Научная статья на тему 'Особенности структуры социальных ценностей студенческой молодежи как социально-деятельностной группы общества'

Особенности структуры социальных ценностей студенческой молодежи как социально-деятельностной группы общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1950
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры социальных ценностей студенческой молодежи как социально-деятельностной группы общества»

© 2007 г. А.Г. Гежа

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ГРУППЫ ОБЩЕСТВА

Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества в России, вызванной процессами, протекающими в переходный период, сопровождающийся кардинальной переоценкой политических и экономических ценностей.

Различные трансформационные процессы в мире и России создают новые рамки для теоретического осмысления проблем молодежи. Это связано с тем, что обычно именно в переходные периоды, так называемые времена перемен, молодежный фактор выходит на передний план, обращая на себя общественное внимание, и рассматривается в качестве угрозы либо надежды общества. В конце XX -начале XXI в. возник новый интерес к теориям молодежи и сформировались новые подходы к анализу молодого поколения, отличные от существовавших ранее.

На этапе трансформации происходит не простой переход от одних ценностей к другим, а возникают гибридные ценностно-нормативные системы, отражающие ослабление прежних социокультурных образцов и формирование новых. В ходе этого процесса появляются следующие наиболее общие конфигурации ценностей:

а) ценностный консерватизм с высокой значимостью ценностей акцептации обязательства и низким уровнем концентрации на ценностях саморазвития; б) ценностный переворот, ведущий к падению уровня признания и акцептации ценностей обязательства при высоком признании инструментальных ценностей саморазвития; в) исчезновение ценностей, характеризующееся низким уровнем признания обоих их типов; г) синтез ценностей посредством признания и инструментальных ценностей саморазвития, и ценностей обязательства [1].

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Молодежь - это не только будущее, она живое настоящее, и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, несет в себе «дух нового времени». Анализ ее современных проблем следует начать с уточнения понятия «молодежь».

Это специфическая возрастная, социально-демографическая группа, наиболее подверженная различного рода влияниям, характеризующаяся своими психофизиологическими особенностями, имеющая специфические культурные свойства и функции, наличие которых определяется также и тем, что ее социально-экономическое и общественно-политическое положение, духовный мир находятся в состоянии становления и формирования. Молодежь характеризуется своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества, является объектом и субъектом процесса преемственности и смены поколений. В социологии к ней обычно относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Процесс социализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы: подростки - до 18 лет, молодежь - 18 - 24 лет, молодые «взрослые» - 25 - 29 лет. Каждый из этих временных этапов ставит перед молодым человеком определенные задачи, но между возрастом и социальными возможностями человека существует тесная взаимосвязь.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Им приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Происходящие в нашей стране преобразования (перестройка экономики, смена политического режима и гражданского поведения, правовой регуляции и ориентиров общественного развития) сопровождаются дифференциацией ценностных структур массового сознания относительно социальных целей и предпочтительных средств их достижения. Специфика структуры ценностей современной молодёжи состоит в том, что в индивидуальном и групповом сознании молодых людей господствуют не терминальные, а инструментальные ценности, определяющие линию их поведения, соответствующие постсовременной культуре, ориентированной на сиюминутные удовольствия. Первые содержат универсальные (общения, семьи, нравственности) и социаль-но-интегративные (законности, свободы, стабильности, порядка, работы) ценности, сохраняются в

качестве объединяющего «ядра» молодого и старших поколений, а вторые - все активнее начинают играть дифференцирующую роль, формируя социальную оппозицию между носителями традиционных (самопожертвование и патернализм) и современных (независимость и инициативность) социальных ценностей. Под влиянием этого в духовной жизни молодежи происходит усиление гедонистических ориентаций, обусловленное распадом коллективистских ценностей, ростом индивидуализма и кон-сюмеризма. В то же время происходит трансформация терминальных ценностей, изменяющих свое содержание. Структура социальных ценностей современной российской молодежи включает семью, здоровье, общение, законность, материальное благополучие; при этом формируется устойчивый структурный резерв демократических «модернистских» ценностей (свобода, независимость, инициативность, карьера). В ценностных ориентациях молодого поколения россиян четко прослеживается преемственность и открытость социальным инновациям.

