МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ
26
Особенности стиля произведений С. П. Стразова для детского хора
Стразова Надежда Станиславовна
старший преподаватель кафедры фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: strn75@mail.ru
В статье рассматриваются произведения для детских хоров нижегородского композитора С. П. Стразова, созданные в 70-е годы ХХ века. На данном материале особенно ярко проявились черты его композиторского стиля зрелого периода.
Ключевые слова:
композитор С. П. Стразов, стиль, хоровое творчество, детские хоровые песни, русское народно-песенное творчество
Произведения для детского хора С. П. Стразова (1941-2012) создавались в 70-е годы ХХ века. К этому времени молодым композитором был уже создан ряд крупных симфонических сочинений, отличающихся ярким стилем и несомненным композиторским мастерством: три симфонии (1966, 1974, 1976), три увертюры (1971, 1972, 1979), симфоническая поэма для оркестра народных инструментов «Хатынь» (1975) [2]. Были написаны и крупные хоровые циклы «Русские напевы» (1964), «Триптих» (1974). Композиторское мастерство проявилось и в детских хоровых произведениях
Выступление С. П. Стразова с детским хором на концерте ко Дню Победы. Дзержинск, 1980-е.
Стразова. Однако до сих пор нет ни одного посвященного им исследования, они не упоминаются даже в общем списке сочинений композитора [1, 153]. Учитывая, что данные произведения звучат в современном концерном репертуаре хоровых коллективов, некоторые из них опубликованы и существуют в грамзаписи, представляется актуальным их исследование.
С. П. Стразовым созданы 15 детских хоровых сочинений. Пять из них ориентированы на самых маленьких исполнителей и объединяются в цикл с характерным названием: «Мурзилки-ны песни». Эта группа сочинений открывается «Песенкой юных ка-
пелланов», созданной по просьбе художественного руководителя Нижегородской капеллы мальчиков, профессора Л. К. Сивухина на стихи поэта и артиста Нижегородского ТЮЗа М. Мараша. Данное произведение включает все стилистические признаки, характерные и для других «Мурзилкиных песен». Прежде всего это — принципиальное одноголосие, то есть пение хора в унисон. Мелодия движется в среднем регистре, небольшом диапазоне, преобладают простые для исполнения интонации (по-ступенное движение, опевание опорного тона, терцовые ходы по звукам тоники). В мелодическом развитии господствует точная по-вторность, облегчающая детям запоминание напева. При этом все пять «мурзилкиных» хоров звучат в сопровождении фортепиано, которое точно дублирует мелодическую линию хора.
Все перечисленные признаки являются типичными для песен, рассчитанных на младшую хоровую группу. Однако простые, казалось бы, песни оказываются очень яркими и интересными не только для маленьких исполнителей и слушателей, но и для взрослых музыкантов и любителей музыки. Это происходит благодаря особой гармонической организации песен.
rf
Пример 1
СТРАЗОВА H. С. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИИ С. П. СТРАЗОВА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА
Каждая из них открывается фортепианным вступлением, их оригинальное гармоническое строение сразу же вводит в необычный звуковой мир. Так, во вступлении к «Песенке юных капелланов» мы слышим чередование однотерцовых септаккордов второй и второй низкой ступеней, сменяемых доминантовым септаккордом без терции и тоническим трезвучием Б-ёиг с добавленной секстой (пример 1).
Такое вступление (в котором взрослый музыкант угадает своеобразно трактованный полный гармонический оборот) предвещает наступление необычных музыкальных событий, которые появляются сразу же — в гармоническом строении первой части, основанной на разнообразных плагальных оборотах.
Мелодия второй части звучит в одноименном ё-шо11. Однако сопровождающая ее гармоническая последовательность оказывается в Е-ёиг, перебрасывая арку к вступлению (то есть, проводя полный гармонический оборот, завершаемый тоническим трезвучием с добавленной секстой) (пример 2).
Такая странная, на первый взгляд, гармонизация создает эффект неожиданности. При этом она служит отражению смысла текста: ведь в данном случае речь идет о некоем «секрете», который
юные капелланы пока еще держат в тайне, но уже скоро собираются его рассказать.
Подобная необычная гармонизация простых оборотов мелодии является типичной чертой хоровых сочинений Стразова и всегда связана с отражением особенностей словесного текста. Так, в песне «Зимний сад» простые обороты Es-dur'ной мелодии гармонизованы в As-dur, а обилие параллельных квинт в басовом голосе фортепиано создает эффект «пустоты», делая зримым образ зимнего сада, в котором листья еще не распустились (пример 3).
примера, совпадая мелодически, гармонизованы иначе). Подобным мелодическим ходом (е8 - Г - g) в данной песне начинаются и все следующие фразы, но каждый раз гармонизация их меняется.
Перегармонизация характерна не только для вокальных, но и для инструментальных сочинений Стразова. В данных же хоровых произведениях ни одна мелодическая фраза не повторяется с той же гармонией. Чаще всего это связано со сквозным гармоническим развитием, но, одновременно с этим, возникают и особые связи со словесным текстом.
