Общественное здоровье и здравоохранение
УДК 614.23
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© 2018 О.А. Корнилова, Е.В. Самыкина, Т.В. Герасимова
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара
В статье представлено описание специфики формирования профессионального самосознания у студентов медицинских вузов, рассмотрены компоненты и этапы его формирования. Автор придерживается позиции ценностного подхода в формировании профессионального самоопределения студентов-медиков, обусловленного их профессиональной ответственностью профессии за здоровье и жизнь пациентов.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, Я-концепция, самопонимание, профессиональная идентичность, студент медицинского вуза.
Динамичная модернизация, происходящая в социуме и предметном мире, предъявляет все более жесткие требования к будущим специалистам. Общество заинтересовано в широко образованных, критически мыслящих, способных к разностороннему и целостному видению проблем, готовых к выработке нестандартных решений индивидах, как субъектов профессиональной деятельности, что предполагает высокий уровень их сознательности. Эти критерии исходят и из федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Самосознание - не данность, а результат развития представлений индивида о себе под воздействием различных социальных факторов. Придерживаясь позиции становления самосознания (а не как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания) в процессе развития, известный советский психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности...» [2, с. 122]. Я-концепция, используемая Р. Бернсом как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе, позволяет рассмотреть профессиональную Я-концепция, как результат самосознания личности студента.
В так называемых социономических или помогающих профессиях особо важен ценностный подход, то есть ориентация на другого как на высшую ценность, равную ценности собственного «Я». Зрелое целеполагание, высокая степень развития рефлексии, обогащение личности опытом профессии и способности к преобразованию, адекватная оценка своей профессиональной зрелости - все это психологические особенности профессионального развития будущего специалиста. Специфика помогающих профессий, к которым относятся и
медицинские работники, состоит в нацеленности на результат и преодолении собственных жизненных и личностных проблем и трудностей. Влияние на жизнь другого человека требует от будущего врача глубокого осознания высокой меры ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.
Уровень профессионального самосознания, как значимого фактора в становлении активной жизненной позиции будущего врача, его профессионализма является важным показателем в регулировании учебной деятельности обучающегося медицинского вуза.
В XXI в. врач должен быть не только высокообразованным, способным самостоятельно и творчески работать на избранной стезе, профессионально грамотным, но и обладать профессионально значимыми качествами: эмоциональная устойчивость; эмпатия; рефлексия; наблюдательность; внимательность; быстрота принятия решений; организаторские и коммуникативные способности. Современная ситуация развития общества актуализирует проблему научного поиска путей повышения профессионального самосознания студентов медицинского вуза.
Результаты многих научных исследований подтверждают, что в ходе профессиональной подготовки студентов-медиков происходит существенное изменение в структуре их профессионального самосознания, результаты которого затем скажутся на успешности профессиональной деятельности и удовлетворенности этой деятельностью [7, с. 113]. Развитие самосознания - важное условие построения личных и профессиональных планов на этапе вхождения в профессию в период получения образования, условие формирования персонального стиля и установления своей идентичности в профессиональной деятельности. Одним из критериев в становлении профессионального самосознания является постановка целей и контроль за их реализацией.
Структурными компонентами профессионального самосознания отечественными психологами признаются когнитивный, мотивационный, эмоциональный и операциональный [3, с. 74]. Начальным звеном самосознания является когнитивный элемент, представленный самопознанием. В процессе самопознания студент-медик производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом, соотнося при этом знания о себе с требованиями и нормами медицинского сообщества, что позволяет ему определить собственное место в системе врачебной деятельности. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знаний о себе в данном случае, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими субъектами учебного медицинского сообщества.
В процессе профессионального общения студенты познают сами себя, и одновременно, друг друга. Познание другого начинается с наблюдения за его внешним проявлением, поведением и общением в деятельности, и, познавая особенности другого, студент выделяет и свои отличные от других, персональные характеристики.
В структуре эмоционального компонента профессионального самосознания студента-медика отмечается стремление оставаться самим собой, сформировать себя как личность, невзирая на внешние обстоятельства и деформирующие воздействия, в трудных условиях найти в себе ресурс самоподдержки, при условии сформированности Я-концепции. Как представляется, именно процесс самопонимания, являющийся необходимым компонентом самосознания, позволяет расширить представления о природе своего «Я».
