Научная статья на тему 'ОБРАЗ РОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О СТРЕССОГЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ'

ОБРАЗ РОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О СТРЕССОГЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительство / родительский стресс / стрессогенность родительской роли / молодежь / представления о родительстве / parenthood / parental stress / stressfulness of the parental role / the youth / ideas about parenthood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипова Наталья Сергеевна, Тихонова Инна Викторовна

Образ родителя в современной психологии рассматривается как многоаспектное понятие, родительство имеет большую значимость, и в то же время к родителям предъявляется большое количество требований, зачастую противоречивых. Актуальным направлением исследований становится изучение родительского стресса. Настоящая работа посвящена решению проблемы систематизации представлений о родителе в контексте ожидаемой стрессогенности родительской роли. Выборка состояла из 364 бездетных студентов (средний возраст – 19,43 лет). Методический инструментарий: русскоязычная версия опросника «Шкала родительского стресса» (Parental Stress Scale) Й. О. Берри, В. Х. Йонес (адаптация Ю. В. Мисиюк, И. В. Тихоновой); методика «Представления об идеальном родителе» Р. В. Овчаровой, являющаяся вариантом семантического дифференциала на тему родительства. Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов дескриптивной статистики, корреляционного и факторного анализа. В результате исследования выделено 10 компонентов образа родителя, каждый из которых содержит совокупность характеристик, отвечающих за определенный функционал в плане взаимодействия с ребенком и выполнения требований, предъявляемых к субъекту как родителю. Доказано, что характеристики образа родителя связаны с параметрами родительского стресса. Обнаружено значительное количество обратных корреляционных связей показателей родительского стресса с компонентами родительского образа, обозначенными как «самоотверженный, принимающий» (включающий в себя такие характеристики, как «доверяющий детям», «сотрудничающий с детьми», «прощающий», «добрый») и «заботливый» (представленный преимущественно такой характеристикой, как «опекающий»). Использование выделенных обобщенных факторов родительского образа может быть полезно при консультативной работе с родителями по снижению актуального и прогнозируемого уровня родительского стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипова Наталья Сергеевна, Тихонова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL IMAGE IN THE CONTEXT OF REPRESENTATIONS ABOUT THE STRESS OF THE PARENTAL ROLE FOR MODERN YOUTH

The parental image in modern psychology is considered as a multidimensional concept, parenthood is of great importance and at the same time a large number of requirements are put forward to parents, often contradictory. Based on this, the study of parental stress becomes an actual area of research. The present study solves the problem of systematizing ideas about the parent in the context of the expected stressfulness of the parental role. The sample consisted of 364 childless students with a mean age of 19, 43. Methodological tools: the Russian version of the questionnaire “Parental Stress Scale” by Y. O. Berry, W. H. Yones (adapted by Yu. V. Misiyuk, I. V. Tikhonova); questionnaire “Ideas about the ideal parent” by R. V. Ovcharova, which is a variant of the semantic differential on the topic of parenthood. Statistical data processing included methods of descriptive statistics, correlation and factor analysis. 10 components of the parent's image have been identified, each of which contains a set of characteristics that are responsible for a certain functionality in terms of interaction with the child and fulfilling the requirements for the subject as a parent. It is proved that the characteristics of the image of the parent are associated with the parameters of parental stress. A significant number of inverse correlations were found between parental stress indicators and the components of the parental image, designated as “selfless accepting” (including such characteristics as trusting children, cooperating with children, forgiving, kind) and “caring” (represented mainly by such a characteristic, as guardian). The use of the selected generalized factors of the parental image can be useful in consultative work with parents to reduce the current and predicted level of parental stress.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О СТРЕССОГЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 3. С. 27-37. УДК 159.922.6

DOI: 10.24147/2410-6364.2023.3.27-37

ОБРАЗ РОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О СТРЕССОГЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ

Н. С. Шипова, И. В. Тихонова

Костромской государственный университет (Кострома, Россия)

Образ родителя в современной психологии рассматривается как многоаспектное понятие, роди-тельство имеет большую значимость, и в то же время к родителям предъявляется большое количество требований, зачастую противоречивых. Актуальным направлением исследований становится изучение родительского стресса. Настоящая работа посвящена решению проблемы систематизации представлений о родителе в контексте ожидаемой стрессогенности родительской роли.

Выборка состояла из 364 бездетных студентов (средний возраст - 19,43 лет). Методический инструментарий: русскоязычная версия опросника «Шкала родительского стресса» (Parental Stress Scale) Й. О. Берри, В. Х. Йонес (адаптация Ю. В. Мисиюк, И. В. Тихоновой); методика «Представления об идеальном родителе» Р. В. Овчаровой, являющаяся вариантом семантического дифференциала на тему ро-дительства. Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов дескриптивной статистики, корреляционного и факторного анализа.

В результате исследования выделено 10 компонентов образа родителя, каждый из которых содержит совокупность характеристик, отвечающих за определенный функционал в плане взаимодействия с ребенком и выполнения требований, предъявляемых к субъекту как родителю. Доказано, что характеристики образа родителя связаны с параметрами родительского стресса. Обнаружено значительное количество обратных корреляционных связей показателей родительского стресса с компонентами родительского образа, обозначенными как «самоотверженный, принимающий» (включающий в себя такие характеристики, как «доверяющий детям», «сотрудничающий с детьми», «прощающий», «добрый») и «заботливый» (представленный преимущественно такой характеристикой, как «опекающий»).

Использование выделенных обобщенных факторов родительского образа может быть полезно при консультативной работе с родителями по снижению актуального и прогнозируемого уровня родительского стресса.

