Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО КОНТЕНТА TELEGRAM-КАНАЛА'

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО КОНТЕНТА TELEGRAM-КАНАЛА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
12
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Telegram / telegram-канал / СМИ / чат-бот / медиатекст

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алёна Павловна Огурцова

Актуальность темы выражается в росте популярности мессенджера Telegram среди российской аудитории и практикой использования telegram-каналов российскими СМИ. Цель исследования – выявить характерные особенности формирования контента в telegram-каналах, принадлежащих СМИ. В исследовании научными методами послужили: анализ, описание и классификация, а также наблюдение и системный подход. Количественный метод (количество подписчиков, периодичность размещения) был использован для анализа статистических данных telegram-каналов. Качественный метод был использован для описания и анализа содержательности публикаций. Теоретическая значимость обусловлена попыткой систематизировать актуальные тренды и методы формирования контента telegram-каналов. В статье описываются функциональные особенности мессенджера Telegram, приводится конкретное определение, раскрывается его актуальность на основе современной статистики. Telegram-каналы рассматриваются в качестве важной единицы медиасреды: формулируется определение, специфика, функции. Выделяются устойчивые элементы формирования журналистского контента и актуальные технологии коммуникации с аудиторией telegram-каналов. Анализируется перспектива развития роботизированной журналистики в мессенджере Telegram на основе функциональных вспомогательных чат-ботов. Феномен telegram-журнализма рассматривается на основе анализа telegram-каналов российских СМИ: «РБК» и «Комсомольская правда». Выделяются общие и отличные черты этих каналов. В ходе исследования были выявлены концептуальная роль и цель ведения данных каналов. Также был исследован формат подачи с точки зрения визуальной наполненности и методы подачи контента; технологии коммуникации с аудиторий, стиль, основные темы и жанры публикации. Предложенная статья восполняет пробел в публикациях подобной тематической направленности – в этом заключается научная новизна данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.47475/2070-0717-2023-10103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО КОНТЕНТА TELEGRAM-КАНАЛА»

Медиасреда. 2023. № 1. С. 14-18. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1: 14-18. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2023-10103

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО КОНТЕНТА TELEGRAM-КАНАЛА

Алёна Павловна Огурцова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, aln7ogurcova@gmail.com

Аннотация. Актуальность темы выражается в росте популярности мессенджера Telegram среди российской аудитории и практикой использования telegram-каналов российскими СМИ. Цель исследования - выявить характерные особенности формирования контента в telegram-каналах, принадлежащих СМИ. В исследовании научными методами послужили: анализ, описание и классификация, а также наблюдение и системный подход. Количественный метод (количество подписчиков, периодичность размещения) был использован для анализа статистических данных telegram-каналов. Качественный метод был использован для описания и анализа содержательности публикаций. Теоретическая значимость обусловлена попыткой систематизировать актуальные тренды и методы формирования контента telegram-каналов. В статье описываются функциональные особенности мессенджера Telegram, приводится конкретное определение, раскрывается его актуальность на основе современной статистики. Telegram-каналы рассматриваются в качестве важной единицы медиасреды: формулируется определение, специфика, функции. Выделяются устойчивые элементы формирования журналистского контента и актуальные технологии коммуникации с аудиторией telegram-каналов. Анализируется перспектива развития роботизированной журналистики в мессенджере Telegram на основе функциональных вспомогательных чат-ботов. Феномен telegram-журнализма рассматривается на основе анализа telegram-каналов российских СМИ: «РБК» и «Комсомольская правда». Выделяются общие и отличные черты этих каналов. В ходе исследования были выявлены концептуальная роль и цель ведения данных каналов. Также был исследован формат подачи с точки зрения визуальной наполненности и методы подачи контента; технологии коммуникации с аудиторий, стиль, основные темы и жанры публикации. Предложенная статья восполняет пробел в публикациях подобной тематической направленности - в этом заключается научная новизна данной работы.

Ключевые слова: Telegram, telegram-канал, СМИ, чат-бот, медиатекст.

Для цитирования: Огурцова А. П. Особенности структурирования журналистского контента telegram-канала // Медиасреда. 2023. № 1. С. 14-18. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10103

For citation: Ogurtsova A. P. Features of structuring the journalistic content of the telegram channel. Mediasreda. 2023; 1: 14-18. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10103

Telegram - это кроссплатформенный и оперативный мессенджер, поддерживающий текстовый и аудиовизуальный (голосовые, видео- сообщения, стикеры, фотографии, видеозаписи) форматы, а также позволяющий отправлять и хранить неограниченное количество файлов различного вида и размера. Мессенджер был создан в 2013 году Павлом и Николаем Дуровыми.

