Научная статья на тему 'Особенности стилей деятельности и самоорганизации у студентов университета'

Особенности стилей деятельности и самоорганизации у студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ВРЕМЯ / ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / SELF-ORGANIZATION / TIME / TYPE OF ACTIVITY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епанчинцева Галина Александровна, Козловская Татьяна Николаевна, Козловский Дмитрий Александрович

Среди требований, предъявляемых к специалистам для выполнения профессиональной деятельности немаловажное место занимают умения и навыки работать с большим объемом информации и в условиях многозадачности. А это требует знание основ самоорганизации, которая предполагает рациональное распределение времени, четкое планирование и организацию всего процесса жизнедеятельности учебу и занятия вне ее. Исследование посвящено изучению развития умений самоорганизации студентов выпускников университета и студентов первокурсников, так как студент выступает субъектом учебной деятельности, в которой наряду с аудиторной работой большой объем часов приходится на самостоятельное изучение разделов дисциплин, выполнения научно-исследовательской и др. работы. Именно период обучения в университете является сенситивным для формирования навыков самоорганизации. В состав репрезентативной выборки вошли студенты первых и выпускных курсов университетов г. Оренбурга в количестве 68 человек. Опросник «Стилей деятельности» (СД-36) А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой позволил выявить различия между студентами младших и старших курсов. Нами обнаружены различия в стилях деятельности студентов: преобладание теоретического и рефлексирующего типа деятельности у студентов младших курсов и доминировании прагматического и деятельного типа среди студентов старших курсов. Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС-39) А.Д. Ишкова позволил нам выявить, что у студентов младших курсов проявлены средние и высокие показатели целеполагания, что указывает на достаточный уровень развития навыков принятия и удержания целей, при общей низкой самоорганизованности. Самоорганизация студентов старших курсов отличается более высоким самоконтролем, анализом обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели, уровнем планирования собственной деятельности, развитостью волевых качеств. На основе математической статистики нами выявлены различия между группами на уровне самостоятельности и организованности студентов. У студентов младших курсов проявлены средние и высокие показатели целеполагания, что указывает на достаточный уровень развития навыков принятия и удержания целей, при общей низкой самоорганизованности. Обнаружены различия в стилях деятельности студентов: преобладание теоретического и рефлексирующего типа деятельности у студентов младших курсов и доминировании прагматического и деятельного типа среди студентов старших курсов. Данные, полученные в наше исследовании свидетельствуют о необходимости оптимизации учебного процесса и включения учебной дисциплины, связанной с обучением самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епанчинцева Галина Александровна, Козловская Татьяна Николаевна, Козловский Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACTIVITY STYLES AND SELF-ORGANIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Among the requirements for specialists to perform professional activities, an important place is occupied by the skills and abilities to work with a large amount of information and in multitasking conditions. And this requires knowledge of the fundamentals of self-organization, which presupposes a rational distribution of time, precise planning and organization of the entire process of life activity study and classes outside it. The study is devoted to the study of the development of skills of self-organization of university graduates and first-year students, as the student acts as a subject of educational activities, in which, along with classroom work, a large amount of hours falls on the independent study of sections of disciplines, research and other work. It is the period of study at the university that is sensitive for the formation of self-organization skills. The representative sample included first and final year students of universities in Orenburg in the amount of 68 people. Questionnaire «styles of activity» (SA-36) A.D. Ishkova and N.G. Miloradova allowed to identify differences between students of junior and senior courses. We found differences in the styles of students' activities: the predominance of the theoretical and reflective type of activity among younger students and the dominance of the pragmatic and active type among senior students. The questionnaire «Diagnosis of features of self-organization» (DFSO-39) A.D. Ishkov allowed us to reveal that junior students showed medium and high targets for goal setting, which indicates a sufficient level of development of skills for accepting and retaining goals, with an overall low level of self-organization. Self-organization of senior students is distinguished by higher self-control, an analysis of the circumstances that are essential to achieve the goal, the level of planning their own activities, and the development of volitional qualities. Based on mathematical statistics, we identified differences between groups at the level of independence and organization of students. Younger students showed medium and high targets for goal-setting, which indicates a sufficient level of development of skills for adopting and maintaining goals, with an overall low level of self-organization. Differences were found in the styles of students' activities: the predominance of the theoretical and reflective type of activity among younger students and the dominance of the pragmatic and active type among senior students. The data obtained in our study indicate the need to optimize the educational process and the inclusion of academic disciplines related to learning self-organization.

