Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегическое планирование / стратегический маркетинг / конкуренция / потенциал предприятия / стратегическое видение. / strategic planning / strategic marketing / competition / enterprise potential / strategic vision.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарченко Дарья Дмитриевна, Кублин Игорь Михайлович, Астахин Александр Станиславович, Шумакова Ирина Алексеевна

Существует огромное количество концептуальных подходов к стратегическому управлению рыночным субъектом: системный; комплексный; ситуационный; интеграционный; нормативный; динамический; количественный и другие. В данной статье речь пойдет про маркетинговый подход, необходимость использования которого обусловлена возросшей силой конкуренции. Маркетинговый подход к стратегическому управлению предприятием – это управленческий процесс установления равновесия между стратегическими маркетинговыми целями и стратегическим потенциалом предприятия. Он необходим для того, чтобы бизнес мог расти и развиваться, увеличивать прибыль, чтобы его действия не были спонтанными и хаотичными. Стратегический маркетинг нужен как крупному, так и малому бизнесу – разница будет только в бюджетах. В работе проанализированы основные задачи стратегического планирования в маркетинге, виды стратегического маркетинга, инструменты, используемые в стратегическом маркетинге, этапы разработки маркетинговой стратегии, а также ограничения и ошибки стратегического маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарченко Дарья Дмитриевна, Кублин Игорь Михайлович, Астахин Александр Станиславович, Шумакова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Marketing Planning Features in Business Entity Activity

There is a huge number of conceptual approaches to strategic management of a market subject: systemic; complex; situational; integrative; normative; dynamic; quantitative and others. This paper presents the marketing approach, the use of which is necessary due to the increased power of competition. Marketing approach to strategic enterprise management is a managerial process of establishing a balance between strategic marketing objectives and strategic potential of the enterprise. It is necessary for a business to grow and develop, to increase profits, so that its actions are not spontaneous and chaotic. Strategic marketing is necessary for both large and small businesses - the difference will only be in budgets. The paper analyzes the main tasks of the strategic planning in marketing, types of the strategic marketing, tools used in the strategic marketing, stages of the marketing strategy development, as well as limitations and errors in the strategic marketing.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА»

УДК 339.13

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-10316-23-28

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Захарченко Дарья Дмитриевна,

магистрант кафедры «Экономика и маркетинг» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.; 410054, г. Саратов, Россия, ул. Политехническая 77 d.13zаhаrсhеnko@yаndех.ru ЬПр$://о^.огд/0009-0004-0445-6942

Кублин Игорь Михайлович,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и маркетинг», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; 410054, г. Саратов, Россия, ул. Политехническая 77 ikublin@mail.ru

Ы|р$://о^.огд/0000-0001-8995-6160

Астахин Александр Станиславович,

кандидат экономических наук, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85 aastaxin@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-4828-1070

Шумакова Ирина Алексеевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85

Shumakova@bsu.еdu.ru httрs://orсid.org/0000-0002-1744-2468

Существует огромное количество концептуальных подходов к стратегическому управлению рыночным субъектом: системный; комплексный; ситуационный; интеграционный; нормативный; динамический; количественный и другие. В данной статье речь пойдет про маркетинговый подход, необходимость использования которого обусловлена возросшей силой конкуренции. Маркетинговый подход к стратегическому управлению предприятием - это управленческий процесс установления равновесия между стратегическими маркетинговыми целями и стратегическим потенциалом предприятия. Он необходим для того, чтобы бизнес мог расти и развиваться, увеличивать прибыль, чтобы его действия не были спонтанными и хаотичными. Стратегический маркетинг нужен как крупному, так и малому бизнесу - разница будет только в бюджетах. В работе проанализированы основные задачи стратегического планирования в маркетинге, виды стратегического маркетинга, инструменты, используемые в стратегическом маркетинге, этапы разработки маркетинговой стратегии, а также ограничения и ошибки стратегического маркетинга.

Ключевые слова: стратегическое планирование; стратегический маркетинг; конкуренция; потенциал предприятия; стратегическое видение.

Введение (Introduction)

В настоящее время в условиях турбулентности экономических процессов в российских компаниях возникает проблема сохранения баланса между долгосрочными и краткосрочными целями, поскольку разработка стратегических планов развития затруднена необходимостью справляться с текущими вызовами и оператив-

но реагировать на постоянно изменяющиеся условия ведения бизнеса [1]. Цель исследования состоит в изучении особенностей стратегического планирования маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов. В ходе исследования рассмотрены основные этапы стратегического маркетингового планирования, методы и инструменты,используемые при

разработке маркетинговой стратегии, а также особенности ее реализации и контроля.