Актуальность мессенджера значительно выросла за период с апреля 2021 по октябрь 2022 года. Количество активных пользователей увеличилось более чем на 200 миллионов и в результате достигло 700 миллионов. В связи с блокировкой некоторых социальных сетей на территории России каналы в Telegram стали набирать еще большую популярность: например, 40 миллионов человек подписались на российские каналы после блокировки Instagram (сеть, запрещенная на территории РФ). Также в 2022 году Telegram опередил мессенджер WhatsApp. Как сообщает телекоммуникационная компания «Мегафон», трафик Telegram вырос на 251 %, а WhatsApp - всего на 20 %. Чаще всего через WhatsApp пользователи звонят и переписываются, а с помощью Telegram не только «чатятся», но и читают новости, обмениваются различными файлами. Сегодня Telegram распространен как в России, так и во многих государствах СНГ (Беларусь, Казахстан), некоторых европейских странах (Великобритания, Германия, Франция), а также в Индии, США, Индонезии

и Бразилии.

Особенностью Telegram является формирование в нем активной аудитории, нацеленной на восприятие более качественного контента. Здесь меньше ботов, ведь при входе в аккаунт необходимо подтверждать номер мобильного телефона с помощью одноразового кода. При этом пользователь всегда сам выбирает, за чьим контентом ему следить и какие источники читать, то есть инициатива исходит от медиапотребителя. Также в Telegram есть возможность создавать свой «миниблог» в формате telegram-канала (Фольц 2017: 169). Данная тенденция активно развивается примерно с 2015 года, а сегодня имеет высокую популярность как среди СМИ, так и среди блогеров, экспертов, политиков, брендов и др. В первую очередь Интернет-СМИ используют Telegram как дополнительную среду для дайджеста своего контента, поскольку на данной площадке можно использовать неформальный язык и оставаться всегда «на связи» со своей аудиторией, привыкшей в современном ускоренном темпе жизни потреблять информацию через гаджеты. Медиаменеджеры, блогеры и политики видят в мессенджере «ресурс» для развития и продвижения своих идей, а самостоятельные журналисты и пиарщики активно взаимодействуют между собой, запускают собственные медиапроекты.

Telegram-каналы - это специфическая, более персонализированная платформа для коммуникации читателя и автора, которая позволила журналистам, пиарщикам и блогерам возродить эпоху моновещания времен «Живого Журнала». Медиаэксперт А. Литвинов утверждает, что Telegram дает ряд преимуществ для СМИ, так как на данной площадке посты просматривает наибольшее число подписчиков; не возникает предсказуемость в просмотрах; не пессимизируются, то есть не снижаются количественные переходы на сайт издания; формируется более высокая конверсия (Яблоновская 2021: 102).

«Первооткрывателями» Telegram были обычные пользователи, которые создавали групповые чаты для общения. Впоследствии telegram-каналы осваивали сетевые СМИ, стремясь таким образом привлечь платежеспособную мобильную аудиторию (Рубина 2020: 75). В Рунете тренд задали «РБК» и «Эхо Москвы».

К основным функциям telegram-каналов относятся (Дементьева 2021: 134):

- информационная;

- манипулятивная;

- коммуникативно-посредническая;

- функция воздействия на политическую социализацию;

- функция лоббирования интересов;

- рекреативная и образовательная.

К специфике telegram-каналов относится: анонимность источников информации; удобство платформы для распространения и потребления информации; вторичный по отношению к другим СМИ характер информации; субъективная трактовка фактов; отсутствие этики, использование обсценной лексики (Татур 2019: 547-548).

В отличие от многих социальных сетей (например, ВКонтакте) публикации telegram-каналов не попадают в алгоритмическую (умную) ленту, так как ранжируются не по вовлеченности, а по хронологии (Яшина 2021: 330-331). Отправка публикации в виде личного сообщения, которое можно открыть и прочитать в удобное для пользователя время, способствует повышению вовлеченности и доверия аудитории. Е. А. Зинкин утверждает, что такая система отправки сообщений - главное преимущество мессенджеров перед социальными сетями (Зинкин 2019: 2-5). Сегодня мы можем утверждать, что Telegram изменил представление о способе распространения журналистского контента и коммуникации с аудиторией. Некоторые эксперты отмечают, что Telegram успешно конкурирует с традиционными видами СМИ (Стрыгина 2022: 168), а многие российские издания открыто ссылаются на анонимные telegram-каналы как на еще один вид новых медиа (Панаева 2018: 184).

