Научная статья УДК 159.9.072
https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.10
Особенности стресса и базисных убеждений родителей детей с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья
Ульяна Юрьевна Севастьянова
Костромской государственный университет, Кострома, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0981-6669
Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня стресса родителей детей с типичным развитием и с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич, нарушение зрения и слуха). Анализируется специфика выраженности установок на интенсивное родительство, базисных личностных и родительских убеждений. В исследовании приняли участие 190 респондентов: 125 из них воспитывают детей с нормативным развитием, 65 - с ограниченными возможностями здоровья. У последних был выявлен высокий уровень родительского стресса. Он проявляется в повышенном переживании утраты контроля над своей жизнью в результате появления «особого» ребенка, увеличении требований к развитию и воспитанию, отсутствии удовольствия, сокращении позитивных эмоций, которые приносит исполнение родительской роли, снижении удовлетворения собой как матерью или отцом. Также было выявлено специфическое отношение личности к опыту травматического родительства. Воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья взрослые недовольны собой, не одобряют свои поступки, они склонны считать себя менее удачливыми, чем родители детей нормативного развития.
Ключевые слова: родительский стресс, удовлетворенность родительской ролью, установки на интенсивное родительство, личностные базисные убеждения, родительские убеждения, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, родители детей нормативного развития
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-2800678, https://rscf.ru/project/22-28-00678.
Для цитирования: Севастьянова У.Ю. Особенности стресса и базисных убеждений родителей детей с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 77-84. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.10.
Original article
Features of Stress and Basic Beliefs of Parents of Children with Normative Development and with Disabilities
Ulyana Yu. Sevastyanova
Kostroma State University, Kostroma, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0981-6669
Abstract. The article presents the results of the study of stress level of parents of children with typical development and with disabilities (mental retardation, autism spectrum disorders, cerebral palsy, visual and hearing impairment). The specificity of the expression of attitudes towards intensive parenting, basic personal and parental beliefs is analyzed. The study involved 190 respondents: 125 parents of children with normal development and 65 parents of children with disabilities. A high level of parental stress was identified among parents of children with disabilities. The data obtained allow us to say that there are such features of parental stress as an increased experience of loss of control over one's life as a result of the birth of a child with disabilities, increased demands for development and upbringing, lack of pleasure, a reduction in the positive emotions that the fulfillment of the parental role brings, a decrease satisfaction with oneself as a parent. Specific personal attitudes toward the experience of traumatic parenting have also been identified. Adults raising children with disabilities are dissatisfied with themselves, do not approve of their actions, and tend to consider themselves less successful than parents of children with normal development.
Keywords: parental stress, parental role satisfaction, intensive parenting attitudes, personal basic beliefs, parental beliefs, parents of children with disabilities, parents of children with normal developmental disabilities
Funding: The reported study was funded by the Russian Science Foundation grant No. 22-28-00678, https://rscf.ru/project/22-28-00678.
For citation: Sevastyanova, U.Yu. (2023) Features of Stress and Basic Beliefs of Parents of Children with Normative Development and with Disabilities. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 77-84. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.12.10 (In Russian).
© Севастьянова У.Ю., 2023
Родительство - сложное социальное явление, связанное с рождением ребенка и репрезентирующееся в функциях воспитания. Структура его включает две подсистемы: отношение к себе и отношение к ребенку.
Семья, воспитывающая несовершеннолетнего с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет определенные особенности функционирования. Это проявляется в напряженных супружеских отношениях, дестабилизации семейной системы, особенном отношении к ребенку, эмоциональном напряжении родителя (Smith et al., 2001; Dyson, 1997). Выраженный стойкий психический и/или физический дефект ребенка определяет множество трудностей и проблем у занимающихся его воспитанием взрослых (финансовые, социальные, медицинские, образовательные) (Widding, 2018).
Научные работы, доказавшие влияние наличия ребенка с нарушениями в развитии на появление негативных переживаний и депрессии у родителей, вносят новое определение в исследование данной темы - это родительский стресс (РС). Под ним подразумевается «дисбаланс между восприятием требований родительства и восприятием наличных ресурсов у родителей. Этот дисбаланс может быть связан с особенностями как детей, так и самих родителей» (Савёнышева и др., 2019). В свою очередь данное состояние взрослых оказывает негативное влияние на развитие, адаптацию их ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Хайрудинова, 2015).