B недавнем прошлом в условиях административно-командной системы управления, планирование носило централизованный характер. Предприятия получали плановые задания, в которых четко регламентировалось что, сколько и для кого нужно производить.

План считался законом, который непременно следовало выполнять, но который до истечения плановых сроков можно было и скорректировать. В ходе рыночных реформ такой подход к планированию деятельности предприятий был кардинально пересмотрен. Предприятия стали ориентироваться на текущую ситуацию, не просчитывая свои действия на длительную перспективу. Отсутствие видения перспективы, как показывает опыт человеческого бытия, неизбежно приводит к потерям и краху. Трудности, с которыми столкнулись предприятия в рыночных условиях хозяйствования, заставили их обратиться к позитивному опыту зарубежных стран, давно прошедших в своем развитии соответствующий этап и наработавших существенный практический опыт маркетингового долгосрочного планирования.

Стратегическое планирование в маркетинге — это непрерывный циклический процесс, имеющий своей целью приведение возможностей фирмы в наилучшее (оптимальное) с возможностями рынка, а также приведение возможностей фирмы в соответствие с теми факторами, которые не поддаются контролю фирмы.

Методы (Matеrials and Mеthods)

В ходе подготовки статьи использовался графический, эмпирический, аналитический метод, метод систематизации данных. Был проведен анализ литературных источников по теме исследования, в основу которого легли работы следующих авторов: — Меньшиковой М.А., которая в своем исследовании рассматривала ключевые подходы стратегического маркетингового планирования организаций [2];

— Бондаренко В.А., которая уделяла внимание особенностям стратегического маркетингового планирования в условиях экономической нестабильности;

— Духнич С.Е., описавшей основные принципы стратегического маркетингового планирования на предприятиях [3];

— Созиновой К.С., предлагавшей в своем исследовании мероприятия по совершенствованию стратегического маркетингового планирования торгово-промышленного предприятия [4];

— Кочергиной А.Б., которая рассматривала повышение эффективности маркетинговой стратегии сквозь призму оценки устойчивости сегментов опережающего развития [5];

— ШтезельА.Ю., описавшей роль стратегического маркетингового планирования как основополагающего элемента в формировании конкурентоспособности на заданном целевом рынке [6]. Многие авторы сходятся во мнении, что при разработке стратегического плана особое внимание должно уделяться анализу факторов, оказывающих влияние на деятельность хозяйствующего субъекта, а также его сильным и слабым сторонам, управленческим, производственным и рыночным процессам. После анализа внешней и внутренней среды формулируется стратегический план, учитывающий все обозначенные факторы. Далее осуществляется «верстка» портфеля заказов с прогнозированием будущих результатов, опирающихся на имеющийся у предприятия потенциал. В процессе реализации стратегии могут возникнуть препятствия, наличие которых необходимо учитывать и принимать меры для их преодоления и предотвращения в будущем. В целом разработка стратегиче-

ского маркетингового плана позволяет субъекту хозяйствования управлять и развивать свой бизнес, гибко и оперативно адаптируясь к изменениям внешней и внутренней маркетинговой среды.

Результаты (Rеsults)

Вклад маркетинга в успех производства, распространения и сбыта продукции состоит в приверженности предприятия детальному анализу будущих возможностей по удовлетворению нужд потребителей [7]. Стратегическое планирование — это неотъемлемый компонент эффективного управления деятельностью хозяйствующих субъекта. Однако при разработке стратегического плана необходимо учитывать большое число факторов, которые являются залогом успешной реализации выбранного направления производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. При этом значимым этапом является эффективная система организации процесса планирования, которая учитывает деятельность производственных подразделений, учет внутренних и внешних факторов, анализ потенциальных рисков и возможностей выхода на определенные конкурентные преимущества.

В целом стратегический маркетинг позволяет увеличить стабильность компании, ее прибыль и запас финансовой прочности, решая следующие задачи:

1. Выявление конкурентных преимуществ. Благодаря анализу рынка,потребностей клиентов, специфики продукта и конкурентной среды, стратегическое маркетинговое планирование позволяет компании сформулировать конкурентные преимущества и использовать свое УТП при планировании и проведении рекламных кампаний.