Процесс становления самопонимания у студентов включает три этапа:
1. Осмысление своего внутреннего мира, когда обучающийся начинает анализировать свои эмоции не как производные от внешних обстоятельств, а как состояния своего «Я». На
данном этапе у обучающегося появляется стойкое понимание своей индивидуальности, непохожести на других.
2. В связи с появлением понимания о необратимости течения жизни студент начинает задумываться о своих перспективах, о своем профессиональном будущем, о личном значении для общества в медицинской области. Происходит переосмысление целей, своих жизненных и профессиональных перспектив.
3. На третьем этапе формируется целостное представление о себе, при этом самопонимание проявляется не как анализ себя, своей внешности и черт характера, а складывается понимание о себе с точки зрения интеллектуальных и профессиональных, морально-психологических качеств [2, с. 229].
В самопонимании значимым элементом является самоуважение, подразумевающее и удовлетворенность собственной профессиональной деятельностью, положительное отношение к себе с точки зрения становления профессиональных качеств и получаемого объема знаний, в согласовании своего «Я-актуального» и «Я-идеального». Самоуважение, скорее, оценочное понятие себя, с точки зрения одобрения либо неодобрения своих успехов, способностей, преуспевания, компетентности, профессионального достоинства.
Содержание мотивационно-целевого компонента профессионального самосознания студента - медика реализуется через самоактуализацию, что подразумевает реализацию личного потенциала обучающегося, его совершенствование. Профессиональная самоактуализация выступает операциональным аналогом личностной зрелости [9, с. 25]. Высокий уровень самоактуализации, выражающийся в максимальном раскрытии и использовании своих способностей и талантов, способствует достижению творческой зрелости обучающегося. Основным же конструктом поведенческого (орперационального) компонента является саморегуляция -раскрытие собственных резервных возможностей студента, а, следовательно, развитие его творческого потенциала.
Использование саморегуляции подразумевает волевую активность, вследствие чего формируется ответственная и сильная личность. Под саморегуляцией мы понимаем специфическую деятельность студента с совершенно индивидуальной структурой и стилем, иными словом-психотехнологиями, при помощи которых студент корректирует и себя, как личность, и, соответственно, результаты своей активности, чем развивает свое профессиональное самосознание.
Обучение навыкам саморегуляции крайне важно уже на этапе профессионального становления. Студент должен знать и быть готов к повышенным стрессовым условиям профессиональной медицинской деятельности, и, во избежание эмоционального выгорания впоследствии, владеть приёмами снятия напряжения, регулируя и корректируя свое психологическое и эмоциональное состояние [8, с. 190].
Вместе с тем выделенные компоненты профессионального самосознания хотя и взаимосвязаны между собой, однако их выделение носит условный характер. Реализация данных компонентов происходит в двух направлениях - в субъективном и объективном. В первом случае - это «Я-концепция», во втором - профессиональное мастерство. «Я-концепция» -это все «само» - самопонимание, самоуважение, саморегуляция, самореализация, самооценка, самодеятельность, самоорганизация. «Я-концепция» согласовывает цели, ценности, поступки и поведение студента-медика. По мере вырабатывания представлений о содержании своей будущей профессиональной деятельности, у студента формируется и профессиональ-
ная «Я-концепция». Оба направления взаимосвязаны между собой: «Я-концепция» меняется под воздействием профессионального мастерства, и наоборот.
Профессиональное самосознание, как любой психологический процесс, проходит несколько стадий. На первой, как выделяют исследователи, формируется первичный образ будущей профессии [10, с. 101]. На следующей, закрепляющей, уже после получения определенного объема знаний и сформированных представлений, оформляется вторичный образ. Затем студент погружается в профессию, и уже его «внешнее» видение переходит во «внутреннее», в результате чего образовываются профессиональные установки, увеличивается (или снижается) интерес, а, следовательно, и мотивация к профессии, происходит изменение личностных качеств.
На последующем этапе студент приобретает устойчивые качества профессиональной идентификации, уже есть практический опыт в оценивании собственной активности. На пятой стадии, собственно, формируется профессиональное самосознание, образуются установки на развитие в профессии и повышение профессиональной компетенции.
