогу доверительной вероятности.
Тогда при моделировании игровых упражнений в атаке необходимо, чтобы нападающие получали мяч в борьбе при жестком сопротивлении обороняющихся как по земле, так и по воздуху. Полузащитники в данных упражнениях выступают в роли выполняющих последнюю передачу, а также игроков, организующих начало атаки. Защитники выступают в роли обороняющихся создавая противодействие в получении мяча нападающим.
Заключение. Рассмотрев соревновательную деятельность футболистов 17-18 лет различных игровых амплуа можно констатировать, что установлены особенности применения защитником, полузащитником и нападающим технико-тактических действий, которые позволяют дифференцировать содержание технико-тактической подготовки в рамках конструирования тренировочного упражнения.
При создании тренировочных упражнений имитирующих атаку ворот соперника защитник выполняет роль игрока начинающего атаку посредством передачи мяча как в различных направлениях, так
и на различные расстояния. Полузащитники в этих упражнениях выступают в роли выполняющих навесные и прострельные передачи в штрафную площадь соперника, контролирующих мяч с помощью ведения 4 и обводки соперника. Если в этом упражнении нет нападающих, то тогда ещё выступают в роли футболистов, завершающих комбинацию. Если идет отработка оборонительных действий, то создаются условия для максимально возможного большого объёма повторе- 5. ний отборов и перехватов мяча, а также единоборств за мяч вверху. При этом полузащитник и нападающий отрабатывают контроль мяча с помощью его ведения и обводки защитника. 6.
При участии в игровых упражнениях только полузащитника и нападающего роль начинающих комбинацию переходит к полузащитникам, которые выполняют передачи мяча и контролируют темп выполнения с помощью ведения мяча, а напада ющие выполняют 7. завершающие удары ногой и головой. При отработке в этих же составах оборонительных действий отбор и перехват мяча применяет полузащитник, а для нападающего создаются условия для постоянного вступления
в единоборства за ничейный мяч как на земле, так и в 0
8.
воздухе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алвим Р.В., Жийяр М.В. Анализ соревновательной деятельности юных футболистов Бразилии 14-16 лет // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная 9. рекреация. 2019. Т. 4. № 3. С. 17-21.
2. Анализ соревновательной двигательной деятельности высококвалифицированных футболистов раз- 10. ного возраста / Е.М. Калинин, В.А. Кузьмичёв, Н. Ж-А. Джилкибаева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2022. № 8. С. 12-14.
3. Дугблей А.Д. Совершенствование групповых взаимодействий футболистов 16-17 лет на основе анализа
соревновательной деятельности команд мастеров: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 /А.Д. Дугблей. Малаховка, 2017. 24 с.
Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13-15 лет под воздействием утомления / М.М. Шестаков, И.В. Кулекин, Ж.Г. Аникиенко [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019. № 3. C. 26-32.
Критерии соревновательной деятельности футболистов / С.В. Лашкевич, Е.П. Врублевский, Н.Б. Читайки-на [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2021. № 5. C. 88-90.
Перспективные направления научной разработки проблемы контроля соревновательной деятельности в женском пляжном футболе / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, М.Р. Григорьян [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 6(196). С. 141-145.
Сравнительный анализ показателей двигательной активности высококвалифицированных футболисток разных игровых амплуа в условиях соревновательной деятельности / Н.Б. Гасанова, Т.В. Зайцева, А.П. Золотарев [и др.] //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3(181). С. 97-101. Сравнительный анализ соревновательной деятельности юношеских сборных команд России в международных футбольных турнирах различного ранга /
B.А. Кузьмичев, Е.М. Калинин, Н.А. Кочешков [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2022. № 9.
C. 90-92.
Технико-тактическая подготовка футболистов: учебное пособие / Григорьев С.К., Гакаме Р.З., Золотарёв А.П. [и др.]. Краснодар, 2020. 291 с. Шестаков М.М., Бубенин Д.С., Ли К. Ситуационная тактическая целесообразность атакующих действий у юных футболистов 13-15 лет разных игровых амплуа // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2021. Т. 23. С. 85-89.
DIFFERENTIATION OF THE CONTENT OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AGED 17-18 YEARS ON THE BASIS OF ACCOUNTING THEIR FUNCTIONAL RESPONSIBILITIES AS PART OF THE TEAM
V. Suvorov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General and Professional Pedagogy.
Federal State Educational Budgetary Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, 161 Budyonny St., e-mail: [email protected].
