Научная статья на тему 'Особенности стрессоустойчивости школьников подросткового возраста'

Особенности стрессоустойчивости школьников подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильченко Елена Сергеевна

Статья посвящена анализу стрессоустойчивости школьников подросткового возраста, выявлению её особенностей в контексте стрессогенной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стрессоустойчивости школьников подросткового возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Ильченко Е.С.

Ильченко Елена Сергеевна — магистрант, кафедра практической и специальной психологии, Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: статья посвящена анализу стрессоустойчивости школьников подросткового возраста, выявлению её особенностей в контексте стрессогенной образовательной среды. Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, тревожность, агрессия, враждебность.

Важнейшим компонентом психического здоровья личности является стрессоустойчивость — способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, возникающие на пути ее духовного роста и физического самосовершенствования. В этой связи выявление особенностей стрессоустойчивости у подростков является важным условием сохранения психического здоровья [1].

Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались такие зарубежные ученые, как Р. Лазарус, Г. Селье и др. Стрессоустойчивость рассматривалась ими как «адаптационная энергия». В зарубежной литературе также обобщен огромный психотерапевтический опыт работы в решении эмоциональных отношений детей и взрослых, разработаны принципы открытого выражения эмоций (К. Роджерс, К. Рудестам).

В возрастной педагогике и психологии довольно основательно рассматриваются проблемы стресса, адаптации и дезадаптации школьников в учебной деятельности.

В нашем экспериментальном исследовании была поставлена цель - выявить особенности стрессоустойчивости школьников подросткового возраста.

Исследование проводилось на группе учеников 8 класса Общеобразовательного учреждения. Выборка составила 90 человека 14-15 лет.

В исследовании применялись следующие методики: тест на самооценку стрессоустойчивости личности, Шкала тревожности Кондаша, разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги», опросник Спилберга (шкалы ситуативной и личностной тревожности), Опросник агрессивности Басса - Дарки.

Методики на выявление тревожности (Кондаша и Спилберга), а также Опросник агрессивности Басса-Дарки проводились в два этапа: в условиях обычного образовательного процесса и в условиях стрессирования.

При проведении методики на выявление самооценки уровня стрессоустойчивости (проводилась в один этап) были получены следующие результаты: средний уровень стрессоустойчивости имеют 27% респондентов, 29% респондентов имеют высокую степень сопротивляемости стрессу, 21% респондентов имеют низкую степень сопротивляемости стрессу, 13% имеют уровень выше среднего, 4% от общего числа испытуемых имеет степень стрессоустойчивости ниже среднего, степень чуть выше среднего имеют 2 % испытуемых.

По результатам сравнительного анализа результатов Шкалы ситуативной тревожности Кондаша, опросника тревожности Спилберга и теста Басса-Дарки на выявление степени агрессии и враждебности можем сделать следующие выводы:

Исходя из результатов методики Кондаша, у испытуемых преобладает нормальный уровень «общей» тревожности, в стрессируемых условиях возрос уровень высокой тревожности (до 17%).

По результатам методики Спилберга в условиях стрессирования показатели степеней тревожности также изменились. Большая часть имеет умеренную степень тревожности (50%), 41% - высокую, 51% - низкую.

По результатам методики Басса-Дарки показатели агрессии и враждебности также возросли, по сравнению с результатами, полученными в условиях обычного образовательного процесса: сильная степень агрессии возросла до 36%, враждебности до 38%. В большей степени изменились показатели отдельных реакций, таких, как «негативизм», «раздражение».

В зависимости от результатов, полученные данные помогли нам выделить четыре группы испытуемых (по результатам двух этапов проведения):

1. Респонденты с высоким (или выше среднего) уровнем стрессоустойчивости, умеренными показателями тревожности и агрессии (57%);

2. Респонденты с повышенным и высоким уровнем тревожности и агрессией, с низким или ниже среднего уровнем стрессоустойчивости (32%);

3. Испытуемые с высоким уровнем стрессоустойчивости, низким и ниже среднего уровнем тревожности, слабой выраженностью степеней агрессии и враждебности (7%);

4. Испытуемые, по результатам исследования которых, были получены разнородные данные, что можно объяснить личностными особенностями подростков (4%).

На основании данных, которые были выявлены в ходе эксперимента, мы можем сделать вывод, что уровень стрессоустойчивости будет снижаться в стрессогенных условиях. В отдельных случаях результат может зависеть от личностных особенностей испытуемых.

Список литературы

1. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности / Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук. Москва, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-stressoustoicЫvosti-shkolmkov-podrostkovogo-vozrasta-v-uchebшi-deyatelnosti/ (дата

обращения: 31.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.