Современный исследователь Я. Д. Дёмина считает, что тексты в Telegram относятся к медиатекстам, так как они определяют само понятие медиатекста - последовательность знаковых единиц, главными свойствами которой являются связанность и целостность (Добросклонская 2005: 28), а также включают в себя вербальные, медийные, гипертекстовые и функционально-жанровые элементы (Дёмина 2021: 136). Современный исследователь О. Н. Басов утверждает, что в современном медиапространстве Telegram превратился «в новейший тип медиа, оказывающий на политическую сферу даже более непосредственное влияние, чем традиционные СМИ» (Басов 2020: 32). Несмотря на то, что официальные представительства остро (реже - консервативно-сдержанно) реагируют на функционирование политических telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ (Дорохин 2019: 104), Telegram солидно превосходит традиционные СМИ по интенсивности коммуникации и по скорости доставки контента (Ляховенко 2022: 126).

Помимо привычных нам новостных и политических telegram-каналов СМИ, существуют и корпоративные каналы, которые уже сформировали лояльную и устойчивую аудиторию в несколько

тысяч человек, объединенную профессиональной сферой. О. В. Бондаренко отмечает, что «внутренние telegram-каналы крупных компаний смогут серьезно потеснить востребованность корпоративной прессы как внутри данных корпораций, так и во внешнем контуре» (Бондаренко 2018: 172).

Обратимся к новостным telegram-каналам как средству периодического распространения актуальной социально значимой информации через личное сообщение в мессенджере, при котором отправитель зачастую остается анонимным, а получатель не всегда имеют возможность комментировать публикации (Дементьева 2021: 134). Однако стоит отметить, что в 2021 году в Telegramm появилась функция комментирования и «реакции» (эмодзи). Таким образом, в пространстве рассматриваемого нами ресурса мы можем наблюдать процесс сращения СМИ, Интернет-технологий и мобильного приложения.

Еще одной особенностью Telegram, позволяющей СМИ использовать его как дополнительный канал дистрибуции, заключается возможности создавать боты (Фольц 2017: 169) - запрограммированные виртуальные аккаунты. Как подчеркивает исследователь А. Д. Иванов в своей работе «Современное состояние роботизированной журналистики», такой алгоритм времязатратный и небюджетный, и, безусловно, требует навыков программирования. Здесь же А. Д. Иванов указывает, что «представить такую разработку на службе региональной редакции довольно сложно» (Иванов 2016a: 106), однако пробные и удачные попытки обучить бота естественному языку открывают перспективную ветвь развития новостной журналистики в ближайшее десятилетие.

Сегодня роботизированные помощники - недорогие и простые по своей структуре и возможностям - доступны для различных сетевых изданий в виде функциональных чат-ботов, которые можно создавать в мессенджере Telegram. Бот не может начать свою работу самостоятельно или же написать человеку первым. Чтобы алгоритм начал функционировать, необходимо отправить определенную команду-сообщение (обычно в Telegram это кнопка-комбинация - /start), после чего пользователь получает перечень имеющихся функций и способы их активации. После запуска бот не требует дополнительного внимания. Команды, которые на данный момент может выполнять новостной бот в мессенджере или в социальной сети, можно разделить на два типа: статичные - предоставление пользователю заранее заготовленной информации и динамичные - команды, основанные на обращении бота не к шаблонным текстам, а к обновляемым переменным (Иванов 2016b: 130). Создать собственного чат-бота в Telegram можно с помощью ботов - @Manybot и @BotFather.

Многие СМИ и журналисты, владея собственным telegram-каналом, внедряют персональный чат-бот в качестве посредника между производителем и потребителем контента. Бот помогает поддерживать коммуникацию с представителями аудитории и дает возможность каждому из них самому стать автором какого-либо новостного эксклюзивного материала. В этих условиях пользователь одновременно выступает в роли потребителя медиаконтента и носителя, источника информации. Несмотря на то, что сейчас нет бота-источника, который стал популярным среди широкой аудитории, боты представляют значимую единицу в медиапространстве и растут вместе с развитием платформы Telegram. На данный момент средства массовой информации как «сервис» обладают не таким большим набором функций, которые можно было бы автоматизировать и адаптировать для аудитории. Кроме того, тренд на использование роботизации не дошел до массового распространения. Аудитория должна изучить подобный формат.