В настоящее время в России и за рубежом активно разрабатывается тема изучения травматического стресса у родителей детей с ОВЗ и инвалидностью. В данном контексте изучается уровень стресса родителей детей с ОВЗ и факторы, влияющие на него (Smith et al., 2001; Dyson, 1997), рассматриваются реакции родителей на дефект у ребенка, исследуются детско-родитель-ские отношения, прорабатывается вопрос стрессоустойчивости, жизнестойкости родителей детей с ОВЗ (Гринина, 2019; Дьячкова, Баяндина, 2021; Елисеева, 2020; Севастьянова, 2022; Хайрудинова, 2015). Однако большинство исследований сосредоточено на проявлении деструктивного эмоционального состояния и переживаниях матерей детей с ОВЗ. Научные изыскания в этой области доказывают, что рождение и воспитание ребенка с дефектом является травмирующим фактором для женщин, вызывающим у них стресс и депрессию.
Итак, значительный пласт данных касается изучения психоэмоциональных особенностей родителей детей с ОВЗ. Однако дифференцированных исследований о механизмах, формирующих и усугубляющих стресс семей, воспитывающих детей с ОВЗ в современной отечественной литературе практически нет. В настоящее время идет мощная разработка конструкта и детерминации родительского стресса. В данном контексте значительную роль отводят установкам личности родителя. Субъективные убеждения, которые сформированы «относительно себя и мира в целом, называются базисными»1. Данные устойчивые образования оказывают «влияние на мышление, эмоциональное состояние и поведение человека» (Падун, Котельникова, 2008: 98).
Родительские базисные убеждения влияют на готовность личности выполнять функции матери или отца, быть субъектом детско-взрослых и супружеских отношений2.
Таким образом, базисные убеждения личности могут выступать механизмом усиления или ослабления родительского стресса.
Поэтому целью данного исследования является установление определенных личностных и родительских базисных убеждений в зависимости от выраженности стресса у взрослых, воспитывающих детей с нормативным развитием и ОВЗ. Мы предполагаем, что существует ряд особенностей личностных и родительских убеждений у людей, имеющих детей с ОВЗ, которые определяют структуру особенного родительства (отношение к себе как родителю и отношение к ребенку).
Для достижения цели данного изыскания и доказательства предположения было проведено исследование. В нем приняли участие 2 группы респондентов. В одну из них вошли 125 родителей детей с типичным развитием (М = 38,77; SD = 7,31): 27 мужчин (М = 43,45; SD = 7,3); 98 женщин (М = 36,94; SD = 6,07), имеющих 1-3 детей (М = 1,70, SD = 0,65). Во вторую группу были включены 65 родителей детей с ОВЗ (М = 39,12; SD = 8,87): 6 мужчин (М = 39,08; SD = 7,78), 59 женщин (М = 39,12; SD = 8,89), имеющих от 1 до 5 детей. В семьях второй группы воспитываются несовершеннолетние с различными нозологиями, среди которых: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра (РАС), детский церебральный паралич (ДЦП), выраженные сенсорные нарушения, тяжелые нарушения речи.
Были использованы следующие методики:
1) «Шкала родительского стресса» («Parental Stress Scale»), русскоязычная версия в адаптации Ю.В. Мисиюк, И.В. Тихоновой, выявляющая общий уровень родительского стресса (Ми-сиюк, Тихонова, 2022);
1 Заборина Л.Г. Базисные убеждения родителей детей-инвалидов в условиях хронического стресса : автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2008. С. 16.
2 Там же.
2) опросник «Методика исследования удовлетворенности родительской ролью» («Parent Satisfaction Scale») в адаптации Е.В. Куфтяк, определяющий уровень удовлетворенности родительской ролью;
3) опросник «Intensive Parenting Attitudes Questionnaire» (IPAQ) в адаптации Ю.В. Мисиюк, А.И. Прихидько, П.С. Рогачевой для диагностики выраженности установок на интенсивное роди-тельство;
4) модификация метода неоконченных предложений, исследующая комплекс мыслей и убеждений в роли родителя;
5) экспресс-вариант опросника «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман (World Assumptions Scale (WAS)) в адаптации М.А. Падун и А.В. Котельниковой. Так как исследование носило поисковый характер, то первоначальная форма опросника была модифицирована (для предотвращения утомления испытуемых). Из каждой шкалы из числа предлагаемых авторами («Образ Я», «Доброжелательность окружающего мира», «Справедливость», «Удача», «Убеждения о контроле») было выделено утверждение, которое по результатам психометрической проверки имело наибольшую факторную нагрузку.
