Научная статья на тему 'Особенности стиля руководства учителя-женщины в современных условиях'

Особенности стиля руководства учителя-женщины в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ШКОЛЬНОГО РУКОВОДСТВА / SCHOOL MANAGEMENT STYLE / УЧИТЕЛЬ-ЖЕНЩИНА / УЧИТЕЛЬ-МУЖЧИНА / MALE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND EMOTIONAL-VOLITIONAL QUALITIES / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / СТАТУС ЖЕНЩИНЫ / WOMAN'S STATUS / FEMALE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оруджева Тахмина Раджаб Кызы

Вопросы совершенствования управления образовательным процессом на разных уровнях представляют сегодня исключительный интерес также и в смысле того, работает ли учителем мужчина или женщина. В статье обобщены итоги проведенного исследования в школах Азербайджана с женщинами-педагогами средней школы, определены основные черты, свойственные им, как рядовым учителям или классным руководителям. Сравнены полученные результаты с данными по опросам учителей-мужчин. Полученные данные свидетельствуют о том, что на качество преподавания влияют полученные профессиональные знания, самообразование, жизненный и профессиональный опыт, возможности повышения уровня квалификации через специальные курсы. В то же время менталитет, социальное окружение, статус женщины в обществе, семья, возраст, опыт отражаются на качествах женщин-педагогов, как руководителей и организаторов учебного процесса. Как на мужчин, так и женщин влияют личностные качества, в том числе эмоционально-волевые качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC MANAGEMENT STYLE OF THE FEMALE TEACHER IN MODERN TIMES

Today, improving the management of the educational process at various levels is of exceptional interest, especially in the sense of whether the teacher is a male or a female. The article summarizes the results of the study conducted in Azerbaijani schools with female high school teachers, identifies the main features typical of them as ordinary or principal teachers. The obtained results have been compared with the data on study of the male teachers. The received data show that the quality of teaching is influenced by the acquired professional knowledge, self-education, life and professional experience, opportunities for raising the level of qualification through special courses. At the same time, the mentality, social environment, the status of women in the society, family, age, and experience are reflected in the qualities of female teachers, as the managers and organizers of the learning process. Both men and women are affected by personal qualities, including the emotional-volitional qualities.

Текст научной работы на тему «Особенности стиля руководства учителя-женщины в современных условиях»

Оруджева Тахмина Раджаб кызы ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ..

pedagogical sciences

УДК 37.013.2

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА УЧИТЕЛЯ-ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2017

Оруджева Тахмина Раджаб кызы, докторант

Бакинский государственный университет ((1148, Азербайджан, Баку, ул. З.Халилова, 23, e-mail: orujovatahmina@mail.ru)

Аннотация. Вопросы совершенствования управления образовательным процессом на разных уровнях представляют сегодня исключительный интерес также и в смысле того, работает ли учителем мужчина или женщина. В статье обобщены итоги проведенного исследования в школах Азербайджана с женщинами-педагогами средней школы, определены основные черты, свойственные им, как рядовым учителям или классным руководителям. Сравнены полученные результаты с данными по опросам учителей-мужчин. Полученные данные свидетельствуют о том, что на качество преподавания влияют полученные профессиональные знания, самообразование, жизненный и профессиональный опыт, возможности повышения уровня квалификации через специальные курсы. В то же время менталитет, социальное окружение, статус женщины в обществе, семья, возраст, опыт отражаются на качествах женщин-педагогов, как руководителей и организаторов учебного процесса. Как на мужчин, так и женщин влияют личностные качества, в том числе эмоционально-волевые качества.

Ключевые слова: стиль школьного руководства, учитель-женщина, учитель-мужчина, профессиональные и эмоционально-волевые качества, социальная среда, статус женщины.

SPECIFIC MANAGEMENT STYLE OF THE FEMALE TEACHER IN MODERN TIMES

© 2017

Orujeva Tahmina Rajab, Doctoral Student

Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Khalilova street 23, е-mail: orujovatahmina@mail.ru)

Abstract. Today, improving the management of the educational process at various levels is of exceptional interest, especially in the sense of whether the teacher is a male or a female. The article summarizes the results of the study conducted in Azerbaijani schools with female high school teachers, identifies the main features typical of them as ordinary or principal teachers. The obtained results have been compared with the data on study of the male teachers. The received data show that the quality of teaching is influenced by the acquired professional knowledge, self-education, life and professional experience, opportunities for raising the level of qualification through special courses. At the same time, the mentality, social environment, the status of women in the society, family, age, and experience are reflected in the qualities of female teachers, as the managers and organizers of the learning process. Both men and women are affected by personal qualities, including the emotional-volitional qualities.

