3. Абхидхарма, являющаяся неотъемлемым элементом буддийского образования в целом, стала обязательной частью образования китайских буддистов;
4. На основе абхидхармической литературы производился выбор канонического сочинения или сочинений буддийских школ Китая;
5. Абхидхарма стояла у истоков формирования культуры переводческой деятельности. На основе абхидхармической литературы китайскими авторами было создано огромное количество различных сочинений комментирующего характера;
6. Абхидхармическая традиция во многом предопределила судьбу буддизма в дальневосточном регионе. Не без участия абхидхармиче-
ской мысли китайская цивилизация сформировала самобытное и самостоятельное явление, имя которому - китайский буддизм.
Литература
1. История культуры Китая. - СПб., 1999. - С. 258.
2. Чжунго фоцзяо. - Шанхай, 1996. Т. 2. - С. 3-5.
3. Чжунго фоцзяо. - Шанхай, 1996. Т. 2. - С. 23.
4. Янгутов Л.Е. Дао Ань в истории становления буддизма в Китае // Вестник Бурятского государственного университета: Востоковедение. - Вып. 2. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. - С. 306-310.
5. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970. - С. 310;
6. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в фи-
лософии китайского буддизма. - Новосибирск, 1995. - С.38.
Хабдаева Аюна Константиновна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры восточных языков Бурятского государственного университета, e-mail: ayupost@yandex.ru.
Khabdayeva Ayuna Konstantinovna - Candidate of Historian, Senior Teacher of Oriental Languages Chair of the Buryat State University, e-mail: ayupost@yandex.ru.
УДК З04.2
Ц.Ч. Жимбаева
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена исследованиям проблем формирования позитивной идентичности у современных студентов. Динамизм происходящих в среде студенчества социокультурных изменений требует постоянного внимания к их проблемам. Разработка программы формирования у студенчества позитивной идентичности должна исходить из признания юношества в качестве субъекта исторической деятельности, признания его права на собственную культуру. Ведь современное студенчество составляет производственный и интеллектуальный потенциал завтрашнего дня.
Ключевые слова: идентичность, социокультурная идентичность, этнокультурная идентичность, студенчество, молодежная субкультура, культура народа, традиции, культурные ценности.
Ts.Ch. Zhimbaeva
PECULIARITIES OF MODERN STUDENTS’ SOCIOCULTURAL IDENTIFICATION FORMATION
The article is devoted to the problem of formation of students ’ positive identity. Dynamism of today’s sociocultural changes among students requires attention to their problems. Developing of the curriculum of formation of students ’ positive identity should be based from recognition of young people as a subject of historical activity, recognition of their right to their own culture since the present students is a productive and intellectual potential of the future.
Keywords: identity, sociocultural identity, ethno cultural identity, students, young subculture, national culture, traditions, cultural values.
Социокультурная среда студенчества - это многообразие культур, но, прежде всего, это молодежная субкультура; это социокультурные отношения и общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплотившиеся в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного молодого человека. Динамизм происходящих в данной среде социокультурных, социально-экономических изменений требует по-
стоянного внимания к проблемам студенчества. Разработка программы их социальной защиты и формирования у них позитивной идентичности исходит, прежде всего, из признания юношества в качестве субъекта исторической деятельности, признания его права на собственную культуру, ибо современные молодые люди составляют производственный и интеллектуальный потенциал завтрашнего дня.
В Агинском филиале Бурятского государственного университета обучается более пятисот студентов. Как же сегодня живет региональное студенчество, каковы же особенности их социокультурной идентичности? В нашей работе была сделана попытка изучения данных, на наш взгляд, очень важных для современного общества вопросов.
В большинстве своем студенты филиала - это жители Агинского Бурятского округа, этнические буряты. Этнокультурная идентичность молодежи Агинского Бурятского округа во многом предопределяются несколькими причинами. Во-первых, она объективирована территориальной локализованностью агинских бурят. Однако этот фактор рассматривается нами также в контексте другого, более важного основания устойчивости культуры - наличия этико-моралистических, нормативно-правовых традиций и социокультурного единства агинских бурят. Устойчивость субэтнической идентичности является исторически приобретенным достижением, основанным на традициях сплоченности, которые обусловлены перипетиями этнической истории и культуры [1, с. 3-14].
