DOI: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-382-402
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
PECULIARITIES OF THE STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)
МАНТАЕВА Эльза Ивановна
Член Правления ВЭО России, руководитель Калмыцкой региональной организации ВЭО России, проректор по экономике и инновациям ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», д.э.н., профессор
Elza I. MANTAEVA
Member of the Board of the VEO of Russia, head of the Kalmyk regional organization of the VEO of Russia, Vice-rector for Economics and innovation, Gorodovikov Kalmyk State University, Doctor of Economics Sciences, Professor
ГОЛДЕНОВА Виктория Сергеевна
Доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», к.э.н.
Victoria S. GOLDENOVA
Associate Professor of state and municipal management Gorodovikov Kalmyk State University, Candidate of Economic Sciences
САВЧЕНКО-БЕЛЬСКИЙ Кирилл Александрович
Член Правления ВЭО России, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», д.э.н., профессор
Kirill A. SAVCHENKO-BELSKY
Member of the Board of the VEO of Russia, Professor of the Management Department of the Gorodovikov Kalmyk State University, Doctor of Economics Sciences, Professor
АННОТАЦИЯ
Система государственного управления устойчивым развитием представляет собой комплекс взаимосвязанных шагов и действий региональной экономики к достижению желаемого состояния, которое связано с социально-экономическим развитием и процветанием. Для обеспечения долгосрочного социально-экономического прогресса стратегия устойчивого развития региона, основанная на анализе особенностей и проблем конкретного региона, является необходимым инструментом. В контексте Республики Калмыкия, ключевыми мерами для достижения устойчивого развития будут развитие альтернативных источников энергии, создание современной инфраструктуры, улучшение системы образования и обеспечение социальной защиты населения. Устойчивое развитие региональной социально-экономической системы Калмыкии представляет собой сложный и многогранный процесс, целью которого является обеспечение устойчивого экономического роста, социальной справедливости и защиты окружающей среды.
ABSTRACT
The system of state management of sustainable development is a set of interrelated steps and actions of the regional economy to achieve the desired state, which is associated with socio-economic development and prosperity. To ensure long-term socio-economic progress, a regional sustainable development strategy based on the analysis of the specific features and problems of a particular region is a necessary tool. In the context of the Republic of Kalmykia, the key measures to achieve sustainable development will be the development of alternative energy sources, the creation of modern infrastructure, the improvement of the education system and the provision of social protection for the population. Sustainable development of the regional socio-economic system of Kalmykia is a complex and multifaceted process that aims to ensure sustainable economic growth, social justice and environmental protection.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Устойчивое развитие, региональное развитие, стратегическое планирование, Республика Калмыкия, ESG-принципы.
KEYWORDS
Sustainable development, regional development, strategic planning, Republic of Kalmykia, ESG-principles.
В современном мире проблемы устойчивого развития регионов становятся все более актуальным. Устойчивое развитие предполагает создание условий для удовлетворения потребностей текущего поколения, не ущемляя при этом возможности будущих поколений. В этой связи для регионов, таких как Республика Калмыкия, особенно важно разработать стратегию устойчивого развития, учитывая их уникальные природные, социально-экономические и культурные особенности. Государственное управление устойчивым развитием является ключевым аспектом развития всех современных государств, включая Россию. Устойчивое развитие страны предполагает создание сбалансированной системы в регионах, гарантирующей долгосрочное благополучие общества, сохранение окружающей среды и эффективное использование ресурсов.
В.А. Антохина отмечает, что «…устойчивое развитие региона – это количественные и качественные изменения в территориально-политической системе, приводящие к преобразованию ее содержания, приобретению ею новых характеристик как основы устойчивой долгосрочной позитивной динамики территории и эффективной системы регионального управления» [2]. По мнению Перевозниковой Е.В. «…Устойчивое развитие определяется нами как режим функционирования в долгосрочной перспективе параметров уровня и качества жизни населения, которое обеспечивается через сбалансированное производство институционального, хозяйственно-экономического, естественно-экологического и социального компонентов системы «регион» в интересах будущего поколения» [10]. В контексте Республики Калмыкия, систему государственного управления устойчивым развитием можно описать как механизм, включающий последовательность взаимосвязанных направлений движения и действий региональной экономики к желаемому состоянию, под которым понимается социально-экономическое развитие и процветание.