Текст научной работы на тему «Особенности стилей деятельности и самоорганизации у студентов университета»

DOI: 10.25198/1814-65457-2 1 9-80 УДК 159.99

Епанчинцева Г.А.1, Козловская Т.Н.1, Козловский Д.А.2

1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия 2 Городская клиническая больница №5, г Оренбург, Россия E-mail: galinamar@mail.ru; kozlovskajatn@mail.ru; dakozlovsky1996@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Среди требований, предъявляемых к специалистам для выполнения профессиональной деятельности немаловажное место занимают умения и навыки работать с большим объемом информации и в условиях многозадачности. А это требует знание основ самоорганизации, которая предполагает рациональное распределение времени, четкое планирование и организацию всего процесса жизнедеятельности - учебу и занятия вне ее. Исследование посвящено изучению развития умений самоорганизации студентов выпускников университета и студентов первокурсников, так как студент выступает субъектом учебной деятельности, в которой наряду с аудиторной работой большой объем часов приходится на самостоятельное изучение разделов дисциплин, выполнения научно-исследовательской и др. работы. Именно период обучения в университете является сенситивным для формирования навыков самоорганизации.

В состав репрезентативной выборки вошли студенты первых и выпускных курсов университетов г. Оренбурга в количестве 68 человек. Опросник «Стилей деятельности» (СД-36) А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой позволил выявить различия между студентами младших и старших курсов. Нами обнаружены различия в стилях деятельности студентов: преобладание теоретического и рефлексирующего типа деятельности у студентов младших курсов и доминировании прагматического и деятельного типа среди студентов старших курсов. Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС-39) А.Д. Ишкова позволил нам выявить, что у студентов младших курсов проявлены средние и высокие показатели целеполагания, что указывает на достаточный уровень развития навыков принятия и удержания целей, при общей низкой самоорганизованности. Самоорганизация студентов старших курсов отличается более высоким самоконтролем, анализом обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели, уровнем планирования собственной деятельности, развитостью волевых качеств. На основе математической статистики нами выявлены различия между группами на уровне самостоятельности и организованности студентов.

У студентов младших курсов проявлены средние и высокие показатели целеполагания, что указывает на достаточный уровень развития навыков принятия и удержания целей, при общей низкой самоорганизованности. Обнаружены различия в стилях деятельности студентов: преобладание теоретического и рефлексирующего типа деятельности у студентов младших курсов и доминировании прагматического и деятельного типа среди студентов старших курсов. Данные, полученные в наше исследовании свидетельствуют о необходимости оптимизации учебного процесса и включения учебной дисциплины, связанной с обучением самоорганизации.

Ключевые слова: самоорганизация, время, тип деятельности, студенты.

Epanchintseva G.A.1, Kozlovskaya T.N.1, Kozlovskii D.A.2

1Orenburg state university, Orenburg, Russia 2City Clinical Hospital №5, Orenburg, Russia E-mail: galinamar@mail.ru; kozlovskajatn@mail.ru; dakozlovsky1996@gmail.com

FEATURES OF ACTIVITY STYLES AND SELF-ORGANIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Among the requirements for specialists to perform professional activities, an important place is occupied by the skills and abilities to work with a large amount of information and in multitasking conditions. And this requires knowledge of the fundamentals of self-organization, which presupposes a rational distribution of time, precise planning and organization of the entire process of life activity — study and classes outside it. The study is devoted to the study of the development of skills of self-organization of university graduates and first-year students, as the student acts as a subject of educational activities, in which, along with classroom work, a large amount of hours falls on the independent study of sections of disciplines, research and other work. It is the period of study at the university that is sensitive for the formation of self-organization skills.