Совокупность различных предпосылок: зависимость человека от природы, суровые природно-климатические условия - способствовали формированию специфических черт национального характера, что в дальнейшем обусловило характер формирования этнокультурной идентичности. Формирование этнокультурной идентичности в юношеском возрасте объективируется также такими факторами, как этническая социализация в семье, особенности этноконтакт-ной среды и статусные отношения в этнической группе. В связи с этим следует отметить, что большая часть родителей агинского сообщества остается «хранителем» этнической культуры и продолжает передавать детям этнически выраженные жизненный опыт, социальные роли, обычаи и традиции народа. Характер становления этнокультурной идентичности у молодого поколения определяется гомогенностью и гетерогенностью социального окружения. Знание сущностных характеристик этнокультурной идентичности, особенности ее состояния, специфика становления, формы выражения позволят нам определить пути формирования позитивной идентичности у молодых представителей народа.
Изучение в ходе исследования однородных по этническому составу студенческих группировок показывает, что молодые люди внутри данного сообщества (вне семьи) пополняют ком-
плекс представлений, образующих систему эт-нодифференцирующих признаков. Прежде всего, было выявлено, что главная функция в исследуемых студенческих группировках (как и у всех молодых представителей) - коммуникативная. Причем студенческое общение дает информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые.
Студенты в своих группировках осознают групповую принадлежность, солидарность, необходимость товарищеской взаимопомощи. Они достаточно толерантны по отношению к другим, что дает им чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Но вместе с тем у части студентов наблюдаются застенчивость, малая степень самораскрытия, пониженный уровень экстраверсии, некоторая тревожность и склонность к невротизму. Это является следствием воспитания «культуры стыда» и принципов: «будь как все», «не выскакивай вперед», - характерных для воспитания в большинстве бурятских семей, а особенно у агинских бурят. Здесь можно отметить, что в поведении молодых бурят наблюдаются именно особенности стиля мышления и поведения, связанные с этнокультурным воспитанием.
При этом молодежные группы не имеют антисоциальной направленности и вырабатывают у своих членов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Таким образом, участвуя в жизнедеятельности группы сверстников, каждый из которых является носителем определенной информации об истории и культуре своего народа и о современном состоянии бурятского общества, молодой человек как бы продолжает приобретение культурных ценностей своего этноса.
Принадлежность к среде сверстников позволяет удовлетворить многие потребности молодого человека. Большое значение для юноши имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; для него очень важны верность, честность, отзывчивость, сопереживание его чувствам, мыслям, идеям. Все это обеспечивает эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных личностных проблем, связанных с возрастным развитием.
Немаловажным фактором, влияющим сегодня на развитие молодежной идентичности, является современная культура бурят. А молодежная идентичность, будучи одним из сложных социокультурных образований, играет противоречивую роль в жизнедеятельности студентов и
молодежи. С одной стороны, она обусловливает социальное и экономическое отчуждение культуры молодежи от культуры общества. С другой стороны, она способствует усложнению самой структуры идентичности молодежной субкультуры. Полиморфность современной бурятской культуры (этнический, традиционный субстрат, обновленные слои, русская культура, культура российского общества) детерминировала полиидентичность молодежной субкультуры бурят.
Несомненно, культура бурятского народа постоянно находилась в развитии, утрачивая при этом определенные черты и приобретая новые, поэтому комплекс ее этнокультурных черт постоянно модифицировался. Некоторые традиции, обычаи и нормы, присущие бурятам в начале века, в конце столетия утрачены безвозвратно или приобрели новые формы и качества, но другая их часть сохранилась, продолжает культивироваться в настоящее время и будет транслироваться в будущее.
Анализ состояния современной бурятской культуры в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Т.М. Михайлова, Т.Д. Скрын-никовой, Л.Л. Абаевой, Е.А. Строгановой, К.Хэмфри и других) сводится к тому, что в данной культуре присутствуют два ярко выраженных направления культурного творчества. С одной стороны, современная бурятская культура обращена вовнутрь, сосредоточивает свое внимание на бурятской истории в пространстве обитания, идеализирует ценности прошлого. С другой стороны, бурятская культура обращена вовне, усваивает глобализирующийся мир и ищет свое место в культуре человечества. В рамках новой глобалистской ориентации бурятская культура интегрирует экологические и моральные принципы традиционной культуры и ценностные системы культуры российского общества, всего человечества.
Действительно, за период советской власти произошли значительные изменения внутри бурятского этноса, его внутриобщинный коллективизм и самоуправление были заменены коллективизмом иного порядка, подчиненного государству, способствовавшего внутриэтниче-ской разобщенности. Это сказалось на способности этноса сохранять, культивировать свою самобытность и противостоять процессам аккультурации и ассимиляции. В новых формах деятельности, урбанизации образа жизни и ментальности, в языковой ситуации, изменившейся полиэтничности для бурят открывался новый социокультурный горизонт, радикально отличающийся от прежнего, ограниченного идеалом
традиционности и идеей автономного этнического существования.