Отметим главные функциональные особенности Telegram:

- возможность создавать тематические каналы и чат-боты;

- оформление текстового поста с применением курсива, полужирного начертания, зачеркнутого текста, а также невидимого сообщения;

- отправка публичного сообщения (в telegram-каналах) напрямую в «личку» пользователя;

- хранение неограниченного количества данных;

- ведение видео- и голосовых и чатов, подобно функционалу Discord, а также прямых трансляций;

- «реакции» в виде эмодзи и комментирование;

- возможность создавать собственные стикерпаки;

- шифрование данных, принцип анонимности.

В нашей статье мы проанализировали особенности журналистского контента и коммуникации с аудиторией двух новостных telegram-каналов российских СМИ - Комсомольская правда (тематически универсальное, массовое) и РБК (качественное специализированное).

Для выявления характерных черт мы определили следующие критерии сравнения: целевая аудитория; количество подписчиков; периодичность размещения; жанры публикаций; основные темы; формат подачи информации; методы подачи информации; стиль речи; средства коммуникации с аудиторией (функция комментирования и «реакции», опросы); наличие или отсутствие вспомогательного чат-бота.

Критерий сравнения Telegram-канал «Комсомольская правда» Telegram-канал «РБК»

ЦА Платежеспособные женщины (57.4 %) и мужчины (42.6 %) в возрасте от 25 до 50 лет. Платежеспособные мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, интересующиеся экономическими и финансовыми новостями России и мира.

Количество подписчиков На конец мая 2023 года - 233 570 подписчиков. На конец мая 2023 года - 360 000 подписчиков.

Периодичность размещения Примерно 150 постов ежедневно. 70-80 записей в день. График публикаций не нормирован: иногда в день выкладывается 100 постов, а иногда 20.

Жанры публикации Информационный (новостные заметки, отчеты и комментарии; статистические сводки; «вопрос-ответ», опросы). Информационный (заметки, небольшие комментарии, сводки новостей, статистика) и аналитический (со ссылкой на первоисточник - сайт издания).

Основные темы Мировые и российские политические новости; российские новости спорта, медицины, природы и экологии, шоу-бизнеса, а также происшествия и новости о спецоперации. Мировые и российские политические новости; российские новости науки и медицины, финансов и промышленности, спорта.

Формат подачи Текстовый, текстово-визуальный, подкрепленный фото, видео, инфографикой, диаграммой gif-изображение и т. д. В основном текстовый; изображения и видеозаписи используются редко.

Методы подачи Метод «хедлайна», «бильдизации», «финишинга». Прием «финишинга», «жесткой новости».

Стиль речи Разговорный, публицистический. Публицистический, официально-деловой.

Средства коммуникации с аудиторией Функция «реакции»; опросы. Функция «реакции», опросы.

Вспомогательный чат-бот Подключен. Боту можно прислать любую новость, фото, видео, а также задать вопрос. Не подключен. Однако есть чат-конференция для общения подписчиков между собой.

Telegram-канал «Комсомольской правды» был создан в феврале 2017 года. Примечательно, что в публикациях часто используются видеозаписи и фотографии, взятые у обывателя - очевидца каких-либо событий, простого читателя. Также «Комсомолка» ссылается на неофициальные новостные источники: например, telegram-канал «Чушь несусветская». Канал используется как площадка для дайджеста контента из официального сайта: в пост выносится цитатный, вопросительный или единичный лид-абзац и краткое введение, дающее понять, о чем пойдет речь в оставшейся части материала. Однако можно утверждать, что канал существует также и как самостоятельный медиапродукт, адаптированный под аудиторию Telegram. Таким образом, он сочетает в себе две функциональные роли: вспомогательный инструмент для продвижения СМИ и полноценный, оригинальный информационный источник.