The representative sample included first and final year students of universities in Orenburg in the amount of 68 people. Questionnaire «styles of activity» (SA-36) A.D. Ishkova and N.G. Miloradova allowed to identify differences between students of junior and senior courses. We found differences in the styles of students' activities: the predominance of the theoretical and reflective type of activity among younger students and the dominance of the pragmatic and active type among senior students. The questionnaire «Diagnosis of features of self-organization» (DFSO-39) A.D. Ishkov allowed us to reveal that junior students showed medium and high targets for goal setting, which indicates a sufficient level of development of skills for accepting and retaining goals, with an overall low level of self-organization. Self-organization of senior students is distinguished by higher self-control, an analysis of the circumstances that are essential to achieve the goal, the level of planning their own activities, and the development of volitional qualities. Based on mathematical statistics, we identified differences between groups at the level of independence and organization of students.

Younger students showed medium and high targets for goal-setting, which indicates a sufficient level of development of skills for adopting and maintaining goals, with an overall low level of self-organization. Differences were found in the styles

of students' activities: the predominance of the theoretical and reflective type of activity among younger students and the dominance of the pragmatic and active type among senior students. The data obtained in our study indicate the need to optimize the educational process and the inclusion of academic disciplines related to learning self-organization.

Key words: self-organization, time, type of activity, students.

Проблема самоорганизации времени занимает умы человечества уже долгое время, впервые она была поставлена Сенекой (4 в. до н. э.) и является актуальнейшей и в наши дни. Современный, непрерывно изменяющийся мир, оказывает на человека колоссальное влияние. Человек, как открытая самоорганизующаяся система, при взаимодействии внутренних и внешних факторов должна обрести определенную пространственную, временную или функциональную структуру. Известно, что процессы самоорганизации типичны для систем, обладающих высоким уровнем организации, понимая под ней как большое количеством элементов, так и специфику связи между ними, которая имеют не жесткий, а вероятностный характер. К процессам, раскрывающим особенности самоорганизации личности студентов, относят: повышение осмысленности жизни, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний; повышение мотивации учебно-профессиональной деятельности, становление профессионального самосознания и самоорганизация знаний студентов. Развитие данных процессов обеспечивает приобретение общепсихологической зрелости и профессиональное становление личности студентов [3], [4], [6], [11], [12], [15], [16], [17].

Еще одним немаловажным фактором является то, что самоорганизация рассматривается как фактор эффективности деятельности и профессиональной, в том числе. Она обеспечивает своевременное достижение целей на разных этапах личностного и профессионального развития [7], [8], [9], [12], [18].

Сейчас система высшего образования претерпевает серьезнейшие изменения, связанные с переходом с традиционной для российского образования системы специалитета на уров-невую систему бакалавриата и магистратуры. Пересмотр учебных программ, которые привели к значительному уменьшению учебных часов и увеличение самостоятельной работы, актуализирует проблему необходимости совершенствования умения студентами самоорганизации времени. Самоорганизация в данном

случае включает в себя постоянное получение знания, умение рационально и эффективно распланировать время и собственные ресурсы, структурировать личностное и профессиональное становление, мобильность в приятии решения, эффективные способы достижения поставленных целей, мобилизацию внутренних ресурсов для упорядочивания текущих задач, выстраивания приоритетов, планирования своей активности и др.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что многоаспектная проблема самоорганизации времени рассматривается на примере студентов-выпускников университета. Современные выпускники вузов должны не только владеть «hard skills» (жесткими навыками), но и «soft skills» (мягкими навыками), обладать универсальными компетенциями, в числе которых и способность к самоорганизации.

Методологической основой нашего исследования послужили работы А.О. Прохорова, Е.Г. Силяевой, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Н.В. Поддубного, И.Н. Трофимовой и других авторов, в которых описаны закономерности самоорганизации современной личности.

Так как мы рассматриваем самоорганизацию времени в период студенчества, где ведущей деятельностью является обучение в вузе, то мы обращались к работам В. Оконь, Т.В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина, М.И. Мах-мутова, И.Я. Лернера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова А.А. Мелик-Пашаева, И.С. Якиманской, В.К. Дьяченко, И.Д. Первина, Е.И. Пассова и др. Анализ основных положений данных авторов позволил нам перейти к некоторым обобщениям.