Ключевые слова: родительство; родительский стресс; стрессогенность родительской роли; молодежь; представления о родительстве.

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 22-28-00678 «Родительство как травма: концептуализация, феноменология и поиск генезиса».

PARENTAL IMAGE IN THE CONTEXT OF REPRESENTATIONS ABOUT THE STRESS OF THE PARENTAL ROLE FOR MODERN YOUTH

N. S. Shipova, I. V. Tikhonova

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

The parental image in modern psychology is considered as a multidimensional concept, parenthood is of great importance and at the same time a large number of requirements are put forward to parents, often contradictory. Based on this, the study of parental stress becomes an actual area of research. The present study solves the problem of systematizing ideas about the parent in the context of the expected stressfulness of the parental role.

The sample consisted of 364 childless students with a mean age of 19, 43. Methodological tools: the Russian version of the questionnaire "Parental Stress Scale" by Y. O. Berry, W. H. Yones (adapted by Yu. V. Misiyuk, I. V. Tikhonova); questionnaire "Ideas about the ideal parent" by R. V. Ovcharova, which is a variant of the semantic differential on the topic of parenthood. Statistical data processing included methods of descriptive statistics, correlation and factor analysis.

10 components of the parent's image have been identified, each of which contains a set of characteristics that are responsible for a certain functionality in terms of interaction with the child and fulfilling the requirements for the subject as a parent. It is proved that the characteristics of the image

© Шипова Н. С., Тихонова И. В., 2023

of the parent are associated with the parameters of parental stress. A significant number of inverse correlations were found between parental stress indicators and the components of the parental image, designated as "selfless accepting" (including such characteristics as trusting children, cooperating with children, forgiving, kind) and "caring" (represented mainly by such a characteristic, as guardian).

The use of the selected generalized factors of the parental image can be useful in consultative work with parents to reduce the current and predicted level of parental stress.

Keywords: parenthood; parental stress; stressfulness of the parental role; the youth; ideas about parenthood.

Acknowledgements. The study has been supported by Russian Science Foundation, project № 22-2800678, a on the topic "Parenting as a trauma: conceptualization, phenomenology, search for genesis".

1. Введение

Результаты современных исследований формирования личных репродуктивных намерений отражают важную роль не только социально-материальных, но и субъективно-перцептивных факторов. Образ родителя, представления о родительстве в целом и родительской роли в частности, сформированные у субъекта, пока не реализующего данную функцию, могут оказывать влияние на возможность и успешность родительства в будущем.

Родительский стресс в настоящее время признан обыденным явлением, что может отражаться в субъективной картине потенциальных родителей, формировать тревогу и страх перед предстоящим родительством и, соответственно, оказывать влияние на намерения родить ребенка. Увеличение количества репродуктивных решений молодежи в виде осознанной бездетности, отложенного роди-тельства, малодетности и их роль в неоптимистичном демографическом прогнозе государства придают исследованиям представлений о стрессогенности родительства, факторов и механизмов их возникновения особую актуальность.

2. Обзор литературы

В психологии образ понимается как важная компонента действий субъекта, выполняющая ряд функций: способствует ориентировке в ситуации, облегчает понимание направления для достижения цели и определяет ориентиры дальнейших действий в пространстве и времени. Образ рассматривается в некоторой дуальности характеристик: реальный и идеальный, устойчивый и временный, осознаваемый и интуитивно чувствуемый [1]. Образ является многогранным феноменом, характеризуемым как результат внутренней деятельности, отражения свойств предметов, социальной и культурной действительности (О. Е. Басканский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, и др.) [2]. Исследователи

рассматривают родительство как особую сферу деятельности человека, занимающую значительную по времени часть его жизни, влияющую на создание и функционирование семьи [3].

Образ родителя и представления о нем могут оказывать влияние на эмоциональное состояние человека. Характер родительства отражается на детях, качестве их образования и воспитания, определяет личное счастье человека [4]. Хороший родитель рассматривается как субъект, непременно обладающий большими эмоциональными, физическими и временными ресурсами [5]. В связи с этим большую распространенность получило понятие родительского стресса как реакции на рассогласованность восприятия требований родительства и наличных ресурсов у родителей, проявляющейся в виде эмоциональных переживаний, связанных с неудовлетворенностью от реализации родительской роли [6]. Родительский стресс может способствовать нарушению отношений между родителем и ребенком, а также между супругами, реализующими родительскую функцию. Это может стать фактором риска развития психопатологии у всех членов семьи [7]. Существуют исследования, доказывающие связь представлений о родительстве с родительским стрессом: самоэффективность влияет на уровень родительского стресса [8]; социальное давление вызывает повышенный стресс и / или чувство вины [9]; перфекционизм в исполнении родительской роли отрицательно сказывается на психическом здоровье субъекта [10].

Исследования представлений о родительской роли у молодежи и, соответственно, потенциальных родителей не новы, они давно находятся в фокусе научного внимания. В частности, активно изучались возрастные особенности представлений о материнстве и отцовстве [11; 12], их генезис и влияющие на них факторы [13; 14]. Родительство рассматривалось как ограничитель свободы и воз-

можностей самореализации [15]; роль родителя анализировалась с точки зрения повышенной ответственности и разного рода затрат [16]; интенсивное родительство оценивалось как стрессогенный фактор, оказывающий негативное влияние на психическое здоровье родителей [10]. Установлено, что восприятие родительской роли как тягостной, обременительной может приводить к отказу от деторождения, отложенному родительству. Среди факторов, влияющих на формирование представлений молодежи о стрессогенности родительской роли, были выделены: адекватность представлений о родительской роли, оценка опыта детско-родительского взаимодействия [17].

