Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / РАЗЛИЧИЯ / РАНГОВАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красоткина И.Н., Мезенцева И.А., Карбанович О.В., Степченко И.Г., Опалева О.Н.

В работе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и самооценкой эмоциональных состояний у студентов университета -будущих педагогов и психологов. Статистический анализ полученных экспериментальных данных с использование коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявил у студентов экспериментальной выборки наличие значимой положительной корреляционной связи между показателем уровня стрессоустойчивости и уровнем самооценки эмоций по шкалам «Горе» и «Гнев». Результаты расчёта критерия Крускала-Уоллиса показали, что существуют различия в распределении по шкале «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности» у студентов с различным уровнем стрессоустойчивость и в распределении по уровню самооценки эмоции по шкале «Горе» у студентов с различным уровнем стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRESS TOLERANCE OF UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELFESTEEM AND EMOTIONAL STATES

The article presents the results of the empirical study of the relationship between the level of stress tolerance and self-esteem of emotional states among university students - future teachers and psychologists. Statistical analysis of the experimental data obtained with using Spearman's rank correlation coefficient revealed in the students of the experimental sample the presence of the significant positive correlation between the level of stress resistance and the level of self-esteem of emotions on the scales of "Grief' and "Anger". The results of the calculation of the Kruskal-Wallis criterion showed that there are differences in the distribution on the scale of "Feeling of self-confidence - feeling of helplessness" among students with different levels of stress resistance, and in the distribution on the level of self-esteem of emotions on the scale of "Grief" among students with different levels of stress resistance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»

5. Mogilevkin, E. (1998), "Personal factors and career", Applied psychology and psychoanalysis, No. 2, pp. 23-33.

6. Chiker, V.A. (2011), "Psychological aspects of individual career", Bulletin of St. Petersburg University. Series 16. Psychology. Pedagogy, Np. 3, pp. 80-90.

Контактная информация: petuhowa.larisa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.08.2022

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Ирина Николаевна Красоткина, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Мезенцева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Ольга Владимировна Карбанович, старший преподаватель, Илья Геннадьевич Степченко,

старший преподаватель, Ольга Николаевна Опалева, старший преподаватель, Юлия Альбертовна Украинцева, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и самооценкой эмоциональных состояний у студентов университета -будущих педагогов и психологов. Статистический анализ полученных экспериментальных данных с использование коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявил у студентов экспериментальной выборки наличие значимой положительной корреляционной связи между показателем уровня стрессоустойчивости и уровнем самооценки эмоций по шкалам «Горе» и «Гнев». Результаты расчёта критерия Крускала-Уоллиса показали, что существуют различия в распределении по шкале «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности» у студентов с различным уровнем стрессоустойчивость и в распределении по уровню самооценки эмоции по шкале «Горе» у студентов с различным уровнем стрессоустойчивости.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, эмоции, эмоциональные состояния, различия, ранговая корреляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p467-473

FEATURES OF STRESS TOLERANCE OF UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-ESTEEM AND EMOTIONAL STATES Irina Nikolaevna Krasotkina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Iryna Alexan-drovna Mezentseva, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Olga Vladimirovna Karbanovich, the senior teacher, Ilya Gennadievich Stepchenko, the senior teacher, Olga Ni-kolaevna Opaleva, the senior teacher, Julia Albertovna Ukraintseva, the senior teacher, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the relationship between the level of stress tolerance and self-esteem of emotional states among university students - future teachers and psychologists. Statistical analysis of the experimental data obtained with using Spearman's rank correlation coefficient revealed in the students of the experimental sample the presence of the significant positive correlation between the level of stress resistance and the level of self-esteem of emotions on the scales of "Grief' and "Anger". The results of the calculation of the Kruskal-Wallis criterion showed that there are differences in the distribution on the scale of "Feeling of self-confidence - feeling of helplessness" among students with different levels of stress resistance, and in the distribution on the level of self-esteem of emotions on the scale of "Grief" among students with different levels of stress resistance.

