Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. П. СТРАЗОВА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА'

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. П. СТРАЗОВА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР С. П. СТРАЗОВ / СТИЛЬ / ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕТСКИЕ ХОРОВЫЕ ПЕСНИ / РУССКОЕ НАРОДНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / COMPOSER S. P. STRAZOV / STYLE / CHORAL CREATIVITY / CHILDREN'S CHOIR SONGS / RUSSIAN FOLK-SONG CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стразова Надежда Станиславовна

В статье рассматриваются произведения для детских хоров нижегородского композитора С. П. Стразова, созданные в 70-е годы ХХ века. На данном материале особенно ярко проявились черты его композиторского стиля зрелого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF STYLE OF S. P. STRAZOV’S COMPOSITIONS FOR THE CHILDREN’S CHOIR

The article tackles the compositions of a Nizhny Novgorod composer S. P. Strazov for the children’s choir, written in the 70-s of the XX century. This material especially brightly reveals the features of his style as a composer in a mature period.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. П. СТРАЗОВА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА»

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

26

Особенности стиля произведений С. П. Стразова для детского хора

Стразова Надежда Станиславовна

старший преподаватель кафедры фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: strn75@mail.ru

В статье рассматриваются произведения для детских хоров нижегородского композитора С. П. Стразова, созданные в 70-е годы ХХ века. На данном материале особенно ярко проявились черты его композиторского стиля зрелого периода.

Ключевые слова:

композитор С. П. Стразов, стиль, хоровое творчество, детские хоровые песни, русское народно-песенное творчество

Произведения для детского хора С. П. Стразова (1941-2012) создавались в 70-е годы ХХ века. К этому времени молодым композитором был уже создан ряд крупных симфонических сочинений, отличающихся ярким стилем и несомненным композиторским мастерством: три симфонии (1966, 1974, 1976), три увертюры (1971, 1972, 1979), симфоническая поэма для оркестра народных инструментов «Хатынь» (1975) [2]. Были написаны и крупные хоровые циклы «Русские напевы» (1964), «Триптих» (1974). Композиторское мастерство проявилось и в детских хоровых произведениях

Выступление С. П. Стразова с детским хором на концерте ко Дню Победы. Дзержинск, 1980-е.

Стразова. Однако до сих пор нет ни одного посвященного им исследования, они не упоминаются даже в общем списке сочинений композитора [1, 153]. Учитывая, что данные произведения звучат в современном концерном репертуаре хоровых коллективов, некоторые из них опубликованы и существуют в грамзаписи, представляется актуальным их исследование.

С. П. Стразовым созданы 15 детских хоровых сочинений. Пять из них ориентированы на самых маленьких исполнителей и объединяются в цикл с характерным названием: «Мурзилки-ны песни». Эта группа сочинений открывается «Песенкой юных ка-

пелланов», созданной по просьбе художественного руководителя Нижегородской капеллы мальчиков, профессора Л. К. Сивухина на стихи поэта и артиста Нижегородского ТЮЗа М. Мараша. Данное произведение включает все стилистические признаки, характерные и для других «Мурзилкиных песен». Прежде всего это — принципиальное одноголосие, то есть пение хора в унисон. Мелодия движется в среднем регистре, небольшом диапазоне, преобладают простые для исполнения интонации (по-ступенное движение, опевание опорного тона, терцовые ходы по звукам тоники). В мелодическом развитии господствует точная по-вторность, облегчающая детям запоминание напева. При этом все пять «мурзилкиных» хоров звучат в сопровождении фортепиано, которое точно дублирует мелодическую линию хора.

Все перечисленные признаки являются типичными для песен, рассчитанных на младшую хоровую группу. Однако простые, казалось бы, песни оказываются очень яркими и интересными не только для маленьких исполнителей и слушателей, но и для взрослых музыкантов и любителей музыки. Это происходит благодаря особой гармонической организации песен.

rf

Пример 1

СТРАЗОВА H. С. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИИ С. П. СТРАЗОВА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА

Каждая из них открывается фортепианным вступлением, их оригинальное гармоническое строение сразу же вводит в необычный звуковой мир. Так, во вступлении к «Песенке юных капелланов» мы слышим чередование однотерцовых септаккордов второй и второй низкой ступеней, сменяемых доминантовым септаккордом без терции и тоническим трезвучием Б-ёиг с добавленной секстой (пример 1).

Такое вступление (в котором взрослый музыкант угадает своеобразно трактованный полный гармонический оборот) предвещает наступление необычных музыкальных событий, которые появляются сразу же — в гармоническом строении первой части, основанной на разнообразных плагальных оборотах.

Мелодия второй части звучит в одноименном ё-шо11. Однако сопровождающая ее гармоническая последовательность оказывается в Е-ёиг, перебрасывая арку к вступлению (то есть, проводя полный гармонический оборот, завершаемый тоническим трезвучием с добавленной секстой) (пример 2).

Такая странная, на первый взгляд, гармонизация создает эффект неожиданности. При этом она служит отражению смысла текста: ведь в данном случае речь идет о некоем «секрете», который

юные капелланы пока еще держат в тайне, но уже скоро собираются его рассказать.

Подобная необычная гармонизация простых оборотов мелодии является типичной чертой хоровых сочинений Стразова и всегда связана с отражением особенностей словесного текста. Так, в песне «Зимний сад» простые обороты Es-dur'ной мелодии гармонизованы в As-dur, а обилие параллельных квинт в басовом голосе фортепиано создает эффект «пустоты», делая зримым образ зимнего сада, в котором листья еще не распустились (пример 3).