Таким образом, можно констатировать важность изучения представлений о стрессо-генности родительской роли у потенциальных родителей, что связано с общим снижением уровня репродуктивных установок. Однако поле исследований субъективного восприятия молодежью стрессогенности родительской роли и его факторов пока представлено лишь единичными научными работами. В связи с этим наше исследование направлено на изучение представлений о стрессоген-ности родительской роли как фактора, оказывающего влияние на репродуктивные установки и будущее родительство. В рамках данной темы мы ставим следующие исследовательские вопросы. Какой образ идеального родителя сформирован у современной молодежи и можно ли выделить в нем значимые обобщенные характеристики? Могут ли характеристики представлений об идеальном родителе быть связаны с родительским стрессом?

3. Организация исследования

Выборка состояла из 364 студентов, не имеющих детей, получающих педагогическое, медицинское, социологическое, инженерно-техническое образование в вузах г. Костромы и г. Ярославля. Из них 218 девушек (59,9 % выборки) и 146 юношей (40,1 % выборки). Средний возраст - 19,43 лет ^ = 1,87).

Задачи исследования:

1) изучение представлений о стрессогенности родительской роли у не имеющей детей молодежи;

2) изучение представлений молодежи об идеальном родителе и выделение обобщенных характеристик этого образа;

3) определение характеристик идеального родителя, связанных с представлениями о стрессогенности родительской роли.

Методический инструментарий исследования:

• Русскоязычная версия опросника «Шкала родительского стресса» (Parental Stress Scale) Й. О. Берри, В. Х. Йонес (Berry, Jones, 1995) в адаптации Ю. В. Мисиюк, И. В. Тихоновой [18], выявляющая общий уровень родительского стресса вне зависимости от социально-демографических и ситуативных показателей, а также позволяющая определить выраженность параметров родительского стресса (родительские стрессоры, потеря контроля, родительское вознаграждение / ущерб; родительская удовлетворенность / неудовлетворенность). Инструкция к опроснику подлежала модификации через оценку респондентами гипотетических отношений с будущим ребенком.

• Методика Р. В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе», являющаяся вариантом семантического дифференциала на тему родительства [4]. Инструкция к опроснику предъявлялась в оригинальном виде.

Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 20.0 и включала методы дескриптивной статистики, корреляционный (критерий Спирмена) и факторный анализ.

4. Результаты исследования

В табл. 1 представлены результаты дескриптивной статистики обобщенных параметров, характеризующих три компонента образа родителя: когнитивный (КК), эмоциональный (ЭК) и поведенческий (ПК), - полученные в группе студенческой молодежи, не имеющей детей.

Параметр Среднее Стандартное отклонение Минимум Максимум Асимметрия Эксцесс

Положительное / отрицательное 6,46 0,59 3,00 7,00 -1,60 4,24

Должное / необязательное 3,25 1,15 1,00 7,00 0,65 0,35

Теплое/холодное 6,22 0,71 2,67 7,00 -1,30 2,23

Таблица 1

Описательные статистики компонентов образа родителя у молодежи

Око нчание табл. 1

Параметр Среднее Стандартное отклонение Минимум Максимум Асимметрия Эксцесс

Предлагаемое / отвергаемое 5,77 0,86 3,00 7,00 -0,21 -0,71

Достижимое / неосуществимое 2,86 0,99 1,00 7,00 0,88 1,40

Простое / сложное 4,90 0,79 2,33 7,00 0,20 -0,14

Общий когнитивный 4,91 0,43 3,39 6,94 0,42 1,44

Положительное / отрицательное 6,33 0,70 4,00 7,00 -0,95 0,11

Должное / необязательное 1,81 1,06 -10,33 7,00 -3,07 49,73

Теплое/холодное 5,07 0,87 0,90 7,00 -0,31 1,45

Предлагаемое / отвергаемое 5,78 0,76 3,67 7,00 -0,14 -0,62

Достижимое / неосуществимое 3,12 1,02 1,00 6,33 0,19 -0,34

Простое / сложное 6,36 0,78 3,00 7,00 -1,61 2,64

Общий эмоциональный 4,74 0,37 2,94 6,28 -0,42 3,52

Положительное / отрицательное 6,31 0,63 3,00 7,00 -1,24 2,34

Должное / необязательное 3,56 1,27 -8,67 6,33 -2,45 22,77

Теплое/холодное 5,44 0,79 2,67 7,00 -0,29 0,01

Предлагаемое / отвергаемое 5,87 0,67 3,67 7,00 -0,40 0,07

Достижимое / неосуществимое 4,49 0,72 2,00 7,00 0,13 0,96

Простое / сложное 4,58 1,07 1,00 7,00 0,02 -0,23

Общий поведенческий 5,04 0,44 3,28 6,39 0,00 1,00

Можно отметить доминирование оценочной характеристики «положительное / отрицательное» во всех исследуемых компонентах (М = 6,46 в когнитивном; М = 6,33 в эмоциональном; М = 6,31 в поведенческом). В когнитивном и поведенческом компонентах также отмечено преобладание характеристик «предлагаемое / отвергаемое» (М = 5,77 и М = 5,87 соответственно). В эмоциональном компоненте доминирует параметр «простое / сложное» (М = 6,36). Наименьшую выраженность имеют параметры «достижимое / неосуществимое» (М = 2,86) в когнитивном компоненте и «должное / необязательное» (М = 1,81) в эмоциональном и (М = 3,56) в поведенческом. В целом чуть выше обобщенные показатели поведенческого компонента (М = 5,04), чем когнитивного (М = 4,91) и эмоционального (М = 4,74), что может свидетельствовать о лучшей сформированности образа родителя через осуществляемый им функционал.