Молодёжь как социально-демографическая группа отличается особым типом коллективного сознания, имманентной характеристикой которого остается незавершенность, неустойчивость, лабильность. Это связано с незавершенностью самого процесса становления социальной зрелости молодого человека и является его отличительным социальным качеством. В современных условиях формирование группового сознания молодёжи происходит под влиянием модернизирующейся социокультурной среды на фоне трансформации социальных и культурных образцов, дестабилизации жизненных ситуаций, изменения представлений об «удачной» жизни, потребностей, интересов и ценностей, переоценки социокультурного опыта в целом, что придает своеобразие молодежному сознанию и вносит противоречия в его формирование.

Под влиянием социоструктурных изменений, связанных с появлением новых форм собственности, классов, слоев и групп и послуживших причиной новых форм дифференциации в среде молодежи, происходит дифференциация и ее сознания. Это обстоятельство определяется следующими тенденциями [2].

Во-первых, насущная потребность в самоопределении в условиях отсутствия устойчивых ценностных и моральных императивов объективно вынуждает молодых людей к самостоятельному поиску новых значимых (референтных) образцов, усиливая мозаичность и фрагментарность как социального опыта, так и сознания молодежи, способствует появлению в ее среде противоречивых ценностных миров.

Во-вторых, самостоятельное конструирование себя и своей жизни как новое отличительное качество жизнедеятельности молодого человека, продиктованное, эмансипацией и либерализацией, а также кризисом коллективных форм социальной

защиты, усиливает дифференциацию, обусловленную неодинаковыми социальными возможностями различных категорий молодежи.

В-третьих, формирование группового и индивидуального сознания молодежи происходит под влиянием глобализационных процессов, усиление которых стало причиной обесценивания локальных культур и смещения к транскультурным формам духовной жизни, переориентации с ценностей традиционной культуры на образцы современной молодежной субкультуры с опорой на западную систему ценностей. В условиях трансформации культуры как совокупности ценностно-нормативных образцов и способов деятельности утрата прежними референтными образцами своей значимости, с одной стороны, и незавершенность процесса апробации, укоренения новых образцов - с другой, сопровождается образованием культурных гибридов в сознании молодежи. Эти изменения неизбежно приводят к трансформации социогрупповых идентификаций в молодёжной среде. А усиливающаяся индивидуализация молодёжи как следствие индивидуализированных стратегий выживания усиливает дезинтегрирующую составляющую в сознании и как следствие неустойчивый и противоречивый характер групповых идентичностей.

В условиях неопределенности современного общества видоизменяются формы социокультурной регуляции, что выражается в: 1) общей тенденции ослабления функций социального контроля; 2) расшатывании роли традиционных институциональных механизмов (семья, образование, воспитание, государство и др.); 3) появлении на трансформирующемся социокультурном пространстве новых агентов социального контроля (СМИ, реклама, масс-культура, Интернет и т.д.); 4) изменении самих основ дисциплинирования молодежи: переходе от ценностей долженствования к ценностям удовольствия, от коллективистских - к индивидуалистическим.

Таким образом, являясь в социологическом понимании особой социально-демографической группой, отличающейся своей ролью в духовном производстве общества, молодежь в более широком смысле представляет собой гетерогенную совокупность групповых общностей как носителей различного опыта и социокультурных образцов. В силу внутригруппового расслоения молодежное сознание - мозаичное явление, однако в нем отмечаются разнонаправленные процессы дифференциации и интеграции: будучи внутренне дифференцированной группой, молодежь объединяется вокруг схожих глобализированных субкультурных образцов - нормативных и знаково-символических, что одновременно свидетельствует о новых формах универсализации в ее среде.

При анализе молодежи как целостности интерес автора сосредоточивается на такой ее части, как студенчество, которое является наиболее активной и социально значимой группой общества. В совре-

менной «Социологической энциклопедии» дается следующее определение студенчества: «Это особая социальная группа молодежи состоит из тех, кто обучается в высших учебных заведениях, готовясь стать специалистами высокой квалификации. Неоднородное по своему составу студенчество находится на пересечении ряда страт, классов и социально-демографических групп. С одной стороны, как часть молодежи студенчество обладает всеми соответствующими социально-возрастными характеристиками... С другой - как носитель интеллектуального потенциала студенчество служит резервом пополнения рядов работников умственного труда и принадлежит к интеллигенции в качестве составной ее части» [3]. Исследование структуры ценностей студенчества представляется важным и необходимым по двум причинам: в силу неоднородности социального происхождения (в его составе представлена практически вся классово-стратификационня структура общества) и материального положения студенчество весьма разнородно по своему мировоззрению. Но близость возрастных характеристик, общность рода деятельности (учеба) и территориальное сосредоточение (проживание в общежитиях, студгородках) обусловливают определенное групповое самосознание, общность интересов и особую субкультуру, порождаемую схожим образом жизни.