Annotation
Relevance. The construction of the training process based on the features of competitive activity makes it possible to increase the effectiveness of technical and tactical preparedness. The idea that football players of various playing roles should train with an emphasis on their game specifics is beyond doubt. However, today there is not enough material to implement a differentiated approach to the construction of training.
The purpose of the study is to substantiate a differentiated approach to the content of the training process based on taking into account the peculiarities of the structure of technical and tactical actions of football players aged 17-18 years in connection with their role in the team.
Research methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observations of competitive activity, methods of mathematical statistics.
The results of the study. In the course of the study, the leading technical and tactical actions for each game role were established. In the game of defenders, the following prevails: passing the ball forward for short, medium and long distances, intercepting the ball and fighting for the ball at the top compared to midfielders. In accordance with this, in the training process, it is necessary to choose such tasks so that when practicing team attacking interactions, short, medium and long ball passes forward are the key game techniques. When practicing defensive actions, the emphasis should be on intercepting the ball and fighting for the ball at the top. In the game of midfielders, the following prevails: passing the ball on the "move", "shooting", leading the ball, stroking the opponent and kicking the goal compared to defenders. Therefore, in the content of the game exercises, the midfielder should act as an organizer of the attack and a football player making a key pass for the final shot at the opponent's goal. In the game of the attackers, the following prevails: kicks and head shots at the goal, the opponent's stroke and single combats for the ball at the bottom compared to the defenders. In game exercises, the task of the attackers will be reduced to mastering the ball in tough opposition from the defenders, creating numerical superiority in a separate area of the field
with the help of the opponent's stroke and delivering the final blow to the opponent's goal.
Conclusion. The features of the composition of technical and tactical actions established in the study, mainly used by football players of specific playing roles, allow us to simulate such exercises in training that will increase the volume and quality of these particular techniques of the game, thereby providing a differentiated approach to the content of technical and tactical training of football players 17-18 years old.
Keywords: football, technical and tactical actions, technical and tactical training, role
References:
1. Alvim R.V., Zhiiyar M.V. Analysis of competitive activity of young football players of Brazil aged 14-16 years. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreat-siya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation]. 2019, t. 4, no. 3, pp. 17-21. (in Russian)
2. Kalinin E.M., Kuz'michev V.A., Dzhilkibaeva N. Zh-A. [et al.] Analysis of competitive motor activity of highly qualified football players of different ages. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2022, no. 8, pp. 12-14. (in Russian)
3. Dugblei A.D. Improvement of group interactions of football players aged 16-17 based on the analysis of competitive activity of teams of masters. Extended abstract of candidate's thesis. Malakhovka, 2017, 24 p. (in Russian)
4. Shestakov M.M., Kulekin I.V., Anikienko Zh.G. [et al.] Changing the accuracy of distinguishing spatial and power parameters of movements in young football players aged 13-15 years under the influence of fatigue. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. 2019, no 3, pp. 26-32. (in Russian)
5. Lashkevich S.V., Vrublevskii E.P., Chitaikina N.B. [et al.] Criteria of competitive activity of football players. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2021, no. 5, pp. 88-90. (in Russian)
6. Zolotarev A.P., Gakame R.Z., Grigor'yan M.R. [et al.] Promising directions of scientific development of the problem of control of competitive activity in women's beach soccer. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Les-
gafta [Scientific Notes of The P.F. Lesgaft University]. 2021, no. 6(196), pp. 141-145. (in Russian)
7. Gasanova N.B., Zaitseva T.V., Zolotarev A.P. [et al.] Comparative analysis of motor activity indicators of highly qualified football players of different playing roles in conditions of competitive activity. Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of The P.F. Lesgaft University]. 2020, no. 3(181), pp. 97-101. (in Russian)
8. Kuz'michev V.A., Kalinin E.M., Kocheshkov N.A. [et al.] Comparative analysis of competitive activity of youth national teams of Russia in international football tournaments of various ranks. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2022,
no. 9, pp. 90-92. (in Russian)
9. Grigor'ev S.K., Gakame R.Z., Zolotarev A.P. [et al.] Tekh-niko-takticheskaya podgotovka futbolistov [Technical and tactical training of football players]. Krasnodar, 2020, 291 p.
10. Shestakov M.M., Bubenin D.S., Li K. Situational tactical expediency of attacking actions in young football players of 13-15 years of different playing roles. Aktual'nye voprosy fizicheskoi kul'tury i sporta [Actual Issues of Physical Culture and Sports]. 2021, vol. 23, pp. 85-89. (in Russian)
Поступила / Received 01.12.2022
Принята в печать / Accepted 28.03.2023