Представим данные описательных статистик по методике родительского стресса в группе опрошенных молодых людей (табл. 2).

Можно отметить средний уровень родительского стресса, прогнозируемого испытуемыми нашей выборки. Максимальную выраженность имеет параметр «Родительские стрессоры», соответственно респонденты предполагают наличие большого числа требований и проблем, связанных с выполнением родительской роли. При этом минимальную выраженность имеет параметр «Роди-

тельская удовлетворенность / неудовлетворенность», в связи с чем мы можем отметить, что роль родителя рассматривается молодыми людьми как потенциально не несущая ничего позитивного для субъекта.

Таблица 2 Описательные статистики показателей

родительского стресса у молодежи

Параметр Среднее Максимум Стандартное отклонение

Родительские стрессоры 15,37 30 4,34

Родительский вознаграждение / ущерб 12,11 25 6,36

Потеря контроля 9,11 20 3,29

Родительская удовлетворенность / неудовлетворенность 6,63 15 2,85

Общий уровень родительского стресса 44,37 90 12,78

Корреляционный анализ данных, полученных в группе молодых людей, пока не реализующих родительскую функцию, показал достаточно большое количество связей характеристик образа родителя с параметрами родительского стресса (табл. 3).

Большим количеством корреляционных связей обладают такие параметры стресса, как «Потеря контроля» и «Родительские стрессоры». С параметрами родительского стресса (потеря контроля) оказался связан только общий показатель эмоционального компонента образа родителя (г = -0,13; р = 0,01).

Таблица 3

Корреляции компонентов образа родителя с параметрами ожидаемого родительского стресса у молодежи

Параметры Общий уровень родительского стресса Родительские стрессоры Родительский ущерб Потеря контроля Родительская неудовлетворенность

Положительное / отрицательное (КК) -0,10 -0,16 -0,03 —0 17*** -0,11

Теплое / холодное (КК) -0,18*** —0 21*** -0,14 0 23*** -0,14

Положительное / отрицательное (ЭК) -0,18*** 0 23*** -0,14 0 23*** —0 17***

Должное / необязательное (ЭК) 0,11 0 26*** 0,03 0 26*** 0,05

Теплое / холодное (ПК) -0,09 —0 17*** -0,07 -0,16 -0,09

Примечание. Уровень значимости: *** - р < 0,001; КК - когнитивный компонент; ЭК - эмоциональный компонент; ПК - поведенческий компонент.

Для поиска обобщенных характеристик представлений о родителе применялся факторный анализ. Корреляционная матрица, включающая 54 переменные, была подвергнута процедуре анализа по методу главных компонент. В результате выявлено 10 факторов с собственными значениями (табл. 4).

Таблица 4 Факторный анализ характеристик образа родителя у молодежи

Фактор Переменные Значение

Фактор 1 Доверяющий 0,39

(вес - 4,83) Сотрудничающий 0,41

Прощающий 0,68

Бескорыстный 0,69

Альтруист 0,53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добрый 0,36

Ласковый 0,38

Теплый 0,43

Одобряющий 0,48

Жалеющий 0,48

Фактор 2 Может быть несправедли- 0,44

(вес - 3,64) вым

Может чего-то не знать 0,67

Может не ставить детей на 0,57

первое место

Не всегда терпелив 0,59

Не всегда понимает 0,51

Не всегда прав 0,51

Не всегда может повлиять 0,35

Фактор 3 Любящий 0,46

(вес - 2,57) Не стыдящийся за ребенка 0,42

Готовый к родительству 0,71

Не боящийся извиниться 0,62

Воспитывающий 0,65

Обучающий 0,59

Фактор 4 Не решающий за детей 0,45

(вес - 2,5) Невмешивающийся 0,72

Неограничивающий 0,67

Некритикующий 0,66

Окончание табл. 4

Фактор Переменные Значение

Фактор 5 Хвалящий 0,55

(вес - 3,09) Балующий 0,55

Опекающий 0,62

Слушающий 0,46

Помогающий 0,51

Просящий 0,40

Фактор 6 Снисходительный -0,39

(вес - 2,91) Мягкий -0,54

Иногда кричащий на ребенка 0,61

Обижающийся 0,39

Иногда командующий 0,56

Не всегда выполняющий 0,42

капризы

Фактор 7 Может не интересоваться -0,59

(вес - 1,85) ребенком

Может быть раздраженным -0,65

Может не гордиться детьми -0,61

Фактор 8 Не всегда довольный детьми -0,37

(вес - 1,7) Может быть неопытным -0,46

Может жить для себя -0,31

Может проводить с ребенком -0,56

мало времени

Фактор 9 Счастливый 0,50

(вес - 1,52) Радостный 0,64

Отдохнувший 0,38

Фактор 10 Сильный 0,62

(вес - 2,8) Благоразумный 0,65

Практичный 0,69

Ответственный 0,51

Уважающий 0,33

Совокупности качеств, включенные в каждый фактор, дают обобщенное описание значимого свойства, компонента целостного родительского образа, сформированного у молодых людей, пока не реализующих родительскую функцию.

Вопрос наличия связей между характеристиками представлений о родителе с родительским стрессом изучался при помощи корреляционного анализа составляющих, включенных в конкретные факторы, и показателей родительского стресса (табл. 5).

