Научная статья на тему 'Особенности статистического учета иммигрантов в Российской Федерации и способы его оптимизации'

Особенности статистического учета иммигрантов в Российской Федерации и способы его оптимизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
695
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / STATISTICAL INFORMATION SOURCES / ОПТИМИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА МИГРАНТОВ / OPTIMIZATION OF STATISTICAL ACCOUNTING OF MIGRANTS / MIGRATION ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колосова Н. А.

В статье рассматривается специфика учета международной миграции в России, охарактеризована взаимосвязь данных национальной статистики с правилами регистрации внешних мигрантов, выявлена необходимость оптимизации процедур статистического учета и методик сбора первичных сведений о мигрантах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the specifics of immigration accounting in Russia, observing the link between national statistics data and registration rules for migrants. It also detects the need to optimize statistical service and statistical methods of collecting primary data on migrants.

Текст научной работы на тему «Особенности статистического учета иммигрантов в Российской Федерации и способы его оптимизации»

УДК 311.3

Колосова Н. А.

ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ИММИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается специфика учета международной миграции в России, охарактеризована взаимосвязь данных национальной статистики с правилами регистрации внешних мигрантов, выявлена необходимость оптимизации процедур статистического учета и методик сбора первичных сведений о мигрантах.

Ключевые слова

Иммиграция, миграционный учет, статистические источники информации, оптимизация статистического учета мигрантов

КвШвУй N. А.

FEATURES OF IMMIGRANT STATISTICS IN RUSSIAN FEDERATION AND OPTIONS OF ITS OPTIMIZATION

Annotation

The article deals with the specifics of immigration accounting in Russia, observing the link between national statistics data and registration rules for migrants. It also detects the need to optimize statistical service and statistical methods of collecting primary data on migrants.

Keywords

Immigration, migration accounting, statistical information sources, optimization of statistical accounting of migrants.

Процессы глобализации способствуют росту интенсивности международных миграционных потоков. По данным экспертов, за пределами страны происхождения в настоящее время проживает 3,2 % населения Земного шара [9, с. 31]. И на сегодняшний день роль миграционных процессов в экономическом развитии нашей страны невозможно переоценить. Старение населения и депопуляция, по прогнозам зарубежных экспертов, могут привести к сокращению численности населения России к 2030 году до 125 млн чел. [2, с. 183]. Результатом негативных демографических процессов станет и значительное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. По мнению спе-

циалистов, в динамике данных процессов особая роль принадлежит миграционным потокам, позволяющим восполнить как численность населения страны, так и объемы трудовых ресурсов. Именно поэтому одним из стратегических направлений в политике государства является миграционное законодательство. Для объективной оценки эффективности предпринимаемых в настоящее время государственной системой комплекса мер по совершенствованию миграционного законодательства и норм правоприменения, несомненно, требуется всесторонний анализ миграционных потоков.

В большинстве стран текущий учет мигрантов осуществляют уполно-

моченные ведомства, и Россия в этом вопросе не является исключением. В нашей стране функцией контроля, надзора и соблюдения юридических норм наделено структурное подразделение Министерства внутренних дел -Федеральная Миграционная Служба (ФМС). Этот орган исполнительной власти аккумулирует все данные о мигрантах, прошедших через погранично-визовые пропускные пункты, регулирует и контролирует постановку и снятие с миграционного учета иностранцев, оказывает государственные услуги в сфере миграции и ведет текущий учет миграционных потоков.

Благодаря реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной в 2010 году, на электронном ресурсе ФМС стали в определенной степени доступны статистические данные по ряду важных, но очень обобщенных показателей: количество оформленных патентов и выданных разрешений на работу, количество вставших на миграционный учет и покинувших страну, и ряд других. Однако данные статистические показатели не имеют практического значения для аналитиков, так как не отражают статистику первичных и повторных регистра-ций, количественный показатель продлений разрешений на трудовую деятельность и т.д., в результате чего возможен неоднократный учет одного статистического объекта. Для научной общественности и для углубленных исследований такой ограниченный набор переменных, конечно, не может считаться достаточным.

Основной массив данных о миграционных потоках в Россию территориальные органы ФМС России предоставляют территориальным органам статистики в виде документов статистического учета прибытия и выбытия, которые составляются при регистрации или сня-

тии с регистрационного учета населения по месту жительства, а также при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Территориальными органами миграционной службы также осуществляется сбор статистической информации о численности, социально-демографическом и профессиональном составе привлеченной иностранной рабочей силы. Эта отчетность имеет статус Федерального ведомственного статистического наблюдения [4, с. 208]. Поэтому на сегодняшний день именно материалы статистических органов являются официальным источником макроданных по внешней миграции, и в большинстве своем эти данные находятся в открытом доступе на интернет-портале Росстата.