Keywords: school management style, female teacher, male teacher, professional and emotional-volitional qualities, social environment, woman's status.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что, для того, чтобы процесс социализации, проходящий в школе в форме обучения и воспитания подрастающего поколения, был всесторонний, и учитывал все потребности и возможности учащихся. А это возможно лишь при соблюдении гендерного баланса в степени воздействия на учащихся в процессе обучения и вне пределов школы. С другой стороны, проблема отягощается положением современной семьи: из года в год растет число неполных семей из-за детей, рожденных вне брака, а также вследствие распада семей. Все это ставит повышенные требования к управленческим качествам учителя, в особенности преобладания в большинстве школ женщин-учителей.

Степень разработанности проблемы. Гендерный аспект работы управленческих кадров в любой сфере жизни всегда был в центре внимания исследователей, поскольку правильное его решение сказывалось на качестве работы. на сегодняшний день, как правильно считают исследователи, «в настоящее время довольно много работ посвящено изучению влияния типовых и индивидуальных особенностей принимающей решение личности, однако проблемы, связанные с тендерной спецификой разработки и принятия управленческого решения руководителем изучены недостаточно» [1-4].

Кроме того, Н.Ю. Ерофеева по итогам проведенных исследований пришла к выводу, что гендерная асимметрия в преподавательском коллективе школы отрицательно влияет на качество обучения и подготовки школьников к взрослой жизни [5], вместе с тем меняются личностные характеристики как женщин, так и мужчин поскольку этого требует среда. Следует преодолеть неразработанность в педагогике тендерного подхода, разработать и подготовить систему научных материалов, представляющих результаты обучения на основе гендерного аспекта в системе повышения квалификации руководящих кадров.

Кроме того, организационная культура педагогических коллективов в основном женственная; это преобладание в педагогическом коллективе полоролевых характеристик, предписываемых женскому полу: работа ориентирована не на решение задачи, а на выполнение ролей; интерес к проблемам направлен не на получение нового, а на применение нового; внимание больше уделяется не фактам, а мнениям других; больше ценится забота о человеке, а не успех; при принятии решений учитываются интуиция и консенсус, а не решительные действия; отношения важнее результатов. [5].

В Азербайджане вопросы стиля руководства женщин-учителей рассматривались в рамках комплекса педагогических и психологических проблем, а также в рамках общей социальной политики, направленной на повышение уровня участия женщин в социальной жизни, в том числе рассматривался социологический подход. В частности, здесь можно назвать работы Р.Ибрагимбековой, Л.Касумовой, И.Мамедли, и т.д. Вместе с тем, учитывая, что в большинстве стран мира мужчины занимают ведущее место в преподавательской деятельности, и в каждой школе имеются возможности самовыражения как для мужчин, так и женщин, вопрос качества преподавания учителей-женщин и особенности их вклада в преподавание отдельных дисциплин для исследования особенно важен.

Цель статьи и методы ее достижения состоят в следующем. Нами в двух регионах, а также в г.Баку были проведены индивидуальные исследования стиля преподавания отдельных преподавателей. В каждом классе (речь идет об 11-летней школе, начальная школа была посчитана за один класс, поскольку там работает в течение четырех лет, один педагог, за исключением 2-3 предметов, всего восемь классов по нарастающей) был отобран один педагог для определения стиля его руководства. Параллельно были анализированы успехи класса по тому предмету, который ведет этот педагог. Затем

166

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Оруджева Тахмина Раджаб кызы ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ...

было проведено сравнение между двумя достигнутыми результатами и сделана попытка выявить, насколько успешен тот или иной стиль руководства в формировании когнитивных навыков учащихся, умений по той или иной учебной дисциплине. В данном случае из всех анкет были отобраны две - мужчины-учителя и женщины-учителя, а также данные по классам, где они ведут свои предметы.