Составляющие элементы этой системы управления устойчивым развитием региональной экономики направлены на стимулирование социально-экономического прогресса и сбалансированного экологического развития, оптимизацию его пространственной структуры, расширение специализации и диверсификации экономики [3]. В современном мире стратегия устойчивого развития является неотъемлемой частью государственных и региональных политик. С целью обеспечения устойчивого развития территории, важно разработать стратегию, учитывающую конкретные особенности каждого региона.
Одной из основных особенностей стратегического развития Республики Калмыкия является учет ее географического положения. Республика расположена в юго-западной части Европейской части России и имеет доступ к Каспийскому морю, что открывает возможности для развития транспортной инфраструктуры и торговых связей с другими регионами, что может способствовать экономическому развитию. Еще одной особенностью Республики Калмыкия является необходимость сохранения и развития ее уникальной культуры, что актуализирует проблемы разработки стратегии, направленной на сохранение и развитие культурного и исторического наследия региона.
Следует отметить, что Республика Калмыкия, расположенная в Южном федеральном округе России, сталкивается с рядом особых проблем, ограничивающих ее эколого-экономическое развитие и социальное благополучие, среди которых можно выделить сложные природно-климатические условия, дефицит водных ресурсов, проблемы утилизации отходов, деградация земель и процесс опустынивания. В процессе анализа ограничивающих факторов социально-экономического развития Республики Калмыкия особое внимание уделяется проблемам обеспечения экологической безопасности и эффективного использования природных ресурсов. В условиях постоянного увеличения воздействия техногенных факторов на экологические системы развитие экономики должно осуществляться путем внедрения комплекса мер для сохранения природной среды, состояние которой непосредственно влияет на экологическую безопасность и здоровье местного населения. Достижение социально-экономического развития Республики Калмыкия, обеспечение высокого уровня жизни граждан и охраны окружающей среды требует установления приоритетов в сфере экологии, которые должны быть реализованы через согласованные действия федеральных и республиканских органов власти, общественных организаций и собственной инициативы граждан в сфере охраны природы и контроля за ее состоянием.
Республика Калмыкия представляет собой уникальную территорию сухих и полупустынных зон, что создает сложности для жизни и хозяйственной деятельности. Регион имеет плоский рельеф, ограниченное количество природных водотоков и повышенную минерализацию почв и вод, вызванную колебаниями уровня Каспийского моря. Одной из основных проблем является дефицит водных ресурсов, и в соответствии с водным пространственным планированием Российской Федерации, Республика Калмыкия относится к безводным районам.