Статистическая обработка проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 21. Были выполнены следующие статистические процедуры: применена дескриптивная статистика, выполнена оценка данных по U-критерию Манна-Уитни, угловому преобразованию Фишера - ф.
Результаты исследования и их обсуждение. У родителей детей с нормативным развитием общий уровень стресса имеет умеренные значения (М / (SD) / % = 36,52 (8,75) / 40,58 %), а наибольшую выраженность демонстрируют такие шкалы, как «родительские стрессоры» (М / (SD) / % = 13,71 (3,78) / 45,70 %), «потеря контроля» (М / (SD) / % = 7,74 (2,63) / 38,7 %). При этом можно наблюдать, что невысокий уровень стресса родителей сочетается с достаточными показателями удовлетворенности от родительской роли (М / (SD) / % = 151,27 (21,37) / 72,03 %), указывающими на констатацию позитивных эмоций, приносимых родительством. И несмотря на то, что признается наличие незначительных тягот (М / (SD) / % = 47,79 (8,89) / 68,27 %), ощущение важности и значимости родительской роли у респондентов довольно высоко (М / (SD) / % = 52,56 (9,45) / 83,42 %) (табл. 1).
Таблица 1 - Результаты исследования уровня стресса и удовлетворенности своей ролью у родителей детей нормативного развития и с ОВЗ (по «Шкале родительского стресса» и «Методике исследования удовлетворенности родительской ролью»)
Table 1 - Results of the Study of Stress Level and Satisfaction with Their Role in Parents of Children
with Normal Development and with Disabilities (According to the "Parental Stress Scale"
and "Parental Role Satisfaction Survey Methodology")_
Компоненты Родители детей нормативного развития (n = 125) Родители детей с ОВЗ (n = 65)
М / (SD) / % М / (SD) / %
Общий уровень родительского стресса* 36,52 (8,75) / 40,58 % 43,67 (11,12) / 48,52
Родительские стрессоры* 13,71 (3,78) / 45,70 % 16,68 (5,38) / 55,6 %
Родительское вознаграждение или ущерб* 8,66 (3,43) / 34,64 % 10,15 (3,11) / 40,6 %
Потеря контроля* 7,74 (2,63) / 38,7 9,82 (3,92) / 49,1 / %
Родительское удовлетворение или неудовлетворенность* 4,80 (1,89) / 32 % 6,14 (2,31) / 40,93 %
Общий уровень удовлетворенности 151,27 (21,37) / 72,03 % 149,17 (20,82) / 71,03 %
Удовольствие, получаемое от воспитания 38,88 (7,88) / 79,35 % 37,32 (6,09) / 76,16 %
Тяжесть или легкость роли родителя 47,79 (8,89) / 68,27 % 47,29 (8,21) / 67,56 %
Важность роли родителя 52,56 (9,45) / 83,42 % 50,82 (9,47) / 80,67
Примечание: М - среднее значение, SD - стандартное отклонение. * - р < 0,001.
Полученные результаты показывают, что в группе родителей детей с ОВЗ общий уровень родительского стресса имеет более высокие значения (М / (Эй) / % = 43,67 (11,12) / 48,52 %). В обеих группах выраженными являются значения по таким шкалам, как «родительские стрессоры» (М / (Эй) / % = 16,68 (5,38) / 55,6 %), «потеря контроля» (М / (Эй) / %= 9,82 (3,92) / 49,1 %), что указывает на переживания, связанные с утратой возможности управления своей жизнью, а также на высокий уровень родительских требований к данной роли. Однако в отличие от группы взрослых, воспитывающих детей с нормативным развитием, у родителей детей с ОВЗ наблюдается менее выраженный уровень удовлетворенности своим статусом (М / (Эй) / % = 149,17 (20,82)
/ 71,03 %), демонстрирующий констатацию негативных эмоций, приносимых «особым» родитель-ством (см. табл. 1).