По результатам различных социологических исследований можно создать социальный портрет современного молодого человека, каким он видится студентам [4]. Для успешной жизни в современном российском обществе молодой человек должен быть в значительной степени готов к переменам в жизни, обладать высокой социальной активностью и в определенной степени быть индивидуалистом. Он должен быть терпим к различным превратностям жизни, мнению других людей и их социокультурным различиям, но вместе с тем и быть в определенной степени агрессивным. Его должны отличать оптимизм, высокая нравственность и гуманность по отношению к людям, в определенной степени прагматическая ориентация, но не цинизм. Для него характерна некоторая доля скромности, высокая степень порядочности, деловая «хватка» и отчасти коллективизм.

Таким образом, мы видим, что традиционные общечеловеческие качества не отвергаются студенчеством, а принимаются как необходимые в их дальнейшей жизни. Так, традиционно присущее российскому менталитету качество «коллективизм» большинством студенческой молодежи воспринимается положительно. В то же время, безусловно, происходит ее ориентация на характерные для западного менталитета «индивидуализм» и «прагматизм».

В настоящее время российское общество переживает процесс смены не только социальных и личностных ценностей, но и оценки личностных качеств, необходимых для успешной жизни в усло-

виях демократизации общества и либерализации экономики. Выявляя мнение молодежи о тех или иных личностных качествах, следует рассматривать данную оценку как определенного рода идеал, но не как реальное проявление этих качеств, присущих современной молодежи. Сопоставление идеального и реального представлений молодого поколения о ценностных ориентациях дает возможность не только увидеть степень их расхождения в повседневной социальной жизни студентов, но и может быть одним из оснований для выявления прогностических тенденций изменения личности при исследовании системы социально значимых ценностей современной российской молодежи.

Анализируя систему социально значимых ценностей различных групп молодежи, и в первую очередь студенчества, можно выделить три группы общих тенденций.

Первая связана непосредственно с безопасностью жизни и физического, душевного и духовного здоровья молодежи. Данные социальных исследований показывают, что большинство молодых людей в России обеспокоены прямой угрозой своей жизни и здоровью [4]. Во-первых, это рост преступности, многие не чувствуют себя в безопасности на улицах. Эта проблема характерна для общества переходного типа, находящегося на стадии первоначального накопления капитала. Наиболее интенсивно преступность растет в тех странах, где развивается капиталистическое производство, нарастают и ускоряются социальные перемены, что отличает современный этап развития российского общества. Во-вторых, боязнь войны, террористических актов, заражения различными болезнями, ВИЧ-инфекциями и т.д. В-третьих, обеспокоенность экологической ситуацией, напрямую связанная со здоровьем человека. Экология - одна из главных проблем XXI в., и это не может не отразиться на молодом поколении. Как известно, физическое здоровье закладывается в детском возрасте, и чтобы последующие поколения стали жизнеспособными, они должны расти и развиваться в экологически чистых условиях, не вызывающих рост числа заболеваний, прежде не свойственных молодым людям.

Вторая группа связана с жизненными перспективами молодого поколения, с тем, к чему молодежь стремится, чего хочет добиться в жизни, это обусловлено экономическим положением не только страны, но и материальным положением каждой отдельно взятой семьи. Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, возможность творческой самореализации, получения образования, профессии, карьерного роста, достижения определенного уровня благосостояния и обеспечения своей будущей семьи, являющейся по-прежнему ведущей социальной ценностью для молодежи. Экономический хаос, политическая нестабильность, социальная напряженность отрицательно сказываются на условиях жизни россиян. Усугубляющаяся социальная диффе-

ренциация, неуверенность людей в завтрашнем дне приводят к смещению ценностно-нормативной базы общества, порождают социальную аномию. Вот почему для молодого поколения актуальны вопросы жизненных перспектив, творческой самореализации, образования. В ее ценностных ориентациях присутствует стремление достигнуть уровня определенного благосостояния. Однако общество не предлагает молодому поколению возможностей для самореализации. Оно дезинтегрировано, и молодой человек в таких условиях вынужден сам искать пути и способы проявления своих способностей.