Таблица 1 представляет основные показатели, охарактеризовывающие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы. Преобладающим потребителем воды является аграрный сектор, который использует более 90% общего объема воды для орошения сельскохозяйственных угодий. Кроме того, существенная часть водных ресурсов используется для подвода воды на территорию региона. Системы орошения и подвода воды, построенные в Республике Калмыкия с 1960-х до 1980-х годов, характеризуются технической неполноценностью. Большая часть основных, распределительных и стоковых каналов выполнена без гидроизоляционных экранов, что приводит к значительным потерям воды, особенно в условиях легких грунтов, а также способствует процессам вторичного соления, засоления, затопления и болотообразования. Годовые потери воды от перемещения составляют в среднем от 250 до 280 миллионов кубических метров. В то же время, объем воды, используемой в системах рециркуляции и последовательного использования, является незначительным и составляет 0,09 миллионов кубических метров. В разные периоды использовался экономический метод строительства плотин для накопления паводковых и родниковых вод. В настоящее время большинство гидротехнических сооружений страдают от разрушений, а регулирующие гидротехнические сооружения вышли из строя. Для обеспечения сбора паводковых и родниковых вод для орошения сельских муниципальных образований Республики Калмыкия требуется провести капитальный ремонт, реконструкцию или строительство новых плотин с установкой системы слива.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы [6]
Годы
2020 2021 2022
Забор воды из природных водных источников, млн. м3 325 329 361
Водопотребление (использование воды), млн. м3 (тыс. тонн) 286 328 324
Cброс загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных)1), млн. м3 15 6 12
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс. т 2,503 4,392 3,057
Второй проблемой, связанной с переходом к устойчивому развитию, является управление производственными и потребительскими отходами. Эта проблема обусловлена не только увеличением объемов отходов, но и накопленными отходами за прошлые годы. Решение этой проблемы требует согласованного подхода и координации на всех уровнях власти - республиканском и муниципальном, а также с участием бизнеса, общественных организаций и населения. Согласно сводному статистическому отчету о 2-тп (отходы), отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов малого и среднего предпринимательства, проектам нормативов по образованию отходов и лимитам на их размещение, а также данным Жилищно-коммунальной службы N 12 (г. Астрахань) в Республике Калмыкия в 2022 году было образовано 130,084 тысячи тонн учтенных отходов производства и потребления, которые были размещены на несанкционированных свалках республики. Процентное соотношение этих отходов по классу опасности следующее: I класс опасности - 0,0047 тысячи тонн, II класс опасности - 0,0229 тысячи тонн, III класс опасности - 3,975 тысячи тонн, IV класс опасности - 115,598 тысячи тонн и V класс опасности - 10,482 тысячи тонн.
На территории республики в настоящий момент функционирует 113 пунктов размещения отходов. Все эти пункты размещения были созданы в период СССР, и в настоящее время практически все свалки, расположенные рядом с населенными пунктами на земельных участках, находятся в непригодном состоянии и обращаются с нарушениями. Значительная проблема заключается в появлении незаконных свалок, вызванных незаконной вывозкой отходов населением и организациями, не имеющими договора на предоставление соответствующих услуг. Предложенные объекты для размещения и захоронения твердых бытовых отходов не соответствуют современным санитарным и экологическим требованиям, а также не соответствуют законодательству, касающемуся охраны природы и санитарно-эпидемиологического контроля. Система раздельного сбора мусора только начинает внедряться на части территории города Элиста. Кроме того, в республике отсутствует система вторичной переработки отходов. Таким образом, проблема ликвидации и рекультивации пунктов размещения отходов, а также возвращение этих земель в хозяйственный оборот, становятся чрезвычайно актуальными.
Третья проблема, требующая исследования, состоит в деградации земель и опустынивания в Республике Калмыкия, расположенной в Прикаспийском регионе России. Географическое положение этого региона порождает аридный и полуаридный климат с низкими годовыми осадками (от 210 до 360 мм) и индексом аридности от 0,20 до 0,47. В результате возникает деградация земель и процессы опустынивания, оказывающие негативное воздействие на естественные экосистемы и сельскохозяйственные угодья этого региона.
Более 100 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, расположенных на Черных землях, были выведены из эксплуатации из-за вторичного засоления, вызванного неэффективной ирригацией. Повышение уровня грунтовых вод привело также к затоплению 33 населенных пунктов. Для предотвращения опустынивания в регионе были приняты такие меры, как разработка эколого-технологических основ и программ для адаптивного земледелия, рационального пастбищного хозяйства и создание устойчивых экосистем пастбищного и противоэрозионного значения.
Период с 1990-х по 2000-е годы характеризуется переходом к рыночной экономике и постепенным выбытием из экологического бедствия. В начале 2000-х годов социально-экономическая перестройка и сопутствующие трудности привели к резкому сокращению поголовья скота (почти в 3 раза), что снизило нагрузку на пастбища до 1,5 раза ниже их емкости. Этот фактор способствовал началу процесса восстановления растительности на естественных пастбищах и снижению пастбищной деградации.