К.Хэмфри отметила, что «самоидентификация бурят в эти годы была связана с двумя религиями - буддизмом и шаманизмом; в случае осознанной принадлежности лишь к одной из них какого-либо неприятия другой религии не отмечалось. Обе религии неразрывно связаны друг с другом и образуют единую этнокультурную традицию, которой, за небольшим исключением, в той или иной степени придерживаются практически все буряты» [4, с. 20].
Т.М. Михайлов считает, что «биосоциальная сущность и экзистенция бурятского этноса включают в себя почвенность, «чувство места», малой родины - одну из глубинных потребностей человеческого сознания. Обладая «чувством места», люди прикрепляются, коренизиру-ются в своей среде - социальной, пространственной, духовной и этнической. Эта среда -единственная, реальная точка стояния. Буряты, хотя и живут в разных регионах страны (бывшего СССР), все же не ударились в бега, не превратились в странников века, в большинстве своем остались на земле предков, сохранили свой Дом» [2, с. 8].
На протяжении многих десятилетий происходило разрушение большой патриархальной семьи. В результате снизился общий уровень демографической активности бурятского населения, уменьшилось количество детей в семьях. Увеличивается процент неполных семей. Это также сказывается и на жизнедеятельности современных студентов.
Наше исследование отразило социальный состав родителей студентов, групповую дифференциацию, степень участия студентов в спортивных секциях, кружках и культурно-
досуговых мероприятиях, а также значимость, направленность содержания указанных форм вовлечения студентов в социальные и индивидуальные виды активной деятельности.
Для содержательного изучения особенностей идентичности у студентов было опрошено 300 человек. Приведем некоторые результаты этого опроса. На вопрос о причинах, которые могли бы привести в молодежную группировку, были получены следующие ответы. На первом месте -одиночество (26%) и непонимание со стороны родителей (15%). Сюда относятся и конфликты между родителями, на которые указали 12% опрошенных.
Для агинских студентов характерно (в разной степени выраженности) формирование групп по месту жительства. В настоящее время в силу
пропаганды определенного образа «сильного», «полукриминального героя-современника», активно развиваемого средствами массовой информации, современным кинематографом и литературой, вокруг подобного типа героев создан комплиментарный социокультурный контекст. Это дает некоторую социальную санкцию девиантному поведению молодежи.
Так, например, респонденты выделяют черты характера, которые нравятся им в окружающих молодых людях и которым они хотели бы подражать - умение постоять за себя (59%), смелость (48%), независимость (36%). Отметим, что указанные качества у некоторых членов неформальных асоциальных группировок принимают радикальные формы: смелость и независимость утверждаются наплевательским отношением к другим людям, к их мнению, достоинству, унижением другого человека.
Изучение показателей самооценки показало следующее: на вопрос, как они оценивают себя по сравнению с другими людьми, которых знают, 54% студентов ответили, что считают себя хорошими или средними - «как все». У 56% опрошенных идеал воплощает положительные моральные качества и достоинства интеллектуального характера. Однако у 15% идеал воплощает или нейтральные в моральном отношении качества и отрицательные у 7%, или вовсе отсутствует (12%).
Значительные изменения происходят в сознании молодых людей, в их жизненных ориентирах и в выборе ценностей. При изучении жизненных ценностей студентов использовалась методика Е.Б. Фанталовой, позволяющая определить социокультурный статус современных студентов. Исследование обозначило проблемные зоны - несформированность таких ценностей, как «Активная деятельная жизнь» (27%), «Творчество» (21%) и «Красота природы и искусства» (16%). Это свидетельствует о недооценке студентами роли активности, о недостаточной ответственности и нежелании брать на себя эту ответственность. Отвергание ценностей творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившейся ситуации.
Выявлено, что ведущими ориентационными ценностями студентов являются «Счастливая семейная жизнь» (83%), «Наличие хороших и верных друзей» (81%), «Материально обеспеченная жизнь» (72%) и «Здоровье» (65%).