Д. Захарченко, И. Кублин, А. Астахин, И. Шумакова. Особенности стратегического маркетингового планирования ...

2. Анализ целевой аудитории. Это помогает компании понять потребности, ожидания, предпочтения клиентов, и предлагать продукты и услуги, которые будут максимально им соответствовать.

3. Рыночное позиционирование. Стратегическое планирование в маркетинге поможет понять и сформулировать то, какой компания хочет быть в глазах клиентов и рынка, какие уникальные преимущества или ценности она предлагает.

4. Планирование и принятие решений. Только стратегический маркетинг позволяет разработать долгосрочные планы и принять стратегические решения в отношении товарной матрицы, ценообразования, продвижения. Стратегический маркетинг определяет, какие сегменты рынка можно считать наиболее перспективными, какие бюджеты для развития требуются, и какие цели должны быть достигнуты.

5. Оптимизация ресурсов. Стратегический маркетинг помогает компании более эффективно использовать финансы, персонал, время и технологии. Он дает понимание того, куда перспективнее всего инвестировать, и как использовать доступные ресурсы с максимальным результатом.

6. Усиление эффекта от мероприятий по продвижению. С использованием стратегического планирования в маркетинге все усилия компании по продвижению систематизируются, и включается эффект синергии, когда одно действие усиливает и дополняет другие.

Стратегическое маркетинговое планирование может быть реализовано на трех разных уровнях:

1. Корпоративный стратегический маркетинг. Это высший

уровень, который определяет общие цели компании, ее принципы работы. В зоне его действия такие решения, как освоение международных рынков, диверсификация бизнеса, вопросы слияния и поглощения, определение сферы приложения усилий.

2. Деловой стратегический маркетинг. На этом уровне в компании определяют, как будет происходить распределение ресурсов между направлениями деятельности, как будут строиться взаимоотношения с другими участниками рынка. Определяется и конкретная стратегия, например, портфельная, при которой идет работа с товарной матрицей для увеличения объема продаж, и определяются способы продвижения каждого товара. Или стратегия конкурентной борьбы, когда компания стремится выйти на новые рынки и потеснить конкурентов. Также деловой стратегический маркетинг включает определение целей и стратегий для каждого продукта с учетом его позиции на

рынке, клиентской базы и конкурентного окружения.

3. Инструментальный (функциональный) стратегический маркетинг. Это перечень действий, направленных на улучшение финансового состояния компании. Он фокусируется на конкретных направлениях (функциях), таких как маркетинг, продажи, инновации, связи с общественностью. Это этап разработки планов развития каждого направления для достижения стратегических целей бизнеса. А также этап определения набора методов и инструментов, которые бизнес будет применять в своей работе — то есть выбор способов анализа, реализации и оценки решений в области маркетинга.

Инструменты стратегического планирования в маркетинговой деятельности — все то, что использует конкретная компания для анализа рынка и продвижения продукции. Самые популярные перечислены ниже (рис. 1).

1. Анализ рынка. Позволяет понять основные характеристики рынка - его емкость, темпы роста, структура, профиль потребителей, конкурентная среда. Анализ помогает определить возможности для роста и развития бизнеса.

i----■

2. Анализ конкурентной среды. Позволяет понять, кто основные конкуренты, какие у них преимущества и как они могут повлиять на положение компании на рынке. Понимание сильных и слабых сторон конкурентов - это короткий путь к разработке адекватной стратегии по отношению к ним.

-

'---■

3. Стратегическая сегментация. Это деление рынка на сегменты на основе общих характеристик отдельных групп потребителей, чтобы лучше понимать их потребности

и предпочтения. Позволяет разработать маркетинговые стратегии, которые наиболее точно соответствуют потребностям каждой группы.

-

.---■

4. Формулирование конкурентных преимуществ. Это могут быть высокое качество, особый функционал, доступная стоимость, эффективная дистрибуция. Определение конкурентных преимуществ помогает разрабатывать уникальное позиционирование, без чего крайне сложно добиться успеха.

-

i----■

5. Маркетинговый микс. Это комбинация основных инструментов маркетинга, известных как •4Р>, или «Продукт, цена, распределение, продвижение». Компании важно разработать стратегию и тактику для каждой из этих областей, чтобы эффективно продвигаться на рынке

и развиваться.

-

6. Управление брендом и позиционирование. Направления играют важную роль

в стратегическом маркетинге. Создание и развитие сильного бренда помогает компании выделиться на рынке и добиться лояльности аудитории.

