Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Ю.В., Канищева Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Герасимова Ю.В., кандидат сельскохозяйственных наук

старший преподаватель кафедра «Педагогика и психология»

Канищева Т.М. доцент

кафедра «Педагогика и психология» МОУ ВПО «Муниципальный институт г. Жуковского» Российская Федерация, Московская область, г. Жуковский ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Для решения задач построения научной деятельности, организации успешного научно-исследовательского процесса необходим анализ мотивационной системы в организациях, исследование индивидуальной и групповой мотивации и изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям. В современных психологических научных источниках под мотивацией понимают совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность её деятельности. Мотивы рассматривают, как относительно устойчивые атрибуты личности, проявляющиеся, в том числе, и в трудовой деятельности [4]. Актуальность работы связана с тем, что исследования мотивации персонала в научно-исследовательских учреждениях Россельхозакадемии недостаточно масштабны. Накопление аналитических данных в области использования человеческих ресурсов в сфере сельскохозяйственной науки является необходимым для научной разработки проблемы подбора персонала и построения эффективных мотивационных систем. Российской сельскохозяйственной наукой, в настоящее время, занимаются 258 государственных научных учреждения, ранее входивших в состав Российской академии сельскохозяйственных наук, ныне Федеральное агентство научных организаций. В структуре Российской сельскохозяйственной науки трудится 1577 докторов с.-х. наук и 4736 кандидатов с.-х. наук. Из общего числа на долю молодых учёных (до 39 лет) приходится 34%. В аспирантуре обучается свыше 1300 аспирантов [7].

Зарплата учёных в данной сфере науки невелика, условия работы нельзя назвать комфортными, поэтому представляется интересным установить мотивацию персонала научно-исследовательских учреждений сельскохозяйственной науки с целью выявления особенностей структуры профессиональной мотивации и построения эффективных мотивационных систем.

Цель нашей работы - выявление особенности структуры мотивации научной деятельности у сотрудников сферы сельского хозяйства.

Для достижения поставленной цели работы были решены следующие задачи:

1. проанализирована степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе;

2. выявлены ведущие мотивы научной деятельности, мотивационный профиль и преобладающие социально-психологической установки личности у аспирантов и специалистов (кандидатов и докторов с.-х. наук);

3. проведён сравнительный анализ структуры мотивации научной деятельности аспирантов и специалистов с.-х. наук;

4. проведён сравнительный анализ структуры мотивации сотрудников сферы с.-х. и сотрудников технической специальности;

Гипотезой выступило предположение: несмотря на возрастные особенности и наличие или отсутствие опыта, существует сходство в общей структуре мотивационного комплекса аспирантов и специалистов (кандидатов и докторов с.-х. наук).

Объект исследования - мотивационная сфера личности; предмет исследования - особенности структуры мотивации научных сотрудников сферы сельского хозяйства.

При построении экспериментальной части своей работы, в большей степени, опиралась на двухфакторную теорию мотивации Ф. Герцберга и на теорию установки Д.Н. Узнадзе.

Отечественные ученые, занимающиеся вопросами мотивации, образуют несколько направлений, соответственно своим взглядам. Первое направление развивали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и их ученики, в частности, В.К. Вилюнас; второе - С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев; третье -В.Н. Мясищев; четвертое - Д.Н. Узнадзе и его ученики.

Подобные исследования по особенностям мотивации научной деятельности у молодежи освящены в работах А.В. Батаршева; Л.М. Гохберг, Г.А. Китовой, Т.Е. Кузнецовой, О.Р. Шуваловой. Е. П. Ильин описал причины занятия научной деятельностью. Т.В. Разина исследовала половые различия при поступлении в аспирантуру. Ядов В.А. выдвинул теорию «иерархической структуры диспозиций личности» и разделил ученых на несколько групп [1,2,3,8,11].

Для эмпирического исследования были привлечены испытуемые, которые составили основную выборку: аспиранты, кандидаты и доктора научно-исследовательского института сферы сельского хозяйства. В качестве группы сравнения были привлечены аспиранты технического научно- исследовательского института.

В данном исследовании мы использовали следующий комплекс методик: Методика изучения мотивационного профиля личности (Мартин, П., Ричи, Ш. Управление мотивацией - М.: Юнити, 2004. - 399с. );

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (авт.О.Ф. Потемкина; источник: Райгородский, Д.Я. Практическая психология: Методики и тесты.-Самара: БАХРАХ - М, 2003.- 672 с.);

- Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности (Л.А. Верещагина, источник: Социальная сеть работников образования nsportal.ru)

Средние показатели результатов исследования по группам испытуемых представлены в виде графиков на рисунках 1-3.

При анализе результатов исследования мотивационно-потребностной сферы выявлено статистически достоверное сходство в структуре мотивационного комплекса у сотрудников с.-х. с разным стажем научной деятельности:

- выражены потребности вознаграждения, разнообразия, достижения, признания, самосовершенствования и интересной работы (рис.1);

не выражены потребности в общении и власти (рис.1); преобладание ориентаций на свободу, альтруизм и процесс, результат (рис.2);

низкая ориентация на эгоизм, власть и деньги (рис.2); - ведущие мотивы профессиональной деятельности социальной значимости и мотивы собственного труда (рис.3).