В рамках темы исследования произведено изучение особенностей этнокультурной идентичности студентов. Представления о своем эт-
носе студенты получают, знакомясь с традиционно-бытовым укладом жизнедеятельности этноса, в ходе воспитательного воздействия семьи и окружающего сообщества. При изучении значимости факторов, формирующих этнокультурное самосознание, получены следующие данные. Высока значимость таких факторов: «Общая культура, искусство, литература» (86%), «Традиция предков» (84%), «Единство языка» (70%). Вместе с тем низки роли таких (возможно, не столь важных) факторов, как «Схожий внешний вид» (27%), «Общая территория проживания» (22%), «Единство темпераментов, характеров» (18%). Следовательно, можно констатировать достаточно осознанный подход студентов к выбору ценностных приоритетов.
При исследовании особенностей когнитивного и ментального выражения этнокультурного своеобразия было выявлено, что молодые люди несколько скрытны, сдержанны, осторожны, ориентируются на общепринятые нормы, но вместе с тем они рассудительны, добросовестны и отзывчивы. Таким образом, наличествуют многообразные качества сознания и поведения. Ведь в большинстве случаев традиции семейного воспитания в регионе остаются неизменными. Неизменными остаются и любознательность, саморазвитие, стремление к постижению нового, неизвестного, уважительное отношение к этническим и религиозным обрядам. Все это в некоторой степени продолжает благотворно воздействовать на современных молодых представителей народа.
Если исходить, что особенностью культуры современных бурят является синтез традиционной, этнической культуры с культурой европейской или, точнее, с современной общемировой урбанистической моделью культуры. В то же время студенческо-молодежная субкультура представляет собой противоречивое, диалектическое единство с культурой общества. Уместно выразить, что происходящие социокультурные изменения в культуре общества оказывают большое влияние на субкультуру молодежи. Это позволяет сделать вывод, что современная субкультура агинских студентов детерминирована следующими особенностями: состоянием современной бурятской культуры; воздействием повседневной культуры народа; традиционной педагогической культурой народа; влиянием западной молодежной субкультуры.
Сложившаяся в современном обществе ситуация несогласованности действий социальных учреждений, институтов и непроработанность принятых программ и стратегий, касающихся
молодежи, усугубляются имеющими место кризисными тенденциями в социокультурной жизнедеятельности страны и ее регионов. В Агинском Бурятском округе отражается вся совокупность социально-экономических, политических проблем, характерных для России в целом. Неблагоприятные демографические процессы отражаются на самочувствии, процессах идентичности студентов, сопровождаются социальным и психокультурным дискомфортом. В студенческой среде получает некоторое распространение асоциальное поведение, алкоголизм. Эти радикальные проявления, возможно, нетипичны, но вместе с тем и они отражают самочувствие молодежи в современном обществе. Значимость мероприятий по разрешению данных проблем определяется особой напряженностью процесса идентичности в юношестве и тем, что идентификационные противоречия затем сказываются в течение всей жизни человека. Эта проблема требует от общества безотлагательных мер по формированию социально положительной, позитивной идентичности у современного студенчества.
Действительно, динамизм происходящих социально-экономических изменений в обществе требует постоянного внимания к вытекающим из данной ситуации проблемам студентов. Внимание государства к молодежной политике, актуализация проблем студенчества должны реализовываться в стратегических направлениях политики, основанных на принципах гуманизации процессов образования, воспитания, социализации подрастающего поколения. Это обусловливает необходимость проектирования и моделирования социокультурной деятельности институтов социализации по развитию у студенческой молодежи позитивной культурной идентичности.
Модель культуротворческой деятельности по формированию у студентов позитивной идентичности понимается как проект поликультур-ной конвенции субъектов деятельности. Анализ культурного пространства проекта деятельности учитывает следующие моменты: социокультурный контекст, в котором моделируется идентичность студентов; совместную деятельность институтов и структур, моделирующих идентичность; особенности социокультурного пространства в проектировании. Поскольку культурное пространство проекта сформировано нормами, ценностями культуры, то идея интеграции интерсубъектного взаимодействия носит проектируемый характер.
При консолидации усилий социальных институтов на базе высшего образовательного учреждения трудности начинаются не в процессе
постановки проблемы, с которой соглашаются теоретики и практики. Они начинаются в процессе практических действий профессорско-преподавательских коллективов вузов по преодолению равнодушного отношения к проблемным студентам. Усложняются они по мере реализации совместных усилий вуза и общественности по наполнению жизнедеятельности студентов реальными, социально и личностно значимыми для них делами.
Интересная модель функционирует в Агинском филиале Бурятского государственного университета. Согласно данному проекту, вуз преследует цель формирования всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в быстро меняющемся полиэтническом мире, способной к саморазвитию, самореализации и позитивной идентификации.