Климатические условия также влияют на деградацию земель. Климат становится более сухим с северо-запада на юго-восток. Недостаток осадков и частые периоды засухи являются естественными факторами, способствующими деградационным процессам.
Таблица 2
Районирование территории Калмыкии по условиям влагообеспеченности [4]
Зона увлажнения Годовая сумма осадков, мм Испаряемость (Е0), мм/год Коэффициент увлажнения Пункт наблюдения
Сухая (пустыня) 254 1120 0.22 Яшкуль
Полусухая 329 1064 0.30 Малые Дербеты
Очень засушливая 355 1046 0.33 Элиста
Засушливая 518 990 0.52 Городовиковск
В Республике Калмыкия существуют проблемы, связанные с ирригацией, засолением почв, затоплением населенных пунктов, опустыниванием и сушей. Однако в последнее время были предприняты некоторые меры по предотвращению дальнейшей деградации. Разработаны эколого-технологические основы и программы для устойчивого земледелия и пастбищного хозяйства, а также проводятся работы по созданию устойчивых экосистем. Несмотря на некоторые трудности, связанные с социально-экономической перестройкой, наблюдается положительная динамика в восстановлении растительности и снижении пастбищной деградации. Однако все еще требуется дальнейшее внимание и усиленные усилия для более эффективной борьбы с деградацией земель и экологическими проблемами в регионе. В настоящее время все еще присутствующая неэффективная система землепользования приводит к нарушениям динамического равновесия экосистем, при этом оказывает негативное влияние как на экономику региона, так и на благосостояние общества. Наибольшая опасность деградационных процессов возникает при совместном воздействии природных и антропогенных факторов, тем самым вызывая эффект синергизма.
Наличие целого ряда проблем не позволяет Республике Калмыкия занимать лидирующие позиции в рейтингах устойчивого развития. Например, во впервые вышедшем в 2022 г. рэнкинге устойчивого развития регионов России Агентства «SGM» регион занял 79 место; лидирующие позиции у таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, ХМАО, Республика Татарстан. Следует отметить, что это крупнейшие регионы России с наибольшим количеством жителей и ВВП на душу населения. Данные рейтинг охватывает показатели в таких блоках, как «Население», «Экономическое развитие», «Городская инфраструктура», «Социальная инфраструктура», «Экология» и «Управление».
В ESG-рэнкинге субъектов РФ, разрабатываемом рейтинговым агентством RAEX, за 2021 года Республика Калмыкия заняла предпоследнее 84 место, лидерами стали Ленинградская область, Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, ХМАО. При этом по категории «Экология» Калмыкия на 77 месте, по категории «Социальная сфера» на 43 месте, по «Управление» на 85 месте.
Согласно Национальному экологическому рейтингу, составляемому Общероссийской общественной организацие «Зеленый патруль», за лето 2023 года Республика Калмыкия поднялась на 3 позиции и заняла 60 место. Данный рейтинг включает природоохранный, промышленно-экологический и социально-экологический индексы. Это косвенно может свидетельствовать о том, что проблемы экологии и охраны окружающей среды учтены в социально-экономическом развитие региона.
Несмотря на наличие большого количества проблем, следует отметить, что природный потенциал Калмыкии, обусловленный ее географическим положением, является одним из самых высоких на территории России для развития возобновляемой энергетики. Республика расположена в естественной «аэродинамической трубе» между Каспийским и Черным морями и на открытых степных пространствах, что создает перспективы использования энергии ветра. Также Республика Калмыкия, где на протяжении более трех четвертей года светит солнце, богата солнечной энергией.
В комплексном инвестиционном рейтинге по возобновляемой энергетике по итогам 2022 года Республика Калмыкия отмечена в четырех номинациях. Регион стал победителем в номинации «Самый «зеленый» ВИЭ-регион» и попал в пятерку лучших в номинациях «Лидер солнечной энергетики», «Самый активный ВИЭ-регион», «Лидер ветроэнергетики».
Победу в номинации «Самый зеленый ВИЭ-регион» Республика Калмыкия заслуженно получила благодаря высокой доле ВИЭ в энергосистеме региона.