В понятийном аппарате психологии категория времени существовала всегда, она определяет основу функционирования психологического знания. На протяжении всей истории человеческой цивилизации в определении сущности времени выделяли два структурных момента: «линейное» восприятие времени, которое протекает от прошедшего к будущему и «циклическое» или круговое восприятие, демонстрирующее неизменное повторение процессов и

явлений во времени. Представление о времени постоянно развивается, и у отдельно взятой личности и у всего человечества в целом, при этом существуют специфические особенности в трактовке времени, они зависят от социокультурных факторов. Представление о времени не является врожденным, оно развивается постепенно в процессе формирования личности [1], [2].

По мнению исследователей, идея времени могла возникнуть исходя из двух диаметрально противоположных представлений:

1) повторяемости и неповторяемости событий, ритмичного повторения чего бы то ни было (например, смена времен года, приливы и отливы, ударов пульса, восход и заход солнца и т. д.) и

2) неповторимого однократного повторения чего бы то ни было (например, рождение, рост, старение и умирание живых существ на Земле) [4], [10].

Проблема изучения самого понятия, поиска методов исследования категории времени возникла давно, на заре человечества. Но проблема понимания основных категорий, методов описания и эмпирического исследования является актуальной и в наше время.

А.Г. Асмолов в связи с этой проблемой писал: «О природе времени и его роли в детерминации развития личности в психологии известно до обидного мало. Классические исследования В.И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальных системах затронули психологию по касательной. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики. Любые трансформации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения интерпретировались как иллюзии, некие «кажущиеся» отклонения от физического времени» [1].

В советской психологии С.Л. Рубинштейн развивает тезис о зависимости времени от следующих систем: неорганическая природа; эволюция органической природы; социогенез общества; история жизненного пути человека.

Эти представления активно развиваются в современной психологии личности

(К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.). В работах А.А. Крони-ка и Е.И. Головахи описываются различные формы детерминации времени жизни человека: физическое или хронологическое, биологическое, историческое , психологическое. К.А. Абульханова-Славская отмечает зависимость жизнедеятельности от самого субъекта жизни, она выделяет три структурных образования жизненного пути личности: жизненная позиция; жизненная перспектива; смысл жизни [8].

В основе изучения категории времени психологией лежит признание актуальности временного, пространственного и логико-математического конструирования ее содержания. Учет этих факторов позволяет исследователям осуществить качественное измерение процессов изменения психологической активности человека.

Сегодня можно констатировать тот факт, что активность личности в отношении категории времени стала объектом активного осмысления в современной психологии. Учеными были выработаны программы обследования и диагностики жизненных планов, позиций и временных перспектив личности. Время приобретает в сознании человека конкретное психологическое содержание. Представления о времени неизменно определяются культурой, к которой он принадлежит (так, например, для жителей Европы и Северной Америки характерна пунктуальность, они чрезвычайно ценят и уважают свое и чужое время, поэтому для них опоздания партнеров на деловые встречи недопустимы и оскорбительны. Для восточных азиатских культур время имеет совершенно противоположную природу, оно более растянуто и неопределенно. Для них прийти вовремя это значит проявить неуважение к партнеру). Перед человеком XXI века, живущем в многополярном мире стоит рефлексивная задача дифференциации временной категории, выбор собственных пространственных и временных образов и моделей поведения в конкретной жизненной ситуации.

Таким образом, категория времени является основополагающей в концептуальном понимании сущности человеческой личности, помогает выстроить подходы к изучению психологии человека.

Эмпирическое исследование проводилось на основе гипотезы: студенты выпускных курсов, в силу большей вовлеченности в профессиональную деятельность, имеют более высокие значения по позициям рационального и эффективного планирования своей жизнедеятельности, нежели студенты начальных курсов.

Исследование проводилось в логике констатирующего эксперимента и состояло из нескольких этапов:

1. Организационный. Целью данного этапа было обоснование методов и методик исследования, а также выбор участников исследования.

2. Диагностический этап. На этом этапе мы ставили задачу выявить особенности стилей деятельности и самоорганизации. Для решения данной задачи применялись: опросник «Стилей деятельности» (СД-36), разработанный А.Д. Иш-ковым и Н.Г. Милорадовой на основе опросника «Learning Styles Questionnaire» П. Хони и А. Мэм-форда и опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС-39), разработанный А.Д. Ишковым на базе голографической модели самоорганизации [9], [13], [14].

