Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / СТРАТЕГИЯ / РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтев Н.Е.

В статье рассматриваются стратегии интернационализации и трансформации международных розничных сетей. Даны определения стратегий «category killers» и «corporate parents». Рассмотрены основные факторы развития крупных сетевых ритейлеров, а также использования ими различных стратегий на зарубежных рынках. Особое внимание в статье уделяется проблемам выхода международных розничных сетей на российский рынок, а также институциональным барьерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT STRATEGIES AND PROBLEMS OF INTERNATIONAL TRADING CHAINS IN THE RUSSIAN MARKET

The article discusses strategies for the internationalization and transformation of international retail chains. The definitions of the strategies "category killers" and "corporate parents" are given. The main factors in the development of large network retailers, as well as their use of various strategies in foreign markets, are considered. Particular attention is paid to the problems of international retail chains entering the Russian market, as well as institutional barriers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ»

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Н.Е. Локтев, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-120-122

Аннотация. В статье рассматриваются стратегии интернационализации и трансформации международных розничных сетей. Даны определения стратегий «category killers» и «corporate parents». Рассмотрены основные факторы развития крупных сетевых ритейлеров, а также использования ими различных стратегий на зарубежных рынках. Особое внимание в статье уделяется проблемам выхода международных розничных сетей на российский рынок, а также институциональным барьерам.

Ключевые слова: ритейл, стратегия, розничная сеть, децентрализация, бизнес-процесс.

Процесс глобализации порождает внедрение инноваций на мировых торговых рынках, в том числе в международном ри-тейле. Оптово-розничная торговля в процессе эволюции претерпевала различные изменения в части размера магазинов, объема и структуры ассортимента, количества и уровня персонала, автоматизации процессов, методов контроля и т.д. В настоящее время ритейл основан на использовании мирового опыта организации системы закупок, логистики, продвижении товара и т.д. с учетом специфики национальных особенностей. Развитие глобализации и свободной торговли приводят к созданию единых правил ведения бизнеса, требует корректировки имеющихся концепций развития потребительских рынков, приобретения новых знаний. Необходимо рассматривать направления трансформации международного ритейла под воздействием глобальных процессов, выражающихся в изменении рыночной среды, которая определяется ныне в широких границах от совершенно конкурентной до оли-гополистической, в которой происходит деформация отношений конкуренции и установление диктата крупными сетевыми ритейлерами, например, «АиЛап» (Франция), <^а1тш1» (США).

Стратегия выхода международных торговых сетей на зарубежный рынок включает: преодоление входного барьера и адаптация, диктат рыночных условий, мо-

нополизация или олигополизация потребительского рынка. Способами проникновения на зарубежные рынки являются: лицензирование, использование концессии, франчайзинг, создание совместного предприятия, органический рост, поглощение.

В России в течение нескольких лет наблюдался устойчивый однозначный рост, что привело к повышению уровня жизни и буму потребления, который предлагает важный потенциал для розничной торговли. При этом, примечательно, что за последнее время на российский рынок не вышли новые иностранные игроки. Отчасти это связано с институциональными барьерами: непрозрачностью национального законодательства, коррупцией, сложностями при инициировании слияний и поглощений с российскими компаниями и проникновением на удаленные национальные рынки [1].

Стратегия интернационализации в розничной торговле заключается в том, чтобы захватить «самый большой кусок» рынка и со временем сохранить конкурентоспособность.

Существуют два типа стратегий -«category killers» (розничная компания, доминирующая на рынке определенных товаров) и «corporate parents» (розничная компания, имеющая в своем управлении аналогичные более мелкие розничные сети). «Walmart» - классический пример компании, которая инициирует стратегию