Кроме того, регион входит в топ-5 лидеров по установленной мощности СЭС и ВЭС. По итогам 2022 года в республике функционируют Яшкульская СЭС – 58,5 МВт и Малодербетовская СЭС – 60 МВт (принадлежат ГК «Хевел»). Также в 2022 году введена в эксплуатацию последняя очередь Элистинской СЭС (ПАО «Форвард Энерго»), получившей статус крупнейшей солнечной электростанции в России: суммарная мощность – 115,6 МВт. С учетом отобранных мощностей на конкурсном отборе проектов ВИЭ, прошедшего в 2021 году, компанией ГК «Юнигрин Энерджи» запланирован ввод двух СЭС общей мощностью 120 МВт. Кроме того, введены в эксплуатацию 219 МВт ветровой генерации.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия определена задача по обеспечению потребностей региона в электроэнергии, в т. ч. за счет строительства «зеленой» энергетики и эффективного использования энергопотенциала солнца и ветра, в том числе для энергоснабжения отдаленных районов. Также в Стратегии определен перечень флагманских проектов, среди которых приводится проект «Зеленая энергетика Калмыкии».
Стратегия устойчивого развития региона, основанная на анализе особенностей и проблем конкретного региона, является необходимым инструментом для обеспечения долгосрочного социально-экономического прогресса. Для Республики Калмыкия, ключевыми мерами будут развитие альтернативных источников энергии, создание современной инфраструктуры, улучшение системы образования и обеспечение социальной защиты населения. Через применение этих мер и стратегических подходов, Республика Калмыкия сможет достичь устойчивого развития и улучшить качество жизни своих граждан.
Система стратегического планирования устойчивого развития Республики Калмыкия включает пять основных направлений: экономическое, социальной, пространственное, экологическое и цифровое.
В рамках экономического направления устойчивого развития достигаются цели повышения производительности региональной социально-экономической системы, развитие предпринимательской инициативы, сбалансированное экономическое развитие, оптимизация использования природных и производственных ресурсов.
При трансформации пространственной структуры происходит более эффективная аллокация ресурсов, развитие сельских территорий, урбанизация, применение новых форм организации экономических связей. В рамках реализации данного направления наибольший приоритет приобретает развитие инфраструктуры, особенно транспортных связей, обеспечивающих связанность различных территориальных образований.
Социальная направленность устойчивого развития предполагает поддержание стабильности функционирования социальных и культурных систем, привлечение участия гражданс в общественных процессах , обеспечение социальной справедливости в доступе к ресурсам между поколениями и многое другое.
Сохранение биоразнообразия и природных ресурсов также играет важную роль в устойчивом развитии региональной социально-экономической системы Калмыкии в контексте достижения экологической безопасности территории.
Интеграция системы цифровой трансформации имеет стратегическое значение для концептуального развития производственного сектора и повышения цифровой зрелости предприятий, она обеспечивает цифровые услуги в различных сферах, таких как социальное обслуживание, муниципальные услуги и образовательный рынок, а также способствует обеспечению элементов безопасности. Для достижения экономической эффективности следует рассмотреть создание и использование цифровой информационной модели управления развитием региона, которая будет формировать и визуализировать управленческие решения на основе территориальных данных с учетом предпочтений и потребностей населения. Эта модель будет способствовать анализу и принятию мер для достижения экономической эффективности в устойчивом развитии региона на основе цифровых данных.