Keywords: stress resistance, emotions, emotional states, differences, rank correlation.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность современного педагога и психолога является стрессогенной, что определяется необходимостью контактировать с большим количеством людей, постоянно держать под контролем свои эмоции, высоким уровнем социальной ответственности. Поэтому одним из ключевых профессионально-важных качеств будущих педагогов и психологов является стрессоустойчивость.

Представители научного сообщества под стрессоустойчивостью понимают: совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья; общее качество личности, которое характеризуется способностью противостоять стрессовым факторам за период времени, необходимого для организации новых условий, в которых данный стрессор не будет угрожающим [3].

Исследования ученых и практика показывают, что стрессоустойчивость обеспечивает высокую эффективность деятельности и сохраняет здоровье человека. Поэтому актуальными сегодня становятся проблемы определения факторов, влияющих на возникновение профессиональных стрессов. Известно, что эмоциональными детерминантами стрессоустойчивого поведения являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, эмоциональный опыт личности (эмоциональные установки, образы, прошлые переживания) [1].

Согласно взглядам В.Н. Мясищева, эмоции - это одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности [4]. П. К. Анохин определяет эмоции как физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [2].

В научной психо лого-педагогической литературе рассмотрены особенности стрес-соустойчивости личности и ее детерминанты, и авторы согласны с мнением ряда ученых о том, что эмоциональная самооценка ситуации является одним из факторов, определяющих особенности стрессоустойчивости личности [2, 5, 6].

Однако, следует отметить, что данные явления практически не рассматривались в одном контексте с особенностями студенческого возраста. Этим и обусловлена актуальность представляемой работы, посвященной изучению особенностей стрессоустойчиво-сти студентов университета с различным уровнем самооценки эмоциональных состояний.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного исследования является изучение особенностей стрессоустойчиво-сти студентов университета - будущих педагогов и психологов, с различным уровнем самооценки эмоциональных состояний.

Объектом исследования является стрессоустойчивость. Предметом исследования выступает стрессоустойчивость студентов университета - будущих педагогов и психологов, с различной самооценкой эмоциональных состояний. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и самооценкой эмоциональных состояний у студентов; студенты с разным уровнем стрессоустойчивости отличаются самооценкой эмоциональных состояний. Методики исследования: методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс); методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард); тест самооценки стрессоустойчивости (С. Кохена и Г. Виллиансона); коэффициент корреляции Спирмена; критерий Крусскала-Уоллиса.

Выборка; 50 студентов Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского направлений подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое

образование», в возрасте от 18 до 22 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале рассматриваемого в работе эмпирического исследования взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и самооценкой эмоциональных состояний у студентов университета - будущих педагогов и психологов - авторами были изучены особенности стрессоустойчивости представителей экспериментальной выборки с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Анализ полученных результатов показал, что для большинства испытуемых уровень самооценки стрессоустойчивости характеризуется как «Хороший» 42,2% или как «Средний» - 40%. «Идеально отличный» уровень самооценки стрессоустойчивости характерен только для 2,2% испытуемых, «Очень хороший» - только для 8,9%, а 6,7% испытуемых уровень своей стрессоустойчивости оценивают, как «Тревожный»

Таким образом, можно утверждать, что для большинства студентов выборки характерными являются «Хороший» и «Средний» уровни самооценки стрессоустойчивости. Такие студенты в целом способны противостоять негативным внешним воздействиям без вреда собственному здоровью. В стрессовых ситуациях они не поддаются паническим настроениям, готовы спокойно, трезво оценить проблему и найти оптимальные пути решения.

Для некоторых студентов характерен «Отличный» уровень самооценки стрессо-устойчивости. Такие люди в экстремальной, стрессовой ситуации сохраняют спокойствие, быстро ориентируются и принимают решения, не обращая внимания на отвлекающие внешние факторы, демонстрируя полный самоконтроль эмоций.