Полученные результаты. Школа находится в поселке Борадигях Масаллинского района Азербайджанской Республики. Эльза Муслимова, педагог-математик с высшим образованием. 46 лет. Имеет 12 лет стажа работы. Сама приехала сюда из другого региона (из Барды, вышла сюда замуж). Причиной обращения к профессии преподавателя математики был интерес к самой математике. Все остальное - то есть общественная значимость процессии учителя, интерес к педагогике как науке, возможность общаться с детьми - все это не оказало на выбор профессии очень сильное влияние.

Ей в первые годы преподавательской работы помогла самостоятельная работа. Это была для нее настоящая профессиональная школа подготовки. Уже тогда она убедилась в правильности выбора. Муслимова считает, что ей помогла удачная методика в организации занятий. Для этого она всегда была в творческом поиске. Взаимоотношения с учащимися строились нормально, особых трудностей при этом не чувствовалось. Видимо, сказалось ее заинтересованное отношение к самому предмету. Очень скоро она вошла в ритм работы. Вместе с тем важна оценка и помощь коллектива ей, как начинающему, молодому педагогу такой поддержки впервые годы работы она не чувствовала.

Это, прежде всего, внимание и поддержка руководства, впрочем, и товарищей по работе. Несмотря, что почти все эти годы она также проработала и классным руководителем, с родителями наладить правильные отношения она так и не смогла. Видимо, строгость характера и молодость, неопытность помешали ей в этом. Муслимова согласна с тем, что на подобное положение дел в значительной степени оказала влияние среда, в которой функционировала школа.

Видимо, здесь имела значение и зарплата. Известно, что в Азербайджане заработная плата учителей - одна из самых низких среди остальных профессий [9]. Еще в 2009 году Президент Азербайджана И.Алиев дал распоряжение разработать Концепцию перевода работников системы образования Азербайджана на статус государственного служащего. Однако есть ряд причин, по которым данная концепция все еще находится в разработке [10].

Таким образом, условия работы в целом по стране, а также особенности региона, в который попала Муслимова - а это регион с высоким уровнем религиозности населения, с распространенным обычаем ранних браков (который сейчас в корне пресекается), с крепко устоявшимся общинным духом во взаимоотношениях людей, где чтятся обычаи и традиции предков, и т.д., способствовали тому, что отношения ее с коллективом сложились именно этим образом. Кроме того, как считает педагог, имеет значение неопытность ее, как молодого учителя, а также уровень ее подготовки в вузе. Известно, что преподавание в вузе все еще в основном построено на теоретическом материале, зачастую старом и догматизированном. Сегодня в стране, где на протяжении последних десятилетий осуществляется переход на обучение по Болонской системе, последний год обучения на ступени бакалавра предполагает целый семестр учебной практики. Это поможет выправить положение. Несмотря на все трудности, у нее не возникло желания в первые годы работы сменить профессию. Стать педагогом математики она решила уже в старших классах школы.

Говоря конкретно об основных методах и дидактических приемах, которые она применяет в работе, то здесь,

как подчеркивает Муслимова, прежде всего, учитываются интересы и запросы детей. Кроме того, она обязательно опирается на пройденный и накопленный опыт. ей помогают также и методические пособия, которых в последние годы становится все больше, причем перенимается международный опыт.

Помимо этого, важную роль играют советы коллег. Муслимова все-таки сумела слиться с коллективом, наладить творческие и профессиональные связи и на этой основе строить свою профессиональную деятельность. Конкретно по тому или иному вопросу она получает консультацию у отдельных опытных педагогов. Имеются инструкции, спущенные сверху руководства, распоряжения. Все это постоянно обновляется, и потому потребность в самостоятельной работе, которая у нее была смолоду, закреплена и используется до сих пор.

Разработки, методички, вспомогательные материалы и наглядные пособия, которые она применяет в своей практике, оказывают ей значительную помощь в работе. Естественно, есть опора и на свой собственный опыт. она предпочитает не советы коллег, уже получивших признание, а все-таки стремится дойти до всего сама. Здесь играет роль также и статус женщины в обществе. Возможно, что лишний раз подойти спросить совета у педагога-мужчины в чем-то считается зазорным, поскольку и те, и другие держатся особняком, исходя из собственного статуса.