примера, совпадая мелодически, гармонизованы иначе). Подобным мелодическим ходом (е8 - Г - g) в данной песне начинаются и все следующие фразы, но каждый раз гармонизация их меняется.

Перегармонизация характерна не только для вокальных, но и для инструментальных сочинений Стразова. В данных же хоровых произведениях ни одна мелодическая фраза не повторяется с той же гармонией. Чаще всего это связано со сквозным гармоническим развитием, но, одновременно с этим, возникают и особые связи со словесным текстом.

В данном примере видеть еще один характерный стилистический прием хоровых сочинений Стразова: перегармонизацию (такты первый и третий

Пример 3

можно Так, в песне «Ива» сложная перегармонизация простейшего мелодического оборота создает эффект «игры», отражая содержание словесного текста (пример 4).

Пример 2

Пример 4

Столь же сложные эллиптические обороты в песне «Если кончится мороз» выражают состояние неопределенности, связанное с поиском ответа на заданный в тексте вопрос. И лишь во второй части песни, когда ответ, наконец-то, найден, гармония возвращается к традиционному терцовому строению, восстанавливая ладовую и функциональную определенность.

27

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

В «Колыбельной» (на стихи Плещеева) особые «мерцающие» гармонические последовательности создают загадочную атмосферу комнаты, озаренной мерцанием лунного света, о котором повествуют поэтические строки.

Из 15 пьес для детского хора только пять звучат одноголосно в сопровождении фортепиано. Поскольку они рассчитаны на самых маленьких исполнителей, вокальная партия в них отличается простотой, включает повтор-ность интонаций, облегчая их запоминание и исполнение детьми. Однако необычная гармонизация позволяет создать оригинальную атмосферу красочности, сказоч-28 ности, парадоксальности, делая данные песни интересными и увлекательными и для взрослых слушателей.

Другие девять песен детского цикла Стразова созданы для четырехголосного хора а'саре11а. Рассчитанные на исполнение более взрослыми хористами, они прежде всего отличны по мелодическому строению, в котором в полной мере проявились стилистические черты зрелого творчества Стразова. Выразительный мелос широкого дыхания, искренность, поэтичность, обаяние — все эти черты мелодии сочетаются с ярким национальным своеобразием. При этом Стразов не цитирует мелодии русских народных песен, не пытается «стилизовать» их песенный строй. Русский национальный колорит, исконно присущий мышлению композитора, непосредственно проявляется не только в «почвенном» интонационном строе мелоса. Он проявляется и в особенностях хоровой фактуры, пронизанной подголосочной полифонией. При этом в певучести сплетающихся выразительных

мелодических линий возникают особые «суммарные» аккордовые вертикали, чередование которых то приближается к тональной гармонии, то далеко от нее отходит, но всегда «живет» по своим особым законам — законам русской народной песенности.

Ее влияние сказывается и в строении формы песнопений. Нередко она оказывается ку-плетно-вариантной — наиболее характерной для русского традиционного фольклора (примером являются песни «Солнышко красно», «Запело, зазвенело», «Паутина»). Но даже в обычной простой трехчастной форме (А-В-А) реприза никогда не бывает точной: принцип вариантности делает ее значительно обновленной и видоизмененной (наиболее яркие примеры — песни «Береза» и «Восход солнца» на известные стихи С. Есенина). Трехчастная форма может содержать две средние части (А-В-С-А), в чем сказывается проявление принципа строфичности, но и в таких произведениях реприза также вариантна («Улетают, улетели», «Колыбельная» на стихи Марцинкявичюса). В широком использовании вариантности проявляется импровизацион-ность, характерная для русского песенного творчества.

Высокий уровень композиторского мастерства позволяет С. П. Стразову особыми приемами акцентировать наиболее значимые идеи и слова поэтического текста. В песне «Солнышко красно» расширяющийся охват диапазона связан со словами, повествующими о пробуждении природы, росте и цветении растений. В песне «Запело, зазвенело» причудливо чередующиеся голоса хора, отражая то радостную весеннюю разноголосицу расцвета-

ющей природы, то причудливую игру волн, соединяются лишь в заключительных аккордах куплетов, выделяя их ключевые слова («цветы», «река»). В коде «Колыбельной» слова — «сказки пробегают» — повторяются в ритмическом увеличении, с замедлением темпа и стиханием динамики, что создает зримый эффект засыпания и постепенного погружения в мир сновидений.

В детских хоровых сочинениях С. П. Стразова, созданных в 70-годы ХХ века, проявились стилистические черты, характерные для более поздних сочинений композитора. Яркая выразительность мелодии, пронизанной теплотой и искренностью чувства, особая характерность и необычность гармонии, позволяющей выявить скрытые смыслы текста, мастерское сочетание голосов и свободной подголосоч-ной хоровой фактуры, русский национальный колорит — это те особенности, по которым и в других сочинениях С. П. Стразо-ва слушатели будут безошибочно узнавать его неповторимый композиторский стиль.

Литература

1. Елисеев И. В. Станислав Петрович Стразов // Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. С. 148-153.

2. Молодова Н. А. Оркестровые поэмы С. Стразова: диалог с европейской традицией // Музыка в диалоге культур и цивилизаций: сборник статьей по материалам Международной научной конференции 14-18 ноября 2016 г. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. Том 1. С. 212-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.