Одним из важных предположений нашего исследования является утверждение о том, что существуют определенные различия в выраженности родительского стресса и проявлении его компонентов у родителей детей с учетом наличия или отсутствия ОВЗ у последних. Результаты исследования свидетельствуют о том, что различия касаются всех компонентов родительского стресса (p = 0,000), а именно значимое повышение всех его параметров наблюдается у группы взрослых, воспитывающих детей с ОВЗ. Респонденты этой категории отмечали, что воспитание ребенка требует от них больше времени, сил, возможностей, усиливает финансовую нагрузку. Трудности возникают и при взаимодействии с ребенком, так как его поведение часто непонятно отцу или матери. Родительство особого ребенка увеличивает груз ответственности за него на воспитывающего взрослого.
При изучении особенностей удовлетворенности родительской ролью у респондентов не было выявлено значимых различий в этом отношении.
Результаты применения методики диагностики интенсивного родительства представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Результаты исследования выраженности установок на интенсивное родительство у родителей детей нормативного развития и с ОВЗ (методики диагностики интенсивного родительства)
Table 2 - Results of the Research on the Expression of Attitudes on Intensive Parenting in Parents of Children with Normal Development and with Disabilities
(Methods of Intensive Parenting Diagnostics)_
Компоненты Родители детей нормативного развития (n = 125) Родители детей с ОВЗ (n = 65)
М / (SD) / % М / (SD) / %
Эссенциализм 25,1 (6,52) / 43,3 % 26,89 (7,57) / 46,4 %
Удовлетворенность* 18,98 (2,65) / 74,59 % 17,86 (2,66) / 65 %
Стимуляция 18,46 (2,94) / 72,7 % 18,51 (3,14) / 72,2 %
Трудности* 24,16 (3,61) / 61,63 % 25,48 (3,31) / 65 %
Детоцентрированность 11,14 (2,69) / 59,86 % 11,48 (2,73) / 61,68 %
Примечание: М - среднее значение, SD - стандартное отклонение. * - р < 0,001.
При изучении выраженности установок на интенсивное родительство у респондентов было выявлено значимое различие по такому показателю, как «Удовлетворенность» (p = 0,004). Мы можем отметить, что более высокий ее уровень характерен для группы родителей детей нормативного развития, в отличии от семей, в которых воспитываются несовершеннолетние с ОВЗ. В первом случае взрослые придают большое значение родительской роли в воспитании ребенка, стремясь получать удовольствие от своих функций.
Также выявлено отличие между выборками в характеристике «Трудности» (p = 0,008). В группе родителей детей с ОВЗ данный компонент имеет большую выраженность. Респонденты этой категории признают родительство трудом, связанным с постоянным беспокойством и страхом за развитие детей, с высоким уровнем ответственности. Они воспринимают роль родителя как сложную, требующую много сил для воспитания ребенка.
Таким образом, родители детей нормативного развития высоко оценивают статус роли родителя, определяя главной ценностью жизни воспитание подрастающего поколения. Для взрослых же, имеющих детей с ОВЗ, он сопряжен с негативными переживаниями и ощутимыми трудностями, связанными с развитием и воспитанием детей с нарушением в развитии. Полученные нами данные можно соотнести с результатами исследований ряда ученых: например, с выводами Е.С. Грининой (Гринина, 2019), которой также было доказано, что женщины, имеющие детей с нарушениями в развитии, испытывают негативные эмоциональные переживания, у них «отмечается хроническая психическая напряженность, выраженная тревога» (Гринина, 2019: 207); с заключением Е.С. Дьяч-ковой, Т.В. Баяндиной о высоком уровне стресса матерей, воспитывающих детей с ОВЗ (Дьячкова, Баяндина, 2021). Собранные нами данные о выраженном уровне родительского стресса у взрослых, имеющих детей с нарушениями в развитии, согласуются также с позицией А.П. Елисеевой, которая отмечала, что родители детей с ОВЗ имеют низкий уровень стрессоустойчивости, «они уязвимы для стресса, довольно чувствительны к нагрузкам» (Елисеева, 2020: 500).