Рис. 1. Ключевые инструменты стратегического маркетингового планирования Fig. 1. Key tools of strategic marketing planning

Использование представленных инструментов стратегического маркетингового планирования помогает принимать взвешенные решения, оптимизировать использование ресурсов и адаптироваться к изменяющейся среде. Перечисленные инструменты могут быть использованы на всех этапах стратегического маркетинга (рис. 2).

Деятельность, осуществляемая на каждом из этапов, должна основываться на следующих принципах (рис. 3):

Лишь соответствие обозначенным принципам стратегического управления маркетингом позволяет существенно повысить его значимость и качественно изменить его роль в осуществлении бизнеса.

Обсуждение (Discussion)

Сегодня одна из ключевых ценностей в принятии эффективных управленческих решений в рамках стратегического планирования — это информация. И компании, которые выстраивают работу не на интуиции, предположениях или догадках, а на основании точных данных о рынке — являются кон-

курентоспособными. Ниже представлены основные группы методов маркетинговых исследований, соответствующие корпоративной, конкурентной, операционной и бизнес-стратегии предприятия (рис. 4).

Ключевая цель исследований — дать бизнесу все необходимое для принятия эффективного управленческого решения, снизить неопределенность при принятии таких решений, а значит, минимизировать риски. Но, тем не менее, нередки случаи «просчетов» при реализации стратегических маркетинговых планов. Наиболее распространенные ошибки рассмотрим ниже:

1. Неправильное определение целей. Цель всегда измерима, достижима, конкретна и имеет срок. Если цели компании нечетки или неосуществимы, это стратегическая ошибка, а пытаться их достичь — Сизифов труд. Четко определенные, измеримые и понятные цели помогают создать фокус на тех мероприятиях, которые помогут их достичь.

2. Отсутствие адекватной конкурентной аналитики. Недо-

статок знания о маркетинговых особенностях конкурентов может стать причиной и упущенных возможностей, и непредусмотренных или недооцененных рисков. Регулярный мониторинг конкурентов и их действий — важный аспект стратегического маркетинга.

3. Отношение к стратегическому маркетингу как к расходам, а не как к инвестициям. Расходы всегда хочется сократить, а это не просто недальновидно, но иногда и просто опасно. Без бюджета на маркетинг даже самый лучший продукт может остаться в тени, и принести убытки.

4. Организационные неурядицы. Так, у компании может недоставать кадрового ресурса для достижения стратегических рыночных целей. Если игнорировать этот факт, реализация всех запланированных мероприятий и эффективный контроль будут под вопросом.

5. Недостаточная адаптация к изменениям рынка. Все течет, все меняется, и компании, которые не могут приспособиться и перестроиться, рискуют отстать от конкурентов. Гибкость и способность

Планирование

Реализация

• Все начинается с маркетингового аудита бизнеса. Это оценка состояния уровня спроса на продукцию, состояния рынка, а также факторов, которые могут влиять на конкурентоспособность продукции.

Контроль

• Этап предполагает воплощение запланированных мероприятий и действий в жизнь. А для этого определяется, какие ресурсы понадобятся, кто будет отвечать за выполнение конкретных задач, какие КР1 будут отслеживаться. Без этапа реализации стратегический маркетинг, как тот пациент, скорее мертв, чем жив, он остается всего лишь теорией.

• Проверяется, достигнуты ли промежуточные цели, выполняются ли задачи, и как это влияет на маркетинговую стратегию. Контроль важно проводить с заданной в самом начале, на этапе планирования, периодичностью. Чаще всего это 1 раз в полгода, так как временной период должен быть достаточным для оценки эффективности мероприятий СМ.

Рис. 2. Этапы стратегического маркетинга Fig. 2. Stages of strategic marketing

четкое представление о стратегических целях предприятия в перспективе акцентирование внимания на изменениях в системе взаимоотношений с покупателями и партнерами опережающая управленческая реакция на опасности и угрозы

концентрация внимания на развитии стойких конкурентных преимуществ маркетинговый потенциал должен быть вовремя адаптирован к изменениям во внешней среде и ориентирован на достижение стратегических целей и их корректировке оперативный маркетинг должен рассматриваться как конкретизация и обеспечение стратегического развития предприятия в рамках избранной маркетинговой стратегии