Telegram-канал «РБК» был создан в сентябре 2016 года. В нем приоритет отдается текстовым постам без визуальной составляющей. Иногда для иллюстрирования новости используется инфографика, картинка или фотография, реже - видео. Канал является информационным агентством, публикующим краткие сводки последних важных событий. На канале можно проследить использование аналитического, затяжного и единичного лид-абзацев. Telegram-канал «РБК» прямо зависит от стабильности работы самого издания и не является самостоятельным медиаэлементом. Практически каждый пост подкреплен ссылкой на сайт издания.

Мы можем сделать вывод о том, что цели ведения проанализированных каналов похожи, но не идентичны. «РБК» первостепенно использует Telegram как вспомогательный ресурс для роста количества и вовлеченности аудитории. «Комсомольская правда» тоже использует элементы «дайджеста», однако второй их важной целью является качественная коммуникация с аудиторией, которую сложнее выстроить на сайте издания. Форматы подачи контента каналов отличаются степенью визуальной наполненности: больше всего разнообразна «Комсомольская правда», меньше - «РБК».

Список источников

1. Басов О. Н. Telegram-каналы как новые медиа и инструменты внутриэлитной борьбы // Научно-практические исследования. 2020. № 9-3 (32). С. 31-39.

2. Бондаренко О. В. Телеграм-каналы как новый вид коммуникации с общественностью // Век информации. 2018. № 2(2). С. 170-172.

3. Дементьева К. В. Развитие Telegram-каналов в медиапространстве российских регионов: специфика, типология, перспективы развития (на примере Telegram-каналов Республики Мордовия) // Вестник Новосибирского государственного университета. 2021. Т. 20. № 6. С. 131-144.

4. Дёмина Я. Д. Специфика функционирования критики СМИ на площадках современных мессенджеров // Молодежный вестник ИрГТУ. 2021. Т. 11 № 4. С. 133-137.

5. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник Московского университета. 2005. № 2. С. 28-35.

6. Дорохин В. Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. 2019. № 1. С. 103-105.

7. Зинкин Е. А. Приложения, социальные сети и мессенджеры как платформы распространения новостного контента СМИ // Журнал «Огарёв-online». 2019. № 1(122). 5 с.

8. Иванов А. Д. Современное состояние роботизированной журналистики // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы международной научно-практической конференции (14-15 апреля 2016 года, Екатеринбург). - Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. С. 106-109.

9. Иванов А. Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 3. С. 126-132.

10. Ляховенко О. И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Журнал «Galactica Media: Journal of Media Studies». 2022. Т. 4 № 1. С. 114-144.

11. Панаева В. О. Telegram-каналы как новые медиа России // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых. Традиции и новаторство : Межвузовский сборник. Том IX. 2018. С. 183-186.

12. Рубина В. Б. Telegram-каналы как основные слагаемые успеха мессенджера Telegram // Идеи и инновации. 2020. Т. 8 № 1. С. 75.

13. Стрыгина О. А. Трансформация языка сетевых медиа в условиях глобализации // Журналистика в эпоху цифровых трансформаций: ценности и практики : Сборник материалов X Международной научно-практической конференции (17 ноября 2022 года, Тамбов). - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. С. 168-174.

14. Татур И. А. Особенности присутствия СМИ в «Telegram» // Журнал «E-SCIO». 2019. №11(38). С. 546552.

15. Фольц А. О. Каналы и боты российских СМИ в Telegram: новая платформа, старые проблемы // Век информации. 2017. № 2-2. С. 168-169.

16. Яблоновская Н. В. Возможности продвижения медиа в мессенджерах (на примере Telegram-каналов интернет-издания «Meduza») // МедиаVектор. 2021. № 1. С. 101-102.

17. ЯшинаА.Р.Telegram-журналистика: какмессенджерыизменилиСМИ//Издательство: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. 2021. Т. 3. С. 327-334.

18. Looking ahead: key digital themes for 2023 // datareportal. 2022. URL: https://datareportal.com/reports/ looking-ahead-to-what-2023-holds?rq=telegram (дата обращения: 20.05.2023).

19. WhatsApp или Telegram? // t.me. URL: https://t.me/megafon_online/872 (дата обращения: 20.05.2023).

Информация об авторе

А. П. Огурцова - студентка факультета журналистики.

Научный руководитель: Сафонов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 10.06.2023; одобрена после рецензирования 24.06.2023;

принята к публикации 24.06.2023.

The article was submitted 10.06.2023; approved after reviewing 24.06.2023; accepted for publication 24.06.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.