- Психологические науки -
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Ю.Э. Макаревская, канд. психол. наук, доцент Л.А. Базалева, канд. психол. наук Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)
Б01:10.24412/2500-1000-2024-10-3-211-214
Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного исследования стиля саморегуляции поведения подростков. Выборка исследования 55 учащихся 5-10 классов, в возрасте 11-16 лет. Установлено, что стиль саморегуляции старших подростков существенно отличается от младшего и среднего подросткового возраста по компонентам: моделирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность.
Ключевые слова: саморегуляция поведения, подростковый возраст.
Вопросы саморегуляции поведения личности изучаются в психологии как фундаментальные, так как вся жизнь человека представляет собой череду различных видов целенаправленной активности. В этой связи саморегуляция приобретает статус критерия психического развития человека как субъекта деятельности и поведения в целом [3].
В широком смысле под саморегуляцией (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) понимается целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности [10].
В отечественной психологии проблема саморегуляции наиболее полно и разносторонне разработана в русле структурно-функционального подхода [6, 8, 9]. В рамках данного подхода саморегуляция произвольной активности человека - это системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей [2].
При характеристике саморегуляции поведения в подростковом возрасте, c учетом процесса полового созревания, необходимо констатировать, что в этот период жизни существенно изменяется нейродинамика нервных процессов, что приводит к изменению и произвольной сферы личности. Преобладание Возбуждение преобладает над торможением,
что затрудняет использование подростками в поведении запрещающих моральных санкций. В течение всего подросткового периода происходит постепенный переход от внешней стимуляции волевой активности к внутренней самостимуляции. Ожидаемо, что к концу подросткового возраста саморегуляция приобретает статус обобщённого и сокращённого умственного действия, а мыслительные операции, необходимые для её осуществления начинают выступать в свёрнутой форме.
В данном исследовании применялся диагностический опросник В.И. Моросановой, предназначенный для определения общего уровня сформированности системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека и ее структурных компонентов [7].
Выборка исследования: 55 подростков 5, 8 и 10 классов в возрасте от 11 до 16 лет. С целью сравнительного исследования выборка была дифференцирована на три группы:
1. младший подростковый возраст (N=16, 11-12 лет),
2. средний подростковый возраст (N=15, 13-14 лет),
3. старший подростковый возраст (N=24, 15-16 лет).
В таблице 1 приведены значения средних эмпирических показателей по шкалам опросника «Стиль саморегуляции поведения», полученных в ходе исследования в 1 -ой и 2-ой группах испытуемых.
■ Психологические науки
Таблица 1. Средние значения эмпирических показателей поведения» в трех возрастных группах ^ подростков
опросника «Стиль саморегуляции
Шкалы опросника
Возрастная группа
N
Среднее значение
Стандартное клонение
от-
Планирование
16 15 24
5,81 5,67 6,38
2,040 1,676 1,377
Моделирование
16 15 24
4,38 5,40 6,17
1,544 1,682 1,880
Программирование
16 15 24
6,31 5,73 6,71
1,493 1,280 1,429
Оценивание результатов
16 15 24
3,94 4,73 5,13
1,611 1,751 1,650
Гибкость
16 15 24
5,81 6,53 6,83
1,834 1,642 1,810
Самостоятельность
16 15 24
4,63
5,0
5,63
1,821 2,187 1,313
Общий уровень саморегуляции
16 15 24
26,81 28,87 32,71
3,902 4,207 4,227
Таблица 1 отражает количественный состав респондентов разных возрастных групп, также средние значения каждого эмпирического показателя для этих групп, стандартное отклонение. Отмечаем, что средние значения структурных элементов и общего уровня саморегуляции в группах подростков различаются.
Таблица 2.
Сравнение старших подростков со средними показало, что они различаются между со-
В результате проведения исследования можно сделать следующие выводы о некоторых особенностях стиля саморегуляции в подростковом возрасте.
У старших подростков по сравнению с младшими более выражены способности к
Попарные сравнения средних при помощи критерия 1-Стьюдента выявили статистически значимые различия в средних значениях шкал саморегуляции (критерий 1-Стьюдента) между группами младших и старших подростков (табл. 2).
бой по показателям шкалы программирование и общему уровню саморегуляции (табл. 3).
построению программ действий и планов деятельности, соответствующих актуальным и перспективным обстоятельствам.
Самооценка старших подростков более адекватна и связана с автономией и устойчи-
Шкалы t-критерий равенства средних Значимость
Моделирование -3,163 0,003
Оценивание результатов -2,251 0,030
Самостоятельность -2,020 0,050
Общий уровень саморегуляции -4,453 0,000
Таблица 3.
Шкалы t-критерий равенства средних Значимость
Программирование -2,155 0,038
Общий уровень саморегуляции -2,766 0,009
- Психологические науки -
востью оценки собственной успешности достижения результатов
В старшем подростковом возрасте фиксируется повышение пластичности регулятор-ных процессов, что позволяет при необходимости гибко перестраивать программы действий.
Также существенно возрастает у старших подростков способность самостоятельно управлять своей деятельностью и поведением, включая контроль и оценку результатов.
Старшие подростки, по сравнению со средними, характеризуются большей детализацией и развернутостью построения программ действий и поведения.
Таким образом, определены особенности стиля саморегуляции подростков:
1. Наблюдается повышение общего уровня саморегуляции от младшего подросткового возраста к старшему.
2. Старшие подростки более гибко, осознанно и взаимосвязанно способны регулиро-
Библиографический список
1. Клюева Т.Н., Генсецкая Ю.В. Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности: методические рекомендации. - Самара: ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2017. - 96 с.
2. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135.
3. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 22-34.
4. Круглова Н.Ф. Экспресс диагностика и коррекция регуляторно когнитивной структуры учебной деятельности подростков. - М.: ПИ РАО, Экопсихол. центр развития образоват. и социал. систем, 2000.
5. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. - М.: Изд во РАО, Моск. психолого социального ин та, 2004.
6. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. - М.: ПИ РАО, 2006.
7. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2. - С. 16-22.
8. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2021. - № 1. - С. 3-37. - DOI: 10.11621^.2021.01.01.
9. Моросанова В.И. Развитие идей О.А. Конопкина в современных исследованиях осознанной саморегуляции в контексте актуальных задач образования // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). - 2021. -№1.
10. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.
вать свои реакции в случае изменения значимых условий жизнедеятельности и контролировать достижение цели по сравнению с младшими и средними подростками.
3. В старшем подростковом возрасте наблюдается большая, по сравнению с младшим подростковым возрастом сформирован-ность таких компонентов саморегуляции как моделирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность.
4. Старшие подростки по сравнению со средними становятся более способны продумывать свои действия и поведения для достижения намеченных целей, детализировать соответствующие программы действий.
5. У старших подростков уровень саморегуляции значительно выше, чем у средних и младших подростков, и образует целостную более осознанную и произвольную иерархическую систему управления собой.
- Психологические науки -
FEATURES OF THE STYLE OF SELF-REGULATION OF BEHAVIOR IN ADOLESCENCE
Yu.A. Makarevskaya, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor L.A. Bazaleva, Candidate of Psychological Sciences Sochi State University (Russia, Sochi)
Abstract. The article presents the results of a comparative study of the style of self-regulation of of behavior in adolescents. The study sample consisted of 55 students in grades 5-10, aged 11-16. It is established that the style of self-regulation of older adolescents differs significantly from younger and middle adolescence in components: modeling, evaluation of results, flexibility, independence. Keywords: self-regulation of behavior, adolescence.