Таблица 5

Значимые корреляционные связи показателей родительского стресса и характеристик

представлений о родителе у молодежи

Характеристика Общий уровень родительского стресса Родительские стрессоры Родительский ущерб Потеря контроля Родительская неудовлетворенность

Фактор 1

Доверяющий детям -0,16*** -0,19*** - - -

Сотрудничающий с детьми —0 17*** - - - —0 17***

Прощающий - -0,19*** - —0 21*** -

Добрый - 0 26*** -0,16** 0 26*** -0,18***

Фактор 2

Значимых корреляционных связей не обнаружено

Фактор 3

Готовый к родительству - - - —0 21*** -

Фактор 4

Значимых корреляционных связей не обнаружено

Фактор 5

Опекающий —0 17*** -0,19*** - 0 2*** —0 17***

Фактор 6

Значимых корреляционных связей не обнаружено

Фактор 7

Может не интересоваться ребенком - 0 29*** - 0 29*** -

Может не гордиться детьми - 0 22*** - 0 24*** -

Фактор 8

Не всегда довольный детьми 0,19*** - - - 0 у***

Фактор 9

Счастливый - - - -0,18*** -

Фактор 10

Практичный - —0 17*** - - -

Уважающий детей - - - —0 21*** -

Благоразумный - - - 0 2*** -

Примечание. Уровень значимости: ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.

Отметим отсутствие корреляций на должном уровне значимости показателей родительского стресса с факторами 2 («Несовершенный родитель»), 4 («Отстраненный родитель») и 6 («Строгий родитель»). Больше всего значимых корреляционных связей с показателями родительского стресса выявлено у фактора 1 («Самоотверженный, принимающий родитель»), т. е. принятие ребенка и бескорыстное поддерживающее отношение к нему рассматривается молодежью как поведение, сопряженное с ущербом для субъекта при реализации родительской роли.

5. Обсуждение результатов исследования

Нами выявлены обобщенные компоненты образа идеального родителя у современной молодежи. Можно предполагать, что наличие более ярко выраженного компонента означает доминирование определенных характеристик, поэтому представим собирательное описание каждого из них.

Фактор 1: Самоотверженный, принимающий родитель. В данный фактор входят такие характеристики, как бескорыстие, альтруистичность, прощение. Этот компонент родительского образа ориентирован на благо ребенка, отношение к нему отчасти носит жертвенный характер, затрудняя удовлетворение родителем своих потребностей. Данный ракурс образа родителя можно охарактеризовать как «эмоционально принимающий», поскольку в фактор входят такие описания, как «добрый», «ласковый», «теплый». Родитель с преобладанием данного компонента нацелен на сотрудничество с ребенком, может доверять ему. Ребенок встречает у такого родителя одобрение и поддержку в случае неуспеха.

Фактор 2: Несовершенный родитель. Он может не обладать абсолютным знанием, быть не всегда терпеливым, понимающим и справедливым, не всегда иметь возможность влияния на детей. Важно, что в данном факторе обобщены характеристики, не являющиеся социально одобряемыми, но в то же

время, возможно, снижающие уровень родительского стресса, поскольку этот компонент образа признает право на ошибку в выполнении родительской функции.

Фактор 3: Наставляющий и любящий родитель. В этот компонент родительского образа входят его характеристики как воспитывающего и обучающего субъекта, готового к реализации этой функции. Однако также в него включена характеристика «любящий», что указывает на особый характер выполнения этой функции в семье.

Фактор 4: Отстраненный родитель. В данный компонент родительского образа входят характеристики, позволяющие родителю не решать за детей, не всегда вмешиваться в их жизнь, не критиковать их и не ограничивать. При такой дистанцированности можно говорить о безразличии к ребенку или же о вере в ребенка и его возможности, о стимулировании его самостоятельности и автономии в построении собственной жизни.

Фактор 5: Заботливый родитель. Этот компонент родительского образа отвечает за принятие ребенка и заботу о нем. Такой родитель опекает ребенка, балует его, хвалит. В то же время в данный фактор включены такие характеристики, как «слушающий» и «помогающий», т. е. ориентированные на изучение потребностей ребенка и их удовлетворение. Признак «просящий» в сочетании с перечисленными выше указывает на позицию «снизу», если пользоваться стандартной классификацией ролей в отношениях.

Фактор 6: Строгий родитель. В этот фактор с отрицательным значением включены характеристики «снисходительный», «мягкий». Такой родитель может иногда кричать на ребенка, обижаться на него и командовать им. Это компонент родительского образа, описывающий родителя не всегда уступчивого, зачастую ограничивающего желания ребенка, включает характеристики, отражающие доминантность родителя по отношению к ребенку и одновременно - параметры контроля.

Фактор 7: Заинтересованный родитель. К этому фактору с отрицательным значением относятся характеристики «может не интересоваться ребенком», «может быть раздраженным», «может не гордиться детьми». Такой родитель заинтересован в успехах ребенка, терпеливо относится к его неудачам и гордится победами. Данный компонент роди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельского образа скорее отвечает за реализацию наставнической функции, поддерживая интересы и склонности ребенка, демонстрируя его успехи миру и обществу.

Фактор 8: Вовлеченный родитель. В этот фактор с отрицательным значением включены характеристики «не всегда доволен детьми», «может жить для себя», «может проводить с ребенком мало времени». Родитель ориентирован на ребенка, готов жить для него, а не для себя. Данный компонент родительского образа демонстрирует сконцентрированность родителя на ребенке и означает предъявление требований опытности в обращении с ним, определенного эмоционального отношения и отказа от собственных желаний.