В тоже время среди студентов выборки есть испытуемые, которые уровень своей стрессоустойчивости оценивают, как «Тревожный». Большинство стрессовых ситуаций расцениваются ими как несущие угрозу собственной безопасности. При этом студентов указанной группы характеризует высокий уровень реактивной тревожности и низкая способность к рефлексии. В проблемной, сложной ситуации многие из них начинают плакать или кричать, демонстрируя неспособность контролировать свои эмоции, много сил тратят на противодействие, борьбу с негативными эмоциональными состояниями.

Далее нами было выполнено исследование выраженности базовых эмоций с использованием методики «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард). Анализ результатов исследования уровня индекса позитивных эмоций (ПЭМ) показал, что для большинства испытуемых характерен слабый уровень его выраженности - 55,6%, умеренный уровень выраженности ПЭМ продемонстрировали 35,6% студентов, и только у 8,9% испытуемых индекс позитивных эмоций ярко выражен.

Для индекса острых негативных эмоций (ОНЭ) получены следующие результаты: у большей части студентов экспериментальной выборки индекс ОНЭ умеренный - 40%; 31,1% показали сильный уровень выраженности индекса ОНЭ, а 24,4% - слабый.

Индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ): у большинства студентов выборки (37,8%) выражен, для 24,4% испытуемых характерен слабый уровень выраженности ТДЭМ; умеренный уровень выявлен у 20% испытуемых и меньше всего (17,8%) студентов продемонстрировали сильный уровень выраженности ТДЭМ.

Результаты исследования по методике «Шкала дифференциальных эмоций» показали, что по шкале «Интерес» среди студентов преобладает низкий уровень выраженности (55,6%). Это указывает на то, что большинство испытуемых не стремятся получать новую информацию, расширять свой опыт. Были выявлены студенты с высоким (4,5%) и средним (39,9%) уровнем выраженности эмоций по данной шкале - для них характерно, в той или иной мере, желание исследовать, осваивать новые виды деятельности, они лучше воспринимают и перерабатывают полученную информацию, пытаются применить ее на практике.

По шкале «Радость» также для большинства испытуемых характерен низкий уровень выраженности эмоций. Данный результат позволяет нам отметить, что не всегда для испытуемых характерна ситуация успеха в деятельности, не всегда они получают положительный результат, возможно их редко хвалят, они не чувствуют себя счастливыми и, как следствие, такие люди менее открыты для общения, редко улыбаются.

Анализ результатов по шкале «Удивление» также показал, что большинство студентов имеют низкий уровень. Здесь надо отметить, что данная эмоция может быть, как положительной, так и отрицательной, в зависимости от фактора, который ее вызвал. В любом случае можем отметить, что большинство студентов воспринимают окружающие события как привычные или не имеющие для них никакого значения.

Индекс позитивных эмоций показал слабый уровень выраженности для большинства студентов, что в принципе согласуется с результатами, полученными по шкалам «Радость», «Интерес», «Удивление», и говорит о низкой степени позитивного эмоционального отношения к актуальной ситуации.

По шкале «Горе» большинство испытуемых показали низкий уровень, то есть в основном, все в их жизни спокойно, им не нужна помощь окружающих или утешение, они вполне самостоятельно справляются с проблемами. По шкале «Гнев» также низкий уровень имеет большая часть испытуемых: они спокойны, уравновешены, ничто не вызывает у них раздражения, негатива, разочарования. По шкале «Отвращение» данные практически совпадают с предыдущими показателями. Это говорит нам о том, что для большинства студентов, находящихся в комфортных условиях, нет необходимости дистанцироваться от неприятных людей. Сравнение по шкале «Презрение» показало, что среди обучающихся преобладает низкий уровень. Низкий показатель говорит о том, что они не стремятся демонстрировать превосходство над другими людьми, они уверены в своем статусе.

Суммарный показатель индекса негативных эмоций у большей части испытуемых имеет умеренный уровень выраженности, следовательно, актуальное эмоциональное состояние большинство оценивают положительно.