Кроме того, достаточно широкий перечень показателей находит отражение в сборниках и периодических публикациях статистической службы. Основной набор характеристик разрабатывается в рамках статистического бюллетеня «Численность и миграция населения в Российской Федерации». Общая характеристика миграционной ситуации также представлена и в других публикациях Росстата, таких как «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Демографический ежегодник России» и в ежемесячном издании «Социально-экономическое положение России». А информацию о трудовой деятельности мигрантов в России можно найти в сборнике «Труд и занятость в России».

Однако необходимо отметить, что учет внешних мигрантов за последние десятилетия претерпел существенные изменения, и эти изменения оказали своё влияние на основные характеристики миграционной ситуации, разрабатываемые органами государственной статистики. Рассмотрим взаимосвязь объемов иммиграции и специфики учета международной миграции в России.

Рисунок 1 - Число прибывших, чел.*

*Официальный интернет-портал Росстата. URL:http://www.gks.ru.

Согласно данным раздела «Демография» официального статистического портала (см. рис. 1), наибольшее число прибывших из-за рубежа было характерно для начала 90-х годов, пик пришелся на 1994 год - 1 191,4 тыс. чел., что было связано с притоком русскоязычного населения из государств постсоветского пространства. Затем образовалась устойчивая тенденция сокращения миграционной активности населения: с 1994 года по 2000 год число мигрантов снизилось на 69,8 %. Однако в 2001 году число прибывших снижается почти наполовину по сравнению с 2000 годом, и такой резкий скачок, в первую очередь, обусловлен изменениями порядка регистрации иностранных граждан.

Тот период в целом можно назвать кризисным в развитии статистического учета внешних мигрантов в России. Начиная с октября 2000 года, все иностранные граждане и лица без гражданства должны были сначала в обязательном порядке получить вид на жительство и только потом регистрироваться. Эти изменения касались и граждан стран СНГ и Балтии, которые ранее были приравнены к гражданам России при

учете по месту жительства. Теперь же на них распространялся тот же порядок, что и на иммигрантов-неграждан, прибывших из-за пределов СНГ [4, а 198]. Получение вида на жительство - процедура достаточно сложная и длительная, в результате чего образовался временной лаг между прибытием мигранта на территорию России и его регистрацией. Те, кто не мог получить вид на жительство, регистрировались по месту пребывания. В то время лица, зарегистрированные по месту пребывания, статистическому учету не подлежали, и на них не заполнялся документ статистического учета прибытия. [4, а 198]. Таким образом, статистика того периода характеризовалась недоучетом значительных объемов иммиграции в Россию.

Кроме того, в 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в котором вообще отсутствовали указания на передачу сведений в органы государственной статистики [8]. В отсутствии правовой базы статистического учета иностранцев, миграционные службы при сборе данных действовали на своё усмотрение, и зача-

стую органы статистики недополучали сведения о мигрантах-иностранцах [10]. В итоге число учтенных иммигрантов возрастает только в 2005 году (на 48,7 % по отношению к 2004 году), и в основном за счет возросшего числа зарегистрированных по месту жительства из числа мигрантов, ранее прибывших в Российскую Федерацию.

В 2007 году число прибывших из-за рубежа увеличивается по сравнению с 2006 годом в полтора раза. Это обусловлено тем, что с 1 января 2007 г. документы статистического учета составляются на иностранных граждан и лиц без гражданства, впервые получивших разрешение на временное проживание [6]. Однако с 2008 года снова проявляет себя тенденция снижения миграционного притока в Россию, а в 2010 году она становится явной (-31,5 % по сравнению с 2009 г.). Следующие изменения в системе учета происходят в 2011 году: в статистический учет долгосрочной миграции населения попадают лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более [5]. В результате этих изменений в 2011 году число прибывших в Россию существенно возрастает и приближается к показателю 2000 года.

Таким образом, большинство характеристик мигрирующего населения, опубликованных Росстатом до 2011 года, относится лишь к части миграционных потоков. И хотя прежде в условиях неполноты данных органы статистики и старались скорректировать миграционные потоки на недоучет прибывших из государств - республик бывшего СССР, используя собранные сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, всё же эти оценки касались только общих итогов международной миграции, но не характеристик самих мигрантов.