«category killers». Этот тип стратегии предполагает, что компания интернационализирует стандартизированный формат розничной торговли, имеет ярко выраженный иерархический бюрократический тип управления, бизнес-идеи навязываются сверху вниз, существует очевидный акцент на экономии за счет масштаба (в отношении продукта ассортимент, маркетинг, логистика и др.). Второй тип стратегии -«corporate parents» (например, голландская розничная компания «Ahold»). Компании, входящие в сеть этого типа, имеют различные форматы розничной торговли, сильно ориентированы на установление местных партнерств, имеют децентрализованный тип управления, который обеспечивает более эффективную передачу компетенций, знаний и навыков внутри сети. На практике компании довольно часто используют смесь двух типов стратегий. Примерами таких компаний могут быть «Tesco» и «Carrefour» [2]. Французская компания «Carreefour» полагается в равной степени и на свой органический рост, и на франшизу, французская сеть «Auchan» - исключительно на органический рост, а голландская сеть «Ahold» поглощает местные компании или создает совместные предприятия. Английская сеть «Tesco» использует смесь подходов, начав с формата супермаркет, продолжает развивать формат гипермаркетов, как только первый формат окрепнет на рынке.

Российские розничные сети работают на опережение, принимая во внимание опыт международных розничных сетей. Так, например, французская сеть супермаркетов «Auchan», одна из ведущих ри-тейлеров России, начала серьезную реорганизацию своего бизнеса. В то время, как «Auchan» развивал формат «супермаркета доступного всем» или «магазина у дома»,

мате в 2013 году, сеть магазинов «Пятерочка» уже насчитывала более трех тысяч магазинов, а «Магнит» - более семи тысяч магазинов [3]. Французский ритейлер больше экспериментировал с крупными форматами, такими как Auchan City, Rainbow, Auchan Garden, но ни разу не открыл ни одного магазина.

В основе «Auchan» лежит принцип децентрализации [4]. Это хорошо работает для небольшой розничной компании и стимулирует её рост. В то же время такой подход превращает большую компанию в неконтролируемую конфедерацию. Бизнес-процессы компании не формализованы и не документируются. Каждый гипермар-кет индивидуально формирует свой бизнес-процесс. Такой подход приводит к хаосу в случае с крупными компаниями [5]. C момента выхода компании на российский рынок французскому ритейлеру пришлось изменить свою стратегию развития. Главные изменения сосредоточены на введении новых форматов магазинов, расширении количества супермаркетов, изменение торговой политики гипермарке-тов, концентрация на онлайн-торговле.

Таким образом, розничная торговля является индикатором экономических процессов, происходящих в обществе. Международные розничные сети, основываясь на своем локальном опыте, используют ту или иную стратегию развития и проникновения на зарубежные рынки. Основными факторами, способствующими развитию торговых сетей за пределами национальных рынков, являются: высокая конкуренция и степень консолидации розничной торговли в странах базирования головной организации, законодательные барьеры со стороны государства, ограничивающие рост международных торговых сетей, растущая экономика других стран мира.

на момент выхода на рынок в новом фор-

Библиографический список

1. European Research Studies Journal Volume XXI, Issue 1, 2018. The Role of Chains in the Russian Retail Sector. Pp. 542-554. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ersj .eu/dmdocuments/2018_XXI_1_45.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

2. Bolychev O.N. Development Features of Retail Chains in Russia: a comparative Study of Europe // International Journal of Econometrics and Financial Management. - 2015. - Vol. 3, №1. - P. 1-6. doi: 10.12691/ijefm-3-1-1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.918.1764&rep=rep1&type=pdf (Дата обращения: 25.05.2021)

3. «Ашан» меняет концепцию и формат магазинов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://меркурий-россельхознадзор.рф/блог/ашан-меняет-концепцию-и-формат-магаз/ (Дата обращения: 25.05.2021)

4. Официальный сайт Auchan Retail. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.auchan-retail.com/en/ (Дата обращения: 25.05.2021)

5. Marketmedia. Auchan: Renaissance or Decline? 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketmedia.ru/media-content/skolko-magazinov-zakroet-ashan-1/ (Дата обращения: 25.05.2021)

FEATURES OF DEVELOPMENT STRATEGIES AND PROBLEMS OF INTERNATIONAL TRADING CHAINS IN THE RUSSIAN MARKET

N.E. Loktev, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article discusses strategies for the internationalization and transformation of international retail chains. The definitions of the strategies "category killers" and "corporate parents" are given. The main factors in the development of large network retailers, as well as their use of various strategies in foreign markets, are considered. Particular attention is paid to the problems of international retail chains entering the Russian market, as well as institutional barriers.

Keywords: retail, strategy, retail chain, decentralization, business process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.