комплексный подход к связыванию целей с ресурсами и возможностями предприятия, выработки путей достижения целей необходимость активной адаптации стратегии в соответствии с изменениями маркетинговой среды учет изменений окружающей среды при формировании стратегического маркетингового плана по пессимистическому, оптимистичному и оптимальному сценариям

Рис. 3. Основные принципы стратегического маркетингового планирования Fig. 3. Basic principles of strategic marketing planning

Д. Захарченко, И. Кублин, А. Астахин, И. Шумакова. Особенности стратегического маркетингового планирования

Корпоративная стратегия Исследование и анализ потенциала: - Анализ экономического потенциала компании - Формирование показателей эффективности деятельности компании - Ситуационный анализ (РЕST / STЕР; SWОT; анализ стратегической позиции бизнеса - сегментация рынка; анализ конкуренции, позиционный анализ) - Прогноз развития 6иsнеса

Конкурентная (деловая) стратегия Анализ конкурентных преимуществ: - SWОT анализ - матрица BСG - матрица MсKinsеу-GЕ - матрица направленных действий(направленной политики) (DРM) Shеll - анализ ^У (количественных факторов успеха) и др. - 6енчмаркинг Стратегические матрицы - М.Портер - И. Ансофф и др. Портфельный анализ: - BСG - модель ЖЦГ - MсKinsеу-GЕ - ^M) Shrell

Бизнес- стратегия маркетинга Маркетинговый анализ: - Определение привлекательности рынков (сегментов) - (кластерный анализ) - Отраслевой анализ - Изучение потребителей (формирование карты восприятия) - Анализ конкурентных преимуществ - Измерение рыночных возможностей

Операционная стратегия Исследования: - Маркетинговые обзоры - Потребительские панели (TGI, RеtаilАudit, и др.) - Мониторинг цен - Оценка удовлетворенности потребителей / клиентов - Медиаисследования - Мониторинг СMИ Внутренняя и внешняя аналитика - Анализ структуры ассортимента с помощью BСG анализа - Анализ поведения товаров на рынке с учетом рыночного спроса - АBС-анализ - Финансовый анализ доходности категорий и единиц товаров - Оценка доходности каналов сбыта - Анализ существующей дебиторской задолженности и др.

Рис. 4. Методы маркетинговых исследований в стратегическом планировании Fig. 4. Methods of marketing research in strategic planning

быстро реагировать на изменения во внешней среде критически важны для стратегического маркетинга.

6. Недостаточная проработка запросов целевой аудитории. Без четкого понимания для кого работает компания, добиться устойчивого успеха сложно. А вот получить убытки в перспективе — довольно легко.

7. Отсутствие интереса к маркетинговой стратегии конкурентов. Опыт конкурентов нужно использовать, а не игнорировать, особенно если этот опыт позитивен. Впрочем, и провальный опыт конкурентов тоже важен — всегда лучше по возможности учиться на чужих ошибках, и не совершать своих.

Заключение (СопсШзюп)

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, однако оно может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из-за ошибочной или недостоверной информации. Планирование помогает создать единство общей цели внутри организации. Необходимо основательно подходить к разработке стратегического маркетингового плана и ориентироваться не на теоретические

основы, которые поверхностно описывают методику стратегического планирования, а обращать внимание на практические решения, которые дают возможность получения действенных стратегий и уменьшают уровень возможных ошибок.

ИСТОЧНИКИ

1. БондаренкоВ. А. Стратегическое маркетинговое планирование в условиях нестабильности // Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков: Материалы II Международной научно-практической конференции, Краснодар, 20—24 ноября 2017 года. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. С. 17-22.

2. Меньшикова М. А. Некоторые подходы стратегического маркетингового планирования организаций // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов: Материалы и доклады 3-й международной научно-практической конференции. В III частях, Орел, 29 марта 2017 года / Под общей редакцией О.А. Строевой. Том Часть I. Орел: Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС, 2017. С. 171-172.

3. Духнич С. Е. Основные принципы стратегического маркетингового планирования на предприятиях // Международный научный журнал Интернаука. 2017. № 5. С. 120—122.

4. Созинова К. С. Совершенствование стратегического маркетингового планирования торгово-промышленного предприятия // Экономика 2020. Теория и практика: материалы II международной научно-практической конференции, Казань, 16 апреля 2020 года. Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2020. С. 77—80.

5. КочергинаА. Б. Повышение эффективности маркетинговой стратегии на основании оценки устойчивости сегментов опережающего развития // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона: материалы I Международной научно-практической конференции, Тамбов, 26—27 октября 2017 года. Том Выпуск 1, Том II. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2017. С. 102—107.

