Научная статья на тему 'Особенности структуры образа будущего современной российской молодежи'

Особенности структуры образа будущего современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
955
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / БУДУЩЕЕ / ВРЕМЯ / ФУТУРОЛОГИЯ / ИДЕАЛ / ПЛАНЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / НОРМЫ / STRUCTURE / FUTURE / TIME / FUTUROLOGY / IDEAL / PLANES / SOCIAL GOALS / NORMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Легостаева Наталья Игоревна

Исследование категории будущего включает в себя структуру образа будущего, уровни и механизмы его формирования, различные модели, а также барьеры в реализации жизненных стратегий молодого поколения. В данной статье исследователь делает акцент на структуре образа будущего и механизмах его формирования. Автор подчеркивает необходимость междисциплинарного синтеза социологии, психологии, философии, синергетики при изучении категории будущего. Представлены данные количественного социологического исследования по изучению планов современной российской молодежи, которое было проведено сотрудниками научно-исследовательского института комплексных социальных исследований СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of structure of the image of the future of the present Russian youth

The investigation of the category of the future implies identifying its structure, levels and mechanisms of forming the image of the future and also barriers in realization of life strategies by Russian young people. The primary concern of the article is structure and design of the image of the future. It argues the necessity of synthesis of sociology, psychology, philosophy, synergy in investigation of the category of the future. In addition, it presents the results of a quantitative sociological research dedicated to identifying plans of young people in the structure of their lifes strategies which was conducted by scientific associates of institute of integrated researches of St. Petersburg University.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры образа будущего современной российской молодежи»

УДК 316.346.32-053.6

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3

Н. И. Легостаева

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Современный мир характеризуется динамичностью процессов, затрагивающих образовательную, профессиональную, досуговую, культурную и иные сферы жизнедеятельности человека. Процессы развития задают новые ритмы жизни и несут с собой как положительные, так и отрицательные результаты. Человек оказывается в ситуации неопределенности: с одной стороны, он обладает поливариантной картой жизни, а с другой — нередко он не может выбрать вектор развития.

В современной молодежной среде часто проявляются такие социальные явления, как потеря жизненной устойчивости, кризис личности, агрессивные проявления. Можно предположить, что одной из причин данных негативных явлений выступает отсутствие сформированного образа будущего у молодого поколения. Следовательно, отсутствие ближних и дальних жизненных перспектив влечет за собой потерю ответственного поведения в настоящем. Важно помнить, что для современного мира характерно то, что человек не может быть успешен без сознательного отношения к своей жизни и наличия стратегии жизни [1, с. 4]. По этой причине одна из ведущих задач учреждений образования и воспитания состоит в том, чтобы научить молодое поколение формировать как ближние, так и дальние цели, критически относиться к получаемой информации и сочетать индивидуальные жизненные планы с духовно-нравственным социальным началом. Сформированный образ будущего, как на индивидуальном, так и на общественном уровне, превращается в нормативный регулятор.

Тему образа будущего можно изучать с позиций макро- и микроуровней. Макроуровень вбирает в себя все научные представления по изучению будущего масштабных структур и процессов: будущее социума, государства, планеты. Микроуровень включает в себя исследования, которые рассматривают личность как активный субъект жизнетворчества. В данной статье образ будущего и его структура рассматриваются с позиций микроуровня. Автор статьи подводит некоторые итоги исследований лаборатории по изучению проблем молодежи научно-исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета (НИИ КСИ СПбГУ).

Наука прогнозирования будущего носит название футурология. Ярким представителем московской школы социального прогнозирования выступает И. В. Бестужев-Лада, который в своих трудах развивает идеи технологического прогнозирования. К известным футурологам относится американский социолог Элвин Тоффлер и французский социолог Ален Турен. В американской литературе вопросам жизненных перспектив посвящены исследования будущего (strategic foresight). Данные исследования включают в себя методы планирования, прогнозирования, экстраполяции, методы оптимистических тенденций, бэккастинг.

Категория будущего в социологии является малоизученной и представляет собой перспективную площадку для научных исследований и открытий. В 2001 г. коллектив

© Н. И. Легостаева, 2012

сотрудников НИИ КСИ СПбГУ при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) выпустил книгу «Образ будущего: Опыт социолого-философского анализа», в которой была предпринята попытка найти подходы к социолого-философско-му осмыслению категории «будущее».

Категория будущего как самостоятельная социологическая категория не имеет своего оформления. Образ будущего тесно связывается с такими понятиями, как «социальное время», «социальное развитие», «социализационная траектория», «жизненная стратегия». Образ будущего представляет собой идеальный образ, основанный на информации, личном и коллективном опыте, имеющий генетические корни и обусловленный историческим, этническим, социально-экономическим и социокультурным контекстом и специфически отраженный в личных планах и ценностных ориентациях человека [2, с. 6]. Данное определение отражает многокомпонентную структуру образа будущего, который включает в себя как макроуровень — коллективный опыт, этнический и социокультурный контекст, так и микроуровень — личные планы, ценностные ориентации индивида.