3. Этап сравнительного анализа. Основной целью данного этапа было проведение сравнительного анализа особенностей стилей деятельности и самоорганизации у студентов младших и старших курсов.

4. Этап разработки рекомендаций. На данном этапе, на основании полученных данных, нами были составлены рекомендации для психологов, работающих со студентами, направленные на формирование позитивных качеств личности у подростков.

В числе статистических процедур применялась описательная статистика, частотный анализ, корреляционный анализ, U-критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандартных программ.

В исследовании приняли участие студенты Оренбургского государственного университета, Оренбургского государственного медицинского университета, Оренбургского государственного педагогического университета. Общее количество респондентов 68 человека.

Выборку составили студенты, в возрасте 18-22 лет, обучающиеся на младших и старших

курсах. Всего в исследовании приняли участие 68 человек. В первой группе 32 студента младших курсов (23 девушки, 9 юношей), во второй группе 36 студентов, старших курсов (22 девушки, 14 юношей). Качественный анализ социально-демографической характеристики выборки студентов младших курсов по объективным критериям:

- успеваемости среди студентов младших курсов отличников было 34% (11 человек), хорошистов - 47% (15 человек), студентов, средний балл которых 3 было 19% (6 человек);

- работающие во время учебы (подработка): не работающих - 50% (16 человек), работающих не по специальности - 44% (14 человек), работающих по специальности - 6% (2 человека);

- семейное положение: состоящие в браке - 3% (1 человек), разведенные - 0 человек, холостые - 97% (31 человек).

Среди студентов старших курсов по объективным критериям:

- успеваемости: отличников было 28% (10 человек), хорошистов - 41,6% (15 человек), студентов, средний балл которых 3 было 30,4% (11 человек);

- работающие во время учебы (подработка): не работающих - 40% (14 человек), работающих не по специальности - 47% (17 человек), работающих по специальности - 13% (5 человека);

- семейное положение: состоящие в браке -8% (3 человек), разведенные - 0 человек, холостые - 92% (33 человек).

В нашем исследовании для изучения доминирующих стилей деятельности у студентов младших и старших курсов мы использовали опросник «Стилей деятельности» (СД-36), разработанный А.Д. Ишковым и Н.Г. Милорадовой на основе опросника «Learning Styles Questionnaire» П. Хони и А. Мэмфор-да. Данная методика соответствует задачам исследования, является валидной, надежной и стандартизированной. Представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для выявления предпочитаемого студентами стиля деятельности.

Анализируя показатели таблицы 1 мы видим, что среди студентов младших кусов средний балл преобладает по шкале «теоретик» (17 баллов),

что свидетельствует о склонности опираться на фундаментальные теории, модели, факты. Низкий средний балл в данной группе был отмечен по стилю деятельности «деятель» у студентов младших курсов, что указывает на размеренность, обстоятельность в принятии решений и выполнении каких-либо практических задач.

У студентов старших курсов преобладающий показатель по шкале «деятель» (17 баллов) указывает на экстравертированность, импульсивность, творческий подход к деятельности.

Качественный анализ опросника «Стили деятельности» в группе студентов младших курсов, показал, что у 21% учащихся доминирующим стилем является прагматический. Эти студенты характеризуются реалистичными позициями, практичным подходом в деятельности, у них много идей, которые воплощаются в практике. Важным для прагматического стиля является поиск наиболее эффективного пути осуществления теоретических знаний. У 20% студентов младших курсов ведущим стилем отмечен «деятель», такие студенты отличаются импульсивностью, экстравертированностью, они открыты, доброжелательны. В обучении студенты с доминирующим стилем «деятель» предпочитают учиться на примерах конкретной деятельности, путем метода проб и ошибок. Для 28% студентов младших курсов ведущим является теоретический стиль деятельности. Данная категория студентов характеризуется абстрактной концептуализацией в решении каких-либо задач, они склонны к длительному анализу, выстраиванию классификаций, их усилия направлены на получение более полного знания, целостного представления о явлениях. Рефлексирующий стиль деятельности отмечен у 31% студентов младших курсов, что указывает на объективность, интровертированность. Перед началом какой-либо деятельности, они рассматривают все нюансы и подтексты.