Фактор 9: Ресурсный родитель. Только данный фактор представлен характеристиками родителя, относящимися к его собственному состоянию, не опосредованными взаимодействием с ребенком. Сюда входят такие описания, как «счастливый», «радостный», «отдохнувший». Стоит отметить, что фактор включает только положительно окрашенные эмоциональные состояния.

Фактор 10: Рациональный родитель. Этот компонент родительского образа описывает родителя как менеджера, как организатора, который обладает такими характеристиками, как сила, практичность, благоразумие, ответственность. Действует такой родитель в интересах ребенка, что доказывается наличием уважения к нему.

Полученные в результате настоящего исследования данные позволяют представлить образ родителя иначе, не так, как у Р. В. Ов-чаровой, выделяющей в нем три компонента - когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Данный феномен рассматривается нами через призму стрессогенности. Наличие корреляционных связей характеристик, составляющих компоненты родительского образа, с родительским стрессом согласуется с данными некоторых исследований, проводившихся ранее. Так, зарубежными учеными обнаружена связь с родительским стрессом нейротизма, экстраверсии и доброжелательности [19; 20]. В нашем исследовании доброта имеет связи с 4 из 6 параметров родительского стресса. И в целом фактор 1, включающий компонент принимающего, доброго и теплого родительского отношения, имеет больше всего связей с параметрами родительского стресса.

В исследовании Й. Ченг была доказана связь родительского стресса и самоэффективности [21]. Напрямую данная характеристика нами не изучалась, однако можно провести параллель с характеристиками фактора 7, который отвечает за заинтересованность родителя в деятельности детей, снижая уровень переживаемого ими стресса.

Связь родительского стресса и психического здоровья матери также установлена в зарубежных исследованиях [22], в частности посвященных изучению депрессии [21] и психопатологии у родителей [23], что в полной мере соотносится с нашими данными о наличии отрицательной связи параметров фактора 9, указывающего на состояние самого родителя, с показателями родительского стресса: счастливый родитель имеет более низкий уровень стресса.

6. Выводы

1. В общей выборке бездетной молодежи существуют представления об умеренной стрессогенности родительской роли. Доминирует параметр «Родительские стрессоры», отражающий напряженность родительства и повышенный уровень требований, а также недостаточную вознаграждаемость и эмоциональную восполняемость при реализации родительских функций. Однако мы предполагаем, что выборка неоднородна по данным представлениям.

2. Существуют обобщенные представления об идеальном родителе у бездетной молодежи. Среди них наибольшую выраженность имеют позитивные, одобряемые качества, проявляющиеся в поведении. Так как полученные с помощью стандартной обработки характеристики образа идеального родителя были малоинформативны, был проведен факторный анализ, позволивший выделить 10 компонентов образа идеального родителя. Среди них наибольший вес имеют признаки «самоотверженного, принимающего» родителя. Такой родитель должен отличаться эмоциональной теплотой, пониманием и вчувствованием в переживание своего ребенка, умением поддерживать его в любых ситуациях, при этом жертвуя собственными потребностями. Сочетание таких характеристик, на наш взгляд, может указывать на искаженность и конфликтность данного образа. Также значительный вес имеет фактор, отражающий такие обобщенные свойства образа идеального родителя, как «заботливость» и даже некоторое служение ребенку.

Интересно, что среди факторов, определяющих образ идеального родителя, значимы характеристики «несовершенства» родительского поведения, которые, видимо, указывают на возможность дать разрешение на некоторые поведенческие реакции при общей тактике всепрощения, принятия и жертвенности.

3. Выявлены компоненты образа идеального родителя, которые связаны с представлениями о предполагаемом родительском стрессе. Наличие образа «самоотверженного, принимающего» родителя, готового жертвовать своими потребностями, а также «заинтересованного» родителя в качестве ориентира для потенциальных родителей может приводить к снижению гипотетической стрессоген-ности родительской роли. Такая же закономерность отмечается в отношении фактора «рациональность», влияющего на снижение гипотетического родительского стресса, а именно такого его проявления, как потеря контроля над собственной жизнью, при ориентации будущих родителей на образ идеального родителя-организатора.

7. Заключение

Изучение представлений о родительском стрессе у потенциальных родителей позволяет лучше понять их потребности, ожидания и вызовы, которые могут возникнуть в будущем, и способствует разработке эффективных программ психологического сопровождения. Нами изучен образ идеального родителя как один из факторов гипотетической стрессо-генности родительской роли в представлениях бездетной молодежи, предприняты попытки их систематизации. В результате выделено 10 компонентов образа родителя, каждый из которых содержит совокупность характеристик, отвечающих за определенный функционал в плане взаимодействия с ребенком и выполнения требований к субъекту как родителю. Среди этих компонентов особо выделяются три, которые связаны с родительским стрессом, т. е. могут выступать в качестве гипотетических мишеней психологической работы на индивидуальном и групповом уровне.

Представленные в данной публикации результаты отражают общие тенденции в представлениях студенческой молодежи об идеальном родителе в настоящий момент времени. Бездетные молодые люди более зрелого возраста в выборку не вошли, что относится к ограничениям исследования. Кроме

того, выявленные взаимосвязи образа родителя и родительского стресса пока не позволяют говорить о наличии между ними причинно-следственной связи. Это, а также необходимость изучения иных факторов и условий, влияющих на стрессогенность родительства, определяет дальнейшие перспективы исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). - СПб. : Химиздат, 2001.

- 288 с.

2. Васягина Н. Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян // Психолого-педагогические проблемы в образовании. - 2015.- № 6. - С. 138-143.

3. Ефремова Н. А. Образ идеального родителя в представлении матерей и отцов // Омский научный вестник. - 2006. - № 8 (45). -С. 294-296.

4. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.

5. Сафонова М. В., Ковалевский В. А., Бочарова Ю. Ю., Новопашина Л. А. Современное родительство: психосемантический анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2019. - № 3 (49). - С. 129-140.

6. Deater-Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new questions // Clinical Psychology: Science and Practice. - 1998. - № 5 (3). - Р. 314-332. -DOI: 10.1111/J.1468-2850.1998.TB00152.

7. Abidin R. The Determinants of Parenting Behavior // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. - 1992. - № 21 (4). -P. 407-412. - DOI: 10.1207/s15374424jccp 2104_12.

8. Bloomfield L., Kendall S. Parenting self-efficacy, parenting stress and child behaviour before and after a parenting programme // Primary health care research & development.

- 2012. - № 13 (4). - Р. 364-372. - DOI: 10.1017/S1463423612000060.

9. Meeussen L., Van Laar C. Feeling pressure to be a perfect mother relates to parental burnout and career ambitions // Frontiers in psychology. - 2018. - № 9. - Р. 2113. - DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02113.

10. Henderson A., Harmon S., Newman H. The price mothers pay, even when they are not buying it: Mental health consequences of idealized motherhood // Sex Roles. - 2016. -№ 74. - Р. 512-526. - DOI: 10.1007/s11199-015-0534-5.

11. Мухтарова А. П. Представления о родитель-стве в юношеском возрасте // Современные

исследования социальных проблем. - 2018.

- Т. 9, № 2. - С. 94-104. - URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 08.08.2023).

12. Захарова Е., Карабанова О., Старостина Ю., Долгих А. Представления о будущем роди-тельстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. - 2019. - № 16 (2). - С. 103-122. -DOI: 10.21702/rpj.2019.2.6.

13. Вагапова А. Р. Формирование представлений у молодежи о материнстве и отцовстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2015. - № 2. - С. 31-35.

14. Мерзлякова С. В., Бибарсова Н. В. Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. -2022. - № 2 (46). - С. 3-13. - DOI: 10.11 621/npj.2022.0201.

15. Мельникова Е. Н. Чайлдфри как социальное явление // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 49-3. - С. 93-96.

16. Гурко Т. А. Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. - Т. 7, № 2 (26). - С. 65-80.

17. Рудзинская Т. Ф. Современные представления студенческой молодежи о проблеме ро-дительства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». -2013. - № 1. - С. 47-51.

18. Мисиюк Ю. В., Тихонова И. В. Русскоязычная версия «Шкалы родительского стресса»: результаты первичной оценки внутренней надежности и валидности // Общество: социология, психология, педагогика.

- 2022. - № 9 (101). - С. 58-66. - DOI: 10.24158/spp.2022.9.9.

19. Mulsow M., Caldera Y., Pursley M., Reifman A., Huston A. Multilevel factors influencing maternal stress during the first three years // Journal of Marriage and Family. - 2002. -Vol. 64, № 4. - P. 944-956. - DOI: 10.1111 /j.1741-3737.2002.00944.x.

20. Le Vigouroux S., Scola C., Raes M.-E., Mikolajczak M., Roskam I. The big five personality traits and parental burnout: Protective and risk factors // Personality and Individual Differences. - 2017. - Vol. 119. -P. 216-219. - DOI: 10.1016/j.paid.2017.07. 023.

21. Chang Y., Fine M. A. Modeling parenting stress trajectories among low-income young mothers across the child's second and third years: Factors accounting for stability and change // Journal of Family Psychology. -

2007. - Vol. 21, № 4. - P. 584-594. - DOI: 10.1037/0893-3200.21.4.584.

22. Gray P. H., Edwards D. M., Gibbons K. Parenting stress trajectories in mothers of very preterm infants to 2 years // Archives of Disease in Childhood - Fetal and Neonatal. - 2018. -Vol. 103, № 1. - P. F43-F48. - DOI: 10.11 36/archdischild-2016-312141.

23. Yeo K. J., Teo S. L. Child behavior and parenting stress between employed mothers and at home mothers of preschool children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2013. - Vol. 90. - P. 895-903. - DOI: 10.10 16/j.sbspro.2013.07.166.

REFERENCES

1. Sitnikov V.L. The image of a child (in the minds of children and adults). St. Petersburg, Himizdat publ., 2001. 288 p. (In Russian).

2. Vasjagina N.N. The Image of Mother: Peculiarities of Representation in the Consciousness of Russians. Psikhologo-pedagogicheskie problemy v obrazovanii, 2015, no. 6, pp. 138-143. (In Russian).

3. Efremova N.A. The image of the ideal parent in the view of mothers and fathers. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk Scietntific Bulletin, 2006, no. 8 (45), pp. 294-296. (In Russian).

4. Ovcharova R.V. Psychological support of parenthood. Moscow, Institute of Psychotherapy Publishing House, 2003. 319 p. (In Russian).

5. Safonova M.V., Kovalevskij V.A., Bocharova Ju.Ju., Novopashina L.A. Modern Parenthood: Psychosemantic Analysis. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva = Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 2019, no. 3 (49), pp. 129140. (In Russian).

6. Deater-Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new questions. Clinical Psychology: Science and Practice, 1998, no. 5 (3), pp. 314-332. DOI: 10.1111/J.1468-2850.1998.TB00152.

7. Abidin R. The Determinants of Parenting Behavior. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 1992, no. 21 (4), pp. 407-412. DOI: 10.1207/s15374424jccp21 04_12.

8. Bloomfield L., Kendall S. Parenting self-efficacy, parenting stress and child behav-iour before and after a parenting programme. Primary health care research & development, 2012, no. 13 (4), pp. 364372. DOI: 10.1017/S1463423612000060.