Далее в соответствии с целью настоящего исследования мы изучили особенности личностных и родительских базисных убеждений родителей детей с типичным развитием и ОВЗ (табл. 3).
Таблица 3 - Результаты исследования базисных личностных убеждений у родителей детей нормативного развития и с ОВЗ (опросник «Шкала базисных убеждений»)
Table 3 - Results of the Study of Basic Personal Beliefs in Parents of Children
with Normal Development and Children with Disabilities (Questionnaire "Basic Beliefs Scale")
Утверждения Родители детей нормативного развития (n = 125) Родители детей с ОВЗ (n = 65)
М / (SD) М / (SD)
«Я себе вполне нравлюсь»* 75,16 (16,82) 66,0 (22,39)
«Я полагаю, людям доверять нельзя» 50,44 (23,31) 47,23 (23,72)
«Если человек совершает хорошие поступки, то судьба, как правило, к нему благосклонна» 71,52 (22,17) 67,31 (24,48)
«Я вполне везучий человек»* 72,80 (21,21) 62,08 (23,91)
«Мне вполне по силам выбрать максимально выигрышную стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях» 70,96 (18,25) 66,92 (21,89)
Примечание: М - среднее значение, SD - стандартное отклонение. * - р < 0,001.
Нами были обнаружены достоверные различия в выраженности базисных убеждений личности по двум утверждениям «Я себе вполне нравлюсь» (р = 0,007) и «Я вполне везучий человек» (р = 0,004). Более высокие значения показателей по ним обнаружены у группы родителей детей нормативного развития (см. табл. 3). Таким образом, респонденты этой группы удовлетворены собой, принимают себя такими, какие они есть, одобряют свои действия в большей степени, чем родители детей с ОВЗ. Последние же считают, что в жизни им не повезло. Это происходит из-за того, что зачастую установить причину рождения ребенка с нарушением в развитии невозможно. Поэтому такие взрослые жалуются на судьбу, считая себя менее удачливыми, менее везучими по сравнению с родителями детей нормативного развития.
Результаты исследования по модификации методики «Неоконченные предложения» позволили получить реестр базисных родительских убеждений. Анализу подвергались ответы-дополнения на утверждения «Как родитель я верю, что.», «Для родителя самое главное - верить...». Всего было получено 177 высказываний и с помощью контент-анализа были выделены 5 групп убеждений-«верований»:
1. Убеждения о себе как родителе. Например: «Я - хороший родитель», «Я справлюсь с ролью родителя».
2. Убеждения о процессе воспитания. Например: «Лучшее воспитание - собственный пример», «Чем раньше развивать таланты ребенка, тем успешнее будущее ребенка».
3. Убеждения о будущем ребенка. Например: «Моего ребенка ждет счастливая судьба», «Мой ребенок добьется успеха».
4. Убеждения о ребенке в настоящем времени. Например: «Мой ребенок самый лучший», «Мой ребенок умный».
5. Убеждения об отношениях с ребенком. Например: «Мой ребенок мне доверяет», «Мы с ребенком понимаем друг друга» (рис. 1).
Исследование различий по частоте встречаемости базисных родительских убеждений показало, что группы достоверно различаются по частоте встречаемости убеждений об отношениях с ребенком (р < 0,05; ф* = 4,28). Родители детей с ОВЗ практически не описывали утверждения данной группы, то есть они убеждены, что их отношения со своими детьми менее доверительные и дружественные. Возможно, это связано с особенностями поведения несовершеннолетних с ОВЗ, а также с их интеллектуальными возможностями.
Таким образом, полученные данные показывают, что личностные и родительские верования имеют специфику у взрослых, воспитывающих детей с ОВЗ. Наши данные соотносятся с исследованием Л.Г. Забориной, которой было доказано, что «базисное убеждение в ценности собственного "Я" родителей детей-инвалидов отличается от такого же убеждения родителей детей нормативного развития. Родители детей-инвалидов склонны считать себя менее удачливыми, менее достойными»1.