Качественный анализ результатов по опроснику «Стили деятельности» у студентов стар-

ших курсов показал, что у 30% доминирующим является прагматический стиль. Данные студенты характеризуются целенаправленностью, практичностью, уверенностью в реализации собственных идей. Для 40% доминирующим является стиль «Деятель», у которых в обучении отмечается нетерпеливость, склонность к спонтанности, динамичность в деятельности, они часто отличаются лидерскими качествами и способны руководить процессом при воплощении каких-либо задач. Теоретический стиль отмечается у 17% студентов старших курсов, эти студенты ориентированы на работу с текстами, большим объемом письменной информации, они склонны к анализу и синтезу при решении практических заданий. У 13% отмечается рефлексирующий стиль деятельности, такие студенты отличаются интровертированностью, склонностью фиксироваться на собственных чувствах и предпочтениях при выполнении деятельности.

Таким образом, результаты опросника «Стили деятельности» в группах студентов свидетельствуют о преобладании теоретического и рефлексирующего типа деятельности у студентов младших курсов и доминировании прагматического и деятельного типа среди студентов старших курсов.

Далее нами были проанализированы результаты опросника «Диагностика особенностей самоорганизации». В таблице 2 представлены средние значения в двух группах по каждой шкале.

Из таблицы 2 видно, что общий показатель превышает у студентов старших курсов, что указывает на больший уровень самоорганизованности в данной группе. Также по всем шкалам опросника средние значения несколько выше у студентов старших курсов. Далее мы провели сравнительный анализ уровня самоорганизации в двух группах, с использованием и-критерия Манна-Уитни, который позволил определить достоверность различий по следую-

Стили деятельности Младшие курсы Старшие курсы

Прагматик 10 15

Рефлексирующий 15 9

Теоретик 17 13

Деятель 11 17

Таблица 1 - Среднее значение по каждой группе по методике СД-36

щим признакам: прагматик (Шмп = 79), рефлексирующий (иэмп = 10), теоретик(иэмп = 94.5), деятель (иэмп = 54) при р<0.05 икр = 362.

Сравнивая результаты исследования между двумя группами по опроснику «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС-39), разработанного А.Д. Ишковым на базе голо-графической модели самоорганизации мы получили результаты: по шкале «целеполагание» (иэмп = 368) при р<0,05 иКр = 389 - наличие достоверных различий между показателями «целеполагание» не установлено, по шкале «анализ результатов» (иэмп = 133,5) - разница между показателями по данной шкале между двумя группами статистически достоверна, по уровню признака «планирование» иэмп = 92. -полученное эмпирическое значение иэмп = 92 находится в зоне значимости, по уровню признака «самоконтроль» иэмп = 206.5 - полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, по уровню признака «коррекция» иэмп = 511, данный показатель находится в зоне незначимости, т. е. находится в зоне незначимости. т. е. статистически достоверных различий в показателях коррекции между двумя выборками студентов младших и старших курсов не выявлено, по уровню признака «волевые усилия» иэмп = 78 находится в зоне значимости, по уровню признака «самоорганизация» иэмп = 0 находится в зоне значимости. Уровень самоорганизации у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов. Тем самым гипотеза нашего исследования подтверждена.

По результатам проведенного исследования была разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития умений самоорганизации времени у студентов, которая рассчитана на 34 часа. Программа включает в себя следующие темы: Время, осознаваемое как ценность; Ценностные ориента-

ции студентов в контексте смысла человеческой жизни; Время личности; Образ мира - Образ Я -Образ будущего студентов; Жизненная перспектива личности; Структура времени и тип личности; Самоорганизация времени студента как условие личного и профессионального успеха; Стратегия выбора, принятие решений в целеполагании; Минимизация потерь времени; Планирование и реализация целей.

Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «самоорганизация» трактуется достаточно широко, феномен самоорганизации рассматривается отечественными психологами и педагогами с разных точек зрения. Мы в своем исследовании придерживались следующей трактовке самоорганизации «Самоорганизация - это комплекс личностных структур сознания, которые развивают способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, умение предвидеть, целеустремленность, самокритичность, самодисциплину; это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени, то есть максимальное использование собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни (самоопределением) и преодоление внешних обстоятельств как в учебе, на работе, так и в личной жизни» [12]. Сложности самоорганизации времени студентами первых курсов могут быть объяснены объективными причинами. В результате смены школьной системы обучения на вузовскую, студенты проходят сложный период адаптации. В зависимости от индивидуальных особенностей этот процесс может пройти как достаточно легко и безболезненно, так и может стать серьезной проблемой. Все зависит от уровня самостоятельности и умения адаптироваться под новые условия.

Таблица 2 - Среднее значение уровней самоорганизации студентов-журналистов

Шкалы Младшие курсы Старшие курсы

Целеполагание 16 18

Анализ ситуации 12 19

Планирование 11 18

Самоконтроль 10 13

Коррекция 13 14

Волевые усилия 9 17

Уровень самоорганизации 47 101

Психолого-педагогическое сопровождение развития умений самоорганизации времени у студентов является важным компонентом процесса обучения в вузе как у студентов первых курсов, так и старших курсов. Развитие этих умений заключается в осознании самим студентом собственной роли в успешности познавательной, учебной, профессиональной деятельности, в стремлении студента к самоорганизации (упорядочиванию целей и мотивов саморазвития, навыков), саморегуляции психических состояний и навыков самоконтроля, развитии способностей к самоконтролю и адекватной самооценке. Все перечисленные факторы психолого-педагогического развития умений самоорганизации времени у

студентов должны быть закреплены в сознании как привычные и необходимые.

Анализ результатов программы психолого-педагогического сопровождения позволил выявить, что общий показатель самоорганизации превышает у студентов старших курсов. Также по шкалам опросника «Диагностика особенностей самоорганизации»: анализ ситуации, планирование, волевые усилия средние значения оказались выше у студентов старших курсов. Подобные психологические мониторинги столь важного компонента личности как самоорганизация и развитие умений данного феномена позволяют ей решать неопределенные задачи в неопределенной ситуации.

28.12.2018

Список литературы:

1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе: Учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 96 с. - Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12345.

3. Афанасьева, Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности / Н.А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. - 2008. - №2. - С. 60-61.

4. Владимиров, Ю.С. Природа пространства и времени: Антология идей / Ю.С. Владимиров. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 400 с.

5. Блохина, В.А. Реализация познавательной модели самоорганизации при разработке интегрированного курса для будущих менеджеров: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.А. Блохина. - Самара, 2008. - 24 с.

6. Волченскова, О.В. Проблемы самоорганизации в условиях информационного общества / О.В. Волченскова // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - №4. - С. 23-28.

7. Галкина, М.В. Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза / М.В. Галкина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 286-290.

8. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 209 с.

9. Ишков, Д.А. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография / Д.А. Ишков - М.: АСВ, 2004. - 224 с.

10. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В.Е. Клочко. - Томск: Томский гос. ун-т, 2005. - 174 с.

11. Князькова, О.Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» / О.Н. Князькова // Молодой ученый. - 2012. -№11. - С. 428-432.

12. Козловская, Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Козловская. - Оренбург, 2005. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Епанчинцева, Г.А. Интеграционные тенденции в развитии методов психологического исследования/ Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская // Сибирский психологический журнал. - 2011. - №39. - С. 28-35.

14. Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности: Учебное пособие / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков. - М.: НИУ МГСУ 2016. - 109 с.

15. Реунова, М.А. Представления студентов университета о самоорганизации времени / М.А. Реунова // Вестник Оренбургского университета. - 2013. - №2. - С. 209-213.

16. Савва, Л.И. Методика развития умений самоорганизации времени у студентов вуза [Электронный ресурс] / Л.И. Савва, Е.И. Рабина // The Emissia. Offline Letters. - 2011. - №8. - Режим доступа: www.emissia.org/offline/2011/1629.htm.

17. Уварова, В.И. Самоорганизация студенческой молодежи: уровень, формы, проблемы [Электронный ресурс] / В.И. Уварова, М.А. Федосеева // Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №5. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-studencheskoy-molodezhi-uroven-formy-problemy.