Муслимова за 12 лет работа поняла, что лучшие результаты можно достигнуть при должном уровне требовательности, как к себе, так и к учащимся. Нужен также тщательный контроль. При этом не исключаются дружеские, простые отношения с учениками. Однако должного эффекта трудно достигнуть лишь через объяснение. Здесь надо поощрять, приходить к взаимному согласию. Но, вместе с тем, строгий контроль не позволит учащимся злоупотреблять хорошим отношением учителя.

Муслимова не припоминает в своей практике какой-либо трудно разрешимой ситуации. В целом трудности являются нормальными в процессе обучения детей, поскольку контингент самый различный, и с ним все равно надо качественно работать. В трудных ситуациях она может взять себя в руки и совладеть с ситуацией. Причиной сложных ситуаций является положение детей в семье, поведение детей в классе и проч. В таком случае следует набраться терпения и ожидать перемены в ситуации. Для того, чтобы переломить положение, следует обратиться к юмору, в крайнем случае, обратиться к руководству, а также к родителям. Административные взыскания или помощь коллег Муслимова не принимает. Считает, что это уже лишнее.

Принимаемое решение в трудной ситуации иногда дается с трудом. Здесь не всегда хватает уверенности в себе. Вместе с тем выйти из сложной ситуации ей до сих пор удавалось. Любую педагогическую ошибку (если, конечно, это не связано с криминалом), можно исправить.

К вопросу повышения квалификации Муслимова относится очень внимательно. Это связано с желанием не отставать от времени, быть в курсе современных проблем образования, лучше их понимать, расширять свое мировоззрение. Для этого лучше всего принимать активное участие в работе общеметодических объединений, передовых школ, где мдет обмен опытом. Это нужно для того, чтобы руководство больше с ней считалось, а также для того, чтобы получить возможность дальнейшего карьерного роста.

Здесь важно вникнуть в смысл новых учебных технологий, инновативных методов обучения. Есть методы, о которых Муслимова также наслышана - это проблемное обучение, личностно ориентированное обучение, новые информационно-коммуникационные технологии. Само она часто прибегает к игровым технологиям. Ей хотелось бы на занятиях по повышению квалификации больше проходить материалов, связанных с ее предметами,

Оруджева Тахмина Раджаб кызы pedagogical

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ... sciences

которые она ведет в школе. Стремится использовать на занятиях (когда обычные методики не дают должного эффекта), применять экспериментальный подход, т.е. искать новое, еще не апробированное. Уже с высоты своего наработанного опыта Муслимова считает, что эта профессия - именно то, что ей нужно.

Привлекает при этом ее возможность выразить себя, то, что учителя получают летом длительный, оплачиваемый отпуск, возможность продвижения по работе. Вместе с тем она не стремится к административной работе. В целом возможность общения с коллегами, получения уважения окружающих, возможность интеллектуального и общего развития в данной должности и профессии не очень то ее устраивает.

Муслимова практически не имеет свободного времени, поскольку она еще работает репетитором. Общается со взрослыми детьми (которые живут от не далеко), с другими родственниками и знакомыми, выполняет домашнюю работу, смотрит телепередачи, слушает музыку, читает книги, занимается спортом. У нее трое детей, одна дочь замужем, двое других пока при ней. Есть два внука. Материальное положение среднее. Занимается репетиторством, чтобы на эти деньги готовить своих детей в институт. Отличается умом, трудолюбивая, скромная, экономная.

Претензии у нее к школьному руководству, поскольку видимо, обделяют вниманием, а также условиям труда, в том числе материальному обеспечению. Имеет значение глубокое знание методики, умение взять себя в руки, при необходимости. Непростительны грубость, заносчивость, и т.д. К учащимся лучше применять внушение, наставление, замечание, приказ, взгляд, мимику, высоту тона, отнимать посторонние предметы и т.д.

Все это дает возможность сделать вывод о том, что у Муслимовой демократический стиль руководства с большой долей авторитарности, поскольку сам предмет требует постоянной отдачи, развитого логического мышления и внимания. Кроме того, имеет значение степень ответственности перед собой самого педагога.

Перейдем ко второму учителю из этой же школы, тоже математику, но мужчине. Акперов Акпер, стаж работы - 15 лет, математик с высшим образованием, 53 года. На выбор профессии оказало влияние ближайшее окружение: дядя педагог и женат на учительнице, сам окончил политехнический институт, по направлению работал в России, когда место работы было сокращено, вернулся на родину, окончил дополнительные курсы учителя и стал работать в школе математиком.