9. Meeussen L., Van Laar C. Feeling pressure to be a perfect mother relates to parental burnout and career ambitions. Frontiers in

psychology, 2018, no. 9, pp. 2113. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02113.

10. Henderson A., Harmon S., Newman H. The price mothers pay, even when they are not buying it: Mental health consequences of idealized motherhood. Sex Roles, 2016, no. 74, pp. 512-526. DOI: 10.1007/s11199-015-0534-5.

11. Muhtarova A.P. Perceptions of parenthood in adolescence. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem = Modern Studies of Social Issues, 2018, Vol. 9, no. 2, pp. 94-104, available at: http://ej.soc-journal.ru (date of access: August 8, 2023). (In Russian).

12. Zaharova E., Karabanova O., Starostina Ju., Dolgih A. Ideas about future parenthood in adolescence and youth. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal = Russian Psychological Journal, 2019, no. 16 (2), pp. 103-122. DOI: 10.21702/rpj.2019.2.6. (In Russian).

13. Vagapova A.R. Formation of ideas among young people about motherhood and fatherhood. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya "Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika" = Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, no. 2. pp. 31-35. (In Russian).

14. Merzljakova S.V., Bibarsova N.V. Responsibility as a factor in the development of family self-determination in adolescence. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal = National Psychological Journal, 2022, no. 2 (46), pp. 3-13. DOI: 10.11621/npj.20 22.0201. (In Russian).

15. Mel'nikova E.N. Childfree as a social phenomenon. Tendentsii razvitiya nauki i obrazova-niya, 2019, no. 49-3, pp. 93-96. (In Russian).

16. Gurko T.A. Students' perceptions of parenthood and the social roles of men and women. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika = Sociological Science and Social Practice, 2019, Vol. 7, no. 2 (26), pp. 65-80. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.2. 6410. (In Russian).

17. Rudzinskaja T.F. Modern ideas of student youth about the problem of parenthood. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya "Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya" = Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, no. 1, pp. 47-51. (In Russian).

18. Misiyuk Ju.V., Tihonova I.V. Russian Version of the "Parental Stress Scale": Results of Initial Assessment of Internal Reliability and Validity. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology,

Pedagogics, 2022, no. 9 (101), pp. 58-66. DOI: 10.24158/spp.2022.9.9. (In Russian).

19. Mulsow M., Caldera Y., Pursley M., Reifman A., Huston A. Multilevel factors influencing maternal stress during the first three years. Journal of Marriage and Family, 2002, Vol. 64, no. 4, pp. 944-956. D0I:10.1111/j.1741-3737.2002.00944.x.

20. Vigouroux S.Le., Scola C., Raes M.-E., Mikolajczak M., Roskam I. The big five personality traits and parental burnout: Protective and risk factors. Personality and Individual Differences, 2017, Vol. 119, pp. 216-219. DOI: 10.1016/j.paid.2017.07. 023.

21. Chang Y., Fine M.A. Modeling parenting stress trajectories among low-income young mothers

Информация о статье Дата поступления 15 июня 2023 Дата принятия в печать 24 июля 2023

Сведения об авторах

Шипова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Костромского государственного университета (Кострома, Россия). Адрес для корреспонденции: 156000, Россия, Кострома, ул. Дзержинского, 17. E-mail: ns.shipova@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-0741-1297. SPIN-код: 9937-4423.

Тихонова Инна Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Костромского государственного университета (Кострома, Россия). Адрес для корреспонденции: 156000, Россия, Кострома, ул. Дзержинского, 17. E-mail: inn.007@mail.ru. ORCID: 00000001-7756-0610. SPIN-код: 2048-7100.

Для цитирования

Шипова Н. С., Тихонова И. В. Образ родителя в контексте представлений современной молодежи о стрессогенности родительской роли // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 3. - С. 27-37. -DOI: 10.24147/2410-6364 2023.3.27-37.

across the child's second and third years: Factors accounting for stability and change. Journal of Family Psychology, 2007, Vol. 21, no. 4, pp. 584-594. DOI: 10.1037/08933200.21.4.584.

22. Gray P.H., Edwards D.M., Gibbons K. Parenting stress trajectories in mothers of very preterm infants to 2 years. Archives of Disease in Childhood - Fetal and Neonatal, 2018, Vol. 103, no. 1, pp. F43—F48. DOI: 10.1136/archdischild-2016-312141.

23. Yeo K.J., Teo S.L. Child behavior and parenting stress between employed mothers and at home mothers of preschool children. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, Vol. 90, pp. 895-903. DOI: 10.1016/ j.sbspro.2013.07.166.

Article info

Received June 15, 2023 Accepted July 24, 2023

About the authors

Shipova Natalya Sergeevna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology, Kostroma State University (Kostroma, Russia). Postal address: 17, Dzerzhinskogo ul., Kostroma, 156000, Russia. E-mail: ns.shipova@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-0741-1297. RSCI SPINcode: 9937-4423.

Tikhonova Inna Viktorovna - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology, Kostroma State University (Kostroma, Russia). Postal address: 17, Dzerzhinskogo ul., Kostroma, 156000, Russia. E-mail: inn.007@mail.ru. ORCID: 0000-0001-7756-0610. RSCI SPINcode: 2048-7100.

For citations

Shipova N.S., Tikhonova I.V. Parental Image in the Context of Representations about the Stress of the Parental Role for Modern Youth. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 3, pp. 27-37. DOI: 10.24147/2410-6364 2023.3.27-37. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.