Результаты корреляционного анализа позволили установить связи между уровнем выраженности родительского стресса и базисными личностными и родительскими убеждениями. Так, выраженная отрицательная корреляция установлена между общим уровнем родительского стресса и базисными личностными убеждениями: «Образом Я» (г = -0,288, р = 0,00), убеждениями справедливости (г = -0,278, р = 0,00) и убеждениями о контроле (г = -0,348, р = 0,000). Чем
1 Заборина Л.Г. Указ. соч.
больше родитель верит в справедливость мира, удачливость и везение, возможность влиять на происходящее, тем в меньшей мере будет проявляться у него родительский стресс.
Убеждения о себе как родителе отрицательно коррелируют со шкалой «Родительский ущерб» (г = -0,262, р = 0,00). Высокое мнение о себе как о матери или отце приводит к получению взрослым удовольствия, переживанию им позитивных эмоций, которые приносит ему исполнение родительской роли.
70 60 50 40 30 20 10 0
Результаты исследования базисных убеждений у родителей детей нормативного развития и с ОВЗ, %
. ||
Убеждения об Убеждения о ребенке Убеждения о отношениях с в настоящем будущем ребенка
ребенком времени
■ Родители детей нормативного развития
Убеждения о себе Убеждения о как родителе процессе воспитания
| Родители детей с ОВЗ
Рисунок 1 - Результаты исследования базисных убеждений у родителей детей нормативного развития и с ОВЗ, %
Figure 1 - Results of the Study of Basic Beliefs in Parents of Children with Normal Development and Children with Disabilities, %
Выводы. В данном исследовании были выявлены особенности родительского стресса, а также личностных и родительских базисных убеждений у взрослых, воспитывающих детей с нормативным развитием и с ОВЗ. Проведенный анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
1. Мы обнаружили различия в выраженности родительского стресса у респондентов двух исследовательских групп с учетом наличия или отсутствия у их детей ограниченных возможностей здоровья. Высокий уровень стресса присущ родителям детей с ОВЗ. Рождение и воспитание особенного ребенка вызывает глубокие переживания у взрослых, связанные со страхом за жизнь и здоровье маленького человека, за его развитие и будущее. Полученные данные позволяют говорить о том, что существуют такие особенности родительского стресса у взрослых, воспитывающих детей с ОВЗ, как родительский ущерб, потеря контроля над своей жизнью, неудовлетворенность собой как матерью или отцом.
2. Сравнительно высокий уровень родительского стресса в семьях, имеющих детей с ОВЗ, сочетается с низким стремлением взрослых получать удовольствие от выполняемой ими роли, с негативными переживаниями и трудностями. Родители же детей нормативного развития определяют главной ценностью своей жизни именно воспитание подрастающего поколения и получают от этого процесса максимум удовольствия.
3. Интересным является выявленный факт достоверной разницы в отношении личности взрослого к опыту травматического родительства. Важными характеристиками респондентов, воспитывающих детей с ОВЗ, являются негативная оценка ситуации, досада на жизнь.
4. Полученные данные говорят, что действительно существуют личностные и родительские убеждения, которые имеют связь с уровнем родительского стресса, уменьшая его выраженность.
Исследование также показало, что родительский стресс и личностные, родительские убеждения имеют специфику. Однако их роль и влияние на жизнь семьи и процесс воспитания нами не определены, что требует дальнейшей проработки изучаемой темы.
Выявленные особенности психологического состояния родителей детей с ОВЗ обуславливают необходимость создания и проведения консультативной и терапевтической работы с ними по преодолению негативных переживаний и повышения стрессоустойчивости взрослых этой категории и семей в целом.
Список источников:
Гринина Е.С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 2. С. 196-212. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-2-196-212.
Дьячкова Е.С., Баяндина Т.В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Медицинская психология в России. 2021. T. 13, № 3 (68). C. 1-7. https://doi.org/10.24412/2219-8245-2021-3-8.
Елисеева А.П. Особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2. С. 497-500. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p497-501.
Мисиюк Ю.В., Тихонова И.В. Русскоязычная версия «Шкалы родительского стресса»: результаты первичной оценки внутренней надежности и валидности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9 (101). С. 58-66. https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.9.
Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 98-106.
Савёнышева С.С. Марачевская М.В., Мигунова К.Ю. Родительский стресс и копинг-стратегии у работающих и неработающих матерей детей раннего возраста // Вестник Комстромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 4. С. 113-117. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-4-113-117.