По шкале «Страх» у большинства обучающихся также низкие показатели, то есть они ощущают спокойствие, уравновешенность, им нечего боятся. Следует отметить, что по шкале «Стыд» у большинства обучающихся также низкие показатели. Особенность данной эмоции в том, что она не является врожденной, она социальна по своей природе и определяется особенностями взаимодействия с окружающими на основе усвоения социальных норм. Это позволяет нам сделать вывод, что поведение данных испытуемых согласуется с нормами референтной группы, им нечего стыдиться. По шкале «Вина» примерно одинаковое количество студентов имеют низкие и средние показатели. Сниженные показатели по данной шкале могут говорить об эгоцентризме, эгоизме и, как следствие, вызывать проблемы в общении и социальной адаптации. Суммарный показатель индекса тревожно-депрессивных эмоций у большей части имеет выраженный уровень, что возможно объясняется неуверенностью, студентов в завтрашнем дне.

Особенности самооценки эмоциональных состояний у студентов университета -будущих педагогов и психологов авторами изучались также с использованием методики «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс). Обобщенные результаты исследования по данной методике приведены ниже.

Проведенный анализ выраженности общего показателя - суммарной оценки эмоциональных состояний (П5) показал, что для 15,5% испытуемых этот показатель выражен на низком уровне; П5 в пределах средних значений (средний уровень выраженности) имеют 24,5% студентов выборки, а 59,9% испытуемых имеют высокие показатели (высокий уровень выраженности) П5.

По шкале «Спокойствие-тревожность» 28,9% испытуемых имеют низкие показатели, показатели в пределах средних значений (средний уровень) имеют 20% студентов вы-

борки и 51,1% испытуемых продемонстрировали высокие показатели (высокий уровень) самооценки указанных эмоциональных состояний.

По шкале «Энергичность-усталость» было выявлено, что для 22,2% студентов выборки характерны сниженные показатели (низкий уровень выраженности), 49% испытуемых продемонстрировали средние показатели (средний уровень выраженности) и 28,8% испытуемых имеют высокие показатели (высокий уровень) самооценки указанных эмоциональных состояний.

В результате тестирования на определение уровня самооценки эмоциональных состояний по шкале «Приподнятость-подавленность» было выявлено, что среди студентов экспериментальной выборки 20% имеют сниженные показатели (низкий уровень), средние показатели - 51,2% испытуемых, высокие показатели характерны лишь для 28,8% студентов.

При определении уровня самооценки эмоциональных состояний по шкале «Уверенность в себе - чувство беспомощности» было выявлено, что среди студентов выборки показатели низкого уровнях составляют 11,1%, средний уровень выраженности характерен для 37,8%, а у 51,1% испытуемых зафиксированы высокие показатели уровня самооценки.

Анализ результатов исследования методике Методика «Самооценка эмоциональных состояний», (А. Уэссман, Д. Рикс) по шкале «Спокойствие-тревожность» показал, что большая часть обучающихся имеет высокие показатели. Данный результат характеризует их как выдержанных, сдержанных, терпеливых людей, способных проявлять благоразумие, толерантное отношение к окружающим. Некоторые студенты имеют низкий уровень по данной шкале. Можно сказать, что они закомплексованы, нерешительны, нервозны, напряжены.

По шакале «Энергичность-усталость» было выявлено, что для большинства характерен средний уровень и примерно одинаковое количество студентов имеют высокие и сниженные показатели. Испытуемыми с высоким уровнем по данной шкале оценивают себя инициативными, деятельными, предприимчивыми личностями. Для обучающихся с низким уровнем характерны противоположные качества - безынициативность, пассивность, инертность, апатичность, безразличие и медлительность.

Сравнение по показателю «Приподнятость-подавленность», показало преобладание среди студентов высокого уровня. Поведение таких людей характеризуется задорностью, энергичностью, раскрепощенностью, подвижностью. По показателю «Уверенность в себе - чувство беспомощности» данные практически совпадают с предыдущими показателями - преобладает высокий уровень. Это говорит о том, что большинство студентов оценивают себя, как решительных, упорных, работоспособных, сильных, волевых людей, способных справиться с различными проблемами. Низкий уровень имеют студенты слабохарактерные, несмелые, с плохо развитыми волевыми качествами.