Совершенствование организационных механизмов стратегического планирования управления устойчивым развитием региона должно привести к снижению степени монополизации федерального центра и передачи большего объема полномочий региональным уровня власти [9]. В период экономического роста становится критически важным улучшение организационных механизмов стратегического планирования, способствующее устойчивому региональному развитию. Весь этот потенциал направлен на достижение равномерного экономического и социального роста в различных регионах, основываясь в первую очередь на фискальном регулировании [12]. При этом преобладающий экономический потенциал конкретного региона остается недостаточно учтенным. Конкурентные преимущества, присущие каждому региону, должны быть учтены в схеме институционального регулирования развития региональной экономики [5]
Таким образом, устойчивое развитие региональной социально-экономической системы Калмыкии представляет собой сложный и многогранный процесс, целью которого является обеспечение устойчивого экономического роста, социальной справедливости и защиты окружающей среды. В качестве основных направлений по достижению целей устойчивого развития, реализуемых в Республике Калмыкия можно назвать развитие зеленой энергетики, повышение энергоэффективности и использование возобновляемых источников энергии. При этом в качестве важного аспекта следует отметить развитие социальной инфраструктуры, образования и здравоохранения, поддержание социальной стабильности и развитие человеческого капитала, способствующих повышению уровня жизни населения и содействующих социальной устойчивости региона. В этой связи важным аспектом становится учет целей устойчивого развития в стратегическом планировании развития регионов. Стратегия устойчивого развития региона, основанная на глубоком анализе уникальных особенностей и вызовов конкретного региона, является важным инструментом для обеспечения долгосрочного социально-экономического прогресса. Что касается Республики Калмыкия, то для данного региона ключевые действия включают в себя стимулирование развития альтернативных источников энергии, модернизацию инфраструктуры, улучшение образовательной системы и обеспечение социальной защиты населения.
Библиографический список
1. Nesterenko, N. Sustainable development of organic agriculture: Strategies of Russia and its regions in context of the application of digital economy technologies / N. Nesterenko, N. Pakhomova, K. K. Richter // St Petersburg University Journal of Economic Studies. – 2020. – Vol. 36, No. 2. – P. 217-242. – DOI 10.21638/spbu05.2020.203.
2. Антохина, В. А. Стратегия и механизмы устойчивого развития регионов: эволюция и результаты / В. А. Антохина // Вестник Поволжского института управления. – 2022. – Т. 22, № 6. – С. 83-93. – DOI 10.22394/1682-2358-2022-6-83-93.
3. Глинский В.В., Серга Л.К. Регулируемая дифференциация как механизм устойчивого развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 2. С. 297-310.
4. Дедова Э.Б., Гольдварг Б.А., Цаган-Манджиев Н.Л. Деградация земель Республики Калмыкия: проблемы и пути их восстановления // Аридные экосистемы, 2020, том 26, № 2 (83). С. 63-71.
5. Ишбулатов Ф.Х. Институциональные условия развития регионов в современной экономике // Инновации и инвестиции. 2012. № 3. С. 35-37.
6. Калмыкия в цифрах, 2023: Краткий статистический сборник. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Элиста, 2023.
7. Котов, Р. М. Исследование роли стратегического планирования в повышении уровня устойчивого развития экономики региона / Р. М. Котов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2021. – Т. 6, № 4(22). – С. 548-559. – DOI 10.21603/2500-3372-2021-6-4-548-559.
8. Материкина, А. Е. Трансформация стратегии устойчивого социально-экономического развития региона в условиях цифровой экономики / А. Е. Материкина // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 40(5). – С. 279-282. – DOI 10.24412/2304-6139-2020-10628.
9. Митрофанова, И. В. Модернизация региональной системы стратегического планирования: проблемы и решения / И. В. Митрофанова // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – № 5. – С. 56-62.
10. Перевозникова, Е. В. Формирование концепции устойчивого развития региона / Е. В. Перевозникова // Торговля и рынок. – 2020. – Т. 2, № 4-2(56). – С. 254-261.
11. Сабына, Е. Н. Стратегия развития региона: возможности и ограничения / Е. Н. Сабына // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. – 2022. – № 9. – С. 105-107.
12. Храмцова, Ф. И. Особенности национальной методологии стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития регионов / Ф. И. Храмцова, С. А. Полетаев, Е. М. Андрейковец // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 10-2(37). – С. 83-88. – DOI 10.24411/2500-1000-2019-11656.