Практика показывает, что воспитательный процесс эффективен тогда, когда учебное заведение, общественность и родители организуют его, используя лучшие традиции народа, его передовые педагогические идеи. Обращаясь к педагогической культуре народа, можно найти много ценного, полезного, что остается еще не полностью востребованным современной практикой, технологиями обучения и воспитания; рациональное использование этого наследия, несомненно, поднимет высшую школу на новую ступень.
С целью наполнения позитивным содержанием жизнедеятельность студентов и формирования у них адекватной этнокультурной идентичности в план работы вуза введены мероприятия, содержащие региональный материал по традиционной народной культуре: организация студенческого ансамбля «Сансара», ежегодные конкурсы, посвященные празднику Нового года по лунному календарю («Красавица Белого месяца», «Самый смекалистый» и др.) и празднику всебурятского народа «Алтаргана», спортивные состязания по народным видам спорта и другие.
В свободное от учебы время студенты живут увлекательной, насыщенной разными событиями жизнью: проводят викторины, конкурсы, студенческие капустники. Серьезные достижения показывают студенты в спорте. Группа студентов - борцов вольного стиля и стрелков из лука - постоянно и успешно выступают на соревнованиях различного уровня и в разных регионах России.
Студенты филиала всегда уверены, что их талант не пропадет зря и обязательно найдет поддержку. Примером тому служат их участие в различных творческих форумах. К примеру, студенты становились победителями Республи-
канского фестиваля «Студенческая весна-2009» среди вузов в номинации «Авторская песня», победителями ежегодного конкурса исполнителей эстрадной песни «Звездный дождь» (Улан-Удэ), обладателями специального приза «Ассоциации Молодежи» за лучшую авторскую композицию на «Республиканском молодежном фестивале» и т.д. Одним словом, студентам филиала не приходится скучать, в стенах учебного заведения бьется пульс настоящей студенческой молодежной жизни.
Немаловажное значение имеет эмпатическая сторона взаимодействия профессорско-преподавательского состава вуза со студентами, положительно влияющая не только на их обучение, но и на самооценку, самоидентификацию. Вся проводимая работа возбуждает у студентов интерес к общественно-полезным делам, способствует их личностному развитию, воспитывает чувство гордости и ответственности за свои дела.
Важно отметить, что поведенческая культура бурятского этноса, формируемая через этническую идентификацию, призывает избегать конфликтов, негативных состояний духа, сохранять душевное равновесие, быть терпимыми, не злословить, спокойно и стойко переносить жизненные невзгоды, остается неизменной в разных поликультурных обществах, обуславливает терпимость народа к различным социальнополитическим ситуациям и доброжелательное отношение к народам, проживающим по соседству.
Важнейшим условием устойчивого мира в современном обществе является развитие у подрастающего поколения культуры межэтнического диалога и сотрудничества, основанной на ценностях гражданского согласия, признания и уважения плюрализма идентичностей и культур. Это обеспечит конструктивное регулирование государственной политики интеграции общества и эффективное предупреждение этнических конфликтов.
Безусловно, взрослое сообщество должно предоставить растущим людям широкие возможности для их максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности. В этих целях необходимо обеспечить организацию многоплановой деятельности в системе различных молодежных объединений -клубов, студий, обществ, отрядов, но обязательно на принципах подлинной самостоятельности и самоуправления. Вместе с тем преодоление формализма в работе со студентами предполагает ориентацию взрослых на развитие и всемерное использование стихийно найденных самими молодыми людьми положительных форм объединений. Для этих объединений должна быть
открыта возможность широко обогащаться идеями, ценностями мира взрослых, что позволит сломать ту стену, которую молодежь искусственно выстраивают вокруг своей субкультуры. Именно взрослые призваны определить значимые для молодежи условия организации, не препятствующие, а способствующие развитию самодеятельных начал. При этом следует установить, насколько соответствует характер официально существующих молодежных объединений интересам современного молодого человека, как преодолеть их псевдодеятельность, как перестроить их с тем, чтобы они стали притягательными для растущих людей.
Подводя итог, можно утверждать, что студенчество как совокупность развивающихся личностей - самая динамическая, энергичная и критически мыслящая часть сообщества. Оно обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способно активно влиять на процессы обновления социально-экономических отношений, происходящих в обществе.