На данный момент один из лучших педагогов по математике в школе. Привлекает его возможность глубже изучить любимый предмет, возможность общаться с учащимися, социальная значимость профессии. На выбор профессии в некоторой степени повлияли друзья, а также советы родителей. Где-то есть и роль случая, в целом интерес к педагогике как науке. Математика, как ведущая отрасль знаний, давно привлекала его.

Для него первые годы работы стали настоящей школой профессионального созревания. Все это подтвердило правильность выбора. Занятия проходят нормально, с учащимися строятся нормальные взаимоотношения, он пользуется авторитетом и уважением в коллективе, и всегда это чувствует (вспомним, что у Муслимовой подобное отношение не всегда просматривается). Вместе с тем и у Акперова также не всегда гладко складывались взаимоотношения с руководством, особенно в первые годы работы: мало было внимания и поддержки.

Трудности происходили не от неопытности, а из-за отсутствия поддержки. Вместе с тем никогда не было желания бросить эту работу. В работе обращается к своему предыдущему опыту, к опыту коллег, к методическим пособиям и руководствам. Доверяет как своему наработанному опыту, так и современным технологиям обучения, основанных на ИКТ, различным интерактивных методах работы с детьми. 168

С детьми предпочитает строить доверительные, демократичные отношения. Вместе с тем не совсем согласен, что с детьми больше стоит применять требовательность и контроль, хотя без них тоже не обойтись. С другой стороны, не стоит лишь хвалить и поощрять детей. этот подход не всегда себя оправдывает.

Что же касается возникновения сложных ситуаций с учениками, то их немного, но бывает. Хотя совсем без них обойтись не реально, ведь жизнь порой не предсказуема. В случае возникновения непредсказуемой ситуации преподаватель обычно хорошо справляется с этим сам. Подобные ситуации складываются в связи с неправильным поведением учащихся, под влиянием семьи, из-за собственных ошибок учителя, в случае непредвиденной ситуации, в соответствии с общественным или материальным положением, и проч. в любом случае следует несколько выжидать и в целом быть достаточно терпеливым.

В случае необходимости можно и пошутить, применить, далее, административное наказание, затем, можно обратиться к родителям, в крайнем случае - к руководству школы. В целом допущенные педагогические ошибки всегда можно исправить. Вопрос повышения квалификации у Акперова также стоит на важном месте. Здесь важно быть в курсе дела развития науки и его освоения в школе, знать и изучать новейшие технологии преподавания и воспитания, быть всегда готовым к переаттестации, расширить свое мировоззрение. Хотелось бы при этом посетить передовые школы, вузы, а также институт повышения квалификации. Желание повысить квалификацию связано также конечными целями, к примеру, налаживание творческого климата в коллективе, повысить интерес школьников к предмету, повысить степень работы, и т.д.

В целом следует учитывать такие моменты, как восполнение пустот в своей системе преподавания того или иного предмета, возможность изучить новые технологии, личный опыт профессионала. Его также привлекают, как и Муслимову, изучение вопросов проблемного обучения, личностно ориентированное обучение, игровые технологи и т.д.

Акперов признает, что бывает, когда в отношении некоторых учеников какие-то методы не срабатывают. Тогда следует новые, экспериментальные подходы. Следует чаще заглядывать в научно-методическую литературу, советоваться с коллегами. Он признает также, что профессия учителя ему нравится, но при возможности он перешел бы на другую работу, поскольку здесь маленькая зарплата, у него сын - студент, другой сын учится в десятом классе, ему нужно заниматься с репетиторами, и проч.

Акперов - добросовестный учитель, который выкладывается полностью на уроках. О нем отзываются, как о хорошем муже и отце, хорошем семьянине. Живет на нижнем этаже многоэтажного дома, где низкая культура быта. Несмотря на все это, в учительстве его привлекает возможность проявить творческую инициативу, возможность общекультурного и интеллектуального развития, проявить свои способности, возможность общаться с коллегами и учениками, уважение коллег и окружающих. Не так уж его привлекает возможность двухмесячного отпуска, продвижение по службе или возможность общения с руководством.