Архитектоника образа будущего является сложной и многогранной, поэтому необходимо подходить к изучению данной категории с точки зрения социологического синтеза объективного и субъективного, статики и динамики. При изучении категории будущего необходимо учитывать знания, полученные из области психологии, социологии, философии, синергетики. Г. А. Ельникова и Ш. И. Алиев связывают специфичность методов исследования образа будущего, преломляемого в жизненных стратегиях, с междисциплинарным характером самой категории будущего [3, с. 91]. Ценность синергетического подхода заключается в его междисциплинарности, диалектическом характере и гармоничном сочетании рационального и иррационального начал.

Т. В. Пелевина включала в структуру образа будущего социально-психологические установки, жизненные ценности, веру в будущее, надежду, успех, оптимизм [2].

Некоторые из компонентов структуры образа будущего являются доминирующими представлениями в социуме, иные имеют индивидуальную структуру происхождения, а третьи сочетают в себе объективно-субъективную природу. Иллюстрацией компонентов последнего, третьего, типа может послужить идеал. Идеал (от лат. Idealis — идеальный) — представление, образец, норма, определяющие способ и характер поведения человека, социальной группы, какой-либо социальной общности [4, с. 40]. Данное определение дает понимание того, что идеал имеет объективную по отношению к человеку природу происхождения. Другое определение идеала говорит о том, что идеал — мысленное и / или чувственное представление о наиболее совершенном человеке, обществе, которое выступает в качестве образца и определяет стремления, способ мышления и действия индивида, социальной общности, общества в целом [5, с. 136]. В данном определении идеала вводятся термины мысленного и чувственного, которые связывают идеал с субъектом деятельности и позволяют говорить о субъективном начале идеала. Идеал является катализатором для продуктивной деятельности человека, он тесно взаимодействует с верой, мечтами, надеждами, ожиданиями.

Следующим компонентом, который входит в структуру образа будущего, является цель. Социальные цели — социальные ориентиры-ценности индивида, группы индивидов, классов, общества, на достижение которых направлена их деятельность. Одновременно они выступают и как стимул к определению перспектив, построению тех или иных проектов деятельности [6, с. 558]. В зависимости от того, какой тип отно-

шений складывается между индивидуальными и общественными целями: сотрудничество, соперничество, конфронтация, — можно говорить об определенных моделях взаимодействия локального и глобального образов будущего. Процесс целеполагания относится к области формирования образа будущего, в то время как процесс целедо-стижения запускает механизм реализации образа будущего в жизненных стратегиях личности.

У современной молодежи произошли существенные перемены в жизненной мотивации и планах. Так, на первые места выдвинулись прагматические ценности (стремление найти работу, обрести положение и материальный достаток). Ценности служения государству, обществу отошли на задний план. В моральной мотивации довольно сильно (у 30%) проявляются тенденции к принятию любых способов достижения материального (и не только) благополучия, даже криминальных [2, с. 23-24].

В коллективной монографии сотрудников НИИ КСИ СПбГУ «Молодые россияне: эскиз к портрету» представлены результаты исследования жизненных планов молодых людей за 2008 г. Объем выборки составил 1 163 человека в возрасте от 16 до 23 лет. У молодых людей, ответивших на вопросы анкеты, актуальными планами являются: «Получить хорошее образование» (71%); «Удачно трудоустроиться» (55%); «Добиться хорошего материального положения» (48%); «Сделать карьеру» (41%); «Создать семью» (36%); «Решить жилищные проблемы» (20%). На нижние ступени перемещаются планы, связанные с такими позициями, как «Стать матерью, отцом» (14%); «Посвятить себя творческой деятельности» (13%); «Получить дополнительную, престижную специальность» (12%); «Научиться строить хорошие отношения с людьми» (10%); «Стать полезным своей стране» (9%); «Уехать в другую страну» (8%) [7, с. 60]. По итогам полученных данных можно заключить, что молодежь в первую очередь нацелена на свое благоустройство в социуме, на получение высокооплачиваемой работы, хорошего жилья и иных благ.

Интересной представляется некоторая динамика в сфере семейных отношений. Молодые люди желают создать собственную семью (36%), но стать матерью или отцом предпочли гораздо меньшее количество человек (14%). Здесь можно сделать несколько предположений. Во-первых, молодые люди в силу приоритета получения образования отодвигают позицию, связанную с детьми, на второй план. Во-вторых, это может быть связано с непростой социально-экономической ситуацией молодого поколения в период получения образования (проживание в общежитии, низкие стипендии, материальная помощь родителей, частые подработки) и в период первых лет работы (низкие заработные платы по причине отсутствия стажа работы и т. д.). В-третьих, следует отметить динамику традиционных представлений о формах семейного устройства. На вторые позиции отодвигаются планы «Стать полезным своей стране» и «Уехать в другую страну». Это свидетельствует о том, что молодые люди не связывают свои жизненные устремления с их реализацией за границей, но одновременно они не нацелены отдавать себя на пользу своей стране. Можно сделать предположение, что планы молодых людей нацелены на индивидуальное развитие с ограничением влияния внешних информационных, политических, социальных и иных факторов со стороны общества и государства.