13. Чилиев, Б. М. Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике / Б. М. Чилиев // Экономическая безопасность. – 2023. – Т. 6, № 2. – С. 717-728. – DOI 10.18334/ecsec.6.2.117877.
References
1. Nesterenko, N. Sustainable development of organic agriculture: Strategies of Russia and its regions in context of the application of digital economy technologies / N. Nesterenko, N. Pakhomova, K. K. Richter // St Petersburg University Journal of Economic Studies. – 2020. – Vol. 36, No. 2. – P. 217-242. – DOI 10.21638/spbu05.2020.203.
2. Antohina, V. A. Strategija i mehanizmy ustojchivogo razvitija regionov: jevoljucija i rezul'taty / V. A. Antohina // Vestnik Povolzhskogo instituta upravlenija. – 2022. – T. 22, № 6. – S. 83-93. – DOI 10.22394/1682-2358-2022-6-83-93.
3. Glinskij V.V., Serga L.K. Reguliruemaja differenciacija kak mehanizm ustojchivogo razvitija // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2020. № 2. S. 297-310.
4. Dedova Je.B., Gol'dvarg B.A., Cagan-Mandzhiev N.L. Degradacija zemel' Respubliki Kalmykija: problemy i puti ih vosstanovlenija // Aridnye jekosistemy, 2020, tom 26, № 2 (83). S. 63-71.
5. Ishbulatov F.H. Institucional'nye uslovija razvitija regionov v sovremennoj jekonomike // Innovacii i investicii. 2012. № 3. S. 35-37.
6. Kalmykija v cifrah, 2023: Kratkij statisticheskij sbornik. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Astrahanskoj oblasti i Respublike Kalmykija. Jelista, 2023.
7. Kotov, R. M. Issledovanie roli strategicheskogo planirovanija v povyshenii urovnja ustojchivogo razvitija jekonomiki regiona / R. M. Kotov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Politicheskie, sociologicheskie i jekonomicheskie nauki. – 2021. – T. 6, № 4(22). – S. 548-559. – DOI 10.21603/2500-3372-2021-6-4-548-559.
8. Materikina, A. E. Transformacija strategii ustojchivogo social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona v uslovijah cifrovoj jekonomiki / A. E. Materikina // Vestnik Akademii znanij. – 2020. – № 40(5). – S. 279-282. – DOI 10.24412/2304-6139-2020-10628.
9. Mitrofanova, I. V. Modernizacija regional'noj sistemy strategicheskogo planirovanija: problemy i reshenija / I. V. Mitrofanova // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. – 2016. – № 5. – S. 56-62.
10. Perevoznikova, E. V. Formirovanie koncepcii ustojchivogo razvitija regiona / E. V. Perevoznikova // Torgovlja i rynok. – 2020. – T. 2, № 4-2(56). – S. 254-261.
11. Sabyna, E. N. Strategija razvitija regiona: vozmozhnosti i ogranichenija / E. N. Sabyna // Jekonomicheskoe razvitie regiona: upravlenie, innovacii, podgotovka kadrov. – 2022. – № 9. – S. 105-107.
12. Hramcova, F. I. Osobennosti nacional'noj metodologii strategicheskogo planirovanija ustojchivogo social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov / F. I. Hramcova, S. A. Poletaev, E. M. Andrejkovec // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. – 2019. – № 10-2(37). – S. 83-88. – DOI 10.24411/2500-1000-2019-11656.
13. Chiliev, B. M. Ustojchivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike / B. M. Chiliev // Jekonomicheskaja bezopasnost'. – 2023. – T. 6, № 2. – S. 717-728. – DOI 10.18334/ecsec.6.2.117877.
Контактная информация / Contact information
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», 358000 Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11
Gorodovikov Kalmyk State University, 358000, Republic Kalmykia, Elista, Pushkin street, 11
Мантаева Эльза Ивановна / Elza I. Mantaeva
Голденова Виктория Сергеевна / Victoria S. Goldenova
Савченко-Бельский Кирилл Александрович / Kirill A. Savchenko-Belsky