«Человеку нужна система координат, - писал Эрих Фромм, - некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно» [1]. Задача старших поколений, общества и государства создать эту карту и предложить молодому человеку сделать осознанный выбор: либо принять предлагаемый обществом стереотип поведения, либо выработать собственный.

Третья группа может быть обозначена как группа проблем «социального участия», она касается возможностей реализации молодежью своих политических прав и свобод. С одной стороны, в «новой России» молодые люди превыше всего ценят гражданские и политические права и свободы. Они дают возможность человеку принимать участие в общественной жизни, регулировать отношения между личностью и государством. Но, с другой - данная социальная группа не является политически активной, хотя и не хочет становиться объектом манипуляции и произвола [5]. Она хочет жить в свободном демократическом обществе и, несмотря ни на что, полна уверенности в своих силах возродить Россию. Сталкиваясь с весьма значительными трудностями, граждане новой России сохраняют патриотическое отношение к культуре и истории страны, оптимизм и веру в то, что в обозримом будущем для них возможны изменения к лучшему. В их сознании происходит закрепление либеральных и демократических ценностей, а активная жизненная позиция содержит существенный потенциал к движению к свободной рыночной экономике и гражданскому обществу.

Итак, если говорить о посткоммунистическом поколении молодежи в общем, то практически все исследователи сходятся в одном - молодежь хочет жить и работать в условиях рыночной (но социально ориентированной) экономики и свободного демократического общества. Ее трудовая активность реализуется сегодня в основном через негосударственный сектор экономики, происходит становление «рыночных стандартов» поведения, готовность и способность действовать в условиях рынка. Сегодня очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются зримее интегрирую-

щих. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. Пространство частной жизни, и пространство отношений (семья, друзья, коллеги) воспринимаются молодым поколением как более комфортное и устойчивое, чем «пространство общества». Явно прослеживается индивидуализация сознания и ориентация на приоритет частной жизни, а не публичной, опора на свои собственные силы и помощь ближайшего окружения, а не общество и государство.

Перед сегодняшней молодежью открыты все пути в жизни, выбор одного из которых должен определить будущее человека. Далеко не все делают его правильно, но всегда были, есть и будут те, кто достоин быть интеллектуальным потенциалом нации. Сколько бы не говорилось о распущенности и безнравственности молодежи, в ее среде всегда есть гармонично развитые личности. Нынешнее молодое поколение воспитано на новой почве, поэтому перед ним стоит задача сделать Россию сильной державой с образованным и материально обеспеченным населением. Именно принципиально новая, неконсервативная политика сможет показать миру Россию с иной стороны.

И если мы хотим получить современное качественно другое общество, способное взять на свои плечи управление страной, то именно сейчас пора позаботиться о воспитании молодежи.

Получить определенное представление о том, как соотносит себя молодой человек с окружающей действительностью, имеет ли возможность реализовать себя в ней и многое другое, помогает анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. Многочисленные социологические исследования последних лет выявляют общий ценностный кризис этой социальной группы [6]. Действительно за прошедшее десятилетие в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Но это еще не говорит о «катастрофическом» положении, в котором находится молодежь. Процесс изменения структуры ценностей объективен в силу того, что меняется наша жизнь, а с ней и общество, в котором мы живем. Современные процессы глобализации, информатизации, регионализации всего жизненного пространства неизбежно влекут за собой переход от традиционных ценностей к модернизационным, и молодежь как самый восприимчивый слой общества активно отражает эти перемены.

Литература

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. М., 1994.

2. Яковук Т.И. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодежи: Автореф. дис. ... д-ра социол. 5 наук. М., 2006. С. 19.

3. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г.Ю. Семигина. М., 2003. С. 606.

4. Цепляев А.Н. Социальные ценности совре- 6 менной российской молодежи: состояние,

Ростовский государственный университет

динамика, направленность: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2002.

Характеристика проблем молодежи дана по: Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 1999.

Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СПб., 2000.

24 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.