Итак, в консолидирующей деятельности по формированию позитивной социокультурной идентичности у студентов наибольшее значение имеют институты, которые содействуют формированию общественно позитивной идентичности у молодых людей, такие как семья, социально и личностно значимые для юноши неформальные и формальные образования, система образования, государственные органы власти, общественные организации. Интеграция их деятельности отвечает потребностям саморегуляции социальной жизни общества, обеспечивая необходимый баланс культуры и её субкультур, гармонизируя социальные и культурные ценности и цели, значимые для формирующейся личности.
Литература
1. Абаева Л.Л. Исторические корни этнического самосознания и самоидентификации бурят в культурном и пространственном измерении//Диаспоры в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. -Улан-Удэ, изд-во БГУ, 2006, - С. 3-14.
2. Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение / А.А. Елаев. - М., 2000. - 352 с.
3. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции / Т.М. Михайлов. - Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.
4. Скрынникова Т.Д. Традиционная потестарно-политическая культура и современная самоидентификация бурят / Т.Д. Скрынникова // Традиции и инновации в этнической культуре бурят. - М.- Улан-Удэ, 1999.
5. Хэмфри К. Буряты: поиск национальной идентичности / К. Хэмфри // Восток. 1991. № 5.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М., 1996.
Г.А. Николаева. Особенности трансформации культуры гендерных отношений молодежи в современном социуме Республики Бурятия
Жимбаева Цыпылма Черниновна - кандидат культурологии, доцент Агинского филиала Бурятского государственного университета, п. Агинское Забайкальского края, e-mail: zhimbaeva@mail.ru.
Zhimbaeva Tsypylma Cherninovna - PhD culturology, professor assistant of Aginsky department of Buryat state university, Agiskoe, e-mail: zhimbaeva@mail.ru.
УДК 008
Г.А. Николаева
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
В данной статье рассматриваются гендерные («gender» в пер. с анг. — пол) проблемы молодежи, вытекающие из образа жизни современного социума Республики Бурятия. Обобщены данные, основанные на сравнительном анализе зарубежного и отечественного опыта социологических центров Москвы и Улан-Удэ.
Ключевые слова: гендерная культура, современный социум, социологические исследования, средства массовой информации.
G.A. Nikolaeva
SOME ASPECTS OF FORMING OF YOUNG GENDER CULTURE IN MODERN SOCIETY
OF BURYAT REPUBLIC
This article deals with sexual problems of youth, coming from a modern social mode of life of Buryat Republic. Summarizes facts based on a comparative analysis of a foreign and native experience of sociological centers of Moscow and Ulan-Ude.
Keywords: gender culture, modern society, sociological research, means of mass information.
Молодёжь, как наиболее прогрессивная часть общества, в первую очередь воспринимает новые веяния, касающиеся всех сторон жизни социума, в большей степени это относится к культуре взаимоотношения полов в силу возрастных и гормональных особенностей. Однако изменение экономических условий в эпоху затяжного кризиса, а также отсутствие преемственности в трансляции традиционных духовных, нравственно-этических паттернов поведения может привести и, как правило, приводит к негативным изменениям в культуре гендерных отношений. К сожалению, в современном социуме в основном утрачены ценности, которыми жили «отцы». Деградация культуры гендерных отношений современной молодёжи нагляднее всего проявляется в трансформации стереотипов полоролевого поведения, что приводит к стагнации воспроизводства населения и, в конечном итоге, угрожает национальной безопасности. В связи с этим, рассмотрение особенностей формирования культуры гендерных отношений молодёжи в современном социуме Республики Бурятия становится актуальным.
Культура гендерных отношений представляет собой совокупный опыт человеческой жизнедеятельности, а также определенный набор стереотипов, обусловливающий и ограничивающий действия человека в рамках той или иной куль-
турной парадигмы. Важнейшей характерной особенностью культуры гендерных отношений являются её ценности. Существующие объективно в практике реальных гендерных отношений они субъективно осознаются и переживаются людьми обоего пола в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов. Ценности гендерной культуры, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь.
Особо важно подчеркнуть, что не сама культура гендерных отношений как её специфический носитель и проводник отделяют человеческую жизнь от биологического существования, а сознание своего отличия от окружающего мира реализуется в виде целей и идеалов этой жизни. Поэтому не самосознание, как мы привыкли думать, а именно ценности определяют, в конечном счёте, собственно человеческий смысл жизни, становясь ядром и внутренней основой жизни. И во многом это зависит от уровня культуры гендерных отношений человека и общества.
Для успешного развития общества необходима стабильная экономика. Социальноэкономическое же состояние республики Бурятия нельзя назвать устойчивым. Глобальные проблемы современности, трансформационные