Хотя Акперов считает, что у него нет свободного времени, он читает, смотрит телевизор, общается с друзьями, но в целом недоволен тем, как у него организован быт и свободное время. Это, видимо, в силу социальных условий, в которых он проживает. Материальные условия у него средние, поскольку он еще занимается и репетиторством. Кроме того, в школе работает пять преподавателей математики, что ограничивает число часов, и способствует недовольству учителей. Это происходит из года в год. По проведенному тестированию школьный стиль работы Акперова в управлении классом оце-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Оруджева Тахмина Раджаб кызы

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ...

нен как полностью демократический.

За 16 лет работы Акперов понял, что учеников надо любить, быть к ним терпимым, нужно обладать высоким уровнем общей культуры, глубоко овладеть методикой обучения и воспитания, уметь общаться, иметь конструктивные навыки работы. Нельзя быть грубым и невыдержанным, и, тем более, поднимать на учеников руку. Лучше повысить тон, посмотреть внимательно и строго, изменить интонацию, довести до сведения, подержать в чем-то положительном, и т.д. Активно-положительный стиль управления здесь самый подходящий, который в какой-то степени подходит и ему.

Выводы. Как видно из предыдущего изложения, оба педагога имеют много общего в работе, судьбе, карьере, стиле преподавания и управления классом. Однако у Муслимовой больше проявляются авторитарные тенденции, которых у Акперова нет. Одни и те же проблемы, которыми они живут - это низкий уровень материального обеспечения, низкие оклады. Они также готовят учащихся в вузы, это является дополнительным источником работы.

В целом работа преподавателем для многих женщин и мужчин - вынужденная мера, поскольку других участков работы нет. Как пишут исследователи, открытие новых рабочих мест в регионах страны, в том числе и южном, где находится эта школа, способствовало бы новой профориентации девушек после окончания школы на эти рабочие места [6]. В итоге, к примеру, в этом же Масаллинском районе из 89 абитуриентов-девушек успешно сдавших экзамены в вуз, 63 поступили на педагогические профессии. Считается, что для девушки это возможность работать неполный рабочий день, имеется возможность получения двухмесячного летнего отдыха, и т.д. Однако процесс социализации детей школьного возраста получает при этом множество проблем, откладывающихся на процессе воспитания и обучения.

Директор школы № 1 г.Масаллы М.Гусейнов признается, что у женщин-преподавательниц проблемы со старшеклассниками, то есть преподавать качественно, справиться со старшеклассниками им не всегда удается. А ведь в школе из 210 учителей 165 - женщины. Директор вынужден направлять туда учителей-мужчин, которых не так много. Многие молодые женщины имеют маленьких детей, поскольку за оплачиваемый отпуск по уходу за детьми дают очень маленькие деньги, то женщины стремятся выйти на работу как можно раньше [6]. При этом мысли у них и на работе - о доме, о детях. Отсюда - страдает качество обучения. Сами женщины-учителя ведь тоже нуждаются в повышении квалификации.

Таким образом, есть и общие, и частные основания для улучшения работы женщин-учителей, много здесь зависит в целом от социальной политики, которое проводит государство в отношении системы образования страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чирикова А.Е. Женское предпринимательство в России: концептуальные подходы и направления исследований. // Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: РАН, МЦГИ, 2002. С. 234.

2. Силласте Г.Г. Гендерная ассиметрия в российской системе высшего образования. (Методология и методика социологического исследования). М.: 2002.

3. Ревина М.А. Гендерная идентификация в управленческой деятельности. Автореф. дис. .канд .соц. наук. М.: 2001, 27 с.

4. Арефьева Т.К. Проблема женского лидерства. // Социальная феминология. Самара: 1997. 145 с.

5. Ерофеева Н.Ю. Гендерный аспект управления в образовании. Автореф. дис. .докт .пед. наук. Великий Новгород: 2001. - 43 с.

6. Аманов З. Женщины-учителя // http://cenubxeberleri. com/

7. Ибрагимбекова Р.Ф. Роль женщины в гендерных отношениях. Баку: выпуск 1, Sama Sky, 2016, s.21-238.

8. Мамедли И. Роль этнокультурных факторов в социализации личности // European Applied Sciences, № 10, 2015, с.15-17

9. Указаны вакантные места учителей в средних школах // http://mektebgushesi.az

10. В бакинских школах женщин-учителей больше, чем мужчин, в 7 раз // http://olaylar.az/news

Статья поступила в редакцию 07.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.