мотивы

Рис.1 Средние показатели выраженности потребностей научной деятельности у аспирантов и специалистов с.-х. с разным стажем научной деятельности, балл (методика Мартина П., Ричи Ш.)

Рис.2 Средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере аспирантов и специалистов с.-х. наук с разным стажем научной деятельности, балл (методика О.Ф. Потемкиной)

Рис.3 Средние показатели значимости ведущих мотивов профессиональной деятельности аспирантов и специалистов с. -х. наук (методика Л. А. Верещагиной)

50 45 ,- 40 О 35

а 30 25 Л 20 15 10 5 0

л

■ аспиранты

вниио

аспиранты НИИП

л

# Л? ж

'/////^ГУ/Л*

(V

о

О- сг V

& Л

& £

Рис.4 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности аспирантов ВНИИО (с.-х.) и

НИИП (приборостроение)

В то же время выявлены статистически достоверные различия в выраженности мотивационной сферы научной деятельности у аспирантов и специалистов (кандидатов и докторов с.-х. наук) с разным стажем работы:

- у кандидатов и докторов с.-х. потребности в условиях работы выражены ниже, чем у аспирантов с.-х. (рис.1).

Выявлены различия на уровне тенденций в структуре мотивационного комплекса:

- у специалистов с.-х. выше выраженность потребности в креативности, чем у аспирантов с.-х. (рис.1);

- у докторов с. -х. ниже выраженность ориентации на альтруизм, чем у кандидатов и аспирантов с.-х. (рис.2).

В результате сравнения двух сфер деятельности с.-х. и технической выявлено (рис.4):

- статистически достоверное сходство в выраженности мотивационной сферы у аспирантов в потребности - вознаграждение, признание, достижение, самосовершенствование и интересной работы; не выражены потребности в общении и власти;

- различия на уровне тенденций в выраженности мотивационной сферы у аспирантов ВНИИО в потребности - структурирование работы, а у аспирантов НИИП более выражена потребность в креативности.

В дополнительных исследованиях средовых факторов выявлено: в родительской семье преобладал демократический стиль воспитания.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования, гипотеза о том что, несмотря на возрастные особенности и наличие или отсутствие опыта, существует сходство в общей структуре мотивационного комплекса аспирантов и специалистов (кандидатов и докторов с. -х. наук) подтвердилась, и цель работы достигнута.

Исследование мотивации аспирантов и специалистов с. -х. наук, показало, что они в большей степени ориентированы на вознаграждение, возможность карьерного роста, признании, стремятся лишь к той работе, которая интересна и структурирована, а так дает видимый результат.

Исследование социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере выявило, что научные сотрудники сельского хозяйства в большей степени ориентированы на свободу и альтруизм, они ставят высокие цели и готовы жертвовать своими интересами ради других.

Выявлен очень интересный факт: у сотрудников сферы с.-х. не выражены потребности в общении, власти и влиятельности, так же им специфичны низкие ориентации на эгоизм, власть и деньги.

При выявлении ведущих мотивов профессиональной деятельности было выявлено не существенное различие в том, что доктора с. -х. наук руководствуются мотивами самоутверждения в труде (МСУТ), а аспиранты и кандидаты с.-х. наук мотивам социальной значимости (МСЗ).

В процессе исследовательской работы выявили очень важные особенности структуры мотивации присущие научным сотрудникам. Наше исследование носило прикладной характер, а для увеличения его научной значимости необходимы исследования на более широкой выборке. Возможно, необходимо исследование по социально-ситуативному развитию и обогащение методики изучением влияния средовых факторов разных сфер научной деятельности и глубинный анализ личности.

Использованные источники:

1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2009. — 192 с.

2. Гохберг Л.М. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету: монография / Л. М. Гохберг, Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова, О. Р. Шувалова. -М.: Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 2010. - С. 5-6.

3. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива / Психологический журнал. -

1995. - №2. - С. 27 - 41.

4. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.: Полиграфресурсы,

1996.- 154 с.

5. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи - М.: Академия, 2008. -с. 114-121

6. Мартин П. Управление мотивацией / П.Мартин, Ш. Ричи, - М.: Юнити, 2004. - 399 с.

7. Разина Т.В. Факторная структура мотивации научной деятельности студентов вуза и ее изменения в процессе обучения // Психология обучения.

- 2011. - № 10. - С. 88 - 100.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психология: Методики и тесты - Самара: БАХРАХ - М, 2003.- 672 с.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования - М.: Омега-Л, 2007.

- 567 с.

10. Официальный сайт Российской академии сельскохозяйственных наук: 2014 // Режим доступа: http://rashn.ru/

11. Социальная сеть работников образования: 2014 // Режим доступа: http://nsportal.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.