Цели и планы личности тесным образом связаны с ее ценностными ориентация-ми. Ценностные ориентации — система фиксированных установок индивида на предметы и явления окружающей действительности, включающая оценочное отношение

человека к миру, которое зависит от социальной среды и внутреннего содержания самой личности [6, с. 155]. Наряду с ценностными ориентациями, существуют политические, репродуктивные, профессиональные, которые связаны с будущими планами молодого поколения. Ориентации относятся к структуре образа будущего и процессу его формирования, а установки — к сфере реализации жизненных стратегий молодежи.

В фундамент образа будущего входят такие компоненты, которые одновременно со структурной функцией обладают регулятивным воздействием на формирование будущего пространства субъекта деятельности. Существуют социальные нормы, как внешние регуляторы процесса формирования и реализации образа будущего, и внутренние компоненты регулирования поступков личности: воля, стыд, совесть. Стыд в отличие от совести больше ориентирован не на внутреннюю работу по осознанию соответствия или несоответствия собственного поведения социальным ценностям, а на мнение окружающих людей [6, с. 140]. Воля выполняет регулятивную функцию и придает силы индивиду в преодолении трудных жизненных обстоятельств.

Образ будущего может быть ближайшим и отдаленным, причем ближайший образ будущего вбирает в себя большое количество компонентов настоящей действительности. В него входят цели, задачи, ожидания от ближайшей перспективы, поэтому для человека он может не быть столь интересным, как отдаленный образ будущего, который является более привлекательным. Р. А. Зобов подчеркивает, что привлекательность моделей отдаленного будущего формируется под влиянием идеалов, утопий, мифологических представлений и авторитета правящего лидера или группы людей, отличающихся харизмой [2]. В процессе формирования образа будущего важную роль играет момент неопределенности и неизвестности. Р. А. Зобов говорит о том, что интерес к будущему падает в жестких системах тоталитарного типа, в которых человек чувствует себя ничего не значащим винтиком. У него возникает ощущение однозначной предопределенности будущего, которое становится малоинтересным. Такая предопределенность обычно отождествляется с роком, судьбой, фатумом и пр. [2, с. 1213]. Получается, что «область неизвестности» помогает человеку избежать чувства полного предопределения и дает возможность развить навыки для быстрого, гибкого и мобильного ориентирования в жизни. Вторая область, которая может выполнять такую же функцию, это «область недосягаемости». Таким образом, идеал и некоторая удаленность от него играют важную роль в процессе формирования образа будущего. Именно «область неизвестности» и «область недосягаемости» выступают в роли стимулов человеческого развития и его движения к своему будущему. Применяя синерге-тический подход в исследовании категории будущего, можно заключить, что данные зоны являются неотъемлемой сферой хаоса, которая необходима для рождения последующего порядка. С позиций синергетики физическая картина мира представляет сложную иерархию открытых, неравновесных самоорганизующихся систем, подчиняющихся некоторым универсальным законам эволюции [8]. Структура образа будущего представляет собой открытую, сложную, самоорганизующуюся систему. Она включает в себя категорию порядка, воплощенную в понятиях «цели», «планы», «задачи», «активные установки», «целеустремленность», и категорию хаоса, которая отражается в понятиях «страхи», «барьеры», «зоны неизвестности», «зоны неопределенности».

Таким образом, тема образа будущего в структуре жизненных стратегий современной российской молодежи носит междисциплинарный характер, сочетая в себе знания в области философии, психологии, социологии и социальной синергетики. Для

развития образа будущего, формирования его гибкости и устойчивости необходим диалог порядка и хаоса, как внутри системы, так и за ее пределами. Другим важным процессом выступает поиск компромисса и гармоничного взаимодействия моделей локального и глобального образов будущего. В настоящее время тема образа будущего продолжает изучаться в рамках проекта № 11-03-00086а «Социальные условия и факторы дифференциации учащейся и студенческой молодежи на «ночную» и «дневную» в контексте ценностных ориентиров, жизненных планов и социального заказа» при поддержке РГНФ.

Литература

1. Козловская Т. Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 20 с.

2. Образ будущего: Опыт социолого-философского анализа / под ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. СПб.: Химиздат, 2001. 124 с.

3. Ельникова Г. А., Алиев Ш. И. Жизненные стратегии молодежи: теоретический и методологический анализ: монография. Белгород: Кооперативное образование, 2008. 245 с.

4. Социология: учебный словарь / под общ. ред. А. О. Бороноева, И. Ф. Кефели; СПб.: Балт. гос. техн. ун-т; СПб гос. ун-т., 2009. 171 с.

5. Бабосов Е. М. Социология: Энциклопедический словарь. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 480 с.

6. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2008. 608 с.

7. Легостаева Н. И. Жизненные планы современной российской молодежи. Молодые россияне: эскиз к портрету / под ред. д-ра соц. наук, проф. А. А. Козлова. СПб: «ЭлекСис», 2001. С. 54-60.

8. Бранский В. П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1. С. 148-149.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.