Севастьянова У.Ю. Специфика родительского стресса у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 110-116. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-110-116.
Хайрудинова Р.И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 1-7.
Dyson L.L. Fathers and Mothers of School-Age Children With Developmental Disabilities: Parental Stress, Family Functioning, and Social Support // American Journal on Mental Retardation. 1997. Vol. 102, iss. 3. P. 267-279. https://doi.org/10.1352/0895-8017(1997)102%3C0267:famosc%3E2.0.co;2.
Smith T.B., Oliver M.N.I., Innocenti M.S. Parenting Stress in Families of Children with Disabilities // American Journal of Orthopsychiatry. 2001. Vol. 71, iss. 2. P. 257-261. https://doi.org/10.1037/0002-9432.712.257.
Widding U. Parental Determinism in the Swedish Strategy for Parenting Support // Social Policy and Society. 2018. Vol. 17, iss. 3. Р. 481-490. https://doi.org/10.1017/S1474746417000513.
References:
Dyachkova, E. S. & Bayandina, T. V. (2021) Psychological Characteristics of Mothers Carrying Out Children with Disabilities. Medical Psychology in Russia. 13 (3 (68)), 1-7. Available from: doi:10.24412/2219-8245-2021-3-8. (In Russian).
Dyson, L. L. (1997) Fathers and Mothers of School-Age Children With Developmental Disabilities: Parental Stress, Family Functioning, and Social Support. American Journal on Mental Retardation. 102 (3), 267-279. Available from: doi:10.1352/0895-8017(1997)102%3C0267:famosc%3E2.0.co;2.
Eliseeva, A. P. (2020) Features of Resilience and Stress Tolerance of Parents Raising Children with Disabilities. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. (2), 497-500. Available from: doi:10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p497-501. (In Russian).
Grinina, E. S. (2019) Emotional State Features in Women Raising Children with Developmental Disorders. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 16 (2), 196-212. Available from: doi:10.22363/2313-1683-2019-16-2-196-212. (In Russian).
Khayrudinova, R. I. (2015) Personal Features and Adaptive Resources of the Parents Raising with Limited Opportunities of Health in the Conditions of Realization of Inclusive Education. Sovremennye problemynaukiiobrazovanija. (6), 1-7. (In Russian).
Misiyuk, Yu. V. & Tikhonova, I. V. (2022) Russian Version of the Parental Stress Scale: Results of the Initial Assessment of Internal Reliability and Validity. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. (9 (101)), 58-66. Available from: doi:10.24158/spp.2022.9.9. (In Russian).
Padun, M. A. & Kotel'nikova, A. V. (2008) Modifikacija metodiki issledovanija bazisnyh ubezhdenij lichnosti R. Janoff-Bul'man [Modification of R. Janoff-Bulman's methodology for the study of basic personality beliefs]. Psikhologicheskii Zhurnal. 29 (4), 98-106. (In Russian).
Savyonysheva, S. S., Marachevskaya, M. V. & Migunova, K. Yu. (2019) Parenting Stress and Coping Strategies for Working and Nonworking Mothers of Preschool Children. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socioki-netics. 25 (4), 113-117. Available from: doi:10.34216/2073-1426-2019-25-4-113-117 (In Russian).
Sevastyanova, U. Yu. (2022) Specifics of Parental Stress in Parents of Children with Disabilities. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 28 (4), 110-116. Available from: doi:10.34216/2073-1426-2022-28-4-110-116. (In Russian).
Smith, T. B., Oliver, M. N. I. & Innocenti M. S. (2001) Parenting Stress in Families of Children with Disabilities. American Journal of Orthopsychiatry. 71 (2), 257-261. Available from: doi:10.1037/0002-9432.71.2.257.
Widding, U. (2018) Parental Determinism in the Swedish Strategy for Parenting Support. Social Policy and Society. 17 (3), 481-490. Available from: doi:10.1017/S1474746417000513.
Информация об авторе У.Ю. Севастьянова - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Костромского государственного университета, Кострома, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=744264
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author U.Yu. Sevastyanova - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Psychology, Kostroma State University, Kostroma, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=744264
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.