На заключительном этапе была выполнена статистическая обработка результатов исследователя. Для выявления зависимости между уровнем стрессоустойчивости и уровнем самооценки эмоциональных состояний мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета позволили авторам исследования выявить значимую положительную корреляционную связь между показателем уровня стрессоустойчивости и уровнем самооценки по шкале эмоции «Горе» (r=0,474**, p=0,001), уровнем стрессоустойчивости и уровнем самооценки по шкале эмоции «Гнев» (r=0,345*, p=0,02). Данный результат позволяет нам утверждать, что чем ниже уровень стрессоустойчивости, чем чаще студенты оценивают свое состояния как тревожное или очень тревожное, тем чаще им нужна помощь окружающих или утешение, они не готовы самостоятельно справляться с проблемами.

Для выявления различий в уровне самооценки эмоциональных состояний у студентов с различным уровнем стрессоустойчивости мы использовали критерий Крусскала-

Уоллиса. Результаты расчёта показали, что существуют различия в распределении результатом по шкале «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности» у студентов с различным уровнем стрессоустойчивости (значение критерия 0,032, уровень значимости 0,05) и в распределении по уровню самооценки эмоции «Горе» у студентов с различным уровнем стрессоустойчивость (значение критерия 0,028, уровень значимости 0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что большинство студентов экспериментальной выборки имеют средний уровень стрессоустойчи-вость. Они способны противостоять негативным внешним воздействиям, в стрессовых ситуациях не поддаются паническим настроениям, готовы спокойно, трезво оценить обстановку и найти оптимальные пути решения возникающей проблемы.

Для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и самооценкой эмоциональных состояний у студентов, авторы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчетов позволили выявить значимую положительную корреляционную связь между показателем уровня стрессоустойчивости и уровнем самооценки по шкалам эмоций «Горе» и «Гнев», а также отрицательные корреляционные связи между показателем уровня стрессоустойчивости и уровнями самооценки по шкалам эмоций «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности» и «Приподнятость - подавленность». Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы, подтверждающие ранее выдвинутую гипотезу исследования: существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и самооценкой эмоциональных состояний у студентов; студенты с разным уровнем стрессоустойчивости отличаются самооценкой эмоциональных состояний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н.П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н.П. Александрова, Е.Н. Богданов // Прикладная юридическая психология. - 2014. -№ 1. - С. 22-30

2. Котелевцев Н.А. Психическая саморегуляция : учебник для вузов / Н.А. Котелевцев. — Москва : Юрайт, 2022. — 213 с.

3. Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. -Санкт-Петербург : Речь, 2009. - 250 с.

4. Нуркова В.В. Общая психология: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. -524 с.

5. Петухова Л.П. Ситуативная и личностная тревожность, как детерминанты уровня саморегуляции студента /, Л.П. Петухова, , Е.В. Елисеева // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2021. - С. 499-509.

6. Серегина Н.В. Особенности стрессоустойчивости старшеклассников с различным уровнем тревожности / Н.В. Серегина, Л.П. Петухова // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития : материалы V Международной научно-практической конференции. - Брянск, 2020. - С. 162-165.

REFERENCES

1. Alexandrova, N.P. and Bogdanov, E.N. (2014), "Emotional self-regulation and personal factors of stress resistance", Applied legal psychology, Vol. 1, - pp. 22-30.

2. Kotelevtsev, N. A. (2022), Mental self-regulation: textbook for universities, Yurayt Moscow.

3. Monina, G.B., Rannala, N.V. (2009), Training "Stress resistance resources", Speech, St. Petersburg.

4. Nurkova, V.V. (2022), General psychology: textbook for secondary vocational education, Yurayt, Moscow.

5. Petukhova, L.P. and Eliseeva, E.V. (2021), "Situational and personal anxiety as determinants of the student's self-regulation level", Collection of articles of the XI International Scientific and Practical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.