В данном примере видеть еще один характерный стилистический прием хоровых сочинений Стразова: перегармонизацию (такты первый и третий
Пример 3
можно Так, в песне «Ива» сложная перегармонизация простейшего мелодического оборота создает эффект «игры», отражая содержание словесного текста (пример 4).
Пример 2
Пример 4
Столь же сложные эллиптические обороты в песне «Если кончится мороз» выражают состояние неопределенности, связанное с поиском ответа на заданный в тексте вопрос. И лишь во второй части песни, когда ответ, наконец-то, найден, гармония возвращается к традиционному терцовому строению, восстанавливая ладовую и функциональную определенность.
27
МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ
В «Колыбельной» (на стихи Плещеева) особые «мерцающие» гармонические последовательности создают загадочную атмосферу комнаты, озаренной мерцанием лунного света, о котором повествуют поэтические строки.
Из 15 пьес для детского хора только пять звучат одноголосно в сопровождении фортепиано. Поскольку они рассчитаны на самых маленьких исполнителей, вокальная партия в них отличается простотой, включает повтор-ность интонаций, облегчая их запоминание и исполнение детьми. Однако необычная гармонизация позволяет создать оригинальную атмосферу красочности, сказоч-28 ности, парадоксальности, делая данные песни интересными и увлекательными и для взрослых слушателей.
Другие девять песен детского цикла Стразова созданы для четырехголосного хора а'саре11а. Рассчитанные на исполнение более взрослыми хористами, они прежде всего отличны по мелодическому строению, в котором в полной мере проявились стилистические черты зрелого творчества Стразова. Выразительный мелос широкого дыхания, искренность, поэтичность, обаяние — все эти черты мелодии сочетаются с ярким национальным своеобразием. При этом Стразов не цитирует мелодии русских народных песен, не пытается «стилизовать» их песенный строй. Русский национальный колорит, исконно присущий мышлению композитора, непосредственно проявляется не только в «почвенном» интонационном строе мелоса. Он проявляется и в особенностях хоровой фактуры, пронизанной подголосочной полифонией. При этом в певучести сплетающихся выразительных
мелодических линий возникают особые «суммарные» аккордовые вертикали, чередование которых то приближается к тональной гармонии, то далеко от нее отходит, но всегда «живет» по своим особым законам — законам русской народной песенности.
Ее влияние сказывается и в строении формы песнопений. Нередко она оказывается ку-плетно-вариантной — наиболее характерной для русского традиционного фольклора (примером являются песни «Солнышко красно», «Запело, зазвенело», «Паутина»). Но даже в обычной простой трехчастной форме (А-В-А) реприза никогда не бывает точной: принцип вариантности делает ее значительно обновленной и видоизмененной (наиболее яркие примеры — песни «Береза» и «Восход солнца» на известные стихи С. Есенина). Трехчастная форма может содержать две средние части (А-В-С-А), в чем сказывается проявление принципа строфичности, но и в таких произведениях реприза также вариантна («Улетают, улетели», «Колыбельная» на стихи Марцинкявичюса). В широком использовании вариантности проявляется импровизацион-ность, характерная для русского песенного творчества.
Высокий уровень композиторского мастерства позволяет С. П. Стразову особыми приемами акцентировать наиболее значимые идеи и слова поэтического текста. В песне «Солнышко красно» расширяющийся охват диапазона связан со словами, повествующими о пробуждении природы, росте и цветении растений. В песне «Запело, зазвенело» причудливо чередующиеся голоса хора, отражая то радостную весеннюю разноголосицу расцвета-
ющей природы, то причудливую игру волн, соединяются лишь в заключительных аккордах куплетов, выделяя их ключевые слова («цветы», «река»). В коде «Колыбельной» слова — «сказки пробегают» — повторяются в ритмическом увеличении, с замедлением темпа и стиханием динамики, что создает зримый эффект засыпания и постепенного погружения в мир сновидений.
В детских хоровых сочинениях С. П. Стразова, созданных в 70-годы ХХ века, проявились стилистические черты, характерные для более поздних сочинений композитора. Яркая выразительность мелодии, пронизанной теплотой и искренностью чувства, особая характерность и необычность гармонии, позволяющей выявить скрытые смыслы текста, мастерское сочетание голосов и свободной подголосоч-ной хоровой фактуры, русский национальный колорит — это те особенности, по которым и в других сочинениях С. П. Стразо-ва слушатели будут безошибочно узнавать его неповторимый композиторский стиль.
Литература
1. Елисеев И. В. Станислав Петрович Стразов // Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. С. 148-153.
2. Молодова Н. А. Оркестровые поэмы С. Стразова: диалог с европейской традицией // Музыка в диалоге культур и цивилизаций: сборник статьей по материалам Международной научной конференции 14-18 ноября 2016 г. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. Том 1. С. 212-218.