6. Штезель А Ю. Стратегическое маркетинговое планирование как инструмент обеспечения конкурентоспособности предприятия // Сфера услуг: инновации и качество. 2020. № 46. С. 100—108.

7. Керимова И. Д. Стратегическое маркетинговое планирование: что это такое и как это делать // Вестник Омского регионального института. 2018. № 3. С. 218—222.

UDC 339.13

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-10316-23-28

Strategic Marketing Planning Features in Business Entity Activity Zakharchenko Daria Dmitriyevna,

Master's student at Economics and Marketing Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov; 77 Politekhnicheskaya St., Saratov, Russia, 410054 (d.13zaharсhеnko@уandех.ru ) httрs://orсid.org/0009-0004-0445-6942

Kublin Igor Mikhailovich,

Doctor of Economics, Professor at Economics and Marketing Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov; 77

Politekhnicheskaya St., Saratov, Russia, 410054 (ikublin@mail.ru)

httрs://orсid.org/0000-0001-8995-6160

Astakhin Alexander Stanislavovich,

PhD in Economics, postgraduate student at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University;

85 Pobeda St., Belgorod, Russia, 308015 (aastaxin@yandex.ru)

https://orcid.org/0000-0002-4828-1070

Shumakova Irina Alexeyevna,

Doctor of Economics, Professor at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University; 85

Pobeda St., Belgorod, Russia, 308015 (Shumakova@bsu.еdu.ru )

httрs://orсid.org/0000-0002-1744-2468

There is a huge number of conceptual approaches to strategic management of a market subject: systemic; complex; situational; integrative; normative; dynamic; quantitative and others. This paper presents the marketing approach, the use of which is necessary due to the increased power of competition. Marketing approach to strategic enterprise management is a managerial process of establishing a balance between strategic marketing objectives and strategic potential of the enterprise. It is necessary for a business to grow and develop, to increase profits, so that its actions are not spontaneous and chaotic. Strategic marketing is necessary for both large and small businesses - the difference will only be in budgets. The paper analyzes the main tasks of the strategic planning in marketing, types of the strategic marketing, tools used in the strategic marketing, stages of the marketing strategy development, as well as limitations and errors in the strategic marketing.

Keywords: strategic planning; strategic marketing; competition; enterprise potential; strategic vision.

REFERENCES

1. Bondarenko, V. A. (2017) Strategic Marketing Planning in Conditions of Instability. Problems and Prospects ofMarketing Strategies Formation in Unstable Markets: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, November 20-24, 2017, Krasnodar: Kuban State University Publ., 2017, pp. 17-22.

2. Menshikova, M. A. (2017) Some Approaches of Strategic Marketing Planning in Organizations. Fundamental and Applied Research in Economics And Finance: Proceedings andReports of the 3rd International Scientific and Practical Conference. In III Parts, Oryol, March 29, 2017, under the general editorship of O.A. Stroyeva. Volume Part I. Oryol: Mid-Russian Institute of Management - Branch of RANEPA Publ., 2017, pp. 171-172.

3. Dukhnich, S. E. (2017) Basic Principles of Strategic Marketing Planning at Enterprises. International Scientific Journal Internauka, 2017, no. 5, pp. 120-122.

4. Sozinova, K. S. (2020) Improving Strategic Marketing Planning of a Commercial and Industrial Enterprise. Economics2020. Theory and Practice: Proceedings of the IIinternational Scientific-Practical Conference, Kazan, April 16, 2020. Saratov: LLC «Center for Professional Management «Academy of Business» Publ., 2020, pp. 77-80.

5. Kochergina, A. B. (2017) Increasing Marketing Strategy Effectiveness Based on the Assessment of Advanced Development Segments Sustainability. Statistical Methods of Socio-Economic and Ecological Systems Research of the Region: proceedings of the I International Scientific and Practical Conference, Tambov, October 26 - 27, 2017. Volume Issue 1, Volume II. Tambov: Tambov State Technical University Publ., 2017, pp. 102-107.

6. Shtezel, A. Yu. (2020) Strategic Marketing Planning as a Tool for Ensuring the Company's Competitiveness. Services sector: innovation and quality, 2020, no. 46, pp. 100-108.

7. Kerimova, I. D. (2018) Strategic Marketing Planning: What it is and How to do it. Omsk Regional Institute Bulletin, 2018, no. 3, pp. 218-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.