В то же время новые правила учета иммиграции, введенные с 2011 года, по-

влекли за собой существенные изменения характеристик внешних мигрантов. В данном случае речь идет не только об увеличении объемов учтенной иммиграции, но и о снижении образовательного уровня мигрантов, существенном увеличение доли иностранных граждан среди прибывших, увеличение числа лиц, сменивших место жительство по причинам работы и многое другое.

Таким образом, проанализировав специфику статистического учета мигрантов, можно сделать вывод, что точность тех данных, что находят отражение в статистических публикациях, полностью определяется правилами и практикой регистрации мигрантов, которые меняются со временем и зачастую далеки от совершенства. Кроме того, следует отметить, что для качественных полновесных миграционных исследований объем статистических сборников нельзя считать удовлетворительным.

В настоящее время статистические исследования миграции в нашей стране значительно уступают по глубине и репрезентативности развитым странам. Не случайно специалисты заостряют внимание на том, что «статистика остается все еще слабым местом в миграционных исследованиях стран СНГ и России (что не является виной исследователей), в то время как в странах Евросоюза она все более унифицируется» [3, с. 28]. Для изучения любого процесса или объекта, прежде всего, необходимо разнообразие характерных переменных, которые в отношении мигрантов в открытом доступе встречаются крайне редко. К примеру, листок статистического учета прибытия, используемый статистическими службами для получения сводных данных о численности и составе мигрантов, содержит довольно широкий спектр личных данных прибывшего (вопросы касательно прежней трудовой деятельности, наличия социального обеспечения, наличия семьи и её местонахождения и др.), однако для аналитических сторон-

них исследований не все эти данные доступны. В тоже время на основании таких листков (при их заполнении не только гражданами Российской Федерации) могли бы быть сформированы базы данных, включающие сведения о сфере деятельности, статусе в занятости, состоянии в браке, наличии детей, и т.д. при анонимности личности опрошенного и какой-либо привязке к ней, или же статистические службы могли бы в официальных публикациях группировать мигрантов по более широкому классу показателей, чем возрастно-половой состав, причина смены места жительства, образование и гражданство.

Проблема недостаточности и некоторой усеченности текущих данных о внешних мигрантах, по нашему мнению, кроется в самой методической базе сбора и обработки первичной информации. Именно поэтому разработчикам форм документов, таких как миграционная карта, визовая анкета и листки статистического учета, нужно привлекать к их составлению ученых-статистиков, изучающих миграцию, что, несомненно, будет способствовать в будущем более высокому уровню исследования миграционных процессов.

В формы миграционного учета, на наш взгляд, необходимо добавить ряд дополнительных параметров, позволяющих получить более полное представление о лицах, въезжающих на российскую территорию. Перечень таких показателей мог бы быть разработан специалистами в процессе широкого обсуждения в среде ученых и экспертов. К примеру, по нашему мнению, должен быть включен вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?» или «Кем по национальности Вы себя считаете?» Как известно, до 2008 года статистика нашей страны учитывала этническую принадлежность внешних мигрантов. В настоящее время научная общественность не выработала единой позиции по вопросу необходимости учета категории этнич-

ности, но в Переписи населения РФ 2010 года вопросы данной группы присутствовали в переписной форме «Л» для всех постоянно проживающих в стране. Мы считаем, что каждый человек в любом случае самостоятельно идентифицирует себя с какой-либо нацией, народностью или этносом и, несомненно, явно или скрыто гордится своей этнической принадлежностью, даже если не принадлежит к ней по праву рождения. Поэтому такой вопрос не может считаться неполиткорректным или дискриминационным по отношению к внешнему мигранту, в особенности, если вопрос не будет относиться к классу обязательных для ответа. Сведения не только о гражданстве внешнего мигранта, но и о его национальной самоидентификации являются ценными с точки зрения изучения объективно существующей современной реальности и прогнозирования потенциальных трансформаций, а «отсутствие этнической статистики в каком-то смысле делает сам феномен этнической принадлежности табуированным и как бы не существующим для научного познания» [1].

Большое значение для изучения миграционных процессов имеет и анализ степени адаптации внешних мигрантов на территории России. Различные составляющие адаптационного процесса непосредственным образом связаны с таким важным компонентом как языковая адаптация, которая во многом является основополагающей, ведь отсутствие языкового барьера выступает необходимым условием успешной адаптации в любой стране. В настоящее время в оценке сдвигов в уровне владения русским языком в среде мигрантов можно опираться только на данные выборочных и специальных обследований и мониторингов исследовательских институтов по уровню знаний русского языка. С 1 января 2015 года в силу вступает положение [7], согласно которому иностранный гражданин при

обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязан документально подтвердить владение русским языком, а также знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. Однако при первичной регистрации мигрантов уровень владения русским языком и в целом возможности успешной коммуникации прибывшего выявляться не будут. На наш взгляд, в миграционные формы также необходимо включить ряд вопросов о знании языка страны прибытия. Например: «Можете ли Вы общаться на любом другом языке, кроме родного (указать какой)?» Выбирая такую формулировку вопроса, мы исходим из того, что в нашей многонациональной стране существует многообразие региональных языков и для общения в регионах на начальном этапе адаптации достаточно знание любого из них. Наличие данного показателя может существенно расширить аналитические перспективы исследований и позволит научной общественности разработать эффективную стратегию в области языковой адаптации и как следствие полноценной адаптации внешних мигрантов к реалиям российского социума.

В целом, резюмируя обзор норм и правил статистического учета внешних мигрантов и уровень полноты и доступности показателей миграционных процессов для научной общественности, следует отметить необходимость его оптимизации. На наш взгляд, следует привлечь ученых-статистиков для модернизации параметров первичных носителей информации и разработки методики сбора данных, используемой ФМС и погранично-визовой службой; статистической службе необходимо расширить круг разрабатываемых и публикуемых показателей, объединив данные различных ведомств; специалистам программного обеспечения ФМС и Росстата оптимизировать работу элек-

тронных ресурсов для удобства получения пользователями статистических данных; МВД необходимо контролировать качество и объем заполнения форм миграционных документов; всем уполномоченным ведомствам исключить повторный учет одного и того же объекта или действия при помощи межведомственной электронной системы. Ведь без всесторонних и глубоких статистических исследований, позволяющих составить многомерный «портрет» мигранта, невозможно развитие стратегических направлений миграционной политики государства.

Библиографический список

1. Вишневский, А. Г. Должна ли миграционная статистика учитывать этническую принадлежность мигрантов? // Выступление в дебатах «Должна ли государственная статистика в странах Европейского союза использовать категорию этничности?» Флоренция, 25-26 июня 2012 г. - URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0531/ana lit02.php.

2. Денисенко, М. Б. О демографическом тренде и демографических прогнозах // Журнал новой экономической ассоциации. - 2011. - № 9. - С.182-184.

3. Молодикова, И. Западные подходы к исследованию миграции - возможности сравнений с российской исследовательской школой./ Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие. Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - С. 9-29.

4. Мкртчян, Н. Статистические источники информации о миграции населения в России // Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молоди-ковой, В. Мукомеля. - М.: Центр ми-

грационных исследований, 2007. -С. 184-209.

5. Статистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2011 году». -URL: http://www.gks.ru.

6. Статистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2013 году». -URL: http://www.gks.ru.

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 20.04.2014 № 74-ФЗ (ред. 23.06.2014).

8. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002.

9. Цапенко, И. П. Экономический цикл и международная миграция населения // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 8. -С. 31-42.

10. Чудиновских, О. С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса // Демоскоп Weekly. -№ 185-186, 10-23 января 2005. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/01 85/analit03.php.

Bibliographic list

1. Vishnevsky, A. G. Should migration statistics consider the ethnicity of migrants? // Debate speech «Should state statistics of the EU Member States use a category of ethnicity? Florence, 2526 June 2012. - URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0531/ana lit02.php.

2. Denisenko, M. B. On demographic trends and population projections // Journal

of the New Economic Association. - 2011.

- № 9. - P. 182-184.

3. Molodikova, I. Western Approach to the Migration Research - comparison with Russian Research Institution // Methodology and methods of Study the Migration processes: Textbook / ed. by J. Zayonchkovskaya, I. Molodikova, V. Mukomel. - M., 2007. - P. 9-29.

4. Mkrtchian, N. Statistical sources on migration in Russia // Methodology and methods of Study the Migration processes: Textbook / ed. by J. Zayonchkovskaya, I. Molodikova, V. Mukomel. - M., 2007. -P.184-209.

5. Population size and migration in the Russian Federation in 2011 // Statistical Bulletin. - URL: http://www.gks.ru.

6. Population size and migration in the Russian Federation in 2013 // Statistical Bulletin. - URL: http://www.gks.ru.

7. Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» № 74-FZ of 20.04.2014.

8. Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» № 115-FZ of 25.07.2002.

9. Zapenko, I. P. Economic cycle and international migration // World Economy and International Relations. - 2011. - № 8.

- P. 31-42.

10. Chudinovskih, O. S. The Account of Migration in Russia: the Reasons and the Consequences of the Crisis // Demoscope Weekly. - № 185-186, 10-23 January 2005. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/01 85/analit03.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.