Как мы видим, становление профессионального самосознания студентов медицинских вузов - непростой, личностный, активный и регулирующий механизм, благодаря которому студент саморазвивается, формирует сознательно профессионально значимые качества, осваивает профессиональное мастерство.
Анализируя свои профессиональные и личностные качества, сопоставляя их с требованиями врачебной деятельности, студент-медик выявляет, какими качествами он должен обладать для успешной работы, и в какой степени они развиты у него. В результате рефлексии студент может осознанно вырабатывать и развивать данные качества у себя. Благодаря осознанию собственных индивидуально-психологических характеристик и сопоставлению их с профессионально необходимыми, у студента вырабатывается стимул к совершенствованию. В этом случае студент, как личность, способен выйти за практические рамки к созиданию преобразований, иными словами - способен преодолеть свои профессиональные возможности.
В процессе профессионального самосознания движущая сила - обретение студентом знаний, понимание им смысла, целей своего профессионального становления, обогащение представлениями о своей будущей медицинской деятельности и выработка профессиональных умений. Анализируя становление профессионального самосознания будущих врачей, мы рассматриваем не только внешние ситуации, оказывающее влияние на личность студента, но и его внутренние побуждения.
Ценностная ориентация студента-медика значима в связи с особой необходимостью гуманистического подхода в отношениях «врач-пациент». Только тогда, когда собственные жизненные ценности студента совпадают с профессиональными медицинскими ценностями, мы можем говорить о становлении профессионального мастерства и его убедительной субъектной позиции. Последняя является ведущим фактором в формировании личности студента-медика, становления позитивного образа «Я - будущий медик» [3, с. 74].
Конечно, на ранних курсах говорить о становлении профессионального самосознания не приходится в полной мере, оно формируется как феномен человеческой психики, лишь к старшим курсам. Причем каждый из рассмотренных выше компонентов самосознания играет разную роль на различных этапах обучения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что профессиональное самосознание студентов-медиков - это отношение к себе как личности и профессионалу, как к представителю помогающих профессий, реализующееся через рефлексию своей профессиональной активности.
Совершенно очевидно, что одна из основных задач медицинского вуза сформировать профессиональное самосознание будущих врачей, что обеспечит создание целостного образа «Я -будущий врач». Познавательная мотивация каждого студента - очень варьирующаяся категория, а, вместе с тем, ее позитивное формирование существенно влияет и на эмоциональное отношение к образовательной среде, и на последующее профессиональное самоопределение.
Реальным результатом развития и сформированности профессионального самосознания должно быть осознание себя как профессионала, занимающего свою роль и место в коллективной деятельности и несущего ответственность за свои действия. Самосознание - элемент профессионализма студента-медика, а повышенная степень ответственности за здоровье и жизнь пациентов определяют особую специфику становления профессионального самосознания будущих медицинских работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Антонян Ю.М., Волынкина В.М., Юрасова Е.М. Психологические аспекты профессионального становления / Сборник материалов Всероссийской межвузовской научной конференции. - М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2009. - 144 с.
2 Борозинец Н.М. Профессиональное самосознание: структура и содержание // Вестник университета. - 2014. -№ 23. - С. 228-232.
3 Дворникова Т.А Исследование профессионально-личностного развития студентов медиков // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 5-3. - С. 73-76.
4 Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2000.
5 Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
6 Карпов А.В. Рефлексивность как психологическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - Т. 24. - С. 147-152.
7 Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2012. - № 12. - С. 112-120.
8 Кузнецова Л.Э., Косинова Д.С. Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников // Молодой ученый. - 2017. - № 12. -С. 190-192.
9 Никитина Н.И., Захарчук Л.М., Гребенникова В.М. Профессионально-личностное развитие специалистов социономического профиля в системе «Колледж - вуз - постдипломное образование» // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 4 (16). - С. 24-37.
10 Озерина А.А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. - 2011. - № 1. - С. 100-104.
11 Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / под общей ред. проф. З.Х. Саралиевой. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. - 865 с.
12 Эннс Е. А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2014 г.). -СПб.: Реноме, 2014. - С. 123-125.
Рукопись получена: 5 декабря 2018 г. Принята к публикации: 6 декабря 2018 г.