18. Фельдман, И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей [Электронный ресурс] / И.Л. Фельдман // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. - 2014. - №2. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-lichnostnogo-i-professionalnogo-samopoznaniya-u-studentov-buduschih-vrachey.

References:

1. Abulkhanova K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni [The time of a person and the time of life]. SPb.: Aletheia, 2001, 304 p.

2. Asmolov A.G. Psihologiya individual'nosti:Metodologicheskie osnovy razvitiya lichnosti v istoriko-evolyucionnomprocesse [The Psychology of Individuality: The Methodological Basis for the Development of a Personality in the Historical-Evolutionary Process]. Moscow: Publishing House of Moscow university, 1986, 96 p. Available at: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12345.

3. Afanasyev N.A. Self-organization - a factor in the success of educational activities. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2008, no. 2, pp. 60-61.

4. Vladimirov Yu.S. Prirodaprostranstva i vremeni: Antologiya idej [The Nature of Space and Time: An Anthology of Ideas]. Moscow: LENAND, 2015, 400 p.

5. Blokhina V.A. The implementation of the cognitive model of self-organization in the development of an integrated course for future managers: author. Extended abstract of candidate's thesis. Samara, 2008, 24 p.

6. Volchenskova O.V. Problems of self-organization in the conditions of the information society. Gumanitarnye i social'nye nauki [Humanities and Social Sciences], 2008, no. 4, pp. 23-28.

7. Galkina M.V. The development of self-control and self-organization and their importance in the personal and professional development of secondary vocational students. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2014 g. [Theory and practice of education in the modern world: materials of the VI Intern. scientific conf. (St. Petersburg, December 2014)]. SPb .: Zanevskaya Square, 2014, pp.286-290.

8. Golovakha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time personality]. Kiev: Naukova Dumka, 1984, 209 p.

9. Ishkov D.A. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti [Student's educational activity: psychological factors of success]. Moscow: DIA, 2004, 224 p.

10. Klochko V.E. Samoorganizaciya v psihologicheskih sistemah: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyj analiz) [Self-organization in psychological systems: problems of the formation of the mental space of a person (introduction to trans-perspective analysis)]. Tomsk: Tomsk State University, 2005, 174 p.

11. Knyazkova O.N. On the concept of "culture of self-organization of a student's personality". Molodoj uchenyj [Young scientist], 2012, no. 11, pp. 428-432.

12. Kozlovskaya T.N. Self-organization of time as a factor in the formation of the "image of the future" of a university student. Candidate's thesis. Orenburg, 2005, 176 p.

13. Epanchintseva G.A., Kozlovskaya T.N. Integration trends in the development of methods of psychological research. Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2011, no. 39, pp. 28-35.

14. Miloradova N.G., Ishkov A.D. Psihologiya samorazvitiya i samoorganizacii v usloviyah uchebno-professional'noj deyatel'nosti [Psychology of self-development and self-organization in the conditions of educational and professional activity]. Moscow: NRU MGSU, 2016, 109 p.

15. Reunova M.A. Representations of university students about the self-organization of time. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 2, pp. 209-213.

16. Savva L.I., Rabina E.I. Methods of developing the skills of self-organization of time in university students. The Emissia. Offline Letters, 2011, no. 8. Available at: www.emissia.org/offline/2011/1629.htm.

17. Uvarova V.I., Fedoseeva M.A. Self-organization of student youth: level, forms, problems. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki [OSU Scientific Notes. Series: Humanities and Social Sciences], 2015, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoorganizatsiya-studencheskoy-molodezhi-uroven-formy-problemy.

18. Feldman I.L. Features of the development of personal and professional self-knowledge among students of future doctors. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki [News of TSU. Humanitarian sciences], 2014, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-lichnostnogo-i-professionalnogo-samopoznaniya-u-studentov-buduschih-vrachey.

Сведения об авторах:

Епанчинцева Галина Александровна, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук E-mail: galinamar@mail.ru

Козловская Татьяна Николаевна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: kozlovskajatn@mail.ru

Козловский Дмитрий Александрович, врач Городской клинической больницы №5 г. Оренбурга